Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики
Gespeichert in:
| Datum: | 2011 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Видавничий дім "Академперіодика" НАН України
2011
|
| Schriftenreihe: | Наука та інновації |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115707 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики / В.П. Соловьев // Наука та інновації. — 2011. — Т. 7, № 4. — С. 52-61. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-115707 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1157072025-02-09T14:53:25Z Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики Problems of Harmonization of State and Market Influence on Innovation Development of Economy Соловьев, В.П. Світ інновацій 2011 Article Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики / В.П. Соловьев // Наука та інновації. — 2011. — Т. 7, № 4. — С. 52-61. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. 1815-2066 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115707 ru Наука та інновації application/pdf Видавничий дім "Академперіодика" НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Світ інновацій Світ інновацій |
| spellingShingle |
Світ інновацій Світ інновацій Соловьев, В.П. Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики Наука та інновації |
| format |
Article |
| author |
Соловьев, В.П. |
| author_facet |
Соловьев, В.П. |
| author_sort |
Соловьев, В.П. |
| title |
Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики |
| title_short |
Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики |
| title_full |
Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики |
| title_fullStr |
Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики |
| title_full_unstemmed |
Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики |
| title_sort |
проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики |
| publisher |
Видавничий дім "Академперіодика" НАН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Світ інновацій |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115707 |
| citation_txt |
Проблемы гармонизации государственного и рыночного влияния на инновационное развитие экономики / В.П. Соловьев // Наука та інновації. — 2011. — Т. 7, № 4. — С. 52-61. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. |
| series |
Наука та інновації |
| work_keys_str_mv |
AT solovʹevvp problemygarmonizaciigosudarstvennogoirynočnogovliâniânainnovacionnoerazvitieékonomiki AT solovʹevvp problemsofharmonizationofstateandmarketinfluenceoninnovationdevelopmentofeconomy |
| first_indexed |
2025-11-27T01:28:03Z |
| last_indexed |
2025-11-27T01:28:03Z |
| _version_ |
1849904998796754944 |
| fulltext |
52
Наука та інновації. 2011. Т. 7. № 4. С. 52—61.
© В.П. СОЛОВЬЕВ, 2011
В.П. Соловьев
Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки
им. Г.М. Доброва НАН Украины, Киев
ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И РЫНОЧНОГО ВЛИЯНИЯ
НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Инновационное развитие экономики не яв-
ляется для украинского общества самоцелью,
а лишь одним из факторов вывода производс-
твенно-технологической системы Украины на
конкурентоспособный уровень на мировом
рынке. В связи с этим, прежде чем принимать
решения о мерах государства по стимулирова-
нию инновационной деятельности и конкрет-
ных формах реализации таких решений, необ-
ходимо четко представить себе исходные по-
зиции Украины с точки зрения ее объективных
возможностей продвижения к состоянию кон-
курентоспособности.
Рассмотрим, из чего же складывается кон-
курентоспособность. Уже поверхностный ана-
лиз показывает, что дать исчерпывающий
перечень показателей, которые обеспечивают
конкурентоспособность, практически невоз-
мож но. Некоторые экономисты понимают кон-
курентоспособность страны как явление мак-
роэкономическое, определяемое такими пере-
менными, как курс валюты, процентные ставки,
бюджетный дефицит. Однако многим странам
удавалось быстрыми темпами поднять уро-
вень жизни населения, несмотря на бюджет-
ный дефицит (Япония, Италия, Корея), паде-
ние курса национальной валюты (Германия,
Швейцария) и высокие процентные ставки
(Италия и Корея) [1]. Не выдерживают крити-
ки и утверждения, что конкурентоспособность
полностью обеспечивается или наличием бо-
льшого количества дешевой рабочей силы, или
обильными природными ресурсами, или госу-
дарственной поддержкой базовых отраслей,
или удачно выбранной тактикой управления в
системе «работник—работодатель» и т.п.
Как показывает практика ряда стран произ-
водства, при переходе на конкурентоспособ-
ный уровень им пришлось за реформацион-
ный период фактически как бы пройти три
исторических периода, характеризуемых пре-
валированием либо ресурсных, либо инвести-
ционных, либо инновационных факторов, при-
чем главная цель каждой из стран была одной
и той же — достижение максимального благо-
состояния для своих граждан.
Таким образом, при прогнозировании дви-
жения страны к конкурентоспособному состо-
янию и попытках управлять этим процессом
необходимо принимать во внимание, какой из
перечисленных факторов является в конкрет-
ный временной период определяющим.
