Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым
Одним из направлений административной реформы, осуществляемой в Украине, является создание обновленного, дееспособного государственного аппарата, становление профессиональной и авторитетной государственной службы. Проведенный анализ 188 учреждений Крыма, в которых работают государственные служащ...
Saved in:
| Date: | 2001 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2001
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108400 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым / Д.А. Кушевой // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 26. — С. 25-28. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-108400 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1084002025-06-03T16:07:06Z Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым Кущевой, Д.А. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Одним из направлений административной реформы, осуществляемой в Украине, является создание обновленного, дееспособного государственного аппарата, становление профессиональной и авторитетной государственной службы. Проведенный анализ 188 учреждений Крыма, в которых работают государственные служащие ,позволяет сделать некоторые обобщения. 2001 Article Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым / Д.А. Кушевой // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 26. — С. 25-28. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108400 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Кущевой, Д.А. Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым Культура народов Причерноморья |
| description |
Одним из направлений административной реформы, осуществляемой в Украине, является создание
обновленного, дееспособного государственного аппарата, становление профессиональной и авторитетной
государственной службы. Проведенный анализ 188 учреждений Крыма, в которых работают государственные служащие ,позволяет сделать некоторые обобщения. |
| format |
Article |
| author |
Кущевой, Д.А. |
| author_facet |
Кущевой, Д.А. |
| author_sort |
Кущевой, Д.А. |
| title |
Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым |
| title_short |
Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым |
| title_full |
Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым |
| title_fullStr |
Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым |
| title_full_unstemmed |
Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым |
| title_sort |
экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в автономной республике крым |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2001 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108400 |
| citation_txt |
Экономическая оценка эффективности работы государственного аппарата управления в Автономной республике Крым / Д.А. Кушевой // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 26. — С. 25-28. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT kuŝevoida ékonomičeskaâocenkaéffektivnostirabotygosudarstvennogoapparataupravleniâvavtonomnoirespublikekrym |
| first_indexed |
2025-12-02T01:09:44Z |
| last_indexed |
2025-12-02T01:09:44Z |
| _version_ |
1850356838378242048 |
| fulltext |
1
Кущевой Д.А.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ В АВТОНОМНОЙ
РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Одним из направлений административной реформы, осуществляемой в Украине, является создание
обновленного, дееспособного государственного аппарата, становление профессиональной и авторитетной
государственной службы. Проведенный анализ 188 учреждений Крыма, в которых работают государ-
ственные служащие ,позволяет сделать некоторые обобщения.
Прежде всего, известна тенденция сокращения числа занятых (У) в экономике Крыма, которую можно
за 1995-2000 годы выразить следующим уравнением:
У = 534,375 - 5,125 t ( тыс. человек), где t – количество лет начиная с 1995 г.
Вторая тенденция, характеризующая количественный рост числа работников государственного ап-
парата, которую можно описать уравнением:
У = 24,35 + 0,45 t. Если за последние пять лет снижалось число работающих в среднем за год на 5,1
тыс. человек, то одновременно росло число работников госаппарата на 450 человек в год.
Это значит, что ежегодно при сокращении 11,3 работников в отраслях экономики госаппарат попол-
нялся одним служащим.
Рассмотрим более подробно динамику изменения числа работников государственного управления в
таблице 1.
Из таблицы видно, что особый прирост числа государственных служащих произошел в 1994 году, ко-
гда 7898 человек пришли на работу в государственный аппарат. Это, очевидно, было обусловлено пони-
манием того, что руководить предприятиями в рыночной сфере очень сложно и гораздо проще получать
стабильную зарплату и высокую гарантированную государственную пенсию, став работником государ-
ственного аппарата управления.
К тому же падение производства во всех отраслях не отражается на уровне оплаты труда. Государ-
ственные служащие не страдают от ухудшения результатов деятельности экономики.
Количество работников аппарата управления выросло в 1,88 раза по отношению к 1990 году, в то вре-
мя как общее число государственных служащих - в 2,236 раза.
Сердцевиной государственного аппарата являются руководители и специалисты. Их число быстро
увеличивалось, и среднегодовой прирост составлял 572 человека. На 1.01.1999 г. их было 8324 человека, а
на 1.01.2000 г их стало 9468 человек. Из них занимали должности руководителей 2807 человек (29,6%) и
специалисты - 6661 человек (70,4%). Только за 2000 год число руководителей выросло на 115 человек (+
4,3 %), число специалистов возросло на 474 человека (+ 7,7%). Анализ структуры государственных слу-
жащих свидетельствует, что большинство из них – женщины. Они составляют 59,4 % всех руководителей
и 83,5 % общего числа специалистов, в составе работников государственного аппарата (табл.2) не имеют
среднего специального образования 668 человек (7,1 %), в том числе 30 руководителей.
К сожалению, уровень образования как руководителей, так и специалистов аппарата государственных
служащих явно недостаточен, чтобы признать качественный состав соответствующим новым рыночным
требованиям. То обстоятельство, что более трети руководителей и специалистов имеют только среднее
специальное образование является, главным недостатком качества персонала управления.
