Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым
Определены и проанализированы факторы спроса на жилую недвижимость в курортной зоне в АР Крым. Установлены тенденции изменения цен на объекты недвижимости в приморской зоне АР Крым. Охарактеризованы возможности привлечения финансовых ресурсов при инвестировании и финансировании строительства жилья...
Gespeichert in:
| Datum: | 2007 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2007
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107842 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым / С.М. Вязовик // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 117. — С. 20-23. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-107842 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1078422025-02-09T14:16:48Z Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым Вязовик, С.М. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Определены и проанализированы факторы спроса на жилую недвижимость в курортной зоне в АР Крым. Установлены тенденции изменения цен на объекты недвижимости в приморской зоне АР Крым. Охарактеризованы возможности привлечения финансовых ресурсов при инвестировании и финансировании строительства жилья. Визначено й проаналізовані фактори попиту на житлову нерухомість у курортній зоні в АР Крим. Установлено тенденції зміни цін на об'єкти нерухомості в приморській зоні АР Крим. Охарактеризовано можливості залучення фінансових ресурсів при інвестуванні й фінансуванні будівництва житла. Demand factors for the inhabited real estate in a resort zone in АR Crimea are determined and analyzed. Prices change for objects tendencies of the real estate in seaside zone АR Crimea are established. Financial resources attraction opportunities are characterized at investment and financing of habitation construction. 2007 Article Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым / С.М. Вязовик // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 117. — С. 20-23. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107842 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Вязовик, С.М. Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым Культура народов Причерноморья |
| description |
Определены и проанализированы факторы спроса на жилую недвижимость в курортной зоне в АР Крым. Установлены тенденции изменения цен на объекты недвижимости в приморской зоне АР Крым. Охарактеризованы возможности привлечения финансовых ресурсов при инвестировании и финансировании строительства жилья. |
| format |
Article |
| author |
Вязовик, С.М. |
| author_facet |
Вязовик, С.М. |
| author_sort |
Вязовик, С.М. |
| title |
Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым |
| title_short |
Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым |
| title_full |
Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым |
| title_fullStr |
Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым |
| title_full_unstemmed |
Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым |
| title_sort |
факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в ар крым |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2007 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/107842 |
| citation_txt |
Факторы изменения конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым / С.М. Вязовик // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 117. — С. 20-23. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT vâzoviksm faktoryizmeneniâkonʺûnkturyrynkaprimorskojžilojnedvižimostivarkrym |
| first_indexed |
2025-11-26T17:37:49Z |
| last_indexed |
2025-11-26T17:37:49Z |
| _version_ |
1849875414136127488 |
| fulltext |
Диденко А.Н., Василенко В.А.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МРП НА ОСНОВЕ
СТОИМОСТИ
20
служивающих производств и транспортных систем.
Выводы. Стоимость предприятия (бизнеса) является интегральным критерием эффективности, позво-
ляющим синтезировать в себе всю совокупность достижений предприятия и обеспечивать преемственность
стратегических направлений развития независимо от временного горизонта планирования.
Стоимостная концепция менеджмента обеспечивает наибольшую эффективность при кластерном развитии
МП. Однако экономическая действительность с ее неразвитыми рынками создает значительные трудности для
ее внедрения.
Внедрение концепции управления стоимостью на предприятиях рекреационного комплекса требует
разработки дифференцированного подхода в силу особенностей, присущих переходной экономике и прояв-
ляющихся в неразвитости фондового рынка, ограниченности и непрозрачности информации о результатах
деятельности МРП, особых видов компетенций этих предприятий.
Комплекс взаимодействий кластера МРП и местных органов власти на основе единой стратегии и ин-
новационной политики позволяет существенно уменьшить трансакционные издержки, повышает эмерд-
жентность, синергетичность кластерного образования и общую его конкурентоспособность.
Источники и литература
1. Ткаченко Т.І. Сталий розвиток туризму: теорія, методологія, реалії бізнесу. Монографія. – К.: Київ. нац.
торг. -екон. ун-т, 2006. – 537 с.
2. Василенко В.А., Диденко А.Н. Кластеризация малых предприятий и конкурентные стратегии их разви-
тия // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Выпуск. 10. Экономиче-
ские науки. – Симферополь: НИЦ КИПУ, 2007. – С. 73 – 78.
3. Макарычева Э. СМТН: экологические проблемы и их решение. www.tourism-internet.ru: 16.10.03г.
4. Дурович А., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. пособие. – Гомель:
Новое знание, 2002. – 348 с.