Любую хозяйствующую структуру можно
оха рактеризовать совокупностью показателей,
отличающихся друг от друга «ракурсом» вли-
яния на уровень конкуренции в условиях ры-
53ISSN 1815-2066. Наука та інновації. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
ночной экономики. Если говорить коротко, то
эти показатели характеризуют производствен-
ный потенциал (Р), потребительский спрос
(D), поддерживающая инфраструктура (I) и
менеджмент (М). Чтобы уяснить современ-
ный экономический смысл указанных показа-
телей, в связи с чем эти показатели были вве-
дены в обиход экономических расчетов, сдела-
ем небольшой экскурс в историю политичес-
кой экономии, которая в какой-то степени
воплощает в себе опыт конкретной экономики
различных периодов развития производства.
Вспомним, что первые классики политичес-
кой экономии А. Смит и Д. Рикардо сводили
стоимость товара к трудовым затратам. Это в
целом отражает тот исторический факт, что
эффективность производства в давние време-
на зависела главным образом от количества и
качества средств и орудий труда, т.е. конку-
рентоспособность сообществ определялась тог-
да, прежде всего, качеством и количеством
факторов категории Р, если придерживаться
нашей классификации. Деньги в соответствии
с воззрениями первых политэкономистов так-
же считались товаром.
Во второй половине XIX в. появилось пони-
мание особой роли капитала. Было осознано,
что стоимость не является естественной при-
надлежностью блага. Оказалось, что стоимость
есть всего-навсего суждение, которое человек
как экономический агент имеет о том или
ином товаре и которое воплощается в цене
этого товара на рынке. В связи с этим возник-
ла теория граничной полезности, объяснив-
шая, почему некоторые, казалось бы, малопо-
лезные для человека вещи часто имеют высо-
кую рыночную цену. Отсюда собственно и
вытекает проблема согласования общественно
значимых оценок посредством экономических
механизмов выбора: что производить и в соот-
ветствии с какой технологией.
Использование категории граничной полез-
ности переместило центр внимания экономис-
тов-аналитиков с проблем оптимизации зат-
рат ресурсов (т.е. использования производс-
твенного потенциала) на проблему удовлетво-
рения потребительского спроса. Таким образом,
при стремлении к достижению кон курен то-
способности на первый план выступили пока-
затели D (по нашей классификации). Пос ко-
льку проблема потребительского спроса на-
прямую связана с платежеспособностью эко-
номических агентов, действующих на рынке,
возник институт инвестиций, который мог
стимулировать развитие того или иного про-
изводства, не дожидаясь медленной реакции
рынка. Главное здесь было угадать, во что сле-
дует вложить деньги, как бы осуществляя пре-
доплату производства нового товара в надеж-
де получить многократно возросшую отдачу
после того, как на данный товар сформируется
совокупный спрос.
И классическая теория трудовой стоимости,
и неоклассическая теория, учитывающая гра-
ничную полезность любого производимого то-
вара, пытались дать ответ на вопрос о путях
максимизации богатства страны. Фор ма ль но
это был вопрос о возможности найти точ ку
рав новесия между спросом и предложением.
Оказалось, что ответ на такой вопрос в рам ках
упомянутых теорий можно получить только
при соблюдении принципа стабильности цен.
Удовлетворительный ответ на поставленный
вопрос при заданных ограничениях был дан в
рамках теории общего равновесия рынка, где
с математической точностью было обоснова-
но, что рыночный механизм в целом позволя-
ет достичь оптимального распределения ре-
сурсов общества. При этом под состоянием
оптимальности понималось обеспечение мак-
симально возможного уровня удовлетворе-
ния общественных потребностей при заданных
ре сурсах и технологиях производства. Повсе-
мес тному практическому применению это го
вывода помешало только то, что обществен-
ные потребности оказались по своей природе
беспредельными.
В принципе неоклассическая теория, в сво-
ем развитом виде получившая название кейн-
сианства, достаточно плодотворна при реше-
54 ISSN 1815-2066. Science and Innovation. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
нии весьма непростых задач восстановления
конкурентоспособности стран. Но ее эффек-
тивность ограничивается только краткосроч-
ным периодом, на котором либо цену можно
считать постоянной, либо можно допустить
специальное регулирование механизма фор-
мирования рыночной цены с помощью госу-
дарственных воздействий. Однако при реше-
нии долгосрочных проблем экономики прихо-
дится ввести категорию технологических из-
менений и рассматривать эту категорию на-
равне с категориями труда и капитала.
