Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания

В статье рассматриваются фразеосхемы рассказа Э. По "The Pit and the Pendulum", выделенные на основе приемов делессировки и рассеивания "дымки". Вычлененные фразеосхемы демонстрируют особенности существования личности в структурированном социальном пространстве....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2007
1. Verfasser: Хребтова, Т.С.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2007
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108513
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания / Т.С. Хребтова // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 119. — С. 129-132. — Бібліогр.: 12 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-108513
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1085132025-02-09T13:38:37Z Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания Хребтова, Т.С. Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье рассматриваются фразеосхемы рассказа Э. По "The Pit and the Pendulum", выделенные на основе приемов делессировки и рассеивания "дымки". Вычлененные фразеосхемы демонстрируют особенности существования личности в структурированном социальном пространстве. У статті розглядаються фразеосхеми Е. По "The Pit and the Pendulum", виділені на основі прийомів делесировки і розсівання "димки". Виділені фразеосхеми демонструють особливості існування особистості в структурованому соціальному просторі. 2007 Article Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания / Т.С. Хребтова // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 119. — С. 129-132. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108513 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Хребтова, Т.С.
Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания
Культура народов Причерноморья
description В статье рассматриваются фразеосхемы рассказа Э. По "The Pit and the Pendulum", выделенные на основе приемов делессировки и рассеивания "дымки". Вычлененные фразеосхемы демонстрируют особенности существования личности в структурированном социальном пространстве.
format Article
author Хребтова, Т.С.
author_facet Хребтова, Т.С.
author_sort Хребтова, Т.С.
title Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания
title_short Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания
title_full Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания
title_fullStr Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания
title_full_unstemmed Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания
title_sort фразеосхемы рассказа е.а. poe “the pit and the pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2007
topic_facet Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108513
citation_txt Фразеосхемы рассказа Е.А. Poe “The Pit and the Pendulum” как маркеры деятельности мистического сознания / Т.С. Хребтова // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 119. — С. 129-132. — Бібліогр.: 12 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT hrebtovats frazeoshemyrasskazaeapoethepitandthependulumkakmarkerydeâtelʹnostimističeskogosoznaniâ
first_indexed 2025-11-26T08:09:03Z
last_indexed 2025-11-26T08:09:03Z
_version_ 1849839636874002432
fulltext Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 129 Хребтова Т.С. ФРАЗЕОСХЕМЫ РАССКАЗА E.A. Poe “The Pit and the Pendulum” КАК МАРКЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Участвуя в производстве материальных благ, в научных исследованиях, человек незаметно для себя ру- ководствуется обобщенным образом мира, который в свою очередь формируется на основе коллективного и личного опыта. Он возникает на основе мировоззрения – это система взглядов (на мир и место человека в нем), убеждений, оценок, идеалов, а также принципы познания и практической деятельности. Обобщенный образ мира создается энергией человеческого сознания. Это особое когнитивное про- странство, в котором живет и развивается человек. Это пространство существует как бы вне реальной дей- ствительности и имеет особые отношения с природой. В обществе существует огромное количество энергий сознания. Каждая из них преобладает в какой–то определенный период развития человечества. Каждая эпоха представляет собой среду, в которой домини- рует та или иная разновидность энергетической формы. Каждая область фразового пространства может содержать бесконечно много представленных точек, плотность точек служит мерой вероятности найти данную систему в данной области [1]. На доминирование той или иной энергетической формы и тем