Проблема идентификации инновационной деятельности

В статье обосновывается, что инновационная деятельность является процессом обобщения индивидуального опыта решения проблем в условиях неопределенности и девиации, которая носит позитивный характер....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2006
1. Verfasser: Гришанков, В.Г.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2006
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15105
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Проблема идентификации инновационной деятельности / В.Г. Гришанков // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 79. — С. 44-47. — Бібліогр.: 14 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-15105
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-151052025-06-03T16:04:02Z Проблема идентификации инновационной деятельности Гришанков, В.Г. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье обосновывается, что инновационная деятельность является процессом обобщения индивидуального опыта решения проблем в условиях неопределенности и девиации, которая носит позитивный характер. У статті обґрунтовується, що інноваційна діяльність є процесом узагальнення індивідуального досвіду рішення проблем в умовах невизначеності і девіації, яка носить позитивний характер. The paper proves that innovative activity is a process of generalization of individual activity in solving problems in terms of uncertainty and deviation, which has a positive form. 2006 Article Проблема идентификации инновационной деятельности / В.Г. Гришанков // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 79. — С. 44-47. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15105 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Гришанков, В.Г.
Проблема идентификации инновационной деятельности
description В статье обосновывается, что инновационная деятельность является процессом обобщения индивидуального опыта решения проблем в условиях неопределенности и девиации, которая носит позитивный характер.
format Article
author Гришанков, В.Г.
author_facet Гришанков, В.Г.
author_sort Гришанков, В.Г.
title Проблема идентификации инновационной деятельности
title_short Проблема идентификации инновационной деятельности
title_full Проблема идентификации инновационной деятельности
title_fullStr Проблема идентификации инновационной деятельности
title_full_unstemmed Проблема идентификации инновационной деятельности
title_sort проблема идентификации инновационной деятельности
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2006
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15105
citation_txt Проблема идентификации инновационной деятельности / В.Г. Гришанков // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 79. — С. 44-47. — Бібліогр.: 14 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT grišankovvg problemaidentifikaciiinnovacionnojdeâtelʹnosti
first_indexed 2025-11-25T16:05:32Z
last_indexed 2025-11-25T16:05:32Z
_version_ 1849779011410984960
fulltext Боднер Г.Д. ИНВЕСТИРОВАНИЕ АКТИВОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ 44 администратора от НПФ, предусмотренный этим Законом. Деятельность компаний по управлению актива- ми как обособленных институтов является целесообразной, но администраторы должны быть структурной единицей НПФ. Существующая схема тормозит развитие пенсионных фондов [7]. Эффективность функционирования негосударственных пенсионных фондов будет зависеть от четкого взаимодействия трех государственных регуляторов этого рынка (ГКЦБФР, Госкомфинуслуг и НБУ).Они должны совместно отработать такой механизм регулирования, который бы, с одной стороны, делал невоз- можным дублирование функций контроля и надзора, а с другой – не оставил без внимания ни одного ры- ночного субъекта. При этом необходимо найти эффективный баланс интересов государства и рынка пенси- онного обеспечения. Таким образом, с одной стороны, в Украине существует риск медленной реализации пенсионной ре- формы из-за недостаточной развитости финансовых рынков, с другой - риск сохранения неразвитости фи- нансовой системы через неэффективное и медленное проведение пенсионной реформы. Необходимо разработать и ввести четкие меры в сфере государственной политики относительно разви- тия финансовых рынков с целью поддержки эффективного осуществления пенсионной реформы. Важней- шее значение при их реализации будут иметь профессионализм и компетентность регулирующих органов и управляющих пенсионными средствами. Источники и литература 1. Звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за 2003 рік // Цінні папери України. – 2004.– № 33 - 41. – 82 с. 2. Звіт Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку за 2004 рік. Цінні папери України. – 2005.– № 37 - 41. – 64 с. 3. О. Косенко. Кроки пенсійної реформи. // Цінні папери України. – 2004.– № 39. – С. 16 - 17. 4. С. Румянцев. Актуальні питання розвитку НПФ. // Цінні папери України. – 2005.– № 45. – С. 12. 5. С. Румянцев. Інвестування пенсійних активів та розвиток фінансових ринків. // Цінні папери України. – 2003.– № 50. – С. 10. 6. С. Румянцев. Приорітети розвитку фондового ринку. // Цінні папери України. – 2005.