Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2011
1. Verfasser: Попович, А.С.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Видавничий дім "Академперіодика" НАН України 2011
Schriftenreihe:Наука та інновації
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115887
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» / А.С. Попович // Наука та інновації. — 2011. — Т. 7, № 6. — С. 86-90. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-115887
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1158872025-02-23T19:47:33Z Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» Problems to Be Solved in the New Edition of the Law of Ukraine «On Scientific and Technical Activities» Попович, А.С. Світ інновацій 2011 Article Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» / А.С. Попович // Наука та інновації. — 2011. — Т. 7, № 6. — С. 86-90. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1815-2066 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115887 ru Наука та інновації application/pdf Видавничий дім "Академперіодика" НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Світ інновацій
Світ інновацій
spellingShingle Світ інновацій
Світ інновацій
Попович, А.С.
Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»
Наука та інновації
format Article
author Попович, А.С.
author_facet Попович, А.С.
author_sort Попович, А.С.
title Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»
title_short Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»
title_full Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»
title_fullStr Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»
title_full_unstemmed Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»
title_sort проблемы, которые необходимо решить в новой редакции закона украины «о научной и научно-технической деятельности»
publisher Видавничий дім "Академперіодика" НАН України
publishDate 2011
topic_facet Світ інновацій
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/115887
citation_txt Проблемы, которые необходимо решить в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» / А.С. Попович // Наука та інновації. — 2011. — Т. 7, № 6. — С. 86-90. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.
series Наука та інновації
work_keys_str_mv AT popovičas problemykotoryeneobhodimorešitʹvnovojredakciizakonaukrainyonaučnojinaučnotehničeskojdeâtelʹnosti
AT popovičas problemstobesolvedintheneweditionofthelawofukraineonscientificandtechnicalactivities
first_indexed 2025-11-24T18:36:24Z
last_indexed 2025-11-24T18:36:24Z
_version_ 1849697904704356352
fulltext 86 Наука та інновації. 2011. Т. 7. № 6. С. 86—90. А.С. Попович Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М. Доброва НАН Украины, Киев ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА УКРАИНЫ «О НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»* © А.С. ПОПОВИЧ, 2011 * Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на ХVI Международной конференции «Проб- ле мы и перспективы инновационного развития эко но- мики» (Алушта, 12—17 сентября 2011 г.) Недавно созданное Государственное агентс- тво Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации образовало рабочую группу по подготовке проекта закона «О внесении из- менений в Закон Украины «О научной и науч- но-технической деятельности»» [1]. О том, что ныне действующее законодательство, регули- рующее отношения в сфере научной и научно- технической деятельности, нуждается в совер- шенствовании, говорится давно. Не раз обсуж- дался этот вопрос и на Алуштинских конфе- ренциях по проблемам инновационного разви- тия (см., напр. [2]). Тем более, на наш взгляд, следует вынести этот вопрос на обсуждение сейчас, когда предпринимается реальная по- пытка перевести пожелания научной обще- ственности в конструктивную плоскость. Итак, что же мы хотели бы видеть в новой редакции закона. В первую очередь — отточенность и ясность формулировок основных понятий, их соот- ветствие европейским и мировым стандартам. Некоторые считают, что это дело второстепен- ное — чуть ли не бюрократическое крючкот- ворство. Дескать, стоит ли тратить время и силы на уточнение названий — мол, какая разница: назови хоть горшком, только в печь не суй! Но когда, к примеру, в акте проверки Контроль- но-ревизионным управлением деятельности Национальной академии наук Украины обна- руживаем серьезную критику того, что «толь- ко 40 % результатов фундаментальных науч- ных исследований находит свое применение на практике», то поневоле возникает мысль, что говорим мы с уважаемыми контролерами на разных языках и не исключено, что и о раз- ных вещах. Ведь по разным оценкам во всем мире, в том числе в странах с по-настоящему развитой и эффективной инновационной сис- темой, непосредственное «применение» в бли- жайшие годы «находит» от долей процента до нескольких процентов результатов фунда- ментальной науки. Если же верить нашим контролерам, НАН Украины может претендо- вать на рекорд, достойный книги Гиннеса, как самая эффективная в мире научная организа- ция, по практическому использованию резуль- татов выполняющихся ее институтами фунда- ментальных исследований. А они еще и счита- ют эту эффективность недостаточной и до- стойной критики! Одно из определений, которые предлагает- ся включить в новую редакцию закона, звучит 87ISSN 1815-2066. Наука та інновації. T. 7, № 6, 2011 Світ інновацій следующим образом: «фундаментальные ис- следования — обстоятельные, многоаспектные экспериментальные или теоретические иссле- дования, направленные на получение новых знаний о первопричинных, основоположных за- кономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи. Результатом их вы- полнения являются гипотезы, теории, законы, методы и т.