самым на репрезентацию истории во многом оказывает влияние мировоззрение человека и человечества в целом. Например, 20 век – время пе- рехода на новый этап функционирования сознания. Возникает новое когнитивное пространство и новые общественные идеалы, в частности, происходит ориентация на производство коллективных ценностей, об- разуется теория стоимости. Ощущение отказа от частного и индивидуального пронизывает мировое информационное и деятельное пространство этого времени. Человечество стремится к общему и неразделенному. Способности и талант помещаются в общую копилку ценностей. Это создает неустроенность и беспо- рядок, когда каждому «отдельному» человеку нет места, заставляет человека менять свое отношение к при- роде и самому себя. Стремление человека отрегулировать свои отношения с природой находит выражение в труде. Труд изменяет отношение человека к природе, а отсюда и человек изменяется в труде, посредством труда [2]. Американский писатель Э.По в 19 веке изобрел способ противостоять этой разрушительной тенденции становления хаоса. В его произведениях обнаруживается новая форма сознания, которая во время господ- ствования общественного начала способна найти спасительную нишу в безвыходных обстоятельствах по- вседневной жизни. Однако изменение отношений человека с природой неизбежно порождает хаотические состояния. Сознание – это идеальная и высшая форма отражения, воспроизведения и порождения действительно- сти. Считается, что с практической точки зрения сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувст- венных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Сознание всегда активно и интенционально, всегда направлено на какой–то объект. Мистическое сознание – это один из видов воспроизведения абсолютной реальности в повседневной действительности. Цель нашего исследования состоит в том, чтобы показать как мистическое сознание, об- наруживаемое нами в тексте Edgar Poe “The Pit and the Pendulum” [5] и выраженное в нем в виде фразеос- хем, способно в хатичном переплетении разных видов мироощущений и разных видов сознаний обнару- жить структуру и упорядоченность. Мистическое сознание, обнаруживаемое в произведениях Э.По, противостоит общественному созна- нию. Это два наиболее значимых типа воспроизведения и порождения действительности. Анализируя об- щественное сознание, Т.В.Горбунова выделяет формы общественного сознания, внутренную формы кото- рых представляет диалог [4]. Политическая и правовая формы, по мнению исследователя, организованы диалогом между социаль- ными группами, государствами и государством; религиозная – с носителем родовой общественной сущно- сти, Богом, абсолютной реальностью. К формам общественного сознания Т.В.Горбунова относит также мо- раль, научное знание, художественное сознание. Последнее определяется как диалог «и с природой, и с Бо- гом, и с другим человеком, и с государственной властью, то есть со всем тем, что входит в личность как в универсум» [3, c.54]. Множество разных видов сознания делает непредсказуемыми законы ориентирования человека в про- странстве. «…в открытых системах, обменивающихся с окружающей средой потоками вещества или энергии, од- нородное стационарное состояние равновесия может терять устойчивость и необратимо переходить в неод- нородное стационарное состояние» [5]. Человек теряется в действительности, так как волны общественного сознания, ударяясь о берега жизненных ориентиров, разбивают их на хаотические кусочки. Мистическое же сознание склеивает их и воссоздает целостную картину, поскольку оно способно отражать сверхчувствен- ные свойства бытия. Это представляет своего рода процессы взаимодействия системы и среды по Н.Е. Сулименко. Элемен- ты среды (будь то социокультурная, коммуникативная, языковая, текстовая, ментальная, этическая, эстети- ческая, эмоциональная и др.) выступают в виде поля данной системы [6]. Системой является когнитивное пространство человечества, средой – формирование мистического сознания. Хребтова Т.