Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений

Анализ теоретических и практических основ организации, управления и правового регулирования деятельности персонала учреждений исполнения наказаний как определяющих путей построения функционального обеспечения деятельности этого персонала....

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2009
Автор: Гречанюк, С.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України 2009
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15726
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений / С. Гречанюк // Підприємництво, господарство і право. — 2009. — № 10. — С. 3-6. — Бібліогр.: 18 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-15726
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-157262025-02-09T22:54:21Z Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений Гречанюк, С. Теорія управління Анализ теоретических и практических основ организации, управления и правового регулирования деятельности персонала учреждений исполнения наказаний как определяющих путей построения функционального обеспечения деятельности этого персонала. 2009 Article Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений / С. Гречанюк // Підприємництво, господарство і право. — 2009. — № 10. — С. 3-6. — Бібліогр.: 18 назв. — рос. XXXX-0027 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15726 ru application/pdf Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Теорія управління
Теорія управління
spellingShingle Теорія управління
Теорія управління
Гречанюк, С.
Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений
description Анализ теоретических и практических основ организации, управления и правового регулирования деятельности персонала учреждений исполнения наказаний как определяющих путей построения функционального обеспечения деятельности этого персонала.
format Article
author Гречанюк, С.
author_facet Гречанюк, С.
author_sort Гречанюк, С.
title Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений
title_short Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений
title_full Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений
title_fullStr Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений
title_full_unstemmed Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений
title_sort теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений
publisher Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України
publishDate 2009
topic_facet Теорія управління
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/15726
citation_txt Теоретические аспекты организации и управления деятельностью персонала уголовно-исполнительных учреждений / С. Гречанюк // Підприємництво, господарство і право. — 2009. — № 10. — С. 3-6. — Бібліогр.: 18 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT grečanûks teoretičeskieaspektyorganizaciiiupravleniâdeâtelʹnostʹûpersonalaugolovnoispolnitelʹnyhučreždenii
first_indexed 2025-12-01T13:59:35Z
last_indexed 2025-12-01T13:59:35Z
_version_ 1850314670445953024
fulltext Т Е О Р І Я У П РА В Л І Н Н Я 3 № 10 Для всех периодов исторического раз7 вития исполнения наказаний харак7 терно, что позитивные результаты та7 кой деятельности достигались за счет вы7 сокого осознания гражданского долга непо7 средственными исполнителями, т. е. персо7 налом учреждений исполнения наказаний, которые осуществляют карательно7воспита7 тельный процесс в местах лишения свободы, несмотря на объективные и субъективные трудности профессии. Однако не вызывает сомнений тот факт, что эффективно действо7 вать в какой7либо сфере человеческой де7 ятельности возможно только при условии достаточной компетентности и высокого про7 фессионализма персонала. Особое значение для организации и уп7 равления деятельностью персонала учрежде7 ний исполнения наказаний имеет активное реформирование уголовно7исполнительной системы Украины, обусловленное приня7 тием Закона Украины «О Государственной уголовно7исполнительной службе Укра7 ины» от 23.06.2005 г. и дальнейшим совер7 шенствованием Уголовно7исполнительного кодекса Украины. Как показывают теория и практические исследования, незнание административным персоналом научных, методологических ос7 нов управления человеческими ресурсами не может привести к достижению сложных и чрезвычайно важных целей деятельности ра7 ботников правоохранительных органов, в том числе учреждений исполнения наказа7 ния. Такой тезис разделяет ряд авторов, сре7 ди которых О. Клюев [1], В. Кузнецова [2], Г. Радов [3]. Такая позиция по отношению к проблеме организации и управления де7 ятельностью персонала учреждений испол7 нения наказаний объясняется тем, что она осуществляется людьми. Поэтому мы пред7 лагаем рассматривать вопрос формирования и функционирования персонала учрежде7 ний исполнения наказаний с учетом не толь7 ко правовых, но и