«Троян» Слова о полку Игореве

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2010
Автор: Ставиский, В.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Інститут історії України НАН України 2010
Назва видання:Ruthenica
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/190777
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:«Троян» Слова о полку Игореве / В. Ставиский // Ruthenica. — 2010. — Т. 9. — С. 144-148. — Бібліогр.: 12 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-190777
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-1907772025-02-23T19:01:24Z «Троян» Слова о полку Игореве Ставиский, В. Замітки 2010 Article «Троян» Слова о полку Игореве / В. Ставиский // Ruthenica. — 2010. — Т. 9. — С. 144-148. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. 1995-0276 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/190777 ru Ruthenica application/pdf Інститут історії України НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Замітки
Замітки
spellingShingle Замітки
Замітки
Ставиский, В.
«Троян» Слова о полку Игореве
Ruthenica
format Article
author Ставиский, В.
author_facet Ставиский, В.
author_sort Ставиский, В.
title «Троян» Слова о полку Игореве
title_short «Троян» Слова о полку Игореве
title_full «Троян» Слова о полку Игореве
title_fullStr «Троян» Слова о полку Игореве
title_full_unstemmed «Троян» Слова о полку Игореве
title_sort «троян» слова о полку игореве
publisher Інститут історії України НАН України
publishDate 2010
topic_facet Замітки
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/190777
citation_txt «Троян» Слова о полку Игореве / В. Ставиский // Ruthenica. — 2010. — Т. 9. — С. 144-148. — Бібліогр.: 12 назв. — рос.
series Ruthenica
work_keys_str_mv AT staviskijv troânslovaopolkuigoreve
first_indexed 2025-11-24T13:01:55Z
last_indexed 2025-11-24T13:01:55Z
_version_ 1849676860837855232
fulltext 144 ЗАМІТКИ летописцев со своими источниками. Скорее всего, в контексте этого позднего интереса к местной старине и следует рассматривать конструирование допол- нительных биографических подробностей о Яне. Таким образом, основания считать Путяту братом Вышаты, признавать его участие в походе 1106 г., а данное сообщение в новгородских летописях аутен- тичным, более чем шаткие. 1 Прозоровский Д.И. О родстве св. Владимира по матери. Записки Императорской академии наук. Т. 5. СПб., 1864, 17–26; Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, 340–377; Лихачев Д.С. «Устные летописи» в составе Повести временных лет. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986, 113–136. В общих чертах ее недавно поддержал Т.В. Гимон, см.: Гимон Т.В. Янь Вышатич и его предки: Новые соображения. Восточная Европа в древности и средневековье: Устная традиция в письменном тексте: XXII Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. 14–16 апреля 2010 г., Москва. Мат-лы конф. М., 2010, 60–66. 2 Его критика: Поппэ А. Феофана Новгородская. Новгородский исторический сборник, 6(16), СПб., 1997, 107. 3 Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963, 204. 4 Поппэ А.В. А.А. Шахматов и спорные начала русского летописания. Древняя Русь: вопросы медиевистики, № 33. М., 2008, 80–82. Ср.: Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940, 18. Также на тему родословной Свенельда: Поппэ А.В. Родословная Мстиши Свенельдича. Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974, 64–91. 5 Михеев С.М. Разыскания по истории текста «Повести временных лет» (рукопись), 149–150. 6 Кстати, о Вышате после 1064 г. нет никаких известий, из чего можно заключить, что он скончался вскорости после этой даты. 7 Бестужев-Рюмин К.Н. О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868, 21. 8 Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова). БЛДР. Т.1. СПб.: Наука, 1997, прим. 550. Теоретически, ничего невероятного в том, что Янь в глубокой старости участвовал в походе, нет. Собственно, непосредственно следующее сообщение — о его смерти сразу же после похода. Если бы речь шла о двух различных персонажах — некоем Яне, ходившем в поход, и Яне, близком знакомце автора, умершим после похода — летописец (весьма внимательный к Яню и его семейству) не приминул бы как-то обозначить это обстоятельство. 