Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы
Gespeichert in:
| Datum: | 2002 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2002
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108970 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы / И.Н. Литвинчук // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 31. — С. 255-261. — Бібліогр.: 27 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-108970 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1089702025-02-09T14:45:29Z Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы Литвинчук, И.Н. Точка зрения 2002 Article Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы / И.Н. Литвинчук // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 31. — С. 255-261. — Бібліогр.: 27 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108970 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Точка зрения Точка зрения |
| spellingShingle |
Точка зрения Точка зрения Литвинчук, И.Н. Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Литвинчук, И.Н. |
| author_facet |
Литвинчук, И.Н. |
| author_sort |
Литвинчук, И.Н. |
| title |
Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы |
| title_short |
Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы |
| title_full |
Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы |
| title_fullStr |
Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы |
| title_full_unstemmed |
Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы |
| title_sort |
речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2002 |
| topic_facet |
Точка зрения |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/108970 |
| citation_txt |
Речемыслительная модель процесса восприятия и интерпретации конструктов эмотивного синтаксиса в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы / И.Н. Литвинчук // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 31. — С. 255-261. — Бібліогр.: 27 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT litvinčukin rečemyslitelʹnaâmodelʹprocessavospriâtiâiinterpretaciikonstruktovémotivnogosintaksisavramkahkognitivnokommunikativnojparadigmy |
| first_indexed |
2025-11-26T23:36:40Z |
| last_indexed |
2025-11-26T23:36:40Z |
| _version_ |
1849897991555514368 |
| fulltext |
Литвинчук И. Н.
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
КОНСТРУКТОВ ЭМОТИВНОГО СИНТАКСИСА В РАМКАХ
КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ
Результаты психоэтолингвистического эксперимента, проведенного автором при исследовании прагматики
эмотивного текста, (суть эксперимента см.: [13]), были подвергнуты формализации, что позволило обратиться к
построению гипотетической модели-алгоритма порождения эмотивного текста-реакции (ЭТ) как результата про-
цесса восприятия и интерпретации ЭТ-стимула. С лингвофеноменологической точки зрения данная модель может
внести вклад в рассмотрение генезиса эмотивного смысла-образа с момента получения первых ощущений органами
чувств до стадии интерпретации их в сознании и выражения с помощью знаков внешней речи. Одним из базовых
принципов, определяющих архитектонику и геометрию модели, созданной в русле коммуникативно-когнитивного
направления в современной науке, был парадигматический подход к организации собственно лингвистических и
психологических знаний.
Проследим уровни порождения знаков эмоции синтаксического уровня -конструктов эмотивного синтаксиса, в
частности, ЭК как структурных компонентов ЭТ-реакции, и в итоге - эмотивно-художественного образа текста в
рамках процесса восприятия и интерпретации эмоциогенного стимула предметного мира (в нашем случае -
ЭТ-стимула). На рисунке (см. ниже) представлен многоярусный стереообраз, виртуальная модель данного процесса.
Выделенные уровни порождения ЭК как конструктов ЭТ являются архитектурно-пространственными образова-
ниями и лишь условно могут быть определены как этапы, поскольку нами учитывается высказываемое в рамках
когнитивной лингвистики положение о том, что процедуры порождения речи могут протекать параллельно, си-
мультанно, накладываться друг на друга во времени. Однако здесь не исключается и распределение во времени, т.е.
последовательность,
интерактивность, рекурсивность и даже "автоматичность" [24]. При восприятии речи посегментное {изложение
информации с последующим ее освоением, переработкой воспринимаемого ЭТ и выдвижение интерпретационных
гипотез о структуре и семантике этих "квантов" эмотивной контекстуальной информации позволяет также выделить
этапы "текущего" и "последующего" интерпретирования.
