Прошлое – как феномен исторической памяти
Збережено в:
| Дата: | 2002 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2002
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/109161 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Прошлое – как феномен исторической памяти / А.В. Гадеева // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 35. — С. 121-125. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-109161 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1091612025-02-09T14:02:37Z Прошлое – как феномен исторической памяти Гадеева, А.В. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 2002 Article Прошлое – как феномен исторической памяти / А.В. Гадеева // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 35. — С. 121-125. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/109161 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Гадеева, А.В. Прошлое – как феномен исторической памяти Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Гадеева, А.В. |
| author_facet |
Гадеева, А.В. |
| author_sort |
Гадеева, А.В. |
| title |
Прошлое – как феномен исторической памяти |
| title_short |
Прошлое – как феномен исторической памяти |
| title_full |
Прошлое – как феномен исторической памяти |
| title_fullStr |
Прошлое – как феномен исторической памяти |
| title_full_unstemmed |
Прошлое – как феномен исторической памяти |
| title_sort |
прошлое – как феномен исторической памяти |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2002 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/109161 |
| citation_txt |
Прошлое – как феномен исторической памяти / А.В. Гадеева // Культура народов Причерноморья. — 2002. — № 35. — С. 121-125. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT gadeevaav prošloekakfenomenistoričeskojpamâti |
| first_indexed |
2025-11-26T14:15:02Z |
| last_indexed |
2025-11-26T14:15:02Z |
| _version_ |
1849862697266446336 |
| fulltext |
Гадеева
ПРОШЛОЕ – КАК ФЕНОМЕН ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Прошлое – как феномен культурно-исторической памяти, с его мифами – символическими структура-
ми, хранимо сознанием, словно бесценный коррелят, без которого ни настоящее, ни будущее невозможно,
- в нем залог необходимой «глубины проникновения».
Называя мир окостенением, Гегель считал войну условием, позволяющим серьезно воспринимать суе-
ту преходящих благ и вещей. Значит период, в который общество будет испытывать неуверенность коле-
баться и жить надеждами, и есть время переосмысления, необходимое для морального здоровья нации.
Многие ученые и политики считают, что военная сила и насилие утратили свою эффективность.
Убежден: сравнительно мирная вторая половина ХХ столетия – это прежде всего реакция на ужасную,
общую для человечества катастрофу первой половины, а потом уже на атомную бомбу. Демилитаризация
сознания - еще одно условие мира в общей демилитаризации. Милитаризованная политика разрушает са-
му политику, расстилает дорогу войне. Столь присущее 30-м годам ХХ века упоение военным могуще-
ством прочно и абсолютно деструктивно. Авторитет и величие государств определяют не горы оружия и
даже не его качество, но отношение к человеку и его жизни
В контексте современности эти истинны прямо вытекают из трагического опыта 30-х годов ХХ века и
возникновения второй мировой войны. Чтобы уроки были усвоены, нужно согласится: если вести речь о
войнах такого масштаба, как та, которая началась более 60-ти лет назад, - человечество отвоевалось. Хотя
столь категорично говорить, исходя из последних событий в Афганистане, Иране, Чечне сложно.
Утром 3 сентября к Гитлеру прибыл британский посол и от имени своего правительства заявил: если
вторгшиеся в Польшу войска не будут выведены, то с 11 часов между Англией и Германией начнется со-
стояние войны. Через полтора часа аналогичное заявление сделала Франция. «Если мы проиграем эту
войну, то да хранит нес небо», - прошептал Геринг, присутствовавший при этой сцене в рейхсканцелярии.
Одно за другим большие и малые государства вступали в войну, которая стала второй - вероятно, послед-
ней - мировой войной.
Если оставить в стороне детали, со временем уходящие в тень, зададимся вопросом, что же привело к
этой всемирной катастрофе?
