Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2008
Hauptverfasser: Адамов, Б.И., Ляшенко, В.И., Сорокин, Б.А., Толмачева, А.Ф.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут економіки промисловості НАН України 2008
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/17830
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства / Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева // Економічний вісник Донбасу. — 2008. — № 1(11). — С. 65-78. — Бібліогр.: 28 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-17830
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-178302025-02-10T01:37:05Z Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства Адамов, Б.И. Ляшенко, В.И. Сорокин, Б.А. Толмачева, А.Ф. Регуляторна та регіональна політика 2008 Article Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства / Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева // Економічний вісник Донбасу. — 2008. — № 1(11). — С. 65-78. — Бібліогр.: 28 назв. — рос. 1817-3772 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/17830 ru application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Регуляторна та регіональна політика
Регуляторна та регіональна політика
spellingShingle Регуляторна та регіональна політика
Регуляторна та регіональна політика
Адамов, Б.И.
Ляшенко, В.И.
Сорокин, Б.А.
Толмачева, А.Ф.
Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства
format Article
author Адамов, Б.И.
Ляшенко, В.И.
Сорокин, Б.А.
Толмачева, А.Ф.
author_facet Адамов, Б.И.
Ляшенко, В.И.
Сорокин, Б.А.
Толмачева, А.Ф.
author_sort Адамов, Б.И.
title Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства
title_short Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства
title_full Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства
title_fullStr Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства
title_full_unstemmed Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства
title_sort малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства
publisher Інститут економіки промисловості НАН України
publishDate 2008
topic_facet Регуляторна та регіональна політика
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/17830
citation_txt Малый и средний бизнес как фактор реформирования жилищно-коммунального хозяйства / Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева // Економічний вісник Донбасу. — 2008. — № 1(11). — С. 65-78. — Бібліогр.: 28 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT adamovbi malyiisredniibizneskakfaktorreformirovaniâžiliŝnokommunalʹnogohozâistva
AT lâšenkovi malyiisredniibizneskakfaktorreformirovaniâžiliŝnokommunalʹnogohozâistva
AT sorokinba malyiisredniibizneskakfaktorreformirovaniâžiliŝnokommunalʹnogohozâistva
AT tolmačevaaf malyiisredniibizneskakfaktorreformirovaniâžiliŝnokommunalʹnogohozâistva
first_indexed 2025-12-02T12:25:13Z
last_indexed 2025-12-02T12:25:13Z
_version_ 1850399327323684864
fulltext 2008’1 65 В настоящее время состояние отрасли жилищно- коммунального хозяйства является критическим и тре- бует системных преобразований. В сфере предостав- ления жилищно-коммунальных услуг в Украине дей- ствует несколько тысяч предприятий и организаций от- расли, в распоряжении которых находится почти 25% основных фондов страны и работает около 5% трудо- способного населения Украины. Преимущественное большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства — это предприятия, функционирующие не- сколько десятков лет, и уровень износа их основных фондов в среднем по Украине составляет около 40%, а в отдельных регионах — около 60%. Уровень надеж- ности инженерных коммуникаций в десятки раз ниже, чем в европейских государствах [1, с.118]. Кроме того, предприятия ЖКХ имеют отсталые технологии, высо- кую энерго- и материалоемкость производства, убы- точность, тяжелое финансовое состояние. Поэтому трансформировать им свою деятельность в условиях рыночных отношений очень тяжело. По мнению Президента Украины В.А. Ющенко, нарастание негативных процессов в сфере жилищно- коммунального хозяйства является «следствием не- совершенства действующего законодательства, ненад- лежащего выполнения законодательных и других нор- мативно-правовых актов, в частности Закона Украи- ны «Об общегосударственной программе реформи- рования и развития жилищно-коммунального хозяй- ства на 2004—2010 годы», низкой эффективности кон- троля за реализацией предусмотренных ими мер» [2]. Среди приоритетных задач реформирования жи- лищно-коммунального хозяйства глава государства определил, в частности, развитие рыночных основ хо- зяйствования в сфере жилищно-коммунальных услуг, поощрение частного предпринимательства в этой сфе- ре и привлечение инвестиций, а также совершенство- вание порядка формирования и утверждения цен/тари- фов на жилищно-коммунальные услуги и порядка ре- гулирования деятельности субъектов природных моно- полий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Б.И. Адамов, доктор экономических наук, профессор В.И. Ляшенко, кандидат экономических наук, г. Донецк Б.А. Сорокин, кандидат экономических наук, г. Донецк А.Ф. Толмачева, кандидат экономических наук, г. Донецк Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА доведение цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги до уровня экономически обоснованных затрат на их производство с одновременным внедрением ком- плекса мер, направленных на снижение неучтенных затрат воды и тепловой энергии и затрат энергоресур- сов на производство жилищно-коммунальных услуг. В последние годы ситуация в сфере жилищно- коммунального хозяйства значительно ухудшилась по следующим причинам: экономический и политичес- кий кризисы в Украине; постоянный рост цен на энер- гоносители; сокращение государственных дотаций из бюджета на покрытие так называемой «разницы тари- фов»; повышение тарифов на жилищно-коммуналь- ные услуги происходит в условиях низкого качества услуг, снижения платежеспособности населения и, как следствие, роста задолженности потребителей; пре- доставление многочисленных льгот по оплате жилищ- но-коммунальных услуг потребителям без соответ- ствующего возмещения предприятиям ЖКХ убытков из бюджета; возмещение местными бюджетами пред- приятиям ЖКХ предназначенных населению жилищ- ных субсидий не в полном объеме и несвоевременно; постоянный рост цен на энергоносители и материаль- ные ресурсы, которые составляют большую часть се- бестоимости услуг; крайне недостаточное финанси- рование из бюджета капитального ремонта жилищно- го фонда и капиталовложений на модернизацию и обновление коммунальных объектов, благоустройство городов и населенных пунктов [3]. Одной из главных причин сложившейся кризис- ной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве яв- ляется несовершенное законодательное обеспечение функционирования жилищно-коммунального хозяй- ства. До 2002 года отрасль жилищно-коммунального хозяйства имела только два базовых закона — законы Украины «О питьевом водоснабжении» и «Об объ- единениях совладельцев многоквартирных домов» [4; 5]. То есть из-за недостаточности полного пакета зако- нов о ЖКХ о реформировании отрасли в тот период времени речь не велась [6]. Поэтому был подготовлен 66 Економічний вісник Донбасу и принят ряд законов, которые в настоящее время явля- ются фундаментом для реформирования жилищно-ком- мунального хозяйства — «О благоустройстве населен- ных пунктов Украины», «Об электротранспорте», «О теплоснабжении», «О жилищно-коммунальных услу- гах», «Об общегосударственной программе реформи- рования развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004—2010 годы» [7—11] и др. Целью создания Программы реформирования развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004—2010 годы является осуществление государ- ственной политики по реформированию жилищно-ком- мунального хозяйства, повышению эффективности и надежности его функционирования. Программа ре- формирования отрасли ЖКХ на период до 2010 года предусматривает четыре основные направления: со- вершенствование нормативно-правовой базы; совер- шенствование системы управления в отрасли с уче- том рыночных отношений; финансовая стабилизация