Культура в чрезвычайном состоянии

Рецензия на книгу: Участь у культурі: люди, спільноти, стани (Н.Костенко, А.Ручка, Л.Скокова, Р.Шульга, В.Бурлачук, М.Наумова, К.Тягло, Т.Нікітіна, О.Пи-пич, С.Солодько) / заред. Н.Костенко. — К.: Інститут соціології НАН України, 2018. — 320 с....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2019
1. Verfasser: Мусиездов, А.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Iнститут соціології НАН України 2019
Schriftenreihe:Социология: теория, методы, маркетинг
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/182308
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Культура в чрезвычайном состоянии / А. Мусиездов // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2019. — № 3. — С. 199-206. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-182308
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1823082025-02-09T13:15:59Z Культура в чрезвычайном состоянии Культура у надзвичайному стані Culture: A state of emergency Мусиездов, А. Социологические издания: размышления, рецензии Рецензия на книгу: Участь у культурі: люди, спільноти, стани (Н.Костенко, А.Ручка, Л.Скокова, Р.Шульга, В.Бурлачук, М.Наумова, К.Тягло, Т.Нікітіна, О.Пи-пич, С.Солодько) / заред. Н.Костенко. — К.: Інститут соціології НАН України, 2018. — 320 с. 2019 Article Культура в чрезвычайном состоянии / А. Мусиездов // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2019. — № 3. — С. 199-206. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/182308 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Социологические издания: размышления, рецензии
Социологические издания: размышления, рецензии
spellingShingle Социологические издания: размышления, рецензии
Социологические издания: размышления, рецензии
Мусиездов, А.
Культура в чрезвычайном состоянии
Социология: теория, методы, маркетинг
description Рецензия на книгу: Участь у культурі: люди, спільноти, стани (Н.Костенко, А.Ручка, Л.Скокова, Р.Шульга, В.Бурлачук, М.Наумова, К.Тягло, Т.Нікітіна, О.Пи-пич, С.Солодько) / заред. Н.Костенко. — К.: Інститут соціології НАН України, 2018. — 320 с.
format Article
author Мусиездов, А.
author_facet Мусиездов, А.
author_sort Мусиездов, А.
title Культура в чрезвычайном состоянии
title_short Культура в чрезвычайном состоянии
title_full Культура в чрезвычайном состоянии
title_fullStr Культура в чрезвычайном состоянии
title_full_unstemmed Культура в чрезвычайном состоянии
title_sort культура в чрезвычайном состоянии
publisher Iнститут соціології НАН України
publishDate 2019
topic_facet Социологические издания: размышления, рецензии
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/182308
citation_txt Культура в чрезвычайном состоянии / А. Мусиездов // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2019. — № 3. — С. 199-206. — рос.
series Социология: теория, методы, маркетинг
work_keys_str_mv AT musiezdova kulʹturavčrezvyčajnomsostoânii
AT musiezdova kulʹturaunadzvičajnomustaní
AT musiezdova cultureastateofemergency
first_indexed 2025-11-26T02:29:56Z
last_indexed 2025-11-26T02:29:56Z
_version_ 1849818303221989376
fulltext Источ ни ки При го жин, И. (1983). Эйнштейн: три ум фы и кол ли зии. В: Эйнштей нов ский сбор ник, 1978–1979 (сс. 109–123). Мос ква: На у ка. При го жин, И. (1985) От су щес тву ю ще го к воз ни ка ю ще му: Вре мя и слож ность в фи - зи чес ких на уках. Мос ква: На у ка. Тяг ло, О. В., Во ро пай, Т. С. (2018). Як бути лю ди ною у су час но му світі? Пам ’яті Ми - рос ла ва Во ло ди ми ро ви ча По по ви ча. В: Творчість Г.С.Ско во ро ди як ме та текст укр а їн - ської куль ту ри. Пам ’яті Ми рос ла ва Во ло ди ми ро ви ча По по ви ча. Ма теріали XXVI Хар - ківських міжна род них Ско во ро динівських чи тань (28–29 ве рес ня 2018 року) (сс. 303– 309). Харків: Май дан. Участь у куль турі: люди, спільно ти, ста ни (2018), за ред. Н. Кос тен ко. Київ: ІС НАН Украї ни. По лу че но 30.07.2019 АЛЕКСЕЙ МУСИЕЗДОВ, äîê òîð ñî öè î ëî ãè ÷åñ êèõ íàóê, ïðî ôåñ ñîð êà - ôåä ðû ñî öè î ëî ãèè ÕÍÓ èì. Â.Í.Êà ðà çè íà, Õàðü êîâ Куль ту ра в чрез вы чай ном со сто я нии & Участь у куль турі: люди, спільноти, ста ни (Н.