ВОЙНА возникла из антиинтеллектуализма, античеловечности и политической аморальности той
эпохи. Сегодня, в свете всего опыта XX века, мы особо подчеркиваем это феномен. Первая мировая война,
крах империй, серия кровавых гражданских войн, голод, «военный коммунизм», жесточайшие репрессии,
тоталитаризм в разных формах, экономические кризисы, обесценивание жизни, растаптывание личности,
попрание вековых норм нравственности - все это вместили три десятилетия века. Гитлер: «Не существует
никакой морали в международных делах, каждый хватает, что может». Это была отнюдь не только герма-
но-фашистская логика. В первой половине столетия люди уничтожили 100 миллионов себе подобных.2
Царило кровавое безумие. Фашистский геноцид. Террор захватчиков в Китае, «Генеральный план
ОСТ» - программа выселения и истребления 30 миллионов советских людей. Новое понятие XX века:
«обезлюживание пространства». Гитлер: «Чтобы спасти нацию, нужен диктатор с железным кулаком, ко-
торый будет готов маршировать вперед через поля крови и трупов». Так думал не он один, но не все вы-
ражались столь ясно. Сталинизм и миллионы репрессированных. «Раскрестьянивание», которое более все-
го подорвало нашу преимущественно крестьянскую армию и подготовило трагедию 1941 года.
Разгром военных кадров перед войной. Потрясающий зигзаг истории, через 150 лет после Великой
французской революции с ее лозунгами « свободы, равенства, братства», через два десятилетия после Ок-
тября и «Прав трудящегося и эксплуатируемого народа» над Европой и Азией опускается мрак террора.
Взрывы шовинизма, расизма из фашистского эпицентра волнами расходились по разным странам. Край-
ности века: взлет технологии и «черная дыра» политической морали.
Мировая война, кроме всего иного, - итог именно этой психологической атмосферы антиинтеллекту-
альности, безнравственности, террора первых десятилетий века. Действующие лица были создателями
этой истории и ее детьми. Не утверждаю, что здесь главная причина войны. Но убежден: когда происхо-
дит тотальное попрание политической морали, общественные катастрофы неизбежны.
Мы не можем не видеть, далее, что взрыв 1939 года произошел также из-за политической малоком-
петентности, обскурантизма, посредственности и догматизма стоявших у власти государственных лидеров
30-х годов. По сути, пусть в разной мере, но почти всех! Тайный комплекс неполноценности, вытекающий
из несостоятельности вождей и из нереализуемости декларируемых ими проектов, порождал особую
агрессивность власти. «Богочеловеки», уверяя, что владеют абсолютной истиной, должны были легко пе-
реустроить не только свой народ, но и весь непутевый мир. Мир, однако, не спешил переустраиваться, ибо
был совсем иным и не собирался подчиняться идее некоего «нового порядка». Да и со «светлым буду-
щим» и «чистотой марксизма», главными заботами коммунистических вождей, дело обстояло крайне пло-
хо. Итогом «созидательной» деятельности диктаторов в разных концах континента стали гражданские
войны и мировая война, уничтожение миллионов «неарийцев», эксплуататоров и прочих врагов народа.
Режимы каудильо, фюреров и вождей на некоторое время, хотя, в историческом масштабе, совсем нена-
долго, стали в Европе господствующими (вычтем Великобританию с Ирландией, да Швецию со Швейца-
рией).
Тотальная человеческая селекция первой половины века. Они мыслили категориями доиндустриаль-
ной эры. Все еще думали, что насилием можно изменить мир. Делить Европу, как в прошлом, на «сферы
интересов». Вместо объединения против угрозы фашизма они вели архаичную дипломатию талейрано-
меттерниховского стиля. Интриги, попытки тайных сговоров, секретные протоколы, намерения загнать
другого в угол, обманы - тусклая политическая сцена того времени.
Фашистские инициаторы войны верили, что в этом ставшем, по выражению Литвинова, неделимым
мире следует отделять друг от друга великие государства, поочередно сокрушать их, а затем перекроить
мир по своим нелепым схемам. «Все, что я делаю, направлено против России», - повторял Гитлер, и без
понимания этой формулы нельзя осознать всю его политическую стратегию перед войной.3
Нацисты считали, что путем войны можно выйти из экономического кризиса, завоевать Европу от Ат-
лантики до Урала, сделать Советский Союз, Польшу, Югославию, Прибалтику колонией рабов, истребить
целые народы, а самим стать всемирной военной державой. Итальянский фашизм надеялся силой оружия
воссоздать великую Римскую империю античных времен. Японский экстремизм приступил к насиль-
ственному возведению азиатско-тихоокеанской державы. Сталин считал возможным «выступить послед-
ним» при столкновении империалистов, чтобы «бросить на чашу весов решающий вес». Мы удивляемся
ныне архаизмам реаниматоров старой имперской политической философии. Но, чтобы доказать их уто-
пичность, было пролито море крови.
