Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха
В статье рассматривается связь творчества Волошина с восточными традициями, а также параллели в творчестве Волошина и Рериха.
Saved in:
| Date: | 2002 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2002
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/109072 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха / Л.Л. Таймазова // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 34. — С. 91-94. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-109072 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1090722025-02-23T18:18:57Z Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха Таймазова, Л.Л. Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье рассматривается связь творчества Волошина с восточными традициями, а также параллели в творчестве Волошина и Рериха. У статтi розглядається зв’язок творчостi Волошина зі схiдними звичаїми, а також паралелі творчостi Волошина i Рерiха. In the article there has been considered the connection of Voloshin`s creative work with Oriental traditions, and also some parallels in Voloshin`s and Rerichs` creative work. 2002 Article Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха / Л.Л. Таймазова // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 34. — С. 91-94. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/109072 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Таймазова, Л.Л. Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха Культура народов Причерноморья |
| description |
В статье рассматривается связь творчества Волошина с восточными
традициями, а также параллели в творчестве Волошина и Рериха. |
| format |
Article |
| author |
Таймазова, Л.Л. |
| author_facet |
Таймазова, Л.Л. |
| author_sort |
Таймазова, Л.Л. |
| title |
Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха |
| title_short |
Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха |
| title_full |
Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха |
| title_fullStr |
Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха |
| title_full_unstemmed |
Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха |
| title_sort |
параллели в творчестве м. волошина и н. рериха |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2002 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/109072 |
| citation_txt |
Параллели в творчестве М. Волошина и Н. Рериха / Л.Л. Таймазова // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 34. — С. 91-94. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT tajmazovall parallelivtvorčestvemvološinainreriha |
| first_indexed |
2025-11-24T06:08:46Z |
| last_indexed |
2025-11-24T06:08:46Z |
| _version_ |
1849650867367575552 |
| fulltext |
СОДЕРЖАНИЕ 91
ПАРАЛЛЕЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ВОЛОШИНА И Н.РЕРИХА
Ление Ленмаровна Таймазова
В статье рассматривается связь творчества Волошина с восточными
традициями, а также параллели в творчестве Волошина и Рериха.
Ключевые слова: гармония, природа, творчество, художник
У статтi розглядається зв’язок творчостi Волошина зі схiдними звичаїми, а
також паралелі творчостi Волошина i Рерiха.
Ключові слова: гармонiя, природа, творчість, художник
In the article there has been considered the connection of Voloshin`s creative work with
Oriental traditions, and also some parallels in Voloshin`s and Rerichs` creative work.
Key words: artist, creative work, harmony, nature
Связь творчества Максимилиана Волошина с восточными традициями в поэзии, живописи,
бытии несомненна. Будучи разносторонней личностью, постоянно жаждущей познания и знания,
Волошин не мог не увлечься духовным наследием Востока. Достаточно распространенным
является один из стереотипов традиционного сознания о «восточном человеке» как о
неподвижном, пассивном созерцателе, который лишен отчетливо выраженного личностного
начала, неизменно покорен всесильному року и не стремится изменить самого себя и
окружающую жизнь.
Но это далеко не так! Сама жизнь восточных народов, вопреки всевозможным историческим
препятствиям, порождала тип человека, устремленного к действенному, творческому
самораскрытию. Именно здесь можно увидеть то, что в других условиях кажется невозможным,
сверхъестественным. Люди искусства мечтают о театре в жизни. Что это, если не театр в жизни,
когда в сухом и прозрачном пространстве пустыни на фоне сияющих горных вершин шествуют
толпы людей в костюмах яркой и разнообразной расцветки. Колышутся древние знамена,
извлеченные из древних хранилищ. Плывут священные изображения. Гремят трубы. И все это:
сверкающее великолепие толпы, пронзительные звуки труб, пластические движения исполнителей
ритуальных танцев – не нарушает очарования и гармонии природы, а напротив, органически
сливается с синевой простора, кажется естественным элементом его. Эта картина восточного
празднества поражает своим великолепием и гармонией.