п., оформленные как научные пуб- ликации, и не направленные на непосредствен- ное получение социальных или экономических выгод, но могут предполагать широкую сферу применения в будущем». Возможно, оно не- сколько громоздко, и еще подлежит редакти- рованию, но сущность данного понятия отра- жает, на наш взгляд, верно. Анализ свидетельствует, что совершенно различный смысл вкладывают в понятие при- оритетное направление развития науки и тех- ники или приоритетные направления иннова- ционной деятельности в Украине не только от- дельные люди, но и разные ведомства, разные ветви нашей исполнительной власти. Быть мо- жет, именно поэтому процесс определения при- оритетных направлений, который по замыслу должен быть ключевым моментом научно-тех- нологической и инновационной политики, пре- вратился у нас в пустую формальность, которая никакого влияния на реальное перераспределе- ние ресурсов не оказывает [3, 4]. В свое время В.П. Александрова подсчитала, что на один про- ект, отнесенный к утвержденным Верховной Радой Украины приоритетным направлениям развития науки и техники, в нашей стране в среднем выделялось даже меньше средств, чем на проекты, формально не являющиеся при- оритетными. Чтобы внести ясность в этот воп- рос, предлагается дать следующее определе- ние: «приоритетные направления развития науки и техники — научно, экономически и со- циально обоснованные направления исследова- ний и разработок, которые определяют глав- ные ориентиры научно-технологического раз- вития и получают особую поддержку государс- тва в интересах достижения или удержания высокого уровня научных разработок и обеспе- чения конкурентоспособности отечественной экономики». В связи с усиливающимися в последнее вре- мя попытками трактовать науку как сферу ус- луг есть необходимость дать в законе опреде- ление научно-технических услуг, вкладывая в него содержание, соответствующее европейс- кой традиции и записанное в международно признанных рекомендациях, поскольку неко- торые подразделения казначейства даже отка- зываются признавать и давать добро на оплату договоров на выполнение научных работ, тре- буя, чтобы в договоре было записано: «испол- нитель обязывается «предоставить услугу» по выполнению работы». Они не признают такие услуги научной ра- ботой, а называют научно-техническими услу- гами деятельность, прямо или опосредовано связанная с научными исследованиями и разра- ботками как через информационные ресурсы, так и благодаря привлеченным учреждениям или персоналу, которые содействуют созда- нию, распространению и применению научно- технических знаний и, как правило, не носят характера инноваций. Это, в частности, науч- но-технические услуги библиотек, архивов, научных центров, банков данных и отделов об- работки информации; услуги музеев и других научно-технических коллекций; работа по пе- реводу и редактированию научно-технических книг и периодических изданий; топографичес- кие, геологические и гидрологические съемки; метеорологические и сейсмологические наблю- дения; сбор информации о человеческих, соци- альных, экономических и культурных явлени- ях, как правило, для формирования текущих статистических данных; тестирование, стан- дартизация, метрология и контроль качества; консультации, касающиеся использования на- учной, технической и управленческой инфор- мации при разработке технико-экономичес- ких обоснований, подготовке и реализации конкретных проектов; мероприятия, связан- ные с патентами и лицензиями. 88 ISSN 1815-2066. Science and Innovation. T. 7, № 6, 2011 Світ інновацій На наш взгляд, следует несколько уточнить определения понятий ученый и научный ра- ботник. В свое время, когда разрабатывался ныне действующий закон, необходимость их разграничения диктовалась введением науч- ных пенсий. В первоначальной редакции опре- деление ученого было следующим — это физи- ческое лицо, которое получает новые научные знания, признанные научным сообществом. Но некоторым депутатам оно показалось слишком простым и недостаточно уважительным, и они настояли на включении в определение ограни- чений по образованию, некоторые предлагали даже не признавать учеными исследователей, не имеющих научной степени. Они забыли, что весь мир, к примеру, признает выдающимся ученым академика Н. Боголюбова, который не имел диплома о высшем образовании. В резуль- тате редактирования определение понятия уче- ный стало слишком громоздким, в известной степени даже затемняющим суть вопроса и противоречащим положению Конституции Ук- раины о свободе научного творчества. Поэтому предлагается