5. Тридід О.М. Организационно-экономический механизм стратегического развития предприятия: – Харь-
ков: Вид-во ХДЕУ, 2002. – 364 с.
6. Шляпников Л.В. Стратегическое управление эффективностью деятельности на основе стоимости биз-
неса // Известия СпбГУ-ЭФ/ С. –Петерб. Гос. Ун-т экономики и финансов. – 2007. – №2 (50). – С. 71 –
77.
7. Василенко В.А. Диагностика устойчивого развития предприятий. Монография – К.: ЦУЛ, 2005. – 187 с.
8. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование
http://www.bsspss.com/67/11/article/3397/index.html
9. Василенко В.А., Диденко А.Н. Цена бизнеса малого предприятия, как фактор конкурентоспособности //
Экономика Крыма. – 2007. – № 20. – С. 51 – 55.
10. Кристофер Кох. Стратегия в действии. http://www.osp.ru/cio/2003/12/173057/.
11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994. – 680 с.
12. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран: Пер. с англ./ Под ред.
В.Д. Щетинина. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
13. Павловец В. Введение в оценку стоимости бизнеса http://www.cfin.ru/finanalysis/value.shtml.
Вязовик С.М.
ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ПРИМОРСКОЙ ЖИЛОЙ
НЕДВИЖИМОСТИ В АР КРЫМ
Существенные положительные экономические изменения в стране, позитивно повлиявшие на уровень
дохода граждан Украины, явились одними из принципиальных факторов, способствующих глобальному
развитию отрасли строительства жилой недвижимости в Украине.
С начала 2001 года, данная отрасль переживает стадию интенсивного развития, вследствие чего инве-
стирование в данную сферу стало одним из приоритетных направлений значительного количества отечест-
венных и иностранных инвесторов. Положительная конъюнктура рынка способствовала появлению новых
строительно-инвестиционных компаний, ведущих активное строительство различных классов жилья по
всей территории Украины.
Процессы, происходящие на рынке недвижимости на Украине и возникающие при этом проблемы,
обусловили необходимость анализа изменения конъюнктуры на рынке недвижимости отдельных регионов.
Эта проблема актуальна для местных властей, населения, строительных компаний и инвесторов.
Исследованию изменений конъюнктуры рынка в целом посвящены труды многих авторов, а именно:
ученных дальнего зарубежья – Барлоу Дж., Котлера Ф., Смита Б., Стюарта П.; российских ученных – Аба-
кумова О.Г., Божука С.Г., Голубкова, Радина А.А., Третьяка О.А., Фатхутдинова Р.А.
Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложе-
ния, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса,
заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления [5]. Данные показатели яв-
ляются составляющими конъюнктуры рынка, они изменяются под воздействием конкретных факторов.
http://www.tourism-internet.ru
http://www.bsspss.com/67/11/article/3397/index.html
http://www.osp.ru/cio/2003/12/173057/
http://www.cfin.ru/finanalysis/value.shtml
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
21
Теоретически эти факторы охарактеризованы, их влияние исследовано.
Вместе с тем в каждой конкретной ситуации появляются специфические региональные особенности,
которые требуют идентификации и исследования их влияния.
В связи с этим цель исследования, составляющего предмет данной статьи, – выявить основные факторы
и степень их влияния на формирование конъюнктуры рынка приморской жилой недвижимости в АР Крым.
Реализация цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• проанализировать факторы спроса на жилую недвижимость в курортной зоне в АРК;
• установить тенденции изменения цен на объекты недвижимости в приморской зоне;
• охарактеризовать возможности привлечения финансовых ресурсов при инвестировании и финансиро-
вании строительства жилья.
Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития
экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда то-
варов, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке [1]. Все фак-
торы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодично-
сти их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изу-
чают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и оп-
ределить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:
динамика производства; динамика и структура спроса и предложения; динамика оптовых цен в ведущих
странах-производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции,
динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на
уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.
Динамика развития рынка жилой недвижимости продемонстрировала чрезмерно высокие показатели
роста в 2003–2006 гг., и умеренные в 2007 году в столичных городах и возрастающие в приморской зоне.
На протяжении данного промежутка времени, рынок недвижимости продемонстрировал дисбаланс, вы-
званный чрезмерным превышением спроса со стороны покупателей над предложением жилых площадей со
стороны, как собственников вторичного рынка недвижимости, так и застройщиков новых жилых площадей.
Так в 2006 году введено в эксплуатацию всего в среднем в АР Крым 188 м2 на 1000 человек (табл. 1).
