Зороастрийские «симпатии» Александра

Вопрос о возможных симпатиях македонского царя к древнеперсидской религии поднимался, прежде всего, в связи с попыткой Александра ввести обряд проскинезы. Плутарх, основываясь на рассказе Харета из Митилены, сообщает: «однажды на пиру Александр, отпив вина, протянул чашу одному из друзей. Тот, приня...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2007
1. Verfasser: Спивак, И.А.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України 2007
Schriftenreihe:Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170288
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Зороастрийские «симпатии» Александра / И.А. Спивак // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 2007. — Вып. XIII. — С. 383-400. — Бібліогр.: 39 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-170288
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1702882025-02-09T09:31:09Z Зороастрийские «симпатии» Александра Zoroastrian «sympathies» of Alexander the Great Спивак, И.А. История Вопрос о возможных симпатиях македонского царя к древнеперсидской религии поднимался, прежде всего, в связи с попыткой Александра ввести обряд проскинезы. Плутарх, основываясь на рассказе Харета из Митилены, сообщает: «однажды на пиру Александр, отпив вина, протянул чашу одному из друзей. Тот, приняв чашу, встал перед жертвенником и, выпив вино, сначала пал ниц, потом поцеловал Александра и вернулся на свое место». Упоминание Плутархом алтаря, а также анализ изображений на персепольских рельефах позволили указанным авторам сделать вывод, что в данном рассказе имеется в виду алтарь огня. Это, в свою очередь, приводит некоторых исследователей к далеко идущим и не подкрепленным источниками выводам. The question of the sympathies the Macedonian king was thought to have with the ancient Persian religion mainly bases on Alexander’s attempt to introduce the court ceremonial involving proskynesis. Could the Zoroastrian fire worship be that very element of ancient Persian religion that Alexander took in and even used to pursue his own ideological goals? The sources contain no information regarding any offerings to fire either performed or initiated by Alexander. Neither do we know about any sacred fires to accompany him during his military campaigns. Only after his return from India, according to Diodorus of Sicily and Arrian, did Alexander use Persian religious customs. 2007 Article Зороастрийские «симпатии» Александра / И.А. Спивак // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 2007. — Вып. XIII. — С. 383-400. — Бібліогр.: 39 назв. — рос. 2413-189X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170288 ru Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии application/pdf Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic История
История
spellingShingle История
История
Спивак, И.А.
Зороастрийские «симпатии» Александра
Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии
description Вопрос о возможных симпатиях македонского царя к древнеперсидской религии поднимался, прежде всего, в связи с попыткой Александра ввести обряд проскинезы. Плутарх, основываясь на рассказе Харета из Митилены, сообщает: «однажды на пиру Александр, отпив вина, протянул чашу одному из друзей. Тот, приняв чашу, встал перед жертвенником и, выпив вино, сначала пал ниц, потом поцеловал Александра и вернулся на свое место». Упоминание Плутархом алтаря, а также анализ изображений на персепольских рельефах позволили указанным авторам сделать вывод, что в данном рассказе имеется в виду алтарь огня. Это, в свою очередь, приводит некоторых исследователей к далеко идущим и не подкрепленным источниками выводам.
format Article
author Спивак, И.А.
author_facet Спивак, И.А.
author_sort Спивак, И.А.
title Зороастрийские «симпатии» Александра
title_short Зороастрийские «симпатии» Александра
title_full Зороастрийские «симпатии» Александра
title_fullStr Зороастрийские «симпатии» Александра
title_full_unstemmed Зороастрийские «симпатии» Александра
title_sort зороастрийские «симпатии» александра
publisher Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України
publishDate 2007
topic_facet История
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170288
citation_txt Зороастрийские «симпатии» Александра / И.А. Спивак // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 2007. — Вып. XIII. — С. 383-400. — Бібліогр.: 39 назв. — рос.
series Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии
work_keys_str_mv AT spivakia zoroastrijskiesimpatiialeksandra
AT spivakia zoroastriansympathiesofalexanderthegreat
first_indexed 2025-11-25T07:31:22Z
last_indexed 2025-11-25T07:31:22Z
_version_ 1849746673056612352
fulltext Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII И С Т О Р И Я и. А. СПИВАК ЗОРОАСТРИЙСКИЕ «СИМПАТИИ» АЛЕКСАНДРА Вопрос о возм ож ны х сим патиях м акедонского царя к древнеперсидской религии подним ался, преж де всего, в связи с попы ткой А лександра ввести обряд проскинезы [1, с. 298-299; 2, с. 154-155; 3, с. 227-228; 4, с. 239]. Плу­ тарх, основы ваясь на рассказе Харета из М итилены , сообщ ает: «однажды на пиру Александр, отпив вина, протянул чаш у одном у из друзей . Тот, приняв чашу, встал перед ж ертвенником и, выпив вино, сначала пал ниц, потом по­ целовал А л е ксанд ра и вернулся на свое место» (А лександр , L IV )’ . Упомина­ ние П лутархом алтаря, а такж е анализ изображ ений на персепольских рель­ еф ах позволили указанны м авторам сделать вывод, что в данном рассказе имеется в виду алтарь огня. Это, в свою очередь, приводит некоторы х иссле­ дователей к дал еко идущ им и не подкрепленным источниками выводам. «Было бы естественно принять зороастрийские представления в И ране, а значит, и их отнош ение к свящ енном у огню . Горящ ий огонь везде сопровохедал А лек­ сандра - на серебряном блюде или заж ж енны й на алтаре. П осле см ерти Ге- ф естиона царские огни на всех алтарях бы ли погаш ены (обряд, сопровож ­ давш ий см ерть В еликого царя или другие знам енательны е собы тия). И, воз­ можно, А лександр требовал не бож еских почестей для себя, но признания иранской религии» [1, с. 299]. «Если рядом с А лександром бы л царский огонь, сопровождавш ий его и в торж ественны х случаях ярко освещ авш ий его лицо, то при его дворе и главной квартире должны бы ли находиться жрецы , а, следо­ вательно, иранские верования были ем у ближе, чем дум али раньш е» [3, с. 228]. Есть ли у нас основания считать, что зороастрийский культ огня был тем элем ентом д ре внеперсидской религии, которы й вы звал о ткл и к у Александра, ’ Здесь и далее текст Плутарха приводится в переводе М. Томашевской. См.: Плутарх. Из­ бранные жизнеописания. В 2-х т. М., 1990. Т. 2. 383 а, возм ож но и использовался м акедонским царем д л я достиж ения своих иде­ ологических целей? Д л я ответа на этот вопрос необходим о, преж де всего, обратиться к источникам , в которы х заф иксирована практика почитания огня ахем енидским и царям и. Ксеноф онт, описы вая торж ественны й вы езд Кира, сообщ ает: «За бы кам и вели коней, предназначенны х в ж ертву Гелиосу. За ним и ехал а свя щ е н н а я кол е сни ц а З е в са ... за н ею д в и га л а сь колесниц а Ге л и оса ... за ней тр е тья кол е сни ц а , зап р я ж е нн а я ко н я м и , покры ты м и пур­ пурны м и п о п о н а м и . П озад и ее ш ли лю ди, н е сш и е на б о л ьш ой ж аровне огонь» (К и р о пе д и я , V III, III, 12)^. О б и сп о л ьзо ва н и и п ерсам и свящ енного огня во врем я ц а р ски х похо д ов говор и т Курций Р уф ; «У пе р со в бы л д р е в ­ ний об ы чай не о тп р а вл я ться в путь до восхода солнц а . С и гна л к вы ступ л е ­ нию д а ва л и из ц а р ско го ш атра , когда уж е со всем р а ссве та л о ....