Подвески из раковины моллюска и зуба оленя

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2015
Автори: Гаврись, Г.Г., Тесленко, И.Б.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут археології НАН України 2015
Назва видання:Археологический альманах
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/181781
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Подвески из раковины моллюска и зуба оленя / Г.Г. Гаврись, И.Б. Тесленко // Древности Семидворья I. Средневековый двухапсидный храм в урочище Еди-Евлер (Алушта, Крым): исследования и материалы. И.Б. Тесленко, А.Е. Мусин (ред.-сост.). — Археологический альманах. — 2015. — № 32. — С. 225-226. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-181781
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1817812025-02-09T17:00:36Z Подвески из раковины моллюска и зуба оленя Pendants of clam shell and deer tooth Гаврись, Г.Г. Тесленко, И.Б. Материальная культура 2015 Article Подвески из раковины моллюска и зуба оленя / Г.Г. Гаврись, И.Б. Тесленко // Древности Семидворья I. Средневековый двухапсидный храм в урочище Еди-Евлер (Алушта, Крым): исследования и материалы. И.Б. Тесленко, А.Е. Мусин (ред.-сост.). — Археологический альманах. — 2015. — № 32. — С. 225-226. — рос. 2306-6164 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/181781 ru Археологический альманах application/pdf Інститут археології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Материальная культура
Материальная культура
spellingShingle Материальная культура
Материальная культура
Гаврись, Г.Г.
Тесленко, И.Б.
Подвески из раковины моллюска и зуба оленя
Археологический альманах
format Article
author Гаврись, Г.Г.
Тесленко, И.Б.
author_facet Гаврись, Г.Г.
Тесленко, И.Б.
author_sort Гаврись, Г.Г.
title Подвески из раковины моллюска и зуба оленя
title_short Подвески из раковины моллюска и зуба оленя
title_full Подвески из раковины моллюска и зуба оленя
title_fullStr Подвески из раковины моллюска и зуба оленя
title_full_unstemmed Подвески из раковины моллюска и зуба оленя
title_sort подвески из раковины моллюска и зуба оленя
publisher Інститут археології НАН України
publishDate 2015
topic_facet Материальная культура
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/181781
citation_txt Подвески из раковины моллюска и зуба оленя / Г.Г. Гаврись, И.Б. Тесленко // Древности Семидворья I. Средневековый двухапсидный храм в урочище Еди-Евлер (Алушта, Крым): исследования и материалы. И.Б. Тесленко, А.Е. Мусин (ред.-сост.). — Археологический альманах. — 2015. — № 32. — С. 225-226. — рос.
series Археологический альманах
work_keys_str_mv AT gavrisʹgg podveskiizrakovinymollûskaizubaolenâ
AT teslenkoib podveskiizrakovinymollûskaizubaolenâ
AT gavrisʹgg pendantsofclamshellanddeertooth
AT teslenkoib pendantsofclamshellanddeertooth
first_indexed 2025-11-28T08:08:29Z
last_indexed 2025-11-28T08:08:29Z
_version_ 1850020794970669056
fulltext В коллекции находок из раскопок храма в урочище Еди-Евлер известны только два артефакта фаунистиче- ского происхождения. Это раковина морского моллюска и зуб млекопитающего со специально проделанными в них отверстиями, что позволяет сделать предположение об использовании обоих предметов в качестве подвесок (рис. 6.2: 236, 224). Раковина принадлежит брюхоногому моллюску вида якорек Cerithium vulgatum (рис. 6.3: 236), обитающему в черноморских водах1. Размер раковины – 5,6×1,8×1,75 см. Отверстие (0,4×0,5 см) пробито в 1,2 см от её верх- него края. Подвеска найдена внутри южного компарти- мента в слое № 12а (кв. 2С). Скорее всего, она оказалась здесь в качестве вотивного приношения или, возможно, была утеряна кем-то из прихожан. Использование ра- ковин подобной формы в качестве украшений не было широко распространено. Близкие по внешнему виду под- вески удалось выявить среди материалов из раскопок не- которых античных памятников Северного Причерномо- рья (Алексеева 1982: 31, табл.18: 17, тип 7, вариант «г»), инвентаря женского и детского погребения IV в. до н.