Таблица 1. Ввод в эксплуатацию жилья на 1000 чел. за период 2000–06 гг.* (м2 общей площади)
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
АР Крым (в среднем) 87 101 112 98 138 143 188
в том числе приморские города:
Алушта 36 71 54 27 140 290 416
Джанкой 103 37 35 17 73 56 182
Евпатория 148 91 158 79 196 186 238
Керчь 28 12 74 69 49 39 95
Саки 392 21 69 43 77 39 44
Судак 25 58 108 147 71 141 618
Феодосия 106 268 175 185 375 524 486
Ялта 111 69 181 78 323 320 356
* по материалам [6]
Из таблицы видно, что в 2006 году по вводу жилья в эксплуатацию лидируют города (в порядке убыва-
ния): Судак, Феодосия, Алушта и Ялта.
Важным аспектом, который весомо сказался на развитии спроса на рынке жилой недвижимости, вы-
ступил растущий интерес со стороны инвесторов к осуществлению капиталовложений в данную отрасль, в
надежде получения высокого дохода.
Инвестиции в основной капитал в жилищное строительство АР Крым в 2006 году в целом составили
704,278 млн. грн., что на 28,5% превысило показатель 2005 года [6, с. 12]. Наибольшие суммы из примор-
ских городов в 2006 г. освоены: Ялта (253,415 млн. грн.) и Феодосия с прилегающими к городу прибреж-
ными населенными пунктами (98,413 млн. грн.), на третьем месте – Евпатория (54,708 млн. грн.).
По данным операторов крымского рынка недвижимости, количество потенциальных покупателей недвижи-
мости в Автономии ежегодно увеличивается, как минимум, на 10%. Так согласно статистическим данным за
период 2000–2006 гг. в Украине введено в эксплуатацию 48013 тыс. м2 общей площади, в Крыму - 1733 тыс.
м2 [6, с. 13].
Основными потребителями жилой недвижимости приморской зоны в настоящее время являются жите-
ли Киева, Москвы, Днепропетровска и Донецка. Не так давно к ним присоединились одесситы, также оценившие
инвестиционную привлекательность крымского жилья, а также крымчане, способные позволить себе новую квар-
тиру у моря. Спрос на жилье в приморской части полуострова во многом обусловлен не только рекреационными
характеристиками региона, но и довольно ограниченным предложением земельных участков у моря.
Кроме этой, уже традиционной причины, влияющей на популярность приморской недвижимости, в этом го-
ду специалисты выделяют еще одну, а именно остановился рост цен на жилье в Москве. Стагнация на москов-
ском рынке недвижимости заставила частных инвесторов обратить внимание на другие регионы, к которым
относится и крымский регион.
По мнению экспертов, цены на жилую недвижимость на черноморских курортах однозначно будут рас-
ти. Сегодня среди покупателей крымской недвижимости россиян совсем немного – около 15%. Пик актив-
Вязовик С.М.
ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ПРИМОРСКОЙ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В АР КРЫМ
22
ности на рынке недвижимости Крыма пришелся на 2005 год. После чего рост замедлился, и одновременно
упало количество сделок. В прошлом году аналитики зафиксировали рост спроса на недвижимость в Крыму
в пределах 10–15%, при этом спад спроса российские эксперты связывают с политической ситуацией в Ук-
раине – по мере ее разрешения желающих приобрести крымское жилье будет становиться больше, в связи,
с чем цены будут расти.
Бизнес в Крыму носит сезонный характер, и после окончания курортного сезона люди задумываются о
рациональном вложении денег, при этом некоторым хватает средств на покупку жилья сразу, остальные об-
ращаются в банки за кредитами. Таким образом, одним из существенных факторов, позитивно повлиявших
на развитие рынка жилой недвижимости, была инновационная политика банковских институций, направ-
ленная на формирование облегчённых условий предоставления кредитов для заёмщиков. Облегчение про-
цедурных вопросов, а так же возможность получения долгосрочных кредитов на сроки более 10 лет, пози-
тивно повлияли, на рост спроса на рынке жилой недвижимости. Резкое снижение ставок по кредитам, также
оказало существенное влияние на спрос на кредитные средства со стороны заёмщиков.
Динамика цен на жилье у моря сегодня в целом сравнима с динамикой цен в Киеве, разница лишь в се-
зонности. Если с началом лета столичный рынок замирает, то цены на приморскую недвижимость растут.
