Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги
В статье рассмотрены особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. Был проведен анализ понятия „услуга” и внесены предложения по уточнениюклассификации услуг. Внесены предложения по совершенствованию договорной работы по оказанию услуг и предложения по совершенствованию...
Gespeichert in:
| Datum: | 2013 |
|---|---|
| Hauptverfasser: | , |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут економіки промисловості НАН України
2013
|
| Schriftenreihe: | Економічний вісник Донбасу |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/123342 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги / В.В. Шевченко, М.В. Свистунова // Економічний вісник Донбасу. — 2013. — № 3 (33). — С. 154–160. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-123342 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1233422025-02-23T18:38:00Z Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги Особливості формування тарифної політики на житлово-комунальні послуги Features of Formation of Tariff Policy on Housing and Communal Services Шевченко, В.В. Свистунова, М.В. Фінанси В статье рассмотрены особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. Был проведен анализ понятия „услуга” и внесены предложения по уточнениюклассификации услуг. Внесены предложения по совершенствованию договорной работы по оказанию услуг и предложения по совершенствованию тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. В статті розглянуто особливості формування тарифної політики на житлово-комунальні послуги. Було проведено аналіз поняття „послуга” та внесено про- позиції по уточненню класифікації послуг. Внесено пропозиції із удосконалення договірної роботи та тарифної політики на житлово-комунальні послуги. The article describes the features of formation of tariff policy on housing and utilities. In a review of the concept of „service” and made proposals to clarify the classification of services. Made suggestions for improvement contract work to provide services and suggestions for improvements tariff policy on housing and utilities. 2013 Article Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги / В.В. Шевченко, М.В. Свистунова // Економічний вісник Донбасу. — 2013. — № 3 (33). — С. 154–160. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. 1817-3772 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/123342 [338.46:332.8]:338.516.46 ru Економічний вісник Донбасу application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Фінанси Фінанси |
| spellingShingle |
Фінанси Фінанси Шевченко, В.В. Свистунова, М.В. Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги Економічний вісник Донбасу |
| description |
В статье рассмотрены особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. Был проведен анализ понятия „услуга” и внесены предложения по уточнениюклассификации услуг. Внесены предложения по совершенствованию договорной работы по оказанию услуг и предложения по совершенствованию тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. |
| format |
Article |
| author |
Шевченко, В.В. Свистунова, М.В. |
| author_facet |
Шевченко, В.В. Свистунова, М.В. |
| author_sort |
Шевченко, В.В. |
| title |
Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги |
| title_short |
Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги |
| title_full |
Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги |
| title_fullStr |
Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги |
| title_full_unstemmed |
Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги |
| title_sort |
особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги |
| publisher |
Інститут економіки промисловості НАН України |
| publishDate |
2013 |
| topic_facet |
Фінанси |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/123342 |
| citation_txt |
Особенности формирования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги / В.В. Шевченко, М.В. Свистунова // Економічний вісник Донбасу. — 2013. — № 3 (33). — С. 154–160. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. |
| series |
Економічний вісник Донбасу |
| work_keys_str_mv |
AT ševčenkovv osobennostiformirovaniâtarifnojpolitikinažiliŝnokommunalʹnyeuslugi AT svistunovamv osobennostiformirovaniâtarifnojpolitikinažiliŝnokommunalʹnyeuslugi AT ševčenkovv osoblivostíformuvannâtarifnoípolítikinažitlovokomunalʹníposlugi AT svistunovamv osoblivostíformuvannâtarifnoípolítikinažitlovokomunalʹníposlugi AT ševčenkovv featuresofformationoftariffpolicyonhousingandcommunalservices AT svistunovamv featuresofformationoftariffpolicyonhousingandcommunalservices |
| first_indexed |
2025-11-24T10:58:27Z |
| last_indexed |
2025-11-24T10:58:27Z |
| _version_ |
1849669092321001472 |
| fulltext |
154
Економічний вісник Донбасу № 3 (33), 2013
В. В. Шевченко, М. В. Свистунова
Жилищно-коммунальное хозяйство занимает зна-
чительную долю в народном хозяйстве Украины и
одновременно выполняет крайне важную функцию по
решению социальной задачи обеспечения нормальной
жизни населения страны. Данная отрасль уже в тече-
ние длительного времени находится в состоянии глу-
бокого кризиса и положение продолжает ухудшаться.
