Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области)
Статья посвящена определению направлений, методов и форм инновационного развития и модернизации системы здравоохранения региона на основе организации и приоритета использования первичной медико-санитарной помощи. Исследованы состояние и динамика развития медицинской помощи, в том числе специализиров...
Saved in:
| Date: | 2016 |
|---|---|
| Main Authors: | , , |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Інститут економіки промисловості НАН України
2016
|
| Series: | Управління економікою: теорія та практика |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/127393 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) / К.В. Павлов, М.А. Степчук, Т.М. Пинкус // Управління економікою: теорія та практика: Зб. наук. пр. — К.: ІЕП НАНУ, 2016. — С. 41–62. — Бібліогр.: 20 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-127393 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1273932025-02-23T20:01:20Z Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) Напрямки розвитку медичної допомоги населенню в умовах модернізації охорони здоров'я (на прикладі Бєлгородської області) The directions of development of medical care to the population in the conditions of health care upgrade (on the example of the Belgorod region) Павлов, К.В. Степчук, М.А. Пинкус, Т.М. Статья посвящена определению направлений, методов и форм инновационного развития и модернизации системы здравоохранения региона на основе организации и приоритета использования первичной медико-санитарной помощи. Исследованы состояние и динамика развития медицинской помощи, в том числе специализированных её видов, населению Белгородской области за последнее время, а также определены прогнозы её развития в обозримой перспективе. Стаття присвячена визначенню напрямків, методів і форм інноваційного розвитку і модернізації системи охорони здоров'я регіону на основі організації і пріоритету використання первинної медико-санітарної допомоги. Досліджено стан та динаміку розвитку медичної допомоги, в тому числі спеціалізованих її видів, населенню Бєлгородської області за останній час, а також визначено прогнози її розвитку в доступній для огляду перспективі. The article is devoted to determination of directions, forms and methods of innovation development and modernization of the region's health care system based on the priority of the organization and the use of primary health care. The aim of this study is to investigate the status and dynamics of health care development, including its specialized species population of the Belgorod region in recent years, as well as the definition of forecasts of its development in the foreseeable future. 2016 Article Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) / К.В. Павлов, М.А. Степчук, Т.М. Пинкус // Управління економікою: теорія та практика: Зб. наук. пр. — К.: ІЕП НАНУ, 2016. — С. 41–62. — Бібліогр.: 20 назв. — рос. 2221-1187 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/127393 ru Управління економікою: теорія та практика application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| description |
Статья посвящена определению направлений, методов и форм инновационного развития и модернизации системы здравоохранения региона на основе организации и приоритета использования первичной медико-санитарной помощи. Исследованы состояние и динамика развития медицинской помощи, в том числе специализированных её видов, населению Белгородской области за последнее время, а также определены прогнозы её развития в обозримой перспективе. |
| format |
Article |
| author |
Павлов, К.В. Степчук, М.А. Пинкус, Т.М. |
| spellingShingle |
Павлов, К.В. Степчук, М.А. Пинкус, Т.М. Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) Управління економікою: теорія та практика |
| author_facet |
Павлов, К.В. Степчук, М.А. Пинкус, Т.М. |
| author_sort |
Павлов, К.В. |
| title |
Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) |
| title_short |
Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) |
| title_full |
Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) |
| title_fullStr |
Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) |
| title_full_unstemmed |
Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) |
| title_sort |
направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере белгородской области) |
| publisher |
Інститут економіки промисловості НАН України |
| publishDate |
2016 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/127393 |
| citation_txt |
Направления развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения (на примере Белгородской области) / К.В. Павлов, М.А. Степчук, Т.М. Пинкус // Управління економікою: теорія та практика: Зб. наук. пр. — К.: ІЕП НАНУ, 2016. — С. 41–62. — Бібліогр.: 20 назв. — рос. |
| series |
Управління економікою: теорія та практика |
| work_keys_str_mv |
AT pavlovkv napravleniârazvitiâmedicinskojpomoŝinaseleniûvusloviâhmodernizaciizdravoohraneniânaprimerebelgorodskojoblasti AT stepčukma napravleniârazvitiâmedicinskojpomoŝinaseleniûvusloviâhmodernizaciizdravoohraneniânaprimerebelgorodskojoblasti AT pinkustm napravleniârazvitiâmedicinskojpomoŝinaseleniûvusloviâhmodernizaciizdravoohraneniânaprimerebelgorodskojoblasti AT pavlovkv naprâmkirozvitkumedičnoídopomoginaselennûvumovahmodernízacííohoronizdorovânaprikladíbêlgorodsʹkoíoblastí AT stepčukma naprâmkirozvitkumedičnoídopomoginaselennûvumovahmodernízacííohoronizdorovânaprikladíbêlgorodsʹkoíoblastí AT pinkustm naprâmkirozvitkumedičnoídopomoginaselennûvumovahmodernízacííohoronizdorovânaprikladíbêlgorodsʹkoíoblastí AT pavlovkv thedirectionsofdevelopmentofmedicalcaretothepopulationintheconditionsofhealthcareupgradeontheexampleofthebelgorodregion AT stepčukma thedirectionsofdevelopmentofmedicalcaretothepopulationintheconditionsofhealthcareupgradeontheexampleofthebelgorodregion AT pinkustm thedirectionsofdevelopmentofmedicalcaretothepopulationintheconditionsofhealthcareupgradeontheexampleofthebelgorodregion |
| first_indexed |
2025-11-24T20:23:51Z |
| last_indexed |
2025-11-24T20:23:51Z |
| _version_ |
1849704664870682624 |
| fulltext |
41
21. Соціальна відповідальність : навч. посіб. / [А. М. Колот,
О. А. Грішнова, О. О. Герасименко та ін.]; за заг. ред. д.е.н., проф.
А. М. Колота. – К. : КНЕУ, 2015. – 519 с.
22. Панькова А.Д. [Шастун А.Д.] Про інноваційні моделі уп-
равління трудовою сферою в аспекті соціальної відповідальності /
А.Д. Панькова // Соціальна економіка. – 2015. – №1. – С.117-123.
23. Коваль Н.В. Відповідальність в системі соціально-трудо-
вих відносин [Електронний ресурс]. – Режим доступу:
http://conf.ztu.edu.ua/wp-content/uploads/2016/11/154.pdf.
Надійшла до редакції 28.11.2016 р.
