Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы

Статья посвящена рассмотрению вопросов повышения качества регулирования натяжения полосы электроприводом моталки с применением асинхронного электродвигателя, посредством компенсации динамического моментаэлектропривода во время работы....

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2008
Main Author: Лимонов, Л.Г.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут технічних проблем магнетизму НАН України 2008
Series:Електротехніка і електромеханіка
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/143102
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы / Л.Г. Лимонов // Електротехніка і електромеханіка. — 2008. — № 5. — С. 24-25. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-143102
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1431022025-02-23T18:21:05Z Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы Compensation of dynamic moment of the asynchronous drive of a strip winder Лимонов, Л.Г. Електричні машини та апарати Статья посвящена рассмотрению вопросов повышения качества регулирования натяжения полосы электроприводом моталки с применением асинхронного электродвигателя, посредством компенсации динамического моментаэлектропривода во время работы. Стаття присвячена розгляданню питань підвищення якості регулювання натягу полоси електроприводом моталки з використанням асинхронного електродвигуна, шляхом компенсації динамічного моменту електропривода під час роботи. The article considers questions of improving quality of strip tension regulation by a reel drive with application of an asynchronous motor via compensation of dynamic moment of the electric drive during operation. 2008 Article Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы / Л.Г. Лимонов // Електротехніка і електромеханіка. — 2008. — № 5. — С. 24-25. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. 2074-272X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/143102 62.83, 621.316.79 ru Електротехніка і електромеханіка application/pdf Інститут технічних проблем магнетизму НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Електричні машини та апарати
Електричні машини та апарати
spellingShingle Електричні машини та апарати
Електричні машини та апарати
Лимонов, Л.Г.
Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы
Електротехніка і електромеханіка
description Статья посвящена рассмотрению вопросов повышения качества регулирования натяжения полосы электроприводом моталки с применением асинхронного электродвигателя, посредством компенсации динамического моментаэлектропривода во время работы.
format Article
author Лимонов, Л.Г.
author_facet Лимонов, Л.Г.
author_sort Лимонов, Л.Г.
title Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы
title_short Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы
title_full Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы
title_fullStr Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы
title_full_unstemmed Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы
title_sort компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы
publisher Інститут технічних проблем магнетизму НАН України
publishDate 2008
topic_facet Електричні машини та апарати
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/143102
citation_txt Компесация динамического момента асинхронного электропривода моталки полосы / Л.Г. Лимонов // Електротехніка і електромеханіка. — 2008. — № 5. — С. 24-25. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.
series Електротехніка і електромеханіка
work_keys_str_mv AT limonovlg kompesaciâdinamičeskogomomentaasinhronnogoélektroprivodamotalkipolosy
AT limonovlg compensationofdynamicmomentoftheasynchronousdriveofastripwinder
first_indexed 2025-11-24T09:16:07Z
last_indexed 2025-11-24T09:16:07Z
_version_ 1849662654837161984
fulltext 24 Електротехніка і Електромеханіка. 2008. №5 УДК 62.83, 621.316.79 КОМПЕСАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО МОМЕНТА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА МОТАЛКИ ПОЛОСЫ Лимонов Л.Г. к.т.н. АОЗТ "Тяжпромавтоматика", Украина, 61072, Харьков, Пр. Ленина, 56, тел. (057)758-64-88, E-mail: lgl@tpa5.vk.kh.ua Стаття присвячена розгляданню питань підвищення якості регулювання натягу полоси електроприводом моталки з використанням асинхронного електродвигуна, шляхом компенсації динамічного моменту електропривода під час ро- боти. Статья посвящена рассмотрению вопросов повышения качества регулирования натяжения полосы электроприводом моталки с применением асинхронного электродвигателя, посредством компенсации динамического моментаэлек- тропривода во время работы. При намотке полосы на моталку важной функци- ей системы регулирования натяжения, построенной по косвенному принципу действия, является компен- сация динамического момента. В общем случае дина- мический момент электропривода моталки состоит из двух составляющих [1] – составляющей, определяе- мой ускорением полосы при намотке, и составляю- щей, определяемой величиной изменения радиуса рулона наматываемого материала. Вторая состав- ляющая проявляется при намотке полосы на высоко- скоростных прокатных станах, в то время, как первая составляющая существенно влияет на точность под- держания натяжения полосы, независимо от скорости намотки. Компенсация ее необходима, в то время, как второй составляющей можно пренебречь, без ущерба для точности. При применении электропривода моталки с при- водным электродвигателем постоянного тока