В работах украинских учёных [3 – 8] многократ-
но анализировалось состояние отрасли и выделялись
наиболее острые её проблемы:
– низкий технический уровень действующих
предприятий ЖКХ;
– высокая изношенность основных фондов, уве-
личение доли ветхих и аварийных сетей;
– низкая эффективность, высокая ресурсо- и
энергоёмкость;
– отсутствие эффективной тарифной политики,
низкая платёжная дисциплина потребителей.
Все вышеперечисленные проблемы тесно взаи-
мосвязаны, что приводит к необходимости их комп-
лексного рассмотрения и решения. В рамках иссле-
дований, которые носят комплексный характер, одно
из важнейших мест занимает проблема эффективной
тарифной политики. Процесс формирования тарифной
политики столкнулся с явным противоречием: пред-
приятиям ЖКХ не хватает финансовых средств для
качественного выполнения своих функций, а у насе-
ления и предприятий нет возможности „потянуть” оче-
редное повышение тарифов на жилищно-коммуналь-
ные услуги. Возникает своеобразный замкнутый круг,
из которого не видно выхода. Сторонники роста тари-
фов отстаивают тезис о том, что при сложившейся
системе финансирования предприятия ЖКХ просто не
выживут. В ответ защитники социальных прав насе-
ления не менее убедительно доказывают, что рост та-
рифов на жилищно-коммунальные услуги не приве-
дёт к улучшению финансирования предприятий отрас-
ли, но зато значительно усилит социальную напряжён-
ность в стране. Кроме того, нельзя не учитывать, что
разница в себестоимости, например, на услуги по
водоснабжению, по регионам Украины составляет по
состоянию на 01.07.2013 г. 3,6 раза, а по тарифам –
3,2 раза. Но прежде, чем разрабатывать основы та-
рифной политики в сфере ЖКХ, необходимо прежде
всего уточнить экономическую сущность понятия
„услуга” и проанализировать характер услуг, которые
получают потребители от предприятий жилищно-ком-
мунального комплекса.
Понятие „услуга” не является новым в экономи-
ческой науке. Сущность, характеристики и особен-
ности услуг изучались и изучаются экономистами и
юристами различных стран. Среди авторов работ, в
которых детально анализировалось понятие „услуга”
следует выделить таких учёных, как Герасимова В.
[13], Дробышев Г. [13], Котлер Ф. [1], Лифиц И. [11],
Мирзоян А. [9] и многие другие. Тем не менее, про-
блема формирования тарифов на услуги жилищно-
коммунального хозяйства с точки зрения экономи-
ческого анализа сущности услуг ЖКХ получила не-
достаточно внимания, несмотря на острую необходи-
мость в подобных исследованиях.
Следует сразу заметить, что законодатели Укра-
ины недостаточно внимания уделяют вопросам нор-
мализации и унификации разделения понятий „продук-
ция”, „товар”, „работа” и „услуга”, что приводит к зна-
чительным нарушениям в организации деятельности
тех или иных отраслей народного хозяйства Украины,
и, что более опасно, не дают возможности выбора
правильного вектора развития таких отраслей. Доста-
точно часто эти термины рассматриваются как сино-
нимы, особенно в тех случаях, когда потребитель в
процессе комплексного обслуживания получает одно-
временно несколько видов потребительских благ, ко-
торые по традиции называют каким-либо одним тер-
мином: реализация товара, выполнение работ, оказа-
ние услуг. Данная проблема в значительной степени
касается и предприятий жилищно-коммунального
комплекса Украины.
В своей монографии бывшая заместитель ми-
нистра по вопросам жилищно-коммунального хозяй-
ства Украины (2007 – 2010 гг.) И. В. Запатрина отме-
чает, что „достаточно свободное определение норма-
тивов потребления жилищно-коммунальных услуг,
исходящее из желания покрыть все разумные и не
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Фінанси
УДК [338.46:332.8]:338.516.46
В. В. Шевченко,
кандидат экономических наук,
Донецкий национальный технический университет
М. В. Свистунова,
Институт экономики промышленности НАН Украины
155
Економічний вісник Донбасу № 3 (33), 2013
В. В. Шевченко, М. В. Свистунова
всегда разумные расходы субъектов хозяйствования
в этой сфере (так, например, потребление воды по
регионам колеблется от 63 л на человека в сутки по
Ивано-Франковской области до 249 л на человека в
сутки по г. Киеву при среднеукраинском показателе
129 л в сутки на человека), привели к тому, что се-
годня практически повсеместно потребители не забо-
тятся о том, сколько они используют тепловой энер-
гии, горячей и холодной воды” [3, c. 33]. При этом
следует отметить, что начисление оплаты за услуги
водоснабжения и водоотведения по так называемым
„нормам потребления” в принципе противоречит эко-
номическому смыслу данного вида услуг – ведь ко-
личество поданной воды совершенно не отражает
реальное качество услуг населению и предприятиям
по водоснабжению и водоотведению. Подобный под-
ход может логично приводить к следующим парадок-
сальным явлениям:
– поставщики воды не заинтересованы в вос-
становлении сетей и сокращении потерь воды – го-
раздо проще добиться увеличения норм потребления,
чем тратить дополнительные средства на текущие и
капитальные ремонты;
– в случае отсутствия индивидуальных квартир-
ных счётчиков, потребители воды никак не заинтере-
сованы в экономии воды, так как оплата за услуги
осуществляется по усреднённым нормативам;
– в случае возникновения финансовых затруд-
нений, предприятия водоснабжения и водоотведения
могут применить различные методы по искусствен-
ному повышению расхода (или потерь) воды в сетях.