С культурой Востока тесно связано еще одно имя – Николай Рерих. Волошин тщательно
изучал его творчество. И мы находим, что во всем многообразии их творчества прослеживается
одна общая черта – удивительная гармоничность. И гармонию эту они впитывали из окружающего
мира, красота которого, по их мнению, дарит человеку радость. Но вместить ее, разлитую
повсюду, может лишь открытое, свободное от страха и уныния сердце.
Поразительны судьбы этих двух Художников-мыслителей. Оба они подчиняют свою жизнь
бескомпромиссному нравственному поиску. Их духовные орбиты пересекаются во множестве точек.
Осенью 1900 года судьба забросила Волошина в Среднюю Азию. Он был рад возможности
познать новую культуру. Свое пребывание там Волошин назвал «переломным временем своей
жизни». «Полгода, проведенные в пустыне с караваном верблюдов, – писал Волошин, – были
решающим моментом моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток – древность,
относительность европейской культуры» [1].
И Рерих в 1913 году вынашивает планы научной экспедиции в глубины Азиатского
континента. Первая мировая война помешала планам художника, но не сорвала их окончательно.
После долгой и тщательной подготовки, в 1923 году, начинается экспедиция Рериха по маршруту
Великого Индийского пути. Ее целью было «проникнуть в таинственные области Азии, в тайны
философии и культуры безмерного материка». Задачи ставились большие. Предполагалось
изучить памятники древности, отметить следы великого переселения народов, собрать сведения о
современном состоянии религии и обычаев в странах Азии. С невероятными трудностями,
связанными с неспокойной исторической обстановкой в стране, Рериху все же удалось закончить
экспедицию. На это ушло более пяти лет.
Таким образом, два Художника, пройдя «по путям и перепутьям» Востока (один – раньше,
другой – позднее), приобретают одну из удивительных особенностей, которая в дальнейшем ярко
проявится в их творчестве, – способность постигать окружающий мир исторически, проникая
сознанием «до недр природы».
92
СОДЕРЖАНИЕ
Здесь вполне приложимы слова Рериха, свидетельствующие о целенаправленности, о
постоянной устремленности к творческому созиданию: «Прошлое лишь окно в будущее… Из
древних, чудесных камней сложите ступени грядущего» [4, с.189].
На Востоке очень развито почитание понятия «Учитель». В него вкладывают возвышенный
смысл. Оно священно. Это понятие, на наш взгляд, объединяет Волошина и Рериха. Однажды
Волошин запишет в дневнике: «…Я всегда… ждал великого учителя, но он никогда не приходил,
и я видел, что должен творить сам и что другие приходят и спрашивают меня».
И у Рериха Учитель олицетворяет то внутреннее «я», что, как точка света, живет в человеке,
борется и побеждает чувства и низменную природу человека. Слово «Учитель» для Рериха –
формула действия, оно обозначает творческий зов жизни. Все, что зовет вверх, есть Учитель!
Не есть ли это стремление к духовному совершенству, к гармонии?!
Главнейшую роль в достижении гармонии жизни оба художника отводили искусству.
Именно оно несет с собой радость красоты, радость творчества, радость познания мира, радость
просветленного человеческого разума. Искусство – мера духовной эволюции человека, оно
обладает той философски-жизненной созерцательностью, благодаря которой человек может
чувствовать себя живой и органической частицей всего мироздания и задуматься о своем месте в
нем. И Волошин, и Рерих знали цену и силу эмоционального воздействия искусства на человека.
Поэтому они стремились к тому, чтобы их творчество было наполнено гуманистическими
мотивами.
Творческое начало, заложенное в самой природе человека, всепобеждающе. «Какое
прекрасное слово – «творчество»! – пишет Рерих. – Настолько прекрасно и мощно слово
«творчество», что при нем забываются всякие условные преграды. Люди радуются этому слову,
как символу продвижения… Оно ведет за собою человечество… Творчество есть выражение
основных законов вселенной» [5, 121].
