Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса
Открытое и раскопанное близ Полтавы в 1912 г. Перещепинское сокровище (2, с. 208— 210) привлекает внимание исследователей до сегодняшнего дня. Решаются — и не однозначно — вопросы, касающиеся интерпретации этого памятника и его этнической принадлежности. Публикуемые в статье золотые пластины, которы...
Збережено в:
| Дата: | 1993 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України
1993
|
| Назва видання: | Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170426 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса / З.А. Львова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 1993. — Вып. III. — С. 111-116. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-170426 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1704262025-02-09T09:57:50Z Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса Facing of Burial Construction from Pereshchepino Complex Львова, З.А. Археология Открытое и раскопанное близ Полтавы в 1912 г. Перещепинское сокровище (2, с. 208— 210) привлекает внимание исследователей до сегодняшнего дня. Решаются — и не однозначно — вопросы, касающиеся интерпретации этого памятника и его этнической принадлежности. Публикуемые в статье золотые пластины, которые И. Вернер считает частями облицовки саркофага хана Куврата, другими исследователями трактуются иначе, и это обязывает еще раз остановиться на их назначении. Gold square plates interpreted by 1. Verner as facing of burial construction are published in the article written by Lvova Z. A. It is supposed that it was arranged as burial strechers from a rich Avar burial of the 7th century in Kunbaboni. 1993 Article Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса / З.А. Львова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 1993. — Вып. III. — С. 111-116. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 2413-189X https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170426 ru Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии application/pdf Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Археология Археология |
| spellingShingle |
Археология Археология Львова, З.А. Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии |
| description |
Открытое и раскопанное близ Полтавы в 1912 г. Перещепинское сокровище (2, с. 208— 210) привлекает внимание исследователей до сегодняшнего дня. Решаются — и не однозначно — вопросы, касающиеся интерпретации этого памятника и его этнической принадлежности. Публикуемые в статье золотые пластины, которые И. Вернер считает частями облицовки саркофага хана Куврата, другими исследователями трактуются иначе, и это обязывает еще раз остановиться на их назначении. |
| format |
Article |
| author |
Львова, З.А. |
| author_facet |
Львова, З.А. |
| author_sort |
Львова, З.А. |
| title |
Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса |
| title_short |
Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса |
| title_full |
Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса |
| title_fullStr |
Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса |
| title_full_unstemmed |
Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса |
| title_sort |
облицовка погребального сооружения из перещепинского комплекса |
| publisher |
Кримське відділення Інституту сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України |
| publishDate |
1993 |
| topic_facet |
Археология |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/170426 |
| citation_txt |
Облицовка Погребального сооружения из Перещепинского комплекса / З.А. Львова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 1993. — Вып. III. — С. 111-116. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии |
| work_keys_str_mv |
AT lʹvovaza oblicovkapogrebalʹnogosooruženiâizpereŝepinskogokompleksa AT lʹvovaza facingofburialconstructionfrompereshchepinocomplex |
| first_indexed |
2025-11-25T14:45:23Z |
| last_indexed |
2025-11-25T14:45:23Z |
| _version_ |
1849773976467800064 |
| fulltext |
было связано с этой территорией. В частности
первые сигналы изобразительного искусства в
виде линейно-геометрических рисунков, антро
поморфных и зооморфных существ представле
ны явно на конкрециях из погребения. Однако
эта тема требует дальнейшей разработки. Ре
зультат, вероятно, может быть достигнут лишь
при исчерпывающей источниковедческой базе,
которая в настоящее время отсутствует.
Укажем на единственный хорошо «читае
мый» рисунок. Это изображение мужчины с
фалом (Рис. 2,5), напоминающим гуннский аму
лет из Мариупольского (Ждановского) краевед
ческого музея (19, с. 95—96, рис. 1), соот
носимый, как во времени, так и передачей ат
рибутов фаллистичеекого культа, распростра
ненного в древности у кочевых племен Евразии.
(20, с. 178).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. М и х а й л о в Б. Д. Поховання мщника
гунського часу в Швшчному Приазов'1. //Ар-
хеолопя. 1977. — В. 24.
2. П е ш а и о в В. Ф. Мелитопольская диа
дема. //КСИА АН Украины. 1961. В. 11.
3. М и х а й л о в Б. Д. Поховання мщника
гунського часу в Швшчному Приазов'1. //Ар-
хеолопя. 1977. В. 24.
4. Р у д и н с ь к и й М. Я. Кам'яна Мо
гила. К., 1961.
5. Д а н и л е н к о В. М. Кам'яна Могила.
К.: Наук, думка, 1986.