9 ПСРЛ 5,1: 157. 10 См.: Толочко А.П. Происхождение хронологии Ипатьевского списка Галицко-Волынской лето- писи. Palaeoslavica (XIII, 1, 2005), 94–97. 11 ПСРЛ 1: 208. 12 ПСРЛ 2: 275. 13 Вилкул Т.Л. Новгородская первая летопись и Начальный свод. Palaeoslavica (XI, 2003), 20–34; Толочко А.П. Краткая редакция «Правды Руской»: происхождение текста. К., 2009, 69–70. Вадим Аристов «Троян» Слова о полку Игореве Каждое время создает образы, функционирующие в русле его культуры, понят- ные людям этой культуры. Лексически сформулированные, они становятся до- стоянием литературного процесса, зачастую создавая сложности в понимании для позднейших читателей. Если разрыв между культурами велик в силу времен- ных или исторических обстоятельств, либо образ имеет узкое применение, его понимание становится весьма затруднительным. Для того же, чтобы его все же 145ЗАМІТКИ адекватно осмыслить, нужно принять во внимание особенности той культурной среды, в которой он, по нашему предположению, возник. Специалисты как раз и занимаются адаптацией сложно понимаемых образов прошлого к современным представлениям, облегчая их понимание современниками. Бывают, однако, слу- чаи, когда наука «сбоит», превращая процесс научной адаптации литературно- го текста в хаотический процесс, похожий больше на «броуновское движение», и исследователи как бы соревнуются в неожиданности, а зачастую нелепости предлагаемых объяснений. Я бы даже сказал, что существуют отдель ные текс- ты, которые по каким-то причинам обладают некоей мистической способностью втягивать в такой бессмысленный процесс не только легко возбудимых дилетан- тов или профессиональных авантюристов, но и зрелых ученых, в иных случаях не опускающихся до легкомысленных предположений. К числу таких литературных произведений, к сожалению, относится Слово о полку Игореве. В нем, в частности, четырежды употреблено прилагательное «Тро- яни», которое обычно печатается с заглавной буквы, но в специальной статье «Эн- циклопедии «Слова о полку Игореве», очевидно, для создания большей правдопо- добности оригинальной концепции автора статьи оно представлено c прописной1. Между тем, большинство ученых считают это прилагательное производным от имени собственного «Троян», а Н.М. Карамзин уже в 1816 г. высказал мнение о том, что речь в Слове идет о римском императоре Траяне2. Вслед за этим после- довало множество других предположений, в большинстве случаев выходящих за рамки научных методов, а иногда и здравого смысла. Их многочисленность и не- ожиданность даже вынудили автора обзорной статьи из «Энциклопедии» прибег- нуть к созданию специальной классификации. Произведенный анализ основных мнений по данному вопросу продемонстрировал, что идея Н.М. Карамзина не может быть признана обоснованной только лишь по причине того, что она никак не объясняет смысла упоминаний о «веках Трояна» и «седьмого века Трояна»3. В данной заметке попытаемся исправить этот недостаток. Еще раз напомним, что автор Слова о полку Игореве с особым вниманием от- носился к апокалиптическим идеям. Об этом свидетельствует его обращение к тексту св. Ипполита Римского Слово о Христосѣ и о антихристе, в славянском переводе известном в рукописи XII в.4 Одной из характерных особенностей этого вида литературных текстов был интерес к расчетам, с помощью которых можно было определить близость конца света. С этой точки зрения вызывает интерес единственная хронологическая выкладка в Слове о полку Игореве — «унылы го- лоси, пониче веселие … на седьмомъ вѣцѣ Трояни». По данному поводу харак- терно мнение В.Н. Перетца, который считал, что «вираховувати, що визначають ці «7 віків», — річ даремнісінька», хотя и обратил внимание на интерес к цифре 7 со стороны Апокалипсиса (7 чаш гнева, 7 ангелов, 7 печатей и т.