Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях
Saved in:
| Date: | 2008 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
2008
|
| Series: | Музейний збірник |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/20596 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях / М. Ланг // Музейний збірник: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2008. — С. 107-110. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-20596 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-205962025-02-09T14:55:15Z Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях Ланг, М. 2008 Article Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях / М. Ланг // Музейний збірник: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2008. — С. 107-110. — рос. XXXX-0071 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/20596 ru Музейний збірник application/pdf Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| format |
Article |
| author |
Ланг, М. |
| spellingShingle |
Ланг, М. Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях Музейний збірник |
| author_facet |
Ланг, М. |
| author_sort |
Ланг, М. |
| title |
Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях |
| title_short |
Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях |
| title_full |
Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях |
| title_fullStr |
Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях |
| title_full_unstemmed |
Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях |
| title_sort |
пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях |
| publisher |
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України |
| publishDate |
2008 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/20596 |
| citation_txt |
Пропаганда культурного наследия посредством раскрытия его сущности и создания положительной картины в музеях / М. Ланг // Музейний збірник: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2008. — С. 107-110. — рос. |
| series |
Музейний збірник |
| work_keys_str_mv |
AT langm propagandakulʹturnogonaslediâposredstvomraskrytiâegosuŝnostiisozdaniâpoložitelʹnojkartinyvmuzeâh |
| first_indexed |
2025-11-27T01:54:17Z |
| last_indexed |
2025-11-27T01:54:17Z |
| _version_ |
1849906656817709056 |
| fulltext |
107
Швед ар тур ха це ли ус – ос но ва тель
скан се на, пер во го му зея под отк ры тым
не бом – обос но вы вал це ле со об раз ность
соз да ния му зея но во го ти па тем, что не об-
хо ди мо сох ра нить ту жиз нен ную сре ду,
ко то рая быс тро раз ру ша ет ся в свя зи с
ин дус три а ли за ци ей и ур ба ни за ци ей. он
пы тал ся вос соз дать сво е об раз ный мик ро-
кос мос, не кий ро ман ти чес кий оа зис, где
бы ли бы соб ра ны под во рья, от ра жа ю щие
ис кон но крес тьян ский эс те ти чес кий вкус
и ра ци о наль ность; где жизнь те чёт сво им
че ре дом, от ра жая не пов то ри мый ду хов-
ный и ма те ри аль ный мир прош ло го. в
1891 г. в сток голь ме и был соз дан по доб-
ный му зей. пос ле это го в ев ро пе му зеи
под отк ры тым не бом ста ли по яв лять ся,
как гри бы пос ле дож дя.
из вес тно, что ос нов ной за да чей боль-
шинс тва му зе ев под отк ры тым не бом ста-
ло сох ра не ние и экс по ни ро ва ние ис че за ю-
щей ар хи тек ту ры. му зеи под отк ры тым
не бом со би ра ли зда ния по доб но дру гим
му зе ям, кол лек ци о ни ру ю щим ис то ри чес-
ки цен ные пред ме ты. идея а. ха це ли у са о
це лос тном мик ро кос мо се не из беж но наш-
ла вы ра же ние толь ко в от дель ных об лас-
тях жиз не де я тель нос ти, та ких, как раз но-
об раз ные на род ные про мыс лы, при ё мы
руч но го тру да, тра ди ци он ная одеж да и
пи ща, до маш ние жи вот ные, фоль клор ная
де я тель ность (тан цы, пес ни, инс це ни ро ва-
ние ри ту а лов) и т. д. та ким об ра зом, му зей
при по мо щи экс по на тов мо жет “го во рить”
о раз ных сфе рах жиз ни, умень шая скон-
цен три ро ван ность на объек тность экс по-
на тов.
в му зее под отк ры тым не бом де монс-
тра ция тра ди ци он но го ук ла да жиз ни и
на род ных про мыс лов яв ля ет ся дос туп ной
и по нят ной для сов ре мен но го по се ти те ля.