Предлагаемая гипотетическая схема-модель, призванная воспроизвести в общих чертах "завязку", "развитие
действия" и "развязку" интерпретационных действий над информацией ЭТ-стимула в плане порождения
ЭТ-реакции и формирования значений эмотивных синтаксических конструкций (ЭК) как конструктов ЭТ. Выбор
именно алгоритмической техники конструирования предлагаемой модели из арсенала подобных методик проце-
дурной семантики обусловлен тем, что последняя ставит своей задачей изучение отношений между языковыми
объектами и психическими состояниями и процессами, участвующими в их производстве и понимании, а также
реконструкцию и моделирование динамических аспектов понимания, продуцирования языка и мышления.
Итак, "уровни" модели, которую мы представили как многоярусный объемный образ-скрипт, расположены не
строго по вертикали или по горизонтали, но схематически репрезентируют сущность описываемого явления в фе-
номенально-концептуальном и формально-языковом пространствах. Структура модели отражает сложность ко-
гнитивной структуры психических процессов при восприятии и интерпретации информации ЭТ как стиму-
ла-раздражителя. Многомерность пространственной организации данной модели, ее виртуальность отражают по-
рядок следования информации 'в когнитивных структурах, который можно образно представить как процесс свое-
образного "сканирования" наблюдателем информации, поставляемой объективной действительностью. Возможно и
образование интерференциональных зон-проекций, в которых осуществляются семантические связи-интерпретации
и концептуальные переходы-трансляции, впоследствии реализующиеся посредством языковых (грамматических)
форм. Сложное взаимодействие информации, поступающей из разных уровней-пространств, может протекать од-
новременно (симультанно). Вероятна также цикличность данного процесса, возвращение "на круги своя", т.е. к
предыдущим звеньям-уровням цикла с целью верификации, проверки и перепроверки субъективной истинности
интерпретационных соответствий между ментально-семантическими и формально-грамматическими коррелятами
ЭТ. Следует также учитывать вариативность, избирательность индивидуальных речемыслительных процессов
восприятия и речепорождения в концепции "анализ через синтез", что достаточно сложно систематизировать в
единый алгоритм.
На довербальном, интенсиональном этапе кодирования эмоциональной информации в феноменальном мире
психики образуется общий, "картиноподобный" в терминологии А. Пейвио [26], нерасчлененный эмоциональный
эйдос, гештальт, являющийся продуктом отражения реакции на определенный стимул предметного мира (см. рис.,
уровень 1, 2). Теоретической базой для обоснования первичности эмоционального гештальта в речемышлении мо-
жет служить также положение о том, что на начальных этапах перцептивного процесса проявляется примат целого
над поэлементным [12]. Последовательность формирования эмотивных образов обусловлена не только порядком
поступления эмотивной информации, содержащейся в воспринимаемом и интерпретируемом ЭТ, но и выдвижением
на первый план "наиболее значимой в данном контексте и для данных коммуникантов информации: привлечение
внимания к определенной части текста обеспечивает ее выдвижение на передний план в обработке информации"
[20]. Опознание образа-гештальта эмоции идет по направлению распознавания и дифференциации отдельных его
элементов, специфических признаков. На этом этапе уже учитывается иерархическая организация предметов объ-
ективной действительности: включенность одного предмета в другой, а также неоднородность предмета-стимула,
т.е. обязательность вхождения в его состав более мелких предметов -элементов. В этом отношении эмотивная се-
мантика синтаксического уровня не является исключением.
Представляется возможным выделить в перцептивном акте восприятия ЭТ этап актуализации трех основных
измерений базиса эмотивности, формирующих психосемантическую синтагму и отражающих стороны любого
эмоционального явления. В соответствии с теорией семантического дифференциала Ч. Осгуда [16], это оценка
(удовольствие/неудовольствие), сила (импульсивность), активность (напряженность) (см. рис., уровень 3). Экспе-
риментальные исследования в области психофизиологии эмоций показали универсальность данных структур в от-
ношении эмоциональных явлений. Факторы "оценка", "сила", "активность" представляются наиболее существен-
ными для построения всей концептуальной системы эмотивности: это исходные, "первичные концепты", на базе
которых впоследствии развивается более дифференцированный, разветвленный концептуальный организм. Таким
образом, эти факторы организуют целостное концептуальное пространство эмотивности и выступают как главные
рубрики его членения.
