Аннотации опубликованных статей
Збережено в:
| Дата: | 2017 |
|---|---|
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
2017
|
| Назва видання: | Слово і Час |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/159499 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Аннотации опубликованных статей // Слово і час. — 2017. — № 8. — С. 127. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-159499 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1594992025-02-09T21:16:54Z Аннотации опубликованных статей Summaries 2017 Article Аннотации опубликованных статей // Слово і час. — 2017. — № 8. — С. 127. — рос. 0236-1477 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/159499 ru Слово і Час application/pdf Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| format |
Article |
| title |
Аннотации опубликованных статей |
| spellingShingle |
Аннотации опубликованных статей Слово і Час |
| title_short |
Аннотации опубликованных статей |
| title_full |
Аннотации опубликованных статей |
| title_fullStr |
Аннотации опубликованных статей |
| title_full_unstemmed |
Аннотации опубликованных статей |
| title_sort |
аннотации опубликованных статей |
| publisher |
Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України |
| publishDate |
2017 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/159499 |
| citation_txt |
Аннотации опубликованных статей // Слово і час. — 2017. — № 8. — С. 127. — рос. |
| series |
Слово і Час |
| first_indexed |
2025-11-30T22:09:54Z |
| last_indexed |
2025-11-30T22:09:54Z |
| _version_ |
1850254922352689152 |
| fulltext |
127Слово і Час. 2017 • №8
АННОТАЦИИ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ
Наталья Олейник, Ирина Пасько. Кафедра украинской
литературы Днепровского национального университета имени
Олеся Гончара
В статье по случаю юбилея коротко освещены главные вехи
истории факультета украинской и иностранной филологии и
искусствоведения Днепропетровского национального университета
имени Олеся Гончара, начиная с 1918 г. Вторая часть статьи
посвящена истории кафедры украинской литературы ДНУ им.
Олеся Гончара от ее основания до современности.
Ключевые слова: центр филологии, литературоведческая
школа, Днепропетровский национальный университет имени
Олеся Гончара
Нинель Заверталюк. Роль метафоры в ранних поэмах
Ивана Драча
В статье рассматривается степень метафоризации текста
поэм И. Драча “Нож в Солнце” и “Смерть Шевченко”, смысл
метафорического образа, его оригинальность, функциональность
и концептуальность в раскрытии идейно-тематического уровня
произведений. Подчеркнуто своеобразие метафорического
постижения катастрофических коллизий мира и человека в фокусе
эстетики трагического.
Ключевые слова: метафора, метафорическая система,
мироощущение, национальные архетипы, подтекст, трагическое,
фантасмагория.
Ольга Шаф. “Здравствуй же, здравствуй же, смерть моя!”:
гендерно-психологический модус интерпретации концепта
смерти в лирике Василия Стуса
В статье рассматривается концепт смерти, один из центральных
в лирике В. Стуса, в частности периода “Времени творчества”
и “Палимпсестов”, который трактуется в литературоведении
преимущественно в философском (экзистенциальном ,
буддистском) и биографическом (через обстоятельства заключения
поэта) ракурсах. Однако смысловая функциональность этого
концепта, раскрывающаяся в связи с не менее актуальными для
поэта концептами Украины и Бога, может быть интерпретирована
и в его гендерно-психологическом модусе с применением
методологического инструментария гендерных, постколониальных
студий и психоанализа.
Ключевые слова: лирика Василия Стуса, концепт смерти,
маскулинность, эдипов комплекс, танатальное желание.
Алена Тараненко. Своеобразие художественного выражения
внутреннего состояния героя-ребенка в украинской прозе 1970
– 1980–х годов.
В статье рассмотрена векторность внутренних состояний героев-
детей на материале ряда произведений украинских прозаиков 1970
– 1980-х годов (рассказы “Чтобы папа бил фашистов!” К. Гриба, “Так
пахла тишина…” В. Кавы, “Садовник” Д. Ткача, повести “Первинка”
Н. Винграновского, “Будь осторожна, Марийка!” В. Кавы, “Тысяча
окон и один журавль” Ларисы Письменной, “Огонек далеко в степи”
Гр. Тютюнника, “Теплый пепел” Б. Харчука и др.), проанализирован
психологизм воспроизведения эмоциональных ощущений героев,
своеобразие характеров, индивидуальность изображение ребенка
в творчестве названных писателей и т. п.
Ключевые слова: психика, внутреннее состояние, характер,
душа, личность, эмоции, чувства, настроение, переживания,
действия, поступки.
Ирина Кропивко. Сакральная география постмодерной прозы
(на материале украинской и польской литератур).
