Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма
В статье рассматривается динамика изменений системы этнической прессы Крымской АССР как отражение ее национальной политики в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма....
Gespeichert in:
| Datum: | 2007 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2007
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107810 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма / Н.В. Яблоновская // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 116. — С. 33-36. — Бібліогр.: 23 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-107810 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1078102025-02-09T13:46:38Z Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма Яблоновская, Н.В. Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье рассматривается динамика изменений системы этнической прессы Крымской АССР как отражение ее национальной политики в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма. У статті розглядається динаміка змін системи етнічної преси Кримської АРСР як відображення її національної політики в умовах плану коренізації і тоталітаризму. The article researches the changes of the ethnic mass-media's system in Crimean ASSR as the reflection of its national policy in the conditions of the plan of corenization and the totalitarizm. 2007 Article Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма / Н.В. Яблоновская // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 116. — С. 33-36. — Бібліогр.: 23 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107810 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Яблоновская, Н.В. Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма Культура народов Причерноморья |
| description |
В статье рассматривается динамика изменений системы этнической прессы Крымской АССР как отражение ее национальной политики в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма. |
| format |
Article |
| author |
Яблоновская, Н.В. |
| author_facet |
Яблоновская, Н.В. |
| author_sort |
Яблоновская, Н.В. |
| title |
Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма |
| title_short |
Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма |
| title_full |
Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма |
| title_fullStr |
Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма |
| title_full_unstemmed |
Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма |
| title_sort |
этническая пресса крымской асср: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2007 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107810 |
| citation_txt |
Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма / Н.В. Яблоновская // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 116. — С. 33-36. — Бібліогр.: 23 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT âblonovskaânv étničeskaâpressakrymskojassrnacionalʹnoevozroždenievusloviâhplanakorenizaciiiformiruûŝegosâtotalitarizma |
| first_indexed |
2025-11-26T09:48:39Z |
| last_indexed |
2025-11-26T09:48:39Z |
| _version_ |
1849845896592752640 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
33
Яблоновская Н.В.
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА КРЫМСКОЙ АССР: НАЦИОНАЛЬНОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЛАНА КОРЕНИЗАЦИИ
И ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ТОТАЛИТАРИЗМА
Национальная политика Крымской АССР – одно из наиболее интересных явлений прошлого, значение
которого не ограничивается рамками истории, но в качестве опыта может быть использовано современны-
ми этнополитологами Украины. Данное явление явилось объектом изучения в ряде публикаций последних
лет – Господаренко Н.М.[3], Фридмана Я.В.[22], Хованцева Д.В.[23], Змерзлого Б.В.[17], Пащени В.Н. [21],
В. Дённингхауса [16], Волобуева О.В. [1] и др. Однако исследователи, рассматривая статистическую, коли-
чественную сторону проблемы национального строительства, на наш взгляд, уделяли недостаточно внима-
ния ее качественной стороне – живым процессам национального возрождения, которые невозможно полно-
стью раскрыть с помощью цифр. В данном аспекте наиболее интересным остается вопрос о взаимосвязи
национальной политики Крыма 1921–1941 гг. с системой его этнической печати, а конкретнее – динамика
изменений системы этнической прессы Крымской АССР как отражение ее национальной политики. Иссле-
дование указанной проблемы и явилось целью настоящей статьи, в задачи которой вошло: установить на-
личие/ отсутствие факта поликультурности в системе этнической прессы Крымской АССР на разных этапах
ее существования; определить роль государственного регулирования в развитии крымской этнической
прессы указанного периода, а также выяснить его положительные и отрицательные стороны.