П о хо д н ы й строй бы л таков. В переди на серебряны х алтарях несли огонь, которы й у пер ­ сов счи та л ся вечны м и свящ е нн ы м . М аги пели д р е в н и е гим ны » (III, 3, 9)^. Значительный интерес представляет для нас сообщ ение Аппиана о жерт­ вопринош ении М итридата: «Митридат, заставив бежать или изгнав из Каппадо­ кии все гарнизоны М урены, принес Зевсу-Воителю по обычаю отцов жертву на высокой горе, воздвигнув на ее вершине другую верш ину из дерева, ещ е более высокую. Первыми несут на эту верш ину дрова цари; положив их, кладут на них другой круг, более короткий по окружности; на самый верх они возлагают молоко, мед, вино, масло и всякие курения, а на равнине они устраиваю т для присутству­ ю щ их угощ ение, состоящ ее из хлеба и всяю^х приправ (такого рода жертвопри­ нош ения соверш аю тся и в П асаргадах персидскими царями), затем они зажи­ гают дерево. Э тот горящ ий костер, вследствие своей величины, виден плыву­ щ им издали на расстоянии ты сячи стадий ...» (М итридатовы войны, 66)“* *. Не­ смотря на то, что речь здесь идет о ж ертвопринош ении Зевсу-Воителю , вряд ли есть основания для сом нений в том, что, во-первы х, за исклю чением ряда деталей (принош ение меда), проведенны й М итридатом обряд в целом соот­ ветствует древнеперсидской ритуальной практике, во-вторых, в том, что эле­ менты этого обряда тесно связаны с ж ертвопринош ениям и огню [5, р. 294]. О связи культа Зевса-Барадага и культа огня свидетельствует и обнаруж енны й в Сардах эдикт А ртаксеркса II [6, с. 312]. Таким образом, свящ енны й огонь со­ провождал А хем енидов в военных походах, во время торж ественны х процес­ сий, а, кроме того, по инициативе царей, огню приносились жертвы . Наконец, упоминание огней в связи со смертью Геф естиона (Диодор, XVII, 114, 4) зас­ тавляет сделать вывод о династийном характере культа огня при Ахеменидах. Спивак И. А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ 2 Ксенофонт. Киропедия / Пер. с древнегреч. В.Г. Борухович, Э.Д. Фролов. М ., 1976. 3 Здесь и д алее: Квинт Курций Руф . История Александра М акедонского / Отв. редактор А.А. Вигасин. М ., 1993. * В переводе С .П . Кондратьева. См.: Аппиан. Римские войны. СПб., 1994. 384 В озвращ аясь к Александру, следует отметить, что наш и источники ничего не сообщ аю т о ж ертвопринош ениях огню , проведенны х или санкционирован­ ных м акедонским царем . Н ичего неизвестно нам и о том , что свящ енны е огни сопрово>1едали А л е ксанд ра во время военны х походов. Единственны й раз, когда рядом с А л ександром появляю тся свящ енны е огни во врем я торж е­ ственной процессии - это его въезд в Вавилон (Курций Руф , V, 1, 19-22). Од­ нако два обстоятельства не позволяю т нам усм атривать в этом эпизоде сбли­ ж ение А л е ксанд ра с элем ентам и иранской религии. Торж ественны й въезд в Вавилон бы л подготовлен без согласования с А л ександром сатрапом М азе- ем, для которого бы ло естественно следовать ахем енидским образцам . Пос­ ле въезда в город А лександр , как уж е бы ло сказано, отдав предпочтение хал­ дейским ж рецам , абсолю тно проигнорировал магов с их свящ енны м огнем. Не так однозначно м ож ет бы ть реш ен вопрос об отнош ении македонского царя к д инастийной составляю щ ей древнеперсидско го культа огня. Приказ «обитателям А зии загасить так назы ваемы й свящ енны й огонь» до окончания похорон Геф естиона (Диодор, XV II, 114,4)®, свидетельствует о том , что после возвращ ения из инд ийского похода культ царского огня не вы зы вал у А лек­ сандра, по крайней мере, внутренних возраж ений. У читы вая сказанное, по­ явление алтаря огня на пиру, где А лександр пы тался ввести в обиход обычай проскинезы , дол ж н о бы ть интерпретировано либо как следствие симпатий царя к некоторы м эле м ен там иранско го культа о гня , л и б о ка к стрем ление ра сп ростра ни ть на свои х м аке д он ски х и эл л и н ски х при бл и ж ен ны х нормы ахем ен и д ско го д в о р ц о во го этикета без о глядки на их ре л и гио зную основу. О дно сущ ественное обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует в пользу второй из пред лож енны х интерпретаций. И м ею щ иеся в наш ем распо­ ряж ении источники хр аня т абсолю тное м олчание (по крайней мере, д о собы ­ тий в О писе) о магах, которы е должны бы ли бы находиться рядом с царем в том случае, если бы ещ е д о возвращ ения из И ндии А л е кса н д р ввел при дво ­ ре персидский культ царского огня. Вместе с тем , в источниках упом инаю тся ж рецы и прорицатели, сопровож давш ие А л е ксан д ра и принадлеж авш ие к иным, чем маги, религиозны м традициям . П лутарх сообщ ает о вавилонских жрецах, к которы м А л е ксан д р обращ ался в тех случаях, когда ж елал очис­ титься от скверны (Александр, LVII), о сопровож давш их царя эллинских про­ рицателях - лаке д ем о няни н е А ристом ене (А лександр, L) и А ристандре из Тельмесса (Александр, II, XIV, XXV, XXXIII, L, LII). О б Аристандре, бы вш ем спут­ ником царя на протяжении всей его жизни, пиш ут и другие авторы (Курций Руф, ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII = Текст Диодора Сицилийского приводится в переводе М .Е. Сергиенко. См.; Диодор Сици­ лийский. Историческая библиотека. Книга XVI! / / Квинт Курций Руф. История Александра Македонского / Отв. редактор А.А. Вигасин. М., 1993. 25 МАИэт-хш 385 IV, 2 ,1 4 ; 6 ,1 2 ; 1 5 .2 7 ; V, 4 ,2 ; V II, 7, 8; 22-23, 28-29; Д иодор, XV II, 1 7 ,6 ; Арриан, IV, 4, 3; 15, 8). А рриан, со ссы лкой на Аристобула, добавляет сведения о не­ кой сириянке , которая бы вала одерж има божеством , и по причине того, что предсказания, данны е ею в этом состоянии, всегда сбы вались; « ...си ри янка получила доступ к царю ночью и днем ; часто стояла она около него, когда он спал» (IV, 13, 5-6)®. Н аконец, нельзя не вспом нить индийского м удреца Кала­ на (Арриан, V II, 3 .1 -6 ; Д иодор, XV II, 107; П лутарх, А лександр , V III, LXV, LXIX). На основании этих сообщ ений мы можем сделать вывод, что молчание ис­ точников о м агах в свите А лександра д о его возвращ ения из индийского похо­ да неслучайно. Таким образом , отсутствие магов при дворе м акедонского царя делает невероятны м предполож ение о том , что вм есте с обы чаем проскине- зы А лександр пы тался привить своим македонским и эллинским подданным элементы д ре внеперсидско го культа огня. Косвенны м подтверж дением того, что в случае с введением проскинезы речь ш ла только о части ахем енидского дворцового этикета , без вним ания к его религиозной составляю щ ей, может служ ить то, что А рриан , преж де чем перейти к описанию этого эпизода, гово­ рит: «А лександр , воображ ая себя в глубине душ и сы ном А м м она , а не Ф и­ липпа, п отреб овал , чтобы е м у кланялись в зем лю ; восхищ аясь обы чаям и персов и м идян, он см енил о д е ж д у и переделал чин д во р ц о во го этикета» (IV, 9, 9). К ак видно , в этом сообщ ении нет ни слова о религии персов , а сим патии А л е кса н д р а к перси д ской культуре проявляю тся ка к раз в смене одежды и д в о р ц о во го этикета . В ероятно , правы те исследователи, которы е считают, что в об ы чае проскинезы А л е ксан д ра привлекал а , преж де всего, идея со б ств е н н о го возвы ш е ни я н ад элл и н ам и и н ад в а р ва р а м и [7, с. 67]. В опрос о религиозны х пристрастиях м акедонского царя в контексте про­ блемы «А лександр - зороастризм » долж ен реш аться, преж де всего, на осно­ вании сообщ ений источников, в которы х заф иксирована ритуальная практи­ ка сам ого А л е ксан д ра в период его пребы вания на территории И рана. Н аибо­ лее инф орм ативны м и являю тся сочинения А рриана, в которы х сообщ ается о 33 случаях соверш ения А лександром обрядов ж ертвопринош ений - от вступ­ ления м акедонского царя на территорию И рана д о м ом ента его смерти. В Сузах: «А лександр соверш ил ж ертвопринош ение по обрядам отечественны м, устроил бег с ф акелам и и учредил празднество с гим настическим и состяза­ ниями» (III, 16, 9). В Задракартах: «П роведя там 15 дней , принеся, как поло­ жено, ж ертвы богам и установив празднество с гим настическим и состязания­ ми, он пош ел к па р ф и ям ...» (Ill, 25, 1). У ариаспов; «Здесь он принес жертву А пол л он у..,» ( Ill, 27, 5). «А лександр подош ел к горе Кавказ, где основал го­ Спивак И.