6. А й б а б и н А. И. Хронология могиль
ников Крыма позднеримского и раннесредне
векового времени / / Материалы по архео
логии, истории и этнографии Таврии. Сим
ферополь: Таврия, 1990. Вып. 1.
7. Б а р ц е в а Т. Б., В о з н е с е н
с к а я Г. А., Ч е р н ы х Е. Н. Металл
Черняховской культуры / / МИА. 1972. №
187.
8. Ф е д о р о в Г. В. « П о л е в о й Л. Л.
Археология Румынии. М., 1973.
9. D a v 1 d s о n G. R. The Avar invasion of
Gorinth //Hesperia. 1937. VI.
10. М а р ч е н к о И. Д. Раскопки восточ
ного некрополя Фанагории в 1950—1951 гг.
//МИА. 1956. № 57.
Н . А м б р о з А. К. Проблемы раннесредне
вековой хронологии Восточной Европы. Ч.
1 // СА. — 1971. № 2.
12. М и н а е в а Т. А. Археологические па
мятники на реке Гиляч в верховьях Кубани
/ / МИА. 1951. № 23.
13. G o d l w s k i К. The Chronology of the
late Roman and Early Migration Periods in
Central Europe. Krakow, 1970. 126.
14. T e j r a 1 J. Nasb zeme a rimski Podunaji
na pocatku doby steliovani narodu// Pamatky
archeologicke. Praha, 1985. LXXVI.
15. R o b i n s o n H. Excavation at Corinth:
Temple Hill. 1968—1972// Hesperia. 1976. 45.
P. 1 — 10.
16. А й б а б и н А. И. Проблемы хроно
логии могильников Крыма позднеримского
периода// СА. 1984. № 1.
17. Археология Украинской ССР. Киев: Наук,
думка, 1986.
18. Т о к а р е в С. А. О культе гор и его
месте в истории религии / / СЭ. 1982. № 3.
19. М i х л i н Б. Ю. Гунський амулет з
Ждашвеького музею / / Археолоия. 1972.
Вип. 5.
20. Л е в и н а Л. М. К вопросу об антропо
морфных изображениях в джетыасарской
культуре / / История, археология и этно
графия Средней Азии. М., 1968.
3. А. ЛЬВОВА
ОБЛИЦОВКА ПОГРЕБАЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ ИЗ ПЕРЕ-
ЩЕПИНСКОГО КОМПЛЕКСА
Открытое и раскопанное близ Полтавы в
1912 г. Перещепинское сокровище (2, с. 208—
210) привлекает внимание исследователей до
сегодняшнего дня. Решаются — и не однознач
но — вопросы, касающиеся интерпретации это
го памятника и его этнической принадлеж
ности.
Публикуемые в статье золотые пластины,
которые И. Вернер считает частями облицовки
саркофага хана Куврата (6, S. 34), другими
исследователями трактуются иначе (4, Fig. 83),
и это обязывает еще раз остановиться на их
назначении.
Предполагаемые детали погребального уст
ройства представляют из себя куски листового
золота квадратной формы с размерами сторон от
6,8 до 7,2 см (рис. 1, №1). В настоящее время
в коллекции Эрмитажа хранится 230 целых
пластин и 51 крупный обрывок и мелкие ку
сочки (Гос. Эрмитаж, ОАВЕиС, №№ 1930/133,
134, 147, 148). Однако в момент раскопок их
было гораздо больше (2, с. 208, 210; 3, с. 94
№№ 1334—1337, VI 1912).
В углах некоторых пластин сохранились
обломанные в нижней части железные гвозди с
округлой шляпкой диаметром около или менее
1,0 см и с четырехгранной суживающейся к
концу ножкой. Длина сохранившейся части
ножки около 0,7 см, ширина ее грани у осно
вания от 0,3x0,3 см до 0,35x0,35 см (Рис. 1
№№ 2,3). В углах большей части пластин гвозди
111
утрачены, однако от них остались сквозные
четырехугольные отверстия соответствующих и
больших размеров — до 0,50x0,50 см (в за
висимости от размеров гвоздей и от того, на
сколько глубоко они были забиты в основу).
В тех случаях, когда шляпки гвоздей выхо
дят за пределы золотой пластины, на их внут
ренней стороне иногда прослеживаются отпе
чатки ткани. Их исследовала Е. А. Миколайчук
из Хим. лаб. Гос. Эрмитажа под бинокулярным
микроскопом системы МБС9.
Ткань оказалась трех типов: 1) Полотняное
переплетение (плотность 14 нитей — основа, 14
нитей — уток на 1 см. Рис. 1 № 4). 2) На втором
типе ткани, по всей вероятности также полот
няного переплетения, нити хорошо просматри
ваются только в одном направлении (условно —
основа), и ткань более плотная (20 нитей на
1 см). Уток просматривается хуже, и его нити
расположены плотнее. (Рис. 1 № 5). 3) Пере
плетение саржевое. Плотность нитей на 1 см 40
и 5. (Рис. 1 Ш 6, 7.)