Наибольший удельный вес руководителей относится к пятой категории (42,4 %), а среди специалистов
– шестая (47,3 %) и седьмая (43,0 %), первую категорию имеют лишь 47 лиц (1,7 %).
Давая характеристику возрастному составу работников государственного управления Крыма, отме-
тим (см. табл. 3), что 2195 человек имеют возраст до 30 лет (23,2 % общего числа служащих), из которых
1726 женщин (более 78 %).
Эта часть руководителей и специалистов пришли в аппарат управления в годы рыночных преобразо-
ваний.Однако большая часть руководителей и специалистов (77,8 %) уже входили в аппарат государ-
ственного управления в административной экономике, однако методы управления экономикой остались у
них прежними - преимущество административными. Уровень знаний и практический опыт этих чинов-
ников формировался в советское время и очень далек от требований времени. Поэтому необходимо по-
вышение квалификации кадров. Так, в 1999 году повысили квалификацию 867 работников, а за 2000 год -
1689 человек.
За рубежом повысили свою квалификацию 16 руководителей госаппарата и 10 специалистов. То, что
большинство государственного аппарата управления составляют женщины, немалая часть которых при-
обрела опыт работы в советское время, и то, что более трети имеют при этом среднее образование накла-
дывает отпечаток на «действенность» управленческих решений.
За 2000 г. было принято на работу 1670 человек (коэффициент обновления 17,6 %), а уволено 1395
(коэффициент выбытия 14,7 %). То обстоятельство, что каждый шестой уволен в связи с наступлением
пенсионного срока, а 83 % уволены по другим причинам свидетельствует о том, что уровень квалифика-
ции уволенных не соответствовал занимаемой должности. И дело здесь не в уровне оплаты труда - она
оставалась наиболее высокой среди других сфер экономики и имела тенденцию к росту (табл.4).
2
Зарплата работников управления выросла за 5 лет в 2,1 раза, а зарплата среднего работника отраслей
экономики Крыма только в 1,7 раза. Причем, в среднем по Крыму у работника в структуре зарплаты доля
основной оплаты составляла 62,4 %, а у работника государственного аппарата управления только 49,8 %, а
дополнительная зарплата и прочие выплаты - 50,2 % . Около 15 % всех чиновников госаппарата получали
более 750 грн. в месяц. Задержка с выплатой зарплаты в среднем по Крыму составляет 1,1 месяца, а у ра-
ботников госаппарата задолженность выплат зарплаты составляет около двух месяцев.
Анализ качественного состава руководящего ядра работников государственного аппарата обнажает
очень серьезную проблему несоответствия системы управления тем новым экономическим задачам, ко-
торые сегодня должна решать экономика Крыма.
Анализ состояния экономики Крыма свидетельствует о том, что аппарат управления не смог преодо-
леть трудности переходного периода и за десять последних лет сложилась ситуация, когда почти половина
всех предприятий региона убыточна. В 1999 году убыточных предприятий было 48 %, а в 2000 году – 48,5
%. Причем из состава предприятий промышленности убыточность выросла с 52 % (1999 г.) до 58,3 %
(2000 г.), а величина убытка соответственно с 80,8 млн. грн. до 227,3 млн. грн. Количество убыточных
предприятий в строительстве увеличилось с 50,6 % (1999г) до 55, 7 % (2000 г), а убыток возрос с 6,9 млн.
до 24, 6 млн. грн. Аналогичное положение и в других отраслях.
На фоне роста убыточности предприятий за этот период выросло число работников государственного
аппарата. Годичный прирост определился как 572 человека, из которых должности руководителей полу-
чили 115 человек (прирост 4,3 %), а должности специалистов получили 474 человека ( годичный прирост
7,7 % ). Необычность этого феномена заключается еще и в том, что общее число занятых в отраслях эко-
номики за этот год уменьшилось на 37,6 тыс. человек, то есть с 674,4 тыс. до 636,6 тыс. человек.
По этим данным получается, что приход одного нового чиновника государственного управления спо-
собствовал приросту убытка в размере 78671 гривна и увольнению 66 человек из отраслей экономики
Крыма, способствовал росту убыточности предприятий на 0,01 %. Такова цена пополнения одним чело-
веком государственного аппарата управления.
Нам кажется, что следует руководствоваться принципом эффективности в увеличении аппарата
управления. Это значит, что рост аппарата возможен только в одном случае: на каждого привлекаемого в
аппарат управления регионом должен быть обеспечен прирост объемов производства, прирост прибыли,
сокращение убыточности отраслей и вовлечение в сферу экономики новых работников на основе появле-
ния новых рабочих мест - таков критерий совершенствования управ-ления экономикой региона.
Рост управленческих работников не сопровождался ростом инвестиций, снижением кредиторской и
дебиторской задолженности.
Не мог способствовать росту численности аппарата и процесс приватизации и ста-новления многооб-
разия форм собственности. Рост числа занятых в банковской и парабанковской системах, страховых и
других учреждениях рыночной инфраструктуры в Крыму в 9.9 раза не мог повлиять на увеличение орга-
нов государственного управления.
