Аннотации опубликованных статей
Gespeichert in:
| Datum: | 2011 |
|---|---|
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
2011
|
| Schriftenreihe: | Слово і Час |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/144284 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Аннотации опубликованных статей // Слово і Час. — 2011. — № 9. — С. 127. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-144284 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1442842025-02-23T17:32:23Z Аннотации опубликованных статей Summaries 2011 Article Аннотации опубликованных статей // Слово і Час. — 2011. — № 9. — С. 127. — рос. 0236-1477 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/144284 ru Слово і Час application/pdf Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| format |
Article |
| title |
Аннотации опубликованных статей |
| spellingShingle |
Аннотации опубликованных статей Слово і Час |
| title_short |
Аннотации опубликованных статей |
| title_full |
Аннотации опубликованных статей |
| title_fullStr |
Аннотации опубликованных статей |
| title_full_unstemmed |
Аннотации опубликованных статей |
| title_sort |
аннотации опубликованных статей |
| publisher |
Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України |
| publishDate |
2011 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/144284 |
| citation_txt |
Аннотации опубликованных статей // Слово і Час. — 2011. — № 9. — С. 127. — рос. |
| series |
Слово і Час |
| first_indexed |
2025-11-24T02:38:09Z |
| last_indexed |
2025-11-24T02:38:09Z |
| _version_ |
1849637616248422400 |
| fulltext |
127Слово і Час. 2011 • №9
Ярослав Голобородько. Интеллектуальные порталы
Михаила Драгоманова
В статье выделены и рассмотрены проявления ,
аспекты трансформационного мышления М.Драгоманова.
Проанализировано его тяготение к неоднозначным оценкам
и характеристикам, которые касаются как социополитических
процессов, так и художественно-эстетических явлений.
Отдельное внимание уделено эстетике Драгоманова,
которая непосредственно сопряжена с его онтологическими
основаниями.
Ключевые слова: мыслительный процесс, модель развития
общества, “лабильная стабильность”, нациетворческий
потенциал , “новоевропейские идеи”, социоэстетика ,
аналитический принцип оценивания, критицизм.
Татьяна Третьяченко. Портреты Михаила Драгоманова
В статье подана история известных фотопортретов
М. Драгоманова, уточняется датировка фотоматериалов в
изданиях произведений Драгоманова и в литературе о нем.
Ключевые слова: М. Драгоманов, иконография, портрет,
фотодокументы.
Нина Чамата. Жанрово-композиционная организация
стихотворения Т. Шевченко “Три літа”
В статье орпеделяется композиционная модель элегии
“Три літа”, анализируются сюжетообразующие факторы и
стилистические средства.
Ключевые слова: композиция, лирический герой, медитация,
метафора, образы-доминанты, романтизм, сюжет, тема,
элегия.
Владимир Мовчанюк. Притчево-философский сюжет поэзии
Т. Шевченко “У Бога за дверми лежала сокира…”
О сложности толкования символическо-метафорических
структур произведения говорит широкая парадигма его
интерпретаций, начиная с 1920-х гг. Предложенная автором
статьи трактовка поэзии как притчево-философского сюжета
основывается на выразительном библейском интертексте и
на собственном исследовательском подходе к творческой
лаборатории художника, его уникального феномена – поэта,
прозаика, художника, мыслителя с широкими интеллектуальными
запросами философского постижения духовной истории
человека.
Ключевые слова: мотив Божьей Кары, мотив надежды,
творческая лаборатория художника.
Павел Михед. Василий Гоголь-Яновский в культурном
контексте времени
Статья посвящена изучению творческого наследия
Василия Гоголя – одного из зачинателей украинского театра,
актера и режиссера, автора поэтических произведений, отца
гениального писателя Николая Гоголя. Автор отмечает тесную
связь творчества Василия Гоголя с традициями украинской и
современной ему европейской культурой.
Ключевые слова: Василий Гоголь, театр, вертеп, интермедия,
народный язык, комедия.
Евгений Нахлик. Социальное измерение ада в “Энеиде”
Ивана Котляревского: источники и образная семантика
В статье освещены источники (“Энеида” Вергилия, “Енейда”
Н. Осипова, памятники древней украинской литературы)
и оригинальность украинизированного и осовремененного
образа ада в бурлескно-травестийной поэме “Энеида”
И. Котляревского, социальное содержание изображённых в
ней грешников, грешниц и их грехов. Прослежено, как поэт
формирует гуманную социальную мораль, добропорядочную
этику общественного поведения в духе христианского учения
и умеренных просветительских идеалов.
