Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине

Целью данной статьи является попытка привлечь внимание к тому, что формирование толерантного сознания является неотъемлемым компонентом конструктивного развития современного украинского общества и мира в целом. Понимание и умелое использование инструмента толерантного сознания в системе развития...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2012
Main Author: Ананьева, Е.П.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2012
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108208
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине / Е.П. Ананьева // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 239. — С. 140-143. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-108208
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1082082025-06-03T16:24:56Z Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине Традиційна та інноваційна взаємодія як чинник формування толерантної свідомості в Україні Traditional and innovative interaction as a factor of tolerance in Ukraine Ананьева, Е.П. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Целью данной статьи является попытка привлечь внимание к тому, что формирование толерантного сознания является неотъемлемым компонентом конструктивного развития современного украинского общества и мира в целом. Понимание и умелое использование инструмента толерантного сознания в системе развития современного общества представляет собой ценность для социальной науки и практики. 2012 Article Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине / Е.П. Ананьева // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 239. — С. 140-143. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108208 123.24 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Ананьева, Е.П.
Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине
Культура народов Причерноморья
description Целью данной статьи является попытка привлечь внимание к тому, что формирование толерантного сознания является неотъемлемым компонентом конструктивного развития современного украинского общества и мира в целом. Понимание и умелое использование инструмента толерантного сознания в системе развития современного общества представляет собой ценность для социальной науки и практики.
format Article
author Ананьева, Е.П.
author_facet Ананьева, Е.П.
author_sort Ананьева, Е.П.
title Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине
title_short Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине
title_full Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине
title_fullStr Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине
title_full_unstemmed Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине
title_sort традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в украине
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2012
topic_facet Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108208
citation_txt Традиционное и инновационное взаимодействие как фактор формирования толерантного сознания в Украине / Е.П. Ананьева // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 239. — С. 140-143. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT ananʹevaep tradicionnoeiinnovacionnoevzaimodejstviekakfaktorformirovaniâtolerantnogosoznaniâvukraine
AT ananʹevaep tradicíjnataínnovacíjnavzaêmodíââkčinnikformuvannâtolerantnoísvídomostívukraíní
AT ananʹevaep traditionalandinnovativeinteractionasafactoroftoleranceinukraine
first_indexed 2025-11-28T07:25:02Z
last_indexed 2025-11-28T07:25:02Z
_version_ 1850018065188651008
fulltext Ананьева Е.П. ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В УКРАИНЕ 140 Ананьева Е.П. УДК 123.24 ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В УКРАИНЕ Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью решения вопроса методологического характера, связанного с формированием толерантного общественного сознания в современной Украине. Данная проблема является весьма актуальной в процессе осмысления и практического осуществления права на мировоззренческую свободу личности. Она в значительной степени коррелирует с современным социокультурным, политическим, духовно-экзистенциальным развитием украинского общества и теми условиями, в которых оно происходит. Наиболее существенными из них являются транзитный характер процесса становления и утверждения принципов демократии, свободы мировоззрения, правового их оформления, а также различные проявления многообразия, что проявляется в качестве взаимодействия традиций и инноваций во всех ипостасях общественной жизни. Целью данной статьи является попытка привлечь внимание к тому, что формирование толерантного сознания является неотъемлемым компонентом конструктивного развития современного украинского общества и мира в целом. Понимание и умелое использование инструмента толерантного сознания в системе развития современного общества представляет собой ценность для социальной науки и практики. Задачей статьи является анализ традиционного и инновационного взаимодействия в качестве фактора формирования толерантного общественного сознания в современном украинском обществе, в основе своей содержащем различные проявления мировоззренческой свободы личности в современной Украине. В Украине, как и во всем мире, на рубеже тысячелетий произошли события, которые, безусловно, стали важнейшими по своему геополитическому значению. Современная информационная эпохаотмечается наращиванием изменений во всех сферах социального бытия. Возникает новый мир, где происходит переструктуризация производственных отношений, власти и опыта, на которых базируется общество и его культура. Формирующееся информационное общество радикально отличается от предыдущего, индустриального, именно отношением к инновационным процессам. Основой его развития становится формирование инновационной среды. К этому подключается вся инфраструктура общества - экономика, культура, образование, сфера коммуникации и т.