Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)

Анализ отказов турбогенераторов ТВВ-1000-2 показал, что наиболее уязвимым звеном является статор ТГ, такие его элементы, как стяжные призмы, зубцы крайних пакетов сердечника, выводные и соединительные шины обмотки статора. Основной причиной разрушения вышеназванных элементов является усталость мет...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2014
Hauptverfasser: Шумилов, Ю.А., Штогрин, А.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут технічних проблем магнетизму НАН України 2014
Schriftenreihe:Електротехніка і електромеханіка
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/147516
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент) / Ю.А. Шумилов, А.В. Штогрин // Електротехніка і електромеханіка. — 2014. — № 1. — С. 37–39. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-147516
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1475162025-02-09T12:53:11Z Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент) Decrease in the damage of powerful turbogenerator stator caused by vibration in the end zones (analysis, hypotheses, experiment) Шумилов, Ю.А. Штогрин, А.В. Електричні машини та апарати Анализ отказов турбогенераторов ТВВ-1000-2 показал, что наиболее уязвимым звеном является статор ТГ, такие его элементы, как стяжные призмы, зубцы крайних пакетов сердечника, выводные и соединительные шины обмотки статора. Основной причиной разрушения вышеназванных элементов является усталость металлов, вызванная повышенной вибрацией под влиянием осевой переменной силы электромагнитного происхождения. Предотвратить разрушения элементов конструкции возможно внедрением вибромониторинга и вибродиагностики. Аналіз відмов турбогенераторів ТВВ-1000-2 засвідчив, що найбільш вразливою ланкою є статор ТГ, особливо такі елементи статора, як стяжні призми, зубці крайніх пакетів осердя статора, вивідні та з’єднувальні шини обмотки статора. Основною причиною руйнування вищеназваних елементів конструкції статора є утомні явища, викликані підвищеною вібрацією під впливом осьових змінних сил електромагнітного походження. Запобігти руйнації згаданих елементів конструкції можливо впровадженням вібромоніторингу і вібродіагностики. The analysis of the turbogenerators’ TВВ-1000-2Y3 failure has shown that the most vulnerable link in the stator is such of their elements as tightening prisms, the teeth of the end packet core, leadout and connecting buses of the stator winding. The basic reason for the destruction of the elements mentioned is metal fatigue caused by excessive vibration under the influence of variable axial forces of electromagnetic origin. Preventing the destruction of the structural elements may be achieved by vibration monitoring and diagnostics. 2014 Article Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент) / Ю.А. Шумилов, А.В. Штогрин // Електротехніка і електромеханіка. — 2014. — № 1. — С. 37–39. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 2074-272X DOI: https://doi.org/10.20998/2074-272X.2014.1.07 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/147516 621.314:621.391 ru Електротехніка і електромеханіка application/pdf Інститут технічних проблем магнетизму НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Електричні машини та апарати
Електричні машини та апарати
spellingShingle Електричні машини та апарати
Електричні машини та апарати
Шумилов, Ю.А.
Штогрин, А.В.
Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)
Електротехніка і електромеханіка
description Анализ отказов турбогенераторов ТВВ-1000-2 показал, что наиболее уязвимым звеном является статор ТГ, такие его элементы, как стяжные призмы, зубцы крайних пакетов сердечника, выводные и соединительные шины обмотки статора. Основной причиной разрушения вышеназванных элементов является усталость металлов, вызванная повышенной вибрацией под влиянием осевой переменной силы электромагнитного происхождения. Предотвратить разрушения элементов конструкции возможно внедрением вибромониторинга и вибродиагностики.
format Article
author Шумилов, Ю.А.
Штогрин, А.В.
author_facet Шумилов, Ю.А.