Возникла парадоксальная ситуация, когда ни по-
ставщики, ни потребители не заинтересованы в эко-
номии воды, которая с каждым годом становится всё
более дефицитным и ценным ресурсом. Даже если
счётчики воды будут установлены в каждой кварти-
ре, финансовые поступления предприятиям водоснаб-
жения и водоотведения от потребителей сократятся,
и, соответственно, ухудшится финансовое состояние
самих поставщиков услуг. И это при том, что уже сей-
час большинство предприятий ЖКХ работают нерен-
табельно. Поэтому кризисная ситуация будет только
усугубляться: 1) из-за сокращения финансовых по-
ступлений поставщики воды будут вынуждены или
повышать тарифы, или ухудшать качество водоснаб-
жения; 2) потребители, установившие счётчики, не
получат существенной экономии либо из-за роста та-
рифов, либо из-за ухудшения качества водоснабже-
ния. Правда, остаётся ещё один вариант, который так-
же можно считать тупиковым: погашать все убытки
предприятий водоснабжения и водоотведения за счёт
дотаций и доплат из местного или государственного
бюджета.
В данной статье ставится цель – на основе уточ-
нённого определения понятия „услуга” обосновать
особенности формирования тарифной политики на
жилищно-коммунальные услуги.
Для достижения поставленной цели в статье ре-
шаются следующие задачи:
– анализ правового содержания понятия „услу-
га” и внесение предложений по совершенствованию
данного понятия;
– анализ экономического содержания понятия
„услуга” и внесение предложений по дополнению, со-
вершенствованию и уточнению классификации услуг;
– разработка предложений по совершенствова-
нию договорной работы по оказанию услуг;
– обоснование предложений по совершенство-
ванию системы ценообразования на услуги, которые
предоставляются потребителям в сфере ЖКХ.
Анализ законодательной базы Украины даёт воз-
можность сделать вывод о наличии значительных про-
тиворечий и „тёмных пятен” в определении понятий
„продукция”, „работа”, „услуга”.
Так, Гражданский кодекс Украины в п.1 ст. 901
даёт одно из наиболее однозначных определений по-
нятия „услуга”: „По договору об оказании услуг одна
сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой
стороны (заказчика) оказать услугу, которая потреб-
ляется в процессе совершения определённого действия
или осуществления определённой деятельности, а за-
казчик обязуется оплатить исполнителю указанную
услугу, если иное не установлено договором” [17].
Таким образом, законодатель чётко определил основ-
ные отличительные признаки услуги:
1) услуга потребляется в процессе совершения
определённого действия, т. е. моменты производства
и потребления услуги совпадают;
2) услуга предоставляется по заданию (заказу)
заказчика для удовлетворения его потребностей.
В то же время понятия „товар” и „работа” в ГКУ
практически перемешиваются. Так, в соответствии со
ст. 655 в процессе купли-продажи „продавец переда-
ёт или обязуется передать имущество (товар) в соб-
ственность другой стороне”. А п.1 ст. 656 указывает,
что „предметом договора купли-продажи может быть
товар, который имеется у продавца на момент заклю-
чения договора или будет создан … продавцом в бу-
дущем”. Таким образом для товара в ГКУ можно вы-
делить следующие отличительные черты:
1) продавец передаёт товар покупателю для по-
требления этого товара покупателем;
2) заказ на товар может быть сделан покупате-
лем как до, так и после производства этого товара
продавцом.