Кос тен ко, А.Руч ка, Л.Ско ко ва, Р.Шуль га, В.Бур ла чук, М.На у мо ва, К.Тяг ло, Т.Нікітіна, О.Пи - пич, С. Со лодь ко) / за ред. Н.Кос тен ко. — К.: Інсти - тут соціології НАН Украї ни, 2018. — 320 с. Фор мат ре цен зии пред по ла га ет оцен ку — что сде ла но, как сде ла но, как пред став ле ны ре зуль та ты и т.п. Мне пре жде все го хо те лось бы снять с себя та - кую от ве тствен ность, пря чась за той иде ей, что лю бая на учная мысль име ет пра - во на су щес тво ва ние. По э то му здесь я пы та юсь сде лать не что вро де крат ко го пе - ре ска за основ ных идей, ко то рые меня за ин те ре со ва ли и, над е юсь, за ин те ре су ют так же дру гих. Ко неч но, здесь бу дет упо мя ну то не все, и не всег да в той фор ме, ко то рую вы бра ли ав то ры. Но обо всем са мом ин те рес ном и на и бо лее плодо - творном для даль ней ше го раз ви тия я упо мя ну. И если у чи та те ля этой ре цен зии воз ник нет же ла ние про честь кни гу, я буду счи тать свою мис сию вы пол нен ной. Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 199 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, ре цен зии  А.Му си ез дов, 2019 * * * “Чрез вы чай ное со сто я ние” (“emergency”) — весь ма удач ная ме та фо ра для опи са ния со вре мен ной укра ин ской куль ту ры и об щес тва. Если крат ко, то речь идет о чу встве ис клю чи тель нос ти си ту а ции: она тре бу ет по рой не толь ко не при - выч ных, а иног да и “не пра виль ных”, “не нор маль ных” (с точ ки зре ния дол жно го и при выч но го) ре ак ций. Исклю чи тель ность озна ча ет и вре мен ность: чрез вы чай - ные со сто я ния дол жны сме нять ся “об ыч ны ми”. И от ли чие от “ано мий”, “кри зи - сов”, “транс фор ма ций” или “пе ре хо дов” за клю ча ет ся в том, что нор ма об ыч но го со сто я ния на хо дит ся не где-то да ле ко, в кон це дол го го пути или в “зо ло том веке”, а близ ко — “мы уже так жили не дав но” (на при мер, “до вой ны” или “до Май да на”), или “уже по чти жи вем так” (на при мер, в Евро пе). Ко неч но, важ но по мнить, что по ни ма ние нор мы для раз ных об щес твен ных сло ев и со об ществ раз лич но, но чув ство воз мож нос ти от но си тель но быс тро го воз вра та к ней яв ля ет ся об щим. То есть ни одна из об щес твен ных сил не ощу ща ет сво е го по ра же ния и по ра же ния сво ей куль тур ной нор мы и над е ет ся на по бе ду. Пока что. Сле до ва тель но, если обыч но ны неш нюю си ту а цию опи сы ва ют в тер ми нах “об ъ ек тив ных” из ме не ний и про цес сов — цен нос тей, пра вил, ори ен ти ров и т.п., ко то рые де йстви тель но име - ют мес то, то “чрез вы чай ное со сто я ние” фо ку си ру ет вни ма ние имен но на чу вст - вах, ко то рые весь ма кос вен но свя за ны с “ре аль ным” по ло же ни ем ве щей и хо дом со бы тий и, сре ди про че го, во мно гом под да ют ся ме ди ав ли я ни ям и дру гим “мас со - вым вну ше ни ям”. Как же люди жи вут в та ких усло ви ях? Или: кто что чу вству ет? И кто как ве дет себя в со от ве тствии со сво и ми чу вства ми? Нап ри мер, стал ки ва ясь с огра ни че ни я ми, люди эко но мят. Одни со кра ща ют за тра ты на до ро гие то ва ры, хоб би и раз вле че ния, дру гие — на куль тур ное по - треб ле ние или об уче ние де тей, третьи — на еду и то ва ры пер вой не об хо ди мос ти. Кто-то ин вес ти ру ет боль ше вре ме ни на по иск воз мож нос тей эко но мии, кто- то — на воз мож нос ти за ра бо тать или со вер шить карь ер ный ры вок, а кто-то — на по мощь дру гим. Та кие, вро де бы оче вид ные на блю де ния и вы во ды и со став ля - ют суть ис сле до ва ний куль ту ры об щес тва в це лом и в не опре де лен ные вре ме на в час тнос ти, если под куль ту рой иметь в виду “фор мы че ло ве чес ко го взаимо - дей ствия”. С дру гой сто ро ны, бо лее “утон чен ной” для этой об лас ти на уки яв ля ет ся те - ма ти ка сим во ли чес ко го. Если крат ко вспом нить основ ные тен ден ции, то же ла - ние со хра нить со бствен ную иден тич ность пу тем ма ни фес та ции при над леж нос - ти к тем или иным ре аль ным или во об ра жа е мым об щнос тям “еди но мыш лен ни - ков” — от нюдь не ново. В час тнос ти, бла го да ря упот реб ле нию или не упот реб ле - нию опре де лен ных сим во лов, прак тик ком ме мо ра ции или мас со вых ри ту а лов и т.