Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко

В археологической экспозиции Музея исторических драгоценностей (МИДНИМУ, Киев) выcτaвлeΉ золотой крест необычного для древностей Украины типа. Крест с расширенными концами и более длинной нижней частью изготовлен из золотой пластины высокой пробы (900). Край креста декорирован сканью из скрученной п...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2008
Hauptverfasser: Левада, М.Е., Мончыньська, М.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України 2008
Schriftenreihe:Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170314
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко / М.Е. Левада, М. Мончыньська // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 2008. — Вып. XIV. — С. 145-160. — Бібліогр.: 32 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-170314
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1703142025-02-09T20:57:33Z Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко Cross from the Collection of Bogdan and Varvara Khanenko Левада, М.Е. Мончыньська, М. Археология В археологической экспозиции Музея исторических драгоценностей (МИДНИМУ, Киев) выcτaвлeΉ золотой крест необычного для древностей Украины типа. Крест с расширенными концами и более длинной нижней частью изготовлен из золотой пластины высокой пробы (900). Край креста декорирован сканью из скрученной проволоки. Крест инкрустирован камнями, закрепленными в глухих напаянных гнездах из узких золотых ленточек: сверху вниз - празем, аметист, халцедон, по бокам - халцедоны. На плечах и внизу через сквозные отверстия на золотых проволочках подвешены: слева - кварц, справа - гранат, внизу - аметист. На обратной стороне вверху видны следы от напаянной петли. Размеры креста 59 х 77 мм, вес - 21,18 г. Считается, что крест происходит из коллекции Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, который был сформирован на основе собрания этих выдающихся коллекционеров. In the Museum of Historic Jewels (Kiev) a gold cross is exhibited; it is decorated with semiprecious stones - amethyst, chalcedony, and chalcedony on its sides. On the shoulders and below, there are pendants: quartz on the left, garnet on the right, amethyst below. On the top there is a marking of soldered loop. It was considered that the cross was obtained from the collection of a famous Kiev collection of the 1- the beginning of the centuries which belonged to B. 1. and V. N. Khanenko. 2008 Article Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко / М.Е. Левада, М. Мончыньська // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 2008. — Вып. XIV. — С. 145-160. — Бібліогр.: 32 назв. — рос. 2413-189X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170314 ru Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии application/pdf Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Археология
Археология
spellingShingle Археология
Археология
Левада, М.Е.
Мончыньська, М.
Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко
Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии
description В археологической экспозиции Музея исторических драгоценностей (МИДНИМУ, Киев) выcτaвлeΉ золотой крест необычного для древностей Украины типа. Крест с расширенными концами и более длинной нижней частью изготовлен из золотой пластины высокой пробы (900). Край креста декорирован сканью из скрученной проволоки. Крест инкрустирован камнями, закрепленными в глухих напаянных гнездах из узких золотых ленточек: сверху вниз - празем, аметист, халцедон, по бокам - халцедоны. На плечах и внизу через сквозные отверстия на золотых проволочках подвешены: слева - кварц, справа - гранат, внизу - аметист. На обратной стороне вверху видны следы от напаянной петли. Размеры креста 59 х 77 мм, вес - 21,18 г. Считается, что крест происходит из коллекции Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, который был сформирован на основе собрания этих выдающихся коллекционеров.
format Article
author Левада, М.Е.
Мончыньська, М.
author_facet Левада, М.Е.
Мончыньська, М.
author_sort Левада, М.Е.
title Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко
title_short Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко
title_full Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко
title_fullStr Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко
title_full_unstemmed Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко
title_sort крест из собрания богдана и варвары ханенко
publisher Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України
publishDate 2008
topic_facet Археология
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170314
citation_txt Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко / М.Е. Левада, М. Мончыньська // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 2008. — Вып. XIV. — С. 145-160. — Бібліогр.: 32 назв. — рос.
series Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии
work_keys_str_mv AT levadame krestizsobraniâbogdanaivarvaryhanenko
AT mončynʹsʹkam krestizsobraniâbogdanaivarvaryhanenko
AT levadame crossfromthecollectionofbogdanandvarvarakhanenko
AT mončynʹsʹkam crossfromthecollectionofbogdanandvarvarakhanenko
first_indexed 2025-11-30T17:07:46Z
last_indexed 2025-11-30T17:07:46Z
_version_ 1850235910672613376
fulltext Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV М. Е. ЛЕВАДА, М. МОНЧЫНЬСЬКА КРЕСТ ИЗ СОБРАНИЯ БОГДАНА И ВАРВАРЫ ХАНЕНКО В археологической экспозиции Музея исторических драгоценностей (МИДНИМУ, Киев) выcτaвлeΉ золотой крест необычного для древностей Украины типа (рис. 1,7). Крест с расширенными концами и более длинной нижней частью изготовлен из золотой пластины высокой пробы (900). Край креста декорирован сканью из скрученной проволоки. Крест инкрустиро­ ван камнями, закрепленными в глухих напаянных гнездах из узких золотых ленточек: сверху вниз - празем, аметист, халцедон, по бокам - халцедо­ ны. На плечах и внизу через сквозные отверстия на золотых проволочках подвешены: слева - кварц, справа - гранат, внизу - аметист. На обратной сто­ роне вверху видны следы от напаянной петли. Размеры креста 59 х 77 мм, вес - 21,18 г’ . Считается, что крест происходит из коллекции Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, который был сформирован на основе со­ брания этих выдающихся коллекционеров. Этот крест неоднократно публиковался в каталогах и альбомах МИДНИМУ, где его определяли как изделие XII - начала XIII века [например: 1, с. 64]. По нашему мнению, такая интерпретация ошибочна - разнообразные кресты, являющиеся ювелирными изделиями XII-XIII вв., никогда не бывают выпол­ нены в такой манере. Подобные кресты были найдены в двух визиготских кладах - Гуарразар (Толедо) и Торредонхимено (Хаэн). Клады эти состояли из золотых корон и вотивных крестов (рис. 1,2; 2 ,1,2), некоторые из которых были подвешены к коронам [2-7]. На нескольких коронах имелись шарниры и подкладка, что ' Мы благодарны В.М. Хардаеву (МИДНИМУ), который любезно предоставил нам эту инфор­ мацию. Хотим также выразить свою признательность Е.В. Старченко (МИДНИМУ) и Е.Е. Чуе­ вой (Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко) за помощь в работе над этой статьей. Ю МАИЭТ-XIV 145 указывает на их использование по назначению, но остальные носить было невозможно из-за их размера. Кресты в этих кладах изготовлены из золотых пластин длиной от 5 до 19 см с вкладками полудрагоценных камней, таких, как яшма, халцедон или аквамарин, и подвесками на плечах из жемчуга, гор­ ного хрусталя или аметистов. Иногда вкладки были голубого или зеленого стек­ ла, а подвесками служили стеклянные бусы. Короны и кресты, подвешенные в храме, известны по одному средне­ вековому письменному источнику. Архиепископ новгородский Антоний, посетивший Константинополь в самом конце XII в., описал алтарь в собо­ ре святой Софии, где упомянул традицию подвешивания корон и крестов над алтарем: «Во олтари же великом над святою трапезою великою, на среде ея, под катапезмою повешен К оньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь зл а т; и иных царей венцы висят окрест катапезмы. Та ж катапезма вся сотворена о т злата и сребра; а столпил олтарьны я и амбон, все сребряно. А у катапезмы повешены венцы малы, 30 их, в пам ять всем християном и в незабытии Июдиных ради 30 сребреник» [8, За-б]. Обычай приношения храмам корон имеет, судя по всему, двойное проис­ хождение. Во-первых, еще в античном языческом мире венок (corona) был одним из атрибутов священных даров. Победители Олимпийских игр, вер- нувщись в родной город, посвящали в храме Зевса свой венок божеству. Плутарх, описывая триумф Эмилия Павла, говорит о том, что «святилисца наполнились венками и благовонными курениями» [9,32]. Аппиан сообщает, что Сулла послал в Дельфы золотой венок с посвящением Афродите^ [10, XIII,97]. Во-вторых, в самом христианстве корона символизировала терновый венец Иисуса, который на него перед казнью надела глумливая солдатня, о чем нам известно из трех Евангелий [Матфей, 27:29; Марк, 15:17; Иоанн, 19:2]. Возвращаясь к сообщению Антония Новгородского, хотим подчеркнуть, что речь идет именно об императорских («царских») коронах. По евангельс­ кой традиции, солдаты, унижая свою жертву, называли Иисуса царем: «Наде­ ли на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали в правую руку тр о с ть ; и, становясь пред Ним на колени, насмеха­ лись над Ним, говоря: радуйся. Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв тро сть , били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него баг­ ряницу, и одели Его в одежды Его, и повели на распятие» [Матфей, 27:28-31]. Безусловно, самый ранний из венцов, названных Антонием, - венец Кон- Левада М.Е., Мончыпъсъка М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко 2 Смысл посвящения в том, что в Риме Венера (Афродита) также считалась покровитель­ ницей удачи. 146 стантина, был пожертвован этому храму кем-то из более поздних императо­ ров или передан в собор из более раннего храма. Речь может идти о време­ ни после 537 г., когда Юстиниан завершил строительство собора святой Со­ фии. Прокопий Кесарийский пишет об огромных пожертвованиях, которые этот император сделал храму: «Сверх это го рассказать со всей точнос­ тью о т е х сокровищах храма, которые император Ю стиниан посвятил сюда, о золотых сосудах, о серебряных вещах и драгоценных камнях не­ возможно. Я предлагаю читающим э т и строки сделать вывод на основа­ нии одного только следующего факта. То место храма, которое является наиболее священным и доступно только для священников и которое на­ зывают алтарем, имеет [престол] в 40000 фунтов серебра» [11, 64-65]. Сам Константин, как известно, принял крещение только на смертном одре из рук арианского священника. Но внимание, которое он оказывал христианству, выражалось, среди прочего, и в великолепных дарах разным храмам. Евсевий Кесарийский, рассказывая о празднике обновления Иеру­ салимского храма, говорит о многочисленных принощениях «из золота, серебра и драгоценных камней», которые сделал император [12, 4,46]. При этом императоре и возникла традиция crux gemmata - драгоцен­ ного креста, укращенного камнями. Она была связана с видением Констан­ тину в ночь перед битвой на Мильвийском мосту в Риме. Тогда, наутро пос­ ле видения, Константин «созвав мастеров, умевших обращ аться с золо­ том и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знаме­ нии, приказал, в подражание ему, сделать такое же из золота и драго­ ценных камней» [12, 1,30]. Золото и драгоценные камни символизировали конкретные детали видения - солнечное сияние и звезды. Евсевий пищет, что «в превосходнейшей из всех храмин царских чертогов, в вызолочен­ ном углублении потолка, на самой середине его, он приказал утверд ить великолепную картину с изображением символа спасительных страда­ ний, которое составлено было из различных драгоценных камней, богато оправленных в золото. Э т о т символ боголюбивому василевсу казал­ ся хранителем его царства» [12, 3,49]. Цвет камней имел и самостоя­ тельное символическое значение. Голубой - правдивость и упование на небеса, зеленый - обновление веры, красный - кровь за веру. Крест был символом живого дерева и часто укращался листьями и цветами, а так­ же буквами альфа и омега. Такие кресты было принято жаловать храмам. Древнейший из сохранившихся императорских crux gemmata датируется приблизительно 565 г. и находится в Ватикане в соборе святого Петра - т.н. Crux Vaticanus (рис. 2,3). Его подарили собору император Юстин II (565-578) и его жена София. Крест этот высотой более метра, на длинном древке, был пред­ назначен для несения в процессиях. Он сделан из позолоченного серебра _____ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV 147 и декорирован гиацинтами, аквамаринами, яшмой, изумрудами, агатами. Первоначально камни обрамляли шестнадцать крупных восточных жемчу­ жин, которые позднее пропали. Крест украшают четыре подвески из камней. Происхождение визиготских крестов неоднократно дискутировалось, - являются они локальными местными изделиями, или же