Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко)
Gespeichert in:
| Datum: | 2018 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Iнститут соціології НАН України
2018
|
| Schriftenreihe: | Социология: теория, методы, маркетинг |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/182221 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) / А. Беленок // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2018. — № 3. — С. 208-210. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-182221 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1822212025-02-09T13:56:15Z Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) Слово про справжню людину (Присвячено Євгену Суїменку) Talking About a Real Man (Dedicated to Yevhen Suimenko) Беленок, А. Памяти коллеги 2018 Article Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) / А. Беленок // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2018. — № 3. — С. 208-210. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/182221 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Памяти коллеги Памяти коллеги |
| spellingShingle |
Памяти коллеги Памяти коллеги Беленок, А. Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) Социология: теория, методы, маркетинг |
| format |
Article |
| author |
Беленок, А. |
| author_facet |
Беленок, А. |
| author_sort |
Беленок, А. |
| title |
Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) |
| title_short |
Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) |
| title_full |
Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) |
| title_fullStr |
Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) |
| title_full_unstemmed |
Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) |
| title_sort |
слово о настоящем человеке (посвящается евгению суименко) |
| publisher |
Iнститут соціології НАН України |
| publishDate |
2018 |
| topic_facet |
Памяти коллеги |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/182221 |
| citation_txt |
Слово о настоящем человеке (Посвящается Евгению Суименко) / А. Беленок // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2018. — № 3. — С. 208-210. — рос. |
| series |
Социология: теория, методы, маркетинг |
| work_keys_str_mv |
AT belenoka slovoonastoâŝemčelovekeposvâŝaetsâevgeniûsuimenko AT belenoka slovoprospravžnûlûdinuprisvâčenoêvgenusuímenku AT belenoka talkingaboutarealmandedicatedtoyevhensuimenko |
| first_indexed |
2025-11-26T13:32:17Z |
| last_indexed |
2025-11-26T13:32:17Z |
| _version_ |
1849859972312072192 |
| fulltext |
Сло во о на сто я щем че ло ве ке
(Посвящается Евгению Сименко)
Ушел в веч ность Евге ний Ива но вич Су и мен ко... С ним ушла це лая эпо -
ха в на шей на учной, об щес твен ной, ду хов ной жиз ни. Боль от этой тяжёлой
утра ты не ско ро утих нет в сер дцах всех, кто имел честь ра бо тать с ним, бо лее
того — раз де лять его мыс ли. На уч ное на сле дие про фес со ра Су и мен ко по ра -
жа ет сво ей мас штаб нос тью — как по об ъ е му на учных ра бот, так и по те ма ти -
ке ис сле до ва ний. Бла го да ря це ле ус трем лен нос ти и са мо ор га ни зо ван нос ти
Евге нию Ива но ви чу уда лось ре а ли зо вать свои спо соб нос ти и про фес си о -
наль ные ин те ре сы с вы со ким “ко эф фи ци ен том по лез но го де йствия”. Его от -
ли ча ла осо бая сис тем ность, кон крет ность и глу би на мыш ле ния, он был
всег да со бран ным, не тер пел пус тых раз го во ров. Стиль его ра бо ты ха рак те -
ри зо вал ся тре бо ва тель нос тью к себе и толь ко по сле это го — к под чи нен ным,
за бот ли вым и ува жи тель ным от но ше ни ем к лю дям. Вы со кая по ря доч ность
и доб ро со вес тность как в слу жеб ных воп ро сах, так и в меж лич нос тных от -
но ше ни ях при нес ли ему за слу жен ное уважение среди коллег.
Инсти ту ци о на ли за ция эко но ми чес кой со ци о ло гии в со вре мен ной Укра -
и не во мно гом ста ла воз мож ной бла го да ря мно го лет ним уси ли ям кол лек ти ва
од но и мен но го от де ла Инсти ту та со ци о ло гии НАН Укра и ны, глав ным на -
учным со труд ни ком ко то ро го с 1991 года по чти 20 лет был Е.И.Су и мен ко.