во мно гих му зе ях мож но при нять не пос-
ред ствен ное учас тие в де монс тра ции,
трак тов ка бы то вых ус ло вий со от ветс тву-
ет сво е му вре ме ни и прет во ря ет ся в жизнь
в сво ей ес тес твен ной сре де. Но всё же она
по нят на по се ти те лю ими та ци ей ис то рии (в
хо ро шем смыс ле это го сло ва). по се ще ние
му зея оп рав ды ва ет се бя в та ком слу чае
че рез эм пи ри чес кое поз на ние. пос лед нее
все ля ет по се ти те лю зна ние, что на ши
пред ки про во ди ли свою жизнь сог лас но
ис то ри чес ким воз мож нос тям и жиз нен-
ным убеж де ни ям, так как это бы ло тог да
единс твен но пра виль ным и ра ци о наль-
ным, од на ко не иск лю ча ло воз мож нос ти
ид ти в но гу со вре ме нем. то, что в сов ре-
мен ном ми ре че ло век де ла ет на свой ма нер,
яв ля ет ся воп ро сом раз ви тия, сви де тельс-
тво это го – пред ме ты и ве щи, ха рак тер ные
на ше му вре ме ни. та ким об ра зом, му зеи
под отк ры тым не бом вы пол ня ют свою мис-
сию – зна ко мят с ис то ри ей и её про цес са-
ми, рас ска зы вая на по нят ном нам язы ке.
для му зе ев го раз до бо лее проб ле ма-
тич на ин тер пре та ция ду хов ной куль ту-
ры, т. к. она не от но сит ся к пред мет но му
ми ру, и для зри те ля от сутс тву ют ес тес-
твен ные ис то ри чес кие точ ки опо ры. уст-
ное на род ное твор чес тво до хІх в. не
яв ля лось в пов сед нев ной жиз ни крес тьян
ка ким- то са мос то я тель ным яв ле ни ем.
пре да ния, за гад ки, ле ген ды, ска за ния,
ри ту а лы, пес ни, тан цы соп ро вож да ли
че ло ве ка на про тя же нии всей жиз ни.
од ним сло вом, ду хов ное куль тур ное нас-
ле дие свя за но с пов сед нев нос тью, с креп-
ким чувс твом единс тва, сво бод ным от
ры ноч ных от но ше ний, где важ на не ху до-
жес твен ность ис пол не ния, а ду хов ное
еди не ние. оно, имея скры тые це ли, нап-
рав ле но в бу ду щее, пе ре да ёт кол лек тив-
ное мыш ле ние и ми ро о щу ще ние.
Но в хх в. ду хов ное тра ди ци он ное
нас ле дие при тер пе ло боль шие из ме не-
ния. из- за из ме не ния ми ро о щу ще ния всё
это уш ло из пов сед нев ной жиз ни, пре об-
ра зи лось в бо лее при выч ную для всех нас
те ат ра ли зо ван ную куль ту ру, где ак тив-
ное мень шинс тво пред ла га ет свои на вы-
наУкове вИданнЯ
пропагаНда культурНого НаследиЯ посредством
раскрЫтиЯ его суЩНости и создаНиЯ
положительНой картиНЫ в музеЯх
Ìåðèêå Ëàíã (ã. Òàëëèí)
108
м. ланг
ки, как то вар, пас сив но му боль шинс тву, т.
е. ау ди то рии. то же са мое про ис хо дит и в
сре де му зея под отк ры тым не бом. ес ли
мы пе ре не сем прос тое из ло же ние ду хов-
ной куль ту ры в те ат ра ли зо ван ный по каз,
то и дейс твие ста нет со от ветс твен но сце-
ни чес ким. зри тель, ис хо дя из собс твен но-
го опы та, те ря ет чувс тво хро но ло ги чес-
кой дис тан ции, ок ру же ние прев ра ща ет ся
иск лю чи тель но в ку ли су, та ким об ра зом
ме ня ет ся и смыс ло вое по ни ма ние пред-
став ле ния. пас сив ный зри тель ви дит и
це нит толь ко ху до жес твен ный ре зуль-
тат, всё дейс твие про ис хо дит с его точ ки
зре ния в сов ре мен ной плос кос ти. куль-
тур ное нас ле дие в этом слу чае трак ту ет-
ся, как ху до жес твен ный объект, и вос-
при я тие зри те ля не под чи ня ет ся пред ви-
ден ным це лям му зе о ло гии. Это оз на ча ет
пе ре ход на раз вле ка тель ный уро вень, что
под ры ва ет в той или иной сте пе ни мис-
сию му зея в про па ган де не зыб ле мых цен-
нос тей на род ной куль ту ры. при этом
нуж но ещё учи ты вать, что та ким об ра зом
му зей вхо дит во все воз рас та ю щую внеш-
нюю кон ку рен цию в куль ту ре.