Наличие сравнительно длинных и толстых
гвоздей с отпечатками ткани на оборотной сто
роне их шляпок дает основание считать золотые
пластины деталями облицовки массивного, ско
рее всего, деревянного, обитого тканью соору
жения.
Им могло быть упоминаемое Н. Е. Макарен
ко при описании раскопок Перещепинского
комплекса массивное дубовое сооружение, оби
тое «протканной золотыми нитями* тканью (2,
с. 208).
Некоторые наблюдения позволяют реконст
руировать рисунок, который образовывали зо
лотые облицовочные пластины на деревянной
основе этого сооружения.
У некоторых пластин отпечатки ткани (вто
рого типа) просматриваются только на гвоздях,
расположенных в противоположных углах пла
стины. (Нити ткани при этом бывают располо
жены к сторонам пластины под углом 180" или
45".) На двух других гвоздях в двух других
противоположных углах отпечатков ткани нет.
Шляпка гвоздя на одной из пластин с обо
ротной стороны разделена на четыре подтре
угольных сектора. Один из них перекрыт углом
той пластины, которую гвоздь протыкает. На
против нее — гладкая треугольная зона, веро
ятно, перекрывавшаяся углом второй золотой
пластины. Остальную поверхность покрывают
отпечатки ткани. (Рис. 1 № 7.)
На одной из пластин под ножкой гвоздя
сохранился обрывок от второй пластины, кото
рую он также протыкал. (Рис. 1 № 8.)
Из всего сказанного создается впечатление,
что золотые пластины (а их можно рассмат
ривать и как квадраты, и как ромбы) распола
гались на обивочной ткани в виде идущих один
за другим ромбов, которые заходили друг на
друга боковыми углами. Эти боковые углы со
седних пластин скреплялись одним гвоздем.
(Рис. 2.)
Необычайная хрупкость и соответствующая
ей толщина (всего 0,15 мм или 0,15—0,20 мм)
большей части — около двух третей — пластин
полностью исключает возможность применения
этих тонких пластин в качестве облицовки па
радного жилища или трона. Они могли укра
шать только погребальное сооружение. Его тип
можно было бы реконструировать по аналогии
с аварским захоронением VII в. в Кунбабони,
где также были обнаружены квадратные обли
цовочные пластины, однако не золотые, а позо
лоченные серебряные. Согласно Э. А. Тот, укра
шенное ими погребальное устройство в Кунба
бони состояло из двух частей — деревянного
ложа, на котором помещался покойный, и по
крывавшего его (дном вверх) деревянного про
долговатого ящика (5, S. 179, табл. СШ №№ 2,
3; CIV №№ 1, 2). Такое же устройство могло
иметь и погребальное сооружение в Переще-
пине.
Все изложенное выше — и характер обли
цовки, и реконструируемое погребальное соору
жение, и его предполагаемый аварский тип —
позволяет присоединиться к мнению профессора
И. Вернера о возможности применения квадрат
ных золотых облицовочных пластин для убран
ства погребального сооружения похороненного
в Перещепине государя унногундуров, племян
ника Органы Куврата, бывшего аварского под
данного, вероятно, до конца жизни сохранявше
го некоторые аварские традиции. Однако при
этом было бы преждевременным касаться во
проса о традиционном отождествлении И. Вер
нером этого государя с ханом Великой Болгарии
Кувратом. Подтверждение этого допущения или
же отказ от него должны были бы вылиться в
особую работу (3. А. Львова. Набор предметов
вооружения и снаряжения знатного воина из
Перещепинского комплекса. АСГЭ. Рукопись).
Снова возращаясь к облицовочным пласти
нам, следует добавить, что часть пластин могла
служить владельцу сокровища еще при жизни.
Как уже было сказано выше, пластины не
однородны. Большая их часть толщиною 0,15 и
0,15—0,20 мм очень хрупка и изготовлялась
специально для погребения. Однако примерно
одна треть пластин отличается значительно
большей прочностью и толщиной (0,20 мм), а
также пробой золота. Пластины толпщною 0,20
мм состоят из золота более высокой пробы,
нежели пластины толщиною 0,15 и 0,15—0,20
112
мм — их химический состав аналогичен составу
легких солидов*.
Не исключено, что эти более прочные и
качественные пластины первоначально служили
их владельцу при жизни и были использованы
для облицовки погребального устройства вто
рично. При этом вначале они могли быть круп
нее облицовочных пластин и иметь иную форму.