Технологические изменения как феномен
производства, конечно же, не возникли только
с появлением на экономической арене кейнси-
анства. Процесс технологических изменений
сопровождал экономическое развитие стран и
народов на протяжении всей истории челове-
чества. Однако лишь в начале XX в. было осоз-
нано, что этот процесс можно предсказывать,
даже планировать, и в результате получать до-
полнительную прибыль. Может быть именно
потому, что технологические изменения оказа-
лись столь важными для экономического раз-
вития, Й. Шумпетер ввел новый термин «инно-
вация», который как бы отграничивал действия,
приводящие к любым технологическим изме-
нениям, от действий, повышающих конкурен-
тоспособность изделия, технологии, предпри-
ятия, отрасли или государства в целом.
Таким образом, проблема прогнозирования
экономического развития была, казалось бы,
решена и на краткосрочный, и на долгосроч-
ный периоды. Осталось только определиться:
какой период считать краткосрочным, а какой
долгосрочным? Однако выявилось, что уни-
версальный ответ для каждого конкретного
экономического агента найти практически не-
возможно. Получается, что для каждого эконо-
мического агента время течет как бы с разной
скоростью. В то же время было установлено,
что существует некоторое состояние го су да-
р ства, описываемое в терминах как клас си-
ческого, так и неоклассического подходов, ко-
торое позволяет разделить различные типы
инноваций на два больших класса. Его можно
определить уровнем потенциально достижи-
мого валового внутреннего продукта (потен-
циального ВВП) [2]. Потенциальный ВВП
пред ставляет собой оценку сбалансированнос-
ти ресурсных возможностей государства при
заданных интегральных требованиях к выпус-
ку товарной продукции. Здесь имеются в виду
ресурсы всех видов: полезные ископаемые,
кадры, финансы, информация и т.д.
Если нам удается получить такую оценку, то
вопрос о том, перешли ли мы в долгосрочный
период, почти полностью можно заменить
вопросом о том, превышен ли для данного эко-
номического агента потенциальный ВВП. А
именно, если проблема конкурентоспособнос-
ти возникает при объемах выпуска продукции,
меньших, чем потенциальный ВВП, это озна-
чает, что не все ресурсные и технологические
возможности задействованы. Очевидно, что в
данном случае необходимо усовершенство-
вать в первую очередь структуру производс-
тва, обратить внимание на развитие вспомога-
тельных отраслей производства и родствен-
ных по отношению к базовым, т.е. здесь мы
должны в первую очередь учитывать показа-
тели, относящиеся по нашей классификации к
категории I. При этом целесообразно опирать-
ся на инкрементные инновации, которые ско-
рее раскрывают потенциальные возможности
существующего производства, чем изменяют
его качественно.
В том же случае, если фактические объемы
производства выше потенциального ВВП, для
достижения конкурентоспособности целе со об-
разно опереться на нетрадиционные ме то ды
управления производством, изменить стра те-
гию фирм, а значит, необходимо сти мулировать
радикальные инновации, которые позволили
бы существенно изменить параметры спроса и
условия производства. По нашей классифика-
ции нужно опираться на факторы, относящие-
ся к категории М.
Теперь проанализируем возможную роль го-
сударства на каждом из этапов этого движения.
55ISSN 1815-2066. Наука та інновації. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
Прежде всего, следует констатировать, что по-
литика правительства постоянно влияет на со-
стояние конкурентоспособности страны вне
зависимости от того, провозглашено это влия-
ние как официальный курс или нет. При этом
правительственная политика по отношению к
промышленности не может быть нейтральной.
Влияние правительственной политики может
быть только либо положительным, либо отри-
цательным, т.е. если не отмечается положите-
ль ного влияния, то наверняка есть влияние от-
рицательное. Опасность отрицательного влия-
ния правительства на конкурентоспособность
связана еще и с тем, что многие из действий, ко-
торые оно предпринимает, чтобы «помочь»
промышленности, исходя из узкого, статично-
го понимания конкурентного преимущества,
могут фактически причинить ущерб в более от-
даленной перспективе. Кроме того, дейст вия,
которые кажутся позитивными при рассмотре-
нии в качестве объектов политики отдельных
областей экономической деятельности либо
механизмов государственного управления в
изолированном виде, могут быть на самом деле
негативными, если оценивать все элементы
экономического организма во взаимосвязи.