организационных основ, с применением положений управленческой науки. В пределах этого мы проанализирова7 ли теоретические подходы к организации и управлению персоналом учреждений испол7 нения наказаний. Такой анализ, исходя из недостаточной разработанности положений управления персоналом учреждений испол7 нения наказаний, мы осуществляли на осно7 ве положений общей науки управления про7 фессиональной деятельностью; также мы ис7 пользовали специальные положения управ7 ления персоналом подразделений и служб правоохранительных органов. Проблемам совершенствования управле7 ния и организации функционирования в правоохранительных органах не всегда уде7 лялось одинаковое внимание. Исследование проблем управления организацией, трудо7 вым коллективом, правоохранительным ор7 ганом началось с середины 707х годов прош7 лого века [2; 4–8]. Важность этих исследова7 ний должным образом оценена только в пос7 леднее время. Сегодня мы можем констати7 ровать рост уровня понимания и наличия на7 учных источников по проблемам организа7 ции правовых и управленческих основ функ7 ционирования персонала организаций [2; 7; 9; 10], правоохранительных органов [1; 11–13] и учреждений исполнения наказания [14–17]. Цель настоящей статьи – анализ теорети7 ческих и практических основ организации, управления и правового регулирования деятельности персонала учреждений ис7 полнения наказаний как определяющих путей построения функционального обес7 печения деятельности этого персонала. По отношению понятий «организация» и «управление» среди ученых различных наук существуют разные взгляды, в зависимости от того, в какой области знаний работает ав7 тор. Наиболее полно раскрывают эти поня7 тия авторы работ по философии, кибернети7 ке. Они рассматривают управление и органи7 зацию как равновеликие понятия. И управ7 ление, и организация не существуют сами по себе. Они носят соподчиненный характер и ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА УГОЛОВНО$ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Сергей Гречанюк, канд. юрид. наук, доцент кафедры правоведения Черниговского государственного педагогического университета им. Т. Г. Шевченко © С. Гречанюк, 2009 Т Е О Р І Я У П РА В Л І Н Н Я действуют в рамках какой7то третьей катего7 рии. Такой категорией является система [1, с. 34]. С формальной точки зрения, система – это совокупность функциональных компо7 нентов, взаимодействующих между собой для достижения определенной цели. Одним из таких компонентов является организация. Организация означает совокупность связан7 ных между собой составных частей (элемен7 тов) соответствующего объекта, а также свя7 зей (взаимоотношений) между ними и дру7 гими объектами, в результате чего образует7 ся определенная внешняя организационная среда [18, с. 294]. Понятие «организация» в современной науке [1; 11; 13] имеет несколько смысловых значений. Во�первых, под организацией по7 нимают состояние системы, предназначен7 ной для решения конкретных задач или ис7 полнения функций, определенных целью. Во�вторых, организацию понимают как функ7 цию управления, вместе с другими функци7 ями (планированием, мотивацией, учетом, контролем, оценкой и др.). В�третьих, орга7 низация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Организация во всех перечисленных смысловых определениях является предме7 том изучения управленческой науки и соот7 носится с категорией «управление». Наука об управлении в социальном аспекте рас7 крывает понятия «управление» и «организа7 ция», при этом каждое из них имеет несколь7 ко трактовок. В. Плишкин считает, что соци7 альное управление является особым видом деятельности, которая направлена на упоря7 дочение, согласование коллективных дейст7 вий людей для достижения цели, стоящей перед ними [13, с. 11]. При характеристике социального управ7 ления часто используются общетеоретичес7 кие положения кибернетики, в которой уп7 равление рассматривается как функции ор7 ганизованных систем, которые обеспечивают целостность их структуры, поддержку режи7 ма функционирования согласно заложенной программе [13, с. 12]. По мнению Н. Немчен7 ко и А. Гамалия, управление — это целена7 правленная, планомерная, основанная на эко7 номических, правовых, психолого7педагоги7 ческих законах деятельность, направленная на повышение эффективности функциони7 рования системы [16, с. 8]. Исследование по7 нятия «управление» подытоживает О. Клю7 ев: это такое руководство людьми, использо7 вание средств и методов, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональным путем. С дру7 гой стороны, управление — область знания, которая позволяет осуществлять влияние на творческую деятельность человека. В этом случае управление как понятие, которое включает методы и тактику, понимается дос7 таточно широко: от самоуправления челове7 ка до управления организацией [1, с. 34–35]. Исходя