Штогрин, А.В.
author_sort Шумилов, Ю.А.
title Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)
title_short Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)
title_full Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)
title_fullStr Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)
title_full_unstemmed Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)
title_sort уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент)
publisher Інститут технічних проблем магнетизму НАН України
publishDate 2014
topic_facet Електричні машини та апарати
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/147516
citation_txt Уменьшение повреждаемости статора мощных турбогенераторов, вызванных вибрацией в торцевой зоне (анализ, гипотезы, эксперимент) / Ю.А. Шумилов, А.В. Штогрин // Електротехніка і електромеханіка. — 2014. — № 1. — С. 37–39. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.
series Електротехніка і електромеханіка
work_keys_str_mv AT šumilovûa umenʹšeniepovreždaemostistatoramoŝnyhturbogeneratorovvyzvannyhvibraciejvtorcevojzoneanalizgipotezyéksperiment
AT štogrinav umenʹšeniepovreždaemostistatoramoŝnyhturbogeneratorovvyzvannyhvibraciejvtorcevojzoneanalizgipotezyéksperiment
AT šumilovûa decreaseinthedamageofpowerfulturbogeneratorstatorcausedbyvibrationintheendzonesanalysishypothesesexperiment
AT štogrinav decreaseinthedamageofpowerfulturbogeneratorstatorcausedbyvibrationintheendzonesanalysishypothesesexperiment
first_indexed 2025-11-26T00:20:32Z
last_indexed 2025-11-26T00:20:32Z
_version_ 1849810153948315648
fulltext ISSN 2074-272X. Електротехніка і Електромеханіка. 2014. №1 37 © Ю.А. Шумилов, А.В. Штогрин УДК 621.314:621.391 Ю.А. Шумилов, А.В. Штогрин УМЕНЬШЕНИЕ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ СТАТОРОВ МОЩНЫХ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ, ВЫЗВАННЫХ ВИБРАЦИЕЙ В ТОРЦЕВОЙ ЗОНЕ (АНАЛИЗ, ГИПОТЕЗЫ, ЭКСПЕРИМЕНТ) Аналіз відмов турбогенераторів ТВВ-1000-2 засвідчив, що найбільш вразливою ланкою є статор ТГ, особливо такі елементи статора, як стяжні призми, зубці крайніх пакетів осердя статора, вивідні та з’єднувальні шини обмотки статора. Основною причиною руйнування вищеназваних елементів конструкції статора є утомні явища, викликані підвищеною вібрацією під впливом осьових змінних сил електромагнітного походження. Запобігти руйнації згаданих елементів конструкції можливо впровадженням вібромоніторингу і вібродіагностики. Анализ отказов турбогенераторов ТВВ-1000-2 показал, что наиболее уязвимым звеном является статор ТГ, такие его элементы, как стяжные призмы, зубцы крайних пакетов сердечника, выводные и соединительные шины обмотки статора. Основной причиной разрушения вышеназванных элементов является усталость металлов, вызванная по- вышенной вибрацией под влиянием осевой переменной силы электромагнитного происхождения. Предотвратить разрушения элементов конструкции возможно внедрением вибромониторинга и вибродиагностики. В настоящее время в электроэнергетике Украины большая часть оборудования отработала либо при- ближаются к отработке рабочего ресурса, что вызыва- ет его повышенную повреждаемость. К такому обо- рудованию относятся пять турбогенераторов ТВВ- 1000-2У3 на 3000 об/мин, установленных на трёх атомных электростанциях – Южноукраинской, Хмельницкой и Ровенской. Аналитический обзор и системный анализ отказов и дефектов статоров турбогенераторов ТВВ-1000-2У3 производства ОАО "Электросила", выявленных на пяти турбогенераторах за многие годы их эксплуа- тации, показал [7], что к числу наиболее повре- ждаемых элементов конструкции статора данных тур- богенераторов относятся: • стяжные призмы статора (рис. 1); • зубцы крайних пакетов сердечника статора (рис. 2); • выводные и соединительные шины лобовых час- тей обмотки статора (рис. 3). 