Еще один тезис, характеризующий свойства
правительственной политики в связи со стрем-
лением страны выйти на мировом рынке това-
ров и услуг на конкурентоспособный уровень,
состоит в том, что не существует универсаль-
ной целесообразности на все времена. По ли ти-
ка правительства по отношению к промышлен-
ности должна претерпевать изменения в зави-
симости от того, на каком этапе конкурентного
развития находится страна. Набор политичес-
ких подходов на каждый конкретный момент
должен учитывать, вообще говоря, все катего-
рии факторов конкурентоспособности, степень
их развитости и специфику их внутренней вза-
имоувязанности. Единственным уни вер саль-
ным принципом правительственной политики
в области промышленности должно быть то,
что, с одной стороны, правительство не мешает
рыночным отношениям там, где они уже сфор-
мировались и способствуют развитию конку-
рентоспособности, а с другой стороны — прави-
тельство берет на себя заботу о регулировании
тех процессов формирования конкурентоспо-
собности, на которые рынок оказывает не сти-
мулирующее, а подавляющее влияние.
Опыт стран, прошедших путь от полной
разрухи до высокого уровня конкурентоспо-
собности на международном уровне, позволя-
ет нарисовать фазовую траекторию («фазовый
портрет»), характеризующую динамику соот-
ношения государственного и рыночного влия-
ния на развитие факторов, относящихся к раз-
личным категориям нашей классификации.
Если перейти к анализу путей экономичес-
кой трансформации, по которому идет в на-
стоящее время Украина, то можно констати-
ровать, что главной задачей первого периода
движения по направлению к конкурентоспо-
собности является разделение между госу-
дарством и рынком функций влияния на фак-
торы конкурентоспособности. Как свидетель-
ствует мировой опыт, на первом этапе движе-
ния к состоянию конкурентоспособности из
состояния «разрухи» главенствующее значе-
ние имеют ресурсные факторы, т.е. использу-
ются преимущественно ресурсные источники
экономического роста. Выдвинем гипотезу,
что этот этап экономического роста заверша-
ется тем, что показатель Р попадает практи-
чески под полный контроль государства, пока-
затель D — под преимущественный контроль
государства, показатель I регулируется пре-
имущественно рыночными механизмами, а
показатель М практически полностью нахо-
дится во власти рыночной стихии.
Такое распределение функций регулирова-
ния со стороны государства и рынка обуслов-
лено, по нашему мнению, следующими причи-
нами. Поскольку в данном случае на первом
этапе движения к конкурентоспособности ре-
сурсные факторы имеют главенствующее зна-
чение, именно они позволяют государству
быстро реагировать на изменение рыночной
конъюнктуры, корректировать возможные си-
56 ISSN 1815-2066. Science and Innovation. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
туации социальной напряженности в стране.
Поэтому, во-первых, именно регулирование про-
изводственного потенциала Р, неотъемлемой
частью которого являются ресурсы, целесооб-
разно максимально осуществлять со стороны
государства. Во-вторых, факторы спроса на
данной стадии пока еще недостаточно разви-
ты, поскольку у населения нет накоплений,
которые они могли бы вкладывать в развитие
производства. Поэтому важно направлять име-
ющиеся скудные средства в наиболее перспек-
тивные отрасли или сферы, т.е. государство
должно проявлять существенную заботу о ре-
гулировании показателей категории D. В-тре-
тьих, еще менее развита инфраструктура про-
изводства, поскольку пока еще не сформиро-
вались кластеры конкурентоспособных отрас-
лей. Поэтому на этом этапе экономического
развития государственное влияние на показа-
тели категории I должно быть не очень боль-
шим, чтобы не препятствовать формированию
таких кластеров. И, наконец, в-четвертых,
система управления фирмами по существу от-
сутствует именно как система. Пока не ясно,
чем управлять, нет никакого смысла опреде-
лять, как управлять. Следовательно, на этом
этапе экономического развития можно допус-
тить, чтобы показатели категории М регули-
ровались главным образом стихийными меха-
низмами рынка. В конце первого этапа движе-
ния к конкурентоспособному состоянию фак-
торы конкурентоспособности ранжируются по
степени подверженности государственному ре-
гулированию таким образом: Р => D => I =>
=> М, т.е. высший ранг имеет показатель про-
изводственного потенциала Р, далее идут по ка-
затели D и I, a показатель управления М имеет
низший ранг в этой иерархии.
