Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2019
1. Verfasser: Асадуллина, Н.Р.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут економіки промисловості НАН України 2019
Schriftenreihe:Економічний вісник Донбасу
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/151399
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования / Н.Р. Асадуллина // Економічний вісник Донбасу. — 2019. — № 1 (55). — С. 194-197. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-151399
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1513992025-02-09T09:40:17Z Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования Асадуллина, Н.Р. Наукові повідомлення 2019 Article Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования / Н.Р. Асадуллина // Економічний вісник Донбасу. — 2019. — № 1 (55). — С. 194-197. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1817-3772 DOI: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-194-197 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/151399 502+504 ru Економічний вісник Донбасу application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Наукові повідомлення
Наукові повідомлення
spellingShingle Наукові повідомлення
Наукові повідомлення
Асадуллина, Н.Р.
Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
Економічний вісник Донбасу
format Article
author Асадуллина, Н.Р.
author_facet Асадуллина, Н.Р.
author_sort Асадуллина, Н.Р.
title Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
title_short Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
title_full Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
title_fullStr Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
title_full_unstemmed Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
title_sort перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования
publisher Інститут економіки промисловості НАН України
publishDate 2019
topic_facet Наукові повідомлення
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/151399
citation_txt Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования / Н.Р. Асадуллина // Економічний вісник Донбасу. — 2019. — № 1 (55). — С. 194-197. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.
series Економічний вісник Донбасу
work_keys_str_mv AT asadullinanr perspektivyékologičeskojpolitikivusloviâhustojčivogorazvitiâékonomikiprirodopolʹzovaniâ
first_indexed 2025-11-25T10:22:59Z
last_indexed 2025-11-25T10:22:59Z
_version_ 1849757461804744704
fulltext Н. Р. Асадуллина 194 Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019 УДК 502+504 doi: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-194-197 Н. Р. Асадуллина, кандидат экономических наук, Ташкентский Филиал «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова», Республика Узбекистан, e-mail: rasadullina@mail.ru ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Концептуальной основой экономики природо- пользования является концепция устойчивого раз- вития (sustainable development). Она была принята на Конференции ООН по развитию и охране окру- жающей среды в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. На этой Конференции принято следующее опреде- ление: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность буду- щих поколений удовлетворять свои собственные по- требности [1]. Оно включает два ключевых понятия: – понятие потребностей, в частности потребно- стей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета; – понятие ограничений, обусловленных состоя- нием технологии и организацией общества, накла- дываемых на способность окружающей среды удо- влетворять нынешние и будущие потребности». Приведенное определение устойчивого разви- тия рассматривает его сквозь призму экономиче- ских отношений поколений: внутри современного поколения (в частности, социальный аспект – про- блема бедности) и между поколениями (эколого- экономический аспект). Основными критериями устойчивого развития на длительную перспективу, исходя из классифика- ции природных ресурсов и динамики их воспроиз- водства являются: – обеспечение, по крайней мере, режима про- стого воспроизводства природных ресурсов – коли- чества возобновляемых природных ресурсов; – максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновляемых природных ресурсов с перспективой их замены на другие нели- митированные виды ресурсов в будущем; – возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих тех- нологий, наилучших доступных технологий; – возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня – загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) в перспективе не должно превышать его современный уровень. Подходами к построению системы индикато- ров устойчивого развития являются: 1. Построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчи- вого развития на основе соответствующей системы показателей: экономические, экологические, соци- альные, институциональные. 2. Построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о сте- пени устойчивости социально-экономического раз- вития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей: эколого-экономиче- ских, социо-эколого-экономических, собственно экологических. Как известно, окружающая среда обеспечивает три функции: – обеспечение природными ресурсами; – ассимиляция отходов и загрязнений; – обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и пр. Неспособность оценить реальное значение чи- стой окружающей среды, природных ресурсов мо- жет стать причиной занижения цены экологиче- ского блага и может привести к заниженному отра- жению экологического ущерба, экстернальных из- держек в цене. При адекватном экономическом учете экологического фактора эффективность ре- сурсосбережения оказывается гораздо выше нара- щивания природоемкости экономики, что доказало экономическое развитие развитых стран в послед- ние два десятилетия. Целесообразно включать оценку природных ресурсов в национальное богатство страны. До сих пор этого не делается, что лишний раз свидетель- ствует о недооценке экологического фактора. Наци- ональное богатство есть совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия про- изводства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В объем национального богатства включаются нефинансовые производственные ак- тивы (основные фонды, запасы материальных обо- ротных средств, ценности), непроизведенные ак- тивы, в том числе материальные (земля, богатства недр, естественные биологические и подводные водные ресурсы) и нематериальные (лицензии на использование изобретений, передаваемые дого- вора и т.п.), а также финансовые активы (валюта, ценные бумаги и прочее). Н. Р. Асадуллина 195 Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019 Можно выделить по крайней мере три ограни- чения, «тупика» техногенного типа развития: эколо- гическое, экономическое (инвестиционное) и соци- альное. К экологическим ограничениям относятся: – деградация земель; – для водных ресурсов – накопление загрязня- ющих веществ, дальнейшее исчерпание их ассими- ляционного потенциала; – проблема отходов, количество которых быстро накапливается, несмотря на экономический кризис; – многие виды природных ресурсов близки к исчерпанию с позиций экономической эффективно- сти их разработки. Это связано с колоссальным из- носом промышленного, транспортного и очистного оборудования. Для поддержания техногенного, природоем- кого развития с каждым годом необходимо выде- лять все больше средств в природоэксплуатиру- ющие комплексы и отрасли. Деградация и истоще- ние природных ресурсов требует огромных капи- тальных вложений для разработки новых ресурсов или усиления эксплуатации уже имеющихся. Только в двух крупнейших в экономике природо- эксплуатирующих комплексах – топливно-энерге- тическом и агропромышленном – сосредоточено по- чти две трети всех инвестиций в экономику. И с каж- дым годом эти затраты растут (прямо или относи- тельно других инвестиций в экономику), однако их эффективность падает. При таком типе экономиче- ского развития требуется все больше средств даже для поддержания на прежнем уровне объемов экс- плуатации и добычи природных ресурсов и получа- емой на их основе готовой продукции. Необходимы иные, ресурсосберегающие пути формирования пе- реходной экономики, в основу которых должен быть положен учет экологических факторов. Около 85% всех заболеваний современного че- ловека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, причины их бывает очень трудно установить. Мно- гие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше. Плохое состояние окружающей среды определяет до 20% заболеваемости и 50% онкологи- ческих заболеваний. Неблагоприятные условия окружающей среды приводят к беспрецедентному уменьшению сроков ожидаемой продолжительно- сти жизни населения. В современных условиях развития экономики целесообразна следующая последовательность и приоритетность в экологизации экономики и реше- нии экологических проблем: – альтернативные варианты решения экологи- ческих проблем (структурная перестройка эконо- мики, изменение экспортной политики, конверсия, экологосбалансированные макроэкономические ме- роприятия); – развитие малоотходных и ресурсосберега- ющих технологий, технологические изменения; – прямые природоохранные мероприятия (строительство различного рода очистных сооруже- ний, фильтров, создание охраняемых территорий, рекультивация и пр.). Сейчас экологически и экономически эффек- тивным направлением решения природоохранных проблем