отрасли; техническое переоснащение ЖКХ [11]. Однако, как указывалось в парламентских до- кументах, в частности в «Рекомендациях межкоми- тетских слушаний “Состояние жилищно-коммуналь- ного хозяйства. Выход из кризиса”», Закон Украины «О общегосударственной программе реформирования развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004—2010 годы» не выполняется и реформы в сфе- ре жилищно-коммунального хозяйства практически не выполняются в объемах, предусмотренных Законом. Вследствие недостаточного уровня экономического обоснования программ, направленных на реформи- рование жилищно-коммунального хозяйства, недоста- точного финансирования, ненадлежащего контроля за ходом выполнения соответствующих задач каждая из 11 государственных программ в данной сфере, при- нятых на протяжении последних десяти лет, в том числе утвержденная Законом Украины Общегосударствен- ная программа реформирования и развития жилищ- но-коммунального хозяйства на 2004—2010 годы, не были выполнены в полной мере [12]. Государственные и региональные программы, определяющие стратегию развития отрасли требуют существенной корректировки, так как энергетическая составляющая себестоимости некоторых услуг ЖКХ превышает 60 %. Они должны быть не сборниками аналитики за прошлые годы декларативного характе- ра, а реальными планами действий с прогнозной ме- тодикой достижения результата. Негативно сказываются на правоотношениях в жилищной сфере непринятие до этого времени Жи- лищного кодекса Украины, несогласованность мно- гих действующих законов, связанных с деятельнос- тью жилищно-коммунального хозяйства. Вторая причина состоит в неэффективности сис- темы управления жилищно-коммунальной сферой. На реформировании жилищно-коммунальной сферы не- гативно отразились постоянные реорганизации цент- рального органа исполнительной власти, ответствен- ного за проведение государственной политики в дан- ной сфере. Лишь на протяжении последних десяти лет состоялось семь таких реорганизаций. До настоящего времени не обеспечена замена административной системы управления отраслью на адекватную новым требованиям общественного раз- вития. Не проведена реорганизация управления отрас- лью на местном уровне, что затрудняет внедрение но- вых форм управления и методов содержания, ремон- та и эксплуатации жилищно-коммунальных объектов, обеспечение единой научнообоснованной организаци- онной экономической и технической политики в об- ласти экономного управления отраслью и возможно- стью получения значительного экономического эффек- та от осуществления мероприятий по совершенство- ванию управления жилищно-коммунальным комплек- сом в рыночных условиях хозяйствования [13]. Остаются не решенными проблемы разграниче- ния функций между центральными органами испол- нительной власти и национальными комиссиями ре- гулирования природных монополий. Непоследовательность реализации политики ре- формирования отрасли привела к исчерпанию внут- ренних материально-технических и финансовых ре- зервов развития, что делает невозможным ее безо- пасное функционирование. Деятельность предприятий жилищно-коммунальной сферы характеризуется хро- нической убыточностью. Кроме того, реформа укра- инского жилищно-коммунального хозяйства, если сравнить с аналогичными процессами в других стра- нах, является самой продолжительной. Многие годы допускаются одни и те же ошибки: управление отрас- лью осуществляется с политически выгодной точки зрения, и решаются лишь точечные проблемы. Большая часть ответственности за изменения в области управления жилищно-коммунальной сферой лежит на плечах местной власти. Очевидно то, что сегодня востребованы прагматичные рыночные ры- чаги, позволяющие вывести ситуацию из сугубо по- литического поля. С одной стороны, в Украине уже есть успешные примеры реализации системных из- менений. С другой — существуют различные подхо- ды и мнения о путях реформирования. Внедряемый на протяжении последних лет меха- низм установления субвенций местным бюджетам приводит к неэффективному использованию средств, делает невозможным осуществление полноценного мониторинга состояния финансирования объектов жилищно-коммунальной сферы. Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 2008’1 67 Главной целью демонополизации жилищно-ком- мунальной отрасли является снижение негативных последствий монополизации экономики, которые зак- лючаются в установлении монопольно высоких цен и тарифов, навязывании условий договоров, невыгод- ных заказчикам. Так, жилищное хозяйство по суще- ствующей структуре управления и обслуживания жилищного фонда является монополистом. Подотрас- ли жилищно-коммунального хозяйства — теплоснаб- жение, водоснабжение и водоотведение — являются также природными монополистами. Существенной особенностью является то, что потребитель не имеет возможности отказаться от услуг предприятий назван- ных отраслей. В ряде случаев монополистами явля- ются предприятия других подотраслей коммунально- го хозяйства. Отдельно стоит проблема формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что также карди- нальным образом повлияло на ситуацию в жилищно- коммунальном хозяйстве. С одной стороны, существу- ющие до последнего времени механизмы регулиро- вания тарифной политики не стимулируют снижения затрат и экономии ресурсов в жилищно-коммуналь- ном хозяйстве. С другой стороны, неконтролируемый и нерегулируемый рост тарифов на жилищно-комму- нальные услуги может привести к резкому увеличе- нию их удельного веса в структуре реальных доходов населения, что, в свою очередь, может вызвать рост напряженности в социальной сфере. Существующая система формирования тарифов на жилищно-комму- нальные услуги, по оценкам экспертов, является не- эффективной и не стимулирует снижение затрат и эко- номию ресурсов. Неурегулированность полномочий в системе управления жилищно-коммунальным ком- плексом, слабость контроля приводят к многочислен- ным злоупотреблениям, позволяют субъектам этой сферы посредством формирования тарифов и цен пе- рекладывать на население затраты воды и тепла, за- вышать нормы их потребления [14]. В настоящее время рост себестоимости услуг коммунальных предприятий на местном уровне пока еще не дает возможность определить объективный уровень рентабельности и, соответственно, экономи- чески обоснованный уровень тарифов на жилищно- коммунальные услуги. На протяжении последних десяти лет процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства постоянно сопровождался неудачами, одной из при- чин которых являлось то, что на этом рынке не был сформирован и подготовлен покупатель. Именно здесь кроется причина того, что жилищно-коммунальному хозяйству до сих пор не удалось стать рыночным сек- тором экономики, к тому же в нем доминируют адми- нистративные методы управления. Важнейшая задача реформы жилищно-коммунального хозяйства — не просто изменить пропорции нагрузки по оплате услуг между населением и бюджетом, но и перевоплотить потребителя в покупателя с рыночными правами [15]. Трансформация потребителя в покупателя свя- зана с рядом проблем. Более чем 80% населения Укра- ины проживает в многоквартирных домах, но при этом не существует организационной и юридической ос- новы для того, чтобы отдельные домохозяйства всту- пали в прямые и равноправные договорные отноше- ния с предприятиями, которые являются поставщика- ми ресурсов. Домохозяйства изолированы, а потому не способны эффективно защищать свои интересы в суде в случае возникновения споров с поставщика- ми ресурсов. Домохозяйства не могут контролиро- вать количество и качество ряда полученных комму- нальных услуг. Еще не существует механизм, кото- рый бы позволял населению контролировать произ- водственные затраты организаций, поставляющих ре- сурсы. Отсутствует конкуренция на рынках предос- тавления жилищно-коммунальных услуг. Увеличение платы населения за услуги стимулирует домохозяй- ства к снижению их потребления. Однако существу- ющая система выставления счетов не дает пользова- телям возможности (за исключением счетов за ис- пользованную электроэнергию) получать пользу от мер, направленных на повышение эффективности ис- пользования энергии и воды. Переход