п. Социокультурные изменения способствуют поиску моделей общественных структур и созданию новых ментальных форм, которые могли бы обеспечить успешное функционирование общества. Трансформационные процессы, происходящие в современной Украине, не могут исчерпываться только реформами в политической, экономической и социальной сферах. Они связаны с коренным изменением ментальных и психологических детерминант человеческого бытия. Крайне необходимые реформы в Украине осуществляются, к сожалению, не совсем взвешенно, своевременно и системно. Недостаточно учитывается реальное положение вещей в общественном сознании и его подсознательной составляющей. Смены общественно-политических структур, стремление к демократии не полностью объясняют сложные социальные процессы, которые происходят почти стихийно по своим собственным, малоизвестным современной науке законам, имеющим явную социально-психологическую составляющую.[3] Настоящее Украины актуализирует необходимость социально-философского постижения механизмов взаимодействия и развития всех сфер общественной жизнедеятельности, а также ментальных изменений, направленных на трансформацию социума, которые пересекаются при этом с инновационной деятельностью. Специфика современной Украины заключается в том, что в ее социуме соединились черты общества как информационно-индустриального, так и традиционного типа. Поэтому в украинском социуме наблюдается разнообразие тенденций развития, которые отражают сложность, амбивалентность и непредсказуемость будущего. Народ в Украине в значительной степени испытывает включенность в общецивилизационный процесс, одновременно проходя в своем развитии стадии становления общественного сознания, самопознания, критической самооценки и остро осознавая свою особенность. Во времена транснациональных корпораций и интернета традиционные ценности кажутся архаичными и несущественными. Однако, острые болевые синдромы, которыми сопровождается в начале XXI в. отстаивание многими народами своего права на самоопределение, и сила сопротивления унификационным тенденциям со стороны национальных культур заставляет всегда держать в поле зрения как процессы мировой глобализации и интеграции, так и диалектику этнической и национальной идентичности. В условиях трансформации украинского общества анализ взаимосвязи традиций и инноваций соприкасается с поиском факторов обеспечения устойчивости социального порядка и деятельности, направленной на внедрение инновационных моделей дальнейшего развития Украины. Для решения этой проблемы важное значение имеют научные достижения в области этнонациональных, этнопсихологических, этносоциокультурных исследований, а также анализ модернизационных и инновационных процессов. Теоретическая основа исследования социокультурных и этнокультурных взаимодействий на основе функционирования традиций и инновационных изменений в обществе опирается на традиционные теории и новейшие разработки научных направлений. Среди теоретиков инновационных процессов назовем, прежде всего, И. Шумпетера и Н.Д. Кондратьева. Именно они выяснили, что инновация скорее является социальным понятием, чем технологическим [2, 6.]. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 141 Дальнейшее комплексное исследование инновационных процессов связано с именами П.Ф. Друкера, К. Левина, Е.М. Роджерса, Р. Данкана и других. Анализ ценностей как источника социальных изменений, их типологии, разделения на мировоззренческие и инструментальные, противоположный характер их влияния на социальные инновации, изучение инновационной роли инструментальных ценностей в модернизационных процессах осуществляется в работах М. Вебера, Т. Парсонса, К. Лоппера, В.С. Пазенко, А.М. Ермоленко, А.А. Ручки, В.С. Бакирова, В.Е. Хмелько, И.П. Шитова и др. [5]. Отечественная и зарубежная научная мысль создала основы исследования социокультурных и этнокультурных взаимодействий, их важных аспектов, выяснила влияние на них процессов модернизации и современных инновационных изменений. Однако до сих пор не существует специальных работ, которые бы осуществляли комплексный анализ этнокультурных взаимодействий, их характеристик, закономерностей и механизмов развития на основе функционирования традиций, а также которые раскрывали бы функциональные возможности инновационных взаимодействий в сложно структурированном полиэтническом украинском социуме, их творческий и интегративный потенциал. Украинская нация, как все современные этносы, характеризуется, прежде всего, уровнем развития общественного сознания и культуры. В этом смысле этнос и его общественное сознание – понятия взаимосвязанные, но не тождественные, они