Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины

Рассмотрена возможность производства вентильных двигателей с постоянными магнитами при использовании штампов статора вентильно-реактивного двигателя.

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2008
Hauptverfasser: Радимов, И.Н., Рымша, В.В., Гулый, М.В., Процина, З.П., Чан Тхи Тху Хыонг
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут технічних проблем магнетизму НАН України 2008
Schriftenreihe:Електротехніка і електромеханіка
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/143002
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины / И.Н. Радимов, В.В. Рымша, М.В. Гулый, З.П. Процина, Чан Тхи Тху Хыонг // Електротехніка і електромеханіка. — 2008. — № 1. — С. 41-43. — Бібліогр.: 1 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-143002
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1430022025-02-23T17:58:03Z Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины Development of brushless DC motors with permanent magnets on the basis of a switched reluctance motor stator die Радимов, И.Н. Рымша, В.В. Гулый, М.В. Процина, З.П. Чан Тхи Тху Хыонг Електричні машини та апарати Рассмотрена возможность производства вентильных двигателей с постоянными магнитами при использовании штампов статора вентильно-реактивного двигателя. Розглянуто можливість виробництва вентильних двигунів з постійними магнітами при використанні штампів статора вентильно-реактивного двигуна. A feasibility of manufacturing brushless DC motors with permanent magnets on the basis of a switched reluctance motor stator die is considered. 2008 Article Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины / И.Н. Радимов, В.В. Рымша, М.В. Гулый, З.П. Процина, Чан Тхи Тху Хыонг // Електротехніка і електромеханіка. — 2008. — № 1. — С. 41-43. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. 2074-272X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/143002 621.313.13 ru Електротехніка і електромеханіка application/pdf Інститут технічних проблем магнетизму НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Електричні машини та апарати
Електричні машини та апарати
spellingShingle Електричні машини та апарати
Електричні машини та апарати
Радимов, И.Н.
Рымша, В.В.
Гулый, М.В.
Процина, З.П.
Чан Тхи Тху Хыонг
Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины
Електротехніка і електромеханіка
description Рассмотрена возможность производства вентильных двигателей с постоянными магнитами при использовании штампов статора вентильно-реактивного двигателя.
format Article
author Радимов, И.Н.
Рымша, В.В.
Гулый, М.В.
Процина, З.П.
Чан Тхи Тху Хыонг
author_facet Радимов, И.Н.
Рымша, В.В.
Гулый, М.В.
Процина, З.П.
Чан Тхи Тху Хыонг
author_sort Радимов, И.Н.
title Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины
title_short Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины
title_full Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины
title_fullStr Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины
title_full_unstemmed Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины
title_sort разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины
publisher Інститут технічних проблем магнетизму НАН України
publishDate 2008
topic_facet Електричні машини та апарати
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/143002
citation_txt Разработка вентильных двигателей с постоянными магнитами на базе штампа статора реактивной машины / И.Н. Радимов, В.В. Рымша, М.В. Гулый, З.П. Процина, Чан Тхи Тху Хыонг // Електротехніка і електромеханіка. — 2008. — № 1. — С. 41-43. — Бібліогр.: 1 назв. — рос.