К.В. Павлов, д.э.н.,
М.А. Степчук, к.м.н.,
Т.М. Пинкус
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(на примере Белгородской области)
На современном этапе развития общества реорганизация и
модернизация системы здравоохранения региона как основа реше-
ния проблем сохранения здоровья населения и решения связанных
с этим иных социально-экономических проблем зависят от актив-
ного межведомственного взаимодействия, а также от эффективно-
сти деятельности самой системы здравоохранения, проблем его фи-
нансирования, укомплектования и уровня профессионализма кад-
ров, оснащения медицинских организаций современным оборудо-
ванием, эффективными методами и методиками диагностики и ле-
чения и разработкой адекватной системы мотивации качественной
работы специалистов [1]. В этой связи изучение динамики указан-
ных явлений в период модернизации здравоохранения региона при-
обретает первостепенную значимость и актуальность. Целью дан-
ного исследования является изучение состояния и динамики разви-
тия медицинской помощи (в том числе специализированных её ви-
© К.В. Павлов, М.А. Степчук,
Т.М. Пинкус, 2016
42
дов) в регионе за последнее время, а также определение перспектив
ее развития.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следу-
ющие задачи: анализ и изучение законодательной базы по органи-
зации медицинской помощи и развитию здравоохранения; оценка и
состояния здравоохранения и организация медицинской помощи
Белгородской области с приоритетом первичной медико-санитар-
ной помощи (ПМСП) и специализированной (в том числе высоко-
технологичной) помощи, а также формирование прогноза их разви-
тия на ближайшую перспективу. Методологической основой для
достижения цели исследования стал комплексный подход с исполь-
зованием методов статистического и сравнительного анализа [2]. С
их помощью проанализированы различные аспекты организации
медицинской помощи жителям региона и дана её оценка и перспек-
тивы развития.
Для их реализации здравоохранение Белгородской области в
настоящее время располагает сетью медицинских организаций, в
которую входят: 50 больничных организаций, имеющих в своем со-
ставе 53 врачебные амбулатории, 62 центра (отделения) врача об-
щей (семейной) практики (ВОП), 543 фельдшерско-акушерских
пункта (ФАП), 1 домовое хозяйство; 18 самостоятельных амбула-
торно-поликлинических организаций; 3 станции скорой медицин-
ской помощи (кроме того, 37 станций и отделений, не имеющих ста-
туса юридического лица); 4 станции переливания крови; 5 кругло-
годичных санаторно-курортных организаций; дом ребенка; 7 орга-
низаций особого типа, не оказывающих медицинскую помощь насе-
лению. В регионе также широко развита сеть частных и ведомствен-
ных медицинских организаций, 9 из которых участвуют в реализа-
ции территориальной программы государственных гарантий оказа-
ния гражданам Белгородской области бесплатной медицинской по-
мощи (программа госгарантий). Приоритет в развитии системы
здравоохранения региона отдан развитию внебольничной медицин-
ской помощи и её профилактического направления с конечной це-
лью увеличения продолжительности жизни и сокращения смертно-
сти населения [3]. Параллельно развивалась специализированная, в
том числе высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП).
В целях обеспечения ПМСП жителям области функциони-
рует широкая сеть медицинских организаций, включающая терри-
ториальные поликлиники для взрослых, детские поликлиники, жен-
ские консультации, врачебные и фельдшерские здравпункты в го-
родах и лечебно-профилактические учреждения врачебного участка
43
в сельской местности, к которым относятся фельдшерско-акушер-
ские пункты, здравпункты, центры врача общей практики, участко-
вые больницы, врачебные амбулатории, являющиеся первичным
звеном в системе ПМСП [4]. Для жителей районного центра основ-
ным учреждением, оказывающим ПМСП, является поликлиника
центральной районной больницы. Всего в 2014 г. ПМСП в области
оказывалась 133 амбулаторными медицинскими организациями, в
которых работало 14 454 человека, из них: врачей – 3 109; среднего
медицинского персонала – 6 989; младшего медицинского персо-
нала – 1 977. За анализируемый период с 2012 по 2014 г. обеспечен-
ность врачебными кадрами амбулаторно-поликлинического звена
увеличилась на 8,1% и составила в 2014 г. 20,1 на 10000 населения
(2012 г. – 18,5); а обеспеченность средним медицинским персона-
лом увеличилась на 2,7% и составила 45.2 (2012 г. – 44,0) на 1000
населения.
В результате проведенной реорганизации мощность амбула-
торно-поликлинических медицинских организаций за 2012-2014 гг.
сократилась всего на 0,3% и составила в 2014 г. 33 812 посещений
в смену (2012 г. – 33 923). Соответственно несколько снизилась
обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими орга-
низациями, которая составила 218,7 посещений в смену на 10000
населения, что ниже среднего показателя по ЦФО (Центральный
федеральный округ) (ЦФО 2013 г. – 234,5). Однако это не повлияло
на количество посещений к врачам амбулаторно-поликлинического
звена (первичного звена), которое на протяжении этих лет не изме-
нилось и составило 9,3 на 1 жителя в год. В то же время в связи с
активным развитием профилактического направления работы пер-
вичного звена изменилась структура посещений (рис. 1).
Как видно из приведенной диаграммы, количество посеще-
ний с профилактической целью увеличилось на 32% и составило в
2014 г. 3,3 посещения на 1 жителя в год (2012 г. – 2,5), а их доля в
структуре посещений увеличилась на 5,5% и соответственно соста-
вила 35,5% от общего количества посещений в поликлинике и на
дому (2012 г. – 30,0). Доля посещений по поводу заболеваний,
наоборот, уменьшилась на 13,0% и составила 6,0 посещений на
1 жителя в год в 2014 г. (для сравнения в 2012 г. – 6,9). Это подтвер-
ждает существование тенденции переориентации работы врачей
первичного звена на профилактическую работу [5]. С этой целью
проводилась диспансеризация определенных групп взрослого насе-
ления Белгородской области – общее число граждан, подлежащих
44
диспансеризации в 2014 г., составило 301 258 человек (прошли дис-
пансеризацию 301 478 человек, что составляет 100,1% от плана).
Рис. 1. Структура посещений врачей амбулаторно-
поликлинического звена за период с 2012 по 2014 г.
С помощью мобильных бригад в рамках диспансеризации об-
следовано 13,8% населения, а граждан, проживающих в сельской
местности, – 44,6%. Доля отказов от отдельных исследований со-
ставила 4,3%, а письменных отказов от диспансеризации в целом –
1,3%. По половому признаку обследованные распределились: муж-
чины – 44,1%, женщины – 55,9%. По возрасту: 21-35 лет – 33,7%;
36-60 лет – 41,3%; старше 60 лет – 25%. По результатам осмотров
по группам здоровья граждане распределились следующим обра-
зом: I группа здоровья – 32,7% (98 531 человек); II группа здоро-
вья – 23,4% (70 588 человек); III группа здоровья – 43,9% (132 359
человек). Частота выявленных поведенческих факторов риска со-
ставила (в %): нерациональное питание – 25,7; низкая физическая
активность – 19,5; курение – 18,1; избыточная масса тела (ожире-
ние) – 17,9; риск пагубного потребления алкоголя – 1,6. Частота вы-
явления патологии составляет (на 1000 обследованных): болезни
системы кровообращения – 15,61; эндокринологические заболева-
ния – 6,83; болезни органов пищеварения – 6,4; болезни глаз – 3,28;
болезни нервной системы – 2,33; болезни органов дыхания – 1,9;
болезни крови – 0,97; злокачественные новообразования – 0,78; гла-
2Σ5 2Σ8 3Σ3
9Σ4 9Σ2 9Σ3
6Σ9 6Σ4 6Σ0
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2012 2013 2014
посещений с профилактической целью
всего посещений
посещений по поводу заболеваний
45
укома – 0,57. Кроме этого, выявлены злокачественные новообразо-
вания следующих локализаций: молочной железы – 180 случаев;
предстательной железы – 93; женских половых органов – 24; желу-
дочно-кишечного тракта (ЖКТ), нижние отделы) – 9; трахеи, брон-
хов, легких – 11; (ЖКТ, верхние отделы) – 3. В итоге по результатам
диспансеризации приняты следующие решения: установлено дис-
пансерное наблюдение за 22,2% лиц; назначено лечение – 21,7%;
направлено на дополнительное диагностическое исследование –
0,5%; направлено на получение специализированной, в том числе
высокотехнологичной медицинской помощи, – 0,13%; направлено
на санаторно-курортное лечение – 3,7% обследованных лиц.