д.)5. В Слове святого Ипполита об антихристе, в этом самом важном сочинении на апокалиптическую тему во всей патристической литературе, написанном ок. 200 г. и хорошо известном древнерусскому читателю в славянском переводе, дается пояснение на стих пророка Даниила (Дан. 9:27) с хронологическими рас- четами конца света: 146 ЗАМІТКИ Ïîêàæåòü æå íàìú äàíèëú. ïðåäúëîæåíàÿ. Ãëzåòü áî è ïîëîæèòü çàâýòú ìíîãûèìú. päíà ñåäìîðèöà. è áîÓäåòü âú ïîëîÓñåäìîðèöà âúçüìåòüñ ђß ìúíý æüðòâà è ïîëèàíèp. ÅäèíîÓ îÓáî ñåäüìîðèíîÓ. ðåêú ïîñëýäüíþþ. pæå íà êîíüöü âñåãî ìèðà. õîòßùîÓþ áûòè ñúêàçàëú pñòü. pèæå ñåäìîðèíý ïîëú ïðèèìåòà Îáà ïðzðêà. Åíîõú. è Èëèà. Ñèÿ áî ïðîïî- âýäàòè èìàòà6. Св. Ипполит специально подчеркивает, что «седьморина» будет одна. Возможно, акцентирование внимания св. Ипполитом на этой детали повлия- ло на возникновение образа «седьмого века» в Слове о полку Игоревом. Блаженный Августин, анализируя другое пророчество Даниила (Дан. 12:11) об окончании времени, которое настанет после того, как «възметься жьртва», т. е. времени гонений христиан от антихриста, сокрушается о том, что, когда речь идет о царстве Антихриста… имеющем продержаться небольшой период времени… год, два года и полгода… На латинском языке выражение «времена» (tempora) представляется … неопределенным. Но оно употреблено в двойствен- ном числе, которого у Латинян нет, как есть оно у Греков … Выражение «вре- мена» употреблено следовательно так, как если бы было сказано: два времени (duo tempora)7. Как мы помним, в Слове о полку Игореве Троян как раз и упоминается в этом грамматическом контексте «времен» и «лет»: «были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля». То есть, употребленная автором Слова форма двойственного числа существительного лѣта, очевидно, восходит к устойчивому фразеологизму, ха- рактеризующему «последние времена» в каком-то греческом тексте. Сверх этого, блаженный Августин утверждает, что ошибаются те, которым кажется будто Церковь до времени Антихриста не будет испытывать больше гонений, кроме того числа их, то есть десяти, какие уже испытывала, так что одиннад- цатым и последним будет якобы гонение от Антихриста. Ибо первым гонением считают то, которое было от Нерона, второе — от Домициана, третье — от Траяна… десятое — от Диоклетиана и Максимилиана»… хотя думающие так с видимой тонкостью и остроумием сопоставляют каждую казнь [имеются в виду египетские казни — В.С.] с каждым из гонений, но не по пророческому духу, а по догадке человеческого ума8. Первое, что очевидно, что Августин полемизировал со своим оппонентом, опираясь на сочинение св. Ипполита Римского, бывшего и остающегося самым авторитетным толкователем апокалиптической информации. Более того, может быть установлена и формальная связь между двумя текстами. Так, в самом нача- ле Слова о Христосе автор подробно обосновывает сущность пророческого дара Ñèè áî äõzìü ïðzð÷üñêûìü âüñè ñúâüðøåíè. […] ïðzðêú ñß ïðîðîêú íàðå÷åòü. ðàçâý ÿêî äõzìü ïðîçüðßøå áîÓäîÓùàÿ […] áåñýäîÓpìú. íå § ñâîpãî ïîìûøëåíèÿ9. Второе, что «лѣта Ярославля», о которых говорится в Слове о полку, это, очевидно, аллюзия на устойчивое представление о периоде непродолжительного господства анти- христа, которое наступит после предсказанных св. отцами десяти гонений на 147ЗАМІТКИ христиан, переданная автором Слова о полку в форме, свидетельствующей о его знакомстве с греческим первоисточником. Эта последовательность событий и отражена в Слове о полку — «были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля». Сле- довательно «вѣчи Трояни» — это образ «десяти гонений». Мнение о том, что «десятое гонение» будет и последним перед приходом антихриста, с чем был не согласен Августин, составляло в его время предмет богословского спора. Во всяком случае с мнением о «десяти гонениях», пред- шествующих приходу антихриста, с которым полемизировал блаженный Авгус- тин, мы и связываем отсылку автора к «веку Трояна», при котором происходило третье гонение на христиан. А значит, выражение «на седьмом вѣцѣ Трояни» надо понимать как указание на то, что описываемые события, автором Сло- ва соотносятся с седьмым «гонением» после гонения при императоре Траяне. То есть, «седьмой век Траяна» является десятым и последнем перед гонением от антихриста, насыщенным всевозможными неблагоприятными предзнамено- ваниями, предвещающими наступление апокалипсиса. «Век» в данном случае надо понимать как обозначение события-вне-времени, т. е. события, в котором обычное время теряет свою форму и