происходят из Византии [13; 14]. Уже с IV в., когда crux gemmata стал символом воскресе­ ния и победы, он традиционно жертвовался на алтарь [15, р. 225-226]. Оба клада, Гуарразар и Торредонхимено, были закопаны, скорее всего, после 711 г, после арабского вторжения в Испанию, а предметы, входящие в их состав, однозначно датируются VII в., причем некоторые кресты, украшен­ ные проще, могут быть несколько более ранними. Относительно ранние изображения драгоценных вотивных крестов изве­ стны в Равенне и Риме (рис. 3). На мозаике в базилике Сан-Витале архиепис­ коп Максимин подле Юстиниана держит в руке такой крест. В базилике Сант- Аполлинаре-ин-Классе, построенной в 549 г., crux gemmata представлен на мозаике в конхе апсиды, еще один - в куполе мавзолея Теодориха и, наконец, в Арианском баптистерии на престоле. Крест в Часовне Сорока Мучеников в Риме относится к VI в. [16, р. 154-160]. В сокровищнице собора в Монце драгоценные кресты украшают обе стороны оклада евангелия королевы Теоделинды, жены лангобардского короля Агилульфа (ок. 570-627), основательницы этого собора (рис. 4). Она, в отличие от мужа-арианина, исповедовала ортодоксальное хрис­ тианство. Оклад был сделан около 600 г. [17]. Это евангелие - дар папы Григория Великого. В Чивидале подобный крест был обнаружен в погребении в саркофаге, на котором выбито имя Гизульф. По мнению В. Менгина [18, р. 156], тут не может идти речь о погребении герцога фриульского Гизульфа, племянника лангобар­ дского короля Альбоина, поскольку тот погиб в 610 г., а инвентарь позволяет говорить о второй трети VII в. В Шелль, в погребении святой Батильды, королевы франков, жены Хлодвига II и матери Потеря III, умершей в 680 г, crux gemmata (рис. 5), причем именно с подвесками, вышит на рубашке погребенной [19]. Ворот этой рубашки, по мнению К. Пиле, вышит в манере, подобной той, которая могла быть на одежде погребенной «княжны из Мульта», но только в последнем случае речь идет о нашивных золотых бляшках [20, с. 256]. Правда, на рубаш­ ке святой крест соединен с окаймлением ворота вышитой цепочкой, следо­ вательно, изображено, скорее всего, ожерелье. Напомним, что ко времени своей кончины королева Батильда уже почти семь лет пребывала в монасты­ ре. И хотя она не приняла монашеский постриг, но набожностью и скромнос­ тью создала себе репутацию святой, что привело к ее канонизации в IX ст. Левада М.Е., Мончыньська М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко 148 Возможно, именно ее скромностью объясняется то, что золотые украше­ ния - ворот или ожерелье и крест - были на ее одежде только лишь вышиты. Крест в Romisch-Germanisches Zentralmuseum в Майнце, происходя­ щий из частной коллекции, выполнен по образцу, подобному кресту из Ки­ ева, с шестью, а не пятью основными вкладками и меньшими боковыми на концах (рис. 6). Он входит в состав ожерелья явно византийской работы, состоящего из округлых медальонов - гладких и фигурных с растительным орнаментом. Ожерелье замыкает более крупный медальон с изображени­ ем вазы со струями (источник жизни) и двух птиц со следами эмали. На его реверсе монограмма ΦΩΣ - ΖΩΗ (Свет - Жизнь). Считается, что это епис­ копское ожерелье, возможно, из Сирии. Его было принято датировать VI в., хотя в недавней публикации А. Ерулану фигурирует другая дата - VII в. [21, р. 18; 22, fig. 251, cat. no. 42]. Заметим только, что в последней работе многие датировки вызывают недоумения, а обоснования дат отсутствуют. Наиболее известным из всех crux gemmata, помимо Crux Vaticanus, яв­ ляется, безусловно, крест епископа Элигия (ок. 589-660). Святой Элигий работал при дворе королей Клотэра II, Дагоберта I и Кловиса II, и кроме мастерства ювелира был известен как человек большой честности и на­ божности. Свое состояние св. Элигий использовал, раздавая милостыню и выкупая невольников. В 641 г. он был посвящен в сан епископа Нуайона и Турне, где обратил и крестил многих язычников. Крест работы св. Эгилия, сто­ явший на алтаре в аббатстве Сен-Дени, был утрачен или переплавлен во вре­ мя Французской революции [23, tabl. 112]. Но его изображение