А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ ® Здесь и далее текст Арриана в переводе М .Е. Сергиенко. См.: Арриан. Поход Александра. М., 1993. 386 род и назвал его А лександрией . П ринеся там ж ертву богам, каким у него было положено, он перевалил через гору Кавказ» (III, 28, 4). На берегах Танаиса: «П ринеся, ка к бы ло у него в обы чае, ж ертву богам, он установил празднество с гим настическим и и конны ми состязаниям и» (IV, 4, 1). П еред переправой через Танаис - неблагоприятны е знамения во время ж ертвопринош ений под руководством А ристандра (IV, 4, 3). На празднике в честь Д иониса : «он при­ зрел Д иониса и принес ж ертву Д и оскурам ...» (IV, 8 ,2 ). П осле убийства Клита: «Д ионису ж ертву он при н ес ...» (IV, 9, 5). В лагере на О ксе после внезапного появления источников масла и воды Александр: «принес все жертвы , какие были указаны прорицателями. Аристандр сказал, что м асляны й источник пред­ вещ ает труды , но предвещ ает такж е и победу после трудов» (IV, 15, 8). Ж ер­ твопринош ение А ф и не в Н икее (IV, 22, 6). П осле захвата скалы , которой не см ог овладеть Геракл: «соверш ил здесь ж ертвопри н ош ен ие ...» (IV, 3 0 ,4 ). На горе М ер: «А лександр тут ж е принес ж ертву Д и он и су и сел пировать с друзья­ ми. Некоторые сообщ аю т (если только можно этому верить), что многие из быв­ ш их тут с ним почтенных македонцев были охвачены Дионисом : увенчав себя, они стали взывать к нему; воспели «эвое!» и вели себя ка к вакханты» (V, 2, 7). На бе регу И нда: «соверш ил ж ертвопри нош ение богам , которы м совер­ ш ал обы чно, и устро и л у реки состязания конны е и ги м на стиче ски е» (V, 3, 5). «П ерейдя чер ез Инд, А л е ксан д р и здесь принес полож енную ж ертву» (V, 8, 2). «А л екса нд р опя ть принес в Т аксилах полож енны е ж ертвы и устроил состязания, ги м на стиче ски е и конны е» (V, 8, 2). П осле победы над Пором: «принес богам полож енны е по случаю победы ж ертвы и устроил гим насти ­ ческие и конны е со стязан и я на бе регу Г и д а сп а ...» (V , 20, 1). «А лександр соверш ил ж ертвы перед переправой через Гиф ас, но ж ертвы оказал ись не­ благоприятны » (V, 28, 4). В ознам енование око нчани я похода: «А лександр , разделив войско на отряды , приказал им сооруд ить 12 ал тар ей ...б л а год ар ­ ность богам за д ар ован ны е поб е д ы ...он принес на них полож енны е жертвы и устроил конны е и ги м на стиче ски е состязания» (V, 29 , 1-2). Ж ертвоприно­ ш ения на бе регу А ке си н а (V, 29, 5). При возвращ ении : «А л екса нд р ж е при­ нес полож енную ж е р тву богам , а такж е реке Гидаспу, по ука за н и я м прори­ цателей. Взойдя на корабль и стоя на носу, он соверщ ил реке возлияние из золотого ф иала, взы вая одновр ем ен но к Акесину, Г и д а сп у ...и к И нд у ....С о ­ верш ил он возлияние такж е Гераклу, свое м у родственнику, А м м о ну и про­ чим богам , которы м п олож ено у него бы ло со ве рш ать ж ертвопринош ения» (VI, 3, 1-2). При выходе в океан: «Он заколол здесь бы ков П осидону и опустил их в море; после этого жертвопринош ения соверш ил возлияние, а золотой фиал и золотые кратеры как благодарственную жертву бросил в воду ...» (VI, 19, 5). П одраж ание вакхи ческой свите Д иониса (VI, 28, 1). В Карм ании , по сло ­ вам А ристобула : «А л екса нд р принес бл агодарственную ж ертву за победу ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII 387 над индам и и за сп асени е своего войска в зем ле гадраосов и учредил со ­ стязания, м усиче ски е и гим настические» (VI, 28, 3). С вад ьба в С узах по пер­ сидском у обы чаю (VII, 4 ,6 ) . С овм естное с магами ж ертвопринош ение в Описе (VII, 11, 8-9). «В Э кбатанах А л е ксан д р принес жертву, которую обы чно при­ носил при об стояте л ьства х благоприятны х, учредил состязания гим насти ­ ческие и м усические» (VII, 14, 1). Гим настические и м усиче ски е состязания после см ерти Геф естиона (VII, 14, 10). В В авилоне : «А лександр принес б о ­ гам полож енны е ж ертвы , м олясь о счастливом ходе собы тий и исполнении некоторы х п р е д ска за н и й ...» (VII, 2 4 ,4 ) . П осле начала болезни и д о мом ента смерти А л е ксан д ро м , по словам А рриана, бы ли соверш ены пять ж ертвоп­ ринош ений, которы е в источнике либо только перечислены , либо определе­ ны ка к «пол ож енны е ж ертвопринош ения» (VII, 25, 2-6 ). П о крайней мере, одно сущ ествен но е доб авл ен и е к перечисленном у м ож но сделать, исходя из текста «И ндики» , где рассказы вается , что после возвращ ения Неарха: «В благодарность за спасение войска А лександр принес ж ертвы Зевсу-спаси- телю, Гераклу, А поллону-отвратителю бед, П осейдону и всем другим морс­ ким богам и устроил гим настические и м узы кальны е состязания и торж ествен­ ную процессию » (36, 3). И далее: «Затем войско объединилось, и Александр принес ж ертвы за спасение кораблей и лю дей и устроил состязания» (42, 8)^. Таким образом, индикаторам и этнической и религиозной принадлежности соверш енны х Александром ж ертвопринош ений в тексте А рриана м огут слу­ жить несколько указаний. Прежде всего, это имена богов, которы м посвящены жертвы. На этом основании 12 из 33 ж ертвопринош ений (два - Аполлону, одно - Диоскурам, три - Дионису, одно - Аф ине, одно - двенадцати олимпийским божествам, два - Гераклу, одно - П осейдону и одно - Зевсу) обращ ены к эл­ линским божествам и проведены по эллинском у обряду. Следует заметить, что уже со времени Геродота бы ла известна практика отождествления имен гре­ ческих и иранских божеств. Геродот дважды называет верховное божество пер­ сов Зевсом (I, 89; 1,131), добавляя во втором случае солнце, луну, огонь, воду, ветры, а также А ф родиту Уранию, которую персы называли М итрой (1 ,131) [8, с. 506]. Подчеркнем, что речь в данном случае идет не о религиозном синкре­ тизме, который более или менее надежно прослеживается по различным ис­ точникам позже II в. д о Р. X. [9, с. 133], а только об именны х отождествлениях. М ожем ли мы предполагать, что в сообщ ениях Арриана о ж ертвопринош е­ ниях А лександра под именами эллинских богов скры ваю тся боги персов? По наш ему мнению , для подобны х подозрений нет оснований. Д ело в том, что Арриан аккуратно отмечает все случаи, когда Александр тем или иным спосо- Спивак И. А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ ' Текст «Индики» Арриана приводится в переводе М.Д. Бухарина. См.; Индия и античный мир. М., 2002. 388 бом оказы вает почтение неэллинским божествам. Так, например, говоря о Ге­ ракле Тирском, он пишет: «В Тире есть храм Геракла - древнейш ий, какой мо­ гут упом нить люди. Он посвящ ен, однако, не аргосцу Гераклу, сы ну Алкмены. ...