По мнению авторов, смысл и цель диспансерного наблюдения
для граждан, имеющих хронические неинфекционные заболевания
(ХНИЗ) или хотя бы высокий риск их развития, – это: достижение
заданных значений параметров фискального, лабораторного и ин-
струментального обследования; коррекция факторов риска разви-
тия заболевания; предупреждение обострений ХНИЗ; снижение
числа обращений к врачу, вызовов скорой помощи и госпитализа-
ций; повышение качества жизни и снижение числа предотвратимых
смертей [6]. Мероприятия по достижению этой цели включены в
подпрограмму развития ПМСП и реализуются в районах Белгород-
ской области.
В целом значение ПМСП для населения определяется высо-
кой доступностью этого вида медицинской помощи, возможностью
получения квалифицированного обследования и лечения без госпи-
тализации, а зачастую и без освобождения от работы или учебы. С
целью повышения доступности встречи пациента с врачом практи-
чески во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях области
реализована возможность электронной записи на прием к врачу с
использованием информационно-сенсорных терминалов и интер-
нет сервисов [7].
Для повышения доступности медицинской помощи преиму-
щественно пожилого сельского населения в отдалённых сёлах и ху-
торах, проведения осмотров и диспансеризации используются ме-
дицинские мобильные бригады. Количество мобильных бригад, со-
зданных при центральных районных больницах (ЦРБ), за 2012-
2014 гг. увеличилось на 7 бригад и составило 36 (2012 г. – 29). На
34,6% увеличилось количество их выездов, на 30,6% – число осмот-
ренных жителей, а число диспансерных больных, получивших кон-
сультации, – в 5,4 раза (табл. 1).
46
Соответственно увеличивалась нагрузка на каждую бригаду.
Для эффективной и качественной работы бригад специалисты ис-
пользовали портативное оборудование [8]. Кроме того, с целью по-
вышения доступности ПМСП сельскому населению внедряется ис-
пользование дистанционных видов помощи, в том числе возможно-
сти телемедицины.
Таблица 1
Динамика объёмов работы врачей мобильных бригад
центральных районных больниц (ЦРБ) области за 2012-2014 гг.
Мобильные
бригады Количество выездов Осмотрено (чел.) Проконсультировано (чел.)
20
12
г
.
20
13
г
.
20
14
г
.
20
14
г
.
к
20
12
, %
20
12
г
.
20
13
г
.
20
14
г
.
20
14
г
. к
20
12
г
.,%
20
12
г
.
20
13
г
.
20
14
г
.
20
14
г
.
к
20
12
г
. ,
%
Всеми брига-
дами 1131 1397 1522 134.6 81548 99592 106494 130.6 8149 21584 44292 >в 5.4 р.
Одной брига-
дой 39 42 42 107.7 2812 2906 2958 105.2 281 654 1230 >в 4.4 р.
Важной составляющей первичной медико-санитарной по-
мощи является скорая медицинская помощь (СМП). С целью обес-
печения населения данным видом помощи в Белгородской области
создана широкая сеть станций (подстанций) СМП, 3 из которых яв-
ляются самостоятельными юридическими лицами и 38 отделений
СМП. Отделения СМП организованы в административных районах
при центральных районных больницах. Радиус обслуживания в го-
родской черте сегодня не превышает 10 км, в селе – около 30 км. В
крупных городах и районных центрах: Белгород, Старый Оскол,
Губкин и Валуйки в составе СМП организованы подстанции из рас-
чёта 20-минутной транспортной доступности. Число выездов бри-
гад скорой медицинской помощи в 2014 г. снизилось и составило
316 вызовов на 1000 населения (2012 г. – 317), при Федеральном
нормативе – 318. Ежедневно по области обслуживается около 1341
вызова. В течение года работало 493 бригады (2012 г.– 471), из них:
79 – врачебных (2012 г. – 84), 362 – фельдшерских (2012 г. – 335),
29 – бригад интенсивной терапии (2012 г. – 28), 10 – психиатриче-
ских (2012 г. – 10), 13 – педиатрических (2012 г. – 14). Обеспечен-
ность врачебными бригадами в 2014 г. снизилась и составила
0,31 на 10 000 населения (2012 г. – 0,33), фельдшерскими – 0,23
(2012 г. – 0,22) Уменьшилась укомплектованность врачебных долж-
ностей СМП и с учетом совместительства она составила 92,9%
47
(2012 г. – 98,6); средним медицинским персоналом – 98,7%
(2012 г. – 99,4). Кроме основной задачи служба СМП осуществляла
перевозку инфекционных больных, плановых больных, в том числе
больных на гемодиализ и другие. За анализируемый период наблю-
дается уменьшение на 4,4% числа перевозок (с 30457 в 2012 г. до
29093 в 2014 г.) и в структуре вызовов перевозки в 2014 г. составили
6% (2012 г. – 6,2).
В целях рационального использования СМП проводится ра-
бота по переадресовке больных с неотложными состояниями (в
часы работы поликлиник) участковой службе. Для их обслужива-
ния в поликлиниках г. Белгорода запланировано открытие кабине-
тов неотложной помощи [9]. В настоящее время решаются вопросы
оптимизации оказания скорой медицинской помощи в рамках Бел-
городской агломерации, а также расширения радиуса обслуживания
МБУЗ (Муниципальное больничное учреждение здравоохранения)
СМП г. Белгорода за счет территории Белгородского района и улуч-
шения взаимодействия указанных структурных подразделений
СМП. В планах на ближайшую перспективу в целом по области
число вызовов СМП должно снизиться до 313 на 1000 населения в
год. Этому будет способствовать использование программы ГЛО-
НАС, переход на единую диспетчерскую службу и обслуживание
вызовов по принципу ближайшей бригады.
Важное значение имеет оказание медицинской помощи насе-
лению, связанное с восстановительным лечением и реабилитацией
[10]. В Белгородской области создана многоуровневая система вос-
становительного лечения и медицинской реабилитации, включаю-
щая ряд этапов: стационарный, амбулаторно-поликлинический и
санаторно-курортный. Основные реабилитационные мероприятия в
области осуществляются в амбулаторно-поликлинических и стаци-
онарных учреждениях здравоохранения [11].