и регу- лированием скорости электродвигателя при измене- нии радиуса рулона путем изменения потока возбуж- дения, компенсация динамического момента сводится к изменению величины якорного тока электродвига- теля при изменения скорости намотки на величину, определяемую известным соотношением dt dv RM RI JJI n mn vc ⋅ ⋅ ⋅ ⋅+= 2дин )( , (1) в котором cJ - сумма моментов инерции якоря элек- тродвигателя, барабана моталки и элементов переда- чи, vJ - переменная составляющая момента инерции электропривода, равная 2 )( 44 rRbJv −⋅γ⋅⋅π = . (2) Здесь b – ширина; γ – плотность рулона; R, r –радиус рулона и барабана, а In и Mn – номинальные ток и мо- мент электродвигателя; Rm – максимальный радиус рулона. Компенсация динамического момента электро- привода моталки при использовании в качестве при- водного асинхронного электродвигателя с питанием от преобразователя частоты с векторным управлением имеет некоторые отличия. В этом случае компенсация динамического Мо- мента производится путем изменения величины мо- ментообразующей составляющей тока статора Iq с учетом того, какая система управления принята для регулирования координат электропривода [2]. Как видно из анализа структур систем управле- ния [2], в процессе роста момента электродвигателя при намотке полосы одновременно может существо- вать только один из двух возможных режимов изме- нения параметров электропривода: - изменение моментообразующей составляющей тока пропорционально радиусу рулона при постоян- ной величине потокосцепления - изменение потокосцепления пропорционально радиусу рулона при постоянной величине моментооб- разующей составляющей тока. Для получения зависимостей, определяющих ве- личину динамического тока асинхронного электро- двигателя введем обозначение коэффициента пото- косцепления nI M I M K n n qn n ϕ⋅ ==ϕ cos . (3) Здесь qnn II , - номинальные значения тока статора и его моментообразующей составляющей. Для случая, когда регулирование натяжения при намотке производится при постоянной величине по- токосцепления, величина моментообразующей со- ставляющей тока статора для компенсации динамиче- ского момента электропривода может быть рассчита- на по следующим зависимостям dt dv kR rRbJI cqd ⋅ ⋅ −⋅γ⋅⋅π += ϕ 1) 2 )(( 44 1 ; (4) dt dv Rk rRbJI cqd α −γπ += ϕ 1) 2 )(( 44 1 . (5) Формула (4) пригодна для случая, когда регули- рование натяжения при намотке рулона производится при номинальном потокосцеплении, а формула (5) – для случая, когда регулирование производится при зна- чении потокосцепления меньше номинального в α раз, например, при двухдиапазонном регулировании [2]. Електротехніка і Електромеханіка. 2008. №5 25 Для случая, когда регулирование натяжения при намотке рулона производится изменением потокосце- пления при постоянной величине моментообра- зующей составляющей тока статора, динамическая составляющая рассчитывается по формуле dt dv kR RrRbJI m cqd ⋅ ⋅ −⋅γ⋅⋅π += ϕ 2 44 2 ) 2 )(( . (6) Зависимости (4), (5) и (6) - основа для разработки алгоритма компенсации динамического момента мик- ропроцессорной системы управления электропривода. Приведенные формулы использованы для расче- та загрузки электродвигателя в режиме компенсации динамического момента электропривода моталки че- тырехклетевого стана холодной прокатки 1700. Параметры стана: максимальная скорость 25 м/с, ускорение 2,5 м/с/с. Максимальное натяжение полосы – 100 кН, ширина полосы 0,9 м - 1,5 м. Радиус бара- бана 0,3 м, максимальный радиус рулона 1,1 м. Для безредукторного привода моталки с такими параметрами может быть использован двухдвига- тельный электропривод с асинхронными электродви- гателями, параметры каждого из них 2000 кВт, 333 об/мин, J=871 кгм2. Номинальный момент одного электродвигателя 57,4кНм, что позволяет применить однозонную систему управления с регулированием скорости посредством изменения потокосцепления. Результаты расчета величины моментообразующей составляющей тока электродвигателя для компенса- ции динамического момента электропривода при по- стоянной величине ускорении стана 2,5 м/с/с, для по- лосы приведены на рис. 1. Рис. 1 Для сравнения на рис. 2 приведены кривые зави- симости величины динамического тока для безредук- торного электропривода той же моталки, но с привод- ным электродвигателем постоянного тока. Приводной электродвигатель – трехъякорный, с параметрами 3х1250 кВт, 210/800 об/мин, J = 3х5000 кгм2. Как видно из кривых, электропривод с асин- хронными электродвигателями требует меньших за- трат энергии для компенсации динамического момен- та благодаря лучшим динамическим характеристикам. Рис. 2 В заключение интересно рассмотреть приведен- ные на рис. 3 зависимости полного тока асинхронного электродвигателя моталки от радиуса рулона в режи- ме ускорения стана, при компенсации динамического момента, рассчитанные для условия, когда натяжение полосы максимально возможное ( qnq II = ). Рис. 3 Эти зависимости позволяют оценить величину динамических нагрузок электродвигателя и возмож- ности изменения динамических параметров стана (увеличение ускорения), которые при применении электропривода постоянного тока, как правило, огра- ничены возможностями электропривода моталки. ЛИТЕРАТУРА [1] Альшиц В.М., Зеленцов В.И., Тикоцкий А.Е. Электро- приводы моталок и разматывателей станов холодной прокатки. Москва. ИНФОРМЭЛЕКТРО, 1980. [2] Лимонов Л.Г. Об особенностях использования асин- хронного электродвигателя для привода моталки. // Еле- ктротехніка і електромеханіка, Харьков, 2007, №4, С. 40-44. Поступила 01.04.2008