– № 41. – С. 6-7. 7. С. Румянцев. Становлення та розвиток НПФ. // Цінні папери України. – 2004.– № 22. – С. 7. 8. С. Румянцев. Формування інвестиційного портфеля НПФ. // Цінні папери України. – 2004. – № 7. – С. 14. Гришанков В.Г. ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Актуальность проблемы состоит в том, что конкурентные позиции фирмы, страны, региона зависят не от применения отдельных инноваций, а от потока самых разнообразных инноваций, широта и интенсив- ность которого, в свою очередь, определяется уровнем и интенсивностью инновационной деятельности. А первый шаг к управлению этой деятельностью состоит в определении ее объективной сущности и выте- кающих из нее наиболее характерных ее свойств. Поиск этой объективной сущности инновационной деятельности и выступает целью работы. В литературе, посвященной анализу инновационного процесса, инновационная деятельность рассмат- ривается, как правило, в тесной связи с инновациями, и её неопредмеченные стороны и формы не привле- кают внимание исследователей. В рамках такого подхода инновационная деятельность трактуется как про- цесс создания инноваций, который, в свою очередь, распадается на конкретные этапы, каждый со своей специфической деятельностью. Вследствие чего термин “инновационная деятельность” не приобретает оп- ределенного содержания и соответственно почти не играет конструктивной роли в исследованиях. Напри- мер Д. И. Кокурин в монографии «Инновационная деятельность» дает ей следующее определение:”В широ- ком смысле слова инновационная деятельность- это целесообразное преобразование различных сторон об- щественной жизни с целью получения социальных, экономических и других практических результатов “[ 1, с. 64]. Как следует из цитаты, инновационная деятельность – это давно известная реформаторская деятель- ность. Близко к такому подходу и определение инновационной деятельности как опредмечивание человече- ского бытия в объектах и связях искусственного происхождения [2, с.68 ]. Заслуживает внимания и изменение позиции Й. Шумпетера, который в первой своей работе, посвящен- ной инновациям, выделяет особую и главную функцию предпринимателя – претворять в жизнь новые ком- бинации, ломая сопротивление социальной среды и организуя вокруг себя сторонников новой идеи. Харак- терной особенностью этой деятельности является то, что ее субъект “cам устанавливает цели для себя и осуществляет свою функцию”[3, с.79]. А позже отказался от этой идей, заявив, что в ХХ в. современная корпорация “рутинизировала инновацию “[4]. Пытаясь совместить обе позиции Шумпетера и найти нечто среднее, Нельсон и .Уинтер , с одной стороны, признают наличие инновационной деятельности как дея- тельности по решению проблем. И даже выделяют ее характерные черты: она обладает фундаментальной неопределенностью, связанной с ее результатом. Значительная неопределенность также связана с деталями самой деятельности, “ в особенности поскольку эти детали в конечном счете могут оказаться подступами к успеху, вид которого нельзя знать заранее. Но в этой деятельности могут присутствовать также четкие схе- мы предсказуемого характера“[5, с.183 ].Однако, с другой стороны, по мысли авторов, эта неопределен- Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 45 ность инновационной деятельности не препятствует тому, что ею можно управлять с помощью особого ви- да рутин – эвристик. Да и сама инновационная деятельность, в конечном счете, сводится к мутации рутины. По – иному видит инновационную деятельность Н.И. Лапин, который определяет ее как метадеятель- ность, изменяющую рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Поэтому инновационная деятельность выполняет функцию изменения, развития способов и механизмов рутинных видов деятельно- сти во всех сферах жизнедеятельности общества [6]. Развивая концепцию инновационной деятельности как метадеятельности Ю.А.Карпова определяет ее следующим образом:” Инновационная деятельность – это метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которая обеспечивает не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможности воздействия на нее”[7, с.23 ]. Но самым популярным, пожалуй, является направление, рассматривающий инновационную деятель- ность как деятельность по созданию и использованию практического знания. В рамках этого направления заслуживает внимания подход Хайека, который делит знание на научное и рассеянное. Обосновывая недос- таточность нвучного знания, он пишет:” Экономист работает с моделями, словно заглядывая в карты всех игроков, и посредством создания искусственных условий может теоретически контролировать общие ре- зультаты. Однако, не располагая исчерпывающими знаниями обо всех фактах, он не может контролировать ситуацию в эмпирическом смысле слова”[8, с.50]. Рассеянное знание отражает индивидуальные особенно- сти рыночной ситуации и используется рыночными субъектами для усиления своих конкурентных позиций. Именно конкуренция заставляет индивидов в процессе борьбы извлекать это знание из себя и пускать в экономический оборот. Фактически это знание тесно привязано к рыночной позиции индивида и его инди- видуальным особенностям, что делает трудным его копирование для конкурентов. В рамках данного направления наиболее глубокий анализ инновационной деятельности провели И.