Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире
Рассматриваются этико-деонтологические вопросы взаимоотношений врача и пациента в индустриальном и постиндустриальном обществе. Особое внимание уделено опыту русской земской медицины и экономическим основам ее существования применительно к современным проблемам отечественного здравоохранения...
Збережено в:
| Дата: | 2013 |
|---|---|
| Автори: | , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Фізико-хімічний інститут ім. О.В. Богатського НАН України
2013
|
| Назва видання: | Актуальні проблеми транспортної медицини |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/138111 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов // Актуальні проблеми транспортної медицини. — 2013. — № 1 (31). — С. 8-15. — Бібліогр.: 22 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-138111 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1381112025-02-09T23:35:55Z Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире Бути здоровим або мати здоров'я? Повідомлення i медико-етична проблема в індустріальному і постіндустріальному світі To be healthy or to have the health? The problem of medical ethics in industrial and postindustrial world. Proceeding Зайчик, А.Ш. Чурилов, Л.П. Проблемные статьи Рассматриваются этико-деонтологические вопросы взаимоотношений врача и пациента в индустриальном и постиндустриальном обществе. Особое внимание уделено опыту русской земской медицины и экономическим основам ее существования применительно к современным проблемам отечественного здравоохранения Розглядаються етико-деонтологічні питання взаємин лікаря і пацієнта в індустріальному і постіндустріальному суспільстві. Особливу увагу приділено досвіду російської земської медицини та економічним основам її існування стосовно до сучасних проблем вітчизняної охорони здоров'я. An article reviews ethical and deontological aspects of the relations between doctor and patient in industrial and postindustrial society. Special attention is paid to the experience and economical basis of Russian “Zemstvo” Medicine extrapolated to the current problems of domestic health care. 2013 Article Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов // Актуальні проблеми транспортної медицини. — 2013. — № 1 (31). — С. 8-15. — Бібліогр.: 22 назв. — рос. https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/138111 174 + 614.23 ББК: 5г + 87.7 ru Актуальні проблеми транспортної медицини application/pdf Фізико-хімічний інститут ім. О.В. Богатського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемные статьи Проблемные статьи |
| spellingShingle |
Проблемные статьи Проблемные статьи Зайчик, А.Ш. Чурилов, Л.П. Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире Актуальні проблеми транспортної медицини |
| description |
Рассматриваются этико-деонтологические вопросы взаимоотношений врача и пациента в индустриальном и постиндустриальном обществе. Особое внимание уделено опыту русской земской медицины и экономическим основам ее существования применительно к современным проблемам отечественного здравоохранения |
| format |
Article |
| author |
Зайчик, А.Ш. Чурилов, Л.П. |
| author_facet |
Зайчик, А.Ш. Чурилов, Л.П. |
| author_sort |
Зайчик, А.Ш. |
| title |
Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире |
| title_short |
Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире |
| title_full |
Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире |
| title_fullStr |
Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире |
| title_full_unstemmed |
Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире |
| title_sort |
быть здоровым или иметь здоровье? сообщение i. медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире |
| publisher |
Фізико-хімічний інститут ім. О.В. Богатського НАН України |
