Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания
Изложены основные положения разработанной концепции конвертирования поршневых двигателей на питание метанолом. Приведены результаты сравнительных экспериментальных исследований двигателя МеМЗ–245 при работе на бензине и испарённом метаноле....
Збережено в:
| Дата: | 2010 |
|---|---|
| Автори: | , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Інстиут проблем машинобудування ім. А.М. Підгорного НАН України
2010
|
| Назва видання: | Проблемы машиностроения |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/141859 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания / В.Д. Савицкий, Л.В. Терновая // Проблемы машиностроения. — 2010. — Т. 13, № 6. — С. 71-76. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-141859 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1418592025-02-23T17:24:23Z Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания Methanol application as a fuel for internal combustion engines Савицкий, В.Д. Терновая, Л.В. Нетрадиционная энергетика Изложены основные положения разработанной концепции конвертирования поршневых двигателей на питание метанолом. Приведены результаты сравнительных экспериментальных исследований двигателя МеМЗ–245 при работе на бензине и испарённом метаноле. Викладено основні засади розробленої концепції конвертування поршневих двигунів на живлення метанолом. Наведено результати порівнювальних експериментальних досліджень двигуна МеМЗ–245 при роботі на бензині та випарованому метанолі. Fundamentals of developed conception of free-piston engine conversion to methanol feeding are stated. Results of comparative experimental researches of engine MEM3-245 operating on petrol and vaporized methanol are cited. 2010 Article Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания / В.Д. Савицкий, Л.В. Терновая // Проблемы машиностроения. — 2010. — Т. 13, № 6. — С. 71-76. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. 0131-2928 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/141859 621.43.013.3 ru Проблемы машиностроения application/pdf Інстиут проблем машинобудування ім. А.М. Підгорного НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Нетрадиционная энергетика Нетрадиционная энергетика |
| spellingShingle |
Нетрадиционная энергетика Нетрадиционная энергетика Савицкий, В.Д. Терновая, Л.В. Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания Проблемы машиностроения |
| description |
Изложены основные положения разработанной концепции конвертирования поршневых двигателей на питание метанолом. Приведены результаты сравнительных экспериментальных исследований двигателя МеМЗ–245 при работе на бензине и испарённом метаноле. |
| format |
Article |
| author |
Савицкий, В.Д. Терновая, Л.В. |
| author_facet |
Савицкий, В.Д. Терновая, Л.В. |
| author_sort |
Савицкий, В.Д. |
| title |
Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания |
| title_short |
Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания |
| title_full |
Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания |
| title_fullStr |
Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания |
| title_full_unstemmed |
Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания |
| title_sort |
применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания |
| publisher |
Інстиут проблем машинобудування ім. А.М. Підгорного НАН України |
| publishDate |
2010 |
| topic_facet |
Нетрадиционная энергетика |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/141859 |
| citation_txt |
Применение метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания / В.Д. Савицкий, Л.В. Терновая // Проблемы машиностроения. — 2010. — Т. 13, № 6. — С. 71-76. — Бібліогр.: 17 назв. — рос. |
| series |
Проблемы машиностроения |
| work_keys_str_mv |
AT savickijvd primeneniemetanolavkačestvetoplivadlâdvigatelejvnutrennegosgoraniâ AT ternovaâlv primeneniemetanolavkačestvetoplivadlâdvigatelejvnutrennegosgoraniâ AT savickijvd methanolapplicationasafuelforinternalcombustionengines AT ternovaâlv methanolapplicationasafuelforinternalcombustionengines |
| first_indexed |
2025-11-24T02:36:50Z |
| last_indexed |
2025-11-24T02:36:50Z |
| _version_ |
1849637533616439296 |
| fulltext |
НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ISSN 0131–2928. Пробл. машиностроения, 2010, Т. 13, № 6 71
УДК 621.43.013.3
В. Д. Савицкий
Л. В. Терновая
Институт проблем машиностроения им. А.Н. Подгорного НАН Украины
(г. Харьков, E–mail: dppp@ipmach.kharkov.ua)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАНОЛА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изложены основные положения разработанной концепции конвертирования поршневых
двигателей на питание метанолом. Приведены результаты сравнительных экспери-
ментальных исследований двигателя МеМЗ–245 при работе на бензине и испарённом
метаноле.
