Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга

Цель – раскрыть роль брендинга в позиционировании товаров и услуг, показать его значимость в развитии конкурентоспособности отечественных предприятий, повышении эффективности экспортно-импортных операций....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2008
Hauptverfasser: Крамаренко, В.И., Каменских, Е.А.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2008
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115024
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга / В.И. Крамаренко, Е.А. Каменских // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 151. — С. 140-146. — Бібліогр.: 19 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-115024
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1150242025-02-23T19:26:34Z Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга Крамаренко, В.И. Каменских, Е.А. Точка зрения Цель – раскрыть роль брендинга в позиционировании товаров и услуг, показать его значимость в развитии конкурентоспособности отечественных предприятий, повышении эффективности экспортно-импортных операций. 2008 Article Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга / В.И. Крамаренко, Е.А. Каменских // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 151. — С. 140-146. — Бібліогр.: 19 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115024 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Точка зрения
Точка зрения
spellingShingle Точка зрения
Точка зрения
Крамаренко, В.И.
Каменских, Е.А.
Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга
Культура народов Причерноморья
description Цель – раскрыть роль брендинга в позиционировании товаров и услуг, показать его значимость в развитии конкурентоспособности отечественных предприятий, повышении эффективности экспортно-импортных операций.
format Article
author Крамаренко, В.И.
Каменских, Е.А.
author_facet Крамаренко, В.И.
Каменских, Е.А.
author_sort Крамаренко, В.И.
title Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга
title_short Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга
title_full Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга
title_fullStr Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга
title_full_unstemmed Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга
title_sort повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2008
topic_facet Точка зрения
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115024
citation_txt Повышение эффективности экспортно-импортных операций на основе маркетинговых стратегий брендинга / В.И. Крамаренко, Е.А. Каменских // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 151. — С. 140-146. — Бібліогр.: 19 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT kramarenkovi povyšenieéffektivnostiéksportnoimportnyhoperacijnaosnovemarketingovyhstrategijbrendinga
AT kamenskihea povyšenieéffektivnostiéksportnoimportnyhoperacijnaosnovemarketingovyhstrategijbrendinga
first_indexed 2025-11-24T16:03:15Z
last_indexed 2025-11-24T16:03:15Z
_version_ 1849688269261897728
fulltext Багров Н.В. НООСФЕРНАЯ ПАРАДИГМА ТНУ 140 Поскольку же в основе идеи устойчивого развития лежит учение о ноосфере нашего ректора В. И. Вер- надского, то кому, как не нам, следует включиться в эту работу, составить костяк того «просвещенного» меньшинства, которое будет нести эти идеи в массы. Напомню, что В. И. Вернадский прекрасно понимал, с какими трудностями придется столкнуться чело- вечеству, чтобы реализовать идею ноосферы. Он говорил, что «ноосфера родится в буре и грозе». Ставя вопрос о ноосферной парадигме университета, я руководствуюсь следующими тремя обстоятель- ствами:  во-первых, и это главное, кому как не нашему университету следует взяться за реализацию идей нашего ректора В. И. Вернадского, разработавшего теорию ноосферы, которая составляет фундамент устойчи- вого развития, определяющего пути будущего человеческой цивилизации;  во-вторых, объективная потребность этого вытекает из того, что Украина вступила в эру техногенных катастроф. Сейчас ситуация в хозяйственном комплексе, инфраструктуре страны, в виду того, что обо- рудование пришло в негодность, заброшены склады запрещенных для использования химических удобрений, такова, что прогнозировать возникновение техногенных катастроф практически невозмож- но. Для Крыма, учитывая его уникальность, такие процессы могут привести к непредсказуемым по- следствиям. Этого ни в коем случае нельзя допустить, ибо он принадлежит не только нынешнему, но и грядущим поколениям;  в-третьих, надо учитывать, что ЮНЕСКО объявило десятилетие 2005-2014 годы «Образованием для устойчивого развития». Прошло уже несколько лет, но в Украине пока в этом направлении ничего не сделано. Об этой программе, по сути, мало что известно. В нашем университете седьмой год существу- ет «Центр технологий устойчивого развития», который уже выполнил достаточно много научно- исследовательских проектов, часть из которых реализована на практике. Думается, что это нам дает право, отталкиваясь от разработанных методик и полученных результатов, подойти к этой проблеме значительно шире, превратив ее из научно-исследовательской в образовательно-мировоззренческую. С этой целью на всех специальностях необходимо начать преподавать курс "Ноосферология", варьируя структуру содержания такого курса в зависимости от направления подготовки специалистов. Полагаю, что если эта работа будет налажена достаточно хорошо, можно будет даже создать специаль- ную межфакультетскую кафедру. Нами вынашивается также идея создания музея о ноосфере. Так мы намерены не на словах, а на деле, проявить заботу о нашем земном доме, сделать эту идею ге- нетически присущей каждому выпускнику ТНУ. Крамаренко В.