Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
Gespeichert in:
| Datum: | 2019 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут економіки промисловості НАН України
2019
|
| Schriftenreihe: | Економічний вісник Донбасу |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/151399 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования / Н.Р. Асадуллина // Економічний вісник Донбасу. — 2019. — № 1 (55). — С. 194-197. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-151399 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1513992025-02-09T09:40:17Z Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования Асадуллина, Н.Р. Наукові повідомлення 2019 Article Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования / Н.Р. Асадуллина // Економічний вісник Донбасу. — 2019. — № 1 (55). — С. 194-197. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1817-3772 DOI: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-194-197 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/151399 502+504 ru Економічний вісник Донбасу application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Наукові повідомлення Наукові повідомлення |
| spellingShingle |
Наукові повідомлення Наукові повідомлення Асадуллина, Н.Р. Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования Економічний вісник Донбасу |
| format |
Article |
| author |
Асадуллина, Н.Р. |
| author_facet |
Асадуллина, Н.Р. |
| author_sort |
Асадуллина, Н.Р. |
| title |
Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования |
| title_short |
Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования |
| title_full |
Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования |
| title_fullStr |
Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования |
| title_full_unstemmed |
Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования |
| title_sort |
перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования |
| publisher |
Інститут економіки промисловості НАН України |
| publishDate |
2019 |
| topic_facet |
Наукові повідомлення |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/151399 |
| citation_txt |
Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования / Н.Р. Асадуллина // Економічний вісник Донбасу. — 2019. — № 1 (55). — С. 194-197. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. |
| series |
Економічний вісник Донбасу |
| work_keys_str_mv |
AT asadullinanr perspektivyékologičeskojpolitikivusloviâhustojčivogorazvitiâékonomikiprirodopolʹzovaniâ |
| first_indexed |
2025-11-25T10:22:59Z |
| last_indexed |
2025-11-25T10:22:59Z |
| _version_ |
1849757461804744704 |
| fulltext |
Н. Р. Асадуллина
194
Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019
УДК 502+504 doi: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-194-197
Н. Р. Асадуллина,
кандидат экономических наук,
Ташкентский Филиал «Российского экономического
университета им. Г.В. Плеханова»,
Республика Узбекистан,
e-mail: rasadullina@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Концептуальной основой экономики природо-
пользования является концепция устойчивого раз-
вития (sustainable development). Она была принята
на Конференции ООН по развитию и охране окру-
жающей среды в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.
На этой Конференции принято следующее опреде-
ление: «Устойчивое развитие – это такое развитие,
которое удовлетворяет потребности настоящего
времени, но не ставит под угрозу способность буду-
щих поколений удовлетворять свои собственные по-
требности [1].
Оно включает два ключевых понятия:
– понятие потребностей, в частности потребно-
стей, необходимых для существования беднейших
слоев населения, которые должны быть предметом
первостепенного приоритета;
– понятие ограничений, обусловленных состоя-
нием технологии и организацией общества, накла-
дываемых на способность окружающей среды удо-
влетворять нынешние и будущие потребности».
Приведенное определение устойчивого разви-
тия рассматривает его сквозь призму экономиче-
ских отношений поколений: внутри современного
поколения (в частности, социальный аспект – про-
блема бедности) и между поколениями (эколого-
экономический аспект).
Основными критериями устойчивого развития
на длительную перспективу, исходя из классифика-
ции природных ресурсов и динамики их воспроиз-
водства являются:
– обеспечение, по крайней мере, режима про-
стого воспроизводства природных ресурсов – коли-
чества возобновляемых природных ресурсов;
– максимально возможное замедление темпов
исчерпания запасов невозобновляемых природных
ресурсов с перспективой их замены на другие нели-
митированные виды ресурсов в будущем;
– возможность минимизации отходов на основе
внедрения малоотходных, ресурсосберегающих тех-
нологий, наилучших доступных технологий;
– возможность минимизации загрязнения до
социально и экономически приемлемого уровня –
загрязнение окружающей среды (как суммарное, так
и по видам) в перспективе не должно превышать его
современный уровень.
Подходами к построению системы индикато-
ров устойчивого развития являются:
1. Построение системы индикаторов, каждый
из которых отражает отдельные аспекты устойчи-
вого развития на основе соответствующей системы
показателей: экономические, экологические, соци-
альные, институциональные.
2. Построение интегрального, агрегированного
индикатора, на основе которого можно судить о сте-
пени устойчивости социально-экономического раз-
вития. Агрегирование обычно осуществляется на
основе трех групп показателей: эколого-экономиче-
ских, социо-эколого-экономических, собственно
экологических.