п. Ра зу ме ет ся, важ на (по сколь ку до воль но лег ка для учас тия) пло щад ка со ци - аль ных ме диа и ме диа в це лом. Эти об щие рас суж де ния и на блю де ния очер чи ва ют со сто я ние со вре мен но - го укра ин ско го об щес тва. Но ав то ры не за бы ва ют об ра тить вни ма ние на кон - цеп ту аль ные осно ва ния, в час тнос ти, пред ло жен ные в по стбур дье зи ан ских дис - кус си ях. Они важ ны не толь ко по то му, что раз ви ва ют и од но вре мен но кри ти ку - ют те перь уже клас си чес кие идеи, но и по то му, что за остря ют вни ма ние на том, что фак ти чес кое де йствие вно сит важ ные по прав ки в струк тур ные схе мы, очер - чен ные инстру мен та ми те о рии П. Бур дье. В них, на при мер, от ри ца ет ся те зис об об я за тель ном со от ве тствии меж ду при над леж нос тью к груп пе и по треб ле ни ем, вво дит ся раз ли че ние меж ду дис по зи ци ей и ее при ме не ни ем, мно го вни ма ния уде ля ет ся кон тек стам “учас тия в куль ту ре”. А учет этих но вых ин тер пре та ций и идей мо жет стать пло дот вор ным для по ни ма ния “куль тур ной пар ти ци па ции”. 200 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, рецензии Пос коль ку мно гие но вые за ме ча ния и вы во ды опи ра ют ся на ряд эм пи ри чес ких ис сле до ва ний, в том чис ле срав ни тель ных, ав то ры опи сы ва ют “ис сле до ва те ль - скую ин фрас трук ту ру”, к ко то рой мож но об ра щать ся в по ис ках от ве тов на соб - ственные ис сле до ва те льские воп ро сы или для озна ком ле ния с чу жим опы том в дан ной от рас ли. Общее опи са ние роли куль ту ры в об щес тве так же под ы то жи ва ет не ко то - рые на блю де ния над укра ин ской куль ту рой. К при ме ру, ав то ры утвер жда ют, что ува жи тель ное от но ше ние к куль ту ре мож но счи тать со став ля ю щей на ци о - наль ной иден тич нос ти, что не смот ря на все об щес твен ные из ме не ния куль ту ра оста ет ся тем, что счи та ет ся опре де лен ным об щес твен ным и ин ди ви ду аль ным ре сур сом. И это — не смот ря на про бле мы с “фи нан си ро ва ни ем твор цов” и ком - мер ци а ли за цию куль тур но го про из во дства и по треб ле ния. Важ ность куль ту ры в по ни ма нии об щес тва под твер жда ет ся раз ви ти ем куль тур ных ин дус трий — не - ред ко по за пад ным об раз цам, им пле мен та ция ко то рых за час тую осу ще ствля ет - ся на на ча лах меж ду на род но го со труд ни чес тва. При этом дан ные об раз цы бо лее эф фек тив ны по срав не нию с от е чес твен ны ми прак ти ка ми “под дер жки куль ту - ры”, тя ну щи ми ся еще с со вет ских вре мен. Приз на ют это не толь ко ак ти вис ты, но и те, кто при вык из дав на “ру ко во дить куль ту рой” тра ди ци он ным спо со бом. Что ка са ет ся “ря до вых укра ин цев”, то же ла ние быть “куль тур ным че ло ве - ком”, ко неч но, не ис че за ет и оста ет ся опре де лен ным ори ен ти ром, хотя со дер жа - ние это го бы тия, оче вид но, из ме ня ет ся во вре ме ни и яв ля ет ся раз ным для раз ных групп. Авторы опи сы ва ют от ве ты рес пон ден тов на этот воп рос, по лу чен ные в 2017 году. Нет смыс ла здесь пе ре ска зы вать ре зуль та ты — за ин те ре со ван ный чи - та тель смо жет уде лить им дос та точ но вни ма ния. Но край не ин те рес ным пред - став ля ет ся вы де ле ние клас те ров пред став ле ний о куль тур ном че ло ве ке, ко то рые по мо га ют луч ше уви деть со вре мен ное укра ин ское об щес тво с этой точ ки зре ния. Итак, име ем сле ду ю щие клас те ры: — К клас те ру “Индиф фе рен тность” (38% рес пон ден тов) чаще при над ле - жат се льские жи те ли, люди со сред ним и ниже об ра зо ва ни ем, мо ло дежь в воз рас те до 30 лет и жи те ли За пад но го ре ги о на. Это то боль ши нство, ко - то рое от но си тель но рав но душ но к воп ро сам куль ту ры и не ото жде ствля - ет “куль тур но го” и “по ря доч но го” че ло ве ка. — Вто рой по чис лен нос ти клас тер “Мо раль ные при нци пы” (28%), на о бо - рот, ха рак те ри зу ет ся осоз нан