Викладено основні засади розробленої концепції конвертування поршневих двигунів на
живлення метанолом. Наведено результати порівнювальних експериментальних дослі-
джень двигуна МеМЗ–245 при роботі на бензині та випарованому метанолі.
Введение
Зависимость от импорта моторных топлив нефтяного происхождения вносит значи-
тельный дисбаланс во все сферы экономики. В то же время Украина имеет все возможности
для постепенного перевода транспорта на альтернативные энергоносители, среди которых
следует выделить прежде всего спирты, в частности метанол. Преимуществом спиртовых
топлив является их близость по основным моторным и эксплуатационным свойствам к бен-
зину. Спирты могут производиться из большого числа органических веществ, таких, как
уголь, древесина, природный газ, городские и сельскохозяйственные отходы, а также из вы-
бросов металлургических и химических производств, сжигаемых в настоящее время в факе-
лах [1–3].
Существенным достоинством применения спиртовых топлив является улучшение
экологической обстановки в зонах повышенной концентрации автотранспорта. Так, при ра-
боте двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на метаноле значительно снижаются выбросы
основных токсичных компонентов (оксид углерода, несгоревшие углеводороды и оксиды
азота) при некотором увеличении выбросов альдегидов [4–7].
Метанол (метиловый спирт) является высокооктановым синтетическим моторным
топливом. Однако по сравнению с основными характеристиками бензина он имеет некото-
рые особенности (см. таблицу):
− меньшая низшая теплота сгорания метанола, но практически одинаковая с нефтяными
топливами объёмная теплота сгорания топливовоздушной смеси;
− более высокая антидетонационная стойкость;
− повышенная теплота парообразования и более высокая температура кипения;
− более широкие концентрационные пределы воспламенения.
Следует также отметить повышенную агрессивность метанола по отношению к не-
которым конструкционным материалам [8–11].
Перечисленные особенности метилового спирта ставят ряд проблем на пути его мас-
сового применения в качестве автомобильного топлива. Основной проблемой является ус-
тойчивый запуск и прогрев двигателя. К тому же, в силу высокой коррозионной активности
метанола использование штатной бензиновой системы питания не представляется возмож-
ным. Кроме того, переход на метиловый спирт связан с изменением проходных сечений то-
пливоподающей аппаратуры.
НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ISSN 0131–2928. Пробл. машиностроения, 2010, Т. 13, № 6 72
Физико-химические и эксплуатационные свойства метанола и бензина
Показатели Метанол Бензин
Теоретически необходимое количество воздуха
для сгорания 1 кг топлива, кг/кг 6,45 14,95
Теплота сгорания, кДж/кг 21500 44000
Теплота сгорания стехиометрической смеси, кДж/м3 3770 3740
Теплота испарения, кДж/кг 1170 300
Температура кипения (область кипения), К 338 310–470
Снижение температуры смеси при испарении, К 122 20
Давление насыщенных паров, кПа 13 65–92
Концентрационные пределы горения (α) 0,7–2,0 0,6–1,6
1. Питание поршневых двигателей метиловым спиртом
Известен способ подачи спирта в двигатель автомобиля по аналогии с подачей бен-
зина [5]. Этот способ требует увеличения проходных сечений топливоподающей аппаратуры
и дополнительного подогрева впускного коллектора. Запуск такого двигателя при темпера-
туре менее 8 °С невозможен. Кроме того, этот способ требует замены всех корродирующих
элементов топливной системы.