привычные земные ориентиры, а выраже- ние «вѣчи Трояни» — как аллегорию всех десяти гонений. Значит, по мнению автора Слова, вводившего таким образом русскую ис- торию в контекст истории всего человечества, десятое гонение было, когда «на седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребiй о дѣвицю себѣ любу». Один- надцатое гонение, с которым связывался приход антихриста, — это «лѣта Яро- славля» с сопровождавшими их характерными признаками усиления «мьрзости пагубѣ» («въстона тугою … тоска разлияся … печаль жирна тече»). В таком случае, следуя апокалиптической хронологии, мы вынуждены будем предпо- ложить, что все события, сопутствующие походу князя Игоря, автором Слова о полку было предложено рассматривать в свете идеи о Втором Пришествии. Это предположение позволяет нам понять всю художественную систему Слова о полку Игореве, но его обоснование выходит за рамки данной заметки. Итак, выбор эпохи императора Траяна в качестве хронологической точки отсчета начала апокалиптических предзнаменований был сделан автором Сло- ва не случайно. Напомним, что в русле широко известной концепции о десяти гонениях только от нее можно было начинать отсчет единственной и «послед- ней седьморины» перед пришествием антихриста, авторитетно обоснованной св. Ипполитом в известном древнерусском переводе ХII в. Возможно, что каким-то образом на возникновение образа «седьмого века» повлияло развитие этих событий, описываемых в «Апологетической поэме» Коммодиана, жившего в сер. III в.: Много знамений дано для грядущих несчастий, Но началом конца будет седьмое гонение наше10. В поэме имеется в виду общеимперское преследование христиан в 250 г. при императоре Деции, вошедшее под тем же порядковым номером в церков- 148 ЗАМІТКИ ную историю, и ставшее с течением времени некоей литературной формулой не без влияния пророчества Даниила — «сердце зверино, дастся ему и седмь временъ измѣнятся надъ нимъ» (Дан. 4: 15). Кстати, это произведение Коммо- диана интересно тем, что в нем упомянуты готы, в 251 г. перешедшие Дунай и вторгнувшиеся на Балканы, как предвестники освобождения христиан. Такая их оценка противоречит Откровению Иоанна11, но, возможно, объясняет, почему в Слове о полку Игореве освобождение князя Игоря из плена ознаменовывается тем, что «дѣвици поютъ на Дунаи». Небезынтересна и другая аллюзия текста Слова о полку на это произведение — «се у Римъ кричатъ под саблями Половецкыми», — место, не имеющее внятного пояснения. У Коммодиана это выглядит так: Вот, уж стучится в дверь мечом опоясанный… Он устремится на Рим со многими тьмами язычников… Узнают зло те, которые преследовали избранных, — Пять месяцев будут стонать они под врагом12. Итак, мы не видим оснований и дальше подвергать сомнению гипотезу Н.М. Ка рамзина о том, что в «Трояне» Слова о полку следует видеть римского императора. В Слове он упомянут в контексте апокалиптических идей, что поз- воляет связывать происхождение этого образа с литературой апокалиптическо- го содержания, в число которой несомненно входили труды видного богослова конца II — перв. пол. III ст. св. Ипполита Римского, пользовавшиеся необычай- ной популярностью у древнерусского читателя. 1 Троян в «Слове». Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 5. СПб., 1995, 131. 2 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. Гл. 2. Прим. 69. 3 Троян в «Слове», 133. 4 Ставиский В. И. Мировоззрение автора «Слова о полку Игореве» и культура его времени. ТОДРЛ. Т. 43. Л. 1990, 133–135. 5 Перетц Володимир. «Слово о полку Ігоревім». Пам’ятка феодальної України-Русі ХІІ віку. Вступ. Текст. Коментар. К., 1926, 290. 6 Слово святого Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку ХII в. Под ред. К. Невоструева. М., 1868, 63. 7 Августин Блаженный. О граде Божием. Учение об антихристе в древности и средневековье. Сост., вступ. статья, коммент. и указ. Б. Г. Деревенского. СПб., 2000, 352. 8 Августин Блаженный. О граде Божием, 345. 9 Слово святого Ипполита, 4–6. 10 Коммодиан. Апологетическая поэма. Учение об антихристе в древности, 263. 11 Коммодиан. Апологетическая поэма, 263, прим. 199. 12 Коммодиан. Апологетическая поэма, 263–264. Вадим Ставиский