И., Каменских Е.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ БРЕНДИНГА Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими задачами. Одной из важнейших характерных особенностей развития современных мирохозяйственных связей является уско- ряющийся процесс глобализации. На этом фоне происходят кардинальные изменения в технологических процессах организации экспортно - импортных операций, усиливающихся под воздействием нового «ин- формационного способа производства». Возникновение глобальных мировых рынков товаров и услуг, ка- питалов и разнообразных ресурсов, их эффективное функционирование сопровождается созданием гло- бального рынка информации и информационных технологий. В то же время информация оказала сущест- венное влияние как на характер функционирования мирохозяйственных связей, так и на их организацию в условиях глобализации, что, в конечном счете, проявилось в «…большей открытости экономических сис- тем отдельных государств: интенсификации региональных интеграционных процессов; унификации регу- лирования предпринимательства и контроля за рынками; единообразии норм и правил осуществления сде- лок; стандартизации требований к перемещению капитала, инвестициям и функционированию платежно- расчетной системы» [1, с. 16]. Существенным фактором развития экспортно-импортных операций стал Интернет, который предостав- ляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи между странами, крупнейшими ТНК и отдельными национальными фирмами, оказывая огромное воздействие на организа- цию международного бизнеса на основе широкого внедрения разнообразных маркетинговых стратегий. В частности, информационный способ производства изменил природу возможностей получения прибыли компаниями, функционирующими на мировом рынке товаров и услуг за счет использования маркетинговых стратегий брендинга. В условиях усложнения потребительских предпочтений, стремясь удовлетворить по- требности очень разнообразных клиентов, компании в своей внешнеэкономической деятельности «все ак- тивнее занимаются продвижением брендов, используют все виды контактов с потребителями: встречи, се- минары, новости, телефонные разговоры, электронную почту, личные контакты. При этом для оценки эф- фективности бренда компании применяют широкий набор критериев: воспринятую ценность марки, удов- летворенность покупкой, платежеспособность покупателя, приверженность покупателя данной марке» [1, с. 22-23]. Проблема брендинга особенно актуальна для Украины как страны с экономикой, интегрирующейся в ТОЧКА ЗРЕНИЯ 141 Европейское сообщество. Используя брендинг, можно укрепить торговые марки украинских производите- лей и деловой имидж предприятий, установить устойчивую связь с потребителями, сделать товар более по- пулярным, а следовательно, увеличить объемы как внутреннего так и внешнеторгового оборота, обеспечи- вая тем самым успешное позиционирование отечественных предприятий не только на национальном, но и на международном уровнях. Анализ последних исследований и публикаций. В теории брендинга существует несколько направ- лений. Одно из них связано с именем Дэвида Огилви и предложенным им в первой половине 50-х годов по- нятия «бренд-имидж» (Brand Image). В данном случае бренд понимается как некое сочетание впечатлений, производимых на потребителей [2, с. 62]. Практика продвижения потребительских товаров на мировой и национальный рынок товаров и услуг способствовала осознанию предпринимателями выгодности создания в умах покупателей определенного образа приобретаемого ими продукта. Было замечено, что наиболее эффективными экспортно-импортными операциями были те, в которых компании равномерно распределяли свои усилия по организации внешне- экономической деятельности сразу на нескольких направлениях: производстве товара, удовлетворяющего запросам покупателей; его позиционировании и рекламе, указывающей не только на осязаемые отличи- тельные особенности товара, но и на престижность обладания им; проведении специальных акций, подог- ревающих интерес к производимому товару. Иными словами, конкурирующие зарубежные фирмы создава- ли такие торговые марки, которые сегодня называют брендами. Именно они и положили начало развитию популярному ныне стратегическому направлению в маркетинге – брендингу. Необходимость в сильных торговых марках (брендах), «продающих самих себя», наиболее отчетливо стала проявляться в конце первой половины XX века. Это было связано с появлением большого количества товаров со сходными характеристиками. Разнообразие унифицированных товаров затрудняло сбыт и за- ставляло производителей задуматься о придании своим товарам дополнительных свойств, которые помогли бы потребителю определиться с покупкой [3, с. 70]. «Велика кількість однойменної продукції на ринку обумовлює той факт, що основним джерелом залучення споживачів виступають не стільки фізичні якості самого товару, скільки популярність торговельної марки на ринку» [4, с. 15]. В начале 80-х годов появляется новое направление