На ЮБК цены на жилье, по данным операторов рынка недвижимости, колеблются в диапазоне 3 – 15
тыс. грн. за 1 кв. м. (первичный и вторичный рынки). При этом прирост цен на крымскую недвижимость,
по разным данным, с конца 2006 г. до лета 2007 г. составил 20-50%, в зависимости от месторасположения
объекта.
Самое дорогое жилье в юго-восточной части полуострова расположено не в наиболее крупном городе
– Феодосии, а в поселках Коктебель и Новый Свет. Стоимость земли в данных населенных пунктах дохо-
дит до $10 тыс. за сотку, в то время как возле Феодосии землю еще можно приобрести по $1 тыс. за сотку
(по материалам ЛІГАБізнесІнформ от 2007–04–27).
Повышения тарифов на газ и электроэнергию для предприятий в 2006 году, повлияло на повышение
цен на различные группы промышленных товаров, в том числе и на строительные материалы. Как следст-
вие, данное подорожание привело к очередному повышению цен на рынке первичной недвижимости. Одна-
ко следует заметить, что на уровень цен на жилую недвижимость помимо удорожания строительных мате-
риалов, в значительной степени также влияет рост цены на земельные участки.
В качестве примера рассмотрим влиянием определенных факторов на рыночную стоимость жилых по-
мещений в пгт. Коктебель. Выбор пгт. Коктебель как объект анализа не случаен так, как такие населенные
пункты, как Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак и Коктебель, имеют больший потенциал окупаемо-
сти инвестиций, чем южнобережные курорты, где уже не осталось незастроенных мест и складывается не-
благоприятная экологическая ситуация.
При прогнозе уровня цен в анализируемом населенном пункте можно заключить то, что цены на жилье
будут расти по ряду причин связанных с ростом привлекательности жилья, как для личного отдыха и сдачи
в аренду, так, и как объекта инвестиций:
− летом 2007 года в поселке Коктебель приступил к работе аквапарк;
− в 2007 году в пгт. Коктебель для посетителей открылся дельфинарий;
− ежегодный фестиваль джазовой музыки;
− в настоящее время на базе завода марочных вин и коньяков «Коктебель» ведется разработка проекта
первого в Крыму SPA-курорта, специализирующегося на процедурах энотерапии и гастрономическом
туризме;
− идет реконструкция набережной в районе эллингов: раньше вдоль кромки воды пролегала узкая тропка,
теперь в этом районе строится полноценная набережная;
− основным же фактором, который значительно повлияет на рост цен в 2008 года, является то, что в 2007
году в пгт. Коктебель проведен природный газ (до этого года почти все многоэтажные жилые дома не
имели централизованного отопления).
Таким образом, несмотря на то, что в 2007 году произошло замедление роста цен на объекты недвижи-
мости, в общем, на рынке Украины и стагнации цен в Москве, в ближайшее время прогнозируется рост цен
на крымскую недвижимость под влияние, выше изложенных факторов.
Реализация квартир может осуществляться двумя методами: прямым, т.е. сделка купли-продажи осу-
ществляется непосредственно между продавцом и покупателем, или через посредников:
• реализация квартир в уже сданном в эксплуатацию жилом доме;
• реализация квартир в еще строившемся доме (здесь покупатели до ввода в эксплуатацию жилого дома
выступает инвестором, т.е. финансируют данный проект).
На сегодняшний день основными схемами инвестирования и финансирования строительства жилья, со-
гласно Закону Украины "Об инвестиционной деятельности" с изменениями на 14 января 2006 год, являют-
ся:
• выпуск беспроцентных (целевых) облигаций;
• фонды финансирования строительства;
• жилищно-строительные кооперативы;
• договора подряда.
Наиболее надёжным с точки зрения законодательных гарантий и регулирования, является приобрете-
ние жилья путём заключения договора об участии в фонде финансирования строительства, далее ФФС.
Внесенные законом изменения позволили строительным компаниям и инвесторам организовать свои отно-
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
23
шения и гарантировать исполнение взаимных обязательств:
• ФФС создается только после утверждения полного комплекта строительной документации по объекту
строительства и получения застройщиком разрешения на строительство.
• Исключается продажа одной квартиры нескольким инвесторам. Инвестор имеет возможность забрать
деньги обратно до момента сдачи дома в эксплуатацию.
• Средства инвесторов, находятся на отдельном, специально открытом счете ФФС и банк-управитель не-
сет ответственность за их сохранность.
• Каждому выпуску облигаций Национальным рейтинговым агентством присваивается кредитный рей-
тинг - для этого уполномоченное Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку
рейтинговое агентство изучает деятельность компании за последние пять лет. Изучается возможность
застройщика выполнить свои обязательства – поскольку у покупателей нет возможности адекватно
оценить риски, связанные со строительством, за них это делает уполномоченное государством Рейтин-
говое агентство.