из проблематики нашего исследова7 ния, мы в той или иной мере используем раз7 личные значения понятий «организация» и «управление». Анализ современного состояния функци7 онирования правоохранительных органов, в частности учреждений исполнения наказа7 ний, свидетельствует, что причинами нере7 шенных проблем чаще всего являются недо7 работка и упущение уровня надстройки: ор7 ганизационного или управленческого. Это, по нашему мнению, подтверждено исследо7 ванием О. Клюева [1, с. 35] и объясняется как недооценкой важности организационно7 го и управленческого аспектов функциони7 рования, неравноценной подменой всего уп7 равления преимущественно руководством и администрированием без изучения законо7 мерностей, свойственных управлению как важной действенной науке. Проанализиро7 ванные нами источники не дают четкого тол7 кования термина «организация учреждений исполнения наказания» (или хотя бы их пер7 сонала). Исходя из этого, мы сформулирова7 ли определение организации учреждений ис7 полнения наказания (по аналогии с В. Брыз7 галовым и В. Коломийцем [15, с. 57]): это объединение работников учреждений испол� нения наказаний в единый коллектив; плано� мерная организация процесса исполнения на� казания и связанного с ним процесса исправи� тельного влияния на осужденных; обеспече� ние алгоритмов работы отдельных звеньев системы и взаимодействия между ними и с другими органами различных ветвей власти и различных форм собственности. Аналогичная ситуация касается и управ7 ления персоналом исправительных заведе7 ний. Авторы по7разному формулируют это понятие, устанавливают несколько вариан7 тов его построения. Управление учреждения� ми исполнения наказаний – это разновид7 ность социального государственного управ7 ления, которая заключается в осуществле7 нии целенаправленного воздействия со сто7 роны субъекта управления на определенные объекты (людей (осужденных), сотрудни7 ков; органы, их структурные подразделения; социальные процессы) с целью исправления, отбывания наказания осужденными в соот7 ветствии с приговором, определенным судом [16, с. 14]; это осуществление целенаправ7 ленного воздействия специальных органов управления на процесс исполнения уголов7 ных наказаний для достижения целей нака7 4 жовтень 2009 Т Е О Р І Я У П РА В Л І Н Н Я зания [16, с. 24]. Управление уголовно7ис7 полнительными учреждениями представля7 ет собой организаторскую деятельность, осу7 ществляемую исполнительно7распоряди7 тельными органами [15, с. 56]; это целена7 правленное сознательное влияние на струк7 турные элементы организационной структу7 ры с целью обеспечения оптимального про7 цесса исполнения наказания, исправления и перевоспитания преступников [15, с. 56]. Уп7 равлять исправительной колонией означает обеспечивать достижение поставленных пе7 ред ней целей, наилучшим образом исполь7 зуя все средства и ресурсы, обеспечивать правильный ход работы по всем основным направлениям деятельности [15, с. 57]. Под организацией персонала учрежде7 ний исполнения наказаний мы понимаем статическое состояние системы, которая только первоначально сформирована для ре7 шения конкретных задач и исполнения функций, определенных целями деятельнос7 ти учреждений исполнения наказаний, и ко7 торая без внешнего или внутреннего вли7 яний на нее не изменяется. Объектами орга7 низации выступают, с одной стороны, персо7 нал учреждений исполнения наказаний, ко7 торый подразделяется на определенные, на7 правленные на исполнение различных функ7 ций, категории, с другой – средства и методы осуществления карательно7воспитательного влияния на осужденных. Изменить, направить организацию (ста7 тическую систему) персонала возможно только в результате влияния на нее. Таким влиянием является управление, которое и приводит к изменению организации персо7 нала, направления его функционирования на достижение поставленных целей. По нашему мнению, под управлением персоналом уч7 реждений исполнения наказаний нужно по7 нимать совокупность взаимосвязанных воз7 действий на организационную систему уч7 реждений исполнения наказаний и их персо7 нал, направленных на наиболее эффектив7 ное достижение целей исполнения наказа7 ния. Поэтому управление является ведущим звеном организационной системы. Составляющие системы организации уп7 равления персоналом учреждений исполне7 ния наказаний являются объединение и обеспечение гарантий эффективного функ7 ционирования персонала; организация пло7 дотворного сотрудничества между различ7 ными категориями персонала и взаимодей7 ствия с государственными и негосударствен7 ными организациями; направление их сов7 местных усилий на исправление и ресоци7 ализацию осужденных, обеспечение испра7 вительного процесса и предотвращение пра7 вонарушений, что базируется на анализе оперативной обстановки, комплексном при7 менении адаптированных коррекционных методик и