Символами политической малокомпетентности в 30-е годы были попытки войти в союз с Гитлером
против других, играть в бесплодные игры с преступниками и агрессором. Через этот постыдный этап ди-
пломатии прошли в 30-е годы, по сути, все лидеры основных стран Европы, ничего не добившись, кроме
самообмана, оставив для истории еще одно доказательство вреда политического цинизма.
Высшие надежды Чемберлена - сохранить слабевшую британскую империю ценой умиротворения
Гитлера и ориентации его агрессии на Восток - были столь же утопичны, как и расчеты Парижа аналогич-
ными средствами предотвратить новое тевтонское вторжение на свою землю.
Предложенную СССР политику коллективной безопасности отвергли Консерваторы Лондона и Па-
рижа надеялись создать вместе с Гитлером и Муссолини «союз четырех». Вплоть до осени 1938 года за-
падные соглашатели играли в гитлеровскую игру с наивной надеждой остаться вне войны или даже
навлечь ее на других.
Мюнхенский сговор с фашизмом они считали вершиной политического успеха. Британский премьер
говорил: «Гитлер является надежным человеком, и когда он получил Судетскую область, то навсегда
оставить Европу в покое». Или: «Гитлер - человек, на слово которого можно положиться». Вернувшись из
мюнхенской Каноссы, он изрек знаменитое. «Я привез мир для целого поколения».
Через десять месяцев Гитлер начал войну.
Ну а вскоре за захватом власти и ее определенным укреплением, на западе Европы наступил ее
«блиц»-крах. Нечаянное многими падение тоталитаризма в значительной степени обусловлено развязан-
ной им Второй мировой войной, приведшей систему к саморазрушению. В той или иной мере в войне
участвовали десятки государств, но главная схватка происходила, несомненно, между Германией и Совет-
ским Союзом, между Сталиным и Гитлером4 . Сразу же отмечу, что Отечественная воина для реальных
участников сражений и государственно-политических руководителей в нашей стране имела очень разный
смысл. Если бы закрывшему собственным телом вражеский пулемет Александру Матросову кто-то стал
рассказывать о секретном приложении к пакту Молотова - Риббентропа и, тем более, о некоей операции
«Ледокол», описанной В.Суворовым, тот бы просто не понял, о чем идет речь. Народ встал на защиту соб-
ственной страны, люди, в буквальном смысле слова защищали своих близких, себя, свои дома и к этому
нечего добавить. Что же касается руководителей воюющих государств, там разворачивалась совсем иная,
крайне сложная и до конца не распутанная идейно-политическая интрига.
Сталин объявлял капиталистическую систему хозяйства «несостоятельной». Он отделил СССР кре-
постной стеной от всего мира, убедил себя и других, что это одинокий остров в океане врагов. Создав
громадный военный аппарат, превышающий любые разумные нормы, и одновременно обезглавив его, он
считал: если агрессор на нас нападет, то мы победим его быстро и малой кровью - также и потому, что
пролетарии капиталистических стран немедленно встанут на нашу защиту. «Буржуазия может не сомне-
ваться, что многочисленные друзья рабочего класса СССР в Европе и Азии постараются ударить в тыл
своим угнетателям, которые затеяли преступную войну против отечества рабочих всех стран». Война с
Финляндией охладила этот классовый пыл, но даже в июне 1941 года не исчезло ожидание выступлений
германского пролетариата в нашу защиту.