Действительно, зов творчества – это зов самой жизни, потому что они неразделимы. Века,
запечатлевшие свой дух и свой лик в памятниках искусства, раскрывают творчество как ведущее
начало жизни. Обоим художникам свойственно стремление согласовывать творческие замыслы с
научными данными, любовью к археологии, к истории. Усматривается интересная аналогия в их
творчестве – эмоциональное включение пейзажа в содержание картин, ибо природа перерастает
понятие пейзажного жанра, она становится средством формирования не только эстетических
чувств, но и моральных качеств и нравственных достоинств.
В статье о М.С. Сарьяне [армянском художнике] Волошин приводит слова художника: «Я
почувствовал, что природа – мой дом, мое единственное утешение… Природа многоликая,
многоцветная, выкованная крепкой, неведомой рукой, – мой единственный учитель…» [2, c.306]
Эти же слова с полным правом можно отнести и к самому Волошину, зовущему нас войти в
согласие с природой, помнить о родстве с ней, ибо в ней [природе] художник увидел сходство с
лучшим ее творением – человеком.
Природа – обязательный персонаж и произведений Рериха. Она никогда не выполняла в его
творчестве вспомогательной роли. Пейзаж – это не фон, на котором разворачиваются события.
Пейзаж, как и человек, равноправный и действенный участник событий. «Надо природу понимать,
– призывает Рерих. – Надо войти в нее как бы сотрудником ее, не осудительно, но восхищенно».
Слияние с природой он воспринимает как могучий генератор, дарующий человеку физическую и
духовную энергию.
Рерих часто с восторгом повторяет слова древних майя, зазвучавшие вновь спустя три тысячи
лет после того, как они были написаны:
«Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь, кто мы?
Кто мы? Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю,
землю страдания и землю любимую! Кто мы? – мы – земля».
Эти слова органично перекликаются с высказываниями Волошина. В них чувствуется одна и
та же тональность. «Лицо земли складывается геологически так же, как человеческое лицо –
анатомически, точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем
стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом – смысл Исторического пейзажа» [2, с.312].
Именно через память предков и истинные духовные переживания возможно отождествление
души земли и души человека.
Показательно то, что у Рериха композиция: путник и пейзаж – вполне типична и закономерна
для него. Путник! А ведь и у Волошина мотив странствия, путешествия, пути, пожалуй, главный в
творчестве. Путь как постижение законов мироздания, искусства, бесконечных возможностей
человеческого духа. Да и сам Волошин – «путник по Вселенной».
В пейзажах Волошина и Рериха замечается еще одна присущая им черта: разлитый по всему
полотну свет, источником которого является небо с его светилами. Это ощущение света
СОДЕРЖАНИЕ 93
достигается большой цветовой напряженностью, цвет как бы заостряет внимание на главном,
соединяет все части композиции в единое гармоническое целое. Правда, цветовая энергия у
каждого из них излучается по-своему. У Рериха она контрастна: краски как бы воспламеняются,
загораются от неожиданного соседства зеленого и красно-коричневого, ультрамарина и золотисто-
желтого. У Волошина, напротив, цвет мягко перетекает один в другой, создавая ощущение
дыхания. При этом у каждого из них можно выделить цвет-доминанту: у Волошина – это все
оттенки коричневого, у Рериха – синего. Тем самым, в своем творчестве они, как художники, сами
являются воплощением определенных образов.
Волошин – образ Земли. («Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли…
Нутро Макса, чувствовалось, было именно нутром земли. Макс был именно земнородным, и все
притяжение его к небу было именно притяжением к небу – небесного тела. В Максе жила
четвертая, всеми забытая стихия – земли». [7, с.353])
Рерих – образ Неба. (Чувство, которое сам художник определяет словами «восторг о небе»,
присутствует у него всюду. Звучащее небо властвует в его картинах, все устремлено ввысь, и в то
же время оно не отделяется от земли, не противополагается земле.)
Вместе они – Мироздание.
Все в мире едино, и когда человек ощущает это единство, он обретает минуты счастья.