В годы революции и гражданской войны на полуострове существовали десятки этнических изданий –
крымскотатарских, караимских, еврейских, немецких, армянских. Поэтому не было ничего удивительно в
том, что в период образования Крымской АССР представители практически всех этносов полуострова пи-
тали надежды на осуществление своих национальных прав (и в том числе – на издание своих периодиче-
ских печатных органов). Однако уже в конце 1921 г. среди национальных газет новой республики остались
лишь коммунистические: татарская «Ени Дунья» («Новый мир»), немецкая “Hammer und Pflug” («Молот и
плуг»), армянская «Комунаи занг» («Колокол коммуны») (и, возможно, «Комунаи дзайн» («Голос комму-
ны») [20]). «Известия Караимского духовного Правления», отстаивающие в первую очередь идею сохране-
ния караимской религии, еврейские издания, не чуждые сионистских идей, многочисленные крымскотатар-
ские национальные небольшевистские издания стали неинтересны новой власти, рассматривающей дорево-
люционное развитие страны как некую «предысторию», не имеющую большого значения для настоящего и
тем более для планируемого «светлого будущего».
Уже в следующем 1922 г. за гранью государственной заботы оказались немецкая и армянская газеты. В
протоколе заседания Крымского ОК РКП (б) от 4 сентября 1922 г. было постановлено: “ Ввиду отсутствия
средств у областного комитета на издание армгазеты, таковую с 1 сентября изданием прекратить ” [4]. По-
добное решение было принято и относительно немецкой газеты “Молот и плуг” (п.6 постановления). В
1924–1925 гг. данная газета издавалась уже за пределами полуострова – как орган для немецких колонистов
Украины, Крыма и Кавказа.
Таким образом, с конца 1922 г. этническую прессу многонационального Крыма стала представлять
только крымскотатарская и только большевистская периодика. За рамками системы национальных изданий
остались украинцы полуострова (10, 2 % населения [19, с.284]), немцы (6, 1 %), евреи (5,6 %), греки (2,3 %),
болгары (1,6 %), армяне (0,5%), а также коренные народы крымчаков и караимов, не имеющие метрополий
за пределами Крыма (впрочем, крымскими караимами в 1927 г. была предпринята попытка издания нацио-
нального журнала «Бизым йол» («Наш путь»), однако без государственной поддержки эта инициатива не
нашла продолжения). Такое однобокое распределение количества печатной продукции между нацменьшин-
ствами Крыма не поддается другой логике, кроме логики «воли партии»: в 1921 г. наиболее высоким пока-
затель грамотности на полуострове у немцев и евреев – почти ¾, у русских и украинцев он составлял 56,6 %
(но именно немцы, евреи и украинцы остались на полуострове без своих печатных органов), у татар же он
был самым низким – 28,6 % [16, с. 118]. Объясняет дискриминационное для ряда национальностей отноше-
ние к их издательской деятельности со стороны партии то, что ее политика коренизации была переведена в
КрАССР в политику татаризации.
Заместитель председателя Крымсовнацмена С.А. Гамалов писал в 1927 г.: «С наступлением периода
более нормального и спокойного строительства (с 1923/1924 г.) преобладающее внимание руководящих со-
ветских органов было уделено, естественно, коренному татарскому населению, больше всех пострадавшему
как от 150–летнего гнета царско–буржуазной России, так и от пертурбаций последнего десятилетия» [2, с.
190.]. Однако внимание советского руководства к крымским татарам, по мнению исследователей [15], объ-
яснялось вовсе не сочувствием к пострадавшим от 150–летнего гнета, а более прагматичными целями:
внешнеполитической стратегией СССР, пытавшегося через крымских мусульман обрести рычаг влияния на
ближний Восток. Но какими бы не были международные цели политики коренизации, середина и конец
1920–х гг. стали временем расцвета крымскотатарской периодической печати, которая, по мнению И.А. Ке-
римова, в это время представляла собой мощную индустрию [18, с.133]. Если в 1923–1924 гг. цифры выпу-
щенной издательством Крымгиз литературы выглядели так [6]:
Названий Печат. листов Экземпляров
На рус. яз. 20 101 34650
На тат. яз. 5 18, 5 1300
Яблоновская Н.В.