Метанол может использоваться в виде добавок к автомобильному бензину в количе-
стве 6–15% [12–15]. Этот способ требует стабилизации бензоспиртовой смеси путём добав-
ки высших спиртов [16, 17]. Склонность к расслоению бензоспиртовых эмульсий усиливает-
ся с понижением температуры и увеличением концентрации воды. «Холодный» пуск двига-
теля на бензоспиртовых смесях также затруднён.
В Институте проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины разра-
ботана следующая концепция использования метанола в качестве топлива для ДВС с искро-
вым зажиганием:
− запуск и прогрев двигателя осуществляется на бензине, после чего его подача прекраща-
ется и осуществляется переход на метиловый спирт;
− метанол подаётся в испаритель, обогреваемый отработавшими газами двигателя;
− пары метилового спирта через управляемый дозатор подаются непосредственно во впу-
скной коллектор двигателя;
− регулирование подачи воздуха осуществляется штатной дроссельной заслонкой, связан-
ной с дозатором газообразного спирта.
Предлагаемая концепция не имеет аналогов в Украине и в мире и обладает следую-
щими преимуществами по сравнению с описанными выше:
− устойчивый запуск двигателя при пониженных температурах;
− отсутствие контакта спирта с элементами бензиновой топливоподающей аппаратуры;
− раздельное (в случае необходимости) использование как бензина, так и спирта в качестве
топлива;
− возможность применения вместо испарителя каталитического реактора конверсии мета-
нола, позволяющего повысить качество топливовоздушной смеси.
2. Создание экспериментального образца топливной системы для работы ДВС на
испарённом метаноле
Для проведения исследований рабочего цикла поршневых двигателей, питаемых ме-
тиловым спиртом, с учётом предварительных расчётов был разработан и изготовлен экспе-
риментальный образец топливной системы, включающей испаритель топлива, дозатор и сис-
тему подвода отработавших газов и метанола к испарителю.
Испаритель топлива, принципиальная схема которого приведена на рис. 1, предна-
значен для подготовки (испарения) метанола перед подачей его в двигатель внутреннего
сгорания, отработавшие газы которого являются теплоносителем для испарителя.
НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ISSN 0131–2928. Пробл. машиностроения, 2010, Т. 13, № 6 73
Разработанный ис-
паритель топлива пред-
ставляет собой восьмихо-
довой теплообменный ап-
парат неразборной кожу-
хотрубной конструкции,
полностью изготовленный,
учитывая корродирующее
действие метанола на
большинство металлов и
сплавов, из нержавеющей
стали. Входная труба испа-
рителя соединяется с вы-
пускной системой двигате-
ля, а выходная – с систе-
мой отвода отработавших
газов от двигателя.
Испаритель топлива содержит восемь соединённых последовательно теплообменных
элементов, каждый из которых состоит из четырёх трубок для пропускания теплоносителя.
Эти трубки за счёт наружного оребрения имеют развитую поверхность теплообмена.
Метанол подводится к испарителю трубкой из нержавеющей стали через штуцер
диаметром 8 мм, а для пара этого спирта предусмотрен выходной штуцер диаметром 12 мм.
Верхние и нижние полости теплообменных элементов заключены в кожухи, соединённые
между собой, и служат накопительной ёмкостью для пара. При остывании, когда двигатель
не работает, пар конденсируется и метанол в жидком виде стекает в нижнюю полость тепло-
обменника.
Для регулирования расхода испарённого спирта разработан и изготовлен экспери-
ментальный образец дозатора топлива, представляющий собой механическое золотниковое
устройство. Основные детали дозатора – седло иглы, игла и корпус – изготовлены из нержа-
веющей стали.
Расход пара регулируется осевым перемещением иглы, рабочая часть которой имеет
профиль, обеспечивающий линейную зависимость площади проходного сечения дозатора от
хода иглы. Для обеспечения полного запирания дозатора в положении, когда игла своей от-
сечной кромкой сидит на седле, служит поджимная пружина. Герметичность в месте выхода
иглы из корпуса обеспечивается уплотнительным устройством. Кроме того, на трущейся
поверхности иглы имеется лабиринтное уплотнение. В корпус дозатора вварена перепускная
трубка для отвода метанола, просочившегося между поверхностью иглы и внутренней по-
верхностью корпуса.