сохранилось на картине безымянного художника из Сен-Жиль, около 1500 г, изображающей службу в Сен-Дени с крестом, стоящим на алтаре (рис. 7). Св. Элигий счи­ тается покровителем кузнецов, ювелиров и всех работников по металлу. В визиготской Liber Ordinum (Книга Чинов, свод церковных правил на­ чала VII в.) помещена молитва, произносимая при освящении крестов, и объяснено значение украшающих их камней. Если крест был с украшения­ ми (cum ornato), то жемчуга символизировали блеск веры, яшма - надежду, гиацинты - небо и духовную жизнь [24, р. 137-138]. Самой близкой аналогией нашей находке среди крестов из обоих визи- готских кладов является экземпляр из Гуарразар (рис. 1,2) с пятью вклад­ ками, длиной 10 см, где на плечах прямоугольные вкладки из зеленого стек­ ла, а центральная - из сапфира [6, tabl. 10]. Подвесками служили жемчужи­ ны. Из того же клада происходит несколько больший, длиной 23 см, крест с девятью вкладками и без подвесок, т.н. крест Сонника (Sonnica). Согласно последней интерпретации клада из Гуарразар [6, р. 199-200], все кресты, за исключением большого процессиального, были изготовлены в локальной мастерской, работавшей во времена правления Свинтилы (621-631) _____ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV 149 и Реккесвинта (649-672). Наиболее близкий киевскому экземпляру крест с пятью вкладками, исходя из его простой формы, является, по мнению А. Пе- рэа, более ранним и может быть сравним с тоже простой короной с рядами про­ стых вкладок, хранящейся в Париже в Музее Клюни - Hotel de Cluny [6, tabl. 20]. Возникает закономерный вопрос о возможной связи ханенковского кре­ ста с памятниками Северного Причерноморья эпохи Великого переселе­ ния народов - раннего средневековья, поскольку он, безусловно, принад­ лежит к группе обсуждаемых предметов. Очень соблазнительно связать наш крест с древностями крымских готов VI-V1I вв. Ведь открытия А.И. Ай- бабина и Э.А. Хайрединовой за последние десять лет показали порази­ тельные параллели некоторых крымских находок с синхронными испански­ ми, визиготскими древностями. Полученные ими результаты позволяют гово­ рить либо о схожей материальной культуре всех народов восточногерманско­ го происхождения того времени, либо даже о каких-то прямых контактах, не отмеченных письменными источниками. Христианизация крымских готов пе­ риода раннего средневековья фиксируется достаточно уверенно. Уже в кон­ це VII в. в Крыму была, по-видимому, основана Готская епархия [25, с. 617]. Со второй половины VI в. в Юго-Западном Крыму распространенным ат­ рибутом становится нательный крест, в частности, такие кресты известны в погребениях VI-VII вв., которые принято связывать с готами страны Дори [26]. Известны там и кресты с расширенными концами - тип 3, по Э.А. Хайредино­ вой. На многих из них по центру закреплена стеклянная вставка. Но все они изготовлены из двух пластин - лицевой и изнаночной, соединенных тон­ кой металлической ленточкой, т.е. имеют форму коробочки. Кресты этого типа бронзовые, за исключением небольшого золотого креста из Тешк- линбурунского клада со вставкой из граната [27, р. 151, Abb. 169]. Прав­ да, В. Хюбенер видит разницу между большими крестами из массивной золотой пластины с полудрагоценными камнями, меньшими из пластины с одной вставкой и самыми маленькими из тонкой золотой пластинки [28, р. 86]. Последние известны, главным образом, у аламанов и лангобардов. О ханенковском кресте нам известно только то, что в апреле 1934 г. он, вместе с рядом других предметов из драгоценных металлов, был передан из тогдашнего Музея искусств ВУАН (Музей искусств им. Богдана и Варвары Ха­ ненко) в Киевскую областную контору Госбанка [29, с. 25]. Именно поэтому считалось, что он происходит из собрания Б.Н. и В.И. Ханенко. Когда в 1963 г. создавался Музей исторических драгоценностей, крест, в числе других экс­ понатов, передали в этот новый музей. Странно, что никто ранее не обратил внимания на то, что такая дорогая, интересная и отлично сохранившаяся вещь не была опубликована ни в одном из прекрасных альбомов многотомного со­ брания Б.