к полному воз- мещению затрат стимулирует тепло- и водоснабжаю- щие предприятия к завышению показателей и накла- дывает дополнительную тяжесть на коммунальные и семейные бюджеты. В настоящее время в Украине приватизировано 84% жилья в многоквартирных домах. Однако до сих пор жилищное хозяйство по существующей структу- ре управления и обслуживания жилого фонда остает- ся монополистом. Подотрасли жилищно-коммуналь- ного хозяйства — теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение — являются также природными моно- полистами. Существенной особенностью является то, что потребитель не имеет возможности отказаться от услуг предприятий названных подотраслей, так как каждый конкретный дом остается собственностью общины и значится на балансе ЖЭКа. Жилищно-экс- плуатационная организация одновременно выступает в роли заказчика и исполнителя услуг по обслужива- нию и содержанию жилых домов. Такая система не в состоянии обеспечить требования жильцов по полно- те и качеству жилищных услуг. Процесс демонополизации, в первую очередь, касается жилищного хозяйства. Привлечение населе- ния к самоуправлению содержания жилых домов по- Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 68 Економічний вісник Донбасу зволит жителям осуществлять контроль за состояни- ем технического обслуживания и ремонтом жилья. В настоящее время объединения совладельцев охваты- вают чуть больше 6% многоквартирных домов. Лишь в 30 городах Украины действуют службы единого заказчика жилищно-коммунальных услуг. Количество приватизированных предприятий по содержанию жи- лых домов составляет лишь 364, ими обслуживается около 63 млн м2 жилья, что составляет 14% много- квартирного жилого фонда. Значительных изменений требует законодатель- ство, которое регламентирует деятельность объедине- ний совладельцев многоквартирных домов. В част- ности, действующий Закон Украины «Об объедине- ниях совладельцев многоквартирного дома» [7] не предусматривает возможности контроля местными советами и их исполнительными органами деятельно- сти ОСМД в части качества содержания домов, за- щиты интересов членов объединений, которые не в состоянии отстоять свои законные интересы в связи с тем, что остаются в меньшинстве и др. Такой конт- роль необходим, потому что местные советы и их ис- полнительные органы должны защищать интересы всех членов территориальной громады, а не только тех, кто живет в домах коммунальной собственности. С целью привлечь инвестиции в ЖКХ Госкоми- тет по жилищно-коммунальному хозяйству в 2005 г. разработал два законопроекта. Документами предла- гается объекты ЖКХ сдавать в концессию или прива- тизировать. А Национальной комиссии регулирования электроэнергетики передать полномочия формирова- ния адекватной тарифной политики в сфере жилищ- но-коммунальных услуг. Передача в концессию объектов ЖКХ регулиру- ется Законом «О концессии» (1999 г.). В 2005 г. в Украине не было ни одного объекта жилищно-ком- мунального хозяйства, сданного в концессию. Дея- тельность по оказанию этих услуг была нерентабель- на из-за несовершенства тарифной политики, а также отсутствия инициативы органов местного самоуправ- ления по использованию механизмов концессии. При- ватизация же объектов водо-, теплообеспечения и во- доотведения запрещена. Чтобы исправить ситуацию, Госкомитет по вопросам ЖКХ разработал два зако- нопроекта: «Об особенностях передачи государствен- ных и коммунальных предприятий, которые осуще- ствляют деятельность по водо-, теплообеспечению и водоотведению, в концессию и их отчуждение в час- тную собственность» и «О государственном регули- ровании деятельности субъектов в сфере водо-, теп- ло-, газо-, электрообеспечения и водоотведения». Тогдашний председатель Госжилкоммунхоза Александр Кучеренко в интервью газете «Экономи- ческие известия» (ЭИ) отмечал, что жилищно-ком- мунальная отрасль срочно требует больших инвести- ций, которые не могут обеспечить ни государствен- ный, ни местный бюджеты. «Единственная возмож- ность получить необходимые средства — привлечь частные инвестиции путем передачи в концессию или приватизации предприятий водо-, теплообеспечения и водоотведения сроком до 30 лет. С привлечением ча- стного капитала неизбежно улучшится качество ком- мунальных услуг» [27]. Отрасли крайне необходимы инвестиции. Объек- ты коммунальной инфраструктуры изношены более чем на 60%, за последние 10 лет количество аварий возросло в пять раз. Самые большие убытки в водо- проводно-канализационном хозяйстве — 183,3 млн грн, в коммунальной теплоэнергетике — 168,7 млн грн. Это обусловлено, по его мнению, тем, что за годы независимости тарифы на коммунальные услуги по- стоянно занижались, чтобы не вызывать социального недовольства в обществе. Информацию о заниженных тарифах подтверди- ли и в ООО «Инфокс», которому в 2003 г. Одесский горсовет передал в аренду сроком на 49 лет целостный имущественный комплекс КП «Одессаводоканал». За период работы филиала «Инфоксводоканал» на усло- виях аренды на 42,5% сократились потери и неучтен- ные расходы воды. Но вместе с тем у «Инфокса» воз- никли серьезные проблемы с осуществлением Про- граммы развития предприятия на 2003—2007 гг., что может повлечь полное разрушение системы водоснабжения и водоотведения Одессы и прилегаю- щих районов области. «Тарифы на услуги водо- снабжения и водоотведения со временем перестали покрывать эксплуатационные затраты водоканала» [27]. Затраты филиала возросли на сумму арендной платы в размере 2,9 млн грн, а также процентов за пользование кредитными ресурсами в размере около 2 млн грн. По итогам первого полугодия 2005 г. от предоставления услуг водоснабжения и водоотведе- ния «Инфоксводоканал» понес убытки в размере 3540,3 тыс. грн. В соответствии со ст. 31 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» в случае принятия тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже раз- мера экономически обоснованных расходов на их производство утвердивший их орган обязан возмес- тить убытки из местного бюджета. «Одесский горсо- вет должен принять экономически-обоснованные та- рифы на услуги водопользования с ежеквартальной индексацией их на величину изменения цен на энер- гетические и материальные ресурсы, минимальной заработной платы, ставок налогов и других обязатель- ных платежей и т.п.», — считает г-н Кареев. Он вы- ступает за передачу полномочий регулирования тариф- Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 2008’1 69 ной политики Национальной комиссии регулирования электроэнергетики. В отличие от местных органов са- моуправления Нацкомиссия будет устанавливать ре- альные тарифы. Принятие данных законопроектов по- способствует решению ряда проблемных вопросов в жилищно-коммунальной сфере. Солидарен с этим мнением и представитель Ев- ропейского банка реконструкции и развития. «ЕБРР поддерживает концессию объектов ЖКХ» [27]. Вме- сте с тем, по его мнению, привлечение частного биз- неса на концессионных началах в такую сложную от- расль, как ЖКХ, потребует значительной подготови- тельной работы. Речь идет о подготовке нормативно- правовой и методологической базы, к разработке ко- торой необходимо привлечь специалистов, имеющих практический опыт внедрения концессий в ЖКХ в других странах. Также потребуется привлечь потенциальных инвесторов, финансовые структуры, органы местного самоуправления, чтобы наработанные документы действительно привели к реальным кон- трактам и инвестициям, а не остались на бумаге. Вторая важная проблема реформирования ЖКХ связана с мусором. Его своевременный вывоз и ути- лизация является для практически любого крупного города неразрешимой проблемой. По информации Главного управления контроля за благоустройством г. Киева, с начала 2007 года управлением было при- влечено к ответственности 104 должностных лица, ко- торые нарушили правила благоустройства территории, и повторно привлечено к административной ответ- ственности 8 руководителей ЖКО. Однако, несмотря на выговоры, несвоевременный вывоз отходов в вы- ходные и праздничные дни носит постоянный харак- тер и характерен для всех районов. Конечно, одного перевозчика в районе можно поменять на другого. Благо, работает