На стационарном этапе в области восстановительное лечение
и медицинская реабилитация начинаются с первых дней пребыва-
ния больного в стационаре. Кроме этого, оно обеспечивается в
ОГБУЗ (Областное государственное бюджетное учреждение здра-
воохранения) «Ново-Таволжанская больница медицинской реаби-
литации» на 192 койках, в отделении восстановительного лечения и
медицинской реабилитации ОГБУЗ «Алексеевская ЦРБ» на 20 кой-
ках, в ОГБУЗ «Чернянская центральная районная больница» – на
15 койках, в ОГБУЗ «Вейделевская центральная районная боль-
ница» – на 15 койках и на 64 койках реабилитации на базе санатория
48
«Красиво». Всего в стационарных отделениях медицинская реаби-
литация в 2014 г. проводилась по кардиологическому, неврологиче-
скому, ортопедическому, терапевтическому профилю и по про-
филю патологии беременности. Непосредственно в санатории
«Красиво» осуществляется реабилитация кардиологических боль-
ных после хирургических вмешательств, стентирования, протези-
рования клапанов, которые в общей массе прошедших реабилита-
цию составляли до 35%. Средняя по региону длительность реаби-
литационного курса на специализированных койках составила
16 дней, что на 27% ниже федерального норматива (норматив –
22 дня).
Долечивание после стационарного лечения организовано в
медицинских организациях с использованием отделений (кабине-
тов) восстановительного лечения, физиотерапии, лечебной физ-
культуры, рефлексотерапии, а также в санаторно-курортных учре-
ждениях [12, 13]. На базе ОГБУЗ «Белгородская областная клини-
ческая больница Святителя Иоасафа» путем реорганизации област-
ного центра медицинской реабилитации организовано отделение, в
котором оказывается широкий спектр медицинских услуг по реаби-
литации больных в амбулаторных условиях. Широко используется
восстановительное лечение и медицинская реабилитация на базе
физиотерапевтических отделений (кабинетов), кабинетов ЛФК,
массажа в городских поликлиниках области, Яковлевской, Ново-
оскольской, Грайворонской, Волоконовской, Корочанской и других
центральных районных больницах.
С целью оздоровления населения в системе здравоохранения
области имеется 5 санаториев круглогодичного функционирования
общей коечной мощностью 850 коек, в том числе: ОГАУЗ «Санато-
рий «Красиво» на 450 коек; ОГКУЗ «Санаторий для детей с родите-
лями» в г. Белгороде – на 100 коек; МБУЗ «Городской детский са-
наторий «Надежда» г. Старый Оскол» – на 100 коек; ОГКУЗ «Дет-
ский санаторий г. Грайворон» – на 100 коек; ОГКУЗ «Детский про-
тивотуберкулезный санаторий п. Ивня» – на 100 коек. В 2014 г. са-
наторно-курортное лечение получило 16 198 человек, что на 9,2%
больше, чем за 2012 г. Из общего числа получивших санаторно-ку-
рортное лечение в 2014 г. 29,8% составили дети до 17 лет (2012 г. –
37,2).
Для улучшения оказания медицинской помощи по восстано-
вительному лечению, медицинской реабилитации и санаторно-ку-
рортному оздоровлению населения области по предложению авто-
49
ров в Программу включены и реализуются следующие мероприя-
тия: внедрение новых методик восстановительного лечения и реа-
билитации больных; укрепление материально-технической базы
учреждений медицинской реабилитации; оснащение эффективным
медицинским оборудованием учреждения, осуществляющего вос-
становительное лечение и медицинскую реабилитацию; проведение
последипломной подготовки врачей-специалистов по медицинской
реабилитации; обеспечение преемственности между медицинскими
учреждениями восстановительного лечения, медицинской реабили-
тации, общей лечебной сети и санаторно-курортными учреждени-
ями; обеспечение выполнения квот на лечение в стационарах боль-
ниц и отделениях медицинской реабилитации и восстановитель-
ного лечения.
Паллиативная медицинская помощь является актуальной в
здравоохранении области [14]. Она призвана улучшить качество
жизни пациентов с различными хроническими заболеваниями, ко-
гда возможности специализированного лечения ограничены или ис-
черпаны. В регионе за последние 3 года в многопрофильных боль-
ницах была организована 281 паллиативная койка, в том числе 263
койки для взрослых, 18 коек – для детей. Кроме этого функциони-
рует 35 паллиативных коек для онкологических больных в ОГБУЗ
«Областной онкологический диспансер». Обеспеченность паллиа-
тивными койками в области составляет 2,0 на 10 000 населения, что
значительно выше общероссийского показателя (РФ 2013 г. – 0,21).
В 2014 г. на паллиативных койках было пролечено 6 562 человека,
из них умерло 206 человек, больничная летальность составила 3,1%.
Длительность лечения по данному профилю составляет 13,2 дня,
что на 17 дней ниже федерального норматива (30 дней) и на 9 дней
ниже среднего показателя по РФ (за 2014 г. – 22,0 дня). Работа пал-
лиативных коек составила 273 дня в году. Низкие показатели функ-
ционирования паллиативных коек объясняются наличием объек-
тивных и субъективных причин: продолжала организовываться
служба и учёба специалистов, отрабатывался порядок госпитализа-
ции на эти койки, население не в полной мере осознало положитель-
ную роль паллиативной помощи в системе оказания медицинской
помощи и ряд других [15].
Одним из основных критериев оценки работы первичного
звена является показатель смертности прикреплённого населения к
данному участку, в том числе на дому. В 2014 г. в области зареги-
стрирован всего 21 641 случай смерти (около 2 случаев на 1 участок
50
в месяц, РФ – 3). Случаев смерти на дому лиц всех возрастов заре-
гистрировано 14 848 (2012 г. – 16 138), или 1,2 случая на 1 участок
в месяц. Из них: в возрасте 0-17 лет включительно 25 случаев, или
0,17% (2012 г. – 32 случая, или 0,2%), в трудоспособном возрасте
(женщины 18-54 года, мужчины 18-59 лет) – 2 357 случаев, или
15,9% (2012 г. – 2 460 случаев, или 15,2%), старше трудоспособного
возраста – 12 466 человек, или 84,0% (2012 г. – 13 646 случаев, или
84,6%). При проведении анализа смертности на дому авторы особое
внимание обратили на группу лиц 0-17 лет включительно и на слу-
чаи умерших на дому в трудоспособном возрасте.
Так, за анализируемые годы число случаев смерти на дому
лиц в возрасте 0-17 лет включительно уменьшилось на 23,3%, в ре-
зультате показатель составил 9,2 на 100 000 детского населения
(2012 г. – 12,0). Однако показатель младенческой смертности
(смертность детей до 1 года) на дому увеличился на 8,0% и составил
4,1 на 100 000 детского населения (2012 г. – 3,8). При этом удельный
вес младенческой смертности на дому (этот показатель имеет важ-
ное социальное значение, так как особенно высок риск гибели детей
из семей социального риска и прежде всего зависит от недостаточ-
ного ухода родителей за детьми раннего возраста) увеличился на
12,7% и составил 44,0% от всех умерших на дому в возрасте 0-17
лет (2012 г. – 31,3%). Увеличился на 0,9% и показатель числа лиц,
умерших на дому в трудоспособном возрасте, который составил
267,9 на 100 000 населения соответствующей возрастной группы
(2012 г. – 265,5). Это обстоятельство требует разработки дополни-
тельных мероприятий по профилактике как младенческой смертно-
сти, так и смертности населения трудоспособного возраста на дому.