Фактор "сила" может обусловливать и характеризовать как интенсивность процесса эмоционального реагиро-
вания на стимулы-раздражители воспринимаемой действительности, а также степень контроля указанного процесса
посредством волевых усилий субъекта, так и интенсивность внешнего проявления, изъявления эмоциональных ре-
акций, в том числе и речевых. Данный фактор может выступать как характеристика личностных качеств, как "сила
личности", "сила Эго", "сила Я". Считается общепризнанным факт, что процесс восприятия сопровождается обяза-
тельным оцениванием как качеств объекта восприятия, так и отношения к нему воспринимающего субъекта. Это
может быть более дифференцированный подход с эстетической точки зрения "красиво/некрасиво", оценивание
функциональной пользы "полезно/вредно" и соответствия воспринимаемого социальным эталонам "нравствен-
но/безнравственно", "морально/аморально", а также выявление качества и знака эмоционального фона восприятия
"удовольствие/неудовольствие". Фактор активности, на нейрофизиологическом уровне обусловленный активацией
определенных мозговых структур, на психологическом уровне проявляющийся в степени активности отражения,
восприятия и формирования вербальных и невербальных, образных форм репрезентации, также является одной из
трех "вершин"-модусов эмотивности на рассматриваемом доязыковом уровне.
Согласно нейролингвистическим теориям, установление когнитивного контакта субъекта с воспринимаемым
предметом рассматривается прежде всего как активность по его артикулированию, членению на смысловые ком-
поненты по схеме, подобной предикативной [3; 5]. Таким образом, следующий этап и уровень трансформационной
модели-скрипта - это более расчлененная, подробная
дифференциация семантических составляющих парадигм с ядерными психосемантическими концептами активно-
сти, оценки, силы. Члены психологической синтагмы группируются по ядерным концептуальным основаниям
психологического феномена эмоциональности в соответствии с принципом антиномий. Здесь психологические
концепты представлены в виде бинарных оппозиций (см. рис., уровень 4), т.е. пар антагонистических характеристик
субъекта- носителя эмоционального состояния (ЭС), выступающего как языковая личность в процессе выражения
определенных эмоциональных состояний в речи. Выбор в
качестве концептуальных звеньев психологической синтагмы основных характеристик темперамента обусловлен
тем, что эмоциональные характеристики речи во многом определяются типом нервной системы субъекта-языковой
личности. Так, в психофеноменальном пространстве, границы которого определяются
концептуальными полномочиями парадигмы "сила" расположены эмоциональная возбудимость и темп эмоцио-
нальных реакций. Ядерным психосемантическим компонентом для ряда концептуальных модусов: активно-
сти/пассивности субъекта в отношении испытываемого им ЭС, реактивности/произвольности ЭС,
экстравертивности/интровертивности интенций эмоционально реагирующего субъекта - является концепт "сила".
Парадигму с психосемантическим индексом "оценка" формируют пластичность/ригидность ЭС и оптими-
стичность/пессимистичность установок субъекта-носителя ЭС. Парадигматические, "вертикальные" связи позволят
впоследствии связать психологические характеристики языковой личности, представленные в данной синтагме, с
особенностями концептуального и категоризационного стиля
конкретного субъекта речевой деятельности.
На следующем уровне актуализационно-трансформационной парадигмы (см. рис., уровень 5), при выделении
которого когнитивный подход тесно соприкасается с семиотическим, происходит сличение концептуальной си-
стемы как арсенала психосемантических составляющих идеального эмотивного эйдоса с индивидуальным обра-
зом-отражением конкретной эмоции в феноменальном пространстве индивида как языковой личности. Соответ-
ственно происходит отбор эмотивных психосем в соответствии со степенью их контекстуально-ситуативной акту-
альности. При этом ситуативность проявляется как разграничение типовых эмотивных ситуаций, обуславливающих
и регулирующих процесс избирательной актуализации эмотивных психосем. Информативно доступными являются
только те упорядоченные репрезентаменты психического образа эмоции, которые актуализируются по правилам
типовой эмотивной ситуации, куда входит и прагматическая ориентация на адресат эмоционального сообщения,
оценка его информативного поля. При этом раскрывается единство языковой формы, значения и действия в ком-
муникативно-эмоциональном событии-акте. Таким образом, учитывается денотативное содержание конкретной
эмоции (о чем говорить, т.е. какие актуально-индивидуальные признаки эмоции следует отразить в речи?), целе-
полагающий мотив (зачем говорить, т.е. установить задачу высказывания в достижении планируемого перлоку-
тивного эффекта), формально-логическая сторона эмотивного высказывания (как сказать, т.е. какую оптимальную
форму избрать для выражения конкретного эмотивного значения в соответствии с правилами мышления и обще-
принятыми способами формализации?). В данном процессе участвуют как психические механизмы сознания, когда
целенаправленно рационализируются компоненты эмотивной семантики, так и интуитивно-семантического филь-
тра.