Сегодня особенно очевидна тяжкая цена этих ошибок, как и печально знаменитых договоров: о нена-
падении с секретным протоколов о разделе «сфер интересов» (23 августа 1939 года) и о дружбе и границе
(23 сентября), заключенных Сталиным с нацистской Германией. Эти договоры выросли из глубин полити-
ческой философии 20-30-х годов. «Дело здесь не в фашизме», - говорил Сталин, считавший целесообраз-
ным союз с Германией независимо от режима и питавший глубокое недоверие к Англии и Франции, хотя
на некоторых этапах он и надеялся создать совместно с ними систему коллективной безопасности. «Мо-
лодец», - говорил он о Гитлере. «Я знаю, как любит немецкий народ своего фюрера», - провозгласил от
тост в ночь на 24 августа. «Сталина надо, безусловно, уважать. Он в своем роде гениальный парень», -
восхищался Гитлер, сравнивая его с Чингизханом, которого тоже уважал. «Мир у меня в кармане», - вос-
кликнул он после заключения договора 23 августа. В движении сторон к этому договору была своя логика
тоталитаризма с элементами острых опасений Сталина за безопасность, с надеждами остаться вне схватки
- пусть она происходит в их «лагере». Страшный шок, испытанный Сталиным в июне 1941 года, был
прежде всего следствием осознания краха собственной долговременной политической философии него
последствий. Несмотря на временные тактические выгоды и создание «предполья», договоры эти в широ-
ком плане нанесли советским людям тяжкий политический, моральный и военный урон. Они лишь под-
твердили, что попытки добиться в XX столетии политических выгод за счет имперского порядка раньше
или позже мстят жестоко.
ВТОРАЯ мировая война возникла, далее, из тоталитаризма и антидемократизма. Ответственейшие
политические решения о войне и мире, принимаемые единолично диктаторами, элитарными группами,
или пусть даже лидерами парламентских демократий, навязывающими свои убеждения большинству, уза-
конивали политический догматизм и безальтернативность, «Никогда не уступать, никогда не капитулиро-
вать», - говорил Гитлер.
Тоталитаризм того времени - это фашизм в германской либо итальянской, испанской и других фор-
мах, произвол больших и малых «вождей» в разных странах, автократия; это «сталинская модель социа-
лизма», командно-административная система, пропаганда неизбежности войн и так далее. Катастрофа вы-
рвалась также из этой среды.» Несправедливость, насилие, наглость, дух отмщения пропитали саму почву
Европы», -писал мэтр британской дипломатии Ллойд Джордж.
Мир в представлении тоталитарных режимов видится только краткой передышкой между войнами.
Громадные бюрократизированные военные машины затопляли консерватизмом своих политических уста-
новок массовое сознание. Милитаристское хвастовство, упоение всесилием насилия лишало эти режимы
трезвости в понимании новых • соотношений между миром и войной. «Красные артиллеристы силой сво-
их снарядов выроют на вражеской земле такую глубокую воронку, что в ней будет погребена вся фашист-
ская мразь, весь мир насилия и зла», - говорилось под аплодисменты на XVIII съезде ВКП(б) перед вой-
ной.
Историки спорят: откуда надо исчислять движение к этой войне. С 1993 года -времени прихода Гит-
лера к власти, или с его установки на войну от 5 ноября 1937 года, или с мюнхенского договора. Споры
бесконечны, и на каждый десяток аргументов всегда найдется столько же контрдоводов. Как ни важны эти
и подобные им полувековые поиски, дело все же в другом. Война стала результатом господства с начала
столетия тоталитаризма с его установками примата насилия над политикой. Всё переплетено и взаимосвя-
зано. Империализм и пангерманизм Вильгельма II - крах Германии в 1918 году - несправедливый Версаль-
ский договор - реваншизм, нацизм как реакция буржуазии на рост левых сил и социализма - антикомму-
низм, еще более разжигаемой сталинизмом. А потом - обратно к завоевательным программам начала века,
но в новом, расширенном варианте. Звено за звеном, неразрывные г-сочленения, чертов круг европейского
тоталитаризма, пресловутое вредоносное «действие-противодействие» в гонке вооружений, политике и
дипломатии.
Еще один стимул войны - беспримерная всеевропейская сверх-идеалогизация политики в 30-е годы.
Догма завоевания господства над другими народами и мирового величия давала импульсы бессмысленно-
му для XX столетия агрессивному динамизму Германии и её партнеров. Рассовал доктрина, возродясь с
разрушительной силой, питала ненависть, воинственность, общечеловеческий раскол.
Идеи мировой революции на основе непримиримой классовой борьбы, сохранившиеся в представле-
ниях догматиков, толкали к утопической оценке мировой обстановки, к ошибочным доктринам, стратеги-
ям, решениям, усиливали противоборство, разобщение, обрекали на изоляцию нашу страну. На XVIII
съезде ВКП(б), за пять месяцев до начала войны, Мехлис требовал в случае нападения на нас «выполнять
свои интернациональные обязанности и умножить число советских республик (аплодисменты)».