О такой возможности свидетельствует одна из
пластин толщиною 0,20 мм с закругленным
краем. (Рис. 3, 5). Эти пластины могли укра
шать парадные покои и трон. Золотая облицов
ка такого рода у столбов, юрты и ложа, на
котором сидел тюркютский хан во время приема
византийских послов, есть в описании Менандра
(1, с. 378, 379).
Можно было бы еще добавить, что срав
нительный анализ облицовочных пластин вкупе
с другими предметами коллекции позволяет
связать их с теми вещами Перещепинского со
кровища, которые служили его владельцу в
последние годы его жизни.
Исследованные автором кочевнические и
сделанные для кочевников в Византии вещи из
Перещепина по системе взаимовстречаемости
конструктивных и технических признаков были
распределены на шесть групп, которые распо
ложились одна за другой в последовательности,
отразившей хронологический порядок сложе
ния сокровища. (Таблица.)
Самую позднюю, шестую группу, составля
ют публикуемые облицовочные пластины. Таб
лица, № 56 по горизонтали. Предпоследнюю
пятую группу составляют предметы, пополнив
шие сокровище в последний период жизни его
владельца. Таблица, МШ> 49—55 по горизон
тали. По взаимовстречаемости технико-конст
руктивных признаков они связаны как с преды
дущей четвертой группой (Таблица, №№ 36—48
по горизонтали), так и с последующей самой
последней шестой группой. Таблица, № 56 по
горизонтали**.
Пятую группу составляют вещи, исследуе
мые в настоящее время Б. И. Маршаком (№№
1930/64, 66—71, 171, Z 529—539), а также
золотые пряжка (№ 1930/76 — рис. 3 № 2) и
наконечник ремня (№ 1930/81 — рис. 3 № 3),
и знак власти и достоинства владельца сокро
вища — посох в золотой облицовке (№№
* Два образца пластин были подвергнуты
рентгенофлюоресцентному анализу в физичес
кой лаборатории Гос. Эрмитажа — per. № 326
от 13/Х/89 г. У пластины толщиною 0,20 мм
золото составляет 97,96%, серебро 1,11%; у
пластины толщиною 0,15 мм золото составляет
95,44%, серебро — 2,65%.
** Под №№ 57—64 по горизонтали значатся
инвентарные номера тех предметов коллекции,
которые не вошли в выделяемые группы, но
связаны с ними некоторыми признаками
1930/120, 121, 129—131 — рис. 3 №№ 1, 6а)***,
связывает эту группу с облицовкой погребаль
ного сооружения предмет неизвестного назна
чения, смонтированный из двух скрепленных
гвоздиками пластин разной толщины (№
1930/116, рис. 3 № 4). Одна из этих пластин
неопределенной формы была вырезана из такой
же заготовки, которая была использована для
изготовления хрупких и тонких облицовочных
пластин толщиною 0,15 мм, сделанных спе
циально для погребения. Рис. 3 № 4а. Таблица.
По горизонтали №№ 55 и 56, по вертикали №
65. Вторая — плотная и толстая пластина тол
щиною 0,30 мм представляет собой длинную
ленту, по краю которой напаяна узенькая деко
ративная полоска с продольной бороздкой ши
риною 0,10 мм. Рис. 3 № 46. Такая же напаян
ная полоска украшает и другие предметы пятой
группы — пряжку (№ 1930/76), наконечник
ремня (№ 1930/81), часть облицовки древка
посоха в виде короткого цилиндра (№ 1930/131)
и другие предметы. (Рис. 3 №№ 1, 2, 3). Таб
лица. По горизонтали №М» 49—55, по верти
кали № 61.
По всей вероятности, предмет № 1930/116
был смонтирован тогда, когда в распоряжении
мастера еще оставались заготовки, использован
ные для изготовления предметов пятой группы,
и уже были приготовлены кованые листы тол
щиною 0,15 см для облицовки погребального
устройства.
Интересна и другая деталь. Присоединенная
к посоху по реконструкции А. И. Семенова
верхняя часть набалдашника посоха (№
1930/121) крепилась на деревянной основе гвоз
дем с такой же четырехугольной ножкой, как
у гвоздей от золотой облицовки погребального
устройства (это видно по одинакового размера и
формы дыркам от этих гвоздей (Рис. 3 М»№ 6,
6а, 66). (Таблица, по горизонтали №№ 54 и 56,
по вертикали № 64).