Еще Р. Джекендофф.-выдвинул гипотезу о том, что в психике существует определенный уровень, на который
"стекается" для сопоставления вся информация, полученная извне и приходящая по разным каналам (зрительному,
слуховому, тактильному, моторному и т.п.) и принадлежащая разным модальностям [25]. Этот уровень впослед-
ствии был определен как уровень концептуализации - "понятийной классификации" информационного содержания.
В рамках нашей модели на концептуальном уровне определяются отношения психофеноменального поля
эмотивности и его непосредственного контакта с субъектом когниции и восприятия, т.е. происходит концептуали-
зация, выделение определенных единиц эмоционального человеческого опыта в их идеальном содержательном
представлении, группирование которых позволяет впоследствии построить "идеальную" психосемантическую мо-
дель эмотивности. На этом этапе формируется ментально-концептуальное пространство эмотивности, индивиду-
альная семантическая проекция которого в феноменальном пространстве субъекта как языковой личности станет
затем "удобным полигоном" для интерпретационных операций с языковыми (речевыми), текстовыми структурами.
Таким образом, на этом уровне формирования "эмоциональной" мысли выстраивается синтагматический ряд пси-
хосемантических составляющих эмоционального феномена, представленных как ментальные репрезентации кон-
цептуальной эмотивной системы, которые впоследствии могут быть соотнесены с вербальными репрезентациями. В
систему бинарных оппозиций входят концепты, представленные на психосемантической шкале эмотивности как "+"
и "-", однако не всегда категорично рассматриваемые как антагонистичные в силу диалектичности, частой амби-
валентности эмоциональных явлений. Содержание противопоставлений в "парах" определяется не языковыми
нормами, но отражает "своеобразие индивидуальной системы антонимии" [17, 69] субъекта в рамках его импли-
цитной теории личности. В данном ряду представлены, во-первых, сущностные, релевантные для любого эмоцио-
нального состояния и, соответственно, для любой речевой реализации последнего психосемантические признаки.
Это концептуальный семантический референт психологической характеристики степени эмоциональной возбуди-
мости - интенсивность/экстенсивность транслирования эмотивной семантики; под "патронажем" экстравертив
ной/интравертивной ориентированности индивида - тяготение к эксплицитности/имплицитности транслируемого
эмоционального состояния (ЭС); модус оптимистичности/пессимистичности
проектирования "картины мира" проявляется в превалировании интенсионального концепта позитивно-
сти/негативности, т.е. тяготения индивида к оценкам "плохо" или "хорошо". В синтагматическом ряду стоят и "си-
туативные" концепты, которые, будучи представлены в целостной концепции эмоциональности, избирательно ак-
туализируются в типовой ситуации для конкретного ЭС. Так, под эгидой
психологического модуса "темп эмоциональных реакций" выступают психосемантические концепты "статич-
ность/процессуальность", "континуальность/фазовость", а референтом психологической характеристики "актив-
ность/пассивность" является агентивность/неагентивность. Реактивность/произвольность эмоциональных реакций
представлена набором концептуальных коррелятов - "контролируемостъ/неконтролируемость", "осознан-
ность/произвольность", "каузированность/необусловленность"; референциональной сферой эмоциональной пла-
стичности/ригидности являются концепты номинативности/эвальюативности (оценочности) в эксплицировании или
имплицировании ЭС, радикальности/умеренности эмотивной оценки, конкретности/абстрактности вербальной
трансляции эмоции. Каждый из представленных концептов является неотъемлемым элементом общей концепту-
альной базы эмотивности и поэтому имеет право на избирательную актуализацию в процессе формирования ин-
дивидуального, ситуативно-обусловленного эмотивного образа, который впоследствии выражается в выборе язы-
ковой категории. Однако целостный эмотивный образ некорректно было бы представить как простую сумму со-
ставляющих концептов.