Следующий этап движения к конкурентос-
пособному состоянию связан с использовани-
ем инвестиционных источников экономичес-
кого роста. При этом естественно, что госу-
дарство снижает регулирующее давление на
ресурсные факторы для того, чтобы ресурсы
появились на рынке и были бы стимулом к
конкуренции между инвесторами. Фактор спро-
са берется государством под более жесткий
контроль ввиду того, что резкие колебания ко-
нъюнктуры рынка, обусловленные его недо-
статочной инерционностью (из-за его недо-
развитости и отсутствия достаточного объема
свободного капитала), могут исказить пред-
ставление инвестора о целесообразном рас-
пределении инвестиций и вообще вызвать у
него опасение, что он может больше потерять,
чем приобрести. Понемногу государство вклю-
чается в стимулирование инфраструктуры (под-
держивающих отраслей), а также начинает ин-
тересоваться практикой управления фирм. В
кон це второго этапа движения к конкурентос-
пособному состоянию показатели конкурен-
тоспособности ранжируются по степени под-
верженности государственному регулированию
таким образом: D => Р, I => М, т.е. высший
ранг имеет показатель спроса D, далее идут
показатели Р и I (одинаковый ранг), а показа-
тель управления М, хотя и имеет низший ранг
в этой иерархии, однако влияние государства
на него возрастает.
Дальнейшее развитие событий связано с
тем, что главным источником экономического
роста становятся технологические инновации.
При этом естественно, что ресурсные источ-
ники подпадают под все большее влияние ры-
ночной стихии. Становится целесообразным
снизить государственное регулирование пот-
ребительского спроса для того, чтобы готовить
инновации к рыночной конкуренции. Что же
касается регулирования государством разви-
тия инфраструктуры, то оно доходит до мак-
симума. И, кроме того, государство уже доста-
точно активно содействует развитию менедж-
мента фирм. В конце третьего этапа получает-
ся такое распределение показателей: I => D,
М => Р, т.е. высший приоритет государствен-
ного регулирования имеет показатель I, затем
(на одном уровне) — показатели D и М, а по-
казатель Р имеет в данном смысле низший
приоритет, хотя и подвержен заметному влия-
нию государства.
57ISSN 1815-2066. Наука та інновації. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
Последний в нашей классификации этап —
это фактически достижение уровня «абсолют-
ной» конкурентоспособности, когда, кроме ре-
сурсов, инвестиций и инноваций, в дело всту-
пают финансовые факторы стабильности го су-
дарства, другими словами, излишки всех ти-
пов материальных благ, которыми общество
может распоряжаться по своему усмотрению.
Главным для государства становится контроль
за менеджментом фирм (показатель М), важ-
ным остается регулирование развития инфра-
структуры (показатель Т), хотя осознается це-
лесообразность и рыночных отношений, спрос
(показатель D) преимущественно регулирует-
ся рынком, а ресурсы (показатель Р) уже поч-
ти полностью регулируются рынком, тем бо-
лее что, благодаря жесткому регулированию
государством менеджмента фирм, истощение
рынка ресурсов практически исключается.
Очевидно, что состояние богатства не мо-
жет сохраняться вечно. Во-первых, ввиду того,
что другие страны могут оказаться в какой-то
момент удачливее на рынке и придется тра-
тить больше средств на конкуренцию с ними,
и, во-вторых, из истории экономического раз-
вития следует, что мировой приоритет, в кон-
це концов, развращает страну и начинается ее
экономическая деградация. Прежде всего, на-
чинают деградировать ресурсные факторы кон-
курентоспособности (показатели Р). Вначале
эта деградация остается незамеченной, а ско-
рее всего ее просто не хотят замечать, так как
проще тратить богатства, лежащие на поверх-
ности, чем перестраивать экономическую по-
литику страны, что связано с неизбежным
ущемлением одних и льготами для других.
Потом деградации подвергается политика го-
сударства по отношению к спросу (показатели
D), затем — по отношению к факторам разви-
тия инфраструктуры (показатели I). В завер-
шение развала оказывается, что показатели
управления фирмами М уже не дееспособны
и страна имеет шанс очутиться опять в состоя-
нии «полной разрухи», полностью потеряв уп-
равление и на микро-, и на макроуровне, без
войн и катаклизмов. Практически это означа-
ет, что страна находится в глубоком экономи-
ческом кризисе.
Почувствовав на себе все неприятности
кри зисного периода, современные государства
ищут противоядие для таких «запланирован-
ных» социальных катастроф. В экономичес-
кой науке эти поиски привели к возрождению
идей трудовой стоимости Д. Рикардо и А. Хми-
та, но в новой оболочке, учитывающей роль в
современном мире капитала и технологичес-
ких изменений. Соответствующее течение в
эко номической теории получило название «кон-
трреволюции Фридмена». Для последователей
этой теории основным способом регулирова-
ния экономики становится так называемая
монетарная система. Монетаристы считают
главным показателем глубокого кризиса эко-
номики инфляцию и занимают бескомпро-
миссную позицию отрицательного отношения
к дефициту бюджета, считая, в свою очередь,
именно его главным и постоянно действую-
щим фактором инфляции. Поэтому они гото-
вы препятствовать любому государственному
регулированию в экономике.