ной связью меж ду куль ту рой и нра вствен - нос тью. А от су тствие воз рас тных от ли чий сви де т ельству ет о пре е мст - вен нос ти этой по зи ции. — Клас тер “Куль тур ная ак тив ность” ожи да е мо дос та точ но не боль шой (11%), с пре об ла да ни ем лю дей с вы сшим и не пол ным вы сшим об ра зо ва - ни ем, го род ских жи те лей и жи те лей Южно го ре ги о на. — Так же не боль шим яв ля ет ся клас тер “За бо та о при ро де” (12%), к ко то ро - му чаще все го при над ле жат об ра зо ван ные и не бо га тые люди, жен щи ны, ин тел ли ген ция, люди с ли бе раль ны ми цен нос тя ми; воз рас тные от ли чия от су тству ют. — Клас тер “На ци о наль ные тра ди ции” (11%) так же охва ты ва ет бо лее об ра - зо ван ную пуб ли ку, го род ских жи те лей, жен щин, пред ста ви те лей сред не - го клас са и лю дей стар ше го воз рас та. Спо со бству ет по ни ма нию со вре мен но го об щес тва и его ана лиз сквозь при - зму так на зы ва е мых “цен нос тных син дро мов” — опре де лен ных свя зан ных меж - ду со бой цен нос тей. Так, цен нос тный син дром “бе зо пас нос ти” в те че ние 1994– 2016 го дов оста ет ся на и бо лее важ ным и от но си тель но дру гих, и в аб со лют ном Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 201 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, ре цен зии из ме ре нии (4,8–4,7 по пя ти ба лльной шка ле). Син дром “со ци аль ный ком форт” со вто ро го мес та пе ре мес тил ся на третье, хотя не смот ря на не одноз нач ный путь в те че ние этих лет, в кон це кон цов ока зал ся по чти ря дом с теми же по ка за те ля - ми, что и в 1994-м (4,1–4,0). Его опе ре дил син дром “са мо ре а ли за ция”, ко то рый из ме нил ся с 3,6 в 1994-м до 4,1 в 2016-м. На и боль шие из ме не ния пре тер пел син - дром “де мок ра тия” (ком плекс по ли ти ко-граж дан ских цен нос тей) — с 3,0 в 1994 году до 3,8 в 2016-м. Инте ре сен так же ана лиз ком пе тен тнос тей, а имен но — са мо о цен ки того, в ка кой мере рес пон ден там не хва та ет опре де лен ных ка честв, ко то рые дол жны по мочь в дос ти же нии не об хо ди мых це лей. В ис сле до ва нии из уча лись сле ду ю - щие по ка за те ли: уме ние жить в но вых об щес твен ных усло ви ях; при ем ле мая ра - бо та; со вре мен ные эко но ми чес кие зна ния; уве рен ность в сво их си лах; со вре - мен ные по ли ти чес кие зна ния; ре ши тель ность в дос ти же нии сво их це лей; ини - ци а ти ва и са мос то я тель ность в ре ше нии жиз нен ных про блем; воз мож ность ра - бо тать с по лной от да чей. Так, ав то ры вы я ви ли умень ше ние доли тех, кому не - дос та ет опре де лен ных ка честв, что мо жет сви де т ельство вать о не ко то ром (хотя и не зна чи тель ном) рос те ком пе тен тнос ти в укра ин ском об щес тве в це лом. Что ка са ет ся об щес твен ных групп, то в на и боль шей мере нуж да ют ся в раз ви тии (по их мне нию) пред ста ви те ли ад ми нис тра тив но го слоя, пред при ни ма те ли и са мо - за ня тые, спе ци а лис ты (как тех ни чес кие, так и гу ма ни тар ные), в на и мень шей сте пе ни — пен си о не ры. Связь ком пе тен тнос тей с цен нос тя ми оче вид на: имен но цен нос ти вли я ют на то, бу дет ли счи тать че ло век от су тствие тех или иных ка честв не дос тат ком, бу дет ли стре мить ся к по лу че нию тех ка честв, не хват ку ко то рых ощу ща ет, и т.п. Авторы ил люс три ру ют эту связь на при ме ре срав не ния двух ти по ло ги чес ких групп рес пон ден тов, вы де лен ных по ре зуль та там ис сле до ва ния — “ком пе тен т - ных” и “ма ло ком пе тен тных”. Про фи ли этих групп при срав не нии цен нос тных син дро мов по чти не от ли ча ют ся. Ста тис ти чес ки зна чи мые от ли чия ка са ют ся воп ро сов, свя зан ных с са мо ре а ли за ци ей и де мок ра ти ей. Упо мя ну тые груп пы от ли ча ют ся так же по до су го вой ак тив нос ти. Все эти ре зуль та ты сви де т ельству - ют о том, что цен нос ти де йстви тель но име ют связь с ком пе тен тнос тя ми, а вы со - кий уро вень по след ней ин тен си фи ци ру ет куль тур ную ак тив ность граж дан в сфе ре сво бод но го вре ме ни. Сре ди дру гих куль тур ных про яв ле ний об щес