Как известно, окружающая среда обеспечивает
три функции:
– обеспечение природными ресурсами;
– ассимиляция отходов и загрязнений;
– обеспечение людей природными услугами,
такими как рекреация, эстетическое удовольствие и
пр.
Неспособность оценить реальное значение чи-
стой окружающей среды, природных ресурсов мо-
жет стать причиной занижения цены экологиче-
ского блага и может привести к заниженному отра-
жению экологического ущерба, экстернальных из-
держек в цене. При адекватном экономическом
учете экологического фактора эффективность ре-
сурсосбережения оказывается гораздо выше нара-
щивания природоемкости экономики, что доказало
экономическое развитие развитых стран в послед-
ние два десятилетия.
Целесообразно включать оценку природных
ресурсов в национальное богатство страны. До сих
пор этого не делается, что лишний раз свидетель-
ствует о недооценке экологического фактора. Наци-
ональное богатство есть совокупность ресурсов
страны, составляющих необходимые условия про-
изводства товаров, оказания услуг и обеспечения
жизни людей. В объем национального богатства
включаются нефинансовые производственные ак-
тивы (основные фонды, запасы материальных обо-
ротных средств, ценности), непроизведенные ак-
тивы, в том числе материальные (земля, богатства
недр, естественные биологические и подводные
водные ресурсы) и нематериальные (лицензии на
использование изобретений, передаваемые дого-
вора и т.п.), а также финансовые активы (валюта,
ценные бумаги и прочее).
Н. Р. Асадуллина
195
Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019
Можно выделить по крайней мере три ограни-
чения, «тупика» техногенного типа развития: эколо-
гическое, экономическое (инвестиционное) и соци-
альное.
К экологическим ограничениям относятся:
– деградация земель;
– для водных ресурсов – накопление загрязня-
ющих веществ, дальнейшее исчерпание их ассими-
ляционного потенциала;
– проблема отходов, количество которых
быстро накапливается, несмотря на экономический
кризис;
– многие виды природных ресурсов близки к
исчерпанию с позиций экономической эффективно-
сти их разработки. Это связано с колоссальным из-
носом промышленного, транспортного и очистного
оборудования.
Для поддержания техногенного, природоем-
кого развития с каждым годом необходимо выде-
лять все больше средств в природоэксплуатиру-
ющие комплексы и отрасли. Деградация и истоще-
ние природных ресурсов требует огромных капи-
тальных вложений для разработки новых ресурсов
или усиления эксплуатации уже имеющихся.
Только в двух крупнейших в экономике природо-
эксплуатирующих комплексах – топливно-энерге-
тическом и агропромышленном – сосредоточено по-
чти две трети всех инвестиций в экономику. И с каж-
дым годом эти затраты растут (прямо или относи-
тельно других инвестиций в экономику), однако их
эффективность падает. При таком типе экономиче-
ского развития требуется все больше средств даже
для поддержания на прежнем уровне объемов экс-
плуатации и добычи природных ресурсов и получа-
емой на их основе готовой продукции. Необходимы
иные, ресурсосберегающие пути формирования пе-
реходной экономики, в основу которых должен
быть положен учет экологических факторов.
Около 85% всех заболеваний современного че-
ловека связано с неблагоприятными условиями
окружающей среды, возникающими по его же вине.
Мало того, что катастрофически падает здоровье
людей: появились ранее неизвестные заболевания,
причины их бывает очень трудно установить. Мно-
гие болезни стали излечиваться труднее, чем
раньше. Плохое состояние окружающей среды
определяет до 20% заболеваемости и 50% онкологи-
ческих заболеваний. Неблагоприятные условия
окружающей среды приводят к беспрецедентному
уменьшению сроков ожидаемой продолжительно-
сти жизни населения.
В современных условиях развития экономики
целесообразна следующая последовательность и
приоритетность в экологизации экономики и реше-
нии экологических проблем:
– альтернативные варианты решения экологи-
ческих проблем (структурная перестройка эконо-
мики, изменение экспортной политики, конверсия,
экологосбалансированные макроэкономические ме-
роприятия);
– развитие малоотходных и ресурсосберега-
ющих технологий, технологические изменения;
– прямые природоохранные мероприятия
(строительство различного рода очистных сооруже-
ний, фильтров, создание охраняемых территорий,
рекультивация и пр.).