| publishDate |
2013 |
| topic_facet |
Проблемные статьи |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/138111 |
| citation_txt |
Быть здоровым или иметь здоровье? Сообщение I. Медико-этическая проблема в индустриальном и постиндустриальном мире / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов // Актуальні проблеми транспортної медицини. — 2013. — № 1 (31). — С. 8-15. — Бібліогр.: 22 назв. — рос. |
| series |
Актуальні проблеми транспортної медицини |
| work_keys_str_mv |
AT zaičikaš bytʹzdorovymiliimetʹzdorovʹesoobŝenieimedikoétičeskaâproblemavindustrialʹnomipostindustrialʹnommire AT čurilovlp bytʹzdorovymiliimetʹzdorovʹesoobŝenieimedikoétičeskaâproblemavindustrialʹnomipostindustrialʹnommire AT zaičikaš butizdorovimabomatizdorovâpovídomlennâimedikoetičnaproblemavíndustríalʹnomuípostíndustríalʹnomusvítí AT čurilovlp butizdorovimabomatizdorovâpovídomlennâimedikoetičnaproblemavíndustríalʹnomuípostíndustríalʹnomusvítí AT zaičikaš tobehealthyortohavethehealththeproblemofmedicalethicsinindustrialandpostindustrialworldproceeding AT čurilovlp tobehealthyortohavethehealththeproblemofmedicalethicsinindustrialandpostindustrialworldproceeding |
| first_indexed |
2025-12-01T19:53:05Z |
| last_indexed |
2025-12-01T19:53:05Z |
| _version_ |
1850336912118644736 |
| fulltext |
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
8
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
Проблемные статьи Problem Articles
Ранее мы исследовали эволюцию
взаимоотношений врача и пациента в
древнем и доиндустриальном обществе
[5;6]. Данная статья — продолжение этих
размышлений применительно к новейшей
истории и современности. На смену моде;
лям отношений врача и пациента, созда;
ваемым по принципам «жрец;стражду;
щий», «духовник;верующий», «отец;дитя»,
«учитель;ученик» — приходят в формиру;
ющемся рыночном обществе отношения
продавца и клиента. И.;В. Гёте, не чуждый
медицине (он успешно занимался сравни;
тельной анатомией), ещё на заре индуст;
риальной эпохи в «Фаусте» устами Мефи;
стофеля предрек, что в споре научного и
врачебного мышления победит… мышле;
ние коммерческое [4]. Конфликт доктора
Фауста и Мефистофеля у Гете — это спор
живого творческого бытия и искушения об;
ладанием. Немецкий философ Эрих
Фромм (рис. 1) показал, что есть два раз;
ных, противоположных мироощущения:
«мефистофелевское» основанное на идее
эгоистического обладания, и «фаустовс�
кое», предполагающее «прямое альтруис;
тическое бытие, слияние с окружа;
ющим» или непосредственное живое
взаимодействие с миром, использо;
вание своих способностей для твор;
ческого служения [17]. Вот как рису;
ет он социально;психологический
тип, ориентированный на обладание:
«Если я эгоист, то это проявляется не
только в моем поведении, но и в
моем характере. Быть эгоистом —
значит, что я хочу всего для себя; что
мне доставляет удовольствие вла�
деть самому, а не делиться с други�
ми; что я должен стать жадным, по�
тому что если моей целью является
УДК: 174 + 614.23
ББК: 5г + 87.7.
БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ИЛИ ИМЕТЬ ЗДОРОВЬЕ?
СООБЩЕНИЕ I. МЕДИКО"ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В
ИНДУСТРИАЛЬНОМ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ.
Зайчик А.Ш.1, Чурилов Л.П.2
1Институт эндокринологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова
2Медицинский факультет СПбГУ
Контакт: azaichik@mail.ru
Рассматриваются этико;деонтологические вопросы взаимоотношений врача и
пациента в индустриальном и пост;индустриальном обществе. Особое внимание
уделено опыту русской земской медицины и экономическим основам ее существова;
ния применительно к современным проблемам отечественного здравоохранения.
Ключевые слова: биоэтика, врач, деонтология, доказательная медицина, земс;
кая медицина, история медицины, медицинское право, пациент, русский космизм.