соотносятся как характеристики целого и его качества. Понятие общественного сознания является качественной характеристикой этноса, которая отражает уровень и степень его развития, прогресса. Большинство ученых считают, что ядром общественного сознания являются ценности и нормы. При этом различают традиционные ценности, которые ориентируются на аккумуляцию, сохранение и воспроизведение в социально-организованных стереотипах общественно-группового опыта, и современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни [3, 5]. Традиции предыдущих поколений - это фундамент, на котором строится сегодняшняя и вырастает будущая культура определенного этноса, нации, общества в целом. Этнонациональная жизнь функционирует на основе приобретенных традиций. Традиции выполняют роль стабилизации и воспроизводства общественных отношений. Культурное наследие выступает фактором консолидации и интеграции сообществ, средством объединения, сплоченности этносов, наций, фактором их устойчивости в периоды кризисов, социальных напряжений. В традиционном сознании содержится память народа, через традиции каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью данного народа. Традиционное сознание выступает единственным механизмом трансляции богатого социального опыта, приобретенного человечеством. При этом общественное сознание - явление динамичное: оно возникает, развивается, распространяется. Развитие общественного сознания происходит в процессе интерпретаторской и инновационной практики людей. Основой общественных изменений в сознании становятся разновидности инноваций, т.е. создание или признание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые по- новому интерпретируются и применяются на практике. В настоящее время можно говорить о переломном этапе в развитии цивилизации и культуры. В это время всегда идут напряженные поиски новых мировоззренческих ориентиров, перед этносами возникают проблемы радикальной перестройки основ жизнедеятельности всего общества, его экономических, социально-политических, культурных институтов. Также трансформируется исторический перелом, испытываемый украинским обществом. Обнаружилось много скрытого от внешнего наблюдения, поэтому возникает необходимость постижения последствий масштабных радикальных изменений в жизни нашего народа, а также детального рассмотрения традиционных и инновационных измерений этих изменений. Для Украины в значительной степени характерны признаки традиционного общества. И впрогнозировании социально-культурного развития нашей страны целесообразно идти путем такогореформирования, которое стало бы важным рычагом выхода из кризисного состояния, источником прогресса. При таких условиях украинскому обществу необходимо изучать свое прошлое, историю, традициикак форму передачи социального опыта предыдущих поколений. Неразрывность социально-культурной преемственности делает возможным как сохранение всего богатства достиженийкультуры, науки, духовности, общественных идей, так и их полноценное воспроизведение идальнейшее развитие. Но необходимым условием существования традиции является способность к постоянному воспроизводству на собственной основе, благодаря чему она может сопротивляться внедрению любых инноваций, которые нарушают механизм ее самовоспроизводства. Поэтому есть все основания считать опасной чрезмерную ориентацию на прошлое, стремление к решению сложных проблем современности на основе возвращения к традициям, ценностям и достижениям далекого прошлого. Несомненным является необходимость критического переосмысления традиций, поскольку, осуществляя связь прошлого с настоящим, традиции не только аккумулируют в себе социально-культурный опыт предков, но и отражают настоящее [3]. При этом необходимо отметить, что традиционализм не способствует развитию этноса по пути модернизации, ведь он характеризуется высоким уровнем самоизоляции, религиозным и этническим догматизмом. Замкнутостьили униформность этноса может порождать этноцентристские тенденции, консервироватьтрадиционные этностереотипы восприятия социально-культурных изменений. Этноцентризмспособствует искусственному сохранению традиционнойэтнической среды, обедняя поступательное развитие этноса и провоцируя внутренние конфликты, тревогу, растерянность, эмоциональную агрессивность в обществе. Отсутствие инноваций может завести этнос в тупик. Консерватизм традиционности часто мешает необходимым социально-политическим и духовно- Ананьева Е.П. ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В УКРАИНЕ 142 культурным нововведениям. В ход пускаются старые догмы и ценности без учета социально-политической и духовно-культурной действительности. Создать новый социальный образ, исходя лишь из традиционных структур этноса, в современных условиях почти невозможно, ибо это означает обречение своего народа насамоизоляцию от прогрессивного развития. Социальный прогресс всегда связан с инновационными изменениями, которые способствуют эволюционному переходу от одного социально-политического и духовно-культурного состояния в другое и адаптации традиционныхсоциальных, политических, культурных институтов к новым социальным условиям. Для отдельныхмолодых этносов, которые становятся на путь независимого развития и еще не имеют постоянныхсоциально-политических традиций, каждое новшество является