Для государства большое значение имеет снижение финансо-
вых затрат на дорогостоящее стационарное лечение. В этой связи
ПМСП имеет приоритетное значение в медицинском обслуживании
как наиболее массовый и доступный его вид. По данным многих ав-
торов 80% обратившихся за медицинской помощью начинают и за-
канчивают свое лечение в амбулаторно-поликлинических медицин-
ских организация. При этом затраты на оказание данного вида ме-
дицинской помощи в 4-5 раз уступают затратам на оказание стаци-
онарной помощи населению [16].
С этой целью в регионе часть объёмов стационарной помощи
планово перемещалась в область амбулаторной помощи. Круглосу-
точный коечный фонд области на 01.01.2015 г. составил 11 994
койки. В зависимости от потребности в оказании тех или иных ви-
51
дов помощи осуществлялась оптимизация дорогостоящих неэффек-
тивно использующихся стационарных коек. Так, за последние три
года в области было сокращено 89 коек круглосуточного пребыва-
ния различных профилей. В связи с этим обеспеченность круглосу-
точным коечным фондом уменьшилась и составила в 2014 г. 77,6 на
10 000 населения (2012 г. – 78,5), этот показатель ниже среднего по
ЦФО (ЦФО 2013 г. – 79,8). В результате улучшилась эффективность
работы стационара [17].
Таким образом, в результате приведения деятельности стаци-
онарных медицинских организаций к федеральным нормативам и
стандартам оказания медицинской помощи и развития амбула-
торно-поликлинической помощи в Белгородской области значи-
тельно сократились такие показатели использования коечного
фонда, как уровень госпитализации – на 3,2% и длительность лече-
ния – на 6,5% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика основных показателей деятельности медицин-
ских стационарных учреждений за 2012-2014 гг.
Для компенсации объёмов стационарной помощи за эти годы
развиты более экономичные стационарозамещающие виды меди-
цинской помощи: дневные стационары при поликлиниках и днев-
21,8 21,8 21,4 21,1
12,4 12 12 11,6
316
336 330 316
25,5 27,9 27,4
27,2
0
50
100
150
200
250
300
350
400
450
ЦФО 2013 Область 2012 2013 2014
оборот койки
показатель работы койки (дней в году)
средняя длительность лечения (дней)
уровень госпитализации (на 1 жителя)
52
ные стационары на дому. В 2014 г. функционировал 61 дневной ста-
ционар для взрослых и 7 дневных стационаров для детей. Коечный
фонд стационарозамещающих видов помощи составил 2781 место
и 269 условных мест – в стационарах на дому, которые эффективно
использовались. В общей сложности в 2014 г. в дневных стациона-
рах было пролечено 86,8 тысяч человек, ими было проведено 986,1
тыс. пациенто-дней, что составляет 638 дней на 1000 жителей и пол-
ностью удовлетворяет потребность в этом виде помощи.
В соответствии с Программой осуществлялся переход на
трёхуровневое оказание медицинской помощи и внедрялись новые
формы организации ПМСП, в первую очередь в пилотных районах:
переход на более эффективную и менее затратную трёхэтапную
стандартизованную организационную систему её оказания первого
уровня с приоритетом профилактики; развитие этой системы в сель-
ской местности по принципу врача общей практики; приведение к
стандартам уровня оснащённости медицинских организаций, широ-
кое использование межрайонных центров и других эффективных
подходов и методов, обеспечивающих повышение качества и соци-
ально-экономическую эффективность первичной помощи [18]. Од-
новременно использовались новые формы финансирования первич-
ной помощи, в частности такие как одноканальное финансирование
на основе подушевого норматива с применением частичного фон-
додержания, консолидация средств бюджетов всех уровней в си-
стеме здравоохранения региона, а также отраслевая оплата труда
медицинских работников как стационаров, так и первичного звена,
что в итоге должно обеспечить привлечение квалифицированных
специалистов и повысить мотивацию улучшения качества их труда.
Кроме этого, использовалось привлечение инвесторов, государ-
ственно-частное партнёрство и иные формы. Сегодня от состояния
первичной медико-санитарной помощи зависит эффективность и
качество деятельности всей системы здравоохранения региона, со-
хранение трудового потенциала области, а также решение медико-
социальных проблем, возникающих в том числе на уровне семьи и
у социально незащищённых групп населения [19].
Вместе с тем указанные задачи не могут быть решены только
лишь за счет работы системы здравоохранения, для этого требуется
эффективное межведомственное взаимодействие. Для активного
выявления факторов риска и своевременного принятия мер профи-
лактической направленности, в особенности среди наиболее уязви-
мых групп населения, представляется целесообразным сформиро-
вать «медико-социальные группы», в состав которых могут быть
53
включены социальный работник, участковый полицейский, а также
медицинский работник. В задачи данной группы должны входить:
патронаж хронических больных и лиц с факторами риска развития
различных заболеваний (алкоголизм, наркомания); проведение про-
филактических бесед; контроль приема лекарственных препаратов
и выполнения назначений врача среди граждан, нуждающихся в со-
циальном обслуживании, в соответствии со статьей 15 Федераль-
ного закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социаль-
ного обслуживания граждан в Российской Федерации». При этом
профилактические мероприятия будут направлены на снижение
смертности населения от основных причин: цереброваскулярные
болезни, острое нарушение мозгового кровообращения, острый ко-
ронарный синдром, гипертоническая болезнь, ишемическая бо-
лезнь сердца, сахарный диабет, онкологические заболевания, тубер-
кулез, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения,
внешние причины. При этом обязателен контроль параметров таких
факторов, как артериальное давление, липидный спектр, глюкоза
крови. Всё это позволит на первом уровне оказания медицинской
помощи выявлять заболевания на ранних стадиях развития и
обострение хронических заболеваний, заниматься их оздоровле-
нием, коррекцией факторов риска развития заболеваний, не допус-
кать госпитализацию в круглосуточный стационар и применять спе-
циализированную, в том числе высокотехнологичную медицин-
скую помощь.
В настоящее время продолжается процесс старения населения
региона, наблюдается высокий уровень хронических заболеваний и
их осложнений у лиц пожилого возраста, что требует оказания им
затратной специализированной, в том числе высокотехнологичной
медицинской помощи. С этой целью и для обеспечения специали-
зированной помощью всего населения области организована трех-
уровневая система ее оказания путем создания межрайонных спе-
циализированных центров, определения путей рациональной марш-
рутизации пациентов, соблюдения этапности оказания медицин-
ской помощи в соответствии с утвержденными порядками и стан-
дартами. В рамках территориальной программы госгарантий оказа-
ние специализированной медицинской помощи в условиях кругло-
суточных стационаров организовано на базе 42 государственных и
8 муниципальных медицинских организаций. Первый уровень
включает 17 медицинских организаций, оказывающих первичную,
в том числе первичную специализированную медико-санитарную
помощь. Второй уровень включает 13 медицинских организаций, на
54
базе которых организованы межмуниципальные центры для оказа-
ния специализированной медицинской помощи по следующим про-
филям: акушерство, неонатология, кардиология, неврология, трав-
матология, инфекция, офтальмология, оториноларингология, хи-
рургия, гастроэнтерология и паллиативная помощь. Третий уровень
включает 20 медицинских организаций, оказывающих специализи-
рованную, в том числе высокотехнологичную медицинскую по-
мощь. В их число входит ряд стационарных учреждений и отделе-
ний, где оказывается специализированная помощь больным, стра-
дающим социально значимыми заболеваниями.