С. ФРАЗЕОСХЕМЫ РАССКАЗА E.A. Poe “The Pit and the Pendulum” КАК МАРКЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 130 Информационные потребности системы, необходимость самоорганизации и самосохранения (особенно в моменты бифуркаций) могут приводить к усилению потенциала элементов среды и их втягивания в сис- тему [6]. Самоорганизующиеся системы рассматриваются как специфический, вероятностный по своей природе объект [1]. При преодолении системой некоторого критического порога детерминированный хаос с легкостью «га- сит» возникающие флуктации, и стохастические процессы направляются в единое упорядоченное русло. Таким образом, в неустойчивости языковой системы, динамике и хаотичности развития, разнонаправленно- сти и неупорядоченности действий ее элементов закладываются предпосылки будущего порядка и устойчи- вости [7]. Такими предпосылками в нашем когнитивном пространстве являются фразеосхемы. Зоны неустойчивости, бифуркаций, создающих единство тенденций к самоорганизации и хаосу, ката- строфам, охватывают самые разнообразные области современной русской лексики и часто проявляются в причудливом смешении в текстах своего и чужого, старого и нового, высокого и низкого, в построении не- ожиданных текстовых парадигм. Тоже самое мы можем наблюдать и в текстах других культур, в том числе и англоязычных рассказах Э.По. Это смешение ведет к нестабильности системы. Нестабильности системы противополагается бистабильность. Бистабильность системы или бифуркация – такое положение дел, когда система может иметь два ста- бильных стационарных центра. Бифуркационный переход рассматривается как выбор системой одного из вариантов развития, причем каждый вариант предполагает переход системы в состояние, радикально отличное от исходного. Ситуация бифуркационного перехода определяется в качестве ситуации резкой смены характера процесса как в тем- поральном, так и в содержательном плане [7]. В нашем случае фразеосхемы, выделенные в тексте Э.По и представляющие единицы, маркирующие деятельность мистического сознания, позволяют создать языковое описание этого перехода. Радхакршинан пишет, что наши интеллектуальные категории «могут дать описание эмпирического мира в формах пространств, времени и причинности, но реальность находится за пределами этого. Хотя она и содержит в себе пространство, она непространственна; хотя и включает в себя время, она трансцендентна времени; хотя и содержит в себе причинно связанную систему природы, она не подчиняется закону при- чинности. Мы получаем представление о реальности, когда мысль наша становится совершенной в интуи- ции [8, с. 228]. Мистическое сознание – это и форма совершенствования мысли в интуиции, и форма ориентации в ми- ре информации и в мире впечатлений, которая превращает хаос в порядок, помогает ему приобрести струк- туру. Разная мера адаптации социумов к лексическим явлениям, связанным с точками бифуркации жизни общества, находящегося в неравновесном состоянии, отражается в художественных текстах. «В языке происходит интересная и необъяснимая на первый взгляд вещь: в нем независимо и спонтан- но от носителей языка происходит самоорганизация, объединение членов оппозиции в единое гармониче- ское целое, то есть синергетический переход оппозиций в дополнительность внутри кооперативного цело- го» [5]. Фразеосхемы, знаково фиксирующие деятельность мистического сознания, способствуют самооргани- зации диалоговой системы «Человек – Абсолютная реальность – природа» По фразеосхемам Э.По мы можем пронаблюдать как мистические «льдинки» замораживают хаотичное «цветение» мирового пространства. Мистические «льдинки» выкристаллизовываются при совершенствовании мысли в процессе интуитив- ного освоения личностью окружающего ее мира. С точки зрения синергетики, выдвижение на определен- ной ступени эволюции определенного физического и психического типа людей, оптимально приспосабли- вающихся к той или иной стадии развития общества, связывается с разными масштабами времени в его взаимодействии на индивидуальное развитие человека и его развитие как члена социума [5]. Узор, составленный из мистических «льдинок», которые представляют деятельность разных видов соз- нания, можно красочно описать через семантические узлы «дымка» и «туман» Леонардо да Винчи и приема «лессировки» в русской живописи. Лессировка – прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя. Этот прием позволяет: а) изменить, усилить или ослабить цветовые тона; б) достигнуть легкости и звучности тона; в) обогатить колорит, придать ему большее единство и гармонию [9]. Почти все краски пригодны для «лессировок»: одни для прозрачных, другие – для полупрозрачных. Лессировками можно дополнить или закончить почти всякую, так или иначе начатую живопись, но еще лучших результатов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполага- ется быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему «лессировки» в соединении с то- нами подмалевка [9]. Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 131 Аналогично, поверх структурированного «высохшего» слоя рационального сознания наносятся хаоти- ческие штрихи разных видов энергий сознания. Они достигают более яркого, интенсивного, но усложнен- ного «тона», тем самым, затрудняя прочтение существующей в пространстве информации. Фразеосхемы, маркирующие деятельность мистического сознания, способствуют воссозданию целостной картины вос- принимаемой действительности. Так, в тексте E. A. Poe “The Pit and the Pendulum” мы выделили более 50 фразеосхем. Вот примеры некоторых из них: the gossamer web of some dream eyes straining from their sockets heart’s unnatural stillness for a few moment of delirious horror to lapse into insensibility to be in immediate demand to came upon my recollection induced to remain prostrate occasioned me a world of vain trouble no part of the demon plan watched it somewhat in fear but more in wonder grew frantically mad had annihilated all my ordinary powers of mind dreading to find my faint with a wild desperation at heart shaking in every limb smiled upon my agony the agony of my soul found vent in one loud it burned itself in upon my shuddering reason took desperately to heart chilled with a heavy clamminess my heart I quivered in every nerve [8]. Эти фразеосхемы, знаково фиксируя деятельность мистического сознания в художественном тексте, создают пути продвижения в хаотическом мировом информационном пространстве. По Н.Е.Сулименко они сводят «сложные структуры к простым, что не совместимо с жизнью нелинейных структур как самооргани- зующихся и саморазвивающихся, нуждающихся в поддержании баланса со средой с помощью разнообраз- ных аттракторов, способов саморегуляции» [6]. Для создания более менее устойчивой субстанциональной среды существования человека необходимо избавляться именно от нелинейных структур. Сложные струк- туры – секвенции фразеосхем, представляющих деятельность мистического сознания, – при помощи «сер- пантинного» рисунка3* ( языкового варианта живописной лессировки) перевоплощаются в простые струк- туры: dream–eye–stillness; horror – lapse – demand; recollection – induced – trouble; plan – watched – mad; mind – dreadling – heart; limb – smile – loud; reason – took – heart. Еще один прием в живописи – это использование элемента «дымки». Чаще всего этим приемом пользо- вался Леонардо да Винчи. Исследователи пишут о том, что ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не представлены с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Эта воздушная перспектива лучшая по исполнению [11]. Леонардо много размышлял об атмосфере и воздухе и считал, что «это почти осязаемая масса частиц между глазом и видимым объектом, прозрачный океан, в который погружены все предметы. Воздух, на- полненный светом и тенью, туманом и влажностью, выполняет связующую функцию, чем достигается взаимосвязь переднего и заднего планов» [11]. Художественным открытием Э.По становится то, что вселенная для человека XIX века – это незапол- няемая пустота, вакуум, обусловливающий хаотическую деятельность сознания отдельной личности и соз- наний, взаимодействующих друг с другом. Приемом, упорядочивающим эту хаотическую деятельность, мы признаем в “The Pit and the Pendulum” («Колодец и маятник») фразеосхемы. Текст Э.По представляет собой совокупность различных излучений, волн и энергий разного вида сознаний, в том числе и мистического. Одним из способов исследования особенностей деятельности мистического сознания хаоса является прием «делессировки». Это прием обратный «лессировке», позволяющий убрать «лишний слой краски с картины существующего миропорядка». «Делессировка» – метод, позволяющий обнаружить структуру мистическо- го сознания в универсуме художественного произведения. Другой способ изучения мистического сознания – это «рассеивание «дымки», то есть отделение особых единиц от основной массы текста. Фразеосхемы, отражающие мистическое сознание, получены в результате применения процессов «де- лессировки» и рассеивания «дымки». В результате применения этих приемов вычленяются фразеосхемы, которые демонстрируют истинную модель существования сознания в организованном, структурированном социальном пространстве. 3 «Серпантинный» рисунок аналогично серпантинному (или змеиному) стиху – «Serpenticum versus», характерный для поэзии Западной Европы XVI–XVI – XVII вв [10]. Хребтова Т.С. ФРАЗЕОСХЕМЫ РАССКАЗА E.A. Poe “The Pit and the Pendulum” КАК МАРКЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 132 Организованное пространство способно «провоцировать» хаотическую деятельность сознания, которая может быть структурирована особыми знаковыми структурами. Маслова В.