Более того, связанные с погребальным уст
ройством части посоха — короткий цилиндрик
(№ 1930/131) и верхняя часть набалдашника (№
1930/ 121) отличаются от остальных частей его
облицовки по толщине и пробе золота. Кроме
того, их толщина такая же, как у предмета №
1930/116 — 0,30 мм (а не 0,60 см, как у других
частей облицовки посоха), а проба золота этих
двух частей облицовки посоха (М»№ 1930/121 и
*** Реконструкция посоха, в частности (и это
наиболее важно для данного исследования), при
соединение к его древку набалдашника (№№
1930/120, 121), произведено А. И. Семеновым.
А. И. Семенов. Византийские инсигнии кочев
нических комплексов. XVIII Международный
конгресс византинистов. Резюме сообщений. II
LZ. Москва, 1991 г., с. 1012.
113
131) ниже, чем у других. Она такая же, как у
хрупких золотых облицовочных пластин тол
щиною 0,15 см и 0,15—0,20 см*.
Не исключено, что обновление посоха та
кими деталями как короткий цилиндрик на
древке и верх набалдашника произошло уже
после смерти владельца сокровища и одновре
менно с изготовлением четырехугольных золо
тых пластин и облицовкой его саркофага.
Предполагаемое обновление посоха свиде
тельствует о том значении, которое он имел при
жизни его владельца, по крайней мере, в по
следние годы его жизни.
Время и место изготовления самого посоха,
а соответственно, и основной части его обли
цовки толщиною 0,60 мм неясны. Однако не
исключено, что посох могли сделать одновре
менно с изготовлением облицовочных пластин
толщиною 0,20 мм, предположительно укра
шавших парадные покои, так как эти предметы
состоят из золота одной и той же пробы**.
Таким образом, если облицовочные пласти
ны предполагаемого погребального сооружения
имеют приближенные аналогии у авар и позво
ляют говорить о сохранении владельцем со
кровища до конца жизни каких-то аварских
традиций, то предполагаемая облицовка парад
ных покоев золотыми коваными листами и та
кая инсигния, как посох, свидетельствуют о
каких-то иных культурных традициях, уста
новившихся в ставке в последние годы жизни
владельца сокровища. Возможно, что они сло
жились и распространились среди кочевников в
эпоху становления Хазарского каганата***.
Приложение 1 к таблице
По вертикали: конструктивно-технические
признаки, общие для двух и более предметов,
входящих в выделяемые группы. 1 — конст
рукция перегородчатого орнамента — наружные
круги припаяны к основе, внутренние перего
родки -— к ним; 2 — крепление на основе с
помощью петель; 3 — продольные бороздки
шириною 0,10 см (рельеф односторонний); 4 —
продольная треугольная в сечении бороздка ши
риною 0,20 см (рельеф односторонний); 5 —
фигуры из зерни; 6 — продольная бороздка с
покатыми краями шириною > 0,10 см (рельеф
односторонний); 7 т- сложный орнаментальный
поясок, составленный из полоски с продольной
* Гос. Эрмитаж. Физическая лаборатория,
per. № 318 от 19.05.88 г.
** Физическая лаборатория Гос. Эрмитажа,
per. № 318 от 19.05.88 г.
*** Пятая и шестая группы относятся ко вре
мени не ранее второй половины VII в., так как
предшествующая им четвертая группа датиру
ется по самым поздним входящим в нее монетам
временем не ранее 642—646 годов. Таблица, по
горизонтали №М» 36—48.
бороздкой (6) между двумя рядами мелкой лож
ной зерни (13); 8 — орнамент из сложного
пояска (7) тянется по краю лицевой стороны и
посередине ее, прерываясь в центре составлен
ной из такого же пояска окружностью; 9 —
конструкция наконечников: спаяны из трех ча
стей — двух пластин и соединяющего их обод
ка; 10 продольные бороздки шириною 0,05—
0,10 см (рельеф односторонний); 11 — перегоро
дочки в форме полуовала; 12 — составленный
из перегородочек-полуовалов нешуйчатый узор;
13 — ложная зернь, круглая мелкая с попереч
ным перехватом; 14 — полый «жемчужник»;
15 — рельефный орнамент в виде зигзагов (ре
