Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины

Целью данной статьи является разработка научно-практических рекомендаций относительно совершенствования инвестиционных механизмов Украины в современных условиях....

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2012
Автор: Барсегян, А.Г.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2012
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108213
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины / Барсегян А.Г. // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 239. — С. 159-161. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-108213
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1082132025-06-03T16:24:56Z Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины Шляхи вдосконалення механізмів залучення іноземних інвестицій в економіку України Ways of improvement mechanism of attracting of foreign investments in economy of Ukraine Барсегян, А.Г. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Целью данной статьи является разработка научно-практических рекомендаций относительно совершенствования инвестиционных механизмов Украины в современных условиях. 2012 Article Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины / Барсегян А.Г. // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 239. — С. 159-161. — Бібліогр.: 4 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108213 339.727.24 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Барсегян, А.Г.
Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
Культура народов Причерноморья
description Целью данной статьи является разработка научно-практических рекомендаций относительно совершенствования инвестиционных механизмов Украины в современных условиях.
format Article
author Барсегян, А.Г.
author_facet Барсегян, А.Г.
author_sort Барсегян, А.Г.
title Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
title_short Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
title_full Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
title_fullStr Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
title_full_unstemmed Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
title_sort пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику украины
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2012
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108213
citation_txt Пути совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины / Барсегян А.Г. // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 239. — С. 159-161. — Бібліогр.: 4 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT barsegânag putisoveršenstvovaniâmehanizmovprivlečeniâinostrannyhinvesticijvékonomikuukrainy
AT barsegânag šlâhivdoskonalennâmehanízmívzalučennâínozemnihínvesticíjvekonomíkuukraíni
AT barsegânag waysofimprovementmechanismofattractingofforeigninvestmentsineconomyofukraine
first_indexed 2025-11-28T05:07:47Z
last_indexed 2025-11-28T05:07:47Z
_version_ 1850009425149952000
fulltext Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 159 Барсегян А.Г. УДК 339.727.24 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ Актуальность. Сегодня в экономике Украины сложилась ситуация острой нехватки финансовых ресурсов, что неизбежно приводит к замедлению экономического роста и дисбалансам в национальной экономической системе. Потоки инвестиций через механизм банковского сектора и фондового рынка направляются в значительное мере в государственные ценные бумаги, то есть происходит финансирование дефицита государственного бюджета. Важнейшим источников средств могут стать ресурсы иностранных инвесторов. Однако в Украине не созданы условия для эффективного привлечения внешних капиталов. Кроме того, механизмы, используемые для повышения эффективности иностранных вложений, зачастую не адаптированы к современным условиях рынка капиталов и не отвечают потребностям частных инвесторов. Необходимостьрешения поставленнях проблем обуславливаетактуальностьданного исследования. Широкий спектр теоретических и методологических вопросов в инвестиционной деятельности исследованы в трудах таких ученых и специалистов: В. В. Козюк, В. В. Мельник, А. М. Поручник, Н. О. Татаренко, В. Г. Федоренко, А. С. Филипенко но, по нашему мнению, остаются неопределенными вопросы совершенствования механизмов привлечения инвестиций в экономику Украины в условиях трансформации форм и направлений потоков капитала, что подчеркивает актуальность и необходимость нашего исследования. Целью данной статьи является разработка научно-практических рекомендаций относительно совершенствования инвестиционных механизмов Украины в современных условиях. Изложение основного материала. Преимущества иностранных инвестиций перед всеми другими видами финансового сотрудничества достаточно широки. Так, прямые иностранные инвестиции служат дополнительным источником капитальных вложений в производство товаров и услуг, в разработку технологий и передовых методов управления. Они не ложатся бременем на внешний долг государства. Напротив, они способствуют получению средств для его погашения. Кроме того, иностранные инвестиции обеспечивают определенную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации. Решение о вывозе капитала за границу принимается инвестором после анализа внутреннего и внешнего (зарубежного) инвестиционного климата. При