В ст. 712 ГКУ, законодатель при определении
156
Економічний вісник Донбасу № 3 (33), 2013
В. В. Шевченко, М. В. Свистунова
понятия „поставка” практически дублирует определе-
ние договора купли-продажи, но при этом указывает,
что сторонами договора поставки являются лица, осу-
ществляющие предпринимательскую деятельность.
Другими словами, „поставка” рассматривается в ГКУ
как частный случай договора купли-продажи, что
связано с субъектным составом договора поставки.
Понятие „работа” в ГКУ отсутствует, но зато вво-
дится понятие договора подряда. В соответствии с п.1
ст. 837: „По договору подряда одна сторона (подряд-
чик) обязуется на свой риск выполнить определённую
работу по заданию другой стороны (заказчика) …” ; и
п.2 с. 837 „Договор подряда может заключаться на
изготовление, обработку, … вещи или на выполнение
другой работы с передачей её результата заказчику”.
То есть при определении понятия „работа” законода-
тель указывает следующие её основные черты:
1) передача результата работы заказчику;
2) подрядчик выполняет работу на „свой риск” (что,
фактически, является одним из признаков лица, которое
осуществляет предпринимательскую деятельность);
3) договор подряда может включать в себя лю-
бую работу, в том числе и по изготовлению продук-
ции (или товара);
4) заказ на выполнение работы предшествует её
выполнению.
Отличительные особенности рассмотренных
выше понятий представлены в табл. 1.
Соответственно, в Хозяйственном кодексе
Украины рассматривается правовое регулирование
договора поставки, что в принципе соответствует ба-
зовым положениям Гражданского кодекса Украины.
Но при этом в ХКУ также практически дублируются
такие понятия как договор „контрактации сельскохо-
зяйственной продукции”, „договор энергоснабжения”
и др. Таким образом, понятие услуги в Хозяйствен-
ном кодексе Украины не рассматривается.
В Законе Украины „О защите прав потребите-
лей” [2], который регламентирует взаимоотношения
поставщиков с потребителями, которые не являются
субъектами хозяйственной или предпринимательской
деятельности, также заложены противоречия в опре-
делении понятий: товар, продукция, работа и услуга.
Так, в соответствии с п.19 ст.1 данного закона в
качестве родового выделяется понятие „продукция”,
которая определяется как „какое угодно изделие (то-
вар), работа или услуга, которые производятся, вы-
полняются или предоставляются для удовлетворения
общественных потребностей”. Таким образом Закон
производит разделение понятий, которое представле-
но на рис. 1. При этом понятия „изделие” и „товар” в
законе трактуются как синонимы.
Таблица 1
Отличительные особенности видов продукции в ГКУ
ПРОДУКЦИЯ
Изделие (товар) Работа Услуга
Рис. 1. Разделение понятий продукция, товар, работа и услуга
Субъекты договора Вид
продукции
Вид
договора Продавец Покупатель
Время заказа Время
потребления
Товар Купли-
продажи
Не указан
(любой)
Не указан
(любой)
Любое После
производства
Товар Поставки СПД СПД Любое После
производства
Работа Подряда СПД Не указан
(любой)
Предшествует
производству
После
производства
Услуга Услуги Не указан
(любой)
Не указан
(любой)
Предшествует
производству
Производство
и потребление
совпадают во
времени
157
Економічний вісник Донбасу № 3 (33), 2013
В. В. Шевченко, М. В. Свистунова
Понятие „товар” (или „изделие”) данным Законом
вообще не вводится.
Понятие „работа” в п. 21 ст.1 определяется как
„деятельность исполнителя, результатом которой
является производство товара или изменение его
свойств по индивидуальному заказу потребителя для
удовлетворения его личных потребностей” [2].
Понятие „услуга” определяется п. 17 ст.1 Закона
как „деятельность исполнителя по оказанию (переда-
че) потребителю конкретного, определённого догово-
ром материального или нематериального блага, кото-
рая осуществляется по индивидуальному заказу по-
требителя для удовлетворения его личных потребнос-
тей”.