Стереотипы антикоммунизма вдохновляли на сплочение сил против социализма. Повсюду - «образы
врага». Опьянение собственной мощью и архаичная вера во всесилие военной силы приводили ко всемир-
ной милитаризации политики, духа, государственных структур.
Кризис традиционной христианской идентичности привел к скорому становлению новой идеи. Куль-
тура, как и природа, не терпит пустоты. Вместо отвернувшегося от запада Бога, на первый план стали вы-
ходить люди объявлявшие себя богами, сверхлюдьми или, иначе, вождями, фюрерами, дуче и т.д. На сме-
ну христианской идее пришла идея тоталитарно-вожднстская. Новые "боги", разумеется, объективно тако-
выми не были, и, как минимум, подсознательно, это понимали. Поэтому вместе с вознесением на высшую
ступень властной иерархии у них возникала потребность куда-то упрятать и скрыть собственную неадек-
ватность и несостоятельность. Другая сторона проблемы состояла в том, что, заступив на желанный пье-
дестал, всякий фюрер обнаруживал разрыв между реальностью и его декларациями.
Отмеченные несоответствия порождали определенную цепочку действий. Возникала суперцензура,
называемая обычно идеологией. Ее цель состояла в обработке и подчинении всей циркулирующей в обще-
стве и государстве информации официальной идее. Идеологизация действительности означает изображе-
ние ее полностью соответствующей господствующему, единственно правильному официальному мифу
(например, мифу о неполноценных расах или мифу о строительстве коммунизма...). И все же разрыв меж-
ду словом и делом не мог быть вполне устранен через машину идеологической цензуры. Часть общества
отказывалась принимать официальную ложь. И тогда обработку информации приходилось дополнять «об-
работкой» самих граждан. Вслед за идеологией вырастали гулаги, бухенвальды и т.п. Абсолютизация «ба-
лансовых сил». Насилие вот главный инструмент политики и власти (Гитлер: «Существует только сила,
остальное чепуха»). «Фюрер всегда прав», «Сталин величайший гений всех времен и народов» - и.т.д.
Мы долго недооценивали роль идеологических догм как истоков войны, как её мощных стимулято-
ров, но они были именно таковыми в 30-е годы как на Западе, так и на Востоке.
Да, главным инициатором второй мировой войны был фашизм. Но если смотреть шире, то война вы-
рвалась из недр общественной, международной и психологической структуры, которая сложилась в Евро-
пе и Азии в первые десятилетия века из-за абсолютизации власти личностей и государства, отказа от
принципов человечности.
ЯВЛЕНИЕМ всемирного масштаба стала демократизация большинства человечества в ходе войны.
Народы брали судьбу в свои руки. Общественная потребность выдвигала новых лидеров, правда не везде.
Качество политики стран, воевавших с агрессорами, глубоко менялось. Стихийная демократизация, рож-
денная включением в политическое творчество сотен миллионов, смывала слой за слоем напластования
предвоенных заблуждений и догм и спасла человечество.
Чему же учит сегодня, в свете опыта послевоенных десятилетий, история возникновения второй ми-
ровой войны.
Необходимо не только фактологическое, но, прежде всего, философское осмысление второй мировой
войны как феномена XX столетия. Бездуховность, окутавшая мир в эпоху наивысшей технологической
цивилизации, обнаружила страшный разрыв между Разумом и Материей.
Уроки политической истории, в общем, не сложны. Главный: все действия надо сверять с общечело-
веческой моралью. Её принципы сформулированы давно, более двух тысяч лет назад, но каждое поколе-
ние регулярно их нарушает, хотя постоянно и монотонно призывает учится у истории. Лишь нравствен-
ность может стать путеводной нитью в сложнейших политических ситуациях типа 1939 года.
Война - итог сцепления бесчисленных событий, но они окрашены тонами античеловечности и антиин-
теллектуализма. Плохая политика в конечном счете неизбежно мстит её создателям.