На вербальных этапах эмотивного синтаксирования в речемышлении определяется наиболее адекватная пси-
хосемантическим концептуальным составляющим эмоционального эйдоса, возникшего в сознании воспринимаю-
щего субъекта, грамматическая форма выражения предиката ЭК, т.е. непосредственный выбор стратегии эмотив-
ного предицирования соответствующего типа, маркированной характером когнитивно-эмоционального стиля ин-
дивида, его устойчивыми психологическими интенциями (см. рис., уровень 6). При этом неактуализированные в
этой комплексной парадигматико-синта^матической структуре психосемантических эмоционально-эмотивных
признаков опознаватели нейтрализуются, а иногда и вовсе утрачиваются. Это касается как одного из членов пси-
хосемантической пары концептов, "отвергнутого" в результате актуализации другого члена этой же пары (например,
выбор стратегии имплицирования
эмотивного значения вместо эксготицирования или же осознание эмоции как
негативной, а не позитивной), так и всего концепта в совокупности психосемантических вариаций. Например,
концепт "фазовости/квантифицируемости" теряет свою актуальность при выражении
эмоциональной оценки посредством адъективной ЭК (Ср.: Прекрасная пора\..).
На этой стадии осуществляется переход от глубинных операций смыслового синтаксирования во внутренней
речи на поверхностный уровень семантического синтаксирования и последующего грамматического структуриро-
вания. Здесь параллельно предицированию происходит выбор лексического наполнения предиката, т.е. макси-
мально адекватного эмоции-денотату имени, причем номинация и предикация понимаются как симультанные и
основные процессы порождения речи. Таким образом, события этого уровня разворачиваются в объективационном
поле, когда совершается переход от стратегии гипотетического поведения к конкретному, предметному: от це-
лостного представления-продукта отражения с последующей интерпретацией информации, ее концептуализацией
до категоризации. Такое понимание тесной связи процессов концептуализации и категоризации как уровней-этапов
речемыслительной деятельности в процессе восприятия и интерпретации ЭТ не противоречит общетеоретическим
положениям когнитивной науки.
Условной границей субъективационного и объективационного полей является интерференциальная трансфор-
мационно-семантическая макрозона интерпретации эмоционально-эмотивных значений, своего рода информаци-
онно-энергетическое "поле напряженности". В этой зоне происходит проекционное соотнесение, трансформация
психосемантических составляющих индивидуального эмоционального эйдоса субъекта с семантическими состав-
ляющими "внутреннего предиката" как "опорного слова" [6] и соотносимого с ним в перспективе "внешнего" пре-
диката ЭК, его семного набора эмотивности и наиболее оптимальной, адекватной для его выражения грамматиче-
ской формы. На представленной схеме эта зона-интерференциональное простанство представляет собой архитек-
турный комплекс третьего, четвертого, пятого и шестого уровней.
Именно на этом этапе совершается таинство соотнесения психосемантического, глубинного, концептуального и
грамматического, поверхностного, формально-структурного слоев эмошюнально-эмотивного эйдоса. Таким обра-
зом, в избирательной актуализации понятийных и грамматических категорий проявляется "1фистрастность" че-
ловеческого сознания.