И египтяне чтут Геракла, но другого, чем тирийцы и эллины (II, 16, 1-2). В таком же клю че А рриан сообщ ает и об индийском Геракле. «Если все это вер­ но, то этот Геракл должен быть другим , не ф иванским : или тирийским, или египетским, или каким -то великим царем из областей, леж ащ их недалеко к се­ веру от индов» (И ндика, 5, 13). Современны е исследования локазывают, что следы пребы вания Геракла и Диониса в Индии, которы е обнаруж ил Александр и его последователи, действительно восходят к культам местны х божеств, это, однако, не пом еш ало грекам и македонянам отож дествить их с эллинскими богами. [10, с. 138-190]. Ещ е одно подобное свидетельство - указание на жерт­ вопринош ение, обращ енное к Аммону (VI, 3,1-2), хотя А рриану и известно отож­ дествление Ам м она с Зевсом (III, 3, 2). Д алее - уж е упом янутое жертвоприно­ ш ение в Вавилоне, посвящ енное Белу под руководством Халдеев (III, 16, 5). Наконец, описание собы тий в О писе, где обрядовы е действия магов отмече­ ны специально (VII, 11 ,8 ). С казанное позволяет заклю чить, что если бы А лек­ сандр, соверш ая жертвопринош ения, пожелал бы почтить какое-либо иранское божество, то этот ф акт был бы непременно отмечен в повествовании Арриана. Ещ е один, более однозначны й, чем имена богов, индикатор этнической принадлежности соверш енны х А лександром обрядов - указание на присут­ ствие при их соверш ении эллинских прорицателей. Кром е уж е упом януты х (VI, 2, 1), А рриан назы вает два случая, где присутствие А ристандра говорит об эллинском характере ж ертвенны х обрядов (IV, 4 ,3 ; IV, 15, 8). И звестно, что практика иероскопии в период военны х действий бы ла чрезвы чайно ш ироко распространена в эллинском мире (Геродот, IX, 61), и «при всех греческих войсках постоянно состояло по одном у или по несколько гадателей» [11, с. 353]. В особую группу следует вы делить ж ертвопринош ения, относительно которы х А рриан замечает, что они соверш ены по «отеческим обрядам», или что это «полож енны е» жертвы . Э та группа, в соответствии с текстом А рриа­ на, состоит из ш ести ж ертвопринош ений (III, 16, 9; 25,1; V, 20, 1; VII, 25, 3, 5, 6). Ч резвы чайно интересны м является указание А рриана на то, что некото­ рые ж ертвопринош ения А лександра сопровож дались учреж дением гимнас­ тических, м усических и конны х состязаний. «И агон, и сим лосий бы ли в их (греков) поним ании, преж де всего, игрой, но не обы чной, а свящ енной, что можно поним ать как и гру в присутствии бож ества или даж е с прямым его участием » [12, с. 212]. На основании сказанного нам представляется, что упо­ м инание состязаний в связи с ж ертвенны м и обрядам и А лександра также мо­ ж ет служ ить достаточно надеж ны м критерием для определения этнической п р и н а д л е ж н о сти эти х о б ряд ов . А р р и а н говор и т о д в е н а д ц а ти подобны х ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII 389 случаях (111, 1 6 ,9 ; 2 5 ,1 ; V, 2 0 ,1 ; V, 2 9 ,2 ; IV ,4 ,1; V , 3 , 6; V, 8, 3; VI, 2 8 ,3 ; VII, 14, 1, 10; И ндика, 42 , 8; 36,3), причем восем ь из них не совпад аю т с теми, кото­ рые мы идентиф ицировали по другим критериям (IV, 4 ,1 ; V, 3 ,6 ; V, 8 ,3 ; VI, 28, 3; VII, 14, 1, 10; И ндика, 42 , 8; 36,3). Среди оставш ихся случаев один прихо­ дится на совм естное ж ертвопринош ение с магами в О писе (VII, 11, 8-9), а четы ре не им ею т ярко вы раженной этнической или религиозной окраски (III, 2 8 ,4 ; IV, 3 0 ,4 ; V, 2 9 ,5 ; V II, 2 5 ,2 ) . Среди этих четы рех А рриан говорит относи­ тельно д вух (III, 28 , 4 ; V II, 25, 2), что это бы ли ж ертвы , которы е А лександр принес в первом случае «богам , каким у него бы ло полож ено» , во втором - «по свое м у ка ж д о д н е вн о м у обы чаю ». Н апом ним , что определение «богам, каким у него бы л о полож ено» встречается в те ксте А р ри ан а ещ е один раз (VI, 3, 2). На основа ни и этого указан и я мы м ож ем и скл ю чи ть из числа этих безы м янны х б о го в Геракла и А м м она , п оско л ьку они названы отдельно . О днако, п о ско л ьку ж ертвопри н ош ен ие бы ло соверш ено «по указанию про­ рицателей», у н а с нет н ика ки х оснований предполагать, что он о бы ло по­ свящ ено, в том чи сл е и каки м -л и бо иранским бож ествам . С ообщ ение о ж ер­ твопринош ении посл е захвата скалы , куда не см о г взойти Геракл (IV, 30, 4), делает вероятны м предполож ение, что ж ертва здесь бы ла принесена в честь Геракла, хотя Квинт Курций Руф сообщ ает о сооруж ении здесь алтарей М и­ нерве и П обеде (VIII, 11. 24). Таким образом, из 33 упом януты х Аррианом ж ертвопринош ений, соверш енны х А лександром на территории И рана и Ин­ дии, без учета пересекаю щ ихся случаев, 12 посвящ ены олим пийским боже­ ствам, два проведены при участии Аристандра, 6 соверш ены «по отеческим обрядам», 8 сопровож дались мусическим и, гим настическим и и конны ми со­ стязаниями, три с больш ой долей вероятности м огут бы ть идентиф ицирова­ ны как традиционны е эллинские ж ертвопринош ения олим пийским богам , одно (V, 29, 5) является неопределенны м , одно сове рш ен о со вм е стно с магами. П ротиворечат ли сообщ ениям Арриана данны е других источников, незави­ симо от традиции к которой они принадлежат? [13, с. 6-22; 14, с. 45 -64]. Диодор С ицилийский сообщ ает об одиннадцати ж ертвопринош ениях Александра на интересующ ей нас территории. «Александр, празднуя победу, принес роскош ­ ные жертвы богам и устроил для друзей богатое пирш ество» (XVII, 7 2 ,1 ) . При переправе через Инд: «принеся великолепные жертвы богам, он переправил войско» (XVII, 86, 3). «Ц арь похоронил убитых, лочтил по достоинству отличив­ шихся и принес ж ертву Гелиосу как лославш ему победу над восточными обла­ стями» (XVII, 89, 3). Ж ертвы 12 олимпийским богам (XVII, 9 5 ,1 ) После спасе­ ния от опасности на р е к е :«.. .он принес жертву богам за избавление от великой опасности после борьбы с рекой, подобно Ахиллу» (XVII, 97, 3). «Александр, выздоровев от ран, лринес богам благодарственные ж ертвы и стал устраивать роскош ны е пирш ества друзьям» (XVII, 10 0 ,1 ). При выходе в океан: « ...принес Спивак И. А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ 390 там великолепные жертвы богам; соверш ая возлияния, бросил в море много чаш и больш их золоты х сосудов, поставил алтари Ф етиде и О кеану ...» (XVII, 104, 1). Д ионисийское ш ествие (XVII, 106, 1). П риказ о ж ертвопринош ениях в честь Геф естиона, во время которы х было забито м ножество разны х животных (XVII, 115,12). Ж ертвы богам отвращ аю щ им беды (XVII, 116, 5). «Великолеп­ ные жертвы богам» после потери диадемы, по совету гадателей (XVII, 117,1). Как видно из текста Диодора, маги ни разу не упомянуты в связи с жертвопри­ нош ениями Александра. Таким образом, нет никаких оснований для предпо­ лож ений об участии А л е ксан д ра в религиозны х обрядах м агов или о вклю че­ нии элементов этих обрядов в практику почитания богов м акедонским царем. Тринадцать сообщ ений о ж ертвопринош ениях в связи с А лександром со­ дер ж и т те кст П лутарха. «Увидев во сне, что Кратер болен, А лександр и сам принес за него жертвы , и Кратеру велел сделать то ж е сам ое» (XLI). Два со­ общ ения в эпизоде, связанном с убийством Клита: « ...ц а р ь обратился за разъяснениям и к прорицателям - А ристандру и лаке д ем о няни ну Аристомену. О ни сказали, что это д ур но й знак, и А лександр велел ка к м ож но скорее при­ нести ум илостивительную ж ертву за Клита»; « ...ц а р ь уж е принес ж ертву Д и­ оскурам (L). О бряд очищ ения у вавилонских ж рец ов (LVII). С ооруж ение алта­ рей греческим богам : «к которы м д о сих пор при хо д ят цари пресиев, чтобы п окл он и ться им и со ве р ш и ть ж е р твоп ри н ош ен ия по гр е че ско м у обряду» (LX II). П осле ранения : «П ринеся ж ертву богам , он оп я ть д ви нул ся в п уть ...» (LX III). Ж ертвы и м ол итва богам о том , что бы : « ...