Таким образом, анализ положений Закона Укра-
ины „О защите прав потребителей” позволяет выявить
следующие недостатки и противоречия:
– если по отношению к родовому понятию „про-
дукция” указывается, что она служит для удовлетво-
рения общественных потребностей, то почему тогда
„работа” и „услуга”, как видовые понятия рассматри-
ваются как способ удовлетворения только личных
потребностей. Это можно было бы объяснить основ-
ными задачами ЗУ „О защите прав потребителей”, но
тогда и по отношению к продукции следовало бы ука-
зать её использование только в личных целях;
– неясно, почему в определении понятий „рабо-
та” и „услуга” законодатель на первое место поставил
понятие „деятельность” – ведь при производстве то-
варов продавец (поставщик) также осуществляет про-
изводственно-хозяйственную деятельность;
– понятие „работа” законодатель рассматривает
как „деятельность по производству товара”, а понятие
„услуга” как „деятельность … по оказанию (передаче)
потребителю конкретного … материального или не-
материального блага” – данные определения в прин-
ципе перемешивают рассматриваемые выше понятия,
и это не даёт возможности осуществить их чёткое пра-
вовое разделение;
– при определении понятий „работа” и „услуга”
законодатель для чего-то использует в определении
требование „индивидуального заказа потребителя”, тем
самым устраняясь от такого явления как „типовые ра-
боты или услуги”.
Наличие выявленных ранее недостатков приво-
дит к тому, что на практике отсутствуют реальные кри-
терии, по которым можно было бы определить, на-
сколько выполненная услуга отвечает установленным
требованиям (стандартам), и в какой степени она со-
ответствует удовлетворению потребностей потребите-
лей.
Законодатель в п. 15 ст.1 Закона даёт определе-
ние „недостатка” (продукции) – это „какое-либо не-
соответствие продукции требованиям нормативно-пра-
вовых актов и нормативных документов, условиям
договоров или требованиям, которые предъявляются
к ней …”. При этом возникают серьёзные проблемы,
связанные с согласованием требований соответству-
ющих нормативно-правовых актов, нормативных до-
кументов, условий договоров и требований потреби-
телей. Чаще всего основные нормативно-правовые
акты разрабатываются отраслевыми министерствами
и ведомствами, которые защищают прежде всего свои
внутренние монопольные интересы и никак не заинте-
ресованы в максимальном удовлетворении потреб-
ностей потребителей. Так, например, в Украине соот-
ветствующими постановлениями Кабинета министров
были утверждены формы типовых договоров, кото-
рые используются в сфере жилищно-коммунального
хозяйства [14 – 16]. Анализ основных таких догово-
ров показывает, что практически в каждом из них за-
ложено положение, в соответствии с которым постав-
щик услуг несёт ответственность перед потребителем
за количество, качество и непрерывность предостав-
ления жилищно-коммунальных услуг. Однако, более
детальный анализ позволяет утверждать, что данное
положение носит декларативный характер, что связа-
но со следующими причинами:
1. Выполнение требования непрерывности край-
не сложно проверить из-за отсутствия у потребителя
необходимых средств технического контроля непре-
рывности. Теоретически, подобные данные могут быть
у поставщика услуг, но он не заинтересован в пре-
доставлении этой информации потребителю. Кроме
этого непрерывность предоставления услуги может на-
рушаться по тем или иным причинам. Перечень таких
причин в типовых договорах не указывается, хотя в
отдельных типовых договорах делается отсылка либо
на дополнительные протоколы согласования, либо на
решения местных органов власти.
2. Выполнение требования по качеству предо-
ставляемых услуг также сложно проверить и прокон-
тролировать по тем же причинам, которые были ука-
заны в предыдущем пункте.
3. Контроль у потребителя осуществляется толь-
ко за количеством предоставляемых услуг (счётчики
различного вида: на электроэнергию, воду и др.), что
приводит на практике к использованию тарифов
за количественные показатели потреблённых услуг.
Каким образом может быть пересмотрен размер
оплаты за предоставление коммунальных услуг, если
оплата осуществляется за фактически потреблённый
ресурс (воду, электроэнергию и т. д.). Это, в свою
очередь, приводит к следующим негативным послед-
ствиям:
– потребитель никак не компенсирует поставщи-
158
Економічний вісник Донбасу № 3 (33), 2013
ку услуг затраты на поддержание системы поставки
услуг в непрерывном рабочем состоянии (более того,
действующими правилами предусматривается весь-
ма спорное право потребителя услуг временно отка-
зываться от них по собственному желанию);
– поставщик не заинтересован в повышении ка-
чества поставляемых услуг (или соблюдении требо-
ваний по качеству), так как снижение качества явля-
ется одним из способов получения дополнительной
экономии затрат при сохранении тарифов на жилищно-
коммунальные услуги неизменными;
– оплата услуг по единым нормам не стимули-
рует потребителей и поставщиков в снижении ресурсо-
и энергоёмкости; более того, такие программы прямо
наносят ущерб предприятиям-поставщикам жилищно-
коммунальных услуг, так как любая экономия со сто-
роны потребителя автоматически оборачивается для
них уменьшением объёмов финансирования.