Продуктом вышеуказанного процесса и является формирование ассоциативно-вербальной сети (см. рис., уровни
5-6), организация которой отражает все хитросплетения и "узловые" моменты семантических полей личности. В
этом интерференциональном семантическом пространстве устанавливаются связи между синтакти-
ко-грамматическими формами предиката и соответствующими психосемантическими характеристиками эмоцио-
нального состояния из синтагматического ряда, что обусловлено опытом субъекта как языковой личности в соот-
несении с его психологическими характеристиками, а также и стереотипным представлением субъекта об опреде-
ленной эмоции (страха, например) и о возможных социальных ситуациях ее проявления. В этой зоне происходит
наложение различных феноменальных пространств, "объекты" которых взаимодействуют: психологического (ха-
рактеристики типа нервной системы субъекта-языковой личности, обусловливающие интенсиональность нервных
реакций); психосемантического (арсенал концептов эмотивности, избирательная актуализация которых способ-
ствует созданию общего психосемантического "портрета" конкретной эмоции, транслируемой в речи субъекта),
грамматического (набор ЭК с различным типом морфолого-синтаксического оформления предиката, категори-
альные характеристики которого способны отразить различия в денотативно-психологическом характере выража-
емых в речи эмоций). Векторы семантической связи между грамматической формой предиката и соответствующими
психосемантическими концептами эмотивности позволяют проследить зоны и конфигурации пересечения психо-
семантической и грамматической плоскостей, наглядно представить "пункты" сходства и различия в семантических
характеристиках различных типов репрезентации эмотивных предикатов, ведущих к выявлению оснований воз-
можностей их синонимичности в контексте.
В свою очередь этот процесс структурирован и контролируется системой фреймов (см. рис., уровень 7), от-
ношения между которыми способствуют формированию так называемой фреймовой сетки. Активация того или
иного фрейма обусловлена спецификой эмотивной ситуации-сцены, когда сцена и фрейм соотносятся посредством
"перспективы": в процессе речемыслительной деятельности определенный психосемантический модус, "оценка"
например, выдвигается на первый план, а другие оказываются на втором плане. В этом случае происходит активация
эвальюативного фрейма, который в свою очередь предопределяет употребление в рамках дискурса оценочной ЭК с
соответствующим грамматическим оформлением предиката. Естественно, что на активацию конкретного фрейма
влияют и такие экстралингвистические факторы, как ситуативные и устойчивые психологические характеристики
субъекта речевой деятельности, его установки. Таким образом, процесс понимания специфики эмотивной инфор-
мации в рамках конкретной типовой ситуации подразумевает активацию фреймовой сетки, конкуренцию фреймов и
выдвижение на первый план фрейма-"победителя" [22]. Логико-семантический анализ структуры фрейма позволяет
охарактеризовать принципы отношений и связей в рамках типовой эмотивной ситуации, способствуя репрезентации
синонимического ряда предикатов, "обслуживающих" данный фрейм и на основании психосемантических харак-
теристик денотата-эмоции соотносимых с конкретной грамматической формой. Моделирование ЭТ происходит
путем формирования синтагматической цепи эмотивных предикатов-ядер ЭК, каждая из которых репрезентирует на
уровне ЭТ отдельный художественный образ конкретной эмоции. Это завершающий этап процесса объективации,
закономерным результатом которого является ЭТ с его эмотивно-образной системой. При этом интегративный се-
мантический образ ЭТ является не простой суммой эмотивных значений, представленных в ЭК как конструктах ЭТ:
это самостоятельная и целостная эмотивная субстанция речемыслительной деятельности в процессе коммуникации.
В целом предложенная
модель может рассматриваться как единый екрипт, структуру узлов и отношений которого представляют син-
тагматико-парадигматические структуры разных уровней и который характеризует связность такого аспекта пси-
хического опыта человека, как конструирование эмотивного синтаксиса, в частности ЭК и ЭТ. Подобный подход,
подразумевающий совмещение в единой модели речевосприятия различных видов анализа, переход от "атомарных"
парадигм концептуализации к категоризации и анализу текстового целого, выдержан в духе генеративной семан-
тики, основные постулаты которой были изложены Ю. Д. Апресяном [2].