И. и В.Н. Ханенко - «Древности Приднепровья и побережья Черного Левада М.Е., Мончыньсъка М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко 150 моря» или «Древности русские: Кресты и образки». Можно допустить, что Варвара Николаевна купила этот крест уже после смерти Богдана Иванови­ ча. Б.И. Ханенко умер в мае 1917 года. После его смерти В.Н. Ханенко пре­ поднесла в дар Украинской академии наук всю имеющуюся на то время кол­ лекцию, библиотеку и собственный дом в качестве музея. Оставшуюся жизнь, а она умерла в 1922 г., Варвара Николаевна посвятила самоотверженной борь­ бе за сохранение, даже - спасение, этого музея. Что было очень непросто, учитывая послереволюционные реалии и, в частности, отношение большеви­ ков к памятникам истории и искусства. Могла ли она позволить себе такую дорогую покупку - напомним, это более 21 г чистого золота? Думается, нет, тем более что в акте передачи Госбанку фигурируют и другие не менее цен­ ные и также неопубликованные предметы, в частности, редчайшая золотая фибула V в., публикацию которой сейчас готовит Е.Н. Старченко. Всего Гос­ банком из музея Ханенко было изъято 280 предметов [29, с. 25]. Таким обра­ зом, мы склоняемся к версии, что крест попал в музей уже после смерти Б.Н. Ханенко, а, не исключено, и его вдовы, т.е. в промежутке 1917/22-1934 гг. К сожалению, документация, относящаяся ко времени до Второй ми­ ровой войны, в музее Ханенко практически не сохранилась. Имеется толь­ ко акт 1934 г. о передаче предметов в Госбанк, где фигурирует старый но­ мер креста - 2800. Поэтому никаких сведений о послереволюционных по­ ступлениях в этот музей отыскать пока не удалось. С другой стороны, если бы такие возможные поступления были значительными (например, в него бы передавались целые собрания), состав современной коллекции музея позволял бы это определить. Возможным путем поступления креста в музей могут быть события, связанные с изъятием и частичным возвратом большевиками церковных предметов из золота и серебра. Известно, что в 1923 г. Всеукраинская ака­ демия наук прилагала значительные усилия, чтобы вернуть из Москвы те церковные ценности со всей Украины, которые имели музейное значение [30]. Были среди них и кресты, хотя представить себе попадание креста VI-VII вв. в православный храм на Украине в XIX в. сложно. Более реальной видится гипотеза о поступлении креста в собрание Ха­ ненко в период эвакуации части коллекции в Москву в 1915 г. Тогда Б.Н. Ха­ ненко, напуганный Первой мировой войной, перевез часть своей коллек­ ции в Исторический музей. Возвращения, и то частичного, этих экспона­ тов добилась уже его вдова в 1921 г, незадолго до своей смерти. Возмож­ но, этот крест случайно попал в состав коллекции именно в этот период. Как бы то ни было, судьба драгоценных крестов может быть необычайно запутанной. Некоторое время тому назад в Государственном музее изобра­ зительных искусств ми. А.С. Пушкина в Москве был обнаружен подобный крест _____ Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV 151 (рис. 2,2). Оказалось, что это второй по величине, после креста Sonnica, визиготский церковный крест. Как выяснилось, он был вывезен в 1945 г. Красной Армией из Берлина, где хранился в Музее праистории и ранней истории (Museum Vor- und FrCihgeschichte). A туда он попал от советника немецкого посольства в Мадриде, купившего его в 1936 г. на распродаже антикварных вещей в Кордове [31, р. 142-145]. Самое любопытное, что первоначально этот крест входил в состав упомянутого знаменитого кла­ да из Торредонхимено, найденного в 1926 г.! В заключение, мы вынуждены признать, что поставленная нами зада­ ча выполнена только наполовину - мы сумели определиться с датиров­ кой, но не выяснили происхождение креста. Главной интригой остается ответ на вопрос - поступил ли он в Киев на рубеже XIX-XX вв. из Западной Европы, или же его происхождение связано с раннесредневековыми древ­ ностями Крыма. Надеемся, выяснить это удастся в будущем, тем более, что, по меткому выражению юбиляра, «в свете сказанного выше, это не так уж и маловероятно» [32, с. 42]. список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Левада М.