в городе на се- годняшний день почти два десятка крупных и мелких компаний, причем некоторые с участием иностранно- го капитала. Только обойти конкурентов и добавить к полю своей деятельности еще один район никто из них не рвется. По оценкам экспертов, 10 лет назад в Киеве работало около 30 компаний, вывозящих отхо- ды, к 2007 г. их осталось 17. На этом рынке, например, во Львове работают пять крупных компаний. По мнению исполнительного директора компании по вывозу мусора «Еко — Львов- Сервис», в городе отсутствуют прозрачные тарифы на вывоз мусора. На данный период сумма составля- ет 13,89 грн за 1 м3. Из них 12 грн получает перевоз- чик и только 2 грн — коммунальное предприятие. Дан- ные тарифы дают возможность бизнес-структуре толь- ко выживать. Районные львовские коммунальные предприятия (ЛКП) не выплачивают им деньги. Толь- ко перед этой компанией задолженность составила 1,5 млн грн. Недовольны существующими тарифами на ус- луги по уборке, вывозу и уничтожению мусора и на донецком специализированном предприятии «ГринКО- Дон», контролирующем около 80% рынка вывоза мусора. Хотя это предприятие получает столько денег, что киевские операторы этого рынка были бы счаст- ливы, — 18,42 грн за 1 м3. Но и этого, оказывается, мало. В настоящее время производятся расчеты эко- номически обоснованных тарифов. По наблюде- ниям экспертов компании, она вывозит на 30% мусо- ра больше, чем ей платят за оказанные услуги. Таким образом, легко подсчитать, что тариф на вывоз мусо- ра в регионах должен быть не меньше 25 грн за 1 м3. В Киеве эту сумму, вероятно, придется умножить на коэффициент столичной дороговизны рабочей силы [26]. Симферопольский городской совет создал со- вместное предприятие со словацкой компанией Liv Elektra (Братислава) по сбору, транспортировке, сор- тировке и утилизации твердых бытовых отходов. При помощи иностранцев власти крымской столицы на- мерены не только улучшить экологическую ситуацию в городе, но и существенно пополнить городскую казну. Компания Liv Elektra и ее партнер — фирма Remax — работают на рынке жилищно-коммуналь- ных услуг Словакии более 15 лет, а совместные пред- приятия с их участием уже начинают функциониро- вать в Ужгороде и Кременчуге. Кроме того, Liv Elektra свыше шести лет снабжает теплом г. Славутич. Согласно решению Симферопольского горсовета, уставный фонд нового предприятия, созданного в форме ООО и получившего название «Симэко», со- ставит 50 тыс. грн. При этом доля горсовета — 51%, Liv Elektra — 49%. Симферопольские власти обязу- ются передать в аренду новому предприятию ныне существующее оборудование для сбора мусора, ав- тотранспорт, а также городской полигон твердых бы- товых отходов. В свою очередь, словацкая сторона предоставит оборудование для мусоросортировочно- го завода, евроконтейнеры для мусора и финансовые средства. Анализ производственно-хозяйственной и эконо- мической деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса за последние 17 лет свидетельствуют, что он находится в критическом состоянии. Для того чтобы кардинально изменить сло- жившуюся ситуацию, прежде всего необходимо раз- рушить монополизм в сфере обслуживания жилфон- да, а также в сфере благоустройства городов. Одним из механизмов демонополизации отрасли может стать развитие малого предпринимательства. Именно Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 70 Економічний вісник Донбасу субъекты малого предпринимательства, не требующие крупных стартовых инвестиций и характеризующие- ся высокой скоростью оборота ресурсов, способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы рес- труктуризации жилищно-коммунальной отрасли. Кро- ме того, сейчас малый бизнес становится бюджето- образующим сектором региональной экономики, его доля налоговых отчислений в местный бюджет в не- которых регионах Украины превышает 20%. В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее — ЖКХ) действуют четыре веду- щих действующих лица, у каждого из которых есть свой основной интерес: центральная власть, муници- палитеты, частный бизнес и население. Основной ин- терес центральной власти — сокращение расходов госбюджета, связанных с дотированием и реформи- рованием жилищно-коммунального хозяйства. В свою очередь муниципалитеты заинтересованы в том, что- бы качество услуг полностью удовлетворяло граж- дан и предпринимателей. Кроме того, акционирова- ние наиболее прибыльных предприятий ЖКХ (при условии наличия у городской власти контрольного пакета акций) позволяет муниципалитетам надеяться на регулярное пополнение городской казны. Предприниматели видят в ЖКХ новую сферу для инвестирования капитала. Однако бизнесменов инте- ресуют только наиболее рентабельные подотрасли. Главная опасность для частного бизнеса — высокий уровень риска и нежелание банков предоставлять дол- госрочные кредиты работающим в ЖКХ. Гражданам же необходимы качественные жилищ- но-коммунальные услуги и понятная система форми- рования тарифов. Более всего пугает граждан неопре- деленность, когда непонятно, кто конкретно ответстве- нен за предоставление той или иной услуги (то есть с кого спрашивать). Согласно положениям Государственной програм- мы реформирования жилищно-коммунального хозяй- ства на период 2004—2010 гг. власть планирует за счет бюджетных средств обновить основные фонды жилищно-коммунального хозяйства, а затем передать эту сферу частным управляющим компаниям. Пред- полагается, что непредвиденные расходы частников будут покрываться за счет средств из госбюджета. Однако разработчики указанной программы не учли немаловажный нюанс: пожелают ли муниципалитеты расставаться с обновленными объектами в пользу частного капитала. Таким образом, можно сформулировать два ос- новных вопроса, раскрывающих суть отношений ча- стного бизнеса и государства в сфере ЖКХ. Первый: готовы ли предприниматели, учитывая юридическую, имущественную и финансовую запущенность жилищ- но-коммунального хозяйства, вкладывать в него свои средства? Второй: готова ли власть нести ответствен- ность одновременно и перед своими гражданами, и перед частным бизнесом? Вполне объяснимо, что биз- нес пришел в ЖКХ зарабатывать, а не заниматься меценатством. Он готов вкладывать средства, даже если их возврат с прибылью — дело отдаленной пер- спективы. В соответствии с вышеизложенным для респон- дентов проводимого исследования были сформули- рованы вопросы, касающиеся проблем малого биз- неса в сфере ЖКХ. Так, оценивая степень развития малого бизнеса в сфере ЖКХ, только 21% участни- ков опроса считают, что предпринимательство в сфе- ре ЖКХ в той или иной степени развивается (табл.1). Какая же поддержка необходима малому бизне- су для расширения его участия в реформе ЖКХ? Об этом свидетельствуют данные табл. 2. Как видно из приведенных данных, наибольшее количество респондентов отметило, что необходима такая форма поддержки, как гарантии по городским заказам. Вместе с тем, как считают участники опро- са, возможности малого бизнеса по участию в кон- курсах на получение городских заказов в ЖКХ не изменяются (20%) и даже ухудшаются (17%). Опираясь на уже существующий опыт деятель- ности предпринимательских структур в ЖКХ, респон- денты сделали оценку сфер ЖКХ, в которых спрос на услуги малого бизнеса возрастет в ближайшем году. Эти данные показаны в табл. 3. Как видно из приведенных данных, самыми пер- спективными сферами ЖКХ для малого бизнеса, по мнению участников опроса, являются: ремонт квар- тир, энерго- и ресурсосбережение, сбор и переработ- ка бытовых отходов. Одним из основных факторов развития малого бизнеса в сфере ЖКХ, является де- ловая активность самих предпринимателей. Насколь- ко активны предприниматели в сфере ЖКХ свидетель- ствуют данные табл. 4. Как показывают вышеприведенные данные, толь- ко 15% участников опроса ответили, что предприни- матели в той или иной степени активны в сфере ЖКХ и 36% респондентов считают, что предприниматели не активны в сфере ЖКХ, около половины (49%) не смогли ответить на данный вопрос. В перспективе ожидают активизации малого бизнеса в сфере ЖКХ 30% участников опроса, и только 17% не ожидают подобного, более половины общего количества рес- пондентов (53%) затруднились ответить на данный вопрос. Это еще раз подтверждает необходимость ус- коренной реализации реформы ЖКХ и поддержки малого бизнеса для участия в ней. Предприниматели весьма смутно представляют Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 2008’1 71 Таблица 1 Оценка респондентами степени развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ответы % Не развивается 38 Развивается не активно 13 Развивается умеренно 7 Развивается активно 1 Затрудняюсь ответить 41 Таблица 2 Распределение респондентов по оценке форм поддержки, необходимых для расширения участия малого бизнеса в реформе ЖКХ Ответы % Гарантии по городским заказам 38 Дешевые кредиты 36 Поддержка инноваций 28 Снижение налоговой нагрузки 21 Упрощение налоговой, бухгалтерской отчетности 16 Другое: заказы от ЖКХ 1 Затрудняюсь ответить 20 Таблица 3 Оценка респондентами сфер ЖКХ для развития малого бизнеса Ответы % Ремонт квартир 41 Энерго- и ресурсосбережение 31 Сбор и переработка бытовых отходов 27 Ремонт кровель 24 Благоустройство дворов 19 Озеленение 17 Ремонт дорог 16 Уборка улиц 14 Затрудняюсь ответить 27 Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 72 Економічний вісник Донбасу Таблица 4 Оценка респондентами активности предпринимателей в сфере ЖКХ Ответы % Скорее не активны 29 Скорее активны 8 Активны 7 Не активны 7 Затрудняюсь ответить 49 себе участие к тендерах на получение городских за- казов в сфере ЖКХ (табл. 5). Однако в настоящее время в стране деятельность малых предприятий ЖКХ остается убыточной. Многие малые предприятия вла- чат жалкое существование и в реальности являются абсолютно бесправными. Особенно в малых городах, районных центрах, поселках, где эти предприятия за- жаты властными тисками местных чиновников, кото- рые распоряжаются судьбой малых предприятий по своему усмотрению, особенно если это касается арен- ды производственных помещений. Одной из острых проблем малого бизнеса является то, что у него, как правило, нет собственности, в частности, своих Таблица 5 Ответы респондентов на вопрос: «Как меняются возможности малого бизнеса по участию в конкурсах на получение городских заказов в ЖКХ?» Ответы % Не изменяются 20 Ухудшаются 17 Улучшаются 5 Затрудняюсь ответить 58 Таблица 6 Ответы респондентов на вопрос: «Ожидаете ли Вы активизации малого бизнеса в сфере ЖКХ?» Ответы % Да , ожидаем некоторой активизации 24 Нет , не ожидаем 14 Да , ожидаем значительной активизации 6 Предвидим обратное 3 Затрудняюсь ответить 53 производственных помещений. Большинство малых предприятий арендуют помещения, а нынешняя арен- да разорительна. При том, что их права при аренде помещений год от года урезаются в связи с измене- нием действующего законодательства. Лишь четверть предпринимателей оптимистично оценивают перспективы развития в этой сфере (табл. 6). Малое предпринимательство сферы ЖКХ, что ха- рактерно и для всего предпринимательского сектора, очень чувствительно к несовершенству государствен- ного и регионального регулирования. Субъекты ма- лого предпринимательства владеют сравнительно не- значительными объемами финансовых, кадровых воз- Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 2008’1 73 можностей для выполнения регуляторных норм и пре- терпевают наибольшие убытки от чрезмерных, эко- номически нецелесообразных регулирований, проце- дуры выполнения которых являются затратными в де- нежном, временном, кадровом и организационном эквивалентах. Так, в 2006 году 34,5% малых пред- приятий страны были убыточными. Превысили сред- ний по стране показатель Харьковская область (40,8%), Днепропетровская (38,4%), Одесская (37,6%), Запо- рожская (35,2%), Донецкая (35,0%) [16]. Вместе с тем в последние годы наблюдается сни- жение темпов роста количества малых предприятий в силу совокупности факторов — несовершенной за- конодательной, налоговой, регуляторной, региональ- ной политики, отсутствия развитой инфраструктуры поддержки и системы небанковского кредитования и микрокредитования. Например, уменьшилось количе- ство малых предприятий в 2006 г. к предыдущему году в Донецкой (99,8%), Закарпатской (99,9%), Ровенс- кой (99,9%), Херсонской (99,9%) областях [16]. Малое предпринимательство на региональном уровне все еще не достаточным образом выполняет свою основную социальную функцию — занятость населения, которая является для него традиционной и полностью достижимой в условиях развитых рыноч- ных отношений. Среднее количество занятых в малых предприятиях в целом по стране в 2006 г. снизилось по сравнению с 2005 г. на 3,9%. Снижение занятости на предприятиях малого бизнеса произошло во всех ре- гионах страны, кроме Автономной Республики Крым, где наблюдалось повышение на 0,7% к предыдущему году. Наиболее снизилось количество занятых в ма- лых предприятиях Винницкой области (92% к преды- дущему году), Донецкой (92,3%), Ивано-Франковской (91,4%), Ровенской (91,8%), Сумской (93,0%) [16]. Как свидетельствуют результаты проведенного анализа, Донецкая область по показателям развития малых предприятий из регионов-лидеров, каковой она была в стартовый период становления предпринима- тельского сектора, рискует переместиться в регионы- аутсайдеры. Однако, как отмечалось на совместном заседании коллегий Донецкой облгосадминистрации и областного совета при обсуждении проекта Регио- нальной программы развития малого предпринима- тельства в Донецкой области на 2007—2008 годы, «не- значительное снижение количества малых предприя- тий в 2005 г. по сравнению с 2004 годом произошло за счет того, что стабильно работающие малые пред- приятия, среднегодовой доход которых превышает 500 тыс. евро, перешли в разряд средних. И эта тенденция будет сохраняться, если критерии отнесения предпри- ятий к категории малых не приблизить к критериям европейских стран» [17]. Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева Поэтому правомерно может возникнуть вопрос, почему же предпринимательский сектор Донецкой области не пополняют мелкие предприятия, и, в част- ности, функционирующие в сфере жилищно-комму- нального хозяйства? Очевидно, что потенциальные предприниматели не видят благоприятных условий для создания бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В Донецкой области сегодня действуют около 300 предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ. Основная часть предприятий, работающих в сфере жилищного хозяйства, создана три года назад, а 40% из них рабо- тают менее одного года. Это свидетельствует о том, что здесь постепенно создаются условия, при кото- рых эта сфера деятельности становится привлекатель- ной для бизнеса. Из-за специфики отрасли малые предприятия ЖКХ крайне неравномерно распределены по терри- тории области. Так, 80% предприятий сосредоточены в крупных городах области, при этом основная их часть (65%) работает в Донецке. Но во многих горо- дах (особенно малых шахтерских городах) и районах области малые предприятия в коммунальном комплек- се не созданы. На малых предприятиях жилищно-коммунально- го хозяйства наблюдается рост заработной платы. В последнее время постепенно сокращается разрыв в заработной плате работников крупных, средних и ма- лых предприятий ЖКХ. Однако в настоящее время нет возможности осуществить глубокий анализ дина- мики показателей малых предприятий сферы жилищ- но-коммунального хозяйства за десять—пятнадцать лет в силу того, что в государственной статистике Украи- ны малые предприятия, оказывающие коммунальные услуги, объединены с предприятиями, оказывающи- ми индивидуальные услуги, а также с малыми пред- приятиями, работающими в сфере культуры и спорта. И этот статистический учет малого предприниматель- ства продолжает существовать уже во втором этапе реализации реформы жилищно-коммунального хозяй- ства, начало которой положил Закон Украины «О об- щегосударственной программе реформирования раз- вития жилищно-коммунального хозяйства на 2004— 2010 годы» еще в 2004 г. [11]. Таким образом, можно только гипотетически предположить, что тенденции, характерные для всего предпринимательского сектора Донецкой области, ка- саются и малых предприятий сферы жилищно-ком- мунального хозяйства. В результате интервью, проведенных