в теории брендинга – Brand Equity Management, ко- торое фокусирует внимание на реальном капитале, стоящем за брендом, и управлением этим капиталом. Это направление определяет бренд как вполне конкретный объект, обладающий реальной ценностью для его владельцев, а капитализация этой ценности становится предметом управления. Наиболее комплексно и содержательно этот термин раскрыт в работах Д. Аакера. Он предлагает принципиально иной подход к рас- крытию содержания Brand Equity, как к капиталу бренда. «Сегодня управление брендом становится ядром стратегического управления компанией, интегрируя вокруг себя основные стратегии. Это связано с тем, что многие компании ставят основной целью не увеличение прибыли, а увеличение стоимости акционерного капитала, и бренд рассматривается как главный нематериальный актив компании» [2, с. 58]. Применение новых маркетинговых стратегий в сочетании с передовыми информационными техноло- гиями позволяет крупнейшим мировым корпорациям добиваться устойчивых конкурентных преимуществ в ключевых сегментах зарубежных рынков товаров и услуг. Так, «успех таких высокотехнологичных транс- национальных компаний, как Intel, Google, Cisco во многом предопределен новыми маркетинговыми прие- мами, значительными затратами на НИОКР, раскрытием творческого потенциала сотрудников, активней- шим применением самых современных технологий, всемерным развитием брендов» [1, с. 20]. Анализ научных публикаций, отражающих практику использования в управлении коммерческими структурами маркетинговых стратегий брендинга, показывает что «в силу загострення конкуренції на рин- ку споживчих товарів фірмам-виробникам і постачальникам однойменної продукції треба застосовувати найбільш ефективні інструменти конкурентної боротьби, таки як: бренд, торговельна марка, корпоративний імідж, ділова репутація підприємства...», «...які безпосередньо впливають на рівень ефективності господар- ської діяльності фірми» [4, с. 15]. Актуальность научного исследования обусловлена влиянием бренда, как неценового инструмента в конкурентной борьбе на повышение эффективности внешней торговли, на усо- вершенствование механизма осуществления экспортно – импортных операций, на рост объемов товарообо- рота между странами и их предприятиями. Формулирование целей и задач исследования. Цель – раскрыть роль брендинга в позиционировании товаров и услуг, показать его значимость в развитии конкурентоспособности отечественных предприятий, повышении эффективности экспортно-импортных операций. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:  уточнить сущность категорий «товарная марка», «бренд», «брендинг»;  раскрыть содержание и структурные составляющие маркетинговых стратегий брендинга, алгоритм их воздействия на позиционирование товаров и услуг;  установить основные направления становления брендинга в Украине и влияние маркетинговых страте- гий брендинга на повышение эффективности экспортно-импортных операций. Объект исследования – процессы управления товаром и брендом в условиях конкуренции, предмет – маркетинговая стратегия брендинга и ее роль в развитии внешнеторгового оборота предприятий Украины. Исследование проводится при помощи эмпирического метода и метода сравнительного анализа. Проведенное исследование. Маркетинговая стратегия – структурный элемент общей стратегии дея- тельности предприятия, направленной на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Маркетинговая стратегия включает в себя: определе- ние сферы деятельности предприятия; установление стратегических целей предприятия; анализ и оценку Крамаренко В.И., Каменских Е.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ БРЕНДИНГА 142 положения предприятия на рынке; формирование стратегии конкурентной борьбы; разработку методов привлечения покупателей, продвижения и реализация товаров и услуг. На поведение покупателя оказывает влияние четыре основные группы факторов: I – факторы культур- ного уровня (культура, субкультура); II – факторы социального порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы); III – факторы личного характера (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, эконо- мическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе); IV – факторы психологи- ческой направленности (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они в совокупно- сти создают представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя, удовлетворяя разно- образные его потребности. Разработка маркетинговой стратегии предваряется сбором информации с ее последующим анализом для того? чтобы выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из ряда последующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача маркетолога – понять различных участ- ников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение для то- го, чтобы создать для своего целевого рынка эффективную программу маркетинга, реализация которой по- зволит добиться стратегических целей фирмы в целом. Известно, что маркетинговая стратегия включает в себя четыре направления: продукт, каналы распре- деления, цена, продвижение. На практике это означает, что маркетологу следует описать рынок и разбить его на сегменты; оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; сконст- руировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широ- кодоступным, хорошо