• В случае если одна облигация соответствует одной конкретной квартире, а не квадратному метру, пол-
ностью исключается возможность продажи одной квартиры нескольким инвесторам.
• Каждый выпуск облигаций регистрируется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондо-
вому рынку.
Таким образом, вложения в крымскую недвижимость, несмотря на прогнозы относительно кризиса
рынка недвижимости в целом, все еще остаются наиболее безрисковыми вложениями (при уровне инфля-
ционного ожидания), несмотря на то, что при срочной необходимости ее реализация будет потеря стоимо-
сти порядка 10–30%, в зависимости от срока реализации, например, через фонды финансирования строи-
тельства (ФФС). Также под недвижимость банки охотно дают кредиты, хотя и оценивают заложенную не-
движимость по стоимости максимально быстрой реализации от 50 до 75%. Из этого следует, что вложение
средств в строительство недвижимости довольно выгодное инвестирование средств.
На основании выше изложенного можно полагать, что потенциальными покупателями, жилой недви-
жимости в курортной зоне АР Крым, могут стать: инвесторы - юридические и физические лица (резиденты
и не резиденты): цель - приобретение жилья с целью дальнейшей перепродажи; физические лица (резиден-
ты и не резиденты): цель – приобретение жилья для дальнейшей сдачи жилья в аренду; физические лица
(резиденты и не резиденты): цель - приобретение жилья для личного сезонного отдыха; физические лица,
среднего класса: цель - приобретение жилья для личного проживания (квартиры могут приобретаться как
лично, так и, например, государством для своих военных пенсионером и т.д.); государство, посредством
заключения договоров с застройщиками, для предоставления жилья военнослужащим и работникам право-
охранительных органов, а также пенсионерам данных служб.
Источники и литература
1. Большой коммерческий словарь / Под ред. Т.Ф. Рябовой. – М., 1996.
2. Завора Т.М. Становлення ринку житла на загальнодержавному та регіональному рівнях в Україні // Фі-
нанси України. – 2007. – № 1. – С. 87–95.
3. Кравченко В.І. Паливода К.В. Фінансування будівництва житла: Новітні тенденції. – К: Вид. Дім «Киє-
во-Могилянська академія» 2006. – 131 с. (ч.2)
4. Козлова О., Глушков А. Инвестиции в недвижимость в условиях рыночной экономики // Маркетинг. –
№ 6 (91). – 2006. – С. 104–113.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., пе-
рераб. и доп. – М., 2006.
6. Ринок житла Автономної республіки Крим у 2006 році. Статистичний збірник /Державний комітет ста-
тистики України. Головне управління статистики в Автономній республіці Крим; За редакцією О.І.
Пітюренко; Відповідальний за випуск О.Г. Колебаєва. – Сімферополь, 2007. – 72 с.
Гордієнко Н.І., Чалий І.Г.
ПРОБЛЕМИ ІНВЕСТУВАННЯ ЖИТЛОВОГО БУДІВНИЦТВА
З ВИКОРИСТАННЯМ ДОВІРЧИХ ЦІННИХ ПАПЕРІВ
За даними, оприлюдненими на сайті Держкомфінпослуг, станом на лютий 2007 року, шість товариств
отримали дозвіл на право здійснення емісії сертифікатів фондів операцій з нерухомістю (ФОН): «Нова фі-
нансова компанія», «Панта рей капітал», «Комфорт-Інвест», «Пауер ріелті інвестментс», «Майстер Фінанс»,
та «Житлобуд Інвест».
Вітчизняні економісти, аналізуючи специфіку діяльності управителя ФОН підкреслюють: «ФОН- по
суті, галузеві інвестфонди, що спеціалізуються на отриманні доходу від операцій з нерухомістю» [1, с.21].
Експерти впевнено проводять аналогії між сертифікатами ФОН та інвестиційним сертифікатами, еміто-
ваними компанією з управління активами пайового інвестиційного фонду [2, с.228]. Тут буде доречно від-
мітити, що українські правники наводять такі інвестиційні компанії як класичний зразок використання гро-
шових коштів в управлінських відносинах:
«Прикладом управління грошовими коштами є діяльність з управління активами або коштами спільно-
го інвестування згідно з Законом про інститути спільного інвестування» [3, с.651].
Отже, можна зробити висновок, що запровадження в сферу управління грошима в будівництві житла
|