льеф односторонний); 16 — стеклянные встав
ки, плоские, толстые из бесцветного стекла,
края зашлифованы; 17 -»» стеклянные вставки,
круглые оплавленные; 18 — конструкция круг
лых гнезд для вставок — концы полоски сфу
гованы встык»; 19 — стеклянные вставки, плос
кие с' зашлифованными краями (16 и 20); 20 —
стеклянные вставки, плоские, тонкие из бес
цветного или голубоватого стекла; 21 конст
рукция перегородчатого орнамента — перегоро
дочки припаяны к основе; 22 — стеклянные
вставки (19 (16 и 20), 17, 34); 23 — конструкция
круглых гнезд для вставок — концы полоски
сфугованы «внахлест»; 24 — основа бляшек,
состоящая из золотой (снаружи) и бронзовой
пластин; 25 — крепление бляшек на ремне
скобами; 26 — пластины украшены двусторон
ним рельефом — одни и те же элементы орна
мента имеют разные очертания, расплывчаты;
27 — рисунок орнамента (26) — побег с парой
повернутых вниз завитков, от каждого из них
отходит вниз суживающийся овал; 28 — пере
городочки (29) в форме дуги; 29 — перегоро
дочки в форме дуги (21 и 28) составляют узор
в виде ромбов с вогнутыми сторонами; 30 —
круглая зернь средней величины а; 31 — круг
лая ложная зернь средней величины; 32 —
продольные ряды из ромбов с вогнутыми сторо
нами (21, 28, 29); 33 — одинаковая форма и
пропорции наконечников ремней — расширя
ются по направлению к отверстию; 34 — по
лусферические стеклянные вставки, способ из
готовления неясен; 35 — крупная зернь; 36 —
конструкция наконечников — пластину слож
ной формы в виде двух полуовалов или полуо
вала с двумя половинками полуовала по бокам
сгибали и паяли по краю; 37 — рельефная
полоска-плетенка (рельеф односторонний); 38 —
полоска с продольными бороздками шириною <
0,20 см (односторонний рельеф); 39 — орнамент
из плоских кружков, напаянных на основу каж
дый отдельно; 40— сделанные разными спосо
бами плоские кружки диаметром 0,20 см (39,
50, 62); 41 — близкие размеры диаметров гнезд
для вставок — 0,95—1,05 см; 1,00—1,10 см;
42 — вставки из аметиста; 43 — вставки из
драгоценных камней — гладкая шлифовка ка
114
бошон; 44 — обводка инструментом по краю
гнезда для закрепления вставки — «поясной
обжим»; 45 — вставки из драгоценных камней
разной обработки; 46 — способ соединения кон
структивных деталей вещи с помощью просуну
того в сквозное отверстие и держащегося в нем
благодаря расклепанному концу стержня; 47 ~ ■
конструкция круглых гнезд для вставок — кон
цы полоски сфугованы в «разрезной нахлест»;
48 — прерывистый паянный шов — местами
полное заполнение припоем просвета между де
талями — «галтель»; 49 — конструкция прямо
угольных гнезд для вставок — концы полоски
сфугованы «встык» на углу, реже — на одной
из сторон; 50 — орнамент из плоских кружков
(39), спаянных между собой по краю, образуя
ленту; отрезки этой ленты напаивались на осно
ву предмета; 51 — вставки из сапфира; 52 —
вставки из изумруда; 53 —■ вставки из драгоцен
ных камней — плитчатая шлифовка; 54 —
шарнирное соединение деталей — стержень в
виде рулона; 55 — конструкция полой плоской
прямоугольной основы — две пластины, образу
ющие лицевую и оборотную стороны, скреплены
ободком; 56 — ложная зернь овальная средней
величины; 57 — многократное сжатие краев
гнезда концами щипцов — «сводчатая закреп
ка»; 58 — использование в украшениях монет
Константа II (641—646 гг.); 59 — использование
в украшениях монет Ираклия, Ираклия Кон
стантина и Ираклеона (637, 638 гг.); 60 —
округлые гнезда с «крапанами»; 61 — полоска
с продольной бороздкой шириной 0,10 см; 62 —
на основе орнамент из плоских тисненых круж
ков; 63 — использование кованых листов тол
щиной 0,30 мм; 64 — использование одинако
вых гвоздей с четырехгранной ножкой (находит
выражение в размерах и форме проткнутых ими
отверстий); 65 — использование кованых листов
толщиною 0,15—0,20 мм.