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА КРЫМСКОЙ АССР: НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЛАНА
КОРЕНИЗАЦИИ И ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ТОТАЛИТАРИЗМА
34
То на протяжении 1925–1927 гг. [5] количество листов-оттисков татарского отдела Крымского государ-
ственного издательства намного превышало аналогичное как русского (на русском языке рекомендовалось
издавать только краеведческую литературу или произведения крымских авторов, поскольку другие книги
на русском языке поступали в достаточном количестве из Москвы и других крупных издательских цен-
тров), так и нацменотделов:
Отдел Количество листов–оттисков
1925–1926 гг.
Русский отдел 182.775
Татарский отдел 853.495
Немецкий отдел 2.550
Итого: 1.038.820
1926–1927 (октябрь–июль включительно)
Русский отдел 131.750
Татарский отдел 607.725
Итого: 739.500
В течение 1929–1930 гг. на татарском языке было издано 168 книг различных названий (в 1927–1928 гг.
– 43 книги, таким образом, ассортимент татарской литературы только за указанный период увеличился поч-
ти в 4 раза!). На немецком языке за 1929–1930 гг. было издано 4 названия, на крымчакском – 4 названия и
на греческом – 1. На языках других национальностей никакой литературы издано не было [11].
В 1920–е гг. на крымскотатарском языке издавались 2 областные газеты – «Енъи дюнья» («Новый
мир»), основанная в 1918 г. в Москве Мустафой Субхи, и комсомольская «Яш къуввет» («Юная сила»), вы-
ходили журналы: «Илери» («Вперед») (1926–1930), «Енъи Чолпан» («Новая Венера») (1923–1924), «Козь-
айдын» («Благая весть») (1927–1930), «Окъув ишлери» («Проблемы просвещения») (1925–1929), «Кой коо-
ператоры» («Сельский кооператор») (1925), «Пролетар медениети» («Пролетарская культура») (1930), «Ас-
ры мусульманлыкъ» («Современное мусульманство»), десятки местных газет, бюллетеней.
Современная крымскотатарская пресса Крыма во много раз уступает довоенной как по разнообразию,
так и по уровню изданий. И если сегодняшние крымскотатарские газеты постоянно находятся на грани за-
крытия из–за перебоев в государственном финансировании, то их предшественники в Крымской АССР из-
начально были дотационными и при этом успешно развивались. Например, в 1926–1927 бюджетном году
дотация, отпускаемая отдельным органам крымской периодической печати, распределялась так [7]:
Название По гос. бюд-
жету
По обл. бюд-
жету
По районному
бюджету
Итого Примечание
Газеты:
«Красный Крым» – 8.000 – 8.000
«Крестьянин» 4.000 9.000 – 13.000
«Енъи Дунья»
«Яш Куввет»
8.800 27.545* 10.000 46.345 * Из Симферо–
польского горрай-
исполкома
«Молодой Большевик» – 7.455 – 7.455
«Красная Керчь» – – 10.200 10.200
«Маяк Коммуны» – – 30.000** 30.000** ** На покрытие де-
фицита за пр. 1
½ г.
Журналы:
«Илери» – 4.000 – 4.000
«Окъув Ишлери» 3.000 – – 3.000
«Пути коммунистического
просвещения»
3.486 – – 3.486
В материалах к докладу секретаря обкома в Центральном Комитете за 1926 г. подчеркивалось, что наи-
большее внимание крымского обкома оказывалось татарской печати, которая по областному бюджету по-
лучала 62,1 % всей дотации и по госбюджету 51,5 % [9].
Субсидирование татарских газет и журналов было не безвозмездным: взамен партия ждала ревностного
выполнения ими идеологической, агитационной функции. В отчетах крымского обкома 1920–х гг. по во-
просам печати постоянно встречаются сетования на то, что его «влияние через газеты на беспартийные
массы татарского крестьянства чрезвычайно ничтожно и популярность татарских газет среди этих масс не
завоевана ими» [8].