вернуться к приведенной выше первоначальной формулировке. В ныне действующей редакции закона име- ется норма, предписывающая, что на научные исследования и разработки ежегодно в госу- дарственном бюджете страны должно быть выделено не менее 1,7 % ВВП. Несмотря на то, что речь идет отнюдь не о каких-то фантасти- ческих средствах, норма эта за время сущест- вования закона ни разу не выполнялась. Пред- принимались только попытки уйти от этого не очень приятного факта, попросту изъяв эту раздражающую Минфин статью из текста за- кона. Депутаты Верховной Рады Украины не пошли на это, оставив этот показатель как цель, к которой следует стремиться. Тем не ме- нее доля ВВП, выделяемая государством на науку, продолжает падать и в 2010 году достиг- ла 0,34 % ВВП (0,76 % ВВП — из всех источни- ков). В этой связи предлагается все же зафик- сировать в законе конкретные сроки выхода на предписанное законом значение данного показателя (например, в течение 2—3 лет), а также темпы его последующего наращивания. Понятно, что подлинно инновационное раз- витие экономики немыслимо, если наука бу- дет рассчитывать только на средства государс- твенного бюджета: в финансировании науч- ных исследований и разработок должно занять подобающее место производство, как это про- исходит во всем мире. И думается, что наста- ло время избавить нашу страну от сомнитель- ной славы единственного в Европе государс- тва, не поощряющего и не стимулирующего инвестиции в исследования и разработки. Предлагается включить в новую редакцию за- кона статью, предусматривающую уменьше- ние базы налогообложения всех организаций, независимо от формы собственности, на сум- му их затрат на исследования и разработки. Необходимо также узаконить и всячески стимулировать государственно-частное парт- нерство в решении научно-технологических проблем. По нашему мнению, в ряде случаев оно должно играть ведущую роль при финан- сировании инновационных проектов, в реали- зации которых заинтересован частный бизнес. Что же касается крупных, ориентированных на промышленное производство, инновацион- ных программ, то представляется, что выделе- ние на них средств из государственного бюд- жета следует обусловить обязательным фи- нансовым участием заинтересованных произ- водственных предприятий (независимо от формы собственности). Только в этом случае можно гарантировать, что не будет проблем с внедрением результатов разработок, выпол- ненных в рамках соответствующей програм- мы: вложившее в них средства предприятие постарается извлечь из них реальную пользу. С учетом структурной неполноты отечест- венной инновационной системы принципи- альное значение имеет развитие государствен- но-частного партнерства при создании инно- вационной инфраструктуры. В частности, сле- довало бы предоставить право научно-иссле- довательским институтам создавать малые и 89ISSN 1815-2066. Наука та інновації. T. 7, № 6, 2011 Світ інновацій средние внедренческие и консалтинговые пред- приятия со смешанной формой собственности. Собственно, даже взаимоотношения с создан- ными ими предприятиями опытно-промыш- ленной базы, принадлежащими, как и сами ин- ституты, к государственной форме собствен- ности, эволюция нормативно-правовой базы привела в крайне запутанное состояние. Существующее законодательство и форми- руемая ныне структура органов исполнитель- ной власти практически совсем не учитывает заведомо межотраслевую специфику научно- технологической политики государства, необ- ходимость ее последовательного скоордини- рованного проведения во всех без исключения секторах экономики. В этой связи есть необ- ходимость разработки и легитимизации пра- вовых норм для освоения современных меха- низмов формирования и реализации такой политики. В частности, представляется необ- ходимым четко выписать в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-техни- ческой деятельности» заведомо межотрасле- вые полномочия ответственного за научно- технологическую и инновационную политику органа исполнительной власти. Ведь его при- нципиальное отличие от других министерств и ведомств состоит в том, что сфера его влия- ния не может распространяться только на не- посредственно подведомственные ему учреж- дения и организации, а должна охватывать практически все отрасли экономики. Для это- го необходимы свои специфические управлен- ческие механизмы, как правило, не предусмот- ренные существующими законами. Они су- ществуют в мире и получили название меха- низмов функционального управления, но в отечественной практике они не в чести. Если говорить о системе государственных научно-технических и инновационных при- оритетов, то кроме упомянутого выше четкого определения, что же мы понимаем под тако- выми? По нашему глубокому убеждению, но- вый закон должен обеспечить нормативно- правовую базу для перехода к иерархической системе научно-технологических приоритетов со специфическими для каждого ее уровня ме- ханизмами их реализации [4, 6]. Без этого пре- вращение их в реальный рычаг государствен- ной политики крайне проблематично. Следует заметить, что существующее зако- нодательство оказалось не в состоянии пре- дотвратить