Е., Мончынъсъка М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко 1. 3. 4. 6 . 7. 8. 10. 11. 12. 13. 14. Хардаев В.М. Пам'ятки ювел1рного мистецтва епохи середньов1ччя IV-XIV ст. // Золота скарбниця УкраГни. КиГв, 1999. de Lasteyrie F. Description du Tresor de Guarrazar, accompagnee des recherches sur toutes les questions archёologiques qui s’y rattachent. Paris, 1860. Amador de los Rios J. El arte latino-bizantino en Espana у las coronas visigodas de Guarrazar. Madrid, 1861. Almagro Basch M. Los fragmentos del tesoro de Torredonjimeno conservados en el Museo Arqueoldgico de Barcelona // Memorias de los Museos Arqueologicos Provinciales. 1946 (1947). 7. Almagro Basch M. Nuevos fragmentos del tesoro de Torredonjimeno (Ja6n) // Memorias de los Museos Arqueologicos Provinciales. 1948/49 (1950). 9/10. Perea A. (ed.) El tesoro visigodo de Guarrazar. Madrid, 2001. Casanovas A., Rovira J. (ed.) Torredonjimeno. Tresor, monarquia i litOrgia. Barcelona, 2003. Антоний Новгородский. Сказание мест святых во Цареграде // Путешествие новгородско­ го архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб., 1872. Плутарх. Эмилий Павел и Тимолеонт// Сравнительные жизнеописания. Пер. С.П. Мар­ киша. Т. I. М., 1994. Аппиан /^ександрийский. Римская история. Пер. С.П. Кондратьева и др. М., 1998. Прокопий Кесарийский. О постройках // Война с готами. О постройках. Пер. С.П. Кондра­ тьева. Т. II. М., 1996. Евсевий, Жизнь Константина. Пер. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен В.В. Серповой. М., 1998. Sasse-Kunst В. Guarrazar. Reallexikon der Germanischen Altertumskunde 13. Berlin; New York, 1999. Eger Ch. Torredonjimeno. Reallexikon der Germanischen Altertumskunde 31. Berlin; New York, 2006. 152 Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV 15. Ripoll G. II tesoro di Guarrazar. La tradizione dell’oreficeria nella tarda antichita// Gelichi S., La Rocca C. (red.) Tesori. Forme di accumulazione della riccheza nell’alto medioevo (secoli V- XI). Roma, 2004. 16. Lipinsky A. La „Crux gemmata» e il culto della Santa Croce nei monument! superstiti e nelle raffigurazioni monument!. VII Corso di cultura suH’arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1960. 17. Cortes M. Influencias bizantinas // Perea A. (ed.) El tesoro visigodo de Guarrazar. Madrid, 2001 . 18. Menghin W. Die Langobarden. Archaologie und Geschichte. Stuttgart, 1985. 19. Roth H. Kunst der Volkerwanderungszeit. Propylaen Kunstgeschichte, Supplementbd. IV. Frankfurt am Main, 1979. Пиле К. От «Клада из Эрана» к могиле «княжны из Мульта» // МАИЭТ. 2006. Вып. XII. Bohner К., Ellmers D., Weidemann К. Das friihe Mittelalter. Fiihrer durch Romisch- Germanisches Zentralmuseum in Mainz. Mainz, 1970. Yeroulanou A. Diatrita. Gold pierced-work jewellery from the 3rd to the 7th century. Athenes, 1999. Roth H. Kunst und Handwerk im friihen Mittelalter. Stuttgart, 1986. 24. Vierck H. Folienkreuze als Votivgaben// HubenerW. (ed.) Die Goldblattkreuzedes friihen Mittelalters. Veroffentlichungen des Alemannischen Instituts Freiburg i. Br. 37. Buhl; Baden, 1975. Айбабин А.И. Некоторые аспекты истории Готской епархии в Юго-Западном Крыму II МАИЭТ. 2006. Вып. XII. 4.2. Хайрединова Э.А. Раннесредневековые кресты из Юго-Западного Крыма // МАИЭТ. 2007. Вып. XIII. 27. Gerzen A.G. Der Schatz von Teschkiiburun (aus den Grabungen von Mangup) // Unbekannte Krim. Heidelberg, 1999. 28. Hiibener W. Goldblattkreuze auf der Iberischen Halbinsel // Hubener W. (ed.) Die Goldblattkreuze des fruhen Miitelalters. Veroffentlichungen des Alemannischen Instituts Freiburg i. Br. 37. Buhl; Baden, 1975. Чуева K.G. До питания про долю колекц|| твор1в з коштовних метал1в Музею мистецтв 1мен| Б.1. та В.Н. Ханенюв II Ханенк1вськ1 читання. Ки1'в, 2005. Вип. 7. Стан1цина ГО. Арх1вн1 документи про повернення церковних цтностей музейного зна­ чения у 1923 р. / / Археолог1я. 2008. № 1. Bertram М., Nawroth М., Neumeyer Н. «Merowingerzeit ohne Grenzen». Die verloren geglaubten Berliner Schatze // Acta Praehistorica et Archaeologica. 