3. Сравнительные экспериментальные исследования двигателя МеМЗ–245 при работе
на бензине и испарённом метаноле
Программой исследований предусматривалось снятие поля сравнительных нагру-
зочных характеристик при работе двигателя МеМЗ–245 на бензине и на метаноле в условиях
моторного стенда. Работа на бензине осуществлялась путём использования штатной аппара-
туры без подачи отработавших газов в испаритель. Для перехода на питание метанолом дви-
гатель запускался на бензине с целью прогрева испарителя до температуры, превышающей
температуру кипения метилового спирта. Затем подача бензина в карбюратор прекращалась,
и после выработки топлива из поплавковой камеры осуществлялся переход на питание дви-
гателя испарённым метанолом.
При снятии нагрузочных характеристик предусматривалась регистрация мощност-
ных, экономических и экологических показателей двигателя, а также коэффициента избытка
воздуха. При этом контролировалась температура отработавших газов на входе в испаритель
1
2 3
Рис. 1. Схема испарителя топлива:
1 – жидкий метанол; 2 – отработавшие газы; 3 – испаренный метанол
НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ISSN 0131–2928. Пробл. машиностроения, 2010, Т. 13, № 6 74
и на выходе из него, а также температура ме-
танола непосредственно перед подачей его в
двигатель.
В процессе проведения эксперимен-
тальных исследований удалось добиться ус-
тойчивой работы двигателя на испарённом
метаноле во всём диапазоне изменения на-
грузки и частоты вращения коленчатого вала.
Коэффициент избытка воздуха при этом из-
менялся от 1,0 до 2,0. На рис. 2 приведены
сравнительные нагрузочные характеристики
двигателя МеМЗ–245, из которых видно, что
рабочий цикл двигателя, использующего в
качестве топлива испарённый метанол, харак-
теризуется большей эффективностью в срав-
нении с бензиновым двигателем. Так, прирост
максимального эффективного КПД составляет
23 %, а повышение эффективности рабочего
цикла на частичных нагрузках ещё больше –
до 40 %. Это объясняется, в первую очередь,
работой метанольного двигателя на обеднён-
ных смесях, а также улучшенным качеством
смесеобразования и большей полнотой сгорания ввиду особой подготовки топлива – его
полного испарения.
Закон регулирования мощности (рис. 3), полученный в результате оптимизации по
эффективному КПД путём выбора соотношения между положением иглы дозатора топлива
и дроссельной заслонки карбюратора, характеризуется как смешанное регулирование, когда
от холостого хода до нагрузки около 40% коэффициент избытка остаётся постоянным на
уровне α = 2,0 (количественное регулирование), а дальнейшее увеличение мощности обес-
печивается качественным регулированием до α = 1,0 на внешней характеристике.
При проведении экспериментальных исследований проводился отбор проб отрабо-
тавших газов для анализа на присутствие в них основных токсичных компонентов: оксидов
азота (NOX), оксида углерода (СО), несгоревших углеводородов (СnHm), формальдегида
(СН2О) и остаточного метанола.
Сравнительные исследования
двигателя МеМЗ–245 при работе
на бензине и метаноле показали,
что при использовании в качестве
топлива испарённого метанола
наблюдается существенное сни-
жение токсичности отработавших
газов (рис. 4).