с предпри- нимателями, работающими в сфере жилищно-комму- нального хозяйства, были выявлены основные про- блемы малого бизнеса в отрасли, среди которых: не- 74 Економічний вісник Донбасу достаток собственных средств и сложность доступа к заемным ресурсам, в частности, к банковским кре- дитам; высокие налоги и нестабильность налоговой политики; трудность получения государственного и регионального заказов; несовершенство правовых и нормативных актов, регулирующих деятельность в области ЖКХ; недостаток квалифицированных кад- ров [18]. Таким образом, необходимо создание ком- плекса условий, позволяющих эффективно функцио- нировать уже существующим и создаваться новым субъектам предпринимательской деятельности в сфе- ре жилищно-коммунального хозяйства. Одним из решений сложившихся проблем ви- дится программный подход, который позволит про- водить планомерную работу по созданию в сфере жилищно-коммунального хозяйства более благоприят- ного предпринимательского климата, осуществлять мониторинг по влиянию программных мероприятий на динамику показателей работы предприятий ЖКХ. Во всех регионах Украины жилищно-коммуналь- ное хозяйство должно быть включено в число при- оритетных отраслей по развитию малого предпринимательства. Это позволит оказывать различ- ные виды поддержки субъектам малого бизнеса. Не- обходимо проведение специальных исследований, которые позволят выйти на перечень основных про- блем и наметить пути развития малого предпринима- тельства в долгосрочной перспективе. В ходе проведения реформы жилищно-комму- нального хозяйства во всех регионах Украины про- должает развиваться конкурентная среда в содержа- нии и эксплуатации жилья. Одним из эффективных вариантов содержания и эксплуатации жилья, реали- зующих принцип демонополизации жилищно-комму- нального хозяйства, а также реализации права граж- дан по их участию в местном самоуправлении, явля- ется формирование объединений совладельцев мно- гоквартирных домов. Данные объединения осуществ- ляют внедрение новых форм деятельности с разгра- ничением управленческих и производственных функ- ций, привлекают к управлению и обслуживанию жи- лого фонда субъектов предпринимательской деятель- ности как физических, так и юридических лиц. Привлечение населения к самоуправлению и со- держанию жилых домов позволит самим жителям осуществлять контроль за состоянием технического обслуживания и ремонтом жилья, что значительно повысит качество предоставляемых услуг. Общие собрания жителей голосуют «за» создание ОСМД, принимают устав, выбирают правление, его предсе- дателя, ревизионную комиссию, всех — из числа жителей, которые входят в новосозданное объедине- ние ОСМД — это самоуправление на уровне дома, поэтому есть основания надеяться, что отношения «ка- чество услуг по содержанию дома — плата за них» будут более адекватными, чем участие посредника в лице ЖЭКа. Однако объединения совладельцев многоквар- тирных домов по ряду причин развиваются медленно не только в Украине, но и во многих странах. Так, в западной части Германии объединения собственников жилья охватывают только 4% населения, а в Восточ- ной — 17%, в скандинавских странах в объединени- ях собственников жилья или жилищных кооперати- вах объединено не более чем 20% всех домохозяйств, в США — не более чем 7%. В Швеции в кооператив- ном жилье проживает 18% населения, а приватизация отдельных квартир там запрещена. Объединения вла- дельцев жилья или кооперативное жилье — это одна из важнейших, но не единственная и не преимуще- ственная форма совместного проживания домохо- зяйств. Значительно больше за рубежом распростра- нены прибыльные многоквартирные дома, где домо- хозяйства арендуют жилье. В 2006 году количество объединений совладель- цев многоквартирных домов (ОСМД) в Украине со- ставило 5258. При почти 84 % уровне приватизации квартир ОСМД владеют и управляют лишь 6,5% жи- лья. Для нашей страны это очень низкий показатель, например, в странах Балтии объединениями совладель- цев многоквартирных домов охвачено 98% всего жилья. Наибольшее внимание вопросу создания ОСМД со стороны местных органов власти уделяет- ся в Донецкой, Николаевской и Львовской областях (522, 409, 407 единиц ОСМД соответственно). В дру- гих регионах темпы создания ОСМД несколько за- медлились. Недостаточно ведется работа в этом на- правлении в Закарпатской, Кировоградской областях и в г. Севастополе [19]. Наилучший результат в Украине по созданию объединений совладельцев многоквартирных домов в Николаевской области — доля ОСМД составила 21,7% от общего количества многоквартирных домов. При этом в городах Баштанка, Новая Одесса, Снигу- ровка, Николаев, пгт Кривое Озеро и Веселиново этот показатель составляет соответственно 89,3; 83,1; 43,4; 13,3; 65,1 и 49,4 %. Опыт Николаевской и других об- ластей показал преимущества содержания жилья объе- динениями, поскольку в домах, где созданы ОСМД, коренным образом изменилось отношение их жите- лей к собственному жилью, появилась ответственность и желание сберечь и улучшить свой дом и прилегаю- щую территорию [19]. В западных регионах процесс создания ОСМД проходит менее активно по сравнению с восточными и южными регионами. Так, например, в г. Львове Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 2008’1 75 действует лишь 200 объединений совладельцев, при том, что жилой фонд города имеет в наличии 9199 домов. Объясняя низкую активность в создании ОСМД, координатор Центра правовой помощи граж- данам по вопросам жилищно-коммунальных услуг г. Львова О. Тимчий отметил, что люди опасаются: если у них возникнет в перспективе задолженность, то их могут лишить квартиры. Однако ОСМД, дей- ствуя в рамках закона, может как юридическое лицо отвечать лишь совместным имуществом объединения, а не частным — его членов» [21]. Неосведомленность населения в этих вопросах существует из-за недоста- точности информации. Поэтому необходима популя- ризация идеи ОСМД. Что касается поддержки со сто- роны органов власти, то она существует в период создания ОСМД (регистрация является бесплатной). Кроме того, после создания ОСМД за счет средств местного бюджета власть должна провести капиталь- ный ремонт дома. Анализируя проблемы создания и функциониро- вания ОСМД в г. Львове, эксперты отмечают, что если рассматривать вопрос внедрения на рынок частных предприятий по обслуживанию жилья, то возникают две проблемы — несовершенство законодательства и нежелание людей брать на себя ответственность. Целе- сообразно в Жилищный Кодекс ввести нормы, кото- рые позволят исполнительным судебным органам вы- ставить приватизированную квартиру на аукцион за долги, что позволит коренным образом изменить отно- шение жильцов к платежам за коммунальные услуги. В Донецкой области основной целью Програм- мы реформирования и развития жилищно-коммуналь- ного хозяйства на 2005—2010 гг. является передача жилого фонда на содержание собственникам квартир с параллельным созданием ОСМД. Однако в г. До- нецке сейчас насчитывается только 89 ОСМД, в г. Макеевка — почти 300. С целью стимулирования создания ОСМД в Донецкой области за счет област- ного и местных бюджетов осуществляются меры по установлению приборов учета тепловой энергии, хо- лодной и горячей воды в домах, где создаются ОСМД. В области активно создается конкурентная среда на рынке жилищно-коммунальных услуг. На конкурсных основах к работам по содержанию и обслуживанию жилья в Донецкой области привлечено 58 частных предприятий (это лучший показатель по стране), а всего их в Украине 355. С целью разграничения функ- ций заказчика и исполнителя жилищно-коммунальных услуг создано 17 служб единого заказчика (это так- же лучший показатель), всего в стране — 52 [20]. Председатель Донецкого облсовета предложил выделить из местного бюджета 1 млн грн на развитие объединений совладельцев многоквартирных домов. Эти деньги предполагается потратить на обучение на- емных руководителей добровольных союзов собствен- ников приватизированного жилья, а также на частич- ное погашение процентов по кредитам, которые они возьмут в коммерческих банках. В регионе достаточ- но вузов для обучения будущих домоуправителей. Есть и первый