н и од и н чел о век не пере­ ш ел за грань, д о сти гн уто го и м ...» (LX V I). Д и о н и си й ско е ш ествие по Карм а- нии (LX V II). Ж ертвы Геф естиону ка к герою (LX X II). « А л екса нд р призвал про­ рицателя П иф агора . Тот не стал отпираться ; тогда А л е кса н д р спросил , ка ­ кова ж е бы ла ж ертва . П рорицатель ответил, что в печени у нее не бы ло лопастей . «Увы, - воскликнул царь, - это грозное знам ение» (LX XIII). Три жертвы перед см ертью : д ве неопределенны е, а относительно одной Плутарх сообщ ает, что это обы чная ж ертва (LXXVI). Таким образом , прим еняя к сочи­ нению П лутарха те ж е критерии, которы е мы использовали для анализа со­ общ ений А рриана, м ож но сказать, что ж изнеописание А л е ксанд ра не содер­ ж и т никаких сведений о сим патиях м акедонского царя к м агам и их ритуалам. Меньше всего инф ормации о жертвоприношениях Александра можно почерп­ нуть из эпитомы схзчинения Помпея Трога [15, с. 5-33]. Ю стин передает сообщения только о двух случаях принесения жертв Александром на территории Индии: «Алек­ сандр возвратился на корабли и совершил жертвенные возлияния Океану, испра­ шивая благополучное возвращение на родину» (XII, 10, 4)®; «Здесь он основал ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII “ Здесь и далее: М арк Ю ниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / Пер. с лат. А.А. Деконского, М .И . Рижского; под ред. М .Е. Грабарь-Пассек. СПб., 2005. 391 город Барку - как памятник соверш енных им подвигов. Тут ж е он воздвиг алта­ ри...» (XII, 10, 5). Л ю бопы тно отметить, что, не добавляя по сравнению с другими авторами ф актически ничего нового к рассказам об этих двух жертвопринош ени­ ях Александра, Помпей Трог более других подчеркивает приверженность царя эллинскому религиозному мировоззрению во время индийского похода. Дости­ гается это путем использования приема литературного параллелизма. Действи­ тельно, начало похода в Азию ознаменовалось тем, что: «Александр воспламе­ нился необычайным пылом и воздвиг богам двенадцать алтарей как приноше­ ние перед в о й н о й ... А лександр закалы вает жертвы , испраш ивая победу в вой­ н е ...» (XI, 5 ,4 ,6 ) . Заверш ается поход такж е сооруж ением алтарей (XII, 10, 5). Значительны й и н те р е с д л я наш его анализа п ред ставляю т сообщ ения Квинта Курция Р уф а о д есяти эпизодах, связанны х с ж ертвопринош ениям и А л е ксанд ра в И ране и И ндии. На берегах Т анаиса : « ...о н велит Аристандру, котором у он д о ве р и л ся , принести ж ертвы , чтобы узн а ть об исходе дел. У гадателей бы л об ы чай осм атривать внутренности ж и во тн ы х в отсутствие царя, а затем докл ады вать о предсказаниях» (VII, 7, 8). П осле убийства Клита: « ...о н вспом нил , что не бы л о соверш ено в урочное врем я еж егод ное ж ерт­ вопринош ение О тцу Л и б е ру ...» (VIII, 2 ,6 ) . По прибы тии к С исим истру: « ...п р и ­ бы л сам и, за ко л о в ж ертвен ны х ж ивотны х М и нерве и П обеде, возвратил С исим истру е го в л а д е н и я ...» (V III,2, 32). П разд нества в честь «О тца Л ибе- ра» на горе М е рос (V III, 10, 13-18). П осле взятия скалы , которую тщ етно осаж дал Геркулес. «Ц арь, о ка за вш и сь победителем ско р е е над м естной природой, чем над врагам и, создал впечатление больш ой победы , устроив богатые ж ертвопринош ения и д ругие религиозны е церем онии. На скале были сооруж ены алтари М инерве и П обеде (VIII, 11, 24). П осле победы над По­ рам: « ...п р и н е с ж ертву С олнцу» (IX, 1 , 1 ) . «П риказал воздвигнуть 12 ж ерт­ венников из об те са н но го кам ня как пам ятник своего п о хо д а ...» (IX , 3, 19). П осле спасения во врем я речного путеш ествия : « ...ц а р ь воздвиг алтари по числу рек и, при неся жертву, продвинулся д ал ьш е ...» (IX , 4, 14). П о д о сти ­ ж ении О кеана : « ...п р и н е ся ж ертвы богам - покровителям м оря и эти х мест, он вернулся к свое м у ф лоту» (IX, 9, 26). Триум ф альное ш ествие, «или некое подобие вакханалии» (IX, 10, 24-30). Как видим, свидетельства Курция Руфа, подобно сви д е те л ьства м оста л ьны х авторов, не д а ю т п овода говор и ть о привлечении царем магов для соверш ения каких-либо ритуальны х действий . Таким образом , сообщ ения различны х авторов о ж ертвопринош ениях Александра, по крайней мере, в том, что касается его возм ож ны х симпатий к зороастризму, не противоречат, а скорее дополняю т д р у г друга . Заверш ая тем у о «сим патиях» А лександра к зороастрийском у культу огня, следует от­ метить, что обряды , соверш аем ы е в процессе д ревнегреческо го ж ертвопри­ нош ения, с точки зрения магов, вы глядели как святотатство. Д ействительно, Спивак И. А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ 392 согласно С трабону: «Ж ертвопринош ение огню соверш аю т так: прибавляю т сухие, очищ енны е от коры поленья д ро в и сверху клад ут ж ир; затем полива­ ют оливковы м м аслом и подж игаю т снизу, причем не д ую т на огонь, но разду­ ваю т опахалом . Тех, кто подует на огонь, полож ит на него м ертвое тело или запятнает грязью , предаю т см ерти» (XV, 3,14)®. П одобное отнош ение к огню зороастрийцы сохраняли на протяжении всей своей истории [16, с. 281-286] (Видевдат, 8, 73 -96) [17]. Е динственное, что д опускал ось возлагать на огонь от жертвы , так это небольш ой кусок ж ира [18, р. 11]. С другой стороны , круп­ нейш ий знаток д ревнегреческой религии Вальтер Буркерт писал, что именно сожж ение частей ж ертвенного ж ивотного - отличительная особенность древ­ негреческого обряда ж ертвопринош ения. «Для соврем енного историка пред­ ставляет за гадку одна особенность греческого ритуала ж ертвопринош ения. С оединение в нем огненного алтаря и кровавого об ряд а ... это заметно отли­ чается от е гипетских и м есопотам ских, равно ка к и от м инойско-м икенских обрядов, в которы х нигде нет алтарей для сож ж ения целы х ж ивотны х или их костей» [19, с. 409-410 ]. С читалось, что чем вы ш е при сож ж ении жертвы под­ ним алось пламя, тем более благоприятны м и бы ли полученны е жертвовате­ лем предзнам енования [20, с. 258]. Д ействительно, кром е гом еровских об­ разцов (И лиада, I, 410-430), д о нас дош ли и более поздние сведения о древ­ негреческом обряде ж ертвопринош ения. «Ж ертвы бессм ертны м богам при­ носи, сообразно достатку, / свято и чисто, сж игай перед ним и блестящ ие бед­ ра. / Кроме того, возлиянья богам соверш ай и куренья, / С пать ли идеш ь, появленье л ь свящ енного света встречаеш ь...» (Гесиод, Труды и дни, 336- 341)’°. Разделение жертвы м еж ду лю дьм и и богами соверш алось согласно сле­ дую щ ем у принципу: «мясная пищ а (основное ж ертвенное ж ивотное - тягло­ вый бы к) сопровож дается возлиянием вина и символическим уничтожением зерна. Богам предназначается дым от сж игаемы х жира и костей - боги вкуша­ ют ароматы, лю ди ж е делят между собой оставш ую ся львиную долю мяса» [21, с. 32]. О писание такого жертвопринош ения, с вклю чением в него гаданий по внутренностям жертвы , мож но обнаружить у Еврипида (Э лектра, 790-830)^^ И звестны е нам по античны м источникам ж ертвопри н ош ен ия А л ександ ­ ра, кром е ри туал ьны х правил обращ ения с огнем , противоречили , по край­ ней м ере, ещ е одн ой важ ной зоро астри йско й догм е . У ж е в текстах Гат пре­ даю тся «про кл яти ю правители и ж рецы , ун и что ж а ю щ и е с ко т при оргиаль- ны х кровавы х ж ертвоп ри н ош ен ия х» [22, с. 53]. Так, наприм ер , Заратуш тра ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII ® Страбон. География / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского; под общей редакцией С.