представленным; рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. Анализ практики применения маркетинговых стратегий выявил множество инструментов реализации поставленных целей, среди которых основная роль отводится торговой марке. Торговая марка – имя, тер- мин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенное для идентификации товаров или услуг одно- го продавца или группы продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов. По существу, торговая марка – обещание продавца постоянно предоставлять покупателю специфический набор качеств, ценностей и услуг. Решение о торговой марке – основной вопрос маркетинговой стратегии фирмы. С одной стороны, про- дажа товара под конкретной торговой маркой требует значительных долгосрочных инвестиций, особенно в рекламу, продвижение товара и упаковку. С другой, производители хорошо знают, что власть на рынке принадлежит компаниям, владеющим торговыми марками. В случае необходимости компании-владельцы могут передать заказы, выполняемые отечественными производителями, в страны с более дешевыми произ- водственными ресурсами. Даже в тех случаях, когда эти компании не могут позволить себе производить то- вары у себя на родине, известность торговой марки гарантирует им покупательскую лояльность. Торговая марка – это комплексный, шестиуровневый символ, охватывающий следующие составляю- щие: во-первых, характеристики. Так, марка «Mercedes» ассоциируется у нас с дорогим, высококачествен- ным, конструктивно совершенным, надежным, высокопрестижным, скоростным автомобилем. Во-вторых, выгоды. Это означает, что характеристики необходимо перевести в функциональные и/или эмоциональные блага: «надежность» в функциональную выгоду – «мне не придется покупать новую машину каждые не- сколько лет»; «дороговизну» в эмоциональную выгоду – «машина поможет мне чувствовать себя значи- тельным и вызывать восхищение»; «хорошо сделанный» – в функциональную и эмоциональную выгоду – «я не пострадаю в случае аварии». В-третьих, ценности. Торговая марка это не только отражение системы ценностей производителя, но и тех групп покупателей, которые разделяют эти ценности. В-четвертых, культура. Торговая марка позиционирует определенную культуру. Известно, что «Mercedes» – олицетворе- ние немецкой культуры: организованность, эффективность, высокое качество. В-пятых, индивидуальность, то есть торговая марка может принимать индивидуальные особенности известной личности или политиче- ского деятеля. В-шестых, пользователь. Как правило торговая марка предполагает определенный тип по- требителя, который покупает и использует данный товар. Например, различают «респектабельный» или же «народный» автомобиль. Самые устойчивые атрибуты торговой марки – ценности, культура и индивидуальность – определяют ее сущность. Марка «Mercedes» означает высокую технологию, представительность, успех. Именно на эти блага должна быть ориентирована маркетинговая стратегия данной торговой марки. Если под маркой «Mer- cedes» на рынке появляется недорогой компактный автомобиль, это несет ущерб многолетним усилиям по созданию ценностей и индивидуальности известнейшей торговой марки. В маркетинговой стратегии наряду с торговой маркой наибольшее распространение получило понятие «товарный знак». Встречаются еще два промежуточных варианта: «товарная марка» и «торговый знак». В английском языке для определения этих понятий используются такие слова, как «label», «stamp», «sticker», «colophon» (в книжно-издательском деле), «logotype», «trade-mark», «trade-name», «brand», «well known mark», «registration trade mark» и другие. Причем, так же, как и в русском языке, не существует однозначной трактовки этих слов ни в англо-русских словарях, ни в словарях английского языка. Для однозначной трак- товки понятий примем тождественность всех четырех понятий: «товарный знак», «товарная марка», «тор- говый знак», «торговая марка», несмотря на то, что понятие «товарный знак» на английском языке чаще ТОЧКА ЗРЕНИЯ 143 обозначает «зарегистрированный товарный знак» [5, с. 19]. Товарные знаки применяются во-первых, как средство индивидуализации субъекта хозяйственной дея- тельности, как его фирменное наименование. Одновременно это означает и юридическое его название, ко- торое в обязательном порядке регистрируется в государственном реестре предприятий и организаций, от- ражая организационно-правовую форму предприятия, его местонахождение и номер государственной реги- страции. Здесь товарный знак и наименование фирмы совпадают. Во-вторых, товарный знак выступает как средство индивидуализации товара или услуги, позволяющее потребителю идентифицировать устраиваю- щие его по характеристикам товары. В данном случае товарный знак может совпадать с фирменным наиме- нованием, но может и отличаться. В-третьих, товарный знак может отражать наименование мест происхождения товаров, – то есть назва- ние страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обо- значения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного объекта природными условиями или трудовыми факторами, либо тем и другим одновременно. Наиболее известными случаями использования наименования мест происхождения товаров является шампанское и коньяк. Например, мар- кировка указанным названием, прочно вошедшим в обиход, разрешается только фирмам, расположенным в соответствующих провинциях Франции, или же в Крыму: коньяк «Коктебель», шампанское «Новый Свет» и др. В-четвертых, товарный знак как доменные имена. Это значит, что никто, кроме патентообладателя, не в праве использовать зарегистрированный товарный знак в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации. Итак, торговая марка – средство идентификации и коммуникации товара, услуги или производителя, принятое в маркетинге, а товарный знак – это средство индивидуализации товара, услуги или производите- ля, принятое в соответствующих нормативно – правовых актах. Бренд – широко известный среди продавцов и покупателей образ организации и (или) ее торговой мар- ки определенного продукта или услуги (товарной линии, категории, вида рынка), имеющий воздействие на потребителей и учитываемый партнерами рынка и конкурентами [5, с. 21]. Кевин Роберте, глава рекламной компании Saatchi & Saatchi и автор книги «Lovemarks: Бренды буду- щего», утверждает, что покупатель – это босс, хозяин бренда. Именно он решает, каким бренд должен быть в будущем, чего он от него ждет [2, с. 60-61]. Дело в том, что сознание человека стремится любой объект представить в виде целостной структуры – цельного образа. А сам образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Отсюда можно предположить: все, что касаемо компании, – выпускаемая ею продукция, действия по продвижению этой продукции, различные PR-акции и т.д. – складывается в человеческом сознании в нечто единое, струк- турированное, то есть в цельный образ. Так же обстоит дело и с товаром: потребительские свойства товара (выполняемые функции, цена, качество, упаковка), выгоды от товара (материальная, нематериальная), сис- тема дистрибуции и продвижения – все воспринимается в совокупности, как цельный образ [2, с. 61]. Бренд же понимается как определенный способ коммуникации, установления доверительных взаимо- отношений с потребителем [6, с. 34], и маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на создание в сознании целевой аудитории цельного образа, управляя которым можно успешно достигать главных стратегических целей компании. При этом цельный образ (бренд) выступает в качестве связующе- го звена между целевой аудиторией и основными составляющими деловой функции компании [2, с. 62]. Раскрывается восприятие и бренда, его перспективы, и товарной категории как цельного образа в целом в модели управления поведением потребителей, разработка которой строится на изучении имиджа торговой марки [7, с. 18]. Согласно точки зрения Дойля, имидж торговой марки – это набор убеждений потребителей о ее атри- бутах и ассоциациях с ней, определяемый во-первых, опытным путем, основанном на том, что покупатели часто уже использовали данную марку, и в большинстве случаев у них сформировались представления о надежности товара и его характере. Во-вторых, исходя из личного опыта. Использовавшие или наблюдав- шие за применением марки друзья, знакомые, коллеги информируют индивида об оценках ее свойств и своих ассоциациях с ней. В-третьих, из общественных источников. Различные сведения о марках публику- ются в средствах массовой информации, анализируются в производственно-статистических отчетах. В- четвертых, коммерческий подход. Реклама, предоставление товара на прилавках, его упаковка и продавцы – все они информируют потребителя об особенностях и ценностях марки. При этом убеждения покупателя складываются из трех элементов: качества товара, четкой идентичности, добавленной ценности [8, с. 299, 308]. Имидж торговой марки по Дэвису – это представление о торговой марке, которое формируется из двух компонент: (1) ассоциаций, которые связаны у покупателей с вашей маркой, и (2) ее «индивидуальности». Ассоциации с маркой помогают понять выгоды, которые бренд несет покупателям, и его роль в жизни по- требителей. Индивидуальность марки – это ее описание в терминах, которые обычно используются нами для характеристики человека [7, с. 19]. Д. Аакер в книге «Создание сильной торговой марки» выделил пять человеческих черт, к которым, по его словам, стремятся 93% всех торговых марок: Искренность (Campbell’s, Hallmark, Kodak) – практич- ность, честность, полезность; Возбуждение (Porshe, Absolut) – бесстрашие, горячность, богатое воображе- ние, современность; Компетентность (AMEX, CNN,IBM) – надежность, прозорливость, благополучие; Изощренность (Lexus, Mercedes, Revlon) – высший класс, очарование; Прямота характера (Levi’s, Marl- boro) – тяга к приключениям, мужественность [7, с. 20]. На основе модели управления поведением потребителей формируются маркетинговые стратегии брен- Крамаренко В.И., Каменских Е.