В статье рассматривается специфика реализации в
постмодерной прозе мотива собственного укоренения. Он
актуализируется как реакция на глобализационные процессы,
спровоцировавшие перенесение границ сознания из внешнего
относительно человека мира в пространство его внутренней
экзистенции. Географическая территория теряет свое значение
познаваемого смыслового центра и превращается в совокупность
знаков-маркеров для создания реципиентом собственного
интерпретационного пространства. Персонаж/нарратор формирует
собственную сакральную территорию в соотношении с сакральной
территорией Другого. Функции Другого может взять на себя не
только сам автор или персонаж, но и реципиент. Вместо единой
системы ценностных координат появляется сеть иконично-
сакрализированных объектов персонального значения.
Ключевые слова: сакральная география, мотив собственного
укоренения, персональное пространство, Другой, трансгрессия.
Наталья Городнюк. В. Домонтович и В. Набоков сквозь призму
“очков”: текст – интертекст – метатекст
В статье исследована семиотика очков в модернистском романе
В. Домонтовича и В. Набокова. Выяснено, что очки в творчестве
художников-модернистов демонстрируют высокий семиотический
статус, особую эстетическую напряженность смыслового поля и
весомый ассоциативный потенциал, являясь знаком самосознания
культуры, символом “специального” видения. Обозначен путь от
очков как характерологической или психологической детали и
маркера мировоззрения до знака метатекстуальности, указания,
реализующего авторскую оценку текстопорождения и творческих
принципов в целом.
Ключевые слова : семиоти к а , оч ки , модернизм ,
метатекстуальность , интертекст, интермедиальность ,
В. Домонтович, В. Набоков.
Ирина Типер . Специфика интертекстуальных и
автоинтертекстуальных конструкций в метаромане Г. Пагутяк
В статье исследовано функционирование интертекстуальных
и автоинтертекстуальных конструкций в произведениях Галины
Пагутяк (“Біограф Леонтовича”, “Гірчичне зерно”, “Гола дитина,
або Ще одна новорічна історія”, “Зачаровані музиканти” и других)
в контексте теории метаромана. Отмечены такие их виды, как
аллюзии (на чужие или собственные тексты), вариации на
тему претекста (чужого или своего), пересказ сюжета одного
произведения в тексте другого, комментирующая ссылка на
претекст, упоминание названия одного произведения в тексте
другого, включение части одного произведения в другое,
дописывание чужого или собственного текста. Охарактеризована
типология повторяющихся (сквозных) образов лабиринта,
ребенка, книги, книжника, кота. Доказано, что сквозные образы,
интертекстуальные и автоинтертекстуальные конструкции
обеспечивают целостность творческого наследия писательницы.
Ключевые слова: интертекстуальность, автоинтертекстуальность,
метароман, метатекстуальная связь, мотив.
Наталья Овчаренко. Визия “другого” времени: канадская
генерационная проза
В статье проанализированы особенности канадских моделей
генерационной прозы. Обоснован концепт дискурсивной
генерационной парадигмы, основанной на социально-исторических
и психологических маркерах. Внимание сосредоточено на жанре
романа травмы, англо-, франкоязычной и автохтонной прозе,
определена роль концепта памяти в литературе мигрантов
– характерном феномене в мультикультурном обществе.
Исследуются произведения М. Ондаатжи, Дж. Бойдена, С. Жакоб,
К. Шилдс, Д. Коупленда в спектре генерационной проблематики
Ключевые слова : генерационная модель , память ,
мультикультурализм, идентичность, роман травмы.
Анна Токмань. Альбер Камю как литературный критик: диалог
между художественным текстом и философией
Статья посвящена изучению эссе Альбера Камю, которые
содержат анализ произведений Франца Кафки, Лотреамона,
Артюра Рембо, Рене Шара. Камю представлен как литературный
критик. В статье определены особенности литературного дискурса
в работах философа. В центре внимания исследователя проблема
диалога между текстом и философскими теориями абсурда и бунта.
Камю выражает свои философские мысли с художественным
мастерством. В статье акцентировано экзистенциальное
содержание эссе.
Ключевые слова: художественный текст, литературный критик,
философия, диалог, абсурд, бунт, экзистенциальное содержание.
Ольга Шестопал . Художественная репрезентация
исторического дискурса в романе “Авиньонские барышни”
Франсиско Умбраля
В статье рассматривается проблема художественной
реконструкции историко-культурной памяти в испанской литературе
эпохи постфранкизма на материале романа “Авиньонские
барышни” (1995) Франсиско Умбраля. Основное внимание уделено
исследованию жанровых стратегий репрезентации исторического
дискурса как взаимодействия мемуарных форм с романом,
благодаря чему личные воспоминания становятся неотделимы от
хроники изображенной в произведении эпохи, что в свою очередь
демонстрирует преемственность авторской концепции историзма
по отношению к испанской традиции модернизма.
Ключевые слова: Умбраль, Пикассо, Валье-Инклан, Гомес де ла
Серна, исторический дискурс, мемуаристика, фикционализация,
Прекрасная эпоха, рамонизм.
|