Нонака и Х.Такеучи. В их концепции инновационная деятельность – это процесс непрерывной транс- формации знания в двух сферах:1. В познавательной сфере, где знание находится в двух формах- формали- зованной и неформализованной-, и непрерывно преобразуется как внутри каждой формы так и при перехо- де из одной формы в другую. Главное внимание они концентрируют на неформализованном знании, в ко- торое они включают “интеллектуальные модели, например схемы, парадигмы, подходы, убеждения и точки зрения, помогающие индивидам в постижении мира.” А также технические элементы – “это ноу- хау, уме- ния и навыки”[9, с.85]. В процессе взаимодействия различных фрагментов неформализованного знания возникает новое знание. Последнее формализуется, включается в систему существующего формального знания и , наконец, возвращается в неформализованное знание, обогащая его новым содержанием. 2. В он- тологической сфере знание распространяется от индивида к группе, от группы к организации, от организа- ции к другим организациям и т. д. По сути в этой концепции инновационная деятельность – это процесс осознания индивидом своего опыта и передача его в различных формах своей рабочей группе. От группы знания распространяется в уже более формализованной форме по организации и далее по всему обществу. Другими словами, происходит обобществление опыта, наработанного отдельными индивидами в единую базу знаний, которая, в свою очередь, используется для создания новых инноваций и приобретения нового опыта. Процесс обобществления опыта состоит в отделении случайного и ситуационного от существенного и универсального, включая творческое развитие последнего. Для управления этим процессом в компаниях создается своего рода обратная вертикаль власти: на пер- вом уровне находится координатор знаний, который отвечает за обработку и классификацию материалов, предоставленных работником. На втором уровне находится менеджер знаний, который несет меньшую ад- министративную ответственность и имеет более глубокие знания в данной области. На третьем уровне, ес- ли он создается, находится эксперт знаний, который хорошо разбирается в содержании материалов, посту- пающих в корпоративную базу данных[10, с. 271]. Специфика обобществления опыта и знаний работников в современной корпорации намного шире и глубже, чем, например обобществление опыта, применявшееся в СССР, где рассматривались преимущественно только приемы и методы труда. Для корпорации имеет значение также и виденье ситуации работниками, их практическая философия, неформальные способы взаимодействия между ними, способы выявления и противостояния отклонениям от технологических и со- циальных норм. Как видно из выше изложенного, инновационная деятельность имеет сложную природу и включает в себя несколько компонентов. Во-первых, это совокупность личностных средств экономических субъектов, которые они выработали сами в условиях неопределенности и которые непосредственно не могут быть от них отделены. Этот опыт имеет значение для фирмы лишь в том случае, когда работники глубоко преданы делу и стремятся к личностному и профессиональному совершенству. Второй компонент – это механизмы формализации знания работников. Третий компонент – это механизмы передачи этих знаний с одного уровня на другой. Четвертый компонент – это механизмы и способы преодоления сопротивления распространению и ис- пользованию нового знания и его включению в существующую систему знания. Системной основой инно- вационной деятельности выступает процесс опредмечивания индивида в общественной жизни, обобществ- ление различных сторон его личности. На всех этапах сохраняется также неопределенность результата: продвижение на следующий этап зависит от способности преодолеть возникающие, как правило, препятст- вия и внести необходимые доработки в инновационный проект. Существует множество противоречий, порождаемых активизацией инновационной деятельности. Наи- более важное из них состоит в противоречии индивидуального опыта и знаний работников, которые не имеют общественной формы признания, а еще только должны получить ее, и индивидуальным опытом их непосредственного начальника, который в рамках его полномочий признается непосредственно обществен- Гришанков В.Г. ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46 ным. Различие также состоит в том, что первичные руководители работают , как правило, в условиях ис- кусственно созданной определенности и поэтому их опыт и виденье ситуации как бы из другого мира. Кро- ме того, в большинстве случаев общественное признание опыта подчиненных ведет к снижению статуса их начальника и уменьшению ресурса его власти. Возможна и противоположная ситуация, когда руководитель выступает в роли инноватора, и наталкивается на сопротивление подчиненных. Следует признать, что ин- новационная деятельность выступает как орудие конкуренции не только между фирмами, но также и внут- ри фирмы между различными ее группами или даже между отдельным человеком и группой. Интересно отметить, что деятельность по дискредитации инновации может быть не менее