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ БРЕНДИНГА 144 динга, среди которых следует выделить две группы, различающиеся между собой объектами воздействия: 1) маркетинговые стратегии торговой марки, 2) маркетинговые стратегии бренда. Сущностной составляющей маркетинговых стратегий торговой марки является сильная ее позиция: торговая марка занимает уникальное, заслуживающее доверия, устойчивое и ценное место в сознании по- купателей. Позиционирование марки – это размещение ее в желаемом месте в сознании потребителей, ко- гда, думая о вашей марке, люди представляют себе строго определенные выгоды. Позиционирование предполагает донесение до сознания покупателей вашей марки одной единственной идеи. Так, «Disney» – развлечения для всей семьи на целый день; «Ашан» – низкие цены и хорошие товары, широчайший ассортимент товаров (но, как следствие низких цен ограниченный уровень сервиса) в рознич- ной торговле; «Stockman» – высокий уровень сервиса и высококачественные товары в розничной торговле, одновременно уровень сервиса различен в марочных секциях и в общем зале самообслуживания; «Ford» – качественный автомобиль для массового потребителя; «Renault» – авангардный стиль автомобиля для ши- рокого круга потребителей; «DHL» – гарантированная срочная, но дорогая, доставка почтового отправле- ния; «McDonald’s» – еда гарантированного качества и вкуса, развлечения для детей; «Hallmark» – внимание и забота; «Nice» – для спортивных достижений; «Lucent,3M» – инновации. Правильное позиционирование торговой марки включает в себя три основных компонента: 1) опреде- ление целевого рынка; 2) определение бизнеса вашей компании, отрасли или товарной категории, в которой она ведет конкурентную борьбу; 3) заявление о точках отличий и ключевых выгодах. При этом необходимо придерживаться следующих основных принципов позиционирования торговой марки: во-первых, позиции марки должны обновляться каждые 3-5 лет или чаще, если того требует изменение стратегии развития ком- пании; во-вторых, позиции должны определять все стратегии управления активами марки, а также ее пото- ки доходов и прибылей; в-третьих, в реализации позиционирования марки роль лидера должно играть выс- шее руководство компании; в-четвертых, позиции марки создаются силами работников компании, а не рек- ламных агентств; в-пятых, сильные позиции всегда ориентированы на покупателей и соответствуют их вос- приятию марки [7, с. 23-24]. Концепция теории позиционирования торговых марок впервые была сформулирована в 1972 году Д. Траутом и Э. Райсом, основными принципами которой являются: 1) растущее многообразие товаров и все более усиливающаяся и ужесточающаяся конкуренция; 2) в сверхкоммуникативном обществе на потреби- теля обрушивается лавина информации, в том числе и рекламной, переполняя сознание потребителя. Един- ственная защита человека в сверхкоммуникативном обществе – сверхпростое сознание; 3) ограниченность возможностей человеческого сознания; 4) потребитель способен запомнить в каждой товарной категории около семи торговых марок; 5) дело не в том, чтобы иметь лучший товар, а в том, чтобы иметь нечто в соз- нании потенциального клиента. Единственный способ для торговой марки закрепиться в сознании потреби- теля – это сверхпростое торговое предложение и дифференциация от аналогичных торговых марок конку- рентов [9, с. 50]. Как отмечал Ф. Котлер, конкурентное позиционирование можно обеспечить, опираясь на свойства товара, его оформление, качество, цену и прочие характеристики [10, с. 256-258]. Современные маркетинговые стратегии торговой марки охватывают три группы: во-первых, стратегии позиционирования, связанные с укреплением текущей позиции торговой марки; во-вторых, стратегии пози- ционирования, связанные с конкурентами: 1) отстройка от конкурента. Так, торговая марка «7UP» делала упор на то, что она не является напитком типа «Cola» и рекламировала их как напитки «Не Cola»; 2) вытес- нение конкурентов с их позиции. Например, большинство американских покупателей столовой посуды бы- ли уверены, что фарфор компании «Lenox» поступает из Англии. Но компания «Royal Doulton» нанесла удар по позиции «Lenox», заявив в своей рекламе, что фарфор последней изготавливается в Нью-Джерси, тогда как ее собственный поступает из Англии В-третьих, стратегии позиционирования, связанные с поис- ком незанятой позиции, которая представляет ценность для большого числа потребителей. Среди них выделяют стратегии, направленные на: а) разработку новой товарной категории; б) разработку нового това- ра в существующей товарной категории; в) разработку новой товарной подкатегории; г) радикальное репо- зиционирование. Например, газированный глюкозный напиток «Lucozade», который первоначально пози- ционировался как дающий силу для детей во время болезни, репозиционирован как источник энергии для отличной формы и здоровья взрослых; д) использование ранее существовавшей, освободившейся позиции. Например, торговая марка пива «Сокол» пыталась занять позицию «пиво для молодых» после ухода с этой позиции торговой марки пива «Клинское». Кроме того, эту стратегию можно использовать во время пере- хода на новые рыночные отношения [9, с. 50-53]. Основная проблема всех стратегий позиционирования торговой марки – неполное описание способов позиционирования. Например, в качестве системы позиционирования Ж.