Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования

В статье представлены результаты анализа интернационализации докторского образования в Украине в разных формах, выявлены их современные тенденции. Сделан вывод, что адекватной стратегией интернационализации докторского образования в новых геополитических и социально-экономических условиях для Украин...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2017
Hauptverfasser: Лобанова, Л.С., Удовенко, А.Ю.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України 2017
Schriftenreihe:Наука та наукознавство
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/132322
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования / Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко // Наука та наукознавство. — 2017. — № 1. — С. 70-85. — Бібліогр.: 14 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-132322
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1323222025-02-23T17:58:08Z Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования Україна 2016: сучасні тенденції інтернаціоналізації докторської освіти Ukraine 2016: Modern Tendencies in Internationalization of Doctoral Education Лобанова, Л.С. Удовенко, А.Ю. Наука та освіта В статье представлены результаты анализа интернационализации докторского образования в Украине в разных формах, выявлены их современные тенденции. Сделан вывод, что адекватной стратегией интернационализации докторского образования в новых геополитических и социально-экономических условиях для Украины будет максимизация ее результатов в национальном контексте. У статті представлено результати аналізу інтернаціоналізації докторського освіти в Україні в різних формах, виявлено їх сучасні тенденції. Зроблено висновок, що адекватною стратегією інтернаціоналізації докторської освіти в нових геополітичних і соціально-економічних умовах для України буде максимізація її результатів в національному контексті. The article presents an analysis of internationalization of doctoral education in various forms in Ukraine, with showing their current trends. It is concluded that the adequate strategy for internationalization of doctoral education in the new geo-political and socio-economic conditions for Ukraine will be maximization of its results in the national context. 2017 Article Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования / Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко // Наука та наукознавство. — 2017. — № 1. — С. 70-85. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. 0374-3896 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/132322 001.378 ru Наука та наукознавство application/pdf Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Наука та освіта
Наука та освіта
spellingShingle Наука та освіта
Наука та освіта
Лобанова, Л.С.
Удовенко, А.Ю.
Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования
Наука та наукознавство
description В статье представлены результаты анализа интернационализации докторского образования в Украине в разных формах, выявлены их современные тенденции. Сделан вывод, что адекватной стратегией интернационализации докторского образования в новых геополитических и социально-экономических условиях для Украины будет максимизация ее результатов в национальном контексте.
format Article
author Лобанова, Л.С.
Удовенко, А.Ю.
author_facet Лобанова, Л.С.
Удовенко, А.Ю.
author_sort Лобанова, Л.С.
title Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования
title_short Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования
title_full Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования
title_fullStr Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования
title_full_unstemmed Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования
title_sort украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования
publisher Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України
publishDate 2017
topic_facet Наука та освіта
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/132322
citation_txt Украина 2016: современные тенденции интернационализации докторского образования / Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко // Наука та наукознавство. — 2017. — № 1. — С. 70-85. — Бібліогр.: 14 назв. — рос.
series Наука та наукознавство
work_keys_str_mv AT lobanovals ukraina2016sovremennyetendenciiinternacionalizaciidoktorskogoobrazovaniâ
AT udovenkoaû ukraina2016sovremennyetendenciiinternacionalizaciidoktorskogoobrazovaniâ
AT lobanovals ukraína2016sučasnítendencííínternacíonalízacíídoktorsʹkoíosvíti
AT udovenkoaû ukraína2016sučasnítendencííínternacíonalízacíídoktorsʹkoíosvíti
AT lobanovals ukraine2016moderntendenciesininternationalizationofdoctoraleducation
AT udovenkoaû ukraine2016moderntendenciesininternationalizationofdoctoraleducation
first_indexed 2025-11-24T04:29:41Z
last_indexed 2025-11-24T04:29:41Z
_version_ 1849644634012123136
fulltext 70 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Наука та освіта © Л.с. ЛОбАНОвА, А.Ю. УДОвЕНКО, 2017 Перед национальными системами докторского образования в разных странах стоят важные задания — повышение качества образования, подготовка научных кадров высшей квалификации, способных эффек- тив но работать в условиях глобального рынка труда, участие в гло- бальных экономических связях, от решения которых в значительной сте- пени зависит инновационность и конкурентоспособность нацио нальных экономик. Интернационализация открывает перспек тивы для усовер- шенствования и повышения качества подготовки научных кад ров, спо- собствует повышению доступности получения научных степеней, росту количества высококвалифицированных научных работников, развитию международного научно-технического сотрудничества. В статье пред- ставлены результаты анализа интернационализации докторского обра- зования в Украине в разных формах, выявлены их сов ре мен ные тенден ции. Сделан вывод, что адекватной стратегией интернационализации док- торского образования в новых геополитических и социально-эконо ми- чес ких условиях для Украины будет максимизация ее результатов в на- циональном контексте. Ключевые слова: докторское образование, аспирантура, докторантура, инностранные инвестиции, международное сотрудничество, международные согла ше- ния, международные организации, индивидуальная мобильность, меж ду- народные образовательные программы, него сударст венные меж ду на род- ные университеты. УДК 001.378 л.