необходимым условием социального прогресса. У молодых государств отсутствуют консервативные управленческие структуры, и они значительно скорее воспринимают новые идеи, которые предлагаются более развитыми странами. Так, идеи западного демократизма нашли большее количество сторонников в Украине, странах СНГ и Восточной Европы [5]. Однако, заимствуя ту или иную инновацию в этнокультурной жизни, необходимо всегда анализировать ее последствия. Нельзя абсолютизировать и схематизировать модели чужого опыта без учета этнической традиционности. Определенные инновации, скажем, европейского происхождения, не во всем могут удовлетворить потребности Украины, поскольку не все регионы имеют традиционно благоприятную для них почву. Инновации в значительной мере зависят от способности этноса к модернизации.Статическая традиционность противостоит динамической инновационности и последняя воспринимается этносом вслучае его психологической способности воспринимать новое. Социально-политические и духовно- культурныеизменения, отражаясь в том или ином этносе, требуют постоянного реформирования егосамосознания, которое успешно воспринимает инновации, присущие другим этническимобщностям, и не входит в противоречие с традиционными структурами. Учитывая то,что формирование менталитета нации всегда происходит в определенном социокультурном контексте,проблема традиций и инноваций в процессе его формирования - это, прежде всего, вопросмодернизации национального общественного сознаниясогласно реалий и потребностей будущего. Чтобы преодолеть пути противоречий в обществе, важно иметь полное и развернутое системное представление о структуре мировоззренческих ценностей и социальных норм цивилизованного общества XXI в. Основа подобного системного представления вырастает из недр плюралистического мировоззрения, продуктом развития которого, в том числе, является толерантное общественное сознание [4]. Толерантное сознание как составляющая идеологии гражданского общества - социальный проект, направленный на формирование мотивации личности, больших и малых социальных групп к толерантному поведению как ведущей установке открытого общества, обеспечивающей устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия и способствующей идеологии толерантности в поликультурном обществе [1]. Миссия проекта развития толерантного сознания - приобщение людей различных взглядов, мировоззрений, конфессий, национальных культур к идеологии толерантности как системе ценностных установок общества, реализующих право каждого человека «быть иным» и уменьшающих вероятность различных конфликтов на почве человекофобии, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, фанатизма, национализма и расизма, угрожающих существованию человека и человечества в современном мире [1]. Методология проекта - культурно-деятельностный историко-эволюционный подход к пониманию закономерностей развития человека в процессе развития общества. В контексте данного подхода толерантное сознание является универсальной нормой поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, потенциалом развития многочисленных форм сосуществования, взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации разных рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений.Таким образом, в контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем толерантное общественное сознание является механизмом поддержки и развития разнообразия этих систем, обеспечивающим расширение диапазона их возможностей и устойчивость в разных непредсказуемых ситуациях. Для Украины на данном этапе необходимо активное внедрение такихсоциокультурных ценностей, которые бы отражали необходимость ее движения к модернизации. Методологически следует исходить из тезиса о том, что кризисная ситуация в жизнедеятельностиэтноса поляризует общество, выявляет особенности регионов с точки зрения традицийкультуры и хозяйственной деятельности. Традиционность требует радикальныхпреобразований, но направление их осуществления должно быть оптимальным. Приспособление к новым условиям и внедрениереформистского-инновационных подходов, испытанныхдругими народами, должноучитывать национально-историческую специфику. В современных условиях для Украины существует реальная опасность утраты национальных традиций вообще. Бездумноекопирование западных моделей социального устройства без учета текущего состояния массовойпсихологии, уровня политического сознания, особенностей национального характера именталитета нации - наглядная демонстрация такого подхода. Выход из кризиса должен бытьнайден самим этносом. Однако, без кардинальных инновационных заимствований Украине не преодолетькризиса. Никакие надежды на избранность народа не дадут необходимых результатов врешении экологических, экономических, социально-политических и духовно-культурныхпроблем современного украинского общества [5]. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 143 В развитии такой сложной системы, как модернизирующееся украинское общество, толерантное сознание отражает стратегию взаимопомощи, кооперации, симбиотической эволюции. Интолерантность же связана, в первую очередь, с пониманием конфликта как монопольной движущей силы эволюции различных систем, основы межвидовой, социальной и классовой борьбы. Противодействие толерантному общественному сознанию выступает как механизм уменьшения разнообразия систем, отражает тенденцию к развитию системы закрытого типа (авторитарная система; тоталитарная социальная система; мировоззренческие системы, реализующие идеологические установки фундаментализма и фанатизма). Доминирование тенденций интолерантностиприводит к ригидности системы, росту изоляционизма и сепаратизма, а тем самым, и к неспособности к изменениям в непредсказуемых ситуациях. При разработке идеи общественного толерантного сознания как ключевой составляющей поликультурного открытого общества, к которому стремится Украина, особо подчеркивается, что толерантное сознание - это жизнь по формуле рассудка, в то время как интолерантность - это жизнь по формуле предрассудка.Многочисленные проявления интолерантности в сознании на разных этапах развития цивилизации явно или неявно произрастают на основе идеологии фундаментализма, психологии фанатизма и технологии терроризма [1]. Для современной Украины в основе формирования толерантного общественного сознания лежит проблема традиций и инноваций, которая тесно связана с духовно-культурными процессами.Особенностью социального прогресса в Украине является то, что адаптация отдельных инноваций происходитсначала в социокультурной сфере. Этнический грунт благоприятен для проникновения инновацийиз других социокультурных систем. Социально-культурная инновация вбирает в себя элементыпредыдущих этапов, как недавнего, так и далекого прошлого, аккумулирует интеллектуальныйопыт предыдущих эпох, интегрируя их в качественно новый синтез. Принцип развития этнического сообщества заключается в том, что к старым, устоявшимся традиционным формам добавляются новые, которые со временемстановятся традиционными. Ведь прогресс общества возможен только благодаря инновационнойдеятельности, которая обеспечивает прорыв за пределы настоящего. Таким образом, проблема формирования толерантного общественного сознания в Украине – это проблема соотношения традиций и инноваций в процессеэтнокультурных взаимодействий, проблемаретроспективы и перспективы. Исходя из того, что инновации – это изменения, нововведения,обновление, объективно обусловленные мировым общественным развитием, становится понятным, чтоориентации только на национальные традиции – это курс на самоизоляцию, сознательноесамоограничение, лишение себя исторической перспективы. В связи с этим можно признать, что традиционное и инновационное взаимодействие является необходимым фактором формирования и развития толерантного общественного сознания в Украине. Без равновесного соотношения традиций и инноваций в процессеэтнокультурных взаимодействий в современной Украине невозможно формирование общественных установок, основанных на принципе толерантности. Важность проблемы развития толерантного сознания для украинского общества связана прежде всего с необходимостью преодоления его внутренней разобщенности, в том числе политической, социальной, национальной, религиозной. Толерантность в общественном сознании жизненно важна для всех составляющих современной жизни. Толерантное сознание сегодня воспринимается как социокультурная ценность, установка и норма гуманистической цивилизации. Формирование толерантного сознания в современной Украине – предельно сложная задача, которая, однако, настоятельно требует своего решения. Сложность его заключается прежде всего в том, что на протяжении многих десятилетий тоталитарная система ограничивала элементарные человеческие права, пытаясь вычеркнуть из народного сознания даже саму идею мировоззренческой свободы личности. В настоящее время, когда мировоззренческий плюрализм стал реальностью жизни, украинское общество, сохраняя свое национальное лицо, лучшие традиции,должно быть открытым для всех проявленийразвития, последовательно двигаться вперед к качественно новому состоянию – демократическому,цивилизованному, с новейшими технологиями производства иразвитыми рыночными отношениями гражданскому обществу. Решение этойзадачи напрямую связано с состоянием ментальности, духовности общества, его готовности ккачественным изменениям в общественном сознании. В этом смысле толерантное общественное сознание – это новые цивилизованные отношения и действующие структуры, которые могут быть созданы собственными силами людей, нашедшими в традициях все необходимые средства для инновациирования своей жизнедеятельности в социокультурных реалиях XXI века. Источники и литература: 1. Декларация принципов толерантности. Утв. резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.tolerance.ru › declar.html. 2. Кондратьев Н. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. / Н. Кондратьев, Ю. Яковец, Л. Абалкин. – М. : Экономика, 2002. – С. 146-159. 3. Тарасенко В. Социальная идентификация украинского общества / В. Тарасенко, Д. Иваненко // Общественная трансформация: концептуализация, тенденции, украинский опыт. – К., 2004. – С. 175. 4. Устав Организации Объединенных Наций : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.un.org/ru/documents/charter/. 5. Хмілько В. Є. Лінгво-етнічна структура України. Аналітична доповідь / В. Є. Хмілько. – К. : КМИС, 2005. – 19 с. 6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер; предисл. В. С. Автономова. – М. : ЭКСМО, 2007. – С. 657-764. http://www./ http://www.un.org/ru/documents/charter/