тва одним из на и ме нее из - учен ных яв ля ет ся вкус. Слож ность его из уче ния за клю ча ет ся в том, что он име - ет тен ден цию усколь зать в дру гие сфе ры — от эс те ти ки и пси хо ло гии до эко но - ми ки и по ли ти ки. Бу ду чи вы ра же ни ем нор ма тив нос ти, вкус из бе га ет яв ной ко - ди фи ка ции, по зво ляя схва тить лишь на и бо лее об щие пра ви ла, вро де того, что, на при мер, уме ние раз би рать ся в до ро гом вине яв ля ет ся про из вод ным не толь ко от уров ня до хо дов, но и от ко ли чес тва и ка чес тва вре ме ни, ин вес ти ро ван но го в по лу че ние та ко го уме ния, что пред по ла га ет опре де лен ный уро вень об ра зо ва - ния и опре де лен ный об раз жиз ни, ко то рые, в свою оче редь, сви де т ельству ют об опре де лен ной клас со вой по зи ции. По э то му гла ва, по свя щен ная со ци о ло гии вку са, слу жит важ ным вкла дом в раз ви тие это го на прав ле ния со ци о ло ги чес ко - го те о ре ти зи ро ва ния. В кон тек сте ска зан но го ин те рес но, ка ко вы пред поч те ния укра ин цев в сфе ре ме диа — са мой мас со вой сфе ре куль тур но го по треб ле ния. Так, “ли де ры при вле - ка тель нос ти” те ле ви зи он но го по треб ле ния — ху до жес твен ные филь мы и но во - сти — су щес твен но утра ти ли в по пу ляр нос ти за пе ри од с 2007 по 2017 год. Пред - поч те ние те ле ви зи он ных но во стей чет ко кор ре ли ру ет с воз рас том рес пон ден тов, а не из мен но вы со ким оста ет ся ин те рес к раз вле ка тель ным про грам мам. С дру ги - 202 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, рецензии ми на блю де ни я ми и вы во да ми мож но озна ко мить ся под роб нее в со от ве тству ю - щей гла ве. Одна ко от дель но сле ду ет ска зать об уров не до ве рия к ме диа. На фоне в це лом не вы со ко го уров ня до ве рия к ин сти ту там, уро вень до ве рия к сре дствам мас со вой ин фор ма ции (те ле ви де нию, пре ссе, ра дио) дос ти га ет 15–25%, что тоже яв ля ет ся ско рее низ ким по ка за те лем. Ре ги он про жи ва ния и ма те ри аль ное бла го - сос то я ние семьи — са мые глав ные фак то ры до ве рия к ним: ме нее об ес пе чен ные до ве ря ют СМИ мень ше, жи те ли За пад но го ре ги о на — боль ше, если срав ни вать с осталь ны ми ре ги о на ми. Так же боль шее до ве рие к ме диа име ют люди стар ше го воз рас та и се льские жи те ли. В то же вре мя об ра зо ва тель ные и ген дер ные раз ли - чия не иг ра ют зна чи тель ной роли — что, по мо е му мне нию, ока за лось весь ма не - ожи дан ным ре зуль та том, а зна чит — от дель ным ин те рес ным пред ме том для ис - сле до ва ния. Инте рес но и по ли ти чес кое из ме ре ние до ве рия к СМИ. Не пе ре ска - зы вая всех ре зуль та тов, от ме чу, что, услов но го во ря, бо лее успеш ные и опти мис - тич ные люди боль ше до ве ря ют СМИ, чем ме нее успеш ные и пес си мис тич ные — тоже ин те рес ный кейс для бу ду щих ис сле до ва ний. Отдель ную часть со став ля ют раз мыш ле ния о куль тур ных тех ни ках в циф - ро вое вре мя. Это не ана лиз эм пи ри чес ких дан ных и даже не кон цеп ту а ли за ция про бле мы, но до воль но удач ное очер чи ва ние основ ных тем, раз ра бот ка ко то - рых пока не име ет дос та точ ных ре зуль та тов. Здесь речь идет об онлайн-ком му - ни ка ции и ме диа-ак ти виз ме, о те лес ных прак ти ках об ра ще ния с гад же та ми и ин вер сии пуб лич но го и час тно го, о ме диа-гра мот нос ти и ки бер-бе зо пас нос ти. Одно лишь об ра ще ние к этим те мам, вклю че ние их в со ци о ло ги чес кий дис - курс — важ ный шаг для даль ней ше го ана ли за укра ин ско го об щес тва. В этом кон тек сте ло ги чес ким про дол же ни ем упо мя ну тых тем яв ля ет ся ис - сле до ва ние се те вой-циф ро вой куль ту ры Укра и ны. По ре зуль та там от е чес твен - ных опро сов в 2015–2017 го дах дос туп к ин тер не ту име ли 63–64% взрос ло го на - се ле ния. Со от ве тству ю щее ко ли чес тво лю дей име ет и гад же ты, не об хо ди мые для дос ту па и ра бо ты в ин тер не те. В пла не со дер жа ния “вы хо да в ин тер нет” эм - пи ри чес кие ис сле до ва ния по ка зы ва ют, что на 2016 год по чти по ло ви