Представленная на рисунке схема, эксплицирующая алгоритмическую модель интерпретации эмотивного зна-
ка-стимула и его трансформацию в индивидуальный эмотивный знак-реакцию, может быть задействована в рече-
мышлении столько раз, сколько эмотивных знаков-стимулов синтаксического уровня содержит в себе ЭТ. Однако
если несколько эмотивных предикатов, связанных в семантический "пучок", служат для презентации единого эмо-
тивно-художественного образа в рамках одной эмотивнои ситуации, их восприятие и семантическая интерпретация
может пройти по единой схеме. При этом образуются оригинальная модель синтагматико-парадигматических свя-
зей, исходными звеньями-уровнями которой являются эмотивные эйдосы - продукты отражения стимулов пред-
метного мира (в нашем случае ЭК как конструктов ЭТ). Предложенная схема не может претендовать на эксплика-
цию всеобъемлющего подхода, поскольку сложность механизмов психических процессов речемышления входит в
противоречие с возможностями их описания и систематизации. Однако любая попытка систематизации накоп-
ленных фактов в такой важнейшей области психики, как эмоциональная, представляется актуальной в плане экс-
пликации механизма эмотивных речевых процессов и перспектив создания совершенных интеллектуальных тех-
нических систем. Данная схема подводит к выводу о приемлемости трех основных принципов описания психики в
аспекте изучения эмоционально-эмотивных явлений: принципа активности психического отражения, принципа
сохранения целостности системы за счет поисковой активности и принципа оптимального баланса между характе-
ром изменений внешней среды и адаптивной активностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аносова Л.Р. Эталоны речевого мышления // Вопросы психологии. - М.: 1985. -№2„-С.96-99.
2. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М.: Просвещение, 1966, - 302 с.
3. Ахутина Т. В. Психологические механизмы синтаксиса // Прагматический аспект грамматической структуры
текста. - М. Наука, 1988. - С.27-28.
4. Брунер Дж. Онтогенез речевых фактов // Психолингвистика. - М.: 1984. - С.34-42.
5. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: С.34-49.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1982.-Т.2.-С.5-315.
7. Демьянков В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языко-
знания. — М.: 1994. - № 4. — С.62-84.
8. Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.:
Изд-во МГУ, 1996. - 242 с.
9. Левашов В. И. Введение в психосемиотику. — Спб.: Изд-во СПб-го ун-та, 1994. -57с.
10. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. - М.': 1971. - С. 2-9.
11. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М.: 1983. — С. 34.
12. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. - М.: 1974. - С.41.
13. Литвинчук И. Н. Интерпретация эмотивньгх смыслов художественного текста в психолингвистическом экспе-
рименте // Культура народов Причерноморья. - № 6. - Симферополь: Изд-во СГУ. - 1997. - С.156-161.
14. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 319 с.
15. Мусиенко В. П. Введение в психолингвистику. - Киев: 1996. - С.23-26.
16. Осгуд Ч., Суси Дж., Таннебаум П. Измерение значений // Семиотика и искусствометрия. — М: 1972. -С.26-34.
17. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 207 с.
18. Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика. - М.: Наука, 1976. - С.5-195.
19. Цепцов В. А. Семантические операции при обработке дискурса // Современные модели психологии речи и
психолингвистики. - М.: ИП АН СССР, 1990. -
20. С.37-50.
21. Чейф У. Л. Значение и структура языка. - М.: Прогресс, 1975. - С. 431.
22. Catford J.C. A practical introduction to phonetics. - Oxford, 1988. - P.36-38.
23. Charniak E. Context recognition in language comprehension // Strategies for natural language processing. - Hillsdale
(N.J.), 1982. - P.439.
24. Cruse D.A. Prototype theory and lexical semantics // Meaning and prototypes. Studies in linguistic categorization / Ed.
by Tsohatzidis S.L. - L., N.Y., 1990. - P. 390-401.
25. Fromkin A. Language and Brain: Redefining the goals and methodology of linguistics // The Chomskyan turn. - Cam-
bridge (Mass.), 1991. - P.83-96.
26. Jackendoff R. What is a concept? // Frames, fields, and contrasts. New essays in semantics and lexical organization. -
Hillsdale, 1992. - P.203-206.
27. Paivio A. Mental representations. A dual coding approach. - Oxford, 1986. - P. 46.
|