Люди должны наконец на деле осознать себя едиными. Утвердить примат общечеловеческих ценно-
стей и абсолютный приоритет политического начала над военно-силовым - в мышлении и практике. Это
еще один из главных уроков в истории возникновения прошлой войны.
Жизнь отвергла политическую малокомпетентность и доказала, сколь громаден вред, наносимый
властвующей посредственностью и серостью. Чтобы сохранить власть, она хватается за догмы, навязыва-
ет свои утопии, потому что у неё нет творческого мышления. Политический тоталитаризм - источник
войн. Демократия - высшая форма избавления от них и спасения.
Должны быть всеми и навсегда отброшены обветшалые традиции прошлых веков, прочно вцепившие-
ся в мир передовой половины нынешнего столетия. Мир становился единым уже тогда. Неприемлемы
бесчестность в политике, неуважение интересов других. Негласность в принятии решений о войне и мире.
Во всякой войне кто-то обречен на победу, а кто-то на поражение. Победа Сталина фактически сокрушила
тоталитаризм на западе Европы, но на ее востоке произошла самоконсервация и расширение системы, из-
бравшей для своей маскировки эффектные «революционные» символы: социализм, красное знамя, серп и
молот и т.п. Плодами нашей победы, что бывает не часто, по-настоящему воспользовались не мы а запад
континента. И лишь сейчас победитель начинает сознавать, как много он потерял. Итогом потрясений
Второй мировой войны стал отказ от диктата «богочеловека», дорвавшегося до политической власти. Ис-
черпавшая себя система ценностей энергично вытеснялась. Ей на смену приходила идея свободы и демо-
кратии. С опозданием на 40-45 лет она утверждается и в бывшей восточной, теперь Центрально Европе и в
бывшем СССР. Разделенная Европа вновь возвращается в единое историческое пространство.
Подведем краткий итог, «составим баланс» тоталитарной идеи. Надо признать, чтс некоторые плюсы
присущи и тиранической власти. Стремление к всеохватности всеорганизованности, к тотальной упорядо-
ченности и подконтрольности в некоторой мере способствовало наведению общественного порядка. До-
роги, построенные в Германии во времена Третьего рейха, по сей день вызывают восторг автолюбителе
Но даже живя в довольно циничную эпоху рынка и культа денег, нельзя не признать минусы тоталитариз-
ма по своему объему и масштабу просто несопоставимы с присущими ему плюсами.
Негативный опыт всеконтролирующей власти убеждает, что цивилизованная жизнь вне традицион-
ных моральных норм в буквальном смысле слова невозможна. Этот тезис не есть некое проявление мора-
лизаторства, речь идет о констатации объективных фактов. Тоталитарный режим оказывается запредельно
дорогостоящим проектом. Для его сохранения было необходимо поддерживать топку, в которой сжига-
лись миллионы человеческих жизней, и, кроме того, несметные природные ресурсы. О разрушении в ре-
зультате войны гражданских объектов и культурных памятников излишне говорить подробно. И, несмотря
на все жертвы, тоталитаризм оказался системой абсолютно неустойчивой. Третьему рейху предсказыва-
лось тысячелетнее существование, в Советском Союзе победа коммунизма объявлялась неизбежной и от-
меняющей всю прежнюю историю. В действительности, счет шел не как прежде — на многие века, но
лишь на годы и десятилетия. И даже то, что создавала бесплатным трудом заключенных, оказывалось в
экономическом отношении сверх дорогим, ибо в конечном счете, ведя к гибели людей, не обладало необ-
ходим качеством, было ненадежным, требовало постоянного ремонта и доделки.
Литература
1. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск 1999 с.680.
2. Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А., Война 1941-1945. Факты и документы // М.-2001.-
с.37.
3. Восточная Европа между Гитлером и Сталиным 1939-1941 // М.-1999.- с367-368
4. Мягков М.Ю. Вермахт у ворот Москвы 1941-1942 // М.- Институт всеобщей истории РАН. – 1999. –
с.111
5. Нападении германии на Советский Союз, 1941. Дискуссия по поводу тезиса о превентивной войне //
Дармштаут. – 1998. – с.181.
6. Чубайс И.Б. Россия и Европа: идейно-идентификационный анализ // Вопросы философии 2002. -№10.
– с.39-43.
Гадеева
Прошлое – как феномен исторической памяти
|