изобретательной и последо- вательной, чем деятельность по ее продвижению. А так как ценность инновации заранее неизвестна, то и сопротивление переменам также может выступать инновационной деятельностью, если ведется честно и творчески. Более того, такая борьба позволяет осмыслить преимущества и недостатки инновации в более широком контексте и создает новые возможности для внесения перемен. Различные способы разрешения этих противоречий, эволюционируя, и обеспечили превращение традиционной организации в креативную фирму [11]. С позиции системного подхода инновационная деятельность является механизмом адаптации опреде- ленного общества к изменениям внешней и внутренней среды. Дефицит инновационной деятельности рано или поздно ведет общество к кризису и, в конечном итоге, к гибели. В обществе, которое непрерывно раз- вивается, инновационная деятельность воспроизводится в организационных формах инновационного кла- стера, креативной фирмы, инновационных подразделений внутри организации, а также в рассеянном виде как множество индивидов, каждый из которых в той или иной степени основывает свое поведение на инно- вационной деятельности, оказывая воздействие на общество. Можно выделить следующие задачи инновационной деятельности на уровне общества, если рассмат- ривать ее как механизм адаптации к изменениям: 1.Обеспечить выживание определенного общества за счет совершенствования его сильных сторон и защиты его слабых мест. 2.Обеспечить продвижение и общественное признание наиболее способным к инновационному поведе- нию индивидам и социальным группам. 3.Создавать общественные идеалы и прокладывать дорогу к их реализации. 4.Создавать гармонию между существующим и новым, между искусственным и естественным. Обобщенным объектом инновационной деятельности выступает взаимодействие искусственной систе- мы объектов и связей с естественной средой и человеком как частью этой среды. А обобщенным предметом - те проблемы, которые возникают в процессе этого взаимодействия. Главным средством воздействия – со- вокупность знаний и информации, отражающей основные тенденции этого взаимодействия и способы пре- образования неблагоприятных тенденций в положительные. Нехватка инновационной деятельности в определенном обществе может обуславливаться такими при- чинами: 1.Преобладанием авторитарно-бюрократических методов управления государством и организациями. 2.Консервативностью системы образования, стремящейся внедрить ценность стереотипной деятельно- сти и пренебрежительное отношение к творческой деятельности. 3.Рост сложности общества, создающий «организованную анархию»[12], многократно превышающий анархию в самой бестолковой организации, которая превращает его в подобие мусорной корзины. В таком обществе проблемы ощущаются в одном месте, решение этих проблем формируется где – то совсем в дру- гом месте, а лица, ответственные за реализацию этих решений, если они вообще существуют, находятся где-то в третьем месте. Время от времени более или менее случайно некоторые проблемы, их решения и люди, способные провести эти решения в жизнь, сходятся вместе. Возникает некоторый положительный пример, некоторое продвижение вперед. Но это не может создать цепной реакции проведения в жизнь всех назревших решений и поэтому устойчивого развития не возникает. 4. Возникновение механизма торможения или даже распада, инволюции. В основе этих механизмов ле- жит деятельность, противоположная инновационной деятельности по своей направленности, например ис- пользование незаконных средств для личного обогащения. После Мертона стало общепринятым в социоло- гии трактовать такие действия как инновацию[13, с.218 ]. Насколько правомерен такой подход? Поскольку действительно новое всегда нарушает существующие нормы и использует неизвестные ранее способы дей- ствия, а также способствует разрушению старого порядка, то отличить инновационную деятельность от де- виации не всегда представляется возможным в чисто эмпирическом смысле.. Теоретически же различие между ними заключается в следующем. Инновационная деятельность стремится к созданию более эффек- тивной модели поведения, которая, в конечном итоге, становится общепринятой. Преступная деятельность, когда она становится нормой, разрушает общество и делает невозможной любую рациональную деятель- ность. Признав противоположность этих двух типов деятельности с позиции общества, следует, однако со- гласиться, что на уровне индивида они могут выступать как взаимозаменяемые. Например, предположим, что студент университета на экзамене столкнулся с трудными вопросами, на которые у него нет готовых ответов. И возможны следующие альтернативы: 1.Признать свою неподготовленность, получить неуд., и приложить дополнительные усилия для повторной подготовки и сдачи этого экзамена. 2.Попытаться найти творческие решения на поставленные вопросы. 3. Если есть возможность и умение списать от- вет.4.Попытаться после провала на экзамене найти выход на преподавателя и решить проблему как ни будь по- другому, не на основе знаний. Какой вариант будет выбран зависит от ожиданий окружающих { препо- давателей, студентов, родителей и т.п.