Сейчас экологически и экономически эффек-
тивным направлением решения природоохранных
проблем является развитие «внеприродных» отрас-
лей и видов деятельности. И в первую очередь необ-
ходимо реализовать альтернативные варианты ре-
шения экологических проблем, то есть те варианты,
которые непосредственно не связаны с природоэкс-
плуатирующей и природоохранной деятельностью.
Среди экономических показателей «структур-
ными» критериями устойчивого развития могут
быть:
– уменьшение показателя природоемкости, из-
меряемого как затраты первичных природных ре-
сурсов (ресурса) или объемы загрязнений на еди-
ницу конечной продукции;
– изменение структурного показателя, отража-
ющее уменьшение удельного веса продукции и ин-
вестиций отраслей природоэксплуатирующих сек-
торов.
Политика экологической безопасности Респуб-
лики Узбекистан исходит из жизненно важных ин-
тересов личности, общества и государства. При этом
экологические угрозы – явления природного и тех-
ногенного характера, способные прямо или кос-
венно нанести ущерб состоянию окружающей
среды и жизнеобеспеченности человека. Экологиче-
ские угрозы можно классифицировать по уровням:
глобального, регионального, национального мас-
штабов:
– глобальные экологические угрозы: изменение
климата, озоновый фактор, аральская проблема;
– региональные экологические угрозы: про-
блемы Приаралья, катаклизмы природного и техно-
генного характера, трансграничное загрязнение
окружающей среды, опустынивание ландшафтов,
распространение инфекционных и других особо
опасных заболеваний;
– национальные экологические риски: нехватка
и загрязненность водных ресурсов, деградация и за-
грязнение земельных ресурсов, оползни и селе-
паводковые явления, загрязнение воздушного бас-
сейна, сохранение биоразнообразия, катастрофы и
аварии, промышленные и бытовые отходы, нераци-
ональное использование природных ресурсов.
В целях обеспечения экологической безопасно-
сти, развития социальной инфраструктуры, обеспе-
чивающей улучшение условий жизни населения и
решения других задач, предусмотренных в Страте-
гии действий по пяти приоритетным направлениям
развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах
Н. Р. Асадуллина
196
Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019
[2], приняты: Указ Президента Республики Узбеки-
стан «О совершенствовании системы государствен-
ного управления в сфере экологии и охраны окружа-
ющей среды» [3], постановления Президента Рес-
публики Узбекистан «О мерах по обеспечению ор-
ганизации деятельности Государственного коми-
тета Республики Узбекистан по экологии и охране
окружающей среды» [4] и «О мерах по кардиналь-
ному совершенствованию и развитию системы об-
ращения с отходами на 2017-2021 годы» [5]. Со-
гласно принятым документам необходимо внедре-
ние механизма стимулирования юридических и фи-
зических лиц, участвующих в сборе, утилизации
или сдающих на переработку неиспользуемый пла-
стик, полиэтилен и другие упаковочные материалы.
Так, в Стратегии действий отмечается, что «предот-
вращение экологических проблем, наносящих урон
состоянию окружающей среды, здоровью и гено-
фонду населения является приоритетным направле-
нием в сфере обеспечения безопасности» [2].
Совокупность перечисленных экологических
угроз и проблем требует определения приоритетных
направлений обеспечения экологической безопас-
ности и разработки конкретных первоочередных ме-
роприятий по предотвращению, локализации, ста-
билизации и ликвидации экологических угроз:
– рациональное и комплексное использование
природных ресурсов, в том числе водных, земель-
ных, минерально-сырьевых, биологических;
– снижение уровня загрязнения окружающей
природной среды по всей территории республики до
экологических норм;
– принятие комплексных мер по восстановле-
нию и оздоровлению экологического состояния в
зоне экологического бедствия – Приаралье, а также
в других экологически напряженных регионах
страны;
– обеспечение населения республики каче-
ственной питьевой водой;
– внедрение экологически чистых и ресурсо-
сберегающих технологий;
– развитие научно-технического потенциала и
использование достижений науки и техники в сфере
экологии;
– совершенствование и дальнейшее внедрение
экономического механизма регулирования взаимо-
действия государственных органов различных уров-
ней и природопользователей, включение экологиче-
ских требований в процедуру оценки социально-
экономической эффективности принимаемых
управленческих решений;
– создание экспериментальных экологических
зон устойчивого развития;
– создание единой системы экологического мо-
ниторинга, прогноза и информации;
– совершенствование служб контроля и защиты
территории республики от трансграничного загряз-
нения окружающей среды;
– предупреждение и ликвидация последствий
экологических катастроф, бедствий, чрезвычайных
ситуаций и аварий;
– формирование центральноазиатской регио-
нальной системы экологической безопасности;
– развитие и совершенствование системы эко-
логического образования, культуры и воспитания
населения, для этого рекомендуется создание,
например: национального телеканала или интерак-
тивного портала «Человек и природа»;
– углубление сотрудничества с мировым сооб-
ществом в решении экологических проблем.