В 1920-е гг., несмотря на постоянный партийный контроль за деятельностью крымскотатарских СМИ,
последним удавалось на своих страницах говорить о сокровенном, и прежде всего о проблемах националь-
ной культуры. История и этнография, литературоведение и языкознание, художественные произведения
крымскотатарских писателей и поэтов – национальная жизнь в ее разнообразных аспектах сохранена крым-
скотатарской периодикой 1920-х гг. На страницах вышеупомянутых этнических изданий можно найти
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
35
практически все имена крымскотатарских литераторов, ученых, общественных деятелей, партийных лиде-
ров того времени: А. Айвазова и О. Акчораклы, У. Боданинского и Дж. Гафара, Джаманаклы и Джавтобели,
М. Недима и М. Куртиева, А. Озенбашлы и У. Одабаша, У. Ипчи и И. Тархана, А. Ислямова и многих дру-
гих.
При этом указанные издания не были избавлены от целого ряда проблем, главными из которых были
необеспеченность профессиональными кадрами и малочисленность штата по сравнению с аналогичными
русскоязычными газетами (в отличие от русских газет, редакция крымскотатарских обязательно должна
была включать переводчиков, поскольку многие материалы были переводными – например, в газете «Енъи
Дюнья» – 50% материалов [13]). Если штат «Красного Крыма» в 1930 г. состоял из 53 человек, то штат
«Енъи Дюнья» – из 12 человек [13]. Специфической проблемой крымскотатарских изданий стала их малая
объемность по сравнению с русскоязычными. Если «Красный Крым» в 1930 г. имел объем 2772 кв. см при
171.100 печатных знаков, то «Енъи Дюнья» – 1258 кв. см при 64.000 печатных знаков [13]. Это значило, что
в «Енъи Дюнья» помещалось материала в 2,5 раза меньше, в такое же количество раз снижалась ее инфор-
мативность и в значительной степени – оперативность (часть интересных материалов редакция была выну-
ждена откладывать и публиковать с 2–3 дневным запозданием).
Разнообразие крымскотатарской периодики 1930–х гг. и наличие в ее системе целого ряда серьезных
«толстых» журналов, на первый взгляд, продолжают свидетельствовать о благотворном для крымскотатар-
ской культуры внимании к ней партийного руководства. В это время издаются «Большевик йолы» («Боль-
шевистский путь») (1930–1935), «Эдебият ве культура» («Литература и культура») (1936–1941, с 1939 –
«Совет эдебияты» («Советская литература»)), «Яш ленинджилер» («Молодые ленинцы») (1930–1941), «Со-
вет кадынлыгы» («Советская женщина») (1932–1941, 1932–1936 – «Кадынлык социализм йолында» («Жен-
щина на пути к социализму»), «Коммунист тербиеси» («Коммунистическое воспитание») (1932–1933), про-
должают выходить областные и районные крымскотатарские газеты.
Но в это время национальная периодика, под угрозой обвинений в национализме перестав отражать на-
циональную жизнь (осенью 1927 г. органами ОГПУ было начато дело против «контрреволюционной орга-
низации «Милли-Фирка»», обозначив кампанию борьбы с буржуазным национализмом в Крыму, а на деле
– с национальными культурами полуострова), все больше превращается в периодику на национальных язы-
ках (по принципу «культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию»).
Яркой иллюстрацией изменения национального курса партии может служить крымскотатарский жур-
нал «Козь-айдын» («Благая весть»), организованный в 1927 г. А.С. Айвазовым, У. Баличем, А. Лятиф-заде и
Э. Шемьи–заде как орган Комитета новотюркского алфавита (НТА) и его обществ. По замечанию И.А. Ке-
римова, в период с 1927–1929 гг. «не было ни одного номера «Közaydın», не включавшего произведения М.
Нузета (публиковался под псевдонимом «Туревич») и А. Кадри–заде (псевдоним «Чиркий»)» [18, с.132]. В
журнале публиковались также М. Куртиев, Ф. Абляй, А. Айвазов, Джаманаклы, И. Джеватов, Алтанлы, Ш.