с. лоБаНова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник e-mail: loblud@yahoo.com а.Ю. удовеНко, магистр (специальность менеджмент), e-mail: a.udovenko@stepscenter.org.ua укРаиНа 2016: совРеМеННые   теНдеНЦии иНтеРНаЦиоНализаЦии  доктоРскоГо оБРазоваНия сегодня все развитые страны вовлечены в мощное дви- жение демократизации образовательных возможностей и образовательной экспансии, и активное развитие доктор- ского образования стало рассматриваться как гарантия раз- ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 71 Украина 2016: современные тенденции интернационализации вития национальной инновационной экономики и конкурентоспособнос- ти государства в новой глобальной экономике. Развитие международной ин теграции в сфере докторского образования и исследовательской деятель- ности уже стало стратегической моделью экономического роста для разви- тых стран мира. Участие национальных систем докторского образования в системе гло- баль ных экономических связей становится одним из важнейших факторов, определяющих инновационность и конкурентоспособность националь ных эко но мик. в этих условиях перед национальными системами докторского об ра зо вания встала новая цель — подготовка научных кадров высшей квали- фи кации, способных эффективно работать в условиях глобального рынка труда. На рубеже веков ЮНЕсКО был разработан программный документ «Реформа и развитие высшего образования», в котором в тезисной форме изложены мировые тенденции и задачи предстоящего этапа развития выс ше- го образования. в документе среди «основных задач высшего образования в быстро меняющемся мире» выделены три главные направления развития, а именно: соответствие требованиям современности, качество и интернацио- нализация. Качество определено как «многосторонняя концепция, охваты- вающая все основные функции и виды деятельности применительно к высшему образованию», включающая наряду с экономическими социаль- ные, познавательные и культурные аспекты образования. проблема оценки качества образования существовала всегда, но лишь в последнее десятилетие наметился системный подход к ее решению. Ученые и практики, исходя из того, что качество образования может слу- жить всеобъемлющей интегральной характеристикой образовательной дея- тельности и ее результатов, исследуют проблематику качества образования: выявляют факторы, обуславливающие его высокое качество, разрабатывают критерии оценки, изучают вопросы мониторинга и управления качеством образования и т. п., разрабатывают системы оценки качества образования. На европейском пространстве обеспечение сопоставимого качества обра- зования посредством введения взаимопризнаваемых национальных систем оценки качества является одним из условий сближения европейских стран в формировании Единого европейского образовательного и научного про- странства. спустя двадцатилетие после принятия ЮНЕсКО программного доку- мента «Реформа и развитие высшего образования» мировой и европейский опыт реформирования систем докторского образования доказал, что при со- хранении национального суверенитета в области подготовки научных кад ров высшей квалификации и национального многообразия их органи за ционных систем интернационализация открывает перспективы для совершенствова- ния и повышения качества их подготовки в разных странах, способствует повышению доступности получения ученых степеней, росту количества высо- коквалифицированных научных кадров и развитию международного науч но- 72 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко технического сотрудничества. по данным Ассоциации европейских универ- ситетов, доля докторантов-нерезидентов в различных европейских странах варьирует от 10 % до 40 % общего количества докторантов, что свидетельст вует о достаточно высоком уровне интернационализации докторского обра зования в Европе. почти во всех новых странах-членах Ес (хорватия, чешская респу- блика, Эстония, Латвия, Литва и др.) доля докторантов-не резидентов со- ставляет около 10 %. в великобритании, Швейцарии и Лихтенш тейне — 40– 50 % [1]. в настоящее время наиболее привлекательными для молодых ученых являются сША и великобритания. Например, в 2012 году в универ- ситетах великобритании менее 30 % докторантов были гражданами страны, остальные — французы (25 %), выходцы из Южной Африки (23 %), Канады (21 %), Австралии и сША [2]. Украина выбрала европейские ценности для инновационного развития экономики. Уровень образования населения в Украине в целом высокий, однако проблемой остается активное развитие человеческого капитала и удержание местных талантов в стране. Международное научно-техническое сотрудничество может способствовать решению этой проблемы. От темпов интеграции в европейское образовательное и научное пространство в зна- чительной мере зависит инновационное развитие украинской экономики и достойное место Украины в международном сообществе. Опыт развитых европейских стран свидетельствует, что интернационализация является ключевым приоритетом для докторского образования в европейских уни- верситетах и важным компонентом повышения его качества. в то же время международный опыт очень важен для профессионального развития соис- кателей ученых степеней независимо от их научной специализации и по- следующей модели карьерного роста. поэтому тенденции европейской науч- но-технической политики в области подготовки научных кадров высшей квалификации имеют реальное значение для Украины. Уровень интернационализации докторского образования различается по странам и зависит от многих факторов, среди которых детерминантным является научно-технологическая политика страны. географическое поло- жение и размер страны, язык обучения, традиции в образовательной систе- ме также играют важную роль в обучении докторантов-иностранцев и могут