этом принимается во внимание стабильность политической и экономической ситуации в стране, уровень рентабельности предполагаемых капиталовложений, наличие определенных льгот для иностранных инвесторов. Рентабельность в значительной степени зависит от стоимости сырья и рабочей силы. Льготы же для иностранных инвесторов могут касаться: уровня налогообложения; величины и процедуры таможенных сборов и акцизов; ряда других факторов. Отсутствие в настоящее время сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья, всепоглощающий рынок потребления и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз, превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают украинскую экономику привлекательной для иностранных предпринимателей. Однако большинство иностранных инвесторов, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет более стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом характерны небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за свободно конвертируемую валюту. Заинтересованность в Украине со стороны иностранных инвесторов достаточно существенна и причины этого вполне понятны:  Украина представляет собой рынок около пятидесяти миллионов потребителей;  Украина занимает стратегическое в экономическом отношении положение в Европе; отсюда производитель может экспортировать свою продукцию в Центральную Европу, Балканы, Россию, Кавказ и Центральную Азия;  Украина имеет плодороднейшие сельскохозяйственные земли в мире и богата на разнообразные природные ресурсы;  Украина владеет рядом уникальных технологий;  Украина имеет подготовленные и квалифицированные кадры [1]. Анализируя украинский инвестиционный климат, необходимо учитывать контекст - происходящее и в мировой экономике, и непосредственно в Украине. В последнее время в Украине ситуация остается нестабильной ввиду наличия проблем в банковской системе, нестабильности политической ситуации в стране, а также связано с мировым финансовым кризисом, который спровоцировал резкий отток иностранного капитала. Украина по объемам прямых иностранных инвестиций на жителя уступает странам СНГ, а по соотношению объема инвестиций к ВВП значительно уступает мировым показателям и странам ЦВЕ. Кроме того, в последние 10 лет в структуре привлечения прямых иностранных инвестиций по странам происхождения появились диспропорции. Так, основным донором иностранного капитала в Украину является Кипр – 22 %, и его доля с 2003 года выросла на 10 п. п. Однако, по мнению многих экспертов, это, фактически, капитал украинских компаний, который возвращается в Украину со статусом прямых иностранных инвестиций и под защитой соответствующего законодательства с целью получения льгот и Барсегян А.Г. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ 160 преференций. В пользу данного утверждения свидетельствует также структура выхода инвестиций из Украины. Преобладающее их большинство направлено именно на Кипр – 90 %. А большинство инвестиций из Кипра, соответственно, поступают в Украину. Подобные схемы используются украинским бизнесом и на Виргинских (3,3 %), Багамских (0,9 %) островах, Панаме, Белизе (0,1 %) и др. Согласно исследованиям специалистов компании ErnstandYoung, более половины прямых иностранных инвестиций из Нидерландов и около трети австрийских также являются реинвестированным капиталом украинских компаний [2]. Иностранные инвесторы значительным недостатком инвестиционной среды Украины считают правовую, политическую и экономическую непредсказуемость, причисляют ее к странам с повышенными инвестиционными рисками и указывают на неэффективную дееспособность механизмов обеспечения рыночных прав и свобод иностранных инвесторов, защиты их имущественных прав и интересов. Также немалую обеспокоенность у иностранных инвесторов вызывает уровень доверия к судебной системе, коррупция, защита интеллектуальной собственности и так далее [3]. По показателю несанкционированного раскрытия корпоративной информации и уровню обеспечения прав собственности Украина находится на 60 месте среди 70 крупнейших стран мира. По рейтингу экономическойсвободы, которыйсоставляетсяаналитическим центром HeritageFoundation/WallStreetJournal, в январе 2011 года Украина занимала 164 место среди 179 стран мира (последнее место среди 43 стран Европы). Интегральный показатель риска стран Euromoneyразместил Украину в 2011 году на 85 место среди 186 стран. В 2011 году по итогам рейтинга Всемирного Банка DoingBusiness среди 183 стран мира Украина заняла 149 место. В данном рейтинге снижение позиций Украины состоялось по категориям «регистрация собственности», «кредитование», «защита инвесторов» и «международная торговля». Интегральный показатель экономической свободы в Украине составляет 45,8 балла, что ставит украинскую экономику на 164 место среди 183 стран мира по общему индексу экономической свободы в 2011 году. По рейтингу коррумпированности составленному TransparencyInternational в 2011 году Украина опустилась с 134 место в 2010 году на 152 место среди 183 стран мира. В 2011 году Украина поднялась с 89-го на 82 –е место среди 142 стран в ежегодном рейтинге конкурентоспособности, разместившись между Тринидадом и Тобаго и Намибией [4]. Среди наиболее эффективных механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины можно выделить: создание налоговой системы льгот для иностранных