сле ду ет от ме тить, что в го раз до луч-
шем по ло же нии на хо дят ся те стра ны, чья
де ре вен ская об щи на силь на, чья тра ди ци-
он ная куль ту ра яв ля ет ся час тью пов сед-
нев ной жиз ни, а так же от но сит ся к не ос-
по ри мым при о ри те там в го су дарс твен ной
куль тур ной и об ра зо ва тель ной по ли ти ке.
Эс тон ское об щес тво, ко то рое отк ры то все-
му но во му и ме ня ет ся в за ви си мос ти от
раз ных ве я ний, к чис лу та ких стран не
от но сит ся. в мо дер ни зи ру ю щем ся или
пос т мо дер ни зи ру ю щем ся об щес тве,
та ком, как Эс то ния, роль му зе ев в про па-
ган де на род ной куль ту ры ус лож не на. Эта
де я тель ность тре бу ет бо лее обос но ван ных
и про ду ман ных ша гов. Не об хо ди мо соз-
дать мо дель, ко то рая не зат ра ги ва ла бы
нап ря мую со дер жа ния, но ис поль зо ва ла
бы, так ска зать, его “сер ви ров ку” и та ким
об ра зом под дер жи ва ла бы пот реб ность в
на ци о наль ных цен нос тях. по доб ные ме то-
ды мы ча ще все го встре ча ем в сов ре мен-
ном биз не се и рек ла ме. и хо тя че ло век из
ми ра куль ту ры пло хо вос при ни ма ет все
то, что хоть ка ким- то об ра зом свя зан о с
биз не сом, имен но в этой об лас ти вы ра бо-
та на ме то ди ка, как ак цеп ти ро вать свои
мыс ли у пот ре би те лей, и как зас та вить
се бя це нить. сле ду ет от ме тить, что не
всег да боль шие день ги иг ра ют в этом свою
роль. рас смот рим эти проб ле мы бо лее
уг луб лен но.
про па ган да че го- ли бо яв ля ет ся
ак тив ной пе ре да чей кон крет ной ин фор-
ма ции сво е му пар тнё ру, рек ла мой или
по пыт кой к на ча лу ди а ло га. в этом ди а-
ло ге нуж но най ти об щий язык, а так же
упот реб лять бо лее эф фек тив ные ка на-
лы для пе ре да чи ин фор ма ции. со об ще-
ние дол жно быть сфор му ли ро ва но так,
что бы оно дош ло до ад ре са та, нес мот ря
на ог ром ный по ток дру гой ин фор ма ции
– дать по нять, что му зей на де ет ся удов-
лет во рить оп ре де лён ные пот реб нос ти.
при об суж де нии че ло ве чес ких
по треб нос тей час то за ос но ву бе рут
пи рами ду ие рар хий, пред ло жен ную
осно ва те лем гу ма нис ти чес кой пси хо-
ло гии аб ра ха мом мас лоу в 1943 г.
хо тя пос ле до ва те ли куль тур ной ант ро-
по ло гии час то уп ре ка ют эту те о рию в
чрез мер ной од нос то рон нос ти, её ак тив-
но при ме ня ют в уче ни ях о ком му ни ка-
пот реб Нос ти
в са мо ре а ли за ции
(раз ви тие сво их спо соб нос тей
и ис поль зо ва ние по тен ци а ла)
ког Ни тив НЫе
и Эс те ти Чес кие
пот реб Нос ти
(в по ряд ке, спра вед ли вос ти,
кра со те, сим мет рии)
фи зи о ло ги Чес кие пот реб Нос ти
(пи ща, во да, кис ло род, сон и т.п.)