Действительно, из анализируемой нами схе-
мы движения к конкурентоспособному состо-
янию следует, что в состоянии богатства на-
иболее глубокие кризисные явления могут
возникнуть из-за почти абсолютного контро-
ля государства за управленческой деятельнос-
тью фирм. Однако здесь не учитывается тот
факт, что в этой фазе почти полностью вне
контроля государства остаются ресурсные фак-
торы и преимущественно в сфере рыночного
регулирования — показатели спроса. Пока за-
тели PHD наиболее инерционны как в смысле
их позитивных, так и негативных изменений.
Ясно, что негативные изменения из-за этой
инерционности слабо различимы на относи-
тельно небольших интервалах времени, а когда
процесс становится «видимым невооруженным
глазом», то оказывается, что требуются боль-
шие усилия и значительное время, чтобы повер-
нуть ситуацию в благоприятном направлении.
58 ISSN 1815-2066. Science and Innovation. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
Развиваемая нами эвристическая модель
ба ланса государственного и рыночного регу-
лирования показателей конкурентоспособ-
нос ти позволяет предложить схему постепен-
ного изменения соотношений в этом регули-
ровании, т.е. приемлемого перехода как бы к
более раннему «несовершенному» соотноше-
нию государственного и рыночного влияния
на факторы экономического роста. Такой пе-
реход можно условно назвать ретроградным
процессом. Во-первых, безусловно, что необ-
ходимо снизить государственное влияние на
показатели управления фирмами, показатели
инфраструктурной поддержки производства
и даже показатели спроса, но регулирование
ресурсных показателей нужно взять под ощу-
тимый контроль государства. Такая схема спо-
собствует сохранению позиций страны на
международном рынке товаров и услуг.
Из этих рассуждений следует, что действи-
тельно два периода ретроградного экономи-
ческого развития страны проходят в целом
при преимущественном влиянии рынка. Од-
нако тенденции в эти периоды таковы, что
влияние государства на ресурсные показатели
постоянно увеличивается, а влияние на пока-
затели спроса сначала уменьшается, а потом
также начинает увеличиваться. Завершается
этот ретроградный цикл и начинается новый
прямой цикл уже встречавшимся нам в преды-
дущем прямом цикле распределением показа-
телей конкурентоспособности: D => Р, I => М,
причем регулирующее влияние государства
превалирует для показателей D, Р и I, а для по-
казателя М оно тоже ощутимо.
Ретроградный цикл движения к конкурен-
тоспособному состоянию характеризуется тем,
что на всем его протяжении используются все
четыре источника экономического роста: и ре-
сурсы, и инвестиции, и инновации, и богатс-
тво. Именно наличие финансовых возможнос-
тей, которые мы называем «богатст вом», поз-
воляет во всех периодах ретроградного цикла
использовать такой источник экономического
роста, как инновации, что требует инвестиций
в проекты, имеющие длительные сроки окупа-
емости. Можно предположить, что к концу
ретроградного цикла богатство в значитель-
ной степени истощается и возникает необхо-
димость его пополнения, т.е. вновь начинается
прямой цикл — накопление богатства.
Анализируя дальнейшее развитие событий,
мы видим, что показатели конкурентоспособ-
ности подразделяются по своим динамичес-
ким характеристикам на две группы. В одну
группу входят показатели Р и I, а в другую —
показатели D и М. Такое объединение связано
с тем, что периодически показатели, входящие
в ту или другую группу, находятся под одина-
ковым по силе влиянием государственного ре-
гулирования, причем тенденции усиления или
снижения этого регулирования в предыдущий
и последующий периоды противоположны.
Это наблюдение, на наш взгляд, является кос-
венным подтверждением работоспособности
нашей модели и удачности гипотезы об «ис-
ходной» роли государства в момент начала со-
знательного движения в направлении к кон-
курентоспособности (накоплению богатства).
Действительно, показатели Р и I можно от-
нести к материальным, а показатели D и М —
к нематериальным факторам конкурентоспо-
собности, т.е. их объединение по отдельным
группам вполне естественно. Естественно так-
же предположить, что усиление регулирую-
щего влияния государства или рынка на один
из показателей группы вблизи точки равнове-
сия этого влияния целесообразно компенси-
ровать снижением соответствующего влияния
по отношению к другому показателю той же
группы. Это, на наш взгляд, способствует сни-
жению опасности возникновения такого явле-
ния, которое в теории управления называют
перерегулированием в системе.