Л. Утченко. М ., 1994. Здесь и далее: Вересаев В.В. П СС . М ., 1929. Т. X. " Еврипид. Трагедии. В 2-х т. / Пер. с древнегреч. И. Анненского и С. Шервинского. М.. 1980. Т. 2. 393 восклицает; «В идел ли кто -л и б о справедливое ц а рствовани е д эвов? / Но об этом спро ш у я приверж енцев / лж ивы х карапанов и кавиев , изводящ их скот» (Ясна, 44, 20 ) [23]. Н апом ним , что со гл асно ра ссказу Д иодора , получив раз­ реш ение от А м м она почтить Геф естиона ж ертвам и : «А л екса нд р чрезвы чай­ но обрад овался , что бо г утвердил его м ы сль; он первы й принес ж ертву и роскош но угостил народ , так ка к в ж ертву принесено бы ло 10 ты сяч разны х ж ивотны х. Конечно, дан н ы й ар гум ент м ож ет бы ть п ри н ят в расчет только вместе с уж е приведенны м и свидетел ьствам и источников, так как ритуал ь­ ная практи ка А хе м е н и д о в такж е знала м ассовы е принесения ж ивотны х в жертву. О д нако отм етим , что Геродот, наприм ер, рассказы вая о принесении Ксерксом в ж е р тв у А ф и н е И л и он ской 1000 бы ков , говорит: «м аги ж е со ­ верш или м естн ы м героям ж е р тве н н о е возл и яни е» (Геродот, V II, 4 3 ) ’ ^. Та­ ким об разом , м ож н о пред полагать , что м аги в си л у о с о б е н н о сте й свое го веро учени я не уч а ств о ва л и в м ассовом заб о е ж и во тн ы х. С ледовательно , такие м е р о п р и я ти я А л е кса н д р а , ка к при н е се н и е в ж е р тв у 10 ты ся ч ж и во т­ ных, долж ны бы ли воздвигать дополнительны й барьер м еж ду ним и магами. А нализируя сообщ ения античны х авторов о ж ертвопринош ениях А лек­ сандра в контексте проблемы «А лександр - зороастризм », нельзя не обра­ тить вним ания на известия о принесении м акедонским царем ж ертв рекам и О кеану (Арриан, VI, 3, 1-2; VI, 19, 5; Д иодор, XV II, 104, 1; Ю стин, XII, 10, 4; Курций Руф , IX, 4 ,1 4 ; IX, 9, 26). В наш ем распоряж ении им еется достаточно много свидетельств д ре вни х авторов о почитании персам и воды [6, с .323- 324]. Н аиболее важ ны м и из них являю тся сочинения Геродота и Страбона. Так, например, ж ертвопринош ение А лександра Океану, описанное у А рриана (XVII, 104, 1), поразительны м образом напом инает ж ертвен но е возлияние Ксеркса: «П осле восхода солнца Ксеркс соверш ил возлияние в море из золо­ той чаш и, вознося м олитвы солнцу, дабы не случилось несчастье, которое помеш ает ем у покорить Европу, пока не дости гнет ее пределов. П осле мо­ литвы царь бросил ча ш у в Геллеспонт, а такж е золотой куб о к и персидский меч, назы ваем ы й «акинака» . Я не м огу точно сказать, погрузил ли Ксеркс эти вещи в м оре как ж ертву солнцу или же, раскаявш ись, что приказал бичевать Геллеспонт, принес за это искупительны е дары м орю » (Геродот, VII, 54). О почитании персам и рек Геродот сообщ ает: «В реку персы не м очатся и не плюют; рук они и сами не м ою т в реке и ником у другом у не позволяю т этого делать. К рекам вообщ е персы относятся с глубоким благоговением » (1 ,138). «Затем Ксеркс двинулся на З а п а д ...п о ка не д о сти г реки С три м он а .... Этой реке маги принесли ж ертву закланием белых коней. С оверш ив эти и ещ е много Спивак И.А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ Текст Геродота приводится в переводе ГА. Стратановского. См.: Геродот. История. М., 1993. 394 других м агических обрядов в честь этой реки, персы переправились по мос­ там через р е ку ...» (V II, 113-114). Не менее важны м является свидетельство С трабона: «Воде приносят ж ертвы так: придя к озеру, реке или источнику, вы ры ваю т ям у и закалы ваю т ж ертвенное ж ивотное так, чтобы кровь стекала в эту яму: при этом остерегаю тся как-нибудь обагрить кровью находящ ую ся поблизости воду, полагая, что это осквернит воду. Затем маги кладут куски мяса на миртовую или лавровую ветвь и, прикасаясь к м ясу тонким и палочка­ ми, произносят заклинания, соверш ая при этом возлияния оливковы м мас­ лом, см еш анны м с м олоком и медом, но не в огонь или воду, а на землю. Заклинания они произносят долго, держ а в руках связку тонки х тамарисковы х палочек» (XV, 3, 14). С ледует учиты вать, что, несмотря на указание Страбо­ на, зороастрийская ритуальная практика допускает соверш ение возлияний в воду [24, р. 49]. Принимая во внимания эти свидетельства, трудно не согласить­ ся с ш ироко распространенным мнением, что «зороастрийцев можно с уверен­ ностью назвать как почитателями воды, так и почитателями огня» [25, р. 155]. У читы вая сказан н ое , а такж е то, что А л е ксан д р при носи л ж ертвы рекам и О кеану, м ож ем л и мы предполагать наличие в эти х о б ря д овы х д ей стви ях м акедонского царя некоторой зоро астри йско й со ста вл яю щ е й? П о наш ем у м нению , целы й ряд об стоя те л ьств п репятствуе т п о д о б н о м у допущ ению . П режде всего, необходим о уче сть характер зоро астри йско го обряда почи­ тания воды. Т ак назы ваем ы й ab-zohr «лития воде» со ве рш ается с целью ее ритуального очищ ения [24, р. 49 ]. В соответствии с зоро астри йско й м иф о­ логией, основны м результатом нападения А н хр а -М а н ью на м атериальны й мир стал о за гр я зн е н и е чисты х стихий. В этой связи о воде в Б ундахиш не сказано: «И таким об разом десять дней и ночей Т иш тар проливал дож дь, и те отрава и яд вредны х тварей , что бы ли в зем ле, все см е ш а л и сь с водой, и вода стала соленой , потом у что в зем ле оста л ось некоторо е количество сем ени тех вред ны х тварей , что они всегда накапл и ваю т» (Б ундахиш н, 36) [26]. П роведение об ряда очищ ения воды, в том числе и от за грязнения , при­ чиненного в результате человеческой д еятел ьности , за ф и кси р о ва н о уж е в текстах Я сны (68, 1) [27], где вода названа д о че р ью А хуры . О том , что этот обряд практиковал Заратуш тра, говорят несколько зороастрийских текстов (Да- дестан-и меног-и храд, 64; Визидагиха-и Задспрам, 21, Бундахиш н, 14) [26; 28]. Загрязнение воды считается одним из сам ы х тяж ких грехов в зороастриз­ ме. Так, наприм ер, в Арта Вираз нам ак трижды говорится о м учениях в аду душ тех, кто во врем я зем ной жизни загрязнял воду: «экскрем ентам и и пада­ лью, своим телом , а такж е телами д ругих лю дей» (30); «часто ходили в баню и бросали экскрем енты и падаль в воду» (31); «не остерегались во время месячных, причиняя страдания воде, огню , зем ле» (44) [29]. Т екст Ш айаст- на-ш айаст содерж ит следую щ ее утверж дение: «А если он со грещ ит против ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII 395 воды, даж е если он сделал это против одной капли, и не искупил эту вину, даж е эта капля подним ется так высоко, как поднялись растения, и не позво­ лит ем у войти в рай» (87 ) [29 ]. Д ля приготовления об рядового возлияния использую т н ескол ько и нгредиентов : м олоко, ветви хаом ы , гранатовы е л и с­ тья, что си м вол и зи рую т царства ж ивотны х и растений [24, р. 49; 30, с. 73; 31, с. 69 ]. С о вр ем енны й об ряд у парсов проводится следую щ им образом . П осле приготовления возлияния в серебряном или м едном сосуде ж рец от­ правляется на б е р е г како го -л и б о водного потока и са д и тся у воды. Выливая при пом ощ и л ож ки со д ерж и м ое сосуда в поток, он пр о и зно си т соответству­ ю щ ие авести й ские ф орм улы . П родолж ительность церем онии - около полу­ часа. И ногда ц е рем о ни ю со ве рш аю т сам и ж ители д ер е вн и [6, с. 324 ]. В ка ­ кой степени повед е ни е А л е ксан д ра и его