э. из кургана № 13 у с. Суворовское (Сакский район, Крым) (Колтухов 2012: 43, рис. 19: 3), в могиле № 14 некропо- ля III–IV вв. на юго-восточном склоне г. Чатыр-Даг под Алуштой (Мыц и др. 2006: 49, 144, табл. 18: 17). Однако видовая принадлежность этих моллюсков не была определена. Из представителей морской фауны особой популяр- ностью в качестве украшений традиционно пользова- лись только раковины каури (семейство Cypraeidae). Их многочисленные находки известны среди материалов могильников, начиная с эпохи бронзы и вплоть до раз- витого средневековья (см. напр.: Колотухин 1996: 49; Калтухов 2012: 132, рис. 93: 16; Айбабин, Хайрединова 2008: 107-116, табл. 129, 132, 133, 135, 185; Майко 2007: 140). Учитывая, что эти моллюски являются обитателя- ми тропических морей, очевидно, что на территорию Крымского полуострова они попадали в результате тор- говых операций, в которых они могли выступать в том числе и в качестве денежной единицы. Зуб млекопитающего представляет собой клык благо- родного оленя Cervus elaphus (рис. 6.2: 224). Его размеры – 2,35×1,0×0,7 см. Отверстие (диаметр – 0,3-0,35 см) про- сверлено в 0,2 см от окончания корня. Подвеска найдена в слое № 5 к востоку от южного входа в храм (кв. 4С). Клыки или глазные зубы имеются в верхней челюсти самцов, реже самок, представителей рода Настоящих оленей Cervus (Гептнер, Насимович, Банников 1961: 100). Чем животное старше, тем клыки короче и сильнее 1 Подробную характеристику вида см. в главе 11 «Морские моллюски». Г.Г. ГАВРИСЬ, И.Б. ТЕСЛЕНКО 7 ПоДВеСКи иЗ рАКоВинЫ моллЮСКА и ЗУБА оленЯ сточены. Найденный в церкви клык, скорее всего, при- надлежал местному дикому животному – крымскому эндемичному подвиду благородного оленя C. e. brauneri. Этот олень появился на полуострове около 10 000 лет на- зад и до сих пор обитает в горных лесах региона. Существует мнение, что глазные зубы являются эво- люционным рудиментом, который остался в процессе приспособления парнокопытных млекопитающих к употреблению растительной пищи. Начиная с каменного века, клыки оленя, которые отли- чаются от остальных зубов округлой формой и отполиро- ванностью, привлекали внимание первобытных охотни- ков. Возможно, что украшения из глазных зубов относятся к самым древним ювелирным изделиям человека. Одна из представительных коллекций, например, происходит из раскопок поздненеолитического Ма- риупольского могильника на левом берегу р. Кальмиу- са (Донецкая область, Украина) (см. напр.: Макаренко 1933: 96, 97, 105-109, рис. 85: 366; 87: 370, 381, 385). В Крыму наиболее ранние находки подобных укра- шений известны в слое № 6 (финальный палеолит) пещерной стоянки Шан Коба (Бибиков, Станко, Коен 1994: 67, табл. ХХ: 13). Подвески из оленьих клыков на полуострове найдены также в погребениях различных культур эпохи бронзы (ямной, кеми-обинской, катакомб- ной) у сел Целинное (Джанкойский район), Наташино (Сакский район), Зольное (Сакский район), Чистенькое (Симферопольский район) (см. напр.: Колотухин, Тощев 2000: рис. 135: 5; Тощев 2007: 50, 76, 77, 138, рис. 19: 25, 34; 32: 34; 74: 7). Аналогии среди таврских, скифских, эллинских и прочих древностей античной и позднеан- тичной эпох обнаружить пока не удалось. Очередной пик популярности таких украшений в Тав- рике приходится на период раннего средневековья. Про- сверленные оленьи зубы довольно часто встречаются в составе женских ожерелий на некрополях типа «Суук-Су» и «Лучистое» в погребениях второй половины IV–VII вв. Так, например, в могильнике Суук-Су они найдены в трёх погребальных сооружениях (могилы №№ 5, 55, 87) при женских костяках в одном или двух экземплярах вместе со стеклянными и янтарными бусами, а также металли- ческими и другими подвесками (Репников 1906: 5, 15, 25, 48, табл. II: 1, 2). В погребальных комплексах некрополя у с. Лучистое близ Алушты известно не менее десятка за- хоронений с ожерельями, включающими подвески из оле- ньих зубов (см. напр.: Хайрединова 2007: 171, рис. 10, 11; Айбабин, Хайрединова 2008: 80-81, 96-97, 107-110, 117- 118, 120-121, таб. 6, 51, 99, 102, 133, 135, 168, 180). Одно погребение женщины с шестью подобными подвесками в составе ожерелья из янтарных и стеклянных бус обнару- жено в погребении могильника у с. Семидворье (могила Древности Семидворья I226 № 1), расположенном в 350 м к юго-востоку от публи- куемого двухапсидного храма (Тесленко, Лысенко 2007: л. 14, рис. 36, 337). Один зуб с просверленным отверстием вместе с янтарной бусиной и бронзовым зеркалом, поме- щённый в районе кисти левой руки, сопровождал погребе- ние девочки-подростка (?) в коллективном захоронении в грунтовом склепе (могила № 48) этого же некрополя (Тес- ленко, Лысенко 2007: л. 49, рис. 233, 339). В единичном экземпляре аналогичные подвески обнаружены в составе нагрудных украшений женщины и девочки-подростка на могильниках у с. Скалистое Бахчисарайского района (Вей- марн, Айбабин 1993: 83, рис. 56: 14) и в урочище Алония близ Ялты (Черныш, Турова 2001: л. 8, рис. 33: 2). Из более поздних комплексов следует отметить по- гребение подростка (вероятно, девочки) в могиле № 174 в некрополе Судак-II, датируемое автором публикации не ранее второй половины X – первой половины XI в. (Майко 2007: 61, 141-142). Здесь два оленьих зуба, вставленные в одну бронзовую оправу, украшенную сканью, занимали центральное положение в ожерелье, состоящем из крупных пастовых и