2С2 1С3 2С3 1С1 2С1 1С2 A20 A23 A30 A35 A22 A25 A31 A3225 Н2А Н1 К1 К3А Н2 Н3А К1А Н3 Н1А A36 A3725 К31 К2А К21 A41 A34 A33 A38 A40 С6 С5 A39 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд 4-й ряд от сердечника статора С4 Рис. 1. Усталостный излом хвостовика стяжной призмы по резьбе М64х4 турбогенератора ТВВ 1000-2У3 Рис. 2. Фрагменты разрушенных зубцов сердечника статора турбогенератора ТВВ 1000-2У Рис. 3. Схема установки виброакселерометров FOA-100 и датчиков 1ПА-9. Условные обо- значения: ■ – датчики. Буквенные обозна- чения: С – секция шины; Н – начало шины; К – конец шины; А – датчик При анализе причин разрушения стяжных призм в основу была положена теория усталостного разруше- ния материалов, с помощью которой были получены расчетные результаты, позволяющие определить время эксплуатации ТГ (в виде количества циклов знакопе- ременной силы, изменяющейся с частотой 100 Гц) до разрушения хвостовиков стяжных призм. В предположении 10-летнего периода эксплуата- ции ТГ, оценка циклически изменяющейся осевой силы, приложенной к торцевым элементам сердечника и спо- собной вызвать разрушение стяжных призм, была вы- полнена на основе теории усталостного разрушения и составила 514 кН (52,41 тонны) [4, 6]. При этом 10 годам непрерывной работы ТГ соответствовало 3.153⋅1010 цик- лов изменения осевой силы с частотой 100 Гц. Параллельно было проведено математическое мо- делирование электромагнитных вибровозмущающих осевых сил в сердечнике статора для разных режимов работы ТГ. Эти силы воздействуют на крайние пакеты, экран, нажимную плиту и нажимные пальцы торцевых зон сердечника статора и передаются стяжным приз- мам. Моделирование выполнялось с помощью методов теории электромагнитного поля с использованием двухмерной и трехмерной моделей торцевой зоны. При этом амплитуда действующей на сердечник суммарной осевой электромагнитной вибровозмущающей силы, полученная для номинального режима работы ТГ со- ставила 541,6 кН (55,22 тонны) [4, 8]. Сравнение найденного значения электромаг- нитной силы в 55,22 тонны со значением силы в 52,41 тонны, рассчитанной по условиям усталостного раз- рушения хвостовиков стяжных призм, демонстрирует 38 ISSN 2074-272X. Електротехніка і Електромеханіка. 2014. №1 достаточно хорошее совпадение двух результатов, что свидетельствует об адекватности разработанной ме- тодики расчета вибровозмущающих сил. Некоторое расхождение величины силы, полученной в результа- те электромагнитных расчетов, от величиины силы, полученной методами сопротивления материалов де- формации и разрушению, может быть объяснено влиянием следующих причин: • в реальной конструкции ТГ действует сложное сочетание различных факторов, влияющих на устало- стную прочность призм, которые практически не под- даются строгому анализу; • характеристики материала стяжных призм полу- чены на опытных образцах в лабораторных условиях, при которых невозможно учесть поведение той или иной конструктивной детали, выполненной из данно- го материала, в реальном сложном изделии, каким является турбогенератор; • кроме того, выполненные оценки не учитывают изменения температуры призм и возникающих при этом термомеханических напряжений. Несмотря на то, что полученные выше результа- ты носят приближенный характер, они раскрывают тенденции поведения стяжных призм под воздействи- ем осевых знакопеременных сил в процессе длитель- ной эксплуатации ТГ. Исходя из результатов системного анализа отка- зов и дефектов статоров турбогенераторов ТВВ-1000- 2У3, было также проведено моделирование процесса усталостного разрушения зубцов крайних пакетов сердечника статора [3]. Была предложена расчетная модель, позволяющая объяснить явление