является развитие «внеприродных» отрас- лей и видов деятельности. И в первую очередь необ- ходимо реализовать альтернативные варианты ре- шения экологических проблем, то есть те варианты, которые непосредственно не связаны с природоэкс- плуатирующей и природоохранной деятельностью. Среди экономических показателей «структур- ными» критериями устойчивого развития могут быть: – уменьшение показателя природоемкости, из- меряемого как затраты первичных природных ре- сурсов (ресурса) или объемы загрязнений на еди- ницу конечной продукции; – изменение структурного показателя, отража- ющее уменьшение удельного веса продукции и ин- вестиций отраслей природоэксплуатирующих сек- торов. Политика экологической безопасности Респуб- лики Узбекистан исходит из жизненно важных ин- тересов личности, общества и государства. При этом экологические угрозы – явления природного и тех- ногенного характера, способные прямо или кос- венно нанести ущерб состоянию окружающей среды и жизнеобеспеченности человека. Экологиче- ские угрозы можно классифицировать по уровням: глобального, регионального, национального мас- штабов: – глобальные экологические угрозы: изменение климата, озоновый фактор, аральская проблема; – региональные экологические угрозы: про- блемы Приаралья, катаклизмы природного и техно- генного характера, трансграничное загрязнение окружающей среды, опустынивание ландшафтов, распространение инфекционных и других особо опасных заболеваний; – национальные экологические риски: нехватка и загрязненность водных ресурсов, деградация и за- грязнение земельных ресурсов, оползни и селе- паводковые явления, загрязнение воздушного бас- сейна, сохранение биоразнообразия, катастрофы и аварии, промышленные и бытовые отходы, нераци- ональное использование природных ресурсов. В целях обеспечения экологической безопасно- сти, развития социальной инфраструктуры, обеспе- чивающей улучшение условий жизни населения и решения других задач, предусмотренных в Страте- гии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах Н. Р. Асадуллина 196 Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019 [2], приняты: Указ Президента Республики Узбеки- стан «О совершенствовании системы государствен- ного управления в сфере экологии и охраны окружа- ющей среды» [3], постановления Президента Рес- публики Узбекистан «О мерах по обеспечению ор- ганизации деятельности Государственного коми- тета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» [4] и «О мерах по кардиналь- ному совершенствованию и развитию системы об- ращения с отходами на 2017-2021 годы» [5]. Со- гласно принятым документам необходимо внедре- ние механизма стимулирования юридических и фи- зических лиц, участвующих в сборе, утилизации или сдающих на переработку неиспользуемый пла- стик, полиэтилен и другие упаковочные материалы. Так, в Стратегии действий отмечается, что «предот- вращение экологических проблем, наносящих урон состоянию окружающей среды, здоровью и гено- фонду населения является приоритетным направле- нием в сфере обеспечения безопасности» [2]. Совокупность перечисленных экологических угроз и проблем требует определения приоритетных направлений обеспечения экологической безопас- ности и разработки конкретных первоочередных ме- роприятий по предотвращению, локализации, ста- билизации и ликвидации экологических угроз: – рациональное и комплексное использование природных ресурсов, в том числе водных, земель- ных, минерально-сырьевых, биологических; – снижение уровня загрязнения окружающей природной среды по всей территории республики до экологических норм; – принятие комплексных мер по восстановле- нию и оздоровлению экологического состояния в зоне экологического бедствия – Приаралье, а также в других экологически напряженных регионах страны; – обеспечение населения республики каче- ственной питьевой водой; – внедрение экологически чистых и ресурсо- сберегающих технологий; – развитие научно-технического потенциала и использование достижений науки и техники в сфере экологии; – совершенствование и дальнейшее внедрение экономического механизма регулирования взаимо- действия государственных органов различных уров- ней и природопользователей, включение экологиче- ских требований в процедуру оценки социально- экономической эффективности принимаемых управленческих решений; – создание экспериментальных экологических зон устойчивого развития; – создание единой системы экологического мо- ниторинга, прогноза и информации; – совершенствование служб контроля и защиты территории республики от трансграничного загряз- нения окружающей среды; – предупреждение и ликвидация последствий экологических катастроф, бедствий, чрезвычайных ситуаций и аварий; – формирование центральноазиатской