на по льзо - ва те лей че рез него зна ко ми лись с но во стя ми, об ща лись в со ци аль ных се тях, ис - ка ли ин фор ма цию на раз лич ные темы. При этом ин тер нет-ак тив ность не пре - пя тству ет учас тию в куль ту ре в дру гих фор мах. С дру гой сто ро ны, если срав ни вать учас тие в куль тур но-до су го вых прак ти - ках в 2013 и 2017 го дах, то по чти все из них ста ли ме нее рас прос тра нен ны ми, кро ме ин тер нет-по льзо ва ния. Если крат ко, то при чи ной это го счи та ет ся не - хват ка либо средств (ме нее об ес пе чен ные груп пы), либо вре ме ни (бо лее об ес пе - чен ные). Инте рес но так же вы де ле ние пяти клас те ров по сти лю рас хо дов на то - ва ры куль тур но-до су го во го на зна че ния: — “Не-по тре би те ли то ва ров куль ту ры и до су га” (31%) — чаще это люди стар ше го воз рас та, с не вы со ким уров нем об ра зо ва ния и до хо да; не ред ко их про сто не ин те ре су ет куль тур ное по треб ле ние, по край ней мере, в пред ло жен ных фор мах; — “Интер нет и ал ко голь” (33,4%) — на зва ние клас те ра об услов ли ва ют основ ные статьи рас хо дов дан ной груп пы; чаще все го это муж чи ны, мо - ло дежь и люди сред не го воз рас та, жи те ли го ро дов со сред ним спе ци аль - ным или вы сшим об ра зо ва ни ем; — “Общи тель ные” (17,8%) — 85% из них рас хо ду ют день ги на под ар ки близ - ким к праз дни кам, име ют сред нее спе ци аль ное об ра зо ва ние, сред ний и стар ший воз раст, про жи ва ют в се лах, по сел ках и не боль ших го ро дах; — “Все яд ные и шо пе ры” (10,2%) — пре и му щес твен но мо ло дежь, жи те ли сто ли цы или круп ных го ро дов, об ес пе чен ные, с не пол ным вы сшим или Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 203 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, ре цен зии вы сшим об ра зо ва ни ем; рас хо ду ют день ги на под ар ки, кино, те атр, му зеи, вы став ки, кон цер ты, мод ную одеж ду, тех ни ку, спор тив ное сна ря же ние и т.п.; — “Мод ни ки и чи та те ли” (7,4%) — кни ги, жур на лы, под ар ки, мод ная одеж - да, пар фю ме рия, кино — основ ные статьи их рас хо дов в куль тур ной сфе - ре; чаще все го это ки ев ля не, об ес пе чен ные, жен щи ны, с вы сшим об ра зо - ва ни ем. Еще одна пред ло жен ная клас си фи ка ция ка са ет ся со от не сен нос ти с куль ту - рой (ре зуль та ты вы яв ле ны на осно ва нии 12 оце ноч ных суж де ний): Куль тур но-ком пе тен тные, ак тив ные типы: — “Инстру мен та лис ты” (17%) — счи та ют, что куль тур ная осве дом лен ность спо со бству ет жиз нен но му успе ху, ис поль зу ют ме диа, ува жа ют твор чес кие про фес сии, боль ше дру гих удов лет во ре ны сво ей жиз нью, не сут от ве тст - вен ность за по ло же ние дел в стра не; — “Эсте ты” (19%) — на слаж да ют ся про дук та ми куль ту ры и ис ку сства, при - зна ют ав то ри тет тра ди ции, пре бы ва ют в кур се куль тур ных со бы тий. Пов сед нев ные типы: — “Кон фор мис ты” (16%) — жа лу ют ся на не хват ку де нег и сво бод но го вре - ме ни, а так же на низ кое ка чес тво куль тур ной про дук ции; — “Иде о ло ги” (22%) — в це лом не ин те ре су ют ся со вре мен ной куль ту рой и куль тур ны ми со бы ти я ми, не сле дят за ними и не раз би ра ют ся в этом; — “Кри ти ки” (18%) — кри ти ку ют дос туп ную про дук цию, на ста и ва ют на вос пи та нии мо ло де жи в духе куль тур ных тра ди ций, на огра ни че нии рас - прос тра не ния про из ве де ний, не со от ве тству ю щих их цен нос тям. Куль тур но не при хот ли вые ин ди ви ды: — “Индиф фе рен ты” (8%) — люди, ко то рым труд но ори ен ти ро вать ся в со - вре мен ной куль ту ре, одна ко они со гла ша ют ся, что “куль ту ра и ис ку сство в со вре мен ной Укра и не ак тив но спо со бству ют раз ви тию и про цве та нию го су да рства”. Нас коль ко эти клас те ры устой чи вы, на сколь ко устой чи вы ми они бу дут в даль ней шем — эти воп ро сы пока не име ют от ве та. Сре ди про че го — то, о чем го - во ри лось в на ча ле кни ги: со сто я ние “emergency”, ощу ще ние не уве рен нос ти, не - опре де лен нос ти и вре мен нос ти на кла ды ва ет свой, пока что не из вес тно ка кой имен но, от