series Електротехніка і електромеханіка
work_keys_str_mv AT radimovin razrabotkaventilʹnyhdvigatelejspostoânnymimagnitaminabazeštampastatorareaktivnojmašiny
AT rymšavv razrabotkaventilʹnyhdvigatelejspostoânnymimagnitaminabazeštampastatorareaktivnojmašiny
AT gulyjmv razrabotkaventilʹnyhdvigatelejspostoânnymimagnitaminabazeštampastatorareaktivnojmašiny
AT procinazp razrabotkaventilʹnyhdvigatelejspostoânnymimagnitaminabazeštampastatorareaktivnojmašiny
AT čanthithuhyong razrabotkaventilʹnyhdvigatelejspostoânnymimagnitaminabazeštampastatorareaktivnojmašiny
AT radimovin developmentofbrushlessdcmotorswithpermanentmagnetsonthebasisofaswitchedreluctancemotorstatordie
AT rymšavv developmentofbrushlessdcmotorswithpermanentmagnetsonthebasisofaswitchedreluctancemotorstatordie
AT gulyjmv developmentofbrushlessdcmotorswithpermanentmagnetsonthebasisofaswitchedreluctancemotorstatordie
AT procinazp developmentofbrushlessdcmotorswithpermanentmagnetsonthebasisofaswitchedreluctancemotorstatordie
AT čanthithuhyong developmentofbrushlessdcmotorswithpermanentmagnetsonthebasisofaswitchedreluctancemotorstatordie
first_indexed 2025-11-24T04:35:42Z
last_indexed 2025-11-24T04:35:42Z
_version_ 1849645012057325568
fulltext Електротехніка і Електромеханіка. 2008. №1 41 УДК 621.313.13 РАЗРАБОТКА ВЕНТИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ НА БАЗЕ ШТАМПА СТАТОРА РЕАКТИВНОЙ МАШИНЫ Радимов И.Н., к.т.н., доц. ООО "Завод "Электротехника" Украина, 54028, Николаев, ул. Новозаводская, 19 тел. (048) 738-58-55, E-mail: npo@omsp.od.ua Рымша В.В., д.т.н., проф., Гулый М.В., Процина З.П., Чан Тхи Тху Хыонг, Одесский национальный политехнический университет Украина, 65044, Одесса, пр. Шевченко, 1, ИЭЭ, кафедра электрических машин тел. (048) 738-58-55, E-mail: rimsha@omsp.od.ua Розглянуто можливість виробництва вентильних двигунів з постійними магнітами при використанні штампів ста- тора вентильно-реактивного двигуна. Рассмотрена возможность производства вентильных двигателей с постоянными магнитами при использовании штампов статора вентильно-реактивного двигателя. Завод "Электротехника" (г. Николаев), до недав- него времени специализировавшийся на выпуске асинхронных электродвигателей малой мощности, в этом году приступил к серийному выпуску новой продукции - регулируемых вентильно-реактивных двигателей (ВРД). На сегодняшний день освоено про- изводство двух типоразмером ВРД – с внешним диа- метром 57 мм и 84 мм. В то же время одними из наи- более востребованных сегодня на рынке являются вентильные двигатели с постоянными магнитами (ВДПМ), обладающие, по сравнению с ВРД, лучшими рабочими характеристиками [1]. Производство ВДПМ в Украине практически отсутствует. Поэтому одной из задач, стоящих перед заводом "Электротехника", является освоение серийного выпуска ВДПМ. Учиты- вая, что штампы для вырубки листов статора и ротора ВРД уже готовы, для снижения себестоимости произ- водства ВДПМ предлагается использовать готовые листы статора ВРД. Основной проблемой реализации ВДПМ в этом случае является прогнозируемое ожи- дание больших реактивных моментов, связанных с явнополюсной структурой статора ВРД. Исходя их этого, на примере двигателя с внешним диаметром 57 мм, оценим величину паразитных реактивных мо- ментов и рассмотрим меры по снижению их влияния на результирующий электромагнитный момент. Исходная вырубка листа статора ВРД имеет 8 зубцов ( 81 =Z ). При таком числе зубцов (пазов) стато- ра для ВДПМ выполнима обмотка с числом фаз 2=m . Число полюсов ротора принято 62 =p . При этом со- блюдается симметрия обмотки статора, имеющей дробное число пазов на полюс и фазу: 3 2 2 1 = ⋅ = mp Zq . Шаг обмотки по пазам: 131322 =−⋅=ε−⋅= qmy , т.