}. Второй вариант, инновационный, является самым трудным, так как Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 47 требует концентрации всех усилий и использования только знания общих принципов при решении кон- кретных вопросов. Если наказания за выбор третьего и четвертого вариантов слишком суровы по своим по- следствиям, то будет выбран первый стереотипный, вариант. И только в том случае, когда второй вариант высоко ценится в обществе и поощряется различными способами, можно ожидать, что этот вариант будет предпочитаться всем остальным вариантам. С другой стороны, любая инновационная деятельность, если не соблюдается принцип ее системного использования, может вести к негативным последствиям, с трудно предсказуемыми последствиями. Рас- смотрим, например, инновационный круг развития, существующий в развитых капиталистических странах. Введение новых технологий ведет к росту ВВП на душу населения, повышению качества производственной и природной среды. Тем самым повышается качество жизни и создаются лучшие условия для формирова- ния и использования творческого потенциала людей. Образование и труд наполняются творчеством и де- лают жизнь более интересной за пределами семьи. И дети и их родители все больше и больше поглощаются различными организациями и дом становится всего лишь местом совместного пребывания людей, живущих совершенно различной жизнью. Деторождение, которое привязывает женщину к дому и мешает работе, становится скучным и обременительным занятием. Рождаемость, в результате, устанавливается на недопус- тимо низком уровне. Население перестает расти, стареет, а территория страны заполняется иммигрантами, которые имеют прекрасную рождаемость, но сохраняют приверженность своей прежней культуре и обра- зуют своего рода анклав, который начинает замещать прежнее население. Таким образом, инновационная деятельность несет с собой негативные аспекты, которые в длительном интервале времени могут перевешивать ее положительные аспекты. Возможно трактовка инновационной деятельности как позитивной девиантности [14, с.185 ], с одной стороны, препятствует ее идеализации как чисто творческой деятельности. С другой – отделяют ее от преступной деятельности как негативной девиа- ции, одновременно показывая их некоторое родство. Еще одна форма отклоняющегося поведения, выделенная Мертоном, - мятеж, является в действитель- ности чисто инновационной деятельностью, так как предполагают создание не только новых средств, но и поиск новых целей, новых ценностей. Превращаясь в массовое движение, мятеж способствует созданию новых социальных институтов или ведет к существенному изменению действующих Очевидно, что и в этом случае мы имеем позитивные и негативные формы мятежа. Возможно, непрерывное взаимодействие позитивных и негативных форм девиантного поведения и есть тот первозданный хаос, из которого непрерывно созидаются и уничтожаются и определенные общест- венные формы и сами общества. Источники и литература 1. Кокурин И.Д. Инновационная деятельность. – М., 2001. 2. Ляликов А.П. Философия техники и технологическое творчество. – СПб, 1996. 3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982. 4. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М., 1995. 5. Нельсон Р.Р, Уинтер С.Д. Эволюционная теория экономических изменений. – М., 2002. 6. Лапин Н.И. Системно - деятельностная концепция исследования нововведений./ Диалектика и систем- ный анализ. – М., 1986. 7. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб, 2004. 8. Хайек Ф,А, Познание, конкуренция и свобода. – Пневма, 1999. 9. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. – М., 2003. 10. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями. – М., 2002. 11. Гришанков В.Г.Особенности экономики креативной фирмы// Культура народов Причерноморья, 2005. – №57. – Т.2. – С.139- 141. 12. March ,J.G. and Olsen,J.P. Ambiguity and Choice in Organization//Beкgen, 1976. 13. Смелзер Н.Социология.– М., 1994. 14. Юридическая социология. – М., 2000. Дідковська Л.І. ПРОБЛЕМИ І ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ІПОТЕЧНОГО КРЕДИТУВАННЯ В АГРОСФЕРІ Вступ В Україні перші згадки про іпотеку з’явилися у XVII столітті, проте відповідної законодавчої бази в той час не існувало. Повноцінні іпотечні інститути з’явилися дещо пізніше – у другій половині XIX століття (перший іпотечний банк був створений в Одесі та Херсоні у 1864 р.) й існували до 1917 р. (на Закарпатті до 1945 р.). На сьогоднішній день ринок іпотечного кредитування в Україні перебуває на етапі свого станов- лення: у червні 2003 р. прийнято Закон “Про іпотеку”, вже існують проекти Законів України “Про іпотечні цінні папери” та “Про Земельний (іпотечний) банк”, а наприкінці грудня 2005 р. було прийнято Закон Укра- їни “Про іпотечні облігації”. Відтак, нині чинним законодавством визначено основні засади іпотеки земель сільськогосподарського призначення, а сам механізм кредитування ще відсутній, тому слід розробити від- повідну нормативно-законодавчу базу земельно-заставних відносин. Згідно Закону України від 18 жовтня 2005 р. “Про основні засади державної аграрної політики на пері- од до 2015 року”, серед основних шляхів розвитку земельних відносин виокремлено “створення системи