иметь определенные последствия для многих из них. в развитых странах процессы интернационализации докторского обра- зования развиваются в следующих формах: индивидуальная мобильность аспирантов, докторантов и профессорско-преподавательского состава в образовательных целях (организованная — в рамках различных государст вен- ных и международных программ, и спонтанная — в результате действия ры- ночных механизмов на рынке образовательных и исследовательских услуг); мобильность образовательных программ и институциональная мобиль- ность; формирование новых международных стандартов образователь ных программ; интеграция в учебные программы международного измерения и ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 73 Украина 2016: современные тенденции интернационализации образовательные стандарты; институциональное партнерство — создание стратегических образовательных альянсов. выделяют четыре стратегии интернационализации докторского обра- зования, характеризующие политику разных стран в этой сфере: согла со- ванный подход (опирается на долгосрочные цели развития страны и реали- зуется путем предоставления стипендий, программ академических обменов и институциональных партнерств), главным принципом которого является международное сотрудничество, а не конкуренция; получение дохода; при- влечение квалифицированной рабочей силы; стратегия расширения воз- можностей [3]. К сожалению, следует отметить, что вопреки тенденциям активного развития европейской науки в Украине, за годы независимости все пока- затели уровня развития ее научно-технического потенциала значительно ухудши лись, поскольку научно-техническая деятельность не была в числе госу дар ственных приоритетов и не отвечала требованиям новой экономи- ческой ситуации. Это привело к кризису украинской науки, что, безусловно, оказало сильное влияние на национальную систему докторского образова- ния. На это указывают государственная статистика и результаты исследова- ний, выполненных в гУ «институт исследований научно-технического по- тенциала и истории науки им. г.М. Доброва НАН Украины» [4]. и если реформам в докторском образовании, начало которым заложено в новом Законе Украины «О высшем образовании» (2014 г.), не будет оказана под- держка со стороны правительства и заинтересованных сторон, то очень ве- роятно, что Украина останется на обочине научно-технического и иннова- ционного прогресса. сегодня весьма актуальным является выявление тенденций в интерна- ционализации докторского образования и выбор наиболее эффективных (с точки зрения экономических и организационных возможностей государ- ства) форм и методов интеграции украинской системы докторского образо- вания в Европейское образовательное и научное пространство. поэтому цель данного исследования — выявить основные тенденции интернационали- зации подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квали- фикации в Украине в разных формах международного научно-технического сотрудничества, которые в определенной мере характеризуют научно-техни - ческую политику Украины в этой сфере. в годы становления независимой Украины важную роль в процессе ин- тернационализации научной деятельности сыграли иностранные инвести- ции на выполнение научных и научно-технических работ (табл. 1). Как свидетельствуют данные табл. 1, иностранные инвестиции на вы- пол нение научных и научно-технических работ активизировались в период 1997–2010 годов. Динамика объема иностранных инвестиций в общих за- тратах на выполнение научных и научно-технических работ (по доле учас- тия, а также по объему затрат в долларовом эквиваленте для исключения 74 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко влияния инфляции) не всегда была равномерной из-за кризисных явлений в экономике, но до 2010 года постоянно возрастала. К 2013 году темпы рос- та объема иностранных инвестиций в научно-техническую сферу Украины значительно замедлились, а в 2014 и 2015 годах резко уменьшился их объем. в 2015 году он составил 92,7 млн долл. и был наименьшим за все годы неза- висимости Украины. безусловно, на это повлияла военная и политическая обстановка в стране, что, естественно, негативно сказалось на выполнении совместных научных и научно-технических работ, повышении научной ква- лификации, участии в научных международных программах и конференциях, семинарах, стажировках и пр. их количественные показатели хотя и умень- шились по сравнению с 2013 годом, однако пока еще остаются значимым фактором для осуществления международной научной деятельности. Динамика международного сотрудничества научных организаций Украи- ны была в основном положительной за исключением послекризисного 2010 года (табл. 2). До 2013 года высокими темпами росли численность ученых, выезжавших работать за рубеж по контракту, и количество прове- денных украинскими научными организациями международных конфе- рен ций. Усилия отечественных научных работников достойно оценивались меж- показатель 1997 2000 2008 2009 2010 2013 2014 2015 Доля иностранных инвестиций в общих затратах на выполнение научных и научно- технических работ, % * 2,5 23,3 15,6 22,3 25,7 21,6 19,8 18,2 Объем иностран- ных инвестиций на выполнение научных и научно- технических работ (в текущих ценах), млн грн * 273,8 273,8 1258,0 1743,4 2315,9 2411,5 2043,0 2224,9 млн долл. сША ** 150,44 150,44 163,38 218,47 290,94 301,81 129,63 92,70 валютный курс грн/долл. сША 1,82 5,44 7,70 7,98 7,96 7,99 1 5,76 24,0 Таблица 1. динамика иностранных инвестиций   на выполнение научных и научно-технических работ Источники: составлено авторами по: * данным статистических сборников «Научная и ин- новационная деятельность в Украине» госстата Украины за 2008, 2010, 2014 годы и док- ла да «Научная и научно-техническая деятельность в 2015 году» госстата Украины [11]; ** данным НбУ на 31.12 текущего года. ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 75 Украина 2016: современные тенденции интернационализации дуна родными фондами. в 2014 и 2015 гг. наметилась тенден- ция к снижению показателей международного сотрудниче- ства научных организаций Ук- раины, представленных в табл. 2. важную роль в реализации государственной международ- ной политики в сфере подго- товки и аттестации научных и научно-педагогических кадров всегда играла высшая аттеста- ционная комиссия Украины (в начале 2011 г. реорганизована в Департамент аттестации ка- дров Министерства образова- ния и науки, молодежи и спор- та (МОНМс) Украины, а в 2014 г. — в Департамент аттес- тации кадров Министерства образования и науки (МОН) Украины). Основными ее функ циями в сфере международной деятельности были: организация между народных соглашений о сотрудничестве в области аттестации и взаимного признания документов об ученых степенях и научных званиях; присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий граж- данам других государств; признание иностранных документов об ученых степенях и ученых званиях. так, по данным вАК Украины, по состоянию на 2009 г. 81 государство мира признавало дипломы об ученых степенях, выданных вАК Украины, было подписано 30 межправительственных со- глашений по вопросам сотрудничества в области аттестации научных и научно-педаго гических кадров высшей квалификации и признания доку- ментов об ученых степенях [5]. согласно данным МОН Украины, в 2016 году в Украине действовали 23 межправительственных соглашения о взаимном признании документов об образовании и ученых ступенях, среди них: 10 — соглашения со странами на постсоветском пространстве (Азербайджан, беларусь, Армения, грузия, Казахстан, Молдова, РФ, туркмения, Узбекистан), 7 — со странами Европейс- кого союза (болгария, Эстония, польша, Румыния, словакия, венгрия, Франция), 3 — со странами Азии (Китай, Монголия, вьетнам), 2 — с афри- канскими странами (Экваториальная гвинея, Ливия) и одно — со странами Южной Америки (перу) [6]. в настоящее время действуют 12 соглашений между МОН Украины и профильными министерствами других стран. такие соглашения заключены с Кубой, с 3 странами на постсоветском простран- Таблица 2. динамика международного   сотрудничества научных организаций украины Источники: составлено авторами по данным ста- тис тических сборников «Научная и иннова ци он- ная деятельность в Украине» госстата Ук раи ны за 1998, 2008, 2010, 2014 годы и доклада «Научная и научно-техническая деятель ность в 2015 году» госстата Украины в 2015 г. [11]. годы Количество сотрудников, которые рабо- тали за рубежом по конт рак ту, чел. Количество проведен- ных между- народных конферен- ций, ед. Количество грантов, полученных от междуна- родных фон- дов, ед. 2000 565 1031 1138 2008 7491 2391 1592 2009 6452 2344 1745 2010 5965 2201 1723 2013 6652 2619 2147 2014 3922 2023 1885 2015 3643 2300 1882 76 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко стве (РФ, таджикистан, туркмения), 3 странами Ес (польша, сербия, чехия), 3 африканскими странами (гвинея, Египет, иордания) и двумя азиатскими странами (Китай, турция) [7]. Как видно, за последние семь лет количество действующих межправительственных соглашений в сфере образования и науки резко уменьшилось. вероятно, это связано с организационными из- менениями в системе управления подготовкой и аттестацией научных ка- дров высшей квалификации в Украине. Нужно полагать, что в современных условиях эта важная работа будет активно продолжаться. по состоянию на 2016 год Украина сотрудничает с восемью между на- род ными организациями, в образовательных и научных проектах которых заняты украинские ученые. с 1954 года Украина является членом Организа- ции Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕсКО). Реализует проект «Ассоциированные школы ЮНЕсКО в Украи- не» и имплементирует программу Развития ООН (пРООН), включая цель «обеспечение качественного образования на протяжении жизни». с советом Европы подписан Меморандум о взаимопонимании между прави тельством Украины и ОЭсР по углублению сотрудничества и выполняется проект «честность в образовании». сотрудничество Украины с Немецкой службой академических обменов (DAAD) продолжается на протяжении 15 лет, что обеспечивает мобильность аспирантов и докторантов, возможность пройти научную стажировку и повысить квалификацию в германии. DAAD реализует целый ряд программ в Украине, среди которых 1–10-месячные стипендии для проведения науч- ных исследований аспирантами и докторантами в германии, программа под- держки межвузовского партнерства между немецкими и украинскими вузами, а также Master Plus Programme, которая ориентирована на тех, кто по лучил образование в Украине и желает получить докторскую степень (кан дидата наук) на протяжении 6 семестров (на условиях самофинансирования соис- кателем пребывания и проживания в германии). подписаны соглашение между правительствами Украины и сША о ре- ализации программы «Корпус мира сША в Украине», Меморандум о со- трудничестве в сфере преподавания английского языка, экономического и экологического образования между МОН Украины и Корпусом мира сША в Украине. также подписаны меморандумы о сотрудничестве МОН Украины с британским советом, Центром информации и документации НАтО и European Training Foundation (г. турин, италия) [7]. Для выяснения практического использования возможностей, предос- тавленных указанными выше международными соглашениями, воспользу- емся данными отчетов главных распорядителей средств государственного бюджета о выполнении паспортов бюджетных программ на примере МОН Украины. Напомним, что с целью реализации концепции применения программно-целевого метода в бюджетном процессе, утвержденной распо- ряжением Кабинета Мнистров Украины от 14 сентября 2002 года № 538-р, ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 77 Украина 2016: современные тенденции интернационализации было принято постановление о том, что главные распорядители средств государственного бюджета должны представлять годовые отчеты о выпол- не нии паспортов бюджетных программ. До 2006 года контроль от имени верховного совета Украины за использованием бюджетных средств осу- ществляла счетная палата Украины. в годовом отчете о выполнении паспортов бюджетных программ МОН Украины за 2007 год в разделе «выполнение обязательств Украины в сфере международного