Нетрудно показать, что процесс движения к
конкурентоспособному состоянию повторяет-
ся через каждые шесть циклов, из которых три
цикла прямых, а три — ретроградных. Конечно,
данная модель отражает субъективные пред-
ставления автора о количестве групп факто-
59ISSN 1815-2066. Наука та інновації. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
ров конкурентоспособности, количестве и со-
подчиненности источников экономического
роста. Однако предлагаемый подход позволя-
ет изменить исходные предпосылки, если это
будет обусловлено какими-то новыми данны-
ми о закономерностях экономического разви-
тия. Пока же нет оснований полагать, что при-
нятые исходные предпосылки и базовые зако-
номерности не соответствуют современной
экономической теории.
Попробуем теперь интерпретировать в рам-
ках нашей модели экономическое состояние и
перспективы экономического развития Ук раи-
ны. Первый исходный тезис состоит в том, что
Украина в период, предшествующий рефор-
мам, не находилась в состоянии «полной раз-
рухи». В Украине были достаточно развиты и
ресурсные, и инвестиционные, и инновацион-
ные источники экономического роста. И, более
того, Украина имела и такой источник, кото-
рый в нашей модели мы обобщенно называем
«богатство». При этом все факторы конкурен-
тоспособности были под контролем государ-
ства. Поэтому задачей первого периода ре -
фор мирования экономики было, казалось бы,
просто снижение уровня государственного уп-
равления для отдельных показателей конку-
рентоспособности, чтобы разделить регулиру-
ющую нагрузку между государством и рын-
ком, в отличие от рассмотренного базового
модельного случая, где задача стояла в некото-
ром смысле обратная — усилить государствен-
ное влияние для различных факторов конку-
рентоспособности.
Однако, как показала практика экономичес-
кой реформы в Украине, упомянутого разде-
ления регулирующей нагрузки между госу-
дарством и рынком достичь не удалось. И, на
наш взгляд, это произошло не из-за некомпе-
тентности реформаторов или их злого умысла,
а из-за того, что ввиду «ненулевого» состоя-
ния экономики Украины перед началом ре-
форм показатели конкурентоспособности ока-
зались «расщепленными». Так, показатель Р с
точки зрения активизации ресурсных источ-
ников страны целесообразно было оставить
под полным контролем государства, а затем
уже постепенно снижать давление государс-
твенного контроля и включать рыночные ме-
ханизмы регулирования. Тот же показатель с
точки зрения активизации инвестиционных
источников экономического роста следовало
бы с самого начала хотя бы частично поста-
вить под контроль рынка. Далее, тот же пока-
затель с точки зрения активизаций инноваци-
онных источников оказался под жестким кон-
тролем государства, вернее органов управле-
ния, действующих от имени государства, в том
числе академий наук. И, наконец, с точки зре-
ния наращивания такого источника экономи-
ческого роста, как национальное богатство,
показатель Р был полностью отдан во власть
международного рынка.
Таким образом, для одних видов показателя
Р следовало бы снижать давление государс-
твенного регулирования, а для других видов,
наоборот, повышать. Остальные типы показа-
телей также подверглись «расщеплению». В
итоге показатели, относящиеся к категории D,
получили такое распределение: с точки зрения
стимулирования ресурсных источников эко-
номического роста показатель спроса остался
под контролем государства; с точки зрения
стимулирования инвестиционных источни-
ков — преимущественно под влиянием рынка;
с точки зрения стимулирования инновацион-
ных источников экономического роста — поч-
ти полностью под влиянием рынка; с точки зре-
ния накопления богатства — под преимущест-
венным влиянием государства.
Показатели категории I изначально были
«отпущены» государством ввиду предшеству-
ющей политики хозрасчета, самофинансиро-
вания, кооперативного движения. Что касает-
ся задействования инвестиционных источни-
ков, то можно говорить о тенденции полно-
стью приватизировать все поддерживающие
отрасли, т.е. отдать их на волю рынка. Те же са-
мые процессы имеют место и в отношении ин-
фраструктуры инновационного развития. В
60 ISSN 1815-2066. Science and Innovation. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
плане накопления богатства инфраструк тур-
ные отрасли относятся к таким, где преиму ще-
ственно властвует рынок. Показатели катего-
рии М только с точки зрения стимулирования
инвестиционных источников экономического
роста находятся под полным влиянием рынка,
а во всех остальных случаях — под полным
влиянием государства. Последнее обстоятель-
ство, кстати, объясняет, почему в видах де-
ятельности почти всех типов фирм и предпри-
ятий, которые зарегистрированы в Украине,
перечисляется большинство возможных ви-
дов деятельности: и связанных с разработкой
ресурсных возможностей, и связанных с де-
нежными операциями, и связанных с научны-
ми разработками и внедрением новшеств.