Это объясняется приме-
нением смешанного регулирова-
ния мощности и физико-
химическими особенностями ме-
тилового спирта. Выбросы ток-
сичных компонентов с отрабо-
тавшими газами метанольного и
бензинового двигателя оказыва-
ются близкими по величине толь-
ко в области максимальных на-
4
5
6
1
2
3
Рис. 2. Нагрузочные характеристики
двигателя МеМЗ-245:
1 – бензин, n = 3000мин-1; 2 – бензин,
n = 2500мин-1; 3 – бензин, n = 2000мин-1;
4 – метанол, n = 3000мин-1; 5 – метанол,
n = 2500мин-1; 6 – метанол, n = 2000мин-1
α=1
α=1,6
α=2,0
0,75
ре, МПа
0,6
0,15
0 1000 2000 3000 4000 n, мин-1 6000
0,45
0,3
Рис. 3. Универсальная характеристика двигателя МеМЗ-
245, работающего на метаноле, по коэффициенту
избытка воздуха (закон регулирования мощности)
НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ISSN 0131–2928. Пробл. машиностроения, 2010, Т. 13, № 6 75
грузок (NOX) и минимальной мощности
(СnHm). Большая же часть области изме-
нения нагрузки на двигатель отличает
применение испарённого метанола очень
низкой токсичностью отработавших га-
зов, особенно по выбросам оксида угле-
рода. Исключение составляет формальде-
гид, которого в отработавших газах мета-
нольного двигателя приблизительно в 2
раза больше, чем у бензинового прототи-
па. Что же касается наличия в отрабо-
тавших газах несгоревшего метанола, то
проведенный анализ позволил обнару-
жить лишь его следы. Это подтверждает
высокое качество смесеобразования и
полноту сгорания в случае использования
в качестве топлива испарённого метано-
ла.
В целом, интегральное снижение
токсичности на основных эксплуатаци-
онных режимах работы двигателя, пи-
тающегося испарённым метиловым спир-
том, можно оценить как двух-
трёхкратное в сравнении с бензиновым
прототипом.
В процессе экспериментальных
исследований измерялась температура отработавших газов (ОГ) на входе в испаритель топ-
лива и на выходе из него, а также температура метанола непосредственно перед подачей его
в двигатель. Как показало термометрирование, испаритель топлива представляет собой дос-
таточно совершенный теплообменный аппарат. Так, перепад температур ОГ на входе и вы-
ходе из него достигает 400 градусов, что является преимуществом предложенной схемы с
предварительным испарением топлива, т.к. в этом случае значительно снижается тепловое
загрязнение окружающей среды автомобильными двигателями.
Выводы
При проведении экспериментальных исследований рабочего цикла поршневого
ДВС, использующего в качестве топлива метанол, были получены следующие основные ре-
зультаты:
− энергоустановка с ДВС и испарителем метилового спирта показала хорошую работоспо-
собность, что подтверждает правильность выбранной концепции конвертирования бензи-
нового двигателя на питание метанолом;
− использование в качестве топлива испарённого метанола вместо бензина даёт возмож-
ность увеличить максимальный эффективный КПД на 23 %, а на режимах частичных на-
грузок КПД вырастает более чем на 40 %;
− оптимальным законом регулирования мощности метанольного двигателя является сме-
шанное регулирование, когда от холостого хода до нагрузки около 40 % коэффициент из-
бытка воздуха остаётся постоянным (α=2,0), а увеличению нагрузки сопутствует качест-
венное регулирование до α=1 на внешней характеристике;
− интегральное снижение токсичности отработавших газов на основных эксплуатационных
режимах работы двигателя, питающегося метиловым спиртом, составляет 2–3 раза в
сравнении с бензиновым прототипом;
200
C H ,n m
100
4
2
0
СО,
0 0,1 0,2 0,3 0,4 р ,е МПа 0,7
4000
NO ,X
3000
2000
1000
0
200
СН О,2
млн-1
100
0
млн-1
%
мпн-1
1
2
Рис. 4. Изменение выбросов основных токсичных
компонентов ОГ двигателя МеМЗ-245 по
нагрузочной характеристике при n = 2500 мин-1:
1 – метанол; 2 – бензин
НЕТРАДИЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ISSN 0131–2928. Пробл. машиностроения, 2010, Т. 13, № 6 76
− утилизация отработавших газов в энергоустановке с испарителем метанола существенно
снижает тепловое загрязнение окружающей среды автомобильными двигателями.