разрушения зубцов резонансными процессами, обусловленными вибрациями сердечника статора. Известно, что с целью уменьшения вихревых то- ков и потерь в крайних пакетах сердечника статора выполняется их скос. Другими словами, ряд примыка- ющих к торцу сердечника пакетов выполняется с раз- личной высотой зубцов, причем, чем ближе распо- ложен пакет к торцу, тем меньше высота его зубца. Например, в турбогенераторе ТВВ-1000-2У3 высота зубцов статора изменяется от 222 мм (пакеты в цент- ральной активной зоне) до 50 мм (на торце статора). При оценке прочности зубца было учтено изме- нение характеристик его шихтованной (клеевой) структуры при длительном многоцикловом нагружении, так как под влиянием температуры нагрева и вибра- ции существенно снижаются прочность и диэлект- рические свойства клеевых эпоксидных соединений. Предположив, что вследствие разрушения клее- вого слоя расслоение зубца произошло лишь в одном месте пакета, две отдельные части зубца могут резо- нировать самостоятельно. В экстремальном случае зубец может быть расслоен (распушен) на отдельные листы стали. Для нескольких характерных случаев расслоения зубца расчёты показали, что с уменьше- нием толщины отслоенной части зубца происходит снижение собственных частот его поперечных коле- баний, т.е. отдельные его части могут резонировать самостоятельно. Это может вызывать резкое повыше- ние амплитуды колебания и, как следствие, возраста- ние деформации и механических напряжений, что ускоряет процесс разрушения зубца. Таким образом, предложенная гипотеза объясняет причины, приводящие к разрушению зубцов, рассло- ением склеенных пакетов сердечника вследствие поте- ри склеивающих и изолирующих свойств клея при длительной эксплуатации турбогенератора и повышен- ной вибрацией отдельных групп листов электротехни- ческой стали под воздействием вибровозмущающих сил разного происхождения. Заслуживают внимания результаты эксперимен- тальных исследований вибраций на ТГ третьего блока ЮУ АЭС с целью определения причин поврежда- емости междуфазных соединительных шин обмотки статора турбогенератора (рис. 3.) При измерении вибраций использовалась не при- нятая на станции характеристика вибрации – вибропе- ремещение (измеряемая в микронах), а виброускорение, непосредственно регистрируемое вибродатчиками. Запись вибраций происходила на протяжении примерно 14 часов на стадии запуска турбоблока по- сле внеочередного ремонта ТГ. Экспериментально показано, что ряд соедини- тельных шин совершают вынужденные колебания на частотах 100, 200, 300 и других частотах, кратных 100 Гц (рис. 4, 5). 0 50 100 150 200 250 300 350 100 110 40 50 60 70 80 90 дБ Гц Рис. 4. Фрагмент спектрограммы вибрации соединительной шины обмотки статора ТГ ТВВ 1000-2У3 в начале набора активной мощности 0 50 100 150 200 250 300 350 100 110 40 50 60 70 80 90 дБ Гц Рис. 5. Спектры вибраций шин через 10 час. 30 мин от начала набора мощности ТГ (шум, в основном, в области 50 – 400 Гц) Наиболее интенсивные колебания, кроме частоты 100 Гц, происходят на частоте 200 Гц. Было установле- но, что количество шин, имеющих собственные часто- ты, близкие к частоте 200 Гц, весьма велико, а это оз- начает, что эти шины статора постоянно вибрируют в условиях, близких к резонансу на частоте 200 Гц, что и обуславливает их высокую повреждаемость [2]. Поэтому существенным резервом снижения по- вреждаемости соединительных шин являются: • дополнительная подпрессовка сердечника стато- ра, а также изменение конструкции и способа крепле- ния лобовых частей и соединительных шин обмотки статора; • установка вибродатчиков на опорных колоннах, на нажимных фланцах и пальцах сердечника статора для фиксации нежелательной виброактивности сер- дечника статора; ISSN 2074-272X. Електротехніка і Електромеханіка. 