Рис. 1. Доктор Эрих Фромм (1900-1980)
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
9
обладание, то я тем больше значу, чем
больше имею; что я должен испытывать
антагонизм по отношению ко всем другим
людям: к своим покупателям, которых хочу
обмануть, к своим конкурентам, которых
хочу разорить, к своим рабочим, которых
хочу эксплуатировать. Я никогда не могу
быть удовлетворенным, так как моим же�
ланиям нет конца; я должен завидовать
тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто
имеет меньше. Но я вынужден подавлять
эти чувства, чтобы изображать из себя
(перед другими, как и перед самим собой)
улыбающееся, разумное, искреннее и
доброе человеческое существо, каким
старается казаться каждый». По Фромму,
экономическое поведение (в том числе —
и профессиональное медицинское пове;
дение) до наступления индустриальной
эпохи, например, в средневековом и ре;
нессансном мире, было тесно связано с
этикой, прежде всего — религиозной и
цеховой. Но в Новое время «экономичес�
кое поведение отделяется от этики и че�
ловеческих ценностей». Это позволяет
«обладающему поведению» стать ведущим
для всех аспектов жизни развитого рыноч;
ного общества — включая медицину. Од;
нако, в природе человека заложен и иной,
не менее активный, но нестяжательский
тип поведения и мироощущения. Фромм
сравнивает 2 стихотворения о прекрасном
цветке — классика английской поэзии Аль;
фреда Теннисона (1809;1892), который
описывает, как устремился к цветку и со�
рвал его и хокку японского поэта Мацуо
Басё (1644;1694), который любуется кра�
сотой, не прикасаясь к ней. Он подчерки;
вает, что даже грамматика языков отража;
ет разные способы восприятия мира —
можно сказать по;русски: «я думаю», «мне
говорили», а можно по;английски: «I have
a thought», «I have been told». Далее осно;
воположник неофрейдизма пишет: «Под
бытием я понимаю такой способ суще�
ствования, при котором человек и не име�
ет ничего, и не жаждет иметь что�либо, но
счастлив, продуктивно использует свои
способности, пребывает в единении со
всем миром… Это отличие касается типов
общества — одно ориентировано на чело�
века, другое — на вещи. Ориентация на об�
ладание — характерная особенность за�
падного индустриального общества, в ко�
тором главный смысл жизни состоит в
погоне за деньгами, славой, властью. В
обществах, в которых отчуждение выраже�
но в меньшей степени … существуют свои
Басё [то есть деятели;нестяжатели]».
В медицине индустриальной и по;
стиндустриальной эпох взаимоотношения
врача и пациента подверглись сильному
влиянию утилитарно;стяжательского прин;
ципа.
Вот как выразил это видный австро;
мексиканский социолог (и несостоявший;
ся гистолог!) Иван Иллич (1926 — 2002)
(рис. 2): «Медицина слишком часто причи�
няет вред, превосходящий пользу, а эф�
фективность врачей иллюзорна. … Врачи
концентрируются там, где хороший кли�
мат, чистая вода и где люди работают и
могут им платить….» [21]. Ещё резче и
саркастичнее высказывался Эрвин Лик [8],
приводя диалог врачей: «— Как долго вы
будете лечить больного, коллега? — Я ду�
маю, до 120 марок». Возрастающее влия;
ние на частнопрактикующего врача оказы;
вают рыночная конкуренция, необходи;
мость саморекламы, невыгодность «слож;
ных» случаев. Пациент, основывающийся
на бытовом здравом смысле и вооружен;
ный рекламным масс;медийным «полузна;
нием», естественно озабочен качеством
услуги — как и всякий клиент. Рыночное:
«клиент всегда прав», как кажется пациен;
ту, без ограничений распространяется и на
медицину [1]. Поэтому к конфликту науч�
ного и профессионального мышления со
стороны врача, прибавляется конфликт
бытового и псевдонаучного мышления па�
циента.
А ведь миром правят пациенты! Это
они принимают законы и выбирают парла;
менты. Очень редко у власти в той или
иной стране продолжительное время сто;
яли врачи. Детский патолог Сальвадор
Альенде Госсенс (1908 ;1973) в Чили нача;
ла 70;х годов прошлого века — редкий и
трагический пример. При переходе к ин;
дустриальному и, особенно, постиндустри;
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
10
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
альному обществу культура «разливается
вширь» (от этого мелея) или даже прода;
ется «в разлив». В индустриальном и осо;
бенно — в постиндустриальном обществе
медицина — товар и как всякий товар ре;
ализуется и рекламируется. А любая рек;
лама поверхностна, необъективна, но до;
ходчива, навязчива, легка для понимания
и преподносится в приятной игровой фор;
ме. Академик Е.И. Чазов [19] выразил свое
мнение о происходящей коммерциализа;
ции здравоохранения так: «Иллюзию здо�
ровья можно выгодно продать. И продают!
Поэтому�то здравоохранение для масс и
не должно быть предметом торга!» Чело;
век постиндустриальный получает инфор;
мацию — из медико;популярных телепе;
редач, книг, статей, рекламных роликов —
и разрыв между ним и врачом не просто
исчезает, более того, пациент часто счи;
тает себя компетентнее этого старомодно;
го старикашки (или малолетнего недоучки)
который не знает о чудесном миофасци;
альном релизинге или несомненной все;
общей потребности плохо успевающих
школьников в «Йодомарине». Создаётся
феномен псевдоинформированности, и
врач лишается не только веры, но и дове;
рия пациента.