Так, например, онкологическая помощь населению области
оказывается в ОГБУЗ «Белгородский онкологический диспансер»,
ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» и МБУЗ «Го-
родская больница №2» Старооскольского городского округа. Коеч-
ный фонд онкологической службы представлен 423 койками, в том
числе 253 онкологического профиля для взрослых, 35 коек для де-
тей, 35 коек для оказания паллиативной помощи и 100 коек радио-
логических. В 2014 г. средняя длительность работы койко-места он-
кологического профиля снизилась на 6,2% и составила 336 дней в
году (2012 г. – 358), при утверждённом показателе на 2014 г. – 327
дней. Работа койко-места с перегрузкой в онкологическом диспан-
сере связана с неэффективным использованием коек в городской
больнице №2 г. Старый Оскол. Всего на онкологических койках
было пролечено в 2014 г. 13 057 больных, из них умерло 67 человек,
больничная летальность составила 0,5%. Больничная летальность
от злокачественных новообразований во всех стационарах области
составила 1,8% (2012 г. – 1,3%). Длительность лечения онкологиче-
ских больных увеличилась на 7,9% и составила 10,9 дней (2012 г. –
10,1). Онкологическую помощь оказывают 80 онкологов при штат-
ной численности 102,25 единиц и занятых – 96,75 единиц. Уком-
плектованность составила 94,65%, а коэффициент совместитель-
ства – 1,2. Обеспеченность врачами-онкологами за последние 3 года
выросла на 2% и составила 0,52 на 10 000 населения (2012 г. – 0,51).
В поликлинике количество штатных должностей онкологов соста-
вило 61,5 единиц, занятых – 56,0 единиц, физических лиц – 44 он-
колога, коэффициент совместительства составил 1,3.
Фтизиатрическую помощь населению оказывают 3 противо-
туберкулезных диспансера и одна специализированная противоту-
беркулезная больница. Общая коечная сеть фтизиатрической
службы составляет 450 коек, в том числе 400 коек для взрослых и
55
50 коек для детей. Обеспеченность туберкулезными койками сокра-
тилась на 9,4% и составила 2,9 на 10 000 населения (2012 г. – 3,2).
Сокращение коечного фонда обусловлено тем, что в области идет
снижение уровня общей заболеваемости туберкулезом. Медицин-
скую помощь туберкулёзным больным оказывает 71 врач фтизиатр
при штатной численности 116,0 единиц, занятых – 111,75 единиц.
Укомплектованность составила 94,8%, коэффициент совместитель-
ства – 1,6 (2012 г. – 1,5). В поликлинике количество штатных долж-
ностей – 80,0 единиц, занятых – 75,75 единиц, физических лиц – 54
единицы, в том числе 31 – участковый фтизиатр. Укомплектован-
ность в поликлинике составила 94,7%, коэффициент совместитель-
ства – 1,4.
Психиатрическую помощь жители получают в 4 специализи-
рованных стационарах и психиатрическом отделении центральной
районной больницы, кроме того, в поликлиниках оказывается пси-
хиатрическая помощь в амбулаторных условиях. Коечный фонд
психиатрической службы за последние 3 года сократился на 1,0% и
представлен 1000 койками, в том числе 960 – для взрослых и 40 –
для детей, из них 980 – в специализированных стационарах и 20 – в
отделении ЦРБ. Обеспеченность койками сократилась на 1,5% и со-
ставила 6,5 на 10 000 населения (2012 г. – 6,6), по РФ (2013 г.) обес-
печенность психиатрическими койками составила 10,0. Работа
койко-места составила в среднем 327 дней. В 2014 г. пролечено
4 918 больных, из них умерло 27. Больничная летальность составила
0,55%. Всего в учреждениях здравоохранения области работает 88
врачей психиатров, в том числе 49 в поликлинике при штатной чис-
ленности 139,75 единиц, из них 56,75 единиц должности психиат-
ров участковых. Занятых должностей – 139,25 единиц. Укомплек-
тованность составила 63,0%, коэффициент совместительства – 1,6.
Обеспеченность врачами психиатрами за последние 3 года увели-
чилась на 20% и составила 0,6 на 10 тыс. населения (2012 г. – 0,5).
Наркологическую службу области представляют 2 нарколо-
гических диспансера, наркологическое отделение центральной рай-
онной больницы и штат психиатров-наркологов, оказывающих ме-
дицинскую помощь в амбулаторных условиях. Коечный фонд
наркологической службы в течение последних лет не изменялся и
составляет 130 коек, в том числе 120 в наркологических диспансе-
рах и 10 – в ЦРБ. Обеспеченность койками составила 0,84 на 10 тыс.
населения (РФ в 2013 г. – 1,7). Работа койки-места составила 328
дней. В 2014 г. пролечено 3 815 больных, из них умерло 16 человек,
56
больничная летальность – 0,4%. Всего в учреждениях здравоохра-
нения области 112,5 штатных должностей психиатров-наркологов,
в том числе 21 – участковые, занято всего 108,5 единиц (96,4%),
(2012 г. – 118,0 и 112,5 соответственно). В поликлинике количество
штатных должностей 95,5 единиц, занятых – 93 (97,4%). Фактиче-
ски работает 68 врачей психиатров-наркологов, в том числе 55 – в
поликлинике. Обеспеченность врачами наркологами увеличилась
на 10,0% и составила 0,44 на 10 000 населения (2012 г. – 0,4). Коэф-
фициент совместительства составил – 1,6, в поликлинике – 1,7.
Дерматовенерологическую помощь в области оказывают
2 кожно-венерологических диспансера и врачи дерматовенерологи
в амбулаторно-поликлинических условиях. Коечный фонд дермато-
венерологической службы за последние 3 года не изменился и со-
ставляет 104 койки, в том числе: 89 коек дерматологического про-
филя, 15 коек – венерологического. Обеспеченность дерматологи-
ческими и венерологическими койками составляет 0,67 на 10 тыс.
населения (РФ в 2013 г. – 0,91). Работа дерматовенерологических
коек в 2014 г. в среднем составила 336 дней. Всего в учреждениях
здравоохранения области 93,0 штатные должности дерматовенеро-
логов, занято – 91,75 единиц (98,6%). В поликлинике количество
штатных должностей 84,0 единицы, занятых – 82,75 единиц
(98,5%). Фактически работают 78 врачей дерматовенерологов, в
том числе 72 – в поликлинике. Обеспеченность врачами дерматове-
нерологами увеличилась на 19,0% и составила 0,5 на 10 000 населе-
ния (2012 г. – 0,42). Коэффициент совместительства составил 1,2, в
поликлинике – 1,15.