ж ертвопри н ош ен ия рекам и о ке а ­ ну соответствую т этим об рядовы м норм ам ? Как м ож но закл ю чи ть из сооб­ щ ений источников, обрядовая практика м акедонского царя в корне противо­ речила д уху и букве ритуал ьны х установлений зоро астри йско го культа воды. Прежде всего, об ращ ает на себя вним ание наруш ение запрета о загряз­ нении вод. По сообщ ению Курция Руфа, А лександр следую щ им образом по­ ступил с рекой Зиобет: «А лександр приказы вает бросить двух волов в реку там, где она уходит под зем лю , и лю ди, посланны е вы ловить их, видели туш и волов, вы брош енны е рекой, где она вновь вы ходит из-под земли» (VI, 4, 7). Арриан, рассказы вая о ж ертвопринош ении Посейдону, пишет, что туш и при­ несенны х в ж ертву бы ков А лександр опустил в м оре (VI, 19, 5). Н аконец, Кур- ций Руф, рассказы вая о гневе Александра , сообщ ает: «Итак, он снова велел несколько поколебавш им ся исполнителям казни топить в реке связанных» (X, 4, 2). Трудно себе представить, чтобы Арриан, тщ ательно передававш ий подробности религиозной практики А лександра , и все остальны е авторы обо­ шли молчанием детали зороастрийского обряда, например, приготовление из разны х ингредиентов ж ертвенного возлияния или произнесение соответ­ ствую щ их м олитвенны х ф орм ул на варварском язы ке. Не находят паралле­ лей в зороастризм е и мотивы , по которы м А лександр соверщ ал ж ертвопри­ нош ения в честь бож еств водной стихии. По достиж ении океана бы ло со ­ верш ено ж ертвопринош ение П о сейд он у :«.. .молясь о том, чтобы бог в целости провел его ф л от ...» (Арриан, VI, 19, 5). Ф етиде и О кеану: в ознаменование заверш ения похода (Диодор, XVII, 104 ,1 ); « ...испраш ивая благополучного воз­ вращ ения на родину» (Ю стин, XII, 10, 4). «Затем он помолился богам, прося, чтобы ни один человек не переш ел за грань достигнутого и м .. . » (Плутарх, Алек­ сандр, LXVI). Во время плавания: « ...он принес ж ертву богам за избавление от великой опасности после борьбы с рекой, подобно А хиллу» (Диодор, XVII, 97, 3). Таким образом , сохранивш иеся источники ничего не сообщ аю т о стремле­ нии А лександра соверш ить очистительны й обряд, посвящ енны й воде. С дру­ Спивак И.А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ 396 гой стороны, как сообщ ает Геродот (I, 138), персы приносили в ж ертву рекам коней. С ообщ ение Геродота подтверждает Корнелий Тацит, рассказывая о жерт­ вопринош ении Тиридата : «Когда они соверш али ж ертвопри нош ение , при­ чем один по р и м ско м у обы чаю предал закл ани ю свинью , о вц у и бы ка, а другой, чтобы умилостивить реку, обрядил ей в жертву ко н я .. .» (Анналы, VI, 37)’ .̂ С ущ ествование м иф ологических связей между иранским культом воды и культом коня прослеживается и на примере авестийских текстов (Яшт, 8) [32], и по более поздним источникам (Хордадбех, 80) [33, 6, с. 314-317]. Единствен­ ные жертвы А лександра водным божествам (кроме возлияний), известные нам по источникам, - это быки, принесенны е П осейдону (Арриан, VI, 19 ,5 ). Несмот­ ря на то, что Посейдон как древний супруг Земли воплощ ал в себе образы и коня, и бы ка [34, с. 343-344; 35, с. 323-324; 36, с. 423], принесение ем у в жертву именно быка имеет надежные прототипы в древнегреческой миф ологии (Апол- лодор, миф ологическая библиотека, II, V, 7). Действительно: «П осейдону ж ер­ твовали преим ущ ественно быков, А ф и н е -ко р о в , А р те м и д е -о в е ц » [11, с. 331]. Учитывая сказанное, мы должны признать, что у нас нет никаких оснований предполагать сущ ествование какой-либо связи м еж ду зороастрийским куль­ том воды и жертвопринош ениям и Александра. Возвращ аясь к вопросу о схо­ жести ж ертвопринош ений Ксеркса (Геродот, VII, 54) и А лександра (Арриан XVII, 104,1), следует отметить, что вопрос Геродота относительно того каком у боже­ ству посвятил Ксеркс свои жертвопринош ения, на наш взгляд, следует решать в пользу С олнца - М итры [8, с.534]. М атериалы X яш та Авесты свидетельству­ ют о том, что жертвы М итре соверш ались путем возлияний: «М олю сь я Митре мощному, / С ильнейш ем у в творениях, / С верш ая возлияния, почту его хва­ л о ю .../ И хаомой молочной, / И прутьями барсмана, / И язы ка искусством, / Свящ енным изречением ... (Яшт, X, 6) [37]. О возлияниях, как главном виде жертвопринош ений М итре говорится в нескольких отры вках «М ихр-яш та» (Яшт, X, 6, 30, 31, 32, 56, 57, 88, 9 1 ,1 2 1 , 145). О собенно следует отметить, что жерт­ вопринош ения М итре соверш аю т перед битвами, прося у него победу: «Вла­ дыки стран взы ваю т / К нему, идя на битву, / Против рядов сом кнуты х / Войск вражьих кровожадны х...(Я ш т, X, 8). Последний отрывок, ка к видно, является точным описанием той ситуации, в которой Ксеркс соверш ал возлияния. Более того, рассказ Геродота о бичевании Геллеспонта (VII, 35), оправданны й с рели­ гиозной точки зрения тем, что морская вода является сакрально нечистой [24, р. 429] и подтверждаемы й восклицанием персов: «О ты, горькая влага Геллес­ понта!», делает маловероятны м предположение о принесении Ксерксом жертв морю. С другой стороны , связь образа М итры с м ировы м и водами и отож де­ ствление его с А пам -Н апатом [38, с. 156], объясняет, почем у возлияние этому ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII в переводе А .С . Бобовича. См.: Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х т. М., 1993. Т. 1. 397 бо ж е ству К се р кс со ве рш ает в м оре. У читы вая сказан н ое , следует признать, что ж е р тв о п р и н о ш е н и я А л е кса н д р а и К се ркса посвящ е ны разны м бож е­ ствам и со ве р ш е н ы с ра зн ы м и целям и, сл е д овател ьн о , схо ж и е элем енты этих об р я д о в , с ко р е е всего , явл яю тся со вп а д е н и е м . С л е д ует пом ни ть , что культовая п р а кти ка почи тани я рек бы ла ш и р о ко р а сп р о стр а н е н а не тол ько у персов , но и у эл л и н о в . С ви д етел ьство об этом со хр а н и л о с ь у Гесиода: «П реж де, чем в воду стр уи с тую рек н еп р е р ы вно те ку щ и х / С туп и ш ь ногой, пом ол ись , п о гл я д е в на п р екр асн ы е струи , / И м н огом и л о ю , светл ой водою ум ой себе руки . / Р ук не ум ы вш и, д уш и не о чи сти в , п о й д е ш ь че р е з реку, - / Б оги теб я покараю т, н е сча стье посл а вш и вд ого нку» (Труды и д н и , 740). П одведем итоги. О тсутствие упом инаний о магах рядом с македонским царем во врем я индийского и среднеазиатского походов позволяет считать, что попы тка ввести обы чай проскинезы среди македонян и эллинов была за­ имствованием элем ента придворного ахеменидского церемониала без учета его религиозной составляю щ ей. Анализ жертвопринош ений, соверш енных Алек­ сандром на территории И рана и Индии, приводит к вы воду о греческом харак­ тере этих обрядов. Более того, сопоставление, с одной стороны , обязательных для зороастрийцев и практиковавш ихся магами норм обращ ения с огнем и во­ дой, и, с другой стороны , данны х источников о поведении А лександра полнос­ тью опровергает предположение о возможны х сим патиях македонского царя к зороастризму, по крайней мере, до заверш ения индийского похода. Сообщ е­ ния Арриана о совм естном с магами ж ертвопринош ении в О писе (VII, 11, 8-9), рассказ Д иодора о приказе жителям А зии погасить свящ енны е огни (XVII, 114, 4), указание о свадьбах в Сузах, проведенных по персидским обы чаям (Арри­ ан, VII, 4, 6) - все это свидетельствует в пользу того, что древнеперсидская религия как средство укрепления власти заинтересовала А лександра только после его возвращ ения из Индии. О чевидно, что причинами, вы