пе ча ток на вос при я тие куль ту ры. Отдель ную сфе ру ис сле до ва ний со вре мен ной куль ту ры со став ля ет из уче - ние со ци аль ных се тей. Крат ко си ту а цию в Укра и не мож но опи сать так: 57,7% взрос ло го на се ле ния стра ны име ют ак ка ун ты в со ци аль ных се тях, пре и му щес т - вен но это мо ло дые люди, ко то рые про жи ва ют в го ро дах, име ют вы сшее или не - пол ное вы сшее об ра зо ва ние и сред ний или выше сред не го уро вень бла го сос то я - ния. Имен но по ка за те ли воз рас та, дос тат ка, об ра зо ва ния, мес то жи т ельства вли я ют на сте пень ис поль зо ва ния со ци аль ных се тей. На и бо лее по пу ляр ны ми в Укра и не в 2017 году ока за лись Facebook, Вкон так те, Однок лас сни ки, а так же Twitter и Instagram. Ха рак те рис ти ки по льзо ва те лей этих се тей в це лом из вес т - ны: Facebook и Twitter — бо лее об ра зо ван ная, бо лее ком пе тен тная и со ци аль но ак тив ная ау ди то рия (но во сти, ана ли ти ка, об суж де ние об щес твен ных со бы - тий), Вкон так те и Однок лас сни ки — чаще рус ско я зыч ные по льзо ва те ли (пре - об ла да ние об ще ния, от сле жи ва ние со бы тий у дру зей); Однок лас сни ки — стар - шая груп па, Вкон так те и Insta gram — млад шая. Осо бен нос ти ау ди то рий со ци - 204 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, рецензии аль ных се тей ска зы ва ют ся и на от ли чи ях в куль тур ном по треб ле нии в дру гих сфе рах, о чем чи та тель мо жет узнать из со от ве тству ю щей гла вы кни ги. Рас смот ре ние куль ту ры не мо жет быть по лным без суж де ний об ис ку сстве во об ще и со вре мен ном ис ку сстве в час тнос ти. В кни ге рас суж де ния дви жут ся вок руг од но го важ но го про ти во ре чия. С од ной сто ро ны, люди усмат ри ва ют в ис ку сстве опре де лен ный ре сурс для са мо раз ви тия, счи та ют его цен нос тью. С дру гой сто ро ны, кри те рии того, что яв ля ет ся ис ку сством, а что им не яв ля ет ся, оста ют ся, мяг ко го во ря, спор ны ми и не оче вид ны ми даже для спе ци а лис тов. Как же в та ком слу чае с этим спра вить ся? Как по тре би те лю вы брать ори ен тир “на сто я ще го ис ку сства”? В этих усло ви ях че ло век чаще все го об ра ща ет вни ма - ние на спо соб ность про из ве де ния пре жде все го раз вле кать, что с опре де лен ной точ ки зре ния впол не ло гич но. При ят но от ме тить, что дан ный вы вод под твер - жда ет вы во ды про шло год не го ис сле до ва ния зри те лей харь ков ских те ат ров1 о том, что на и бо лее по пу ляр ны ми жан ра ми яв ля ют ся клас си ка и ко ме дия. Пос лед нюю гла ву кни ги со став ля ет ряд кей сов, ко то рые ил люс три ру ют и до пол ня ют пред ы ду щие ана ли ти чес кие ре зуль та ты. Пер вый из них — о по треб ле нии но во стей. В этом кон тек сте пер вый воп рос ка са ет ся того, что та кое но во сти: в ка кой мере “но во сть” мо жет от ли чать ся от ее “под а чи”, от “ком мен та ри ев”, “оцен ки”, а зна чит — в ка кой мере но во сти мо гут быть об ъ ек тив ны ми. Вто рой воп рос — мера по треб ле ния но во стей. Опре де лен - ным по ка за те лем это го мо жет быть уро вень из бе га ния но во стей (по то му что они по ртят на стро е ние, при вле ка ют вни ма ние к тому, от чего хо те лось бы от - стра нить ся, и т.п.). Инте рес но, что ми ро вая тен ден ция за клю ча ет ся в том, что в на и ме нее ста биль ных стра нах уро вень из бе га ния но во стей на и выс ший, а в Укра и не си ту а ция про ти во по лож ная — вы со кий уро вень не ста биль нос ти и од - но вре мен но низ кий уро вень из бе га ния но во стей. Пот реб ля ют но во сти, сре ди про че го, что бы быть в кур се того, что важ но для тво ей груп пы — то есть речь идет об иден ти фи ка ции и вклю че нии в об щие кон тек сты. Так же важ но чу вство кон тро ля бла го да ря осве дом лен нос ти о том, что про ис хо дит вок руг, а зна чит — воз мож нос ти от ре а ги ро вать на угро зы. Это, ко неч но, не по лный пе ре чень мо ти - вов по треб ле ния но во стей, опи сан ных в гла ве. Вто рой кейс ка са ет ся раз ви тия фор ма тов но во стей о вой не. На осно ве со - пос тав ле ния те ле ка на