научно-технического сотрудничества» указано, что коли- чество стран, с научными сотрудниками которых выполнялись между- народные научно-исследовательские проекты в подведомственных вузах (среди них, безусловно, были соискатели ученых степеней) в соответствии с международными соглашениями, составляло 15, количество между на род- ных организаций, в рамках которых осуществлялось сотрудничество со- гласно международным соглашениям, — 4. в соответствии с приказами МОН Украи ны, в рамках бюджетной программы было выполнено 265 между на- родных научно-исследовательских проектов; ученые из украинских вузов приняли участие в 15 конференциях, проведенных в рамках совместных меж- дуна родных научно-исследовательских проектов. при этом средняя стои - мость одного международного научно-исследовательского проекта состав- ляла 30 тыс. грн (5940 долл. по курсу НбУ за 2007 год) [8]. в аналогичном разделе годового отчета МОН Украины о выполнении паспортов бюджетных программ за 2010 г. содержится следующая информа- ция. Количество стран, с научными сотрудниками которых выполнялись совместные проекты согласно международным соглашениям, составляло 15, а количество международных организаций, в рамках которых сотрудни- чали украинские ученые, — 6. выполнено 2 договора по программам научно- технического сотрудничества с международными организациями и фонда- ми и 79 договоров по двусторонним межминистерским международным программам. при этом средняя стоимость одного договора по программам научно-технического сотрудничества с международными организациями и фондами составляда 284,5 тыс. грн (36 тыс. долл.), а по двусторонним межми- нистерским международным программам — 26,4 тыс. грн (3,3 тыс. долл.) [9]. спустя пять лет в годовом отчете МОН Украины о выполнении паспор- тов бюджетных программ за 2015 год в том же разделе записано, что с учеными из 10 стран выполнялись совместные проекты согласно между- народным соглашениям, с четырьмя международными организациями в рам ках международных соглашений сотрудничали украинские ученые под- ведомственных МОН Ук раины структур. было выполнено 20 научно-тех- нических проектов по программам научно-технического сотрудничества с международными организациями и фондами, а также 66 научно-техни чес- ких проектов по двухсторонним межминистерским программам. проведено 50 международных конференций. средняя стоимость одного научно-техни- ческого проекта по до говору с международными организациями и фондами 78 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко составила 185,8 тыс. грн (7012 долл.), а по договору в рамках двухсторонних межминистерских программ — 27,1 тыс. грн (1022 долл.) [10]. таким образом, сравнение приведенных выше количественных показа- телей международного сотрудничества вузов и научных организаций, под ве- домственных МОН Украины, указывает на стойкую тенденцию снижения показателя выполненных международных научно-технических проектов (хотя нужно отметить активизацию сотрудничества с международными ор- ганизациями и фондам) и значительный рост количества проведенных международных конференций. Это вполне объяснимо, так как особенно в последние годы резко снизились иностранные инвестиции на выполнение научных и научно-технических работ в Украине (табл. 1). что касается пока- зателя «количества проведенных международных конференций», то в боль- шинстве случаев участие в них для украинских ученых стало платным (зачас тую за счет личных средств) и приносит определенный доход их орга- низаторам. Нужно полагать, что такие же тенденции в сфере международ- ного научно-технического сотрудничества характерны и для других секто- ров науки Украины — академического и отраслевого. Начало индивидуальной мобильности аспирантов и докторантов в образовательных целях относится к периоду становления независимости в Украине, когда Кабинетом Министров Украины было принято постановле- ние № 731 от 15 сентября 1993 года. согласно постановлению, в соответст- вии с международными соглашениями с рядом стран иностранным гражда- нам на основании решений президиума высшей аттестационной комиссии (вАК) Украины начали выдавать дипломы доктора и кандидата наук, а также дипломы доктора философии. К сожалению, в начальный период становле- ния национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а именно до 2010 года, государственная ста- тистика не вела систематический учет данных о количестве обучающихся в Украине аспирантов и докторантов из зарубежных стран. Но по информа- ции вАК Украины известно, что на протяжении 2009 года трем иностранным гражданам были присуждены степени доктора наук, 93 иностранным граж- данам — степени кандидата наук, из них 87 человек получили диплом док- тора философии. Это составило 1,3 % от общего количества решений о при- суждении ученых степеней в 2009 году. в числе иностранных граждан большинство составляли граждане Российской Федерации (57,3 %), были также граждане Казахстана, Молдовы, Узбекистана, польши, германии, Франции и сША. большинство из них защитили диссертации в техничес- ких (29 %), медицинских (26 %) и экономических (10,4 %) науках [5]. по данным Аттестационной коллегии МОНМс Украины (по состоя- нию на февраль 2012 года), девяти иностранным гражданам, защитившим диссертации в 2011году в Украине, были присуждены ученые степени кан- дидата наук и доктора философии. Это были граждане Республики ирак, хашимитского Королевства иордании, Федеративной Республики Нигерия, ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 79 Украина 2016: современные тенденции интернационализации сирийской Арабской Республики, палестины и Республики Маврикий. Очевидно, что география аспирантов, которые прибыли в Украину для полу- чения ученой степени, за два года резко изменилась, сместившись в сторо- ну стран ближнего востока и Африки. Данные об аспирантах из зарубежных стран, обучающихся в Украине, представлены в табл. 3. Как свидетельствуют данные табл. 3, в период 2010–2015 гг. наблюда- лась тенденция постоянного некоторого роста ежегодной общей числен- ности аспирантов из зарубежных стран, обучающихся в Украине, однако темпы роста