Таким образом, населению области оказывается специализи-
рованная медицинская помощь на всех трёх уровнях, в том числе
больным, страдающим социально значимыми заболеваниями [20].
Однако для её развития, повышения доступности и качества необ-
ходимо доукомплектовать учреждения квалифицированными спе-
циалистами и оснастить эффективными технологиями и оборудова-
нием, и в первую очередь сделать все это в межрайонных центрах.
Обеспеченность населения высокотехнологичной медицин-
ской помощью (ВМП) является показателем уровня развития здра-
воохранения области, а объём этой помощи характеризует уровень
развития ПМСП и в обратнопропорциональной степени эффектив-
ность её функционирования. В 2014 г. в рамках реализации подпро-
граммы 3 государственной программы «Развитие здравоохранения
Белгородской области на 2014-2020 годы» проводился отбор паци-
57
ентов, нуждавшихся в оказании им высокотехнологичной медицин-
ской помощи как в муниципальные и областные учреждения здра-
воохранения, так и в медицинские учреждения федерального под-
чинения.
В области имеют лицензии на оказание высокотехнологичной
медицинской помощи 5 медицинских организаций, в том числе: 3 –
областных и 2 – муниципальных. В 2014 г. было пролечено в этих
учреждениях 2 864 пациента, из них 1 649 – помощь оказана за счет
средств обязательного медицинского страхования (ОМС). На оказа-
ние ВМП планировалось выделение средства из бюджетов всех
уровней в размере 195,8 млн руб. (2013 г. – 291,7), из них: 167,3 млн
руб. из областного бюджета (2013 г. – 225,4) и 28,5 млн руб. из фе-
дерального бюджета (2013 г. – 66,4). В 2014 г. всего поступило
средств 195,1 млн руб. (дефицит – 0,4% за счёт всех бюджетов).
Фактически израсходовано всего 204,3 млн руб. (в том числе оста-
ток средств 2013 г. – 8,9 млн руб.).
В ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница
(ОКБ) Святителя Иоасафа» ВМП оказывается по 11 лицензирован-
ным профилям, в том числе: нейрохирургия, неонатология, онколо-
гия, сердечно-сосудистая хирургия, ортопедия (эндопротезы), трав-
матология и ортопедия, трансплантология, абдоминальная хирур-
гия, урология, акушерство и гинекология.
Всего в 2014 г. в этой больнице оказана ВМП 1215 больным,
в том числе:
абдоминальная хирургия – 30;
акушерство и гинекология – 60;
нейрохирургия – 127;
неонатология – 0;
онкология – 70;
офтальмология – 98;
сердечно-сосудистая хирургия –587;
травматология и ортопедия (эндопротезы) – 200;
трансплантология – 7;
урология – 5.
Анализ показал, что за 2012-2014 гг. объём оказания ВМП в
ОКБ увеличился на 14,4%, однако в сравнении с 2013 г. он умень-
шился на 28,9% за счёт снижения финансирования из областного и
федерального бюджетов. Динамика объёмов ВМП, оказанной в
ОКБ за 2012-2014 гг., показана в табл. 2.
58
Таблица 2
Динамика объемов оказания ВМП в ОКБ за 2012-2014 гг.
Профиль МП Объемы ВМП по годам (человек)
2012 2013 2014
Абдоминальная хи-
рургия - - 30
Акушерство и ги-
некология 100 - 60
Нейрохирургия 120 160 127
Неонатология 100 100 -
Онкология 105 182 70
Офтальмология - - 98
Сердечно-сосуди-
стая хирургия 272 883 587
Травматология и
ортопедия (эндо-
протезы) 304 304 200
Травматология и
ортопедия 51 70 31
Трансплантология 10 10 7
Урология - - 5
Итого 1062 1709 1215
Как видно из табл. 3, средняя длительность пребывания боль-
ного на профильных койках ВМП следующая: абдоминальная хи-
рургия – 15,9 дня (2012 г. – нет), акушерство и гинекология – 9,8
(2012 г. – 18,1), сердечно-сосудистая хирургия – 15,1 (2012 г. –
17,3), травматология и ортопедия – 19,4 (2012 г. – 19,5), травмато-
логия и ортопедия (эндопротезы) – 11,7 (2012 г. – 13,9), нейрохи-
рургия – 19,8 (2012 г. – 17,8), онкология – 14,6 (2012 г. – 12,5), транс-
плантология – 41,8 (2012 г. – 46,7), урология – 13,8 (2013 г. – нет),
офтальмология – 9,5 (2013 г. – нет). Таким образом, средняя дли-
тельность лечения уменьшилась на 6,9 дня и составила 17,4 дня
(2012 г. – 24,0).
В ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» (ДОКБ)
по мере получения лицензий на осуществление медицинской дея-
тельности расширилось оказание ВМП по профилям и увеличился
её объём. Так, в 2014 г. ДОКБ имела бессрочные лицензии по сле-
дующим профилям: неонатология, оториноларингология, онколо-
гия, педиатрия, урология-андрология, гематология, абдоминальная
59
хирургия, травматология и ортопедия. По этим профилям оказано
на 15,25% больше объёма ВМП, который составил 204 ребенка
(2012 г. – 177), в том числе по профилям: травматология и ортопе-
дия – 34; онкология – 40; педиатрия – 83; неонатология – 13; уроло-
гия – 20; отоларингология – 14. Наряду с этим уменьшилось на
37,1% число детей, направленных в федеральные медицинские
учреждения, которое составило 1 248 (2012 г. – 1 984) детей, в том
числе: для получения ВМП – 748 (2012 г. – 1 639), по СМП – 500
(2012 г. – 345), из них выполнено кардиохирургических операций –
159 (2012 г. – 82). Кроме того, на базе ОГБУЗ «Белгородская област-
ная клиническая больница Святителя Иоасафа» кардиохирургиче-
ских операций проведено на 50,0% меньше (2012 г. – 24). Таким об-
разом, за анализируемые годы в целом по области объём ВМП де-
тям уменьшился на 26,2%.
Таблица 3
Динамика средней длительности лечения и летальность в ОКБ
за 2012-2014 гг., в днях
Профиль ВМП 2012 2013 2014
Абдоминальная хирургия - - 15,9
Акушерство и гинекология 18,1 - 9,8
Нейрохирургия 17,8 16,3 19,8
Неонатология 46,5 46,5 -
Онкология 12,5 13,1 14,6
Офтальмология - - 9,5
Сердечно-сосудистая хирур-
гия 17,3 15,7 15,1
Травматология и ортопедия
(эндопротезы) 13,9 11,8 11,7
Травматология и ортопедия 19,5 18,8 19,4
Трансплантология 46,7 57,0 41,8
Урология - - 13,8
Летальность, % 1,1 1,0 1,2
В ОГБУЗ «Белгородский онкологический диспансер» в
2014 г. для оказания ВМП было выделено 177 квот по областному
бюджету и 10 квот – по федеральному. По состоянию на
01.01.2015 г. квоты были освоены на 100%, как и в предыдущие 2
года.