По горизонтали: инвентарные номера пред
метов. 1 — W 827; 2 — 1930/92; 3 — 1930/77;
4 - 1930/78; 5 — 1930/6; 6 — 1930/170а; 7 —
1930/83; 8 — 1930/82; 9 — 1930/90; 10 —
1930/87; 11 — 1930/88; 12 — 1930/34;35; 13 —
1930/36—46; 14 — 1930/47; 15 — 1930/59—61;
16 — 1930/89; 17 — 1930/1, 135, 136; 18 —
1930/1706; 19 — 1930/139—142; 20 —
1930/143,144; 21 — 1930/94,137,138; 22 —
1930/145, 146; 23 — 1930/128; 24 — 1930/30,
31; 25 — 1930/32, 33; 26 — 1930/117, 118;
27 - 1930/119; 28 — 1930/50; 29 — 1930/3;
30 - 1930/84; 31 — 1930/85; 32 — 1930/86;
33 — 1930/96; 34 — 1930/112, 113, 114; 35 —
1930/115; 36 — 1930/2; 37 — 1930/55—58, 62;
38 - 1930/53; 39 — 1930/7; 40 — 1930/51, 52,
54; 41 — 1930/126, 127; 42 — 1930/14, 16, 17;
43 - 1930/ 63 ; 44 — 1930/8, 9; 45 — 1930/15;
46 - 1930/74, 75; 47 — 1930/24, 184 (№Ма по
И. В. Соколовой 30—37, 40, 45—48, 50: Ирак
лий с сыновьями — 637, 638 гг. ; №№ 52,
59—60—69: Констант II — 641—646 гг.); 48 —
1930/ 22 (№№ по И. В. Соколовой 12—28, 38,
39, 41—44, 49: Ираклий с сыновьями— 637, 638
гг.; №№ 53—58: Констант II — 641—646 гг.);
49 — Z 537; 50 — 1930/64, 66—71; 51 —
1930/171; 52 — 1930/76; 53 — 1930/81; 54 —
1930/120, 121, 129—131; 55 — 1930/116; 56 —
1930/133, 134, 147, 148; 57 — 1930/25 а,б,в, 26;
58 — 1930/188; 59 — 1930/179; 60 — 1930/18;
61 — 1930/72; 62 — 1930/169; 63 — 1930/21
(по И. В. Соколовой № 11: Ираклий с сыновь
ями — 637, 638 гг.); 64 — 1930/23а (по И. В.
Соколовой № 10: Ираклий с сыновьями — 637,
638 гг.).
Приложение II к Таблице
Признаки 37, 46, 47, 49, 50, 55, 60, 62
впервые зафиксированы на вещах ММ 1930/7—
9, 14—17, 51 — 58, 62—64, 74, 75, 86 А. И.
Покровской, входившей в состав авторской
группы, работавшей над монографией «Переще-
пинское сокровище» и пользовавшейся консуль
тациями Р. С. Миносьяна.
Реконструкция способов изготовления орна
ментальных лент из плоских кружков (признак
50) предложена Д. М. Витановым (Болгария).
Измерение золотых пластин (признаки 63 и
65) было организовано зав. ОКС Гос. Эрмитажа
А. Ф. Хрипанковым и зав. главного конструк
тора Л. Н. 3. К. Т. Т. Сорочкиным Б. М.
Термины «встык», «внахлест», «разрезной
нахлест», «крапановая закрепка», «сводчатая
закрепка», «поясной обжим» и «галтель» (при
знаки 18, 23, 44, 47, 48, 57, 60) предложены
ювелиром В. П. Кузнецовым.
Определение камней (признаки 42, 45, 51,
52) производилось Н. Б. Абакумовой (Ленин
град, Горный институт) и М. Б. Чистяковой
(Москва, Минеральный музей).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Д е с т у н и с С. Византийские истори
ки: Менандра Византийца продолжение исто
рии Агафиевой. Тексты; пер.; СПб.: 1860.
2. М а к а р е н к о Н. Е. Перещепинский
клад / / ИАК. 1912. — Вып. 46. Прибав
ление.
3. С е м е н о в А. И. К реконструкции со
става комплексов Перещепинского круга / /
АСГЭ. — 1986. /Вып. / 27.
4. L a s z 1 о G. Etudes archeologiques sur
Thistoire de la Societe des Avars// A. H.
(Series Nova). 1955—/Bd. / 34
5. T о t h E. H. Seltsame Bestattungsriten in
awarenzeitlichen Graberfeldern in der Region
zwischen der Donau und der Theiss / / Cu-
mania. 1982. /Bd. / 1.: Archaeologia. Kecs
kemet.
6. W e r n e r J. Der Grabfund von Malaja
Perelcepina und Kuvrat, Kagan der Bulga-
ren. — Budapest.: 1984.
115
L V O V A Z. A.
FACING OF BURIAL CONSTRUCTION FROM
PERESHCHEPINO COMPLEX
Summary
Gold square plates interpreted by 1. Verner as
facing of burial construction are published in the
article written by Lvova Z. A. It is supposed that
it was arranged as burial strechers from a rich
Avar burial of the 7th century in Kunbaboni. The
wooden frame was upholstered with fabric and
only after that the gold facing plates were attach
ed with the iron nails; the plates were put in the
row of rhombs. Hungarian analogies to facing
plates do not contradict the version that Pe-
reshchepino is the burial of a former Avar vassal
of Hunnogundur sovereign Kurvat.