Человек работающий в постиндус;
триальном мире превращается в челове�
ка играющего, «Homo Ludens» Йохана
Хейзинги [18]. Культура постмодерна на
место реального предмета ставит образ,
«симулякр» по Жану Бодрийяру [2]. Глав;
ной задачей врача в такой постиндустри;
альной рыночной ситуации становится не
исцеление и даже не максимально воз;
можная помощь. Врач тоже «играет» в те;
атральном смысле этого слова.
Его главная задача — выполнить
рекомендованный стандартизированным
руководством;схемой минимум лечебно;
диагностических мер, и должным обра;
зом оформить свою деятельность, дабы
исключить возможность юридических
претензий. В конечном итоге, в информа;
ционный век главнейшим оказывается
правильно и своевременно проинформи�
ровать пациента о лечении и о болезни,
при этом и «поделившись» с ним ответ;
ственностью. Казалось бы, что здесь пло;
хого? Тут и юридическое равноправие па;
циента и врача, и контроль закона за ле;
чением, и отсылка к формализованному
«нормостандарту» медицинской помощи.
Но обратите внимание, что при таком
подходе врач изменяет принципу личного
доктора Отто фон Бисмарка — Эрнста
Швенингера (1850;1924), сформулировав;
шего грань между врачом и пациентом так:
«Быть врачом — значит из двух быть все�
гда сильнее» [5]. Он более не хочет во
взаимоотношениях с пациентом быть
сильнейшим из двоих. Он ставит себя в
положение адвоката, помогающего граж;
данину решать проблемы, но стоящего над
ними. Однако, как бы не влияла в постин;
дустриальном мире юриспруденция на все
сферы экономической и культурной дея;
тельности человека, не будем забывать,
что адвокат, принципиально, не соучастник
тех проблем, которые привели к нему кли;
ента. А вот врач не может не «соучаство�
вать» в жизни больного организма! Следо;
вательно, полностью заменить этическое
взаимодействие врача и пациента юриди�
ческим не удастся никогда.
Рис. 2. Иван Иллич (1926-2002)
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
11
Тем не менее, влияние юриспруден;
ции на рыночную медицину реально при;
водит к тому, что принцип «не повреди» для
врача расширяется до «не повреди себе».
В настоящее время много пишут и
говорят о так называемой «доказательной
медицине». На наш взгляд, алгоритмичес;
кое клиническое мышление хорошего вра;
ча всегда было доказательным. Еще В.А.
Оппель на рубеже столетий подчеркивал
что врач, не базирующий свою повседнев;
ную деятельность на современных научных
данных, сильно проигрывает как диагност
[11]. Если же понимать под доказательной
медициной одно лишь стремление унифи;
цировать лечебно;диагностический про;
цесс на основании формализованных ру;
ководств;схем — а именно эти элементы
доказательной медицины входят в повсед;
невную реальность развитых стран с ры;
ночной экономикой (см., например, [13])
— то последствия таких тенденций нео;
днозначны. С одной стороны, как способ
поднять средний уровень здравоохране;
ния это можно только приветствовать.
Однако, здесь нельзя не видеть и отчетли;
вого влияния юриспруденции на медици;
ну. Доказательность означает часто не га;
рантию эффекта, а именно доказанное
соответствие лечения и диагностики реко�
мендованному шаблону. Таким образом,
во взаимоотношения врача и пациента в
постиндустриальную эпоху протаскивает;
ся такое внеэтическое, взятое из арсена;
ла законоведов понятие как «алиби». Вновь
вспомним великого скептика Иллича: «В
патогенном социуме медицина играет
роль алиби» [21].