сердоликовой бусин, стеклянного бисера и, возможно, раковины каури (Май- ко 2007: 61, рис. 61: 1). Отдельная находка «костяного предмета неправиль- ной формы с отверстием», которая, судя по иллюстра- ции, представляет собой ни что иное, как такой же глаз- ной олений зуб, происходит из слоя № 3 «строительного сброса» на юго-восточном склоне мыса Тешкли-Бурун (Мангуп), датированного исследователями временем не ранее середины IX и не позднее середины XI в. (Герцен и др. 2006: 408, рис. 31:2). Для известных в настоящее время захоронений по- следующих эпох крымского средневековья подвески из оленьих клыков не характерны. Однако на территории Северной Осетии и Мордовии обычай ношения подоб- ных украшений прослеживается вплоть до XIV в. Здесь они довольно часто встречаются в составе ожерелий, сопровождавших женские погребения. В этих ожере- льях представлены как экземпляры с просверленным отверстием, так и заключенные в специальные серебря- ные футлярчики с петельками для подвешивания, укра- шенные сканью (см. напр.: Милорадович 1963: 94, 100, 104-105; рис. 5: 8-9; 8: 9). Таким образом, как в Крыму, так и на территории Северного Кавказа и Среднего По- волжья в эпоху средневековья глазные зубы оленя вклю- чались преимущественно в составе женских ожерелий и, возможно, выполняли функцию амулетов. Известны и другие варианты использования оленьих клыков в качестве элементов одежды носителей ран- них культур. Например, в раннескифских захоронениях VI в. до н.э. на территории Тувы и Красноярского края имеются украшения из клыков марала (подвид благо- родного оленя), которыми обычно обшивались сумки и женские сапожки. Есть и другие находки этого периода из Европы и Азии, которые указывают на использова- ние зубов оленя в качестве декора женской и мужской одежды (об этом см.: Савинов, Подольский 1997). Необходимо подчеркнуть, что на территории Тав- рики традиция использования оленьего зуба в качестве украшения оказалась менее живучей, чем на Северном Кавказе, в Среднем Поволжье и других регионах. Этот специфический элемент женского этнографического ко- стюма характерен в Крыму только для населения, оста- вившего могильники типа «Суук-Су» и «Лучистое» в эпоху раннего средневековья. Нельзя не отметить тот факт, что глазные зубы оле- ня считались желанным трофеем древних охотников не только на территории Евразии, но и на Североамерикан- ском континенте. Клыки американского подвида благо- родного оленя – вапити, особенно ценились индейцами племен кроу, шаены, сиу, шошоны, банноки и др., про- живающими на территории США (Ратцель 1904: 505; Харенгрубер 2002). Их называли «индейским жемчу- гом» и применяли как украшения, а также в качестве платежного средства. Этнографические исследования позволяют предположить варианты использования зу- бов оленя первобытными народами Евразийского кон- тинента, откуда произошло проникновение людей мон- голоидной расы на территорию Северной Америки. Наиболее распространённым способом применения зубов индейцами было обшивание ими элементов жен- ской одежды. Например, социальный статус женщин из племени кроу определялся количеством нашитых на платье клыков вапити, число которых могло доходить до 400-500 экземпляров. Учитывая, что только 2 зуба из челюсти оленя подходит для такого украшения, для из- готовления одного платья вся семья должна была в тече- ние длительного времени охотиться на этих животных. Кроме обшивания одежды самые первые клыки оленя, добытые охотником, сохранялись для изготовления шейного украшения, предназначенного для его будущей невесты или дочери (Харенгрубер 2002). Интересно, что начиная с раннеисторического пе- риода индейцы стали изготавливать имитацию зубов вапити из кости, что обнаруживается на более поздних платьях женщин племени кроу. С конца XIX в. в Амери- ке стали производить клыки из керамики, в настоящее время – из пластмассы, которые пользуются большой популярностью не только у индейцев, но и людей, увле- кающихся индейской культурой из многих стран мира. Сегодня глазные зубы благородного оленя исполь- зуются в первую очередь для изготовления ювелирных изделий (кольца, кулоны, сережки, браслеты, заколки, запонки и др.), где они заменяют драгоценные и по- лудрагоценные камни. В качестве охотничьих трофеев они являются популярным декоративным украшением шляп, брелоков, знаков различных охотничьих клубов и т.п. (Герцег 1983: 35). Подвеска из оленьего зуба, найденная при раскопках храма у с. Семидворье, могла являться вотивным при- ношением в церковь, связанным с определённым обетом или выражением благодарности за исцеление или помощь свыше. Впрочем, не исключено, что подвеска могла быть просто утеряна кем-нибудь из прихожан храма.