2007. 39. Айбабин А.И. Поясной набор с пуансонным орнаментом из Лучистого // МАИЭТ. 2002. Вып. IX. 20. 21. 22. 23. 25 26 29 30. 31 32, 153 Левада М.Е., Мончыньська М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко Levada М., M^iczyhska М. Cross from the Collection of Bogdan and Varvara Khanenko Summary In the Museum of Historic Jewels (Kiev) a gold cross is exhibited; it is decorated with semiprecious stones - amethyst, chalcedony, and chalcedony on its sides. On the shoulders and below, there are pendants: quartz on the left, garnet on the right, amethyst below. On the top there is a marking of soldered loop. It was considered that the cross was obtained from the collection of a famous Kiev collection of the 1 - the beginning of the centuries which belonged to B. 1. and V. N. Khanenko. In all museum catalogues and publications this cross was determined as an artifact dated back to the 12“̂ - the beginning of the 13'” centuries; we think it is wrong. The analogies to Khanenko cross are known by the finds of the б*’ - 7'̂ centuries, mainly from two Spanish hidden treasures - Guarrazar (Toledo) and Torredonjimeno (Jaen), which are connected with Visigoths. Similar crosses were found other things of the treasure; they were hanged to votive crowns. They are supposed to be dug after 711. Precious crosses decorated with gems that were found in Guarrazar and Torredonjimeno, as ours, belong to type crux gemmata. The tradition to manufacture and grant such crosses to churches originated under Constantine the Great. Out of Emperors’ crosses. Crux Vaticanus, granted to St Peter’s Cathedral by Justinian II at about 565, remained. The pictures of crux gemmata retained on mosaics on Ostrogothic Italy (Ravenna) and in Rome. Crux gemmata are also known among antiquities of langobardens- in the so-called burial of Gisulf in Cividale in the second third of the 7*’ century. The crosses of this type decorate both sides of emoluments of Gospel of Teodelinda, the wife of Agilulf, langibarden king (about 600). In the grave of Bathilde, the Franks’ queen, such a cross is embroidered on the collar of a shirt. The cross, which is very similar to the Kiev cross, is a part of a necklace from Romisch-Germanisches Zentralmuseum in Mainz; it is dated back to the 6“* century. All these analogies enable to date the Kiev cross to the antiquities of the б'** - 7** centuries. The problem of a possible connection with antiquities of the Crimean Goths of the 6‘̂ - 7“’ centuries is still open. The provenance of the Kiev cross has not been yet. We established that this cross did not become a part of the B. I. and V. N. Khanenko collection before 1917 (probably, 1922). But it is mentioned in the documents of 1934 though without naming the place of provenance. It might be included into the collection in the period of 1915-1921, when a part of the collection was evacuated to Moscow. 154 Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV Рис. 1. Крест, происходящий из коллекции Музея искусств им. Б.И. и В.Н. Ханенко (киевский крест) (1); крест из клада Гуарразар (2). Рис. 2. Корона с крестом из клада Гуарразар (1); крест из клада Торредонхимено (московский крест) (2); крест Юстина II (Crux Vaticanus) (3). 155 Левада М.Е., Моичыпьська М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко 1 2 4 3 5 Рис. 3. Crux gemmata на равеннских мозаиках; 1 - Сант-Аполлинаре-ин-Классе; 2 , 4 - Сан-Витале; 3 , 5 - Арианский баптистерий. 156 Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV Рис. 4. Драгоценный крест на окладе евангелия королевы лангобардов Теоделинды. 157 Левада М.Е., Мончынъсъка М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко Рис. 5. Драгоценный крест на рубашке святой Батильды, королевы франков. 158 Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XIV Рис. 6. Ожерелье из Сирии. 159 Левада М.Е., Мопчыньсъка М. Крест из собрания Богдана и Варвары Ханенко Рис. 7. Крест работы святого Элигия на алтаре в Сен-Дени (с картины неизвестного художника из Сен-Жиль, около 1500 г). 160