Таким образом, экологически ориентированная
структурная перестройка должна предусматривать
широкомасштабное перераспределение, перелив ре-
сурсов из первичных (прежде всего сельское хозяй-
ство и добывающая промышленность) во вторичные
секторы экономики (обрабатывающая промышлен-
ность, строительство, транспорт, связь), а затем и в
третичные (сферы преимущественно интеллекту-
альной деятельности и услуг). Наряду со строитель-
ством новых предприятий, закрытии экологически и
экономически неэффективных производств, к мерам
по структурной перестройке относится и перепро-
филирование производства.
Литература
1. Экономическое развитие и экологический фа-
ктор. URL: https://ppt-online.org/78780. 2. Стратегия
действий по пяти приоритетным направлениям разви-
тия Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Прило-
жение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан
№УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему
развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017
года. URL: http://lex.uz/pages/getpage.aspx? lact_id=
3107042. 3. О совершенствовании системы государс-
твенного управления в сфере экологии и охраны окру-
жающей среды: Указ Президента Республики Узбеки-
стан от 21 апреля 2017 года №УП-5024. Собрание за-
конодательства Республики Узбекистан. 2017. №17.
Ст. 287. 4. О мерах по обеспечению организации дея-
тельности Государственного комитета Республики Уз-
бекистан по экологии и охране окружающей среды:
Постановление Президента Республики Узбекистан от
21.04.2017 г. №ПП-2915. Собрание законодательства
Республики Узбекистан. 2017. №18. Ст. 317. 5. О ме-
рах по кардинальному совершенствованию и разви-
тию системы обращения с отходами на 2017-2021
годы: Постановление Президента Республики Узбеки-
стан от 21.04.2017 г. №ПП-2916. Собрание законода-
тельства Республики Узбекистан. 2017. №18. Ст. 318.
References
1. Ekonomicheskoye razvitiye i ekologicheskiy
faktor [Economic development and environmental fac-
tors]. (n.d.). Retrieved from https://ppt-online.org/78780
[in Russian].
2. Strategiya deystviy po pyati prioritetnym naprav-
leniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021
godakh. Prilozheniye 1 k Ukazu Prezidenta Respubliki
Н. Р. Асадуллина
197
Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019
Uzbekistan №UP-4947 «O Strategii deystviy po
dal'neyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7
fevralya [The strategy of action in the five priority areas of
development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021.
Appendix 1 to Decree of the President of the Republic of
Uzbekistan No. UP-4947 “On the Strategy for Action for
the Further Development of the Republic of Uzbekistan”
dated February 7, 2017]. Retrieved from http://lex.uz/
pages/getpage.aspx?lact_id=3107042 [in Russian].
3. O sovershenstvovanii sistemy gosudarstvennogo
upravleniya v sfere ekologii i okhrany okruzhayushchey
sredy: Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21
aprelya 2017 goda №UP-5024 [On improving the system
of public administration in the field of ecology and envi-
ronmental protection: Decree of the President of the Re-
public of Uzbekistan of April 21, 2017 No. UP-5024].
Sobraniye zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan – Col-
lection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 17,
Art. 287.
4. O merakh po obespecheniyu organizatsii deya-
tel'nosti Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbe-
kistan po ekologii i okhrane okruzhayushchey sredy:
Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot
21.04.2017 g. №PP-2915 [On measures to ensure the or-
ganization of activities of the State Committee of the Re-
public of Uzbekistan on Ecology and Environmental Pro-
tection: Decree of the President of the Republic of Uzbek-
istan dated April 21, 2017 No. PP-2915]. Sobraniye
zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan – Collection of
legislation of the Republic of Uzbekistan, 18, Art. 317.
5. O merakh po kardinal'nomu sovershenstvovaniyu i
razvitiyu sistemy obrashcheniya s otkhodami na 2017-
2021 gody: Postanovleniye Prezidenta Respubliki
Uzbekistan ot 21.04.2017 g. №PP-2916 [On measures for
the fundamental improvement and development of the
waste management system for 2017–2021: Presidential
Decree No. PP-2916 of April 21, 2017]. Sobraniye
zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan – Collection of
legislation of the Republic of Uzbekistan, 18, Art. 318.
Стаття надійшла до редакції 13.11.2018
Прийнято до друку 28.03.2019
|