Таким образом, возникает вопрос о началь-
ном распределении регулирующих функций
между государством и рынком и дальнейших
тенденциях изменения этих функций. Для ре-
шения этого вопроса, прежде всего, отметим,
что в Украине перед началом переходного пе-
риода весьма высокого уровня достигали ис-
точники экономического роста из категории
инновационных. Менее развитыми были ин-
вестиционные источники. Ресурсные же источ-
ники экономического роста находились в глу-
бокой потенциальной яме, то есть их объем
был достаточно велик, но механизма их ры-
ночного использования практически не было.
Рассмотренная нами феноменология «класси-
ческой» модели стремления к конкурентоспо-
собному состоянию свидетельствует, что в пря-
мом цикле за периодом стимулирования инно-
вационных источников следует период накоп-
ления богатства.
В случае с Украиной такое движение вряд ли
можно реализовать ввиду неразвитости инвес-
ти ционных и ресурсных источников экономи-
ческого роста. В связи с этим, на наш взгляд,
целесообразно в качестве исходного распреде-
ления регулирующих функций выбрать рас-
пределение, которое имеет место в первом рет-
роградном цикле нашей «стандартизованной»
модели, при переходе от инновационного к
инвестиционному периоду. При этом следует,
вероятно, сместить это распределение в сторо-
ну превалирующего государственного влия-
ния ввиду отсутствия в Украине достаточного
объема богатства.
Теперь становятся понятными основные на-
правления развития инновационной системы
Украины. Прежде всего, получает подтверж-
дение тезис о необходимости именно иннова-
ционного развития экономики Украины. Далее
яснее становятся приоритеты экономического
развития. Из предлагаемой модели вытекает,
что первым этапом должна быть институцио-
нализация инновационной деятельности, что
позволит реализовать еще сохранившиеся ин-
новационные возможности Украины. И, на-
ко нец, появляется понимание пос лед ова тель-
нос ти включения источников экономического
роста с целью достижения конкурентоспособ-
ного состояния.
Начальный этап экономического роста в та-
кой постановке должен происходить на основе
стимулирования инвестиционных источников.
При этом (поскольку у нас имеются неплохие
инновационные возможности) главное внима-
ние нужно сосредоточить на инвестициях в
наукоемкое производство, в развитие иннова-
ционного предпринимательства. На протяже-
нии этого периода следует наращивать госу-
дарственное регулирование показателей, от-
носящихся к категориям D и I, и снижать госу-
дарственное давление по отношению к показа-
телям Р и М. Это можно интерпретировать как
целенаправленное формирование спроса на про-
дукцию инновационных предприятий и соз-
дание инфраструктуры инновационного пред-
принимательства, с одной стороны, и активное
внедрение инноваций в ресурсную сферу и в
сферу менеджмента, с другой.
Следующий этап экономического роста, ха-
рактеризующийся интенсивным освоением ре-
сурсных источников, знаменуется изменением
тенденций государственного регулирования
уровня потребительского спроса, а именно на-
блюдается тенденция к снижению государс-
61ISSN 1815-2066. Наука та інновації. T. 7, № 4, 2011
Світ інновацій
твенного влияния на данную категорию фак-
торов. Это будет стимулировать дальнейшее
развитие инвестиционных возможностей. Кро-
ме того, инновации также начнут выходить на
свободный рынок. В первую очередь и инвес-
тиции, и инновации в этот период должны
быть сосредоточены на активизации ресурс-
ных источников экономического роста.
После завершения этого этапа начинается
первый «прямой» цикл, целью которого явля-
ется богатство нации. Начинается он более уг-
лубленным освоением ресурсных источников
экономического роста, что обеспечивается сни-
жением государственного влияния на разви-
тие инфраструктуры и, наоборот, повышением
государственного регулирования в сфере стра-
тегии фирм и менеджмента компаний.
Очевидно, что данная модель не является
истиной в последней инстанции, хотя, по на-
шему мнению, она, несмотря на ее формалис-
тичность, позволяет интерпретировать, а иног-
да и прогнозировать некоторые важные тен-
денции и взаимосвязи достаточно корректно и
правдоподобно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портер М. Международная конкуренция. — М: Меж-
дународные отношения, 1993. — 896 с.
2. Бажал Ю.М. Економічна теорія технологічних змін /
Навчальний посібник. — К.: Заповіт, 1996. — 240 с.
|