2014. №1 39 • существующие технические условия на отстрой- ку от резонансов только лишь для 100 Гц не являются достаточными. Необходимо считаться с наличием существенных уровней вибраций как на высших гар- мониках, так и субгармониках; • наиболее радикальным средством явилась замена обмотки статора производства ОАО "Электросила" на обмотку статора компании "Альстом". В условиях исчерпания эксплуатационного ре- сурса необходим переход от планово- предупредительных ремонтов к ремонтам по факти- ческой необходимости. Реализация такого перехода предъявляет качественно новое требование к системе мониторинга и диагностики: Необходимо работать на упреждение отказов, на ранней стадии выявляя ис- точники потенциально опасных явлений; • необходимо увеличивать количество и чувстви- тельность датчиков; методы и разрешающая способ- ность анализа должны становиться более адекватными. При исчерпании эксплуатационного ресурса всё большую роль играют "внезапные" отказы, на которые традиционные системы не реагируют или реагируют слишком поздно. В действительности отказы не случай- ны. Их причиной могли быть ошибки проектирования, технология изготовления и монтажа, а также несоблю- дение правил эксплуатации. Длительный период разви- тия частых отказов, скрытых для грубых методов на- блюдения, приводит к тому, что лавинообразное разви- тие дефектов на конечной стадии приводит в лучшем случае к отказу системы, а в худшем - к аварии. Поэтому внедрение автоматизированной системы вибромонито- ринга и вибродиагностики, предназначенных для под- держания технического состояния турбогенератора как элемента турбоагрегата атомных электростанций, явля- ется необходимой [1, 5, 7]. ВЫВОДЫ 1. Приводятся результаты системного анализа при- чин отказов турбогенератора ТВВ-1000-2У3 вследст- вие повышенной вибрации статора, вызванной осе- выми электромагнитными силами. 2. Наиболее уязвимыми элементами конструкции являются стяжные призмы (хвостовики стяжных призм) и зубцы крайних пакетов сердечника статора. 3. При оценке виброактивности выводных и соеди- нительных шин обмотки статора необходимо считаться с тем, что вынужденные колебания наблюдаются на частоте 100 Гц и частотах, кратных 100 Гц. Наиболее заметны колебания на частоте 200 Гц. Принятая в на- стоящее время отстройка собственных частот выводных шин от 100 Гц не является достаточной. 4. Наиболее радикальным средством снижения по- следствий интенсивных вибраций элементов обмотки статора явился переход на обмотку статора компании "Альстом". 5. Рекомендуется внедрить вибромониторинг и вибродиагностику в качестве эффективных средств предотвращения отказов и аварийных остановок тур- боблоков АЭС Украины. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Шумилов Ю.А., Демидюк Б.М., Штогрин А.В. Вибро- диагностика как составляющая часть мониторинга техниче- ского состояния силовых агрегатов электростанций // Праці ІЕД НАН України. – 2008. – № 1. – С. 76-80. 2. Шумилов Ю.А., Демидюк Б.М., Штогрин А.В. Резуль- таты экспериментальных исследований вибраций турбо- генератора ТВВ-1000-2У3 энергоблока № 3 ЮУ АЭС // Електротехніка і електромеханіка. – 2008. – № 5. – С. 32-36. 3. Васьковский Ю.Н., Шумилов Ю.А., Штогрин А.В. Мо- делирование процесса усталостного разрушения зубцов крайних пакетов сердечника статора мощных турбогенера- торов // Вісник НТУ "ХПІ". – 2009. – № 41. – С. 22-27. 4. Васьковский Ю.Н., Шумилов Ю.А., Штогрин А.В. Ана- лиз вибровозмущающих осевых сил в сердечнике статора мощного турбогенератора // Електротехніка і електромеха- ніка. – 2009. – №2. – С. 21-26. 5. Шумилов Ю.А., Васьковский Ю.Н., Чумак В.В., Штог- рин А.В. Вибродиагностика и мониторинг турбогене- раторов атомных электростанций // Гидроэнергетика Ук- раины. – 2009. – №1. С. – 28-31. 