Но дело в том, что и теперь еще
медицина, даже ее наиболее технологи;
чески вооруженная часть, не достигла по;
ложения точной науки, не может распрос;
транить на себя естественный для рыноч;
ных отношений принцип «гарантии каче;
ства». Нет лекарств без побочных эффек;
тов. Фундаментальным свойством всех
организмов, особенно — человеческого,
остается индивидуальная неодинаковость
реакций на одинаковые воздействия. Не
унифицирован даже медицинский язык и
терминология различных специальностей
в медицине порой отличается, как разни;
лись папуасские наречия в отдаленных
деревнях Новой Гвинеи. Ложно трактуя
«доказательную медицину» как медицину
соответствия авторитетным шаблонам,
медики рискуют отойти от проверенного
столетиями принципа, провозглашавшего;
ся С.П. Боткиным — и начать лечить болез;
ни, а не больных. Изгнание из медицины
разнообразия и несовершенства — луч�
ший способ лишить ее гуманизма. Если же
принять, что доказательная медицина есть
просто отказ от использования методов и
средств, действенность которых научно не
доказана, то такой подход вызывает пол;
ное всеобщее одобрение. Но не приходит;
ся считать его новым — еще сто лет назад
писано: «применять впредь на своих боль�
ных только средства, уже достаточно про�
веренные и несомненные» (В.В. Вереса;
ев) [3], а в материалах IX Пироговского
съезда врачей 1904 г. имеется доклад док;
тора А.П. Артемьева об ответственности
врача за применение модных или экспе;
риментальных методов, полезность коих
не доказана [9].
Есть ли альтернатива дегуманиза;
ции, формализации отношений пациента
и врача в современном обществе? Обра;
тимся к российской истории.
Россия в XIX веке сильно задержа;
лась с развитием товарно;рыночных отно;
шений и индустриального общества. В
исторической литературе это иногда ха;
рактеризовали, как «пережитки феодализ;
ма» в русском обществе, наследие тради;
ционного русского общинного уклада жиз;
ни, а с точки зрения культурологии то был
особый, очень плодотворный период в
развитии нашей культуры — археомодерн
[20]. В русской этике, философии, а затем
— и в медицине эта пресловутая «ретар;
дация» способствовала возникновению
уникального явления. Появились филосо;
фия и этика русского космизма, основан;
ные на идеях общественного согласия, со;
борности, альтруистического служения
[16]. Медицине и биологии русский кос;
мизм дал такие фигуры как А.А. Богданов,
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
12
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
А.Л. Чижевский, С.М. Лукьянов, В.И. Вер;
надский, К.Э. Циолковский, влияние идей
космизма чувствуется и в трудах И.И. Меч;
никова, Е.С. Лондона, на последних стра;
ницах дневника Н.И. Пирогова [12, 15;16,
20]. В классической работе той эпохи «Вза;
имная помощь как фактор эволюции» вы;
дающийся русский мыслитель, литератор
и натуралист Пётр Алексеевич Кропоткин
(рис. 3) создает этику альтруизма и осно;
вывает ее на представлении о том, что для
человека потребность отдавать и делить;
ся с ближними столь же естественна и зап;
рограммирована эволюцией, как и другие
качества, которым благоприятствовал ес;
тественный отбор [7]. Он показывает, что
эволюция отбирала популяции, где инди;
виды были общительны и следовали прин;
ципу взаимопомощи. Россия осталась в
стороне от этически;социальных послед;
ствий Реформации, которая на Западе
привела к созданию протестантской эти;
ки. Эрих Фромм говорит, что протестант;
ская этика (ставшая этической основой
большей части индустриального мира) —
это этика достижения успеха и этика тре;
бовательной «отцовской» любви. В то же
время, изначальное христианство следо;
вало этике нестяжательной жертвенности,
и в нем огромную роль играла любовь все;
прощающая «материнская». Образованная
православная Россия в своих этических
исканиях разошлась с основной тенденци;
ей индустриального мира и осталась на
своеобычных позициях [17]. Русских меди;
ков и философов;гуманистов рубежа ве;
ков объединяло желание в общественной
жизни отказаться от стяжательства, при;
чем у многих это соотносилось с христи;
анскими, православными идеями, напри;
мер, у Владимира Сергеевича Соловьева
(1853;1900), биографом и близким другом
которого был врач и патофизиолог, впос;
ледствии — обер;прокурор Священного
Синода С.М. Лукьянов [16, 20], а у других,
получивших естественнонаучное и меди;
цинское образование, была своего рода
«религиозность без веры в бога; требова;
ние проявлять социальную активность в
духе заботы о человеке и человеческой со;
лидарности» [17].
Именно эти духовные искания пре;
допределили взгляды и психологию мно;
гих русских врачей, участвовавших в со;
здании земской медицины и посвятивших
ей свою жизнь.