звавш ими этот интерес стали, во-первы х, отказ греко-македонских войск следовать за царем далее на Восток (Диодор, XVII, 94, 1-5; Арриан, V, 25-29; Курций Руф, IX, 2-3; Плутарх, А лександр , LXII; Ю стин, XII, 8, 10-16), во-вторы х, м ятеж в О писе (Арриан, V II, 8-11; П лутарх, А лександр, LXXI; Курций Руф , X, 2-3; Диодор, XVII, 109; Ю стин, XII, 11-12), после которого А лександр , заверш ая реоргани­ зацию войска, объявил , что: «начальство над воинам и вручается персам ...; будет персидская агема; будут персы «пеш ие друзья»; отряд «серебряны х щитов» будет персидским , так же, ка к конница «друзей» и царская агем а...» (Арриан, VII, 11, 2-3). Таким образом , интерес к древнеперсидской религии у А лександра бы л прям ы м следствием его попы тки расш ирить опору своей власти за счет вы движ ения на первы е места в арм ии мидян и персов. О че­ видно, основны е причины столь длительной пассивности м акедонского царя по отнош ению к зороастризм у следует искать, во-первы х, в той сложной ре- Спивак И. А. Зороастрийские «симпатии» Александра_______________________ 398 лигиозной обстановке , с которой греки и м акедоняне столкнулись в Персии [39, с. 114-121], во-вторы х, в том, что эволю ция религиозной политики А лек­ сандра, заверш ивш аяся требованием признать за ним бож ественны й статус, осущ ествлялась на принципиально иной, чем зороастризм , основе [7, с. 74-75]. сп и с о к ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ______ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIII 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8, 9. 10. 11 . 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Александр Великий в легендах и исследованиях Востока и Запада / Сост. Е.В. Косолобо- ва. М .. 2000. Шифман И.Ш. Александр Македонский. Л., 1988. Шахермайр Ф. Александр Македонский / Пер. с нем. М .Н. Ботвинника, Б. Функа. М., 1986, Шофман А.С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. Boyce М., GrenetF. History of Zoroastrianism. Leiden; New York; Koln, 1991. Vol. 3. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии. М., 2000. Т. 1. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М .-Л ., 1950. Стратановский А.Г. Примечания // Геродот. История. М ., 1993. Пичикян И.Р. Культура Бактрии в Ахеменидский и эллинистический периоды. М., 1991. Бухарин М.Д. Индийские походы Диониса и Геракла в античной литературной традиции / / Индия и античный мир. М ., 2002. Античная мифология: энциклопедия. М.; СПб., 2005. Андреев Ю.В. Цена Свободы и гармонии. СПб., 1998. ВигасинА.А. Предисловие/ / Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М., 1993. Маринович Л.П. Время Александра Македонского / / Источниковедение древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982. Зельин К.К. Помпей Трог и его произведение «Historiae Philippicae» / / Ю стин М арк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae». С П б., 2005. Мейтарчиян М.Б. Огонь в зороастризме по «Персидским Риваятам» И Древние цивили­ зации Евразии. История и культура. Материалы международной научной конференции, посвященной 75-летию Б.А. Литвинского. М ., 2001. Видевдат. Фрагард Восьмой: Похоронный обряд и ритуальное очищение от «трупной сквер­ ны» / Пер. с авест., В. Ю. Крюковой/ / Авеста в русских переводах (1861-1996), СПб., 1998. Boyce М. A ta § -zo h r// Encyclopedia Iranica. London-New York, 1989. Vol. III. Буркет В. Ж ертвопринош ение в древнегреческом ритуале и мифе / Пер. с нем. и англ. В.И. Акимовой // Ж ертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М ., 2000. Г иро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002. Видаль-Накэ П. Черный охотник. Формы мышления и формы общ ества в греческом мире / Пер. с фр.; под редакцией С. Карпюка. М., 2001. Брагинский И.С. Авеста // Авеста в русских переводах (1861-1996 ). СПб., 1998. Ясна 44 / Пер. с авест. И.С. Брагинского//Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб., 1998. Boyce М. A b -z o h r// Encyclopedia Iranica. London-Boston-Henley, 1982. Vol. I. Boyce M. History of Zoroastrianism. Leiden; Koln, 1975. Vol. I. Зороастрийские тексты. Суждения Д уха разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О .М . Чунаковой. М., 1997. The Zend-Avesta. Pt. Ill; Th e Yasna, Visparad, Afrinagan, G ahs, M iscellaneous fragments / Translat. by L.H. Mills / / Sacred books of the East: In 50 vol. / Translat. by various oriental scholars and ed. by F. M ax Muller. Oxford, 1887. Vol. XXXI 399 Спивак И. А. Зороастрийские «симпатии» Александра 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Selections of Zadspram / Translat. by E.W . W est / / Sacred books of the East; In 50 vol. / Translat. by various oriental scholars and ed. by F. M ax Muller. Oxford, 1880. Vol. 5. Пехлевийская Божественная комедия; Книга о праведном Виразе (Арда Вираз намаг) и др. тексты / Введ., транслитер, пехлевийск. текстов, пер., комм. О .М . Чунаковой. М., 2001. Мейтарчиян М.Б. Почитание воды в зороастризме // Культурное наследие Ирана на по­ роге XXI века. Материалы Международной конференции по фундаментальным пробле­ мам иранистики. М, 2001. Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персона­ жей и мифологических символов. М., 2004. Яш т 8. «Тиш тр-яш т» / Пер. с авест. И.М. Стеблин-Каменского //А в е с та в русских перево­ дах (1861-1996). СПб., 1998. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., комментарии, исследование, указате­ ли и карты Н. Велихановой. Баку, 1986. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В Зт. М ., 2002. Т. 1. Лосев А.Ф. Посейдон // Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х т. М., 1998. Т. 2. Русяева А .С . Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилйща. Культы олимпийских богов и героев. Киев, 2005. Я ш т 10. «М ихр-яш т» / Пер. с авест. И .М . Стеблин-Каменского // Авеста в русских перево­ дах (1861-1996). С П б., 1998. Топоров В.Н. Апам Н апат//М и ф ы народов мира: энциклопедия в 2 -х т . М., 1998. Т. 1. Ствак I.O . Ахеменщ ська проблема в icTopii зороастризму // Востоковедный сборник. Сим­ ферополь, 2002. Вып. 5. Spivak I. А. Zoroastrian «Sympathies» of Alexander the Great Summary The question of the sympathies the Macedonian king was thought to have with the ancient Persian religion mainly bases on Alexander’s attempt to introduce the court ceremonial involving proskynesis. Could the Zoroastrian fire worship be that very element of ancient Persian religion that Alexander took in and even used to pursue his own ideological goals? The sources contain no information regarding any offerings to fire either performed or initiated by Alexander. Neither do we know about any sacred fires to accompany him during his military campaigns. Only after his return from India, according to Diodorus of Sicily and Arrian, did Alexander use Persian religious customs. No reference of the magi next to the Macedonian king during his Indian and Central Asian campaigns suggests that the attempt to introduce proskynesis among the Macedonians and the Greeks was a borrowing of an Achaemenian court ceremonial without taking into account its religious component. The analysis of sacrifices performed by Alexander in Iran and India testifies to the Greek manner they were performed in. Moreover, the comparison of the obligatory Zoroastrian practices normally involving fire and water and performed by the magi with what the sources say about Alexander’s conduct, completely denies the idea of the sympathies the Macedonian king might have had with Zoroastrianism, at least not until the end of his Indian campaign. :6 400