е. обмотка выполняется сосредоточенной катушечной с минимальными по длине лобовыми частями, как и обмотка статора ВРД (рис. 1). Основные геометрические размеры исследуемо- го ВДПМ приведены в табл. 1. Коммутация фаз ВДПМ производится с исполь- зованием силового транзисторного инвертора, по- строенного по схеме трехфазного моста (рис. 2). Порядок включения транзисторов при повороте ротора на 360 электрических градусов (120 механиче- ских градусов) в одном направлении приведен в табл. 2. N +А +А +А - А -А - А - А +В +В +В +В -В - В - В -В S N N S S +А Рис. 1 Q1 Q3 Q5 Q2 Q4 Q6 A x y B C + Рис. 2 Таблица 1 Внешний диаметр статора, мм 57 Внутренний диаметр статора, мм 29 Длина активной части, мм 28 Воздушный зазор, мм 0,6 Высота магнита, мм 4,5 Длина полюсной дуги статора, гр. 45 Таблица 2 Такты коммутации Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q6 1 + + 2 + + 3 + + 4 + + 42 Електротехніка і Електромеханіка. 2008. №1 На роторе располагаются постоянные магниты из композиции NdFeB. Рассматриваемый статор ВДПМ имеет открытые пазы, что приводит к неравномерному распределению магнитного поля и возникновению реактивного момен- та. На рис. 3 приведено распределение магнитного поля, созданного постоянными магнитами (холостой ход). Рис. 3 Зависимости электромагнитного момента М от угла поворота ротора Θ при холостом ходе и наличии тока в одной из фаз статора при суммарной МДС ка- тушки фазы, равной 70 А, показаны на рис. 4. -0.24 -0.2 -0.16 -0.12 -0.08 -0.04 0 0.04 0.08 0.12 0.16 0.2 0.24 0 7.5 15 22.5 30 37.5 45 52.5 60 67.5 75 82.5 90 97.5 105 112.5 120 мНМ ⋅, ., грΘ Ток в обмотке статора Холостой ход Рис. 4 Из рис. 4 видно, что пульсации момента с перио- дом приблизительно 7,5 механических градусов, имеющие место при холостом ходе, практически по- вторяются в кривой изменения момента при наличии тока в обмотке статора. Следовательно, подавление пульсаций момента при холостом ходе обеспечит улучшение формы кривой момента при наличии тока в статоре и ее приближение к синусоидальной форме. Для решения данной задачи возможно применение различных способов уменьшения уровня пульсаций реактивного момента. Исходя из имеющихся на заводе "Электротехни- ка" технологических возможностей ограничимся рас- смотрением следующих: - скос пазов статора; - сдвиг магнитов на половине активной длины машины. Скос пазов, с одной стороны, является одним из наиболее эффективных способов уменьшения пульса- ций электромагнитного момента. С другой стороны этот способ приводит к усложнению технологии про- изводства электродвигателя и, соответственно, к уве- личению его стоимости. Расчеты электромагнитного момента ВДПМ при углах скоса пазов статора от 4 до 8 градусов показали, что хорошее сглаживание пульсаций наблюдается при углах, близких к 7,5 градусам, а уменьшение либо увеличение угла скоса от 7,5 градусов приводит к ухудшению формы электромагнитного момента. На рис. 5 приведены результаты расчета элек- тромагнитного момента ВДПМ при холостом ходе, а на рис. 6 – при наличии тока в обмотке статора, при прямых пазах статора и при скосе пазов на угол 6 гра- дусов, иллюстрирующие эффект применения скоса пазов статора. В результате скоса пазов удалось более чем в 16 раз снизить амплитуду пульсаций электромагнитного момента на холостом ходу и, тем самым, обеспечить хорошее приближение к синусоиде также и момента при наличии тока в обмотке статора. Следующей техникой, обеспечивающей сниже- ние пульсаций электромагнитного момента, является