Много написано о том, что экономи;
ческими и социальными корнями земская
русская медицина уходит в антикрепост;
нические реформы Александра II [10]. Но
нам кажется важным подчеркнуть, что у
нее был и духовный источник, заставляв;
ший земских медиков действовать с той
энергией и самоотречением, которая за;
печатлена на страницах книг А.П. Чехова,
В.В. Вересаева, М.А. Булгакова и в мате;
риалах Пироговских съездов врачей [3, 9].
И этим духовным источником была русская
гуманистическая общественная мысль.
Гармоничные отношения врача и пациен;
та могут создаваться только при отказе от
«принципа обладания», по принципу пря;
мого бытия, на основе существующего
между ними договора взаимной преданно;
сти, с помощью гуманистического, а не
бюрократического управления. Не случай;
но, сам Фромм, не врач по образованию,
создавая свою концепцию, много внима;
ния уделил именно ее медицинским аспек;
там. Об эволюции отношений пациента иРис. 3. Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
13
врача в рыночную эпоху он пишет [17]:
«Собственнические чувства проявляют�
ся… в отношении к врачам, дантистам,
юристам, начальникам и подчиненным.
Эти чувства выражаются, когда говорят:
“мой врач”, “мой дантист”, “мои рабочие”
и т.д. Но помимо собственнической уста�
новки в отношении к другим человеческим
существам, люди рассматривают в каче�
стве собственности бесконечное число
различных предметов и даже чувств. Рас�
смотрим, например, такие две вещи, как
здоровье и болезни. Говоря с кем�либо о
своем здоровье, люди рассуждают о нем,
как собственники, упоминая о своих бо�
лезнях, своих операциях, своих курсах
лечения — своих диетах и своих лекар�
ствах. Они явно считают здоровье и бо�
лезнь собственностью человека; их соб�
ственническое отношение к своему сквер�
ному здоровью можно сравнить, пожалуй,
с отношением акционера к своим акциям,
когда последние теряют часть своей пер�
воначальной стоимости из�за катастрофи�
ческого падения курса.на бирже. …По�
требность отдавать, делиться с другими,
готовность жертвовать собой ради других
все еще можно встретить у представите�
лей таких профессий, как сиделки, медсе�
стры, врачи, а также среди монахов и мо�
нахинь. Многие, если не большинство из
них, лишь на словах признают помощь и
самопожертвование как свое назначение;
тем не менее, характер значительного
числа этих специалистов соответствует
тем ценностям, за которые они ратуют. То,
что людям присущи такие потребности,
подтверждалось в различные периоды
истории человечества: их выражением
были многочисленные коммуны — религи�
озные, социалистическое, гуманистичес�
кие. То же желание отдавать себя другим
мы находим у доноров, добровольно (и
безвозмездно) отдающих свою кровь; оно
проявляется в самых различных ситуаци�
ях, когда человек рискует своей жизнью
ради спасения других. Проявление этого
стремления посвятить себя другому чело�
веку мы находим у людей, способных по�
настоящему любить. “Фальшивая любовь”,
то есть взаимное удовлетворение эгоис�
тических устремлений, делает людей еще
более эгоистичными (что стало явлением
далеко не редким). Истинная же любовь
развивает способность любить и отдавать
себя другим. Тот, кто любит по�настояще�
му какого�то одного человека, любит весь
мир. Активное и ответственное участие в
делах общества требует замены бюрокра�
тического способа управления гуманисти�
ческим. Большинство людей все еще счи�
тают, что любое управление непременно
является “бюрократическим”, то есть от�
чужденным. Точно так же большинство
людей не осознают, сколь пагубен бюрок�
ратический дух и как глубоко проникает он
во все сферы жизни, даже в такие, где он
не столь очевиден, например, во взаимо�
отношения врача и пациента, мужа и
жены. Бюрократический метод можно
было бы определить как такой метод, при
котором: а) с людьми обращаются как с
вещами и б) о вещах судят скорее по их
количеству, нежели по их качеству, ибо это
облегчает и удешевляет их учет и конт�
роль». Ему вторит и немецкий нобелианец,
философ и врач;гуманист Альберт Швей;
цер (рис. 4). Он не приемлет индустриаль;
ных моделей взаимоотношений врача и
пациента. Ни той, где врач играет роль хо�
рошего технолога, который общается «на
потоке» с обезличенными пациентами,
уделяя каждому разумный минимум вре;
мени, ни той, где врач и пациент — всего
лишь подрядчик и клиент, и первый про;
дает услугу, а второй по;рыночному недо;
верчив и озабочен контролем качества.