ла ICTV и ин тер нет-по рта ла “Vice news” ав тор гла вы ак - ту а ли зи ру ет дис кус сии о при нци пах ра бо ты жур на лис тов в усло ви ях вой ны. Тре тий кейс по свя щен ме мам. Глав ная его идея за клю ча ет ся в ак цен ти ро ва - нии того, что ин тер нет-мемы слу жат яр ким при ме ром “учас тия в куль ту ре” не толь ко в ка чес тва по тре би те ля, но и в ка чес тве (со)твор ца куль тур но го про дук та. Чет вер тый кейс по свя щен со ци аль но му те ат ру вре мен Май да на. Изу чая при мер “Те ат ра угне тен ных” (“Theatre of the Oppressed”), со здан но го в фев ра ле 2014 года, ав то ры пы та ют ся сфор му ли ро вать и сфор ми ро вать методологиче - ский ап па рат для из уче ния со ци аль но го те ат ра во об ще. * * * Вмес то “оцен ки” ре зю ми рую свои основ ные впе чат ле ния. Одним из ин те рес ней ших за ня тий при чте нии кни ги была по пыт ка от ыс кать себя в сис те ме ко ор ди нат пред ло жен ных клас си фи ка ций. А если серь ез но, то яр - Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 205 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, ре цен зии 1 Про ект “Как (не) нуж но хо дить в те атр”, октябрь — но ябрь 2018, ме то ды — экс пер - тный опрос и мас со вый опрос (N = 300); фи нан со вая под дер жка Укра ин ско го куль тур - но го фон да, ру ко во ди тель ни ца про ек та С. Олеш ко, ис сле до ва те ли — С. Лу чик-Му си ез - до ва и А. Му си ез дов. кие и точ ные на зва ния клас те ров про во ци ру ют к ис поль зо ва нию их в дру гих ис - сле до ва ни ях, что яв ля ет ся одним из важ ных ша гов вос хож де ния к те о рии. Кни га пред став ля ет со бой бо га тое со бра ние ма те ри а лов — эмпириче ских и те - о ре ти чес ких — ко то рые рас кры ва ют со сто я ние куль ту ры укра ин ско го об щес т ва, об ра ща ясь к раз лич ным про яв ле ни ям и кон тек стам. Здесь речь идет и о “мо мен - таль ных сним ках”, и о ди на ми ке из ме не ний, и о тен ден ци ях, и о те о рии, ис то рии и ме то до ло гии. На этом ма те ри а ле очер че ны но вые темы и на прав ле ния раз ви тия “усто яв ших ся” те ма ти чес ких бло ков. С этой точ ки зре ния, мож но ска зать, что тема “Учас тие в куль ту ре: люди, об щнос ти, со сто я ния” рас кры та в по лной мере. Воз - мож но, еди нствен ное, чего лич но мне по рой не хва та ло, это реф лек сий над са мим по ни ма ни ем “куль ту ры” ав то ра ми кни ги. В час тнос ти, иног да скла ды ва лось впе - чат ле ние, что под куль ту рой име ет ся в виду ско рее сфе ра спе ци а ли зи ро ван но го “куль тур но го про из во дства”, про дук ты ко то рой пред ла га ют ся для по треб ле ния. Та кие реф лек сии мог ли бы до пол нить осу ще ствлен ные ис сле до ва ния, а воз мож но, по зво ли ли бы об ра тить вни ма ние на но вые и не при выч ные темы. Осо бую бла го дар ность хочу вы ра зить ав то рам кни ги за сво ев ре мен ность ее по яв ле ния как в об щем, так и в лич ном опы те. Я имею в виду, что, с од ной сто ро - ны, по след ний год от ме чен ря дом но вых ис сле до ва те льских про ек тов в сфе ре куль ту ры, в час тнос ти — фи нан си ро ван ных Укра ин ским куль тур ным фон дом. С дру гой сто ро ны, мне по вез ло учас тво вать в этом про цес се, и но вая ин те рес ная кни га по со ци о ло гии куль ту ры ока за лась весь ма со звуч ной мо е му ин те ре су. Ма те ри ал по сту пил 30.07.2019 ВИКТОР БУРЛАЧУК, äîê òîð ñî öè î ëî ãè ÷åñ êèõ íàóê, âå äó ùèé íà - ó÷íûé ñî òðóä íèê îò äå ëà ñî öè î ëî ãèè êóëü - òó ðû è ìàñ ñî âîé êîì ìó íè êà öèè Èíñòè òó òà ñî öè î ëî ãèè ÍÀÍ Óêðà è íû, Êèåâ По ли ти ка как про це ду ра ис ти ны & Бадью А. Пох ва ла політиці (Бесіди з Од Лан слен). Статті та вис ту пи / пер. з фр. А.Рєпи. — Львів: Ви дав - ниц тво Анетти Антоненко; Київ: Ніка-Центр, 2019. — 224 с. Пе ре вод на укра ин ский язык од ной из по след них ра бот вы да ю ще го ся фран - цуз ско го мыс ли те ля Алена Бадью пред став ля ет со бой зна чи мое яв ле ние в ин - тел лек ту аль ной жиз ни со вре мен ной Укра и ны. 206 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2019, 3 Со ци о ло ги чес кие из да ния: раз мыш ле ния, рецензии  В.Бур ла чук, 2019