Аннотации опубликованных статей

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2011
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України 2011
Schriftenreihe:Слово і Час
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/144284
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Аннотации опубликованных статей // Слово і Час. — 2011. — № 9. — С. 127. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-144284
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1442842025-02-23T17:32:23Z Аннотации опубликованных статей Summaries 2011 Article Аннотации опубликованных статей // Слово і Час. — 2011. — № 9. — С. 127. — рос. 0236-1477 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/144284 ru Слово і Час application/pdf Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
format Article
title Аннотации опубликованных статей
spellingShingle Аннотации опубликованных статей
Слово і Час
title_short Аннотации опубликованных статей
title_full Аннотации опубликованных статей
title_fullStr Аннотации опубликованных статей
title_full_unstemmed Аннотации опубликованных статей
title_sort аннотации опубликованных статей
publisher Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
publishDate 2011
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/144284
citation_txt Аннотации опубликованных статей // Слово і Час. — 2011. — № 9. — С. 127. — рос.
series Слово і Час
first_indexed 2025-11-24T02:38:09Z
last_indexed 2025-11-24T02:38:09Z
_version_ 1849637616248422400
fulltext 127Слово і Час. 2011 • №9 Ярослав Голобородько. Интеллектуальные порталы Михаила Драгоманова В статье выделены и рассмотрены проявления , аспекты трансформационного мышления М.Драгоманова. Проанализировано его тяготение к неоднозначным оценкам и характеристикам, которые касаются как социополитических процессов, так и художественно-эстетических явлений. Отдельное внимание уделено эстетике Драгоманова, которая непосредственно сопряжена с его онтологическими основаниями. Ключевые слова: мыслительный процесс, модель развития общества, “лабильная стабильность”, нациетворческий потенциал , “новоевропейские идеи”, социоэстетика , аналитический принцип оценивания, критицизм. Татьяна Третьяченко. Портреты Михаила Драгоманова В статье подана история известных фотопортретов М. Драгоманова, уточняется датировка фотоматериалов в изданиях произведений Драгоманова и в литературе о нем. Ключевые слова: М. Драгоманов, иконография, портрет, фотодокументы. Нина Чамата. Жанрово-композиционная организация стихотворения Т. Шевченко “Три літа” В статье орпеделяется композиционная модель элегии “Три літа”, анализируются сюжетообразующие факторы и стилистические средства. Ключевые слова: композиция, лирический герой, медитация, метафора, образы-доминанты, романтизм, сюжет, тема, элегия. Владимир Мовчанюк. Притчево-философский сюжет поэзии Т. Шевченко “У Бога за дверми лежала сокира…” О сложности толкования символическо-метафорических структур произведения говорит широкая парадигма его интерпретаций, начиная с 1920-х гг. Предложенная автором статьи трактовка поэзии как притчево-философского сюжета основывается на выразительном библейском интертексте и на собственном исследовательском подходе к творческой лаборатории художника, его уникального феномена – поэта, прозаика, художника, мыслителя с широкими интеллектуальными запросами философского постижения духовной истории человека. Ключевые слова: мотив Божьей Кары, мотив надежды, творческая лаборатория художника. Павел Михед. Василий Гоголь-Яновский в культурном контексте времени Статья посвящена изучению творческого наследия Василия Гоголя – одного из зачинателей украинского театра, актера и режиссера, автора поэтических произведений, отца гениального писателя Николая Гоголя. Автор отмечает тесную связь творчества Василия Гоголя с традициями украинской и современной ему европейской культурой. Ключевые слова: Василий Гоголь, театр, вертеп, интермедия, народный язык, комедия. Евгений Нахлик. Социальное измерение ада в “Энеиде” Ивана Котляревского: источники и образная семантика В статье освещены источники (“Энеида” Вергилия, “Енейда” Н. Осипова, памятники древней украинской литературы) и оригинальность украинизированного и осовремененного образа ада в бурлескно-травестийной поэме “Энеида” И. Котляревского, социальное содержание изображённых в ней грешников, грешниц и их грехов. Прослежено, как поэт формирует гуманную социальную мораль, добропорядочную этику общественного поведения в духе христианского учения и умеренных просветительских идеалов. Ключевые слова: бурлескно-травестийная поэма, античная мифология, христианские понятия греха и ада, социальная мораль, апокриф. Наталья Мафтин . Специфика моделирования художественного сознания в новелле В. Пидмогильного “Иван Босый” В статье раскрыто своеобразие моделирования художественного сознания в новелле В. Пидмогильного “Иван Босый”. Доказано, что главным принципом разворачивания художественного мышления автора является принцип антитетичности. Он реализуется на жанрово-композиционном, идейно-стилевом и художественно-образном уровнях произведения. Ключевые слова : художественное сознание , жанр, композиция, стиль, антитетичность. Максим Нестелеев. Деструктивная и автодеструктивная образность прозы украинского “потерянного поколения” В с тат ь е и с следуетс я с у ицидальный а спе к т прозы украинского “потерянного поколения”. Выяснено психосемантику травматического и посттравматического мотивов для произведений писателей послевоенного периода, проанализировано особенности изображения военного невроза в украинском модернизме. Объясняется значимость литературного типа героя и врага в прозе 20–30-х гг. ХХ века в контексте появления и становления большевицкого общества. Ключевые слова: милитарный мотив, суицидальный дискурс, психоанализ, модернизм. Наталия Сидоренко. Жанровые модификации лирико- романтических повестей о детстве в украинской литературе 60–80-х годов ХХ в. В статье исследуются жанровые модификации лирико- романтических повестей о детстве в украинской литературе 60–80-х годов ХХ века на материале произведений М. Стельмаха, О. Гончара, Василия Земляка, В. Харчука, В. Близнеца. Автор раскрывает положительное влияние А. Довженко на художественные поиски писателей последующей генерации. Ключевые слова: хронотоп, жанр, жанровая модификация, повесть, поэтика, архетип, образ, символ. Ольга Смольницкая. Архетипная основа романа Виры Вовк “Последний князь Звонимир” В статье впервые проанализирован роман Виры Вовк “Последний князь Звонимир” (2010). Исследованы архетипические паттерны произведения. Выяснен мифологический контекст магического реализма. Ключевые слова: Вира Вовк, Карл Густав Юнг, магический реализм, архетип. София Филоненко. Cherchez la femme: поединок следователя и женщины-убийцы в ретродетективах Валерия и Натальи Лапикур В статье рассматриваются гендерные аспекты ректродетективов серии “Инспектор и кофе” современных украинских писателей Валерия и Натальи Лапикур . Проанализированы три детективные повести, повествующие об интеллектуально-психологическом поединке советского следователя Алексея Сироты и женщины-убийцы: “Следующая станция – смерть”, “Комедия с убийством”, “Покойник “по- флотски”. Освещены маскулинные черты главного героя как синтез нескольких традиций детективной прозы. Ключевые слова: детектив, ретродетективная серия Валерия и Натальи Лапикур. Иван Давиденко. Мифологические трансформации в рассказах В. Даниленко В статье исследуются особенности авторского мифотворчества в сборнике рассказов В. Даниленко “Сон из клюва стрижа” (2006). В частности, на примере произведений “Ночной любовник” и “Улыбка Савула” рассматриваются пути трансформации сказки об Амуре и Психее и мифа о Пигмалионе сквозь призму демонологических воззрений. Ключевые слова: трансформация, мифотворчество, рассказ, демонология, проблема, мотив. Ольга Пунина. Эльза как текст: реализация формулы "Бог – моя клятва" в литературно-художественном и биографично- бытовом реестрах В статье прочитывается формула “Бог как клятва” (такое значение имеет имя Эльза) в горизонтальном и вертикальном срезах. Линии текста “Эльза” в культурном пространстве превращаются в систему, которая постоянно трансформируется, − ризому (ее точки связаны с другими, но не выстраиваются в иерархическую линию, при этом формируют ризоматическую цепочку с двух реестров – литературного и биографического). Именно этот теоретический контекст использован для анализа имени. Ключевые слова: текст, имя, повествователь, проза. АННОТАЦИИ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