Вот что сказано в его Нобелевской речи
[22]: “Если принимать мир таким, каков он
есть, невозможно придать ему такое зна�
чение, чтобы цели и задачи Человека и Че�
ловечества приобрели смысл. Единствен�
ный достойный образ жизни — это дея�
тельность в том мире, в котором мы жи�
вем; причем не просто деятельность во�
обще, а активная деятельность, проявля�
ющаяся в заботе о ближних». Таким обра;
зом, в умах просвещенной и человеколю;
бивой части общества с развитием инду;
стриально;товарных отношений, отчужда;
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
14
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
ющих врача от пациента и от предмета ме;
дицинской деятельности, не могла не по;
явиться реакция на это — в виде доктри;
ны нового гуманизма. И именно те идеи, о
которых мы сейчас кратко рассказали,
пропитывали атмосферу образованного
русского общества периода археомодер;
на, имели огромное влияние и на врачей,
и на пациентов.
Они были духовным источником уди;
вительного медицинского феномена, кото;
рый является, по выражению М.Б. Мирс;
кого [10], нашим национальным достояни;
ем. Мы говорим об особой системе здра;
воохранения, созданной русским обще;
ством во второй половине XIX века и ус;
пешно развивавшейся до Первой мировой
войны.
Это земская медицина. Наследие
земской медицины предопределило все
лучшее, что было в советском здравоохра;
нении. И сейчас, когда перед здравоохра;
нением постсоветской России столько
проблем, нам кажется, что опыт земской
медицины, управлявшейся не государ;
ством, а обществом, децентрализованной,
создавшей между врачом и пациентом
некоммерческие, небюрократические от;
ношения общественного договора — име;
ет для россиян огромное значение. Отда;
вая должное мыслям А.И. Солженицына
[14], обрисовавшего перспективы постсо;
ветской России в развитии местного само;
управления, нельзя забывать о возможно;
сти преобразования огосударствленной в
СССР медицины не только в коммерчес;
кую рыночную, но и в общественную «нео�
земскую». Этому и будет посвящено сле;
дующее наше сообщение.
Литература
1. Богатко О. Деонтология — теория,
попранная практикой? Или назад, к
Гиппократу //Siberian Health Today. ;
1996.; N 5. — с. 8 ;11.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления.
Его мифы и структуры. — М.: Культур;
ная революция, Республика, 2006. —
269 с.
3. Вересаев В.В. Записки врача. С/с в 5
томах, том 1.; М.: Правда, 1961.;с.
224;460.
4. Гёте И. В. Фауст. М.: Худ. лит;ра., 1969,
510 с.
5. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Врач, паци;
ент и общество. Медико;этическая
проблема в истории. I. «Светя другим,
сгораю сам» // Мед. — XXI век. —
2008.; N 4 (13). — c. 71 — 80.
6. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Врач, паци;
ент и общество. Медико;этическая
проблема в истории. II. «Жрец —
страждущий»…. «Учитель — ученик» /
/ Мед. — XXI век. — 2009.; N 1 (14). —
c. 91 — 96.
7. Кропоткин П. А. Этика. М. : ИПЛ, 1991.
— 496 с.
8. Лик Э. Врач и его призвание: Мысли
еретика / Пер. с нем.; Днепропет;
ровск: Изд. журн. “Нов. хирургич. арх.”,
1928.; 120 с.
9. Мат;лы IX Пироговского съезда врачей
// Русск. врач. — 1904. — N 6. — с. 1;
Рис. 4. Доктор Альберт Швейцер (1875-1965) в
1933 г. в своей больнице в Ламбарене (Габон)
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT MEDICINE #1 (31), 2013
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ МЕДИЦИНЫ № 1 (31), 2013 г.
15
340.
10. Мирский М.Б. Медицина России ХVI;
XIX столетий. М.: Роспэн, 2002. — 400
с.