Слож ные на учные воп ро сы Евге ний Ива но вич мог об ъ яс нять про стым,
дос туп ным язы ком. Ли шен ный даже на ме ков на гор ды ню, сно бизм, карь е -
ризм, он был не пос ре дствен ным в об ще нии со все ми — и с ди рек то ром, и с
вах те ром. Не воз мож но пред ста вить, что бы он на звал себя клас си ком при
жиз ни, хотя имел на это по лное пра во. Мас тер утон чен но го вы ска зы ва ния
(да ва ли знать о себе пе да го ги чес кое об ра зо ва ние и за ня тие жур на лис ти кой
в мо ло дос ти), он знал цену сло ва и, по жа луй, по э то му был край не тре бо ва -
те лен к тек стам, ко то рые под а ва лись на его рас смот ре ние. За час тую он сам и
по мо гал их ре дак ти ро вать и до во дить до нуж но го ка чес тва. Одоб ри тель ные
эпи те ты от него на чи на ю щие уче ные слы ша ли не час то, но если из его уст
зву ча ла по хва ла, она до ро го го стоила.
Он ни ког да не за бы вал о сво их об е ща ни ях. При хо дя в Инсти тут при -
мер но в одно и то же вре мя, он клал на стол свой не из мен ный по рт фель-
“дип ло мат”, от кры вал его и за тем дос та вал имен но те кни ги, статьи, вы рез ки
из пре ссы, о ко то рых с ним до го ва ри ва лись рань ше, либо тек сты кол лег, ка -
чес твен но про ра бо тан ные с не ожи дан ной ско рос тью.
Мяг кий в об ще нии, он был на стой чи вым и даже не при ми ри мым в от ста -
и ва нии сво их взгля дов. Убеж де ния граж да ни на Су и мен ко шли фо ва лись в
су ро вом ХХ веке, в во до во ро те жиз ни, были по сле до ва тель ны ми и ар гу мен -
ти ро ван ны ми. Он ни ког да не гнал ся за конъ юн кту рой — ни пар тий ной, ни
ры ноч ной, ни ког да не шел на сдел ки с со бствен ной со вес тью.
Уче ный тя же ло пе ре жи вал рес тав ра цию ка пи та лиз ма в Укра и не, при чем
в его ди кой, не ци ви ли зо ван ной фор ме. Он го во рил, что фи ас ко ко ман дно-ад -
208 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2018, 3
Па мя ти кол ле ги
А.Бе ле нок, 2018
ми нис тра тив ной мо де ли со вет ско го со ци а лиз ма не озна ча ет смер ти со ци а -
лис ти чес кой идеи как та ко вой — она бу дет жить, пока бу дет жить че ло век, ибо
в ее осно ве — из веч ное стрем ле ние к со ци аль ной спра вед ли вос ти; счи тал, что
раз но об раз ный ис то ри чес кий опыт СССР тре бу ет всес то рон не го ана ли за.
Он всю свою жизнь чес тно слу жил иде а лам гу ма низ ма, кол лек ти виз ма,
спра вед ли вос ти. Ве рил, что со ци аль ное ра ве нство в ба зо вых па ра мет рах
дос ти жи мо и к нему сто ит стре мить ся. В сво их мо ног ра фи ях, стать ях, уст -
ных вы ступ ле ни ях он глу бо ко ана ли зи ро вал слож ную ре аль ную жизнь, со -
всем не на по ми на ю щую об е щан ный на ро ду Укра и ны на ци о нал-де мок ра та -
ми и ли бе ра ла ми пер вой вол ны ры ноч ный рай. На уч ные на ра бот ки Евге ния
Ива но ви ча не дол жны ждать бу ду щих ис то ри ков (хотя для по след них он
бу дет слу жить “клон дай ком” идей), а за слу жи ва ют серь ез но го из уче ния
уже се го дня — учи ты вая ак ту аль ность под ня тых воп ро сов и не об хо ди мость
опе ра тив но го по ис ка ответов на них.
По ра жа ла не толь ко фи ло соф ско-со ци о ло ги чес кая, но и об щая эру ди -
ция уче но го. Он об ла дал эн цик ло пе ди чес кой па мятью на со бы тия и пер со -
на лии, осо бен но ХХ века. Его “дер зкая, ве се лая про за” — мно го чис лен ные
га зет но-жур наль ные статьи и эссе — на пи са на жи вым со чным язы ком. Пом -
ню, меня и ин фор ма ци он но об ога тил, и эмо ци о наль но по ра зил его со ци о -
куль тур ный ана лиз фе но ме на со вет ской пес ни, ко то рая по мо га ла уче но му
“и стро ить, и жить”, а эссе “За ве ща ние Джо Хил ла” счи таю ше дев ром со ци о -
ло ги чес кой пуб ли цис ти ки (на пе ча тан ной в га зе те “Рабочий класс”).
Ра бо ты Евге ния Ива но ви ча пред остав ля ют нам бо га тый ма те ри ал для
по ни ма ния и даль ней ше го ана ли за как по здне со вет ско го, так и по стсо вет -
ско го об щес тва. Он из учал об щес тво не ради пре мий и на град от власть иму -
щих, а ради бес ко рыс тно го слу же ния на уке, ради об ще го бла га. Не уди ви -
тель но, что он ис пы ты вал от вра ще ние к кон фор миз му, к пред а т ельству и
по пыт кам пе ре пи сать за дним чис лом ис то рию Отчиз ны. В фо ку се его мыс -
лей по сле 1991 года не из мен но оста ва лась тема со ци а лиз ма — и того, пусть
не со вер шен но го, ко то рый был по стро ен до 1985-го, и того, ко то рый не со -
сто ял ся в Укра и не — об нов лен но го, за ко то рым, как он ве рил, бу ду щее.
Извес тный со ци о лог, он при зы вал не до пус тить раз ры ва с мар кси стской
тра ди ци ей, в то же вре мя не от бра сы вая воз мож ность кри ти ки и раз ви тия
это го уче ния. Евге ний Ива но вич и сам мно гое сде лал, что бы очис тить те о -
рию со ци а лиз ма от не га ти вов и оши бок про шло го. Вре мен ное, как он счи -
тал, по ра же ние со ци а лиз ма на на шей зем ле было свя за но не с воп ло ще ни ем
в жизнь Мар ксо во го уче ния, а с дог ма ти за ци ей его клю че вых по сту ла тов,
его не рас кры тым “бла го да ря” не тер пе ли вым последователям потенциалом.
Изу чая так на зы ва е мо го че ло ве ка эко но ми чес ко го, он не сим па ти зи ро -
вал по тре би те льско-ге до нис ти че сим чер там мас со вой пси хо ло гии, ко то рые
ли бе ра ла ми трак ту ют ся чуть ли не как об ра зец “ра ци о на ли за ции”. Он ка те -
го ри чес ки от вер гал иде ал ев ро пей ско го сы то го бюр ге ра, чьи ин те ре сы не
вы хо дят за рам ки ко ко на ду шев но го по коя. Евге ний Ива но вич, как, бе зус -
лов но, че ло век об щес твен ный, счи тал, что мо раль ные об я за т ельства на ря ду
с лич ным ин те ре сом не из мен но оста ют ся важ ны ми ре гу ля то ра ми эко но ми -
чес ко го по ве де ния че ло ве ка, без чего не воз мож ны нор маль ные ры ноч ные
от но ше ния. Он вы сту пал про тив дик та ту ры рын ка, от ста и вал мысль о том,
что эко но ми ка пред став ля ет со бой со че та ние в той или иной про пор ции ры -
ноч ных и не ры ноч ных факторов.
Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2018, 3 209
Па мя ти кол ле ги
Что, по мне нию Е.Су и мен ко, нуж но сде лать, что бы при бли зить ся к “хо -
ро ше му об щес тву”? Во-пер вых, де мок ра ти зи ро вать от но ше ния со бствен -
нос ти, а зна чит — эко но ми чес кой влас ти; во-вто рых, де цен тра ли зо вать пра -
ва, от ве тствен ность и ре сур сы на всех уров нях управ ле ния; в-треть их, на ла -
дить сис те му са мо уп рав ле ния в эко но ми ке сни зу до вер ху, со здать (а где-то
— и воз ро дить) орга ны са мо уп рав ле ния и ра бо че го кон тро ля, спо соб ные
управ лять пред при я ти я ми — как го су да рствен ны ми, так и час тны ми; в-чет -
вер тых, уста но вить по ря док от ве тствен нос ти со бствен ни ков за со сто я ние
дел на пред при я ти ях, по ста вить дос ти же ния НТП на про из во дстве на бла го
всех, а не толь ко узко го слоя управ лен цев. Уче ный счи тал, что час тная со -
бствен ность на сре дства про из во дства не име ет ис то ри чес кой пер спек ти вы,
а в дан ный мо мент до пус ти ма лишь в усло ви ях гос кон тро ля и об ес пе че ния
над ле жа щей со ци аль ной за щи ты ра бо чих. Инте рес ный опыт он усмат ри вал
в “на род ных пред при я ти ях” типа ис пан ской сис те мы “Мон дра го на”, на хо -
дя щих ся в па е вой со бствен нос ти ра бо чих. Эти и дру гие меры дол жны со де -
йство вать осво бож де нию и рас кре по ще нию твор чес кой ак тив нос ти тру дя -
щих ся, пре одо ле нию экс плу а та ции и от чуж де ния че ло ве ка, а при умно же -
ние сво бод но го вре ме ни за счет тех ни чес ких дос ти же ний со здаст луч шие
усло вия для ду хов но го раз ви тия со граж дан.
В те че ние мно гих лет Евге ний Ива но вич ме то ди чес ки на щу пы вал пути
пе ре хо да к “мо раль ной эко но ми ке”, усмат ри вая ее, в час тнос ти в син тез ном
об щес твен ном строе, со че та ю щем пре и му щес тва как со вет ско го со ци а лиз -
ма, так и за пад но го ка пи та лиз ма. Ори ен ти ром для него был об раз сво бод но -
го тру да, ког да каж дый че ло век са мос то я тель но и бес пре пя тствен но как хо -
зя ин (а не на ем ник, “про да ю щий” свою ра бо чую силу) вы би ра ет тру до вую
сфе ру для воп ло ще ния со бствен ных спо соб нос тей.
В осно ве его на учно го твор чес тва была де я тель ная, а не де мо нстра тив -
ная лю бовь к Ро ди не, слу же ние ей, чу вство об щей судь бы со сво им на ро дом.
Это му иде а лу вы со ко го слу же ния он оста вал ся ве рен всю свою жизнь.
Ярким про яв ле ни ем су и мен ков ско го ис ку сства жить мож но счи тать на пи -
са ние им ме му а ров “о вре ме ни и о себе” — по след нее боль шое про из ве де ние
вы да ю ще го ся укра ин ско го со ци о ло га.
В ла бо ра то рию сво е го про фес си о наль но го мас те рства и жиз нен ной
муд рос ти про фес сор Су и мен ко при влек мно гих сту ден тов, слу ша те лей, ас -
пи ран тов. Он про кла ды вал путь, по ко то ро му уже идут и про дол жат идти
но вые по ко ле ния об щес тво ве дов.
Для уче но го та ко го уров ня фи зи чес кая смерть не озна ча ет не бы тие.
Оста ет ся огром ное твор чес кое на сле дие, “гены” не мер кан тиль но го по ис ка
ис ти ны, усво ен ные мно го чис лен ны ми уче ни ка ми в по ряд ке со ци аль ной
пре е мствен нос ти.
Свет лая па мять о Е.И.Су и мен ко — Уче ном с боль шой бук вы на всег да
оста нет ся в сер дцах его кол лег и еди но мыш лен ни ков, всех, кому вы па ло
счас тье встре чать ся с ним на жиз нен ном пути, и бу дет слу жить при ме ром
для но вых со ци о ло гов.
Спа си бо Вам за все, до ро гой Евге ний Ива но вич!
АЛЕКСЕЙ БЕЛЕНОК,
на учный со труд ник от де ла со ци аль ных струк тур
Инсти ту та со ци о ло гии НАН Укра и ны, Киев
Ма те ри ал по сту пил 26.06.2018
210 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2018, 3
Па мя ти кол ле ги
|