-Ж. Ламбен приводит систему Дж. Винда, но потом добавляет, что «существуют и другие способы, например позиционирование по стилю жизни». Второй по значимости проблемой всех систем позиционирования является неоднозначность ин- терпретации позиции торговой марки. Например, позицию торговой марки автомобилей «Volvo» Дж. Граут и Ф. Котлер определяют как атрибут «безопасность», а Д. Аакер – как эмоциональную выгоду: «потреби- тель чувствует себя в безопасности». Третья проблема – это трудность их применения в практической рабо- те. Своеобразной системой маркетинговых стратегий позиционирования можно считать систему идентич- ности бренда, разработанную Д. Аакером, так как под позицией бренда он понимает часть (элемент) иден- тичности бренда, которая активно доносится до сведения целевой аудитории средствами коммуникации и ТОЧКА ЗРЕНИЯ 145 показывает преимущества бренда по сравнению с конкурирующими брендами. Д. Аакер утверждает, что идентичность бренда разрабатывается по 12 позициям, сгруппированным по четырем направлениям: бренд как товар, бренд как организация, бренд как личность, бренд как символ [9, с. 53]. Соответственно должны и строиться маркетинговые стратегии брендов. Брендинг и представляет собой процесс комплексного управления торговой маркой, брендом, товаром и предприятием в целом с целью создания положительных долгосрочных потребительских предпочтений к товару [11, с. 27]. «Сегодня затраты производителей и продавцов на разработку и продвижение брендов по- истине колоссальны. Чтобы сделать заглавный товарный знак известным в Северной Америке, Азии и Ев- ропе, по оценкам экспертов в области маркетинга, требуется около миллиарда долларов. Запуск бренда в России, по оценкам рекламного агентства ВВДО, стоит от 0,7 до 5 млн. долларов в год… Приобретение ми- ровых брендов становится средством самовыражения, служит для членов социальной группы знаком стату- са человека, основой формирования отношений к нему в группе» [12, с. 20-21]. Анализ практики реализации маркетинговых стратегий брендинга на Украине выявил ряд тенденций брендостроительства за период с 1996 по 2008 гг. [13, с. 19-21; 14, с. 30-34; 18, с. 26-33; 19, с. 34-37]: Тенденция 1. Бренд как инструмент маркетинга, как инструмент достижения превосходства над конку- рентами в Украине, и как инструмент зарабатывания денег состоялся и, похоже, впредь будет чувствовать себя достаточно уверенно. Тенденция 2. В создании брендов наблюдается устойчивая тенденция движения от разработки бренда, как фрагментарного явления, к созданию брендов на основе технологий и опыта специализированных ком- паний (исследовательских, рекламных, бренд-консалтинговых), а также к комплексному постоянному про- движению брендов. Так, создатели «Олейны» донесли до потребителей, что их бренд лишен важных недос- татков базарного масла («не горит, не пенится, не пригорает», «вкус блюд, а не масла»), и сделали свой бренд лидером рынка подсолнечного масла. Тенденция 3. История брендов в Украине, и, в частности, украинских, является наглядной иллюстраци- ей непрерывной и часто ожесточенной борьбы за лидерство, в ходе которой одни бренды уходят, слабеют, а другие, напротив, усиливаются, укрепляются. Говорить о стабильности в позициях брендов в условиях рос- та конкуренции и постоянного внедрения новых технологий не приходится. Тенденция 4. Линейное расширение брендов, использование разноплановых саббрендов и использова- ние нескольких разных брендов, портфеля брендов, стали одними из основных технологий брендинга, с помощью которых в Украине достигается и поддерживается лидерство. Так «Sandora» [17, с. 44-46] и «Са- дочек», «Олейна» и «Золота краплинка», «Щедрый дар» и «Любонька», «Біленька», и «Писанка» «На Ве- ликдень», «Майский чай» и «Лисма» – эти и многие пары брендов позволяют своим компаниям удерживать и развивать позиции в разных с точки зрения соотношения качество / цена сегментах, предлагая разным по- требителям различные, важные именно для них ценности. Тенденция 5. За прошедшие 10 лет большинство проектов, связанных созданием брендов – это проекты по разработке и выведению на рынок новых брендов. Тенденция 6. Большинство так называемых всеукраинских брендов успешно закрепились в крупных городах. При этом на многих рынках в городах с населением до 300 тыс. чел., включая многие областные центры, погоду делают локальные торговые марки. Особую значимость приобрел внутренний, региональ- ный брендинг [15, с. 38-41]. Тенденция 7. Брендирование за прошедшие 10 лет охватило большинство продуктовых категорий и ак- тивно начало использоваться на рынке услуг. Первые шаги создания брендов делает на рынках Business – to – Business. Тенденция 8. Брендинг охватил практически все рынки FMCG, и на каждом из этих рынков оформи- лась «тройка» – «пятерка» лидеров. Конкуренция среди лидеров усиливается. Тенденция 9. В Украине победил западный подход к восприятию брендов и, собственно, западный под- ход к брендостроительству. Практика использования маркетинговых стратегий брендинга показала, что выделилось семь наиболее важных критериев, по которым можно оценить эффективность бренда: 1) это уровень спонтанного знания бренда; 2) уровень доступности бренда целевой группе, или другими словами, это оценка того, какая часть целевой группы может встретить бренд в местах продажи; 3) то, какая часть целевой группы правильно по имени бренда может описать, идентифицировать отрасль, категорию товаров / услуг, в которой «работает» бренд; 4) число людей (часть целевой группы), более или менее регулярно пользующихся брендом; 5) то, насколько единообразно воспринимается бренд потребителями и непотребителями с точки зрения имиджа. Для сильного бренда важно, чтобы восприятие бренда его потребителями и непотребителями было макси- мально близким, что дает большие возможности развития источника бизнеса для бренда; 6) это часть по- требителей, которая правильно описывает уникальные черты бренда, главные преимущества над конкурен- тами; 7) это стоимостное выражение бренда, т.е. то количество денег, которое, в случае желания собствен- ников продать свой бизнес, его покупатели готовы заплатить сверх стоимости всех материальных активов, обеспечивающих производство бренда) [16, с. 31-33]. Выводы. 