11. Оппель В.А. Моё жизнеописание. СПб:
Изд;во СПбМАПО, 2002. — 448 c.
12. Посредникова М.Г., Тюкин В.П., Чури;
лов Л.П. Солнечный разум: А.Л. Чижев;
ский и патофизиология/ Бюлетень IX
читань iм. В.В. Пiдвисоцького, 27;28
травня 2010 року, Одеса : ОДМУ, 2010.
— c. 21 — 24.
13. Решетников А.В. Социология медици;
ны. Руководство. М.: Медицина, 2002.
— 976 с.
14. Солженицын А.И. Как нам обустроить
Россию / Специальный выпуск. Бро;
шюра к газете “Комсомольская прав;
да” от 18 сентября 1990 г.
15. Тюкин В.П., Фионик О.В., Чурилов Л.П.
Универсант Серебряного века:
А.А.Богданов—врач, естествоиспыта;
тель и философ. Сообщение I. Богда;
нов;теоретик // Вестн. С.;Петерб. ун;
та. Сер. 11. — 2010. — вып. 1. — с. 247;
260.
16. Тюкин В.П., Чурилов Л.П. Русский кос;
мизм и медицина // Наука и техника:
вопросы теории и истории. Тез. XXXVII
Междунар. годичн. конф;и СПб Отд.
Росс. национальн. комитета по исто;
рии и философии науки и техники РАН
(28 ноября;2 декабря 2011 г.) С. Петер;
бург.; 2011. — т.37. — с. 373;375.
17. Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем.
Э. Телятниковой — М. :АСТ—АСТ
МОСКВА, 2008. — 314 с.
18. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по
истории культуры. М.: Прогресс —
Традиция, 1997. — 416 с.
19. Чазов Е.И. Иллюзию здоровья можно
продать // АиФ. — 30.04.2003. — N18
(1175). — с.3.
20. Чурилов Л.П. С.М. Лукьянов — выда;
ющийся патофизиолог и государ;
ственный деятель эпохи археомодер;
на / Бюлетень IX читань iм. В.В.
Пiдвисоцького, 27;28 травня 2010
року, Одеса : ОДМУ, 2010. — с. 30;34.
21. Illich I. Limits to medicine: medical
Nemesis—the expropriation of health.
London: Marion Boyars, 1976. — 332 P.
22. Schweitzer A. Das Problem des Friedens
in der heutigen. Munchen: Welt, 1954.
Доступно по адр.: http://
www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/
Schweitzer/Prob_Mir.php.
Резюме
БУТИ ЗДОРОВИМ АБО МАТИ
ЗДОРОВ'Я?
ПОВІДОМЛЕННЯ I. МЕДИКО;ЕТИЧНА
ПРОБЛЕМА В ІНДУСТРІАЛЬНОМУ І
ПОСТІНДУСТРІАЛЬНОМУ СВІТІ.
Зайчик А.Ш., Чурілов Л.П.
Розглядаються етико;деонтологічні
питання взаємин лікаря і пацієнта в індус;
тріальному і пост;індустріальному
суспільстві. Особливу увагу приділено дос;
віду російської земської медицини та еко;
номічним основам її існування стосовно до
сучасних проблем вітчизняної охорони
здоров'я.
Ключові слова: біоетика, лікар, деонто�
логія, доказова медицина, земська ме�
дицина, історія медицини, медичне пра�
во, пацієнт, російський космізм.
Abstract
TO BE HEALTHY OR TO HAVE THE
HEALTH? THE PROBLEM OF MEDICAL
ETHICS IN INDUSTRIAL AND
POSTINDUSTRIAL WORLD. PROCEEDING I.
Zaichik A.Sh., Churilov L.P.
An article reviews ethical and
deontological aspects of the relations
between doctor and patient in industrial and
postindustrial society. Special attention is paid
to the experience and economical basis of
Russian “Zemstvo” Medicine extrapolated to
the current problems of domestic health care.
Key words: bioethics, history of
medicine, evidence�based medicine, medical
law, physician, deontology, “Zemstvo”
medicine, patient, Russian cosmism.
Впервые поступила в редакцию 12.02.2013 г.
Рекомендована к печати на заседании
редакционной коллегии после рецензирования
|