6. Шумилов Ю.А., Васьковский Ю.Н., Штогрин А.В. Виб- ровозмущающие осевые силы и механика разрушения эле- ментов конструкции статора мощного турбогенератора // Материалы международной научно-технической конферен- ции. Севастополь, 2009. – С. 77-78. 7. Шумилов Ю.А., Васьковский Ю.Н., Штогрин А.В. Сис- темный мониторинг и диагностика турбоагрегатов на АЭС // Материалы международной научно-технической конфе- ренции. Севастополь, 2010. – С. 5-7. 8. Гайденко Ю.А., Вишневский Т.С., Штогрин О.В. 3D- моделирование для определения осевых сил, действующих на элементы торцевой зоны мощного турбогенератора // Електротехніка і електромеханіка. – 2013. – № 6. – С. 73-78. Bibliography (transliterated): 1. Shumilov Yu.A., Demidjuk B.M., Shtogrin A.V. Vibrodiagnostika kak sostavljajushhaja chast' monitoringa tehnicheskogo sostojanija silovyh agregatov jelektrostancij. Pratsi IED NAS Ukraine, 2008, no.1, pp. 76-80. 2. Results of experimental research on THUkr nuclear power station power plant № 3 turbogenerator TVV- 1000-2U3 vibrations Electrical engineering & electromechanics, 2008, no.5, pp. 32-36. 3. Vas’kovsky Y.N., Shumilov Yu.A., Shtogrin A.V. Simulation of the tooths fatigue destruction process in the end packets of powerful turbogenerator stator core. Bulletin of NTU "KhPІ", 2009, no.41, pp. 22-27. 4. Vas’kovsky Y.N., Shumilov Yu.A., Shtogrin A.V. Analysis of vibration-exciting axial forces in a powerful turbogenerator stator core. Electrical engineering & electromechanics, 2009, no.2, pp. 21-26. 5. Shumilov Yu.A., Vas’kovsky Y.N., Chumak V.V., Shtogrin A.V. Vibrodi- agnostika i monitoring turbogeneratorov atomnyh jelektrostancij. Gidro- jenergetika Ukrainy, 2009, no.1, pp. 28-31. 6. Shumilov Yu.A., Vas’kovsky Y.N., Shtogrin A.V. Vibrovozmushhajushhie osevye sily i mehanika razrushenija jelementov konstrukcii statora moshhnogo tur- bogeneratora. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferen- cii. Sevastopol', 2009, pp. 77-78. 7. Shumilov Yu.A., Vas’kovsky Y.N., Shtogrin A.V. Sistemnyj monitoring i diagnostika turboagregatov na AES. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Sevastopol', 2010, pp. 5-7. 8. Gaydenko Y.A., Vishnevskiy T.S., Shtogrin A.V. 3D- modeling for determination of axial forces acting in elements of the end zone of power turbogenerators. Electrical engineering & electromechan- ics, 2013, no.6, pp. 73-78. Поступила (received) 10.10.2013 Шумилов Юрий Андреевич1, д.т.н., проф., Штогрин Александр Валерьевич2, инженер, 1 ЗАО "Укратомэнергострой", 03035, Киев, ул. Урицкого, 45, оф. 606, тел/phone: +38 044 2460989, e-mail: yuri2007@voliacable.com 2 ОП "Хмельницкая АЭС", 30100, Хмельницкая обл., Нетешин, тел/phone: +38 098 2253293 Yu.A. Shumilov1, A.V. Shtogrin2 1 ZAT Ukratomenergobud, 45, Urytskogo Str., office 606, Kyiv, 03035, Ukraine 2 Khmelnytskyi Nuclear Power Plant Netishyn, Khmelnytskyi region, 30100, Ukraine Decrease in the damage of powerful turbogenerator stator caused by vibration in the end zones (analysis, hypotheses, experiment). The analysis of the turbogenerators’ TВВ-1000-2Y3 failure has shown that the most vulnerable link in the stator is such of their elements as tightening prisms, the teeth of the end packet core, lead- out and connecting buses of the stator winding. The basic reason for the destruction of the elements mentioned is metal fatigue caused by excessive vibration under the influence of variable axial forces of electromagnetic origin. Preventing the destruction of the structural elements may be achieved by vibration monitoring and diagnostics. Key words – turbogenerator, tightening prisms, the teeth, axial forces, monitoring and diagnostics.