Для разрешения данной проблемы целесообраз-
но вернуться к первоисточникам – авторам, которые
заложили основы исследований процесса удовлетво-
рения потребностей потребителей в рыночных усло-
виях.
Так, в своей классической работе Ф. Котлер [1]
выделяет следующие понятия маркетинга: нужды, по-
требности, запросы, товар и др. [1, с. 47]. При этом
нужда определяется как „… чувство ощущаемой че-
ловеком нехватки чего-либо”, потребность – как „…
нужда, принявшая специфическую форму в соответ-
ствии с культурным уровнем и личностью индивида”
[1, с. 47], запрос – как „… потребность, подкреплён-
ная покупательной способностью” [1, с. 48], а товар
– это „всё, что может удовлетворить потребность или
нужду и предлагается рынку с целью привлечения
внимания, приобретения, использования или потреб-
ления” [1, с. 49]. Таким образом, Ф. Котлер не разде-
ляет в общетеоретическом смысле различные виды
продукции и товаров (на производственные, непро-
изводственные, материальные, нематериальные и т. д.)
и не разделяет товары на отдельные группы: товары,
работы и услуги. Тем не менее, в определении по-
требности Ф. Котлер признаёт, что нужда может при-
нимать „специфическую форму”, что позволяет рас-
сматривать потребность как видовое понятие по отно-
шению к понятию „нужда”.
Следует также заметить, что в своих работах
А. А. Телестакова (А. А. Мирзоян) [9] совершенно
справедливо указывает на тот факт, что в процессе
приобретения услуги потребитель одновременно по-
лучает два вида потребительских благ: непосредствен-
ную пользу от услуги и возможность получения этой
услуги по своему желанию в любой (или определён-
ный) момент времени. Исходя из данного подхода,
автор статьи предлагает при классификации продук-
ции в качестве базовых использовать два критерия
(признака):
1. Как соотносятся во времени процессы произ-
водства и потребления продукции:
– производство предшествует потреблению;
– производство и потребление совпадают во вре-
мени.
2. Степень готовности продукта (товара, продук-
ции), на которые потребитель осуществляет заказ:
– заказ на уже готовую (произведенную) про-
дукцию;
– заказ на продукцию, которая ещё не произве-
дена, но может быть и будет произведена в будущем.
Использование комбинаций перечисленных выше
признаков позволяет получить 4 группы продукции
(и их формальных определений):
1. Товар – производство предшествует потреб-
лению, заказ осуществляется на продукцию, которая
уже произведена (производство – заказ – потребле-
ние). Данная категория достаточно полно определена
в законодательстве и поэтому не требует дополнитель-
ных пояснений. Можно лишь добавить, что если то-
вар приобретается не с целью личного потребления, а
с целью производственно-хозяйственного использо-
вания, то тогда можно говорить не о сделке купли-
продажи, а о договоре поставки.
2. Работа – производство предшествует потреб-
лению, но заказ осуществляется на продукцию, кото-
рая ещё не произведена (заказ – производство – по-
требление). Данное определение традиционно приме-
няется для характеристики договора подряда. Но сле-
дует заметить, что договор поставки на продукцию,
которая будет произведена в будущем периоде, также
подпадает под категорию „работа”. При этом помимо
требований к количеству и качеству товара (экономи-
ческого блага) сразу появляется ряд дополнительных
требований, которые должны в обязательном порядке
учитываться при заключении договоров на выполне-
ние работ (в основном, это перечень обязанностей и
дополнительная ответственность производителя):
– в обязательном порядке должны оговаривать-
ся сроки выполнения работы (либо этапы её выполне-
ния);
– так как товар ещё только предстоит произвес-
ти, то должны быть рассмотрены дополнительно воз-
можные варианты изменения цены;
– при необходимости, лицо, выполняющее рабо-
ты, может использовать особую систему скидок и
надбавок к цене с целью оптимизации своей работы,
которые для обычных, уже произведенных товаров не
применяются (надбавки за срочность, скидки на ра-
боты, выполняемые в определённое время года и т. д.).
В. В. Шевченко, М. В. Свистунова
159
Економічний вісник Донбасу № 3 (33), 2013
3. Услуга первого рода – моменты производства
и потребления совпадают, заказ на услугу потреби-
тель осуществляет предварительно.
4. Услуга второго рода – моменты производства
и потребления совпадают, заказ на услугу потреби-
тель осуществляет в тот момент, когда в этой услуге
возникает потребность.
Перечень различий услуг первого и второго рода
представлен в табл. 2.