Муртазаев, Т. Хусейн, А. Али, И. Бахшиш и др. Уже в январе 1929 г. секретариат крымского обкома в сво-
ем постановлении отметил недопустимость попыток реорганизации «Козь–айдын» в детский журнал [10]. В
1930 г. полностью сменилась редакция журнала: ответственным редактором стал А. Ислямов, в редакцион-
ную коллегию вошли Девлетов и Велиуллаев. Журнал стал носить официально–пропагандистский харак-
тер, из него ушли народный юмор и фольклорные персонажи, практически полностью затушевалась нацио-
нальная специфика издания, а изображения пионеров обозначили новый этап государственного строитель-
ства – этап, на котором не нашлось места для национальных ценностей.
В 1930–х гг., в рамках борьбы с татарским буржуазным национализмом, крымские власти пытаются во-
зобновить выход периодических изданий других нацменьшинств – евреев и немцев. В «Сведениях о вновь
организуемых газетах с 1/X – 1930 г.» крымского обкома сообщается об основании новых областных газет
– еврейской и немецкой (место выхода – Симферополь, объем – 4 страницы, периодичность – через день,
размер – 412/580, тираж – 3000) [12].
Однако этот замысел был реализован лишь частично: еврейские и немецкие газеты издавались в рай-
онах компактного проживания представителей соответствующих наций. Для жителей еврейских районов
Крыма выходила газета на идиш и русском “Ленинвег” («Ленинский путь») (в 1935–1938 – «Сталин вег»),
решение о выпуске которой было принято на заседании секретариата обкома 26 июля 1931 г. [14], а также две
двуязычные (русский–идиш) газеты МТС «Сталинский путь» и «Клич Политотдела» (10 раз в месяц, тираж
каждой – 1000 экземпляров). Для немцев Крыма издавались газеты «Большевик» и «Тельмановская правда»
(обе – Тельмановский район, 1935–1936), “Ударный труд” (1933–1934) (Биюк-Онларский район). Остальные
нацменьшинства Крымской АССР должны были пользоваться изданиями, выходившими за пределами
Крыма.
Однако, выполняя очень важную функцию поддержания национальных языков, еврейские и немецкие
газеты, как и крымскотатарские районные издания, больше ничем не обнаруживали свою этничность: они
отражали не национальную, а «партийную» картину мира в русле проходящих кампаний (коллективизации,
индустриализации, партийных чисток, антирелигиозной пропаганды и т.д.) Вот, например, заголовки един-
ственного уцелевшего в Государственном архиве АРК номера газеты «Ленинвег» (№ 90 (380) за 1934 г.):
«Правильно делить работу между тракторами и строго контролировать работу каждого», «Начался массо-
вый сев», «На бюро райкома ВКП(б)», «Все на субботник!», «Финплан выполнить по каждому сельсовету,
колхозу и каждому плательщику», «Тов. Немижанский премирован», «Молодым учителям организована
помощь», «В Молотове–17 создается прорыв», «Выполним финансовый план», «Положение школы и учи-
телей», «Сеять с высоким качеством», «Запряжем лошадей в сеялки», «Почва еще не подготовлена», «Х.
Ривкин задержал ход посевной», «Хорошее начало (Школьный фронт)» и т.д.
Яблоновская Н.В.
ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА КРЫМСКОЙ АССР: НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЛАНА
КОРЕНИЗАЦИИ И ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ТОТАЛИТАРИЗМА
36
Печально известный 1938 г. стал разгромным для этнической прессы Крыма: к этому времени были за-
крыты немецкие газеты, «Сталин вег» был превращен в русскоязычный «Сталинский путь», репрессирова-
ны многие деятели крымскотатарской культуры – писатели, поэты, публицисты, зачинатели и активисты
целого ряда изданий: А. Айвазов, Б. Чобан-заде, М. Недим, Ф. Мусаниф, Я. Мусаниф, И. Тархан, М. Софу,
Б. Чагар, О. Акчораклы, Д. Гафаров, А. Лятиф-заде, М. Куртиев, Э. Шемьи-заде и др. Практически обезгла-
вив крымскотатарскую культуру, власть не остановилась на этом и провела в том же году очередную, вто-
рую по счету, реформу крымскотатарского алфавита. Если переход крымскотатарского языка на латинскую
графику 1928 г. был позитивно встречен национальной интеллигенцией (аналогичный переход совершался
и другими тюркскими народами СССР, в 1927 г. на латиницу перешла Турция, таким образом, новый алфа-
вит явился объединительным началом для всех тюрков), то перевод на кириллицу 1938 г. выглядел уже как
явное насилие с политическим подтекстом (дабы не допустить пантюркистских настроений). Реформа кос-
нулась и названий крымскотатарских изданий: «Енъи дюнья» стала называться «Къызыл Кърым», скальки-
ровав название русскоязычной областной газеты, «Яш куввет» – «Комсомольцем», «Эдебият ве культура» –
«Совет эдебияты» («Советской литературой»).