целенаправленном привлечении сил и средств. Задачи правового обеспечения функци7 онирования систем управления разнообраз7 ны. В обобщенном виде мы формулируем та7 кие задачи правового обеспечения функцио7 нирования персонала учреждений испол7 нения наказаний: •• нормативно7правовое закрепление це7 лей деятельности персонала учреждений ис7 полнения наказания; •• обеспечение четкого распределения функ7 ций и социальных ролей персонала учрежде7 ний исполнения наказания, их прав и обя7 занностей, создание системы взаимосвязи уп7 равленческих отношений в этой сфере; •• разграничение и распределение сбора, обработки информации и распределение ре7 зультатов ее анализа на различные уровни организационной структуры; •• рациональное построение системы при7 нятия решений в системе и точное соотношение ее с институтом ответственности персонала; •• нормативное определение компетенции должностных лиц персонала учреждений ис7 полнения наказаний при принятии ими уп7 равленческих решений; •• упорядочение распределения времени, необходимого для исполнения управленчес7 ких функций работниками; связи результа7 тов труда с точными критериями ее оценки, в том числе с размером оплаты, системой мо7 рального поощрения и т. п. Следует отметить, что хотя Закон Укра7 ины «О Государственной уголовно7исполни7 тельной службе Украины» принят относи7 тельно недавно, этот нормативно7правовой акт не смог в полной мере урегулировать пе7 речисленные аспекты и поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании. Особым заданием правового обеспечения является формирование научной организа7 ции труда и управления ним в учреждениях исполнения наказаний. Эта проблема тесно связана с проблемой правового обеспечения организации и функционирования систем управления. Результаты исследований [13, с. 590] свидетельствуют, что до 75 % всей ра7 боты в органах управления может быть стан7 дартизировано и нормировано. Исходя из особой сложности и разнообразия целей функционирования персонала учреждений исполнения наказаний и наличия различ7 ных, творчески построенных путей достиже7 ния главных целей – исправления и ресоци7 ализации осужденных, не все из них можно комплексно нормативно закрепить, однако задания и основные подходы к их решению должны быть сформулированы нормативно. 5 № 10 Т Е О Р І Я У П РА В Л І Н Н Я Выводы Организационно7управленческие сред7 ства достижения целей функционирования персонала учреждений исполнения наказа7 ний составляют сферу правовой регуляции, правового обеспечения такой деятельности. Совершенствуя организационные и управ7 ленческие стороны функционирования пер7 сонала учреждений исполнения наказания, невозможно достичь позитивных результа7 тов без соответствующей оптимизации пра7 вовой регуляции деятельности, т. е. органи7 зационно7управленческие и правовые осно7 вы тесно связаны, взаимообусловлены и мо7 гут быть эффективно использованы только во взаимосвязи. Литература 1. Клюев А. Н. Правовые и организационно7уп7 равленческие аспекты деятельности уголовного розыска Украины: Дис. … канд. юрид. наук. – Х., 1997. – 223 с. 2. Кузнецова В. Ф. Правовые вопросы подбора, расстановки и подготовки управленческих кадров местных советов депутатов трудящихся: Дис. … канд. юрид. наук. – К., 1972. – 170 с. 3. Радов Г. О. Персонал и взаимодействие тюрьмы и общества // Права людини: Інформ. бюл. Харків. правозахисної групи. – 2000. – № 31. – С. 2–6. 4. Аксенов А. А. Организация взаимодействия в системе ИТУ (общие положения). – Рязань, 1979. – 69 с. 5. Сестров М. И. Основы функционального анализа теории организации. – Л., 1972. – 174 с. 6. Управление и проблема кадров / Под ред. Г. Х. Попова, Г. А. Джавадова. – М., 1972. – 176 с. 7. Управление персоналом в условиях социаль7 но7рыночной экономики. – М., 1996. – 479 с. 8. Шмаров И. В. Эффективность деятельности ИТУ. – М., 1968. – 183 с. 9. Кравчук В. Кадровое ядро коллектива // Пер7 сонал. – 2001. – № 1. – С. 55–57. 10. Щекін Г. В. Основи кадрового менеджмен7 ту: Кн. 2. – К., 1993. – 200 с. 11. Бандурка О. М. Основи управління в ОВС: теорія, досвід, шляхи удосконалення. – Х., 1996. – 398 с. 12. Матюхіна Н. П. Управління персоналом ОВС України (теорія і прикладні аспекти). – Х., 1999. – 286 с. 13. Плішкін В. М. Теорія управління органами внутрішніх справ / За ред. Ю. Ф. Кравченка. – К., 1999. – 702 с. 14. Багрий�Шахматов Л. В. Совершенствова7 ние управления исполнением уголовных наказа7 ний // ИТУ. – 1979. – № 8. – С. 31–32. 15. Брызгалов В. Н., Коломиец В. Т. Некоторые вопросы организации и управления ИТК. – К., 1969. – 123 с. 16. Немченко М. І., Гамалій О. Г. Основи уп7 равління органами виконання покарань: Ч. 1. – К., 2000. – 100 с. 17. Пєтков В. П. Управління виховно7виправ7 ним процесом: Дис. ... д7ра юрид. наук. – Х., 1998. – 448 с. 18. Юридична енциклопедія: В 6 т. – К., 2002. – Т. 4. жовтень 2009