Литература
1. Звонов В. А. Метанол как топливо для транспортных средств / В. А. Звонов, В. И. Черных, В. К. Ба-
лакин. – Харьков: Основа, 1990. – 150 с.
2. Печуро Н. С. Химия и технология синтетического жидкого топлива и газа / Н. С. Печуро,
В. Д. Капкин, О. Ю. Песин. – М.: Химия, 1986. – 352 с.
3. Караваев М. М. Технология синтетического метанола / М. М. Караваев, В. Е. Леонов, И. Т. Попов
и др. – М.: Химия, 1984. – 240 с.
4. Influence of operationg conditions on output exhanst emission and combustio variation of low compres-
sion ratio methanol injection / H. Sigenobu, K. Yuzuru, S. Norihiro, K. Shuichi // SAE Techn. Pap. Ser. –
1991. – N 910866. – P. 1–12.
5. Fleming R. D. Methanol as a automotive fuel. Part 1. Straight Methanol / R. D. Fleming,
T. W. Chamberlain // SAE Prepr. – N 750121. – 11 p.
6. Эмиссии при сгорании метанола в ДВС. – Экспресс-информация. Поршневые и газотурбинные
двигатели. – М.: ВИНИТИ, 1977. – № 6. – С. 17–18.
7. Harvey C. A. Toxicologically acceptable levels of methanol and formaldehyde emissions from methanol-
fueled vehicles / C. A. Harvey, P. M. Carev, J. H. Somers and others // SAE Tehn. Pap. Ser. – 1984. –
N 841357. – 16 p.
8. Влияние различных факторов на износ двигателей, работающих на метаноле. – Экспресс-
информация. Поршневые и газотурбинные двигатели. – М.: ВИНИТИ, 1985. – № 39. – С. 18–23.
9. Отборочные испытания моторных масел двигателей, работающих на метаноле. – Экспресс-
информация. Поршневые и газотурбинные двигатели. – М.: ВИНИТИ, 1984. – № 21. – С. 6–8.
10. Разработка моторных масел для двигателей, работающих на спиртах. – Экспресс-информация.
Поршневые и газотурбинные двигатели. – М.: ВИНИТИ, 1982. – № 29. – С. 7–9.
11. Naegeli D. W. Engine wear methanol fuel in a nitrogen-free environment / D. W Naegeli, D. M. Jost,
E. C Owens // SAE Techn. Pap. Ser. – 1984. – N 841374. – 10 p.
12. Лукшо В. А. Бензометанольные смеси – топливо для карбюраторных двигателей / В. А. Лукшо,
Е. В. Шатров, В. В. Соколов и др. // Автомоб. пром-сть. – 1980. – № 6. – С. 32–35.
13. Pannone G. M. Methanol as a fuel for a lean turbocharger spark ignition engine / G. M. Pannone,
R. T. Johnson // SAE Techn. Pap. Ser. – 1989. – N 890435. – P. 1–11.
14. Звонов В. А. Теплообмен в ячейке автомобильного газификатора метанола / В. А. Звонов,
Л. И. Крупник, В. И. Черных // Метанол и его переработка. Сб. науч. тр. ГосНИИметанолпроект. –
М.: НИИТЭХИМ. – 1985. – С. 53–56.
15. Ingamells I. C. Methanol as a motor fuel or a gasoline blending component / I. C. Ingamells,
R. H. Lindduist // SAE Prepr. – 1975. – № 750123. – 9 p.
16. Энглин Б. А. Низкотемпературные свойства бензоэтанольных смесей / Б. А. Энглин, С. К. Кюрегян,
Н. И. Левинсон и др. // Тр. ВНИИ по переработке нефти. – 1977. – Вып. 20. – С. 106–109.
17. Hardenberg H. O. Thermodynamische betrachtungen zum Mersedes-Benz methanol-gasmotor-konzept //
Automob. Ing. – 1983. –N 3. – P. 297–301.
Поступила в редакцию
24.11.10
|