инвесторов, снижение административной и бюрократической нагрузки, а также совершенствование финансовых механизмов привлечения иностранных инвесторов, обслуживания их текущей деятельности и репатриации валютной прибыли. Система налоговых и таможенных льгот содержит: «налоговые каникулы», скидки ставок налогообложения при реинвестициях полученной прибыли или инвестициях в определенные регионы и отрасли, защиту от двойного налогообложения, освобождение или снижение таможенных пошлин на импорт новых машин и оборудования, технологий, ноу-хау, экспорта продукции собственного производства для покрытия валютных расходов и тому подобное. Зарегулированность национальной административной системы управления отпугивает иностранного инвестора, который опасается потерь в результате длительного прохождения всего процесса создания бизнеса либо остановки проекта. Кроме того, коррумпированность органов власти не позволяет прозрачно спланировать деятельность на украинской территории. Следовательно, для совершенствования инвестиционных механизмов необходимо упрощение административных процедур, а также создание центров помощи иностранному инвестору, которые должны информировать о различных проектах и условиях их осуществления, системе налогообложения, кредитования. Такой центр был создан в АР Крым на базе Совета Министров АРК и получил название Агентство регионального развития АРК. Однако, в силу субъективных причин его деятельность на данном этапе не проносит особых дивидендов. Еще одним элементом повышения инвестиционной привлекательности можно считать совершенствование финансового механизма.Финансовый механизм охватывает: укрепление позиций национальной валюты, ее конвертируемость; возможность для предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов без труда конвертировать полученные доходы; пользование банковской системой страны; предоставления государственных кредитов для инвестиционных проектов в приоритетные сферы. Однако наиболее важным фактором в финансовых механизмах привлечения иностранных инвестиций является ликвидация ограничений на свободное движение капиталов стабильность валютных курсов. На данный момент в Украине провозглашен регулируемо плавающий валютный курс, однако, реально валютный рынок функционирует в условиях фиксированного режима. Для свободного оборота капитала необходимо свободное установление обменных курсов на валютном рынке, а регулятор необходим только в случаях резких колебаний. Макроэкономическая модель открытой экономики, построенная на основе фиксированных курсов валют не может эффективно совмещаться со свободным движением капитала. Фиксированный режим может использоваться только в случае, если объемы экспортируемого и импортируемого капитала одинаковые. Поскольку Украина является нетто-импортером капитала, то в данном случае создается дополнительная нагрузка на обменный курс, валютный рынок и международные резервы. Несбалансированность потоков капитала приводит к спекулятивным нагрузкам на валютный и денежный рынок, а, следовательно, к кризисам финансово-экономической системы. Поэтому для регулирования свободных потоков капитала и для активизации инвестиционной деятельности в Украине необходимо реформирование валютной системы и постепенный переход к системе плавающих валютных курсов, что позволит инвестору прогнозировать денежные потоки на основе рыночных инструментов. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 161 Выводы. Инвестиционная привлекательность, на сегодняшний день, Украины зависит от ряда факторов, среди которых, экономическая и политическая стабильность, уровень коррумпированности в стране, администрирование инвестиционной деятельности, гарантии инвестиций, а также эффективное функционирование финансового механизма привлечения инвестиций и обслуживания инвестиционной деятельности. Объективная необходимость совершенствования механизмов привлечения инвестиций в экономику Украины заставит реформировать инвестиционную политику Украины. Основными приоритетными направлениями развития иностранного инвестирования в Украине должны стать: стабилизация политической ситуации, формирование стабильного инвестиционного и предпринимательского законодательства, развития внутреннего информационного обеспечения иностранных инвесторов, создание инфраструктуры для организационной и правой поддержки инвестиционной деятельности. Кроме того, совершенствование валютно-финансового механизма привлечения инвестиций позволит снизить ограничения на свободный перелив капитала, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине. Источники и литература: 1. Видобора В. В. Взаємозв’язокіноземного та національногоінвестування / В. В. Видобора // Вісниксоціально-економічнихдосліджень. – Одеса : ОДЕУ, 2002. – Вип. 11. – С. 87-90. 2. Крутилко А. Основные направления повышения инвестиционной привлекательности экономики Украины / А. Крутилко // Журнал Европейской экономики. – 2011. – Т. 10 (№ 4). – С. 452-462. 3. Paying taxes 2011. The global picture 2011 : [Electronic resource] // Pricewaterhouse Coopers. – Mode of access : http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/pdf/paytax-2011.pdf. 4. Сімонова М. В. Оцінка інвестиційної привабливості України на основі аналізу методик, розробленними провідними міжнародними організаціями / М. В. Сімонова // Вісник ЖДТУ. – 2012. – № 12 (59). – С. 283-287.