Анализ различий между услугами первого и вто-
рого рода позволяет сформулировать ряд принципов
тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных
услуг:
1. Большинство услуг ЖКХ можно отнести к
услугам первого рода.
2. Для услуг первого рода тарифная политика
должна предусматривать двухставочный тариф, у
которого оплата за регулярное обслуживание и за
фактический расход ресурсов должны взиматься от-
дельно.
3. Одноставочный тариф можно использовать
только для услуг второго рода.
4. Нарушение порядка предоставления услуг
первого рода может быть основанием для уменьше-
ния или полного отказа от платежа по первому тари-
фу (платы за регулярное обслуживание).
5. Поставщики услуг могут дополнять суще-
ствующие тарифы системой различных льгот, надба-
вок и скидок с целью стимулирования потребителей к
переходу на более оптимальный режим потребления
услуг.
Таким образом, развитие тарифной политики в
сфере ЖКХ требует осуществления следующих ме-
роприятий:
– необходимо внести соответствующие измене-
ния в действующее законодательство с целью фор-
мального разделения таких понятий, как товар, рабо-
та и услуга;
– необходимо провести разделение услуг на
услуги первого и второго рода с целью детализации
тарифной политики по отношению к этим услугам в
будущем;
– следует внести соответствующие изменения в
типовые договора по оказанию населению услуг ЖКХ
с целью уточнения и конкретизации обязанностей и ответ-
ственности как потребителей, так и поставщиков услуг.
Дальнейшие исследования в данном направле-
нии имеют следующие перспективные направления:
– необходимо проведение дополнительных иссле-
дований по экономическому обоснованию величины
тарифа за обслуживание клиентов при предоставле-
нии различных видов услуг первого рода;
– целесообразно проведение исследований по
оптимизации размеров и структуры организаций, пре-
доставляющих услуги ЖКХ;
– разработка действенных предложений по сти-
мулированию как поставщиков, так и потребителей к
проведению политики ресурсо- и энергосбережения.
Таблица 2
Перечень различий услуг первого и второго рода
В. В. Шевченко, М. В. Свистунова
Основные признаки Услуги первого рода Услуги второго рода
Основные видовые
различия.
Заказ на услугу произ-
водится предварительно.
Заказ на услугу произ-
водится в момент во-
зникновения потреб-
ности у потребителя.
Пример услуг. - подача воды населению;
- электроснабжение;
- образовательные услуги.
- услуги общественного
транспорта;
- медицинские услуги.
Возможность сво-
бодного доступа к
услуге.
Доступ к услуге потре-
битель получает в любое
время; обеспечение досту-
па – обязанность постав-
щика.
Доступ к услуге носит
характер „присоедине-
ния” к деятельности
поставщика услуг.
Степень индивидуа-
лизации услуг.
Чаще всего носит индии-
видуальный характер.
Чаще всего носит груп-
повой характер.
Обязательства пос-
тавщика услуг по от-
ношению к потреби-
телю.
Поставщик выполняет
свои обязательства перед
потребителем в полном
объёме, в соответствии с
договором.
Поставщик выполняет
свои обязательства пе-
ред потребителем в
зависимости от своих
возможностей.
160
Економічний вісник Донбасу № 3 (33), 2013
Литература
1. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. /
Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. – М. : Про-
гресс, 1990. – 736 с. 2. Закон Украины „О защите
прав потребителей” // Ведомости Верховной Рады
УССР (ВВР), 1991, № 30, ст. 379. 3. Запатрина И. В.
Жилищно-коммунальная инфраструктура: реформы и
система их финансового обеспечения / Ирина Викто-
ровна Запатрина; НАН Украины; Ин-т экон. и прогно-
зиров. – К., 2010. – 336 с. 4. Инякин В. Н., Шевчен-
ко В. В. Оценка результатов реформирования жилищ-
но-коммунального хозяйства / В. Н. Инякин, В. В. Шев-
ченко // Научные труды Донецкого национального тех-
нического университета. Серия: экономическая. Вы-
пуск 40-3. – Донецк, ДонНТУ, 2011. – С. 72 – 82.