регио- нальной системы экологической безопасности; – развитие и совершенствование системы эко- логического образования, культуры и воспитания населения, для этого рекомендуется создание, например: национального телеканала или интерак- тивного портала «Человек и природа»; – углубление сотрудничества с мировым сооб- ществом в решении экологических проблем. Таким образом, экологически ориентированная структурная перестройка должна предусматривать широкомасштабное перераспределение, перелив ре- сурсов из первичных (прежде всего сельское хозяй- ство и добывающая промышленность) во вторичные секторы экономики (обрабатывающая промышлен- ность, строительство, транспорт, связь), а затем и в третичные (сферы преимущественно интеллекту- альной деятельности и услуг). Наряду со строитель- ством новых предприятий, закрытии экологически и экономически неэффективных производств, к мерам по структурной перестройке относится и перепро- филирование производства. Литература 1. Экономическое развитие и экологический фа- ктор. URL: https://ppt-online.org/78780. 2. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям разви- тия Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Прило- жение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года. URL: http://lex.uz/pages/getpage.aspx? lact_id= 3107042. 3. О совершенствовании системы государс- твенного управления в сфере экологии и охраны окру- жающей среды: Указ Президента Республики Узбеки- стан от 21 апреля 2017 года №УП-5024. Собрание за- конодательства Республики Узбекистан. 2017. №17. Ст. 287. 4. О мерах по обеспечению организации дея- тельности Государственного комитета Республики Уз- бекистан по экологии и охране окружающей среды: Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.04.2017 г. №ПП-2915. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. №18. Ст. 317. 5. О ме- рах по кардинальному совершенствованию и разви- тию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы: Постановление Президента Республики Узбеки- стан от 21.04.2017 г. №ПП-2916. Собрание законода- тельства Республики Узбекистан. 2017. №18. Ст. 318. References 1. Ekonomicheskoye razvitiye i ekologicheskiy faktor [Economic development and environmental fac- tors]. (n.d.). Retrieved from https://ppt-online.org/78780 [in Russian]. 2. Strategiya deystviy po pyati prioritetnym naprav- leniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godakh. Prilozheniye 1 k Ukazu Prezidenta Respubliki Н. Р. Асадуллина 197 Економічний вісник Донбасу № 1(55), 2019 Uzbekistan №UP-4947 «O Strategii deystviy po dal'neyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7 fevralya [The strategy of action in the five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021. Appendix 1 to Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. UP-4947 “On the Strategy for Action for the Further Development of the Republic of Uzbekistan” dated February 7, 2017]. Retrieved from http://lex.uz/ pages/getpage.aspx?lact_id=3107042 [in Russian]. 3. O sovershenstvovanii sistemy gosudarstvennogo upravleniya v sfere ekologii i okhrany okruzhayushchey sredy: Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21 aprelya 2017 goda №UP-5024 [On improving the system of public administration in the field of ecology and envi- ronmental protection: Decree of the President of the Re- public of Uzbekistan of April 21, 2017 No. UP-5024]. Sobraniye zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan – Col- lection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 17, Art. 287. 4. O merakh po obespecheniyu organizatsii deya- tel'nosti Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbe- kistan po ekologii i okhrane okruzhayushchey sredy: Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21.04.2017 g. №PP-2915 [On measures to ensure the or- ganization of activities of the State Committee of the Re- public of Uzbekistan on Ecology and Environmental Pro- tection: Decree of the President of the Republic of Uzbek- istan dated April 21, 2017 No. PP-2915]. Sobraniye zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan – Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 18, Art. 317. 5. O merakh po kardinal'nomu sovershenstvovaniyu i razvitiyu sistemy obrashcheniya s otkhodami na 2017- 2021 gody: Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21.04.2017 g. №PP-2916 [On measures for the fundamental improvement and development of the waste management system for 2017–2021: Presidential Decree No. PP-2916 of April 21, 2017]. Sobraniye zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan – Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 18, Art. 318. Стаття надійшла до редакції 13.11.2018 Прийнято до друку 28.03.2019