Известно, что подавляющее число работников современной системы уп-равления перешли на работу
из бывшего аппарата партноменклатуры. Они обладают известным опытом работы в административно-
командной экономике, однако этого явно недостаточно, чтобы обеспечить использование экономических
рычагов управления. Очевидно, одной из главных причин сохранения на первом этапе и увеличения на
втором этапе численности аппарата государственного и хозяйственного управления и является упрочение
сложившихся ранее структур управления и распространение административных методов управления эко-
номикой. Это соответствует интересам определенных западных кругов ,которые хотели бы затормозить
экономическое развитие Украины.
Выход из этого состояния - в ускоренной системе повышения квалификации кадров, в овладении
государственными чиновниками постулатов рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и управле-
ния на основе компьютерных технологий. Именно поэтому переход к рыночным отношениям должен
быть построен на государственном вмешательстве в экономику, системой экономических рычагов. Нет
сомнения в том, что за короткий период пройдет обучение государственных чиновников. Они будут ис-
пользовать совокупность экономических рыночных методов руководства для стимулирования развития
производства и создания конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
В настоящее время уровень эффективности управления экономикой очень низкий, и самое главное,
что с ростом числа работников аппарата управления он все больше снижается. Это хорошо прослежива-
ется в таблице 5.
Из данных таблицы видно, что рост аппарата государственного управления в Автономной республике
Крым повлек за собой резкое снижение выхода валовой продукции, получения прибыли, уменьшение ин-
вестиционных вложений в основной капитал и, главное, уменьшение нагрузки численности занятых в
народном хозяйстве, приходящихся на одного государственного чиновника. Нельзя дальше допускать
ухудшения этих показателей, которые близки к критическим параметрам.
Надо верить в светлое будущее нашего народа, который преодолеет трудности и построит современ-
ное социально ориентированное общество. Большая роль в этом деле будет принадлежать небольшому по
численности, высококвалифицированному отряду талантливых государственных чиновников-рыночников.
Таблица 1. Изменение численности работников органов государственного управления (первая строка)
3
и, в том числе, аппарата государственного управления (третья строка). Во второй и четвертой строке даны
индексы прироста к 1990 г.
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
2001к1990
г
12371 13685 15018 16339 24237 24173 25788 26019 26337 25991 27572 27662 2,236
1 1.106 1.214 1.32 1.959 1.954 2.084 2.103 2.129 2.101 2.205 2.236 --
7948 9803 11638 11959 12962 12652 13567 14451 13894 13994 14321 14937 1.879
1 1.233 1.464 1.504 1.63 1.592 1.707 1.818 1.748 1.760 1.802 1.879 --
Таблица. 2.Уровень образования руководителей и специалистов государственных служащих Крыма:
Состав аппа-
рата управ-
ления
Всего
человек
Из них имеют образование: Удельный вес в общей численности служащих, %
Высшее Среднее
специальное
Без спец.
образования
Лиц с высшим
образованием
Лиц с со средним
специальным
Без специально-
го образования
Всего.
в том числе 9468 6139 2661 668 64,8 28,1 7,1
Руководители 2807 2419 358 30 86,2 12,8 1,0
Специалисты 6661 3720 2303 638 55.8 34,6 9,6
Таблица. 3. Возрастной состав работников аппарата государственного управления Крыма:
Всего
человек
Мужчины Женщины
всего В том числе (лет) всего В том числе (лет)
до 30 55-59 > 60 до 30 50-54 > 55
Всего 9468 2240 389 263 65 7228 1726 1000 62
Руководители 2807 1140 50 161 48 1667 134 343 26
Специалисты 6661 1100 339 102 17 5561 1592 657 36
Таблица. 4 Среднемесячная зарплата одного штатного работника, грн.
Показатели Годы
1996 1997 1998 1999 2000
В среднем по всем отраслям Крыма 131,11 147.16 142,65 167,73 225,15
Аппарат органов государственного управления 177,65 224,33 217,13 259,26 374,37
Превышение уровня оплаты работников гос-
аппарата по отношению к средней месячной
оплате по Крыму, раз
1,35 1,52 1,52 1,54 1,66
Таблица. 5 Показатели экономической эффективности работы государственного аппарата
управления экономикой Крыма:
Показатели Годы 2000 г. к 1990 г. в % 1990 1996 1999 2000
Произведено на одного работ-
ника управления валовой про-
дукции в сопоставимых ценах,
тыс. грн.
626,79 149,69 129.46 125.76 20,06
Получена прибыль на работни-
ка управления в фактических
ценах, тыс. грн.
154,45 6,52 6,43 3.82 2,47
Вложено инвестиций в эконо-
мику в расчете на 1 работника
управления тыс. грн.
175,64 9,81 6,4 3,82 2.17
4
Приходится на 1 работника ап-
парата управления число ра-
ботников, занятых в экономике
Крыма, человек
62.6 25.4 23,0 20.7 33,0
|