были незначительные и постоянно снижались (с 3 % в 2010 г. до 0,5 % в 2015 г). Наблюдалась также тенденция роста численности принятых аспирантов, но темпы роста в разные годы не всегда были положительными. Наибольшие темпы роста числа поступивших аспирантов из зарубежных стран были в 2013 и 2014 годах (4,6 и 5,2 % соответственно). Затем они были отрицательными. На наш взгляд, это объясняется нестабильным политическим и эконо- ми ческим положением в Украине и военными действиями на востоке страны. больше всего аспирантов обучалось в наиболее развитых в научно- техническом плане областях Украины, где расположено наибольшое коли- чество организаций, имеющих аспирантуру. так, в 2015 году в г. Киеве обу- чалось 40 % всех аспирантов из зарубежных стран, в харьковской области — 23 %, показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 численность аспирантов из зарубежных стран всего принято фактически выпущено в том числе: 611 238 169 629 244 179 642 240 166 646 251 183 650 264 149 653 262 152 на основании межгосударственных договоров всего принято фактически выпущено 13 3 8 13 5 3 14 6 4 13 3 2 12 4 2 8 2 4 на основании государственных программ всего принято фактически выпущено — — — — — — — — — — — — — — — 1 1 — на коммерческой основе всего принято фактически выпущено 598 235 161 616 239 176 628 234 162 633 248 182 638 260 147 644 259 148 Таблица 3. численность аспирантов из зарубежных стран,   обучающихся в украине Источники: составлено авторами по данным статистических бюллетеней «подготовка научных кадров» госстата Украины за 2011–2016 гг. [11]. 80 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко Одесской области — 16 %. подготовка аспирантов из зарубежных стран ак- тивно осуществлялась в технических (26 %), педагогических (17 %), меди- цинских (11,5 %) и экономических (9,5 %) науках. в последние годы доля аспирантов из зарубежных стран в общей численности аспирантов в Украи- не (без учета временно оккупированных территорий АРК, севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции) составляла 2,3 % [11]. безусловно, это намного ниже доли аспирантов-нерезидентов в большин- стве европейских стран. Например, в великобритании, Швейцарии и Лих- тенштейне доля аспирантов-нерезидентов наибольшая и составляет более 40 %. почти во всех новых странах-членах Ес доля аспирантов-нерези ден- тов составляет примерно 10 %. Но не все они защищают диссертации сразу после окончания аспирантуры. в европейских странах среди ас пи рантов- нерезидентов, имеющих государственную финансовую поддерж ку, пример- но 80 % в заданный срок выходят на защиту диссертации, а среди тех, кто не имеет такой поддержки, — в среднем примерно половина [3]. соответству- ющий показатель в Украине значительно меньше. Например, в Украине в 2011 году были присуждены ученые степени только 5% аспирантов из за- рубежных стран. Можно предположить, что это практически те, кто закон- чил обучение в 2011 году, имел финансовую поддержку на основании меж- дународных договоров или обучался на коммерческой основе (см. табл. 3). Это гораздо меньший показатель, чем в европейских странах. Как видно из табл. 3, доля аспирантов из зарубежных стран, обучающих ся в Украине при поддержке межгосударственных договоров, в период 2010– 2014 гг. составляла примерно 2 % от их общего количества, а в 2015 г. снизилась до 1 %. Это вполне понятно с учетом резкого снижения объема иностранных инвестиций на выполнение научных и научно-технических работ в Украине (см. табл. 1) и обострения агрессии со стороны России на востоке страны. по данным Национальной академии наук (НАН) Украины, в период 2010–2015 гг. в Украине осуществлялось финансирование 14 государствен- ных программ, выполнение которых требовало научного обеспечения, из них 3 — экологические, 3 — экономические, 1 — научно-техническая («Ан- тарктика») и 7 — социальные [12]. Но только в 2015 году за счет государст- венных программ был принят лишь один аспирант-иностранец. Очевидно, что в этот период 98 % аспирантов из зарубежных стран обучались на ком- мерческой основе (см. табл. 3). следовательно, можно сделать вывод, что Украина, декларируя переход на инновационную модель экономики, пока в недостаточной степени реа- лизует стратегию согласованного подхода к интернационализации доктор- ского образования, а именно использование средств программ междуна- родного сотрудничества и национальных государственных программ для обучения аспирантов из зарубежных стран, но при этом активно реализует стратегию получения дохода от их обучения. понятно, что такая стратегия объясняется текущим экономическим положением Украины. ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 81 Украина 2016: современные тенденции интернационализации в Украине до сих пор отсутствует общегосударственный ежегодный статистический учет количества аспирантов и докторантов — граждан Ук- раины, обучающих за рубежом. такая информация особенно важна сейчас, когда перед Украиной стоит задача повышения потенциала научных кадров для развития инновационной экономики путем создания условий для воз- вращения на родину украинских граждан, которые получили ученые степе- ни и приобрели достойный опыт научной работы в высокорейтинговых университетах и научных организациях развитых стран, а также организа- ции активного сотрудничества с украинской научной диаспорой. Демократизация общественной жизни и становление рыночной эконо- мики обусловили возникновение негосударственных международных выс- ших учебных заведений, которые в первые годы независимости Украины стали лидерами в области международного сотрудничества среди украин- ских вузов. в 2012 году в системе высшего образования Украины в разных регионах страны функционировали аккредитированные МОНМс Украины 19 негосударственных международных университетов и их филиалов. все они были созданы на основе частной или коллективной формы собствен- ности. из них 13 осуществляли подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе 6 имели аспирантуру и докто- рантуру. Это Открытый международный университет развития человека «Украина» (при НтУУ «Кпи»), чвУЗ «Киевский международный универ- ситет», чвУЗ «Международный университет финансов» (при НтУУ «Кпи»), Международный гуманитарный университет (г. Одесса), Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем (г. Киев) и чвУЗ «Международный институт бизнеса и права» (г. херсон). Аспирантура была в 7 университетах. Это Европейский университет (г. Киев), Киевский университет «восточный мир», ЗАО «Международный научно-технический университет имени ак. Ю. бугая» (г. Киев), чвУЗ «Международный хрис- тианский университет» (г. Киев), Международный экономико-гумани тар- ный университет имени ак. с. Демьянчука (г. Ровно), чвУЗ «Международный славянский университет» (г. харьков), восточноевропейский университет менеджмента и экономики (г. черкассы). приоритетными заданиями этих университетов является постоянное совершенствование программ подго- товки аспирантов и докторантов в соответствии с международными стандар- тами, интеграция в мировое научное и образовательное пространство [3]. К сожалению, с тех пор ситуация изменилась в худшую сторону. по ин- формации МОН Украины, в 2015/2016 учебном году (по состоянию на сен- тябрь 2016 года) в Украине аккредитированы только 11 негосударственных международных университетов [13]. в 6 из них функционируют аспиранту- ра и докторантура. Это чвУЗ «Киевский международный университет», чвУЗ «Международный университет бизнеса и права», чвУЗ «Львовский университет бизнеса и права», Открытый международный университет раз- вития человека «Украина» (при НтУУ «Кпи»), чвУЗ «Днепропетровский 82 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко университет имени Альфреда Нобеля» и чвУЗ «Европейский университет». в 3 университетах работают аспирантуры. Это чвУЗ «восточноевропейский университет экономики и менеджмента» (в форме общества с ограниченной ответственностью), чвУЗ «Международный экономико-гуманитар ный университет имени академика степана Демьянчука», чвУЗ «Между на род- ный университет финансов». О причинах сокращения количества междуна- родных университетов, а также функционирующих в них аспирантур и док- торантур, официальной информации нет. Международные образовательные программы (программы получения двойного диплома) реализуют многие украинские вузы, как столичные, так и региональные. Но в большинстве они рассчитаны на магистров опреде лен- ных специальностей. Для аспирантов таких программ крайне недостаточ- но. Например, Национальный технический университет Украины «Киевс- кий политехнический университет» (ныне им. игоря сикорского)пред лагает программу получения двойного диплома с Корейским инсти тутом науки и технологии (Южная Корея) для аспирантов институтов прикладного системного анализа (ипсА), энерго сбе ре жения и энерго менеджмента, хи- ми ко-технологического и приборостроительного факультетов, а также фа- культетов электроники, информатики и вычислительной техники (Фивт), энер готехники и автоматики, биотехнологий. в Национальном универси- тете «Киево-Могилянская академия» для аспирантов социальных и гума- нитарных специальностей есть полугодовая программа обмена с Универси- тетом торонто (Канада) [14]. вероятно, подобные про граммы для аспирантов есть и в других вузах, но этот вопрос требует дальней шего специального ис- следования. таким образом, с учетом вышесказанного можно с уверенностью ут верж- дать, что в последние годы в Украине ярко проявились негативные тенден- ции в решении проблем интернационализации докторского образования. в связи с этим очень важно определить и сформулировать национальную по- литику интернационализации интеллектуальных ресурсов. Однако здесь есть ряд проблем, препятствующих успешной интеграции украинского на- учного сообщества в мировое научное пространство. Это отсутствие сис- темного подхода к международной интеграции и сотрудничеству в сфере научно-технической деятельности, отсутствие национальных научных фон- дов разной формы собственности для оказания финансовой поддержки со- искателям ученых степеней, недостаточный уровень информированности украинских ученых о международных научных фондах и международных программах научных исследований, недостаточный уровень их доступнос- ти для украинских ученых, низкая эффективность и координация привле- чения и использования внешней финансовой помощи в стране, отсутствие понятной и признаваемой международным научным сообществом системы оценки качества докторского образования и другие. понятно, что все эти проблемы не могут быть решены одновременно. ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 83 Украина 2016: современные тенденции интернационализации становление в Украине инновационной экономики требует обеспече- ния ее высококвалифицированным человеческим капиталом. Для ее разви- тия необходимы исследователи высокой квалификации, способные найти возможности для применения своих знаний и реализации результатов сво- их исследований. поэтому традиционная модель организации подготовки и аттестации научных кадров высокой квалификации должна претерпеть серьезные изменения. Основы ее модернизации заложены в новом Законе Украины «О высшем образовании» и ряде принятых уже сопровождающих его документах. Но до сих пор не приняты документы о трансформации организациионных структур докторского образования, критериях и мето- дах оценки его качества, освоении новой культуры научного руководства, расширении карьерных перспектив для обладателей ученых степеней как внутри, так и за пределами академической и образовательной сферы, орга- низации процессов присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. На наш взгляд, при их организации необходимо использовать прак- тический опыт европейских стран и отказаться от создания многочисленных экспертных и специализированных ученых советов, члены которых зачас- тую не причастны ни к предмету, ни к объекту исследования представленных к защите диссертаций. система докторского образования в Украине должна активно двигаться по пути интернационализации и открытости междуна- родному научному сообществу. сегодня важной задачей научно-технической политики Украины явля- ется проведение решительных