Таким образом, история развития этнической прессы Крымской АССР является доказательством провала
эксперимента по государственному регулированию национального возрождения малых народов. Безусловно,
самыми трагическими для национальных культур этносов Крыма стали 1930–е гг., подтвердив несовмести-
мость тоталитаризма и права наций на сохранение своей самобытности.
Источник и литература
1. Волобуев О.В. Рождение и судьбы новой крымской государственности в первой половине ХХ века //
Отечественная история. – 1999. – № 2. – С. 89–99.
2. Гамалов С.А. Национальные меньшинства Крыма // Крым. – 1927. – № 2(4). – С. 190.
3. Господаренко Н.М. Особенности культурно–политической работы среди национальных меньшинств
Крыма в 1920–е годы // Культура народов Причерноморья. – № 10. – 1999
//www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture10/index.htm.
4. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 128. – Л. 114
5. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 435. – Л. 203.
6. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 571. – Л. 4.
7. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф. 1. – Оп. 1. – Д.571. – Л. 45.
8. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф.1. – Оп. 1. – Д.571. – Л.104.
9. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф.1. – Оп. 1. – Д.571. – Л.136.
10. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 863. – Л 59.
11. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 1032. – Л. 23.
12. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф.1. – Оп. 1. – Д. 1045. – Л. 58.
13. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. – 1045. – Л. 59.
14. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК).– Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 1061. – Л. 65.
15. Дементьев Н.Е. К вопросу о принципах создания советских республик в Крыму // Известия Крымского
республиканского краеведческого музея. – 1993. – № 4. – С. 36–39.
16. Дённингхаус В. Полиэтничность сквозь призму классового подхода // Отечественная история. – 1999. –
№ 2. – С. 113–120.
17. Змерзлый Б.В. Некоторые аспекты работы государственных и партийных органов Крымской АССР в
1920 – 1930-х годах по ликвидации неграмотности среди крымских татар // Культура народов Причер-
номорья. – № 50. – 2004. //www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture50/index.htm.
18. Керимов И.А. Крымскотатарская периодическая печать довоенного времени // Ученые записки КГИПУ.
– 2004. – № 5. – С. 125–133.
19. Крымская АССР (1921–1945) / Сост. Ю.И. Горбунов. – Симферополь: Таврия, 1990. – 320 с. – Вып. 3.
20. Левонян Г.Д. Армянская периодическая печать (1794–1934). – Ереван, 1934 (№ 1045).
21. Пащеня В.Н. О дуализме в национально–государственном строительстве в Крыму в 1930–х годах в
цифрах и фактах // Культура народов Причерноморья. – № 50. – 2004. //
www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture50/index.htm.
22. Фридман Я.В. Социально–культурное развитие Крымской АССР в 20 – 30–е гг. и проблемы языковой
политики // Проблемы истории Крыма. – Симферополь, 1991. – Т. 2. – С. 102 – 105.
23. Хованцев Д.В. О национальной политике в Крымской АССР в 1920–е годы //Культура народов При-
черноморья. – № 8. – 1999. // www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture8/index.htm.
http://www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture10/index.htm
http://www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture50/index.htm
http://www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture50/index.htm
http://www.ccssu.crimea.ua/tnu/magazine/culture/culture8/index.htm
|