А. пишет: «Мы страдаем от не- способности охватить комплексность проблем, понять связи между объектами, находящимися для нашего фрагментарного сознания в разных областях» [5]. Найти эти связи помогают нам фразеосхемы. Во фразеосхемах заложен универсальный код, с помощью которого можно добиться устойчивости сис- темы. Анализируя их, можно выявить некую зависимость между эмоциональным состоянием и состоянием действительности. («Merged in one dreamy indeterminate hum – the agony of my soul found vent in one loud»; «the tall candels sank into nothengness – . to sleep fell upon me»; «some token of the state of seeming nothingness – floated through my brain»; «watched it somewhat in fear but more in wonder – а glared upon me in a thousand directions»; «in the grasp of the Inquisition – sense of pain shot through every nerve»; «I tottered upon the brink – the world had seen me no more») [3]. Сам сюжет произведения нам говорит об этом. Герой сидит в запертой клетке и, вполне возможно, что все с ним происходящее – это плод его возбужденного воображения. Чувства, возникающие в нашем созна- нии, обладают огромной силой, способной заставить нас видеть мир таким, каковым он не является. Поэто- му они из хаотичного, разрозненного, неупорядоченного мира могут создать совершенно противополож- ную картину. Данные фразеосхемы отражают, с одной стороны, все самые страшные мучения человеческо- го духа, но, с другой стороны, говорят о том, что, только испытывая такие чувства, можно вырваться из замкнутого круга неустроенности и хаотичности. Эти фразеосхемы выражают все самые ужасные чувства, которые могут овладевать человеком. Они, являясь костяком всего, что окружает нашего героя, формируют это окружение. Они могут сделать из него то, что не подвластно простым человеческим возможностям. Используя модель поведения, заложенную во фразеосхемах, можно разрушить хаотичную систему миропорядка и добиться линейности и устроенности нашего бытия. «Flashed through the gloom – there flashed upon my mind» «The mere consciousness of existence – it wrestled its way into my soul» «The aspect of charity – smiled upon my agony» [3]. Источники и литература 1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 2006. – 310 с. 2. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – 430 с. 3. Poe, Edgar Allan. The Pit and the Pendulum//http://www.online– literature.com/poe/40/. 4. Горбунова Т.В. Природа художественных идей. Искусство в системе общественного сознания. – Л.: Изд-во Ленин. ун–та, 1991. – 112с. 5. Маслова В.А. Синергетика и лингвистика: мода или новая парадигма знания? // Ученые записки Таври- ческого национального ун–та им. В.И.Вернадского. Серия «Филология». – Том 20 (59). – №1. – 2007. – С.85–90. 6. Сулименко Н.Е. Мир хаоса и порядка в его преломлении лексической структурой текста // Текст. Узоры ковра: Сборник статей научно–методического семинара «Textus». – Вып.4. – Ч.1. Общие проблемы исследования текста / Под ред. докт. филол. н. проф. К.Э. Штайн. – СПб – Ставрополь: Изд–во СГУ, 1999. – С. 14–19. 7. Дрожащих Н.В. Синергетическая модель интеграции иконических единиц разных уровней. Диахрония. – Тюмень, 2006. – 256с. 8. The Metaphors of Consciousness N.Y., 1981. Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в XX веке. – М.: Мысль, 1990. – 219с. 9. http://justit.ru/encyclop/0/0/6111. 10. История русской литературы X–XVII веков / Под. ред. Д.С.Лихачева. 11. – М., 1980. – 462с. 12. http: // bobych.ru/referat/31/25168/1.html. Чарина М.О. ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ ПРИРОДЫ НА УСЛОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА Мир, в котором мы живем, имеет как акустическое, так и оптическое лицо. Шумы и тоны окружают нас. Они характерны для бесчисленного множества интересующих нас событий. Они означивают особую ипостась природы – ритмо–тоно–мелодическую. Подобное свойство окружающего нас мира воспроизво- дится в процессе живописания. Тенденции к живописанию прослеживаются не только в поэтических, но и в прозаических произведе- ниях. Они представляют свидетельства проявления человеческого стремления вновь устранить то косвен- ное и окольное, что роднит язык с другими сферами культуры. Человек, который, оперируя звуками, нау- чился читать мир и постигать его, чувствует себя оттесненным промежуточным механизмом языка от оби- лия всего того, что может непосредственно созерцать глаз, ощупать рука, и он ищет путь назад, стремится, сохраняя, насколько возможно, звучание природы в себе, к полному охвату конкретного мира. В таком слу- http://www.online http://justit.ru/encyclop/0/0/6111