5. Инякин В. Н. Оценка соответствия нормам вос-
производства основных фондов жилищно-коммуналь-
ного хозяйства в старопромышленных регионах /
В. Н. Инякин // Научные труды Донецкого националь-
ного технического университета. Серия: экономичес-
кая. Выпуск 41. – Донецк, ДонНТУ, 2012. – С. 269 –
279. 6. Покровская Е. Ю. Основные противоречия
между потребителями и производителями жилищно-
коммунальных услуг / Е. Ю. Покровская // Комуналь-
не господарство міст. Серія „Економічні науки”. Науко-
во-технічний збірник. Випуск 102. – Харків: Харків-
ська національна академія міського господарства,
2012. – С. 73 – 77. 7. Куринная Я. В. Ускорение ре-
форм в ЖКХ: проблемі и пути их решения / Я. В. Ку-
ринная // Комунальне господарство міст. Серія „Еко-
номічні науки”. Науково-технічний збірник. Випуск
104. – Харків: Харківська національна академія місько-
го господарства, 2012. – С. 47 – 53. 8. Жван В. В.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
в контексте регионального развития / В. В. Жван // Ко-
мунальне господарство міст. Серія „Економічні науки”.
Науково-технічний збірник. Випуск 100. – Харків : Хар-
ківська національна академія міського господарства,
2011. – С. 35 – 38. 9. Мірзоян А. А. Сутність послу-
ги як об'єкту цивільних прав / А. А. Мірзоян // Держава
і право. Збірник наукових праць. Юридичні і політичні
науки. Випуск 33. - К.: Інститут держави і права імені
В. М. Корецького НАН України, 2006. – С. 665 – 670.
10. Сертификация продукции и услуг в Российской
Федерации. – М. : Современная экономика и право,
2002, – 376 с. 11. Лифиц И. М. Стандартизация, мет-
рология и сертификация. – М. : Юрайт, 2004. – 330 с.
12. США: сфера услуг в экономике / Под ред.
Е. А. Громова. – М. : Наука, 1971. – 414 с. 13. Дро-
бышев Г. Н., Герасимова В. В. Институциональный
механизм регулирования рынка бытовых услуг как
экономической системы / Г. Н. Дробышев, В. В. Ге-
расимова. – Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,
2004. – 112 с. 14. Постанова Кабінету міністрів
України „Про затвердження типового договору про
надання послуг з утримання будинків і споруд на при-
будинкових територіях” від 20 травня 2009 р. № 529 //
Урядовий кур'єр. – 2006. – № 111. 15. Постанова
Кабінету міністрів України „Про затвердження типо-
вого договору надання населенню послуг з газопос-
тачання та внесення змін до постанови Кабінету мі-
ністрів України” від 9 грудня 1999 р. № 2246 // Урядо-
вий кур'єр. – 2006. – № 137. 16. Постанова Кабінету
міністрів України „Про затвердження Правил надання
послуг з централізованого опалення, постачання хо-
лодної та гарячої води і водовідведення та типового
договору про надання послуг з централізованого опа-
лення, постачання холодної та гарячої води і водовідве-
дення” від 21 липня 2005 р. № 186 // Урядовий кур'єр.
– 2005. – № 186. 17. Цивільний кодекс України;
№ 435-IV від 16.01.2003 р. // Відомості Верховної Ради
України. – 2003. – № 40. – Ст. 352.
Шевченко В. В., Свістунова М. В. Особли-
вості формування тарифної політики на житло-
во-комунальні послуги
В статті розглянуто особливості формування та-
рифної політики на житлово-комунальні послуги. Було
проведено аналіз поняття „послуга” та внесено про-
позиції по уточненню класифікації послуг. Внесено про-
позиції із удосконалення договірної роботи та тариф-
ної політики на житлово-комунальні послуги.
Ключові слова: послуга, житлово-комунальний
комплекс, тарифна політика.
Шевченко В. В., Свистунова М. В. Особен-
ности формирования тарифной политики на жи-
лищно-коммунальные услуги
В статье рассмотрены особенности формирова-
ния тарифной политики на жилищно-коммунальные
услуги. Был проведен анализ понятия „услуга” и
внесены предложения по уточнению классификации
услуг. Внесены предложения по совершенствованию
договорной работы по оказанию услуг и предложе-
ния по совершенствованию тарифной политики на
жилищно-коммунальные услуги.
Ключевые слова: услуга, жилищно-коммуналь-
ный комплекс, тарифная политика.
Shevchenko V. V., Svistunova M. V. Features of
Formation of Tariff Policy on Housing and
Communal Services
The article describes the features of formation of
tariff policy on housing and utilities. In a review of the
concept of „service” and made proposals to clarify the
classification of services. Made suggestions for
improvement contract work to provide services and
suggestions for improvements tariff policy on housing
and utilities.
Key words: service, housing complex, the tariff
policy.
Стаття надійшла до редакції 15.05.2013
Прийнято до друку 30.08.2013
В. В. Шевченко, М. В. Свистунова
|