опыт — при Донбасской национальной ака- демии строительства и архитектуры организованы краткосрочные курсы руководителей объединений домовладельцев. Платят за первый поток из десяти слушателей городские власти. Макеевка находится в безусловных лидерах актуального начинания — тут действуют 232 из 644 ОСМД, созданных на Донетчи- не, а также организовано восемь ассоциаций подоб- ных объединений, которые позволяют совладельцам городских многоэтажек не только экономить на най- ме дворников, дежурных сантехников, электриков, но и более качественно вести бухгалтерию, осуществлять юридическую защиту своих интересов и т. п. [23]. По оценке специалистов Донецкого националь- ного университета, в регионе имеется потенциальная база для существования 35 тыс. кондоминиумов. До конца нынешнего года, по планам областных влас- тей, в 28 населенных пунктах области должно быть создано в общей сложности около тысячи ОСМД, но пока прибавилось только 53. При этом были случаи, когда такие структуры распадались. Есть несколько причин нынешней непопулярности объединений домо- владельцев. Главная из них заключается в том, что, хотя кондоминиум положено регистрировать по уп- рощенной схеме как неприбыльную общественную организацию, инициативным жильцам предстоит прой- ти все круги местной бюрократической машины. Что- бы устранить это препятствие, было поручено создать в крупных населенных пунктах консультационные цен- тры, которые бесплатно оказывали бы энтузиастам организационную помощь. Еще одним барьером на пути к массовому «кло- нированию» ОСМД является несовершенство отече- ственной нормативной базы. Закон Украины «Об объ- единениях совладельцев многоквартирного дома», принятый в ноябре 2001 г., сегодня противоречит Гражданскому кодексу и содержит ряд спорных по- ложений. Например, типовая схема кондоминиума, разработанная донецкими коммунальщиками, которую они активно предлагают жителям региона, предпола- гает, что соучредители «сливают» в объединение свое приватизированное жилье, в то время как балансо- держателем дома в целом остается местная исполни- тельная власть, и она же распоряжается имеющимися нежилыми помещениями. А ведь подвалы, цокольные этажи и т. п. могли бы приносить кондоминиумам за- видные доходы от сдачи в аренду коммерческим Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 76 Економічний вісник Донбасу структурам. Правда, для жильцов оставлена малень- кая лазейка: дом можно принять на собственный ба- ланс, однако в таком случае придется заказывать у специализированных фирм его полную оценку, а это несколько десятков тысяч гривен. Рядовые дончане также не торопятся объединять- ся для управления своими домами из-за их плачевно- го состояния — 60% жилья области требует серьез- ного ремонта, в отопительных сетях на пути к потре- бителю теряется 30% тепла, а в водопроводах — бо- лее половины воды. Поэтому неудивительно, что люди не хотят взваливать на свои плечи такие проблемы. Заметными темпами развиваются рыночные отно- шения и создается конкурентная среда в сфере зелено- го хозяйства, улично-дорожного хозяйства, санитарной очистки и ритуальных услуг, где из общей численнос- ти субъектов хозяйствования доля предприятий част- ной или коллективной собственности в 2005 году со- ставила соответственно 30% (у 2004 р. — 19%), 34% (39%), 44% (37%), 57% (38%). Одновременно в сфе- ре внешнего освещения населенных пунктов внедре- ние конкурентной среды — явление не достаточно рас- пространенное, здесь доля предприятий частной и кол- лективной собственности составляет 15% [19]. Одним из условий введения схем делегирован- ного управления в сфере водопроводно-канализаци- онного хозяйства и заключения договоров аренды и концессии должно стать наличие бизнес-планов стра- тегического развития предприятий. Сегодня лишь 5 % водоканалов имеют комплексную инвестиционную программу. Эффективное функционирование структур мало- го и среднего предпринимательства в сфере жилищ- но-коммунальных услуг может осуществляться пу- тем аренды систем водоснабжения и водоотведения, что и предприняло акционерное общество «Инфокс» в г. Одесса. Полученную прибыль предприятие направ- ляет на модернизацию основных фондов, в частно- сти, на протяжении 2004—2006 гг. им осуществлено капитальных инвестиций на сумму 75,8 млн грн. За этот период погашено 25 млн грн задолженности про- шлых лет за электроэнергию. Как следствие, обеспе- чивается круглосуточное водоснабжение, сократились потери питьевой воды, уменьшилось потребление элек- троэнергии, себестоимость услуг за последний год увеличилась лишь на три процента. В г. Кировограде по договору аренды на 49 лет работает ООО «Водное хозяйство». За время аренды погашено 13,6 млн грн кредиторской задолженности, осуществлено инвестиций в размере 4,5 млн грн в развитие и реконструкцию водопроводных и канали- зационных систем. В Луганской области за время работы водной ком- пании «Лугансквода» почти в три раза уменьшились убытки предприятия, увеличен сбор платежей. Особен- ное внимание специалистами компании уделяется вне- дрению комплекса мер по энергосбережению. Однако на протяжении 2006 года не акционировано ни одного предприятия водо-, теплоснабжения и водоотведения. Не завершена работа даже на тех предприятиях, где были определены направления: в городе Ровно — ак- ционирование водоканала, в Донецкой области, АР Крым и Полтаве — создание водных компаний. В г. Харькове городским головой было вынесено решение идти путем передачи коммунальных предпри- ятий в концессию частным собственникам на срок от 25 до 49 лет. Собственность на водопроводы и тепло- трассы, лифты и электросети город оставляет за со- бой. Но управляет этим хозяйством частная компания. Городская власть объясняет свои меры тем, что част- ники — это конкуренция, а поэтому гарантировано по- вышение качества жилищно-коммунальных услуг. Однако по своей природе во всем мире водоснабже- ние и другие коммунальные услуги — предмет при- родной монополии. То есть даже при большом жела- нии двух руководителей на одну трубу не посадиш. Что касается эксплуатации жилого фонда в г. Харькове, то в ходе реформы ЖКХ были ликвиди- рованы ЖЭКи, и вместо них оплату квартплаты соби- рает «Житлокомсервис» — единый заказчик комму- нальных услуг для всего города. Вместо обычных контор сейчас действуют отделения этого коммуналь- ного предприятия. Соответственно, все жалобы горо- жан принимаются в той же компании — по единой «горячей линии». Насколько мотивированными были решения про- водить именно такую форму реформирования комму- нальной инфраструктуры? Харьковский голова объяс- няет привлечение частного капитала в сферу жилищ- но-коммунального хозяйства убыточностью комму- нальных компаний. Однако, по данным общественных организаций, убыточность создается индивидуально, для банкротства предприятий. Впоследствии это по- зволит собственнику оставить коммунальную инфра- структуру себе. Такая же схема была задействована, например, в российском Ульяновске, где частный кон- цессионер требовал довести до банкротства водока- нал перед тем, как он перейдет в аренду. Против этой компании в Твери было открыто криминальное дело. Нет позитивного опыта концессии и за рубежом. В докладе государственного аудиторского органа Фран- ции по местным службам водоснабжения и канализа- ции подчеркивается отсутствие контроля за объекта- ми, переданными в концессию на 20 лет. Аудиторы также отметили, что это привело к коррупции, повы- шению тарифов и отсутствию конкуренции [22]. Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 2008’1 77 Учитывая вышеизложенное, для развития част- ного малого и среднего бизнеса в сфере жилищно- коммунального хозяйства необходимо формирование комплекса условий, который должен включать: cовершенствование законодательства, в частно- сти, принятие Жилищного кодекса Украины, приня- тие закона о жилищно-коммунальном хозяйстве, в котором необходимо разработать механизмы форми- рования цивилизованных отношений между собствен- ником жилья, организацией, обеспечивающей содер- жание жилья, поставщиком услуг, очертить права и возможности собственников квартир; корпоратизацию предприятий водо-, теплоснаб- жения и водоотведения, их акционирования; демонополизацию коммунального сектора путем преобразования унитарных предприятий в акционер- ные общества, коллективные и частные предприятия; предоставление субсидий на развитие жилищно- коммунальной сферы на государственном и регио- нальном уровнях; разработку и реализацию системы договорных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг; создание необходимых условий для активного привлечения частного бизнеса в сферу жилищно-ком- мунального хозяйства путем заключения договоров на управление, аренду, концессию; содействие созданию частных управляющих ком- паний; обеспечение возможности передачи частным ком- паниям во временное пользование пакетов акций пред- приятий жилищно-коммунального хозяйства; своевременное возмещение частному бизнесу затрат (равно как и другим поставщикам коммуналь- ных услуг) на обеспечение услугами льготных кате- горий населения и бюджетных организаций; развитие конкурентной среды на рынке жилищ- но-коммунальных услуг, размещение на конкурсной основе заказов на обслуживание жилфонда среди пред- приятий ЖКХ, организация и проведение конкурсных торгов на рынке жилищно-коммунальных услуг; создание эффективного собственника жилья — объединений совладельцев многоквартирных домов как основной формы управления общественной соб- ственностью в многоквартирных домах; разработку и реализацию программ по финансо- вой поддержке объединений совладельцев домов, кото- рые позволят автоматически получать деньги на рекон- струкцию домов, капитальный ремонт жилого фонда; разработку и реализацию региональных целевых программ по развитию сферы жилищно-коммуналь- ного хозяйства с четко определенными результатами, качественными и количественными показателями для более эффективного использования бюджетных средств, предназначенных для реформирования сфе- ры ЖКХ; разработку разделов в региональных програм- мах по развитию малого предпринимательства по под- держке субъектов предпринимательства, работающих в жилищно-коммунальной сфере, в том числе и пу- тем создания при вузах строительного профиля биз- нес-инкубаторов; определение сферы жилищно-коммунального хо- зяйства приоритетным направлением в региональных программах по развитию малого предпринимательства; обеспечение льготного налогообложения для субъектов малого предпринимательства, функциони- рующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение льготного кредитования банками и субсидирования субъектов малого предприниматель- ства сферы жилищно-коммунального хозяйства; субсидирование процентной ставки по кредитам и займам субъектов малого предпринимательства, субсидирование лизинговых платежей; предоставление субсидий на компенсацию час- ти арендных платежей в жилищно-коммунальном хо- зяйстве; предоставление малым предприятиям жилищно- коммунальной сферы оборудования в лизинг; предоставление субсидий субъектам малого биз- неса, функционирующим в сфере жилищно-комму- нального хозяйства на оплату части расходов по землеустроительным работам; развитие инфраструктуры по оказанию дополни- тельных услуг населению, путем создания малых пред- приятий в данной области; законодательное обоснование права субъектов малого предпринимательства ЖКХ выкупать арендо- ванные ими производственные помещения; предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства ЖКХ на возмещение части сто- имости основных средств; формирование в коммунальной энергетике реги- онов рыночной системы хозяйствования; обеспечение возможности применения малой энергетики с максимальным применением местных сырьевых ресурсов, создание энергоснабжающих малых предприятий; строительство мини-котельных по программе де- централизации; подготовку и переподготовку квалифицирован- ных кадров, способных руководить отраслью в но- вых условиях. Литература 1. Инговатова В.А. Рыночные условия хозяй- ствования жилищно-коммунального комплекса Укра- Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева 78 Економічний вісник Донбасу ины // Актуальні проблеми економіки. — 2005. — №4(46). С. 118—125. 2. http://www.yur-gazeta.com. — КМУ має у 6-місячний термін подати до ВРУ нор- мативні пропозиції з реформування ЖКГ. 3. Юр’єва Т. Проблеми житлово-комунального господарства та напрямки їх вирішення // Регіональна економіка. — 2003. — №1. — С. 96—101. 4. Закон України «Про питну воду та питне водопостачання» // Відомості Вер- ховної Ради (ВВР). — 2002. — № 16. — Ст. 112. 5. За- кон України «Про теплопостачання» // Відомості Вер- ховної Ради (ВВР). — 2005. — № 28. — Ст. 373. 6. http://www.dt.ua: Єрьоменко А., Ведерникова І. Ре- форма ЖКГ і регуляторна політика в галузі // Дзеркало тижня. — № 10 (639) 17 — 23 березня 2007. 7. Закон України «Про об’єднання співвласників багатоквар- тирного будинку // Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2002. — № 10. — Ст. 78. 8. Закон України «Про благоустрій населених пунктів» // Відомості Верхов- ної Ради (ВВР). — 2005. — № 49. — Ст. 517. 9. За- кон України «Про міський електричний транспорт» // Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2004. — № 51. — Ст. 548. 10. Закон України «Про житлово-комунальні послуги» // Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2004. — № 47. — Ст. 514. 11. Закон України «Про Загально- державну програму реформування і розвитку житло- во-комунального господарства на 2004—2010 роки // Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2004. — № 46. — Ст. 512. 12. http://www.regions.org.ua: В. Салигін: Будь-яка глибока реформа потребує серйозної соціаль- ної підтримки та роз’яснювальної роботи // Виступ го- лови Харківської обласної ради В. Салигіна на засі- данні міжкомітетсько-урядової робочої групи з рефор- мування житлово-комунального господарства. 13. http://www.partyofregions.org.ua. — Раїса Богатирь- ова: «Очевидною є необхідність докорінного перегля- ду ідеології та практики реформування житлово-ко- мунального господарства». 14. http:// www.google.com.ua: Рекомендації міжкомітетських слухань «Стан житлово-комунального господарства. Вихід з кризи». 15. http://www.dt.ua: Люта Г. Десять дискусійних аргументів реформування ЖКГ. — Дзер- кало тижня. — № 3 (632) 27 січня — 2 лютого 2007. 16. Діяльність малих підприємств: Статистич. зб. Державний комітет статистики України, 2007. 17. Док- лад заместителя председателя облгосадминистрации Адамова Б.И. на совместном заседании коллегий об- лгосадминистрации и областного совета по вопросу «Выполнение Региональной программы развития ма- лого предпринимательства в Донецкой области на 2005—2006 годы и проект Региональной программы развития малого предпринимательства в Донецкой области на 2007—2008 годы» 15.02.2007. 18. Еме- льянова Н. «Точка роста» коммунального комплек- са // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2006. — №7. — С. 5—9. 19. http://www.minbud.gov.ua: Ре- формування галузі. Інформація про стан реалізації За- гальнодержавної програми реформування і розвитку житлово-комунального господарства на 2004—2010 роки, затвердженої Законом України від 24.06.04 №1869-IV, у 2006 році. 20. http://donetsk.life.dn.ua/ voda: Реформа ЖКХ в Донецке продолжается . 21. http://www.zaxid.net/article/127: Реформа кому- нальної свідомості. 22. http://www.dt.ua: Безбородь- ко С. Реформування житлово-комунального господар- ства проводять без відома громади // Дзеркало тиж- ня. — № 25 (654) 30 червня — 6 липня 2007. 23. Во- ловненко В. Жильцы против самостоятельности. До- нецких домоуправителей будут стимулировать бюджет- ными деньгами // Деловая столица. — 2007. — № 33— 34. — С. 16. 24. Юнусов Л. Словаки заработают боль- шие деньги на крымском мусоре // Экон. известия. — 2007. — 23 авг. — С. 3. 25. Марковский Д. Поче- му городские отходы не дают доходы // Экон. извес- тия. — 2007. — 18 сент. — С. 10. 26. Гончарук И., Соловей А. Сколько мусорщикам денег надо // Экон. известия. — 2007. — 18 сент. — С. 10. 27. Тымкив О. Номинальное хозяйство // Экон. известия. — 2005. — 29 сент. — С. 4. 28. Савченко С. Несправедливая оплата коммунальных услуг // Газета 2000. — 2005. — 16 сент. — С. 3—4. Б.И. Адамов, В.И. Ляшенко, Б.А. Сорокин, А.Ф. Толмачева