Ключевые слова: бурлескно-травестийная поэма, античная
мифология, христианские понятия греха и ада, социальная
мораль, апокриф.
Наталья Мафтин . Специфика моделирования
художественного сознания в новелле В. Пидмогильного
“Иван Босый”
В статье раскрыто своеобразие моделирования
художественного сознания в новелле В. Пидмогильного “Иван
Босый”. Доказано, что главным принципом разворачивания
художественного мышления автора является принцип
антитетичности. Он реализуется на жанрово-композиционном,
идейно-стилевом и художественно-образном уровнях
произведения.
Ключевые слова : художественное сознание , жанр,
композиция, стиль, антитетичность.
Максим Нестелеев. Деструктивная и автодеструктивная
образность прозы украинского “потерянного поколения”
В с тат ь е и с следуетс я с у ицидальный а спе к т
прозы украинского “потерянного поколения”. Выяснено
психосемантику травматического и посттравматического
мотивов для произведений писателей послевоенного периода,
проанализировано особенности изображения военного
невроза в украинском модернизме. Объясняется значимость
литературного типа героя и врага в прозе 20–30-х гг. ХХ века в
контексте появления и становления большевицкого общества.
Ключевые слова: милитарный мотив, суицидальный дискурс,
психоанализ, модернизм.
Наталия Сидоренко. Жанровые модификации лирико-
романтических повестей о детстве в украинской литературе
60–80-х годов ХХ в.
В статье исследуются жанровые модификации лирико-
романтических повестей о детстве в украинской литературе
60–80-х годов ХХ века на материале произведений М. Стельмаха,
О. Гончара, Василия Земляка, В. Харчука, В. Близнеца.
Автор раскрывает положительное влияние А. Довженко на
художественные поиски писателей последующей генерации.
Ключевые слова: хронотоп, жанр, жанровая модификация,
повесть, поэтика, архетип, образ, символ.
Ольга Смольницкая. Архетипная основа романа Виры Вовк
“Последний князь Звонимир”
В статье впервые проанализирован роман Виры Вовк
“Последний князь Звонимир” (2010). Исследованы архетипические
паттерны произведения. Выяснен мифологический контекст
магического реализма.
Ключевые слова: Вира Вовк, Карл Густав Юнг, магический
реализм, архетип.
София Филоненко. Cherchez la femme: поединок следователя
и женщины-убийцы в ретродетективах Валерия и Натальи
Лапикур
В статье рассматриваются гендерные аспекты
ректродетективов серии “Инспектор и кофе” современных
украинских писателей Валерия и Натальи Лапикур .
Проанализированы три детективные повести, повествующие
об интеллектуально-психологическом поединке советского
следователя Алексея Сироты и женщины-убийцы: “Следующая
станция – смерть”, “Комедия с убийством”, “Покойник “по-
флотски”. Освещены маскулинные черты главного героя как
синтез нескольких традиций детективной прозы.
Ключевые слова: детектив, ретродетективная серия Валерия
и Натальи Лапикур.
Иван Давиденко. Мифологические трансформации в
рассказах В. Даниленко
В статье исследуются особенности авторского
мифотворчества в сборнике рассказов В. Даниленко “Сон из
клюва стрижа” (2006). В частности, на примере произведений
“Ночной любовник” и “Улыбка Савула” рассматриваются пути
трансформации сказки об Амуре и Психее и мифа о Пигмалионе
сквозь призму демонологических воззрений.
Ключевые слова: трансформация, мифотворчество, рассказ,
демонология, проблема, мотив.
Ольга Пунина. Эльза как текст: реализация формулы "Бог
– моя клятва" в литературно-художественном и биографично-
бытовом реестрах
В статье прочитывается формула “Бог как клятва” (такое
значение имеет имя Эльза) в горизонтальном и вертикальном
срезах. Линии текста “Эльза” в культурном пространстве
превращаются в систему, которая постоянно трансформируется,
− ризому (ее точки связаны с другими, но не выстраиваются в
иерархическую линию, при этом формируют ризоматическую
цепочку с двух реестров – литературного и биографического).
Именно этот теоретический контекст использован для анализа
имени.
Ключевые слова: текст, имя, повествователь, проза.
АННОТАЦИИ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ
|