сдвиг магнитов на роторе в несколько ступеней. Нами рассмотрен наиболее простой случай – двухступенча- тый сдвиг на угол 3,75 градуса (рис. 7). Принципиально возможно увеличение числа ступеней, но технологически это трудно выполнимо. -0.02 -0.018 -0.016 -0.014 -0.012 -0.01 -0.008 -0.006 -0.004 -0.002 0 0.002 0.004 0.006 0.008 0.01 0.012 0.014 0.016 0.018 0.02 0 7.5 15 22.5 30 37.5 45 52.5 60 67.5 75 82.5 90 97.5 105 112.5 120 мНМ ⋅, ., грΘ Прямые пазы статора Скос пазов на 7,5 гр. Рис. 5 -0.24 -0.2 -0.16 -0.12 -0.08 -0.04 0 0.04 0.08 0.12 0.16 0.2 0.24 0 7.5 15 22.5 30 37.5 45 52.5 60 67.5 75 82.5 90 97.5 105 112.5 120 мНМ ⋅, ., грΘ Прямые пазы статора Скос пазов на 7,5 гр. Рис. 6 Рис. 7 Електротехніка і Електромеханіка. 2008. №1 43 Иллюстрацией воздействия двухступенчатого сдвига на изменение формы момента при холостом ходе являются данные рис. 8, а при наличии тока в обмотке статора – данные рис. 9. -0.02 -0.018 -0.016 -0.014 -0.012 -0.01 -0.008 -0.006 -0.004 -0.002 0 0.002 0.004 0.006 0.008 0.01 0.012 0.014 0.016 0.018 0.02 0 7.5 15 22.5 30 37.5 45 52.5 60 67.5 75 82.5 90 97.5 105 112.5 120 мНМ ⋅, ., грΘ Прямые пазы статора Сдвиг магнитов Рис. 8 -0.24 -0.2 -0.16 -0.12 -0.08 -0.04 0 0.04 0.08 0.12 0.16 0.2 0.24 0 7.5 15 22.5 30 37.5 45 52.5 60 67.5 75 82.5 90 97.5 105 112.5 120 мНМ ⋅, ., грΘ Прямые пазы статора Сдвиг магнитов Рис. 9 Двухступенчатый сдвиг магнитов на роторе ока- зывается менее эффективным по сравнению со скосом пазов статора и уменьшает амплитуду пульсаций элек- тромагнитного момента на холостом ходу лишь в 8 раз. Кроме того, форма этого момента далека от синусои- дальной, что затрудняет устойчивую работу двигателя в зоне низких скоростей при малых нагрузках на валу. Полученные теоретические результаты позволили спроектировать и изготовить ВДПМ с использованием листов статора ВРД, в котором выполнен скос пазов на 6 градусов. Внешний вид двигателя показан на рис. 10. Рис. 10 При проведении испытаний электропривода с изготовленным ВДПМ были определены рабочие ха- рактеристики электропривода, а именно: механиче- ская характеристика )(Mf=ω (рис. 11), зависимость тока электропривода от момента )(MfI = (рис. 12) и зависимость КПД электропривода от момента )(Mf=η (рис. 13). 0 40 80 120 160 200 0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.35мНM ⋅, 1, −ω с Рис. 11 0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.35 AI , мНM ⋅, Рис. 12 Характеристики снимались при напряжении ис- точника питания В24=dU и без регулирования ско- рости. 0 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.35 .., еоη мНM ⋅, Рис. 13 По результатам испытаний установлены номи- нальные значения скорости 1 НОМ с140 −=ω , тока электропривода А2=I . При этом 58,0НОМ =η , а при нагрузке, равной 0,75 от номинальной, 615,0=η . Полученные экспериментальные результаты сви- детельствуют об успешной реализации сформулиро- ванной в данной статье научно-практической задачи. Итоговым выводом по представленным мате- риалам может служить следующее: использование уже имеющихся штампов статора, разработанных для ВРД, позволяет, при выполнении скоса зубцовой зо- ны, производить ВДПМ с хорошими рабочими свой- ствами и, тем самым, расширить номенклатуру вы- пускаемых бесконтактных электроприводов на заводе "Электротехника" при относительно невысоких до- полнительных капиталовложениях. ЛИТЕРАТУРА [1] Антонов А.Е., Радимов И.Н., Рымша В.В. Сопостави- тельный анализ вентильных двигателей с пассивным и активным ротором // Праці ІЕД НАН України. Електро- динаміка: Зб. наук. пр. – 2005. № 1(10). – С. 53-56. Поступила 30.08.2007