Другими словами, вдохновенное счастье человека – в гармонии со вселенной.
Любой человек, придя в этот мир, проходит свой жизненный путь. Этот путь можно
символизировать и как путь человеческого познания. Но познание, взвешивающее лишь на
строгих аптекарских весах холодного разума, не в силах проникнуть в красоту окружающего
мира. А значит, оно неполно. Познание становится истинным лишь тогда, когда к нему на полную
мощь подключается сердце. Библейское изречение «во многой мудрости много печали»,
характеризующее путь познания как скорбный и трагический, не может быть отнесено к
философии жизни Волошина и Рериха. Ибо познание начинается с радости. В истоке познания, в
существе его – радость. Как гласит известное восточное изречение: «Радость есть особая
мудрость». А именно – мудрость творческая, преобразующая.
В философии жизни и творчества Волошина и Рериха главное – человек, любовь к человеку.
Утверждение доброго начала в человеке – вот основной нравственный принцип этих художников,
ибо человек – «носитель нравственности», который может сделать выбор между добром и злом,
преданностью и предательством, зверством и гуманизмом. Безусловная вера в доброе начало –
краеугольный камень миропонимания Волошина и Рериха. Им, вероятно, свойственны какие-то
рецепторы, которые позволяют ощутить состояние другого человека, чтобы не обидеть его, не
задеть. Не каждый такое может, это сложнейшая штука – существовать среди людей, не принося
никому обиды и вреда.
Люди входили существенной частью в творчество Волошина. Он старался в каждом человеке
«найти те стороны, за которые его можно полюбить».
«Он умел дружить с человеком и с его врагом, причем никто никогда не почувствовал его
предателем, себя – преданным, причем каждый (вместе, как порознь) неизменно чувствовал всю
исключительную его, М.В., преданность ему, ибо это – было. Его дело в жизни было – сводить, а
не разводить…» [7, с.350]
То же – у Рериха. Тем, кто лично встречался с ним, запомнились его корректность в
обращении, спокойный, приятный тембр голоса, скупая жестикуляция, размеренная, неторопливая
походка. Никто не видел Рериха суетящимся или выведенным из себя. Подкупали
доброжелательность и участливость. Художник И. Грабарь был прав, говоря, что эти качества
одинаково распространялись на друзей и недругов. «Уговори себя думать, что злоба людей
неглубока. Думай добрее о них, но врагов и друзей не считай». [6,с. 98]
Индивидуален и неповторим путь каждого человека. Пути Волошина и Рериха никогда в
жизни не соприкасались. Какой мощью и притягательностью должна была обладать субстанция
Востока, чтобы проникнуть в уже сложившийся мир двух великих Художников и вдохнуть новую
живительную силу в мироощущение и миропонимание их жизненной философии.
Почему именно Крым (Коктебель) для Волошина, а Индия для Рериха стали средоточием
Вселенной, «родиной духа»? (Позднее Волошин с любовью заметит: «Коктебель не сразу вошел в
мою душу: я постепенно осознавал его, его истинную родину моего духа. И мне понадобилось
много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и
единственность».) Может именно потому, что они явились для художников олицетворением связи
времен и событий, олицетворением того, что человек неотделим от мира и мир отражается в
человеке.
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля – извечно те же.
94
СОДЕРЖАНИЕ
Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас [4, с.368]
Литература:
1. Волошин М. Автобиография // Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина. Отд. рукописей. – Ф.461, оп.1, д. 6.
2. Волошин М. Лики творчества. – Л.: Наука, 1988.-268 с.
3. Дом поэта // М. Волошин. Молюсь за тех и за других. – М., 2001. – 384 с.
4. Рерих Н. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1991. – 227 с.
5. Рерих Н. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991. – 462 с.
6. Рерих Н. Цветы Мории: Стихотворения. – М.: Современник, 1988. – 159 с.
7. Цветаева М. Живое о живом // М.Волошин. Молюсь за тех и за других. – М., 2001. – 384 с.
|