60
В МБУЗ «Городская клиническая больница №1» и МБУЗ «Го-
родская больница №2 г. Белгорода» выполнены небольшие объёмы
ВМП по замене крупных суставов.
Высокотехнологична медицинская помощь населению обла-
сти оказывается в муниципальных и областных учреждениях здра-
воохранения, а также в медицинских учреждениях федерального
подчинения за счёт средств областного и федерального бюджетов,
средств ОМС и внебюджетных источников. Однако за последние
три года финансирование ВМП за счёт средств бюджетов снизилось
на 32,9%, что привело к уменьшению объёмов ВМП на 11,8% и со-
ответственно увеличению времени ожидания её получения у ряда
больных.
Таким образом, анализ системы оказания медицинской по-
мощи населению в период модернизации здравоохранения в Белго-
родской области показал, что эта система получила свое развитие
на всех уровнях ее оказания: первичная медико-санитарная по-
мощь, специализированные ее виды, в том числе высокотехноло-
гичная медицинская помощь. Однако модернизация проводилась
недостаточно системно. При осуществлении процесса оптимизации
объёмов стационарной помощи медленно реорганизовывалась и со-
вершенствовалась система оказания амбулаторной помощи. Росли
требования к специалистам и к показателям объёма их работы, в том
числе по оформлению документации, и это при дефиците кадров и
отсутствии в ряде медицинских организаций достаточного количе-
ства средств на адекватную мотивацию труда медицинских работ-
ников. Этому также способствовало сложное социально-экономи-
ческое положение в регионе в связи с продолжающимся кризисом в
стране, ростом дефицита финансирования программных мероприя-
тий по развитию здравоохранения и медицинской помощи, в том
числе высокотехнологичной, без своевременной отсрочки их реали-
зации. Все это требует дальнейшего совершенствования системы
управления, организации и реализации мероприятий по внедрению
трёхуровневого оказания медицинской помощи населению, а также
внедрению оптимальной стандартизированной системы организа-
ции её первого уровня. Реализация этих мероприятий позволит вер-
нуть доверие населения к преимущественному оказанию амбула-
торной помощи, к отказу от приоритета стационарной помощи и
ускорению процесса переориентации специалистов первичного
звена на профилактическую работу.
61
Литература
1. Калиниченко Л.А. Этапность внедрения организационно-
экономического механизма управления поликлиникой / Л.А. Кали-
ниченко // Здравоохранение. – 2004. – № 3 – С. 181-186.
2. Павлов К.В. Инновационная экология как перспективное
научное направление / К.В. Павлов. – Ижевск: Изд-во «Шелест»,
2016. – 360 с.
3. Баранов А.А. Интенсификация: Экономический и соци-
альный аспект / А.А. Баранов. – М.: Экономика, 1983. – 255 с.
4. Карташов Ю.Т. Качество медицинской помощи: ожидания
и действительность / Ю.Т. Карташов // Здравоохранение. – 2008. –
№ 5. – С. 29-35.
5. Буздалов И.Н. Экономическая эффективность интенсифи-
кации сельскохозяйственного производства / И.Н. Буздалов. – М.:
Колос, 1966. – 173 с.
6. Степчук М.А. Развитие перспективных форм организации
и финансирования первичного звена здравоохранения региона в
условиях модернизации российской экономики / М.А. Степчук,
Т.М. Пинкус, К.В. Павлов. – Ижевск: Изд-во «Шелест», 2015. –
356 с.
7. Кацура С.Н. Становление инновационной системы в Укра-
ине: национальный и региональный аспекты / С.Н. Кацура. – До-
нецк: Ин-т экономики пром-сти НАН Украины, 2011. – 504 с.
8. Колесников С.И. Экономические основы природопользо-
вания / С.И. Колесников. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 304 с.
9. Ляшенко В.И. Наноэкономика в славянских странах СНГ.
Серия: Экономическое славяноведение / В.И. Ляшенко, К.В. Пав-
лов, М.И. Шишкин. – Ижевск: Книгоград, 2011. – 348 с.
10. Маркс К. Капитал (Книга 3-я). Процесс капиталистиче-
ского производства, взятый в целом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
2-е изд. – Т. 25. – Ч. 2. – 551 с.
11. Меркин P.M. Дискуссионные проблемы теории интенси-
фикации строительного производства / P.M. Меркин, О.Г. Соловь-
ева // Известия академии наук. Серия Экономическая. – 1984. –
№ 4. – С. 33-40.
12. Павлов К.В. Патологические процессы в экономике /
К.В. Павлов. – М.: Магистр, 2009. – 458 с.
13. Сорокин Г.Н. Интенсификация социалистического вос-
производства / Г.Н. Сорокин // Вопросы экономики. – 1985. –
№ 3. – С. 3–13.
62
14. Титова Т.Д. Эффективность интенсификации на внут-
ренних водоемах: монография / Т.Д. Титова. – Калининград: Кали-
нинградский гос. ун-т, 1971. – 138 с.
15. Тихонов И.А. Основы интенсивного экономического раз-
вития / И.А. Тихонов. – М.: Мысль, 1979. – 198 с.
16. Теория инновационной экономики / под ред. О.С. Бело-
крыловой. – Ростов н/Д, 2009. – 376 с.
17. Экономический механизм и особенности инновационной
политики на Севере / под науч. ред. В.С. Селина, В.А. Цукермана. –
Апатиты: Кольский НЦ РАН, 2012. – 255 с.
18. Эффективность интенсификации производства на основе
внедрения достижений науки / под ред. В.П. Лебедева. – М: Мысль,
1975. – 255 с.
19. Еделев Д.А. Инновационные факторы социально-эконо-
мического развития российской промышленности / Д.А. Еделев,
Е.В. Ляпунцова // Вестник Северо-Осетинского государственного
университета им. К.Л. Хетагурова. – 2014. – № 4. – С. 250-255.
20. Клочков В.В. Управление развитием «зеленых» техноло-
гий: социально-экономические аспекты / В.В. Клочков, С.В. Рат-
нер. – М.: ИПУ РАН, 2013. – 291 с.
Поступила в редакцию 10.08.2016 г.
Ю.М. Харазишвили, д.э.н.,
Н.Н. Якубовский, д.э.н.,
В.И. Ляшенко, д.э.н.,
С.В. Иванов, д.э.н.,
Е.В. Котов, к.э.н.,
А.Ю. Ляшенко
СТРАТЕГИЯ «НОВОЙ РАЗУМНОЙ
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ» ГОРОДОВ
ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ
Современная наука выработала две концепции, которые уже
несколько десятилетий конкурируют между собой, – постиндустри-
альную и «разумную неоиндустриальную» («smart new industrial»).
© Ю.М. Харазишвили, Н.Н. Якубовский,
В.И. Ляшенко, С.В. Иванов,
Е.В. Котов, А.Ю. Ляшенко, 2016
|