At the same period, in the last years of the
owner of Pereshchepino treasure, in the second
half of the 7th century, new traditions came into
life. Probably they were connected with the epoch
of the development of Khazar Caganate. Some
things from Pereshchepino complex which were
probably used by the owner of the treasure during
his last years testify about this fact because it
appeared to be connected with the facing of burial
construction in technique-and-construction fe a t
ures.
В. И. Я Д Ы К И Н
ИЗОБРАЖЕНИЕ УМАЙ В СВЯТИЛИЩЕ УРОЧИЩА
КИЗИЛ-КОБА
В урочище Кизил-Коба, расположенном в
верховьях реки Су-Учхан в трех километрах от
села Перевального Симферопольского района,
находится так называемая Туфовая площадка
(рис. 1). Обрывами мраморовидного известняка
закрывая урочище с запада, севера и востока,
скалы обступают истоки реки. Состоит площад
ка из редкой для Крыма горной породы —
травертина или известнякового туфа. Формиро
вание ее началось 25 тыс. лет назад и пре
кратилось в VII—VI вв. до н. э. (1,-с. 121, 122).
К этому же периоду раннежелезного века отно
сятся и находки, сделанные при раскопках в
нижнем культурном слое (2, с. 160). С трид
цатиметровых ступенчатых обрывов открывает
ся панорама на долину и горы: от Пахкал-Кая
на юго-востоке до Чатыр-Дага на юге и Таз-Тау
на юго-западе.
В естественных гротах Туфовой площадки,
уцелевших после добычи здесь в 1905—1907 гг.
строительного камня, хорошо просматриваются
следы обитания древнего человека. Об этом сви
детельствуют многочисленные подтески, расши
ряющие площадь гротов, а также всевозможные
ниши и полочки, наскальные знаки. По выруб
ленным в отвесной скале ступеням можно по
пасть (как сверху, так и снизу) в весьма удобные
и высоко расположенные гроты. До недавнего
времени считалось, что гроты служили лишь
для хозяйственных и жилых целей (3, с. 66).
Однако можно утверждать, что некоторые из
них, в частности «Ночлежный грот», служили
для культовых целей.
«Ночлежный грот» — самый большой из
всех гротов Туфовой площадки (рис. 2). Распо
ложен он в верхней части обрывов. Своим ароч
ным восьмиметровым входом обращен на юг.
Внутри сильно поврежден и основательно закоп
чен, что оправдывает его современное название.
В центре стены, напротив входа, на высоте 150
см от пола естественная ниша с подработанным
до прямоугольных форм и обращенным на юг
входом (рис. 2, 1). Ширина ее 120 см, высота
150 см, глубина 108 см. Основание дальней
стенки ниши тщательно выровнено.
С правой стороны от входа в грот имеется
малоприметный лаз длиной 2 м, заканчива
ющийся небольшой камерой. Слева узкая щель,
уходящая горизонтально вглубь и слегка рас
ширяющаяся. Очертаний ее выяснить не уда
лось.
К описанию грота следует добавить и два
сохранившихся знака. Первый из них нахо
дится чуть ниже и левее ниши на выступе
скалы. Сохранность его плохая (рис. 2, 2). Знак
аналогичный ему имеется в пещере на Караби-
яйле. Время возникновения неясно: от эпохи
поздней бронзы до средневековья (4, с. 128).
Второй, у самого пола грота под нишей, пред
ставляет собой глубоковырубленпый рисунок
(рис. 2, 3).
116
♦
IV. Облицовка погребального сооружения из Перещепинско-
го комплекса
I'иг. I. Л:'Лй 1 - Облицовочная пластина погребального устройства. вид с оборотной еторо
ны; 2, 3 - железные гвозди, вид сбоку; 4, 5, 6 - шляпки железных гвоздей с оборота с отпе
чатками ткани; 7 - шляпка железного гвоздя с оборота; отпечатка ткани прерывается гладкой
площадочкой - местом соприкосновения гвоздя с соседней пластиной; 8 - облицовочная
пластина и обрывок от второй, проткнутые одним и тем яге гвоздем.
Рис. 2. Реконструкция расположения облицовочных пластин
на деревянной основе погребального устройства.
Рис. 3. Технические особенности предметов V и VI групп Перещепинского комплекса: орнамен
тальная полоска с продольной бороздой шириною 0,10 мм - № I - на конце древка посоха,
№ 2 - на пряжке, № 3 - на наконечнике ремня, № 46 - на предмете неизвестного назначения;
листовое золото толщиною 0,15 мм, использованное при изготовлении № 4а - предмета неизве
стного назначения; № 5 - облицовки погребального устройства; использование гвоздей с четы
рехгранной нояжой при изготовлении - № 6а - посоха, №№ 66, в - при обивке погребального
устройства облицовочными листами.
|