1. Торговая марка – имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенное для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и их дифференциации от то- варов или услуг конкурентов, принятое в маркетинге. Товарный знак – это средство индивидуализации то- вара, услуги или производителя, принятое в соответствующих нормативно – правовых актах. Позициониро- вание торговой марки – это размещение ее в желаемом месте в сознании потребителей, когда, думая о дан- ной марке, люди представляют себе строго определенные выгоды. Правильное позиционирование торговой Крамаренко В.И., Каменских Е.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ БРЕНДИНГА 146 марки включает в себя три основных компонента: 1) определение целевого рынка; 2) определение бизнеса соответствующей компании, отрасли или товарной категории, в которой она ведет конкурентную борьбу; 3) заявление о точках отличий и ключевых выгодах. Сущность торговой марки определяют следующие устой- чивые атрибуты: ценности, культура и индивидуальность. 2. Бренд – образ организации и (или) ее торговой марки определенного продукта или услуги (товарной линии, категории, вида рынка), имеющий воздействие на потребителей и учитываемый партнерами рынка и конкурентами. Бренд понимается как определенный способ коммуникации, установления доверительных взаимоотношений с потребителем. 3. Брендинг представляет собой процесс комплексного маркетингового управления торговой маркой, брендом, товаром и предприятием в целом с целью создания положительных долгосрочных потребитель- ских предпочтений к товару. 4. Маркетинговая стратегия брендинга – это деятельность компании, которая направлена на создание в сознании целевой аудитории цельного образа, управляя которым можно успешно достигать главных стра- тегических целей компании. Среди маркетинговых стратегий брендинга следует выделить две группы, раз- личающиеся между собой объектами воздействия: 1) маркетинговые стратегии торговой марки, 2) марке- тинговые стратегии бренда. 5. За период с 1996 по 2008 г. произошли значительные изменения в отношении украинских компаний к брендингу как к инструменту стратегического маркетинга. На примере брендов «Оболонь», «Миргород- ская», «Янтарь» и других можно проследить, как с помощью маркетинговых стратегий брендинга предпри- ятия увеличивают объемы внутреннего и внешнего товарооборота, выводят региональные торговые марки не только на национальный, но и международный уровень, а сочетая инновации в производстве с новой брендинговой кампанией, расширяют целевую аудиторию покупателей. 6. Бренд является нематериальным активом предприятия, который можно использовать как инструмент капитализации фирмы. Существует семь наиболее важных критериев, по которым можно оценить эффек- тивность бренда. Перспективным направлением дальнейших научных поисков является разработка мето- дики определения стоимостной оценки брендов. Источники и литература 1. Конина Н. Особенности функционирования транснациональных корпораций // Маркетинг. – 2008. – №4 (101). – С. 16-24. 2. Садриев Р.Д. О понятии «бренд» и роли бренда в деятельности компании // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – №1 (57). – С. 58-66. 3. Куштавкин Д.Е. Разработка бренда как фактор формирования конкурентных преимуществ // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – №3 (59). – С. 70-75. 4. Дзюба С.Г., Гоц Л.М. Структура вартості бренду як основа економічної оцінки ділової репутації під- приємства // Зовнішня торгівля: право та економіка. – 2008. – №3 (38). – С. 15. 5. Волков А. Стратегический бренд-менеджмент и капитализация организации // Маркетинг. – 2006. – №4 (89). – С. 19-29. 6. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник. – М.: Инфра, 2005. – С. 34. 7. Волков А. Стратегический бренд-менеджмент и капитализация организаций // Маркетинг. – 2006. – №5 (90). – С. 18-26. 8. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. – СПб: Питер, 2001. – С. 299, 308. 9. Бакаева В., Терентьев Ю. Позиционирование торговых марок // Маркетинг. – 2007. – №4 (95). – С. 50- 57. 10. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / изд. 11. – СПб: Питер, 2005. – 734 с. 11. Моисеева Н., Кузьменко В., Рюмин М. Технология создания потребительских инноваций с ориентацией на бренд. – 2007. – №5 (78). – С. 25-34. 12. Важенина И. Ценность и цена бренда // Маркетинг. – 2007. – №3 (94). – С. 16-28. 13. Пустотин В. Брендинг в Украине: пройденные этапы и перспективы // Маркетинг и реклама. – 2008. – №10 (146). – С. 19-21. 14. Пустотин В. Десять лет брендостроительства в Украине: тенденции, главные уроки, перспективы // Маркетинг и реклама. – 2006. –№10 (122). – С. 30-34. 15. Цыганкова Е. Особенности региональных брендов // Маркетинг и реклама. – 2006. – №7-8 (119-120). – С. 38-41. 16. Пустотин В. Бренд-консалтинг: главные особенности и тенденции развития. – 2006. – №1 (113). – С. 31- 33. 17. Цыбуля Э. «Сандора»: этапы развития бренда // Маркетинг и реклама. – 2007. – №9 (133). – С. 44-46. 18. Длигач А., Писаренко Н. Управление системой брендов, или портфельные войны // Маркетинг и рекла- ма. – 2006. – №2 (114). – С. 26-33. 19. Ващенко В. Вкус, рожденный в Праге. Восемь шагов на рынок Украины // Маркетинг и реклама. – 2006. – №2 (114). – С. 34-37.