реформ в системе докторского образования, отвечающих требованиям инновационного развития экономики в новых геополитических и социально-экономических условиях, которые должны получить максимальную поддержку правительства. идеальной стратегией интернационализации (во всех ее формах) докторского образования для Украины будет максимизация ее результатов в национальном контексте. Нельзя подвергаться соблазну полностью копировать успешные моде- ли интернационализации докторского образования развитых европейских стран, поскольку в силу традиций и социальных причин они могут быть неприемлемы в украинском социуме. поэтому в сложных экономических условиях, в которых оказались украинская наука и образование в последние годы, очень важной задачей является нахожение рационального баланса между различными формами интернационализации, которые Украина сей- час способна реализовать. Нельзя допустить превращения Украины в экс- пор тера интеллектуальных ресурсов. Нужно предовращать «утечку мозгов» и поощрять «циркуляцию мозгов». 84 ISSN 0374-3896. Science and Science of Science. 2017. № 1 (95) Л.С. Лобанова, А.Ю. Удовенко списОК ЛитЕРАтУРы 1. Лобанова Л.с. системы подготовки научных кадров в европейских странах и Укра- ине: сравнительный анализ в контексте формирования Единого европейского об- разовательного и научного пространства. К.: Дп «информационно-аналитическое агентство», 2010. 100 с. 2. Максимцев и.А., чиркова А.в. тенденции развития докторского образования в ев- ропейских университетах. Российское предпринимательство. 2012. № 2 (200). с. 47—54. 3. Лобанова Л.с. интернационализация подготовки научных кадров в Украине: вы- зовы современности, проблемы и стратегия развития. Наука та наукознавство. 2012. № 3. с. 148—162. 4. Малицкий б., попович А. Украинская наука: куда ведет политика «урезания». Зер- кало недели. 2016. № 36 (8 окт.). 5. Материалы хI Конференции Международной ассоциации государственных орга- нов аттестации. Киев, 22—23 июня 2010 г. вАК Украины. 6. Межгосударственные соглашения о взаимном признании документов об образова- нии и ученых степенях. URL: http://library.sumdu.edu.ua/ugoda/1/1_1/doc 7. соглашения в сфере образования и науки. URL: http: mon.gov.ua/activity/ 8. годовой отчет о выполнении паспортов бюджетных программ за 2007 год МОН Украины. URL: www.old.mon.gov.ua/images/zvtn/budzh_2007.doc 9. годовой отчет о выполнении паспортов бюджетных программ за 2010 год МОН Украины. URL: www.old.mon.gov.ua/imeges/budget/vik_derzh/zv-2010/doc 10. годовой отчет о выполнении паспортов бюджетных программ за 2015 год МОН Украины. URL: www.mon.gov.ua/content/новини/2016/03/10/vikonannya-pasportiv- 2015.pdf 11. статистический бюллетень «подготовка научных кадров». госстат Украины. 2011– 2016. URL: www. ukrstat.gov.ua 12. Национальная академия наук. URL: www.nas.gov.ua 13. перечень высших учебных заведений Украины негосударственной формы соб- ственности. URL: http // intered.com.ua/Media/Default/ 14. Новости Украины. URL: www.segodnya.ua/education/ получено 24.01.2017 Л.С. Лобанова, кандидат економічних наук, старший науковий співробітник, e-mail: loblud@yahoo.com А.Ю. Удовенко, магістр (спеціальність менеджмент), e-mail: a.udovenko@stepscenter.org.ua УКРАїНА 2016: сУчАсНі тЕНДЕНЦії іНтЕРНАЦіОНАЛіЗАЦії ДОКтОРсЬКОї Освіти перед національними системами докторської освіти різних країн стоять важливі завдан- ня — підвищення якості освіти, підготовка наукових кадрів вищої кваліфікації, здатних ефективно працювати в умовах глобального ринку праці, участь у глобальних еконо міч- них зв’язках, від вирішення яких значною мірою залежить інноваційність та конкуренто- спроможність національних економік. інтернаціоналізація відкриває перспективи для вдосконалення і підвищення якості підготовки наукових кадрів, сприяє підвищенню доступності отримання вчених ступенів, зростанню кількості висококваліфікованих нау ков ців, розвитку міжнародного науково-технічного співробіт ництва. У статті пред- ставлено результати аналізу інтернаціоналізації докторського освіти в Україні в різних ISSN 0374-3896. Наука та наукознавство. 2017. № 1 (95) 85 Украина 2016: современные тенденции интернационализации формах, виявлено їх сучасні тенденції. Зроблено висновок, що адекватною стратегією інтернаціоналізації докторської освіти в нових геополітичних і соціально-економічних умовах для України буде максимізація її результатів в національному контексті. Ключові слова: докторська освіта, аспірантура, докторантура, іноземні інвестиції, між- народне співробітництво, індивідуальна мобільність, міжнародні освітні програми, недер - жавні міжнародні університети. L.S. Lobanova, PhD (Economics), senior resercher, e-mail: loblud@yahoo.com А.Yu. Udovenko, master (specialty management), e-mail: a.udovenko@stepscenter.org.ua UKRAINE 2016: MODERN TENDENCIES IN INTERNATIONALIZATION OF DOCTORAL EDUCATION Important challenges faced by national systems of doctoral education in different countries are improving the education quality and training of highly qualified research personnel able to work effectively at the global labor market, participation in global economic relations, which solutions have strong effects for innovative capacities and competitiveness of national economies. Internationalization opens up prospects for improving and enhancing the quality of research training, simplifies access to obtaining academic degrees, increase the number of highly qua- lified scientists, and expands international scientific and technological cooperation. The article presents an analysis of internationalization of doctoral education in various forms in Ukraine, with showing their current trends. It is concluded that the adequate strategy for internationali- zation of doctoral education in the new geo-political and socio-economic conditions for Ukraine will be maximization of its results in the national context. Keywords: doctoral education, post-graduate course, doctoral course, foreign investment, inter- national cooperation, individual mobility, international training programs, private international uni versities.