деградацию программно-целевого подхода — одного из самых эффективных мето- дов управления научно-технологическим раз- витием. Принятие в свое время предельно за- бюрократизированного закона о государствен- ных целевых программах [7] не только не поме- шало этому, но даже ускорило этот процесс. Фактически государственные научно-техни- ческие программы у нас давно перестали быть ключевым механизмом реализации политики государства в научно-технологической сфере, они не являются целевыми, их руководители лишены реальных возможностей управления ходом выполнения программы. А после того как на формирование научно-технических про- грамм распространили действие закона о госу- дарственных закупках, эта процедура стала од- ной из самых громоздких и лишенных здравого смысла из всех бюрократических процедур, ко- торыми так богата практика деятельности орга- нов исполнительной власти в нашей стране. Если прибавить к этому совершенно недоста- точное и крайне ненадежное финансирование, непрофессионализм и незнание особенностей программно-целевого метода многими разра- ботчиками программ, то становится понятным, что по сути мы имеем дело лишь с бюрократи- ческой имитацией этого метода и принципи- ально не имеем возможности воспользоваться его преимуществами. Убежден, что в обновленный закон должны быть включены нормы, которые обеспечили бы реанимацию программно-целевого метода управления наукой и научно-технологичес- ким развитием. По единодушному признанию научной об- щественности совершенно неприемлемая си- туация сложилась с организацией конкурсов 90 ISSN 1815-2066. Science and Innovation. T. 7, № 6, 2011 Світ інновацій на финансирование научных исследований и разработок. Огульное распространение на на- уку конкурсных процедур и подходов, предус- мотренных законом «Об осуществлении госу- дарственных закупок», фактически разруши- ло систему проведения конкурсов, которая сформировалась в первые годы независимос- ти Украины. Ныне действующая система орга- низации конкурсов, абсолютно игнорирующая специфику науки и исследовательского про- цесса, превратилась в своеобразную, лишен- ную здравого смысла игру, которая стала мощ- ным тормозом научно-технологического раз- вития. Этим обусловлена необходимость раз- работать и включить в новый вариант закона [1] нормативно-правовую базу организации конкурсов на проведение научных исследова- ний и разработок. Предлагается включить в новую редакцию закона статью, предусматривающую уменьше- ние базы налогообложения всех организаций, независимо от формы собственности, на сум- му их затрат на исследования и разработки. Что же касается крупных, ориентированных на промышленное производство, инновацион- ных программ, то представляется, что выделе- ние на них средств из государственного бюд- жета следует обусловить обязательным фи- нансовым участием заинтересованных произ- водственных предприятий В рабочей группе обсуждаются также пред- ложения закрепить в законе право и реальную возможность для государственных научных учреждений создавать малые и средние внед- ренческие и консалтинговые предприятия со смешанной формой собственности на началах государственно-частного партнерства. Более определенно предлагается сформулировать преимущества, которые получает институт, получив статус национального научного цент- ра. По нашему мнению, необходимо разрабо- тать правовые нормы, позволяющие расши- рить масштабы и спектр форм госбюджетной поддержки отраслевой науки, которая нахо- дится сегодня в очень тяжелом положении. Приглашаем читателей журнала «На- ука и инновации» включиться в творческий процесс формирования новой редакции За- кона Украины «О научной и научно-техни- ческой деятельности» и внести свои пред- ложения. Предложения направлять в адрес редакции журнала. ЛИТЕРАТУРА 1. Закон України «Про наукову та науково-технічну ді я- ль ність» від 1 грудня 1998 р. № 285 — ХІV // Відомос- ті Верховної Ради України, 1999. — № 23. — С. 20. 2. Попович А.С. О необходимости придания системности законодательству Украины, регулирующему научно-тех- нологическую и инновационную деятельность // Про- блемы и перспективы инновационного развития эконо- мики. Материалы ХІІІ международной научно-практи- ческой конференции по инновационной дея те ль ности, Киев—Симферополь—Севастополь, 2008. — С. 54—58. 3. Попович О.С., Червінська Т.М. Оцінка реальних пріо- ритетів у фінансуванні української науки // Економі- ка України. 2009. — № 12. — С. 41—49. 4. Попович О.С., Велентейчик Т.М. Проблеми підвищен- ня ефективності державних цільових програм // На- ука та наукознавство. — 2009. — № 2. — С. 38—47. 5. Александрова В.П. Пріоритети науково-технічного розвитку та їх роль у визначенні стратегічних орієнти- рів інноваційної політики // Наука та наукознавство. — 2006. — № 4(54). — С. 15—21. 6. Маліцький Б.А.,Попович А.С., Онопрієнко М.В. Обосно- вание системы научно-технологических и инноваци- онных приоритетов на основе «форсайтных» исследо- ваний. — К.: Фенікс, 2008. — 86 с. 7. Закон України «Про державні цільові програми» від 18 березня 2004 р. N 1621-IV // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2004. — N 25. — С. 352.