пот реб Нос ти в бе зо пас тНос ти
(фи зи Чес кой
и пси хо ло ги Чес кой)
(пот реб ность чувс тво вать се бя уве рен но,
безо пас но; ма те ри аль но обес пе чен ным)
пот реб Нос ти в лЮб ви
и при Над леж Нос ти
(пот реб ность в при вя зан нос тях, люб-
ви, при час тнос ти к груп пе)
пот реб Нос ти
в ува же Нии
(в одоб ре нии, бла го дар нос ти,
приз на нии, ком пе тен тнос ти)
109
ции и рек ла ме. На са мой ниж ней сту пе-
ни пи ра ми ды а. мас лоу на хо дят ся
ос нов ные фи зи о ло ги чес кие пот реб нос ти
че ло ве ка. да лее – пот реб ность в бе зо-
пас нос ти, пот реб ность в люб ви и при-
над леж нос ти, пот реб ность в ува же нии,
со ци аль ном приз на нии. На вер ши не
пи ра ми ды сто ит удов лет во ре ние ког ни-
тив ных и эс те ти чес ких пот реб нос тей, а
так же пот реб ность са мо ре а ли за ции.
Че ло век удов лет во ря ет свои пот реб нос-
ти, дви га ясь от ос но ва ния пи ра ми ды к её
вер ши не.
су щес тву ет мне ние, что куль тур ная
сре да от ве ча ет за удов лет во ре ние пот-
реб нос тей, на хо дя щих ся в вер хней час ти
пи ра ми ды. од на ко на вер ши не пи ра ми ды
не так мно го мес та, а пред ло же ний об
удов лет во ре нии куль тур ных пот реб нос-
тей – мно го, и раз ных. в этой сфе ре кон-
ку рен то с по соб ность му зе ев, по срав не-
нию с дру ги ми, низ ка. ре ду ци руя ин тер-
пре та цию ду хов ной куль ту ры со от ветс-
тву ю ще го вре ме ни до сце ни чес кой про-
па ган ды куль тур но го нас ле дия, мы ос лаб-
ля ем свои воз мож нос ти по удов лет во ре-
нию пот реб нос тей, на хо дя щих ся на вер-
ши не пи ра ми ды, как уч реж де ние взяв-
ше го на се бя раз вле ка тель ную роль,
за пол ня ю щее до суг по се ти те лей. пе ре да-
вая кон крет ную ин фор ма цию, мы в та ком
слу чае скон цен т ри ру ем ся не на це лос-
тной мис сии, а толь ко на от дель ных ви дах
тор го вых ма рок – боль шие ме роп ри я тия
или фес ти ва ли, ко то рые по сво ей сущ-
нос ти из на чаль но нап рав ле ны на мас со-
во го зри те ля, прив ле кая сво ей внеш ней
атт рак тив нос тью. од на ко это свя за но и с
боль шим ком мер чес ким рис ком.
ко неч но, я ни в ко ем слу чае не хо чу
от ри цать не об хо ди мость про ве де ния
куль тур ных ме роп ри я тий в боль шом
фор ма те имен но на тер ри то рии му зея
под отк ры тым не бом; од на ко хо чу от ме-
тить, что с точ ки зре ния про па ган ды
куль тур но го нас ле дия речь идёт боль ше
о том, что бы под дер жать и соз дать воз-
мож нос ти для раз ви тия уже су щес тву-
ю щих де я те лей, чем о том, что бы це ле-
на прав лен но вос пи тать зри те лей. имен-
но пос лед нее обес пе чи ло бы в на ше вре-
мя не об хо ди мую и нуж да ю щу ю ся в пос-
то ян ной под дер жке ат мос фе ру, где
це нит ся на род ная куль ту ра, как еди ни-
ца пе ре да чи ин фор ма ции, не об хо ди мой
для вы жи ва ния бу ду щих по ко ле ний.
Нем но го сто ит заг ля нуть за рам ки
уз кой куль тур ной сре ды. в сов ре мен ном
гло ба ли зи ру ю щем ся ми ре биз не са в ус ло-
ви ях быс тро рас ту щей кон ку рен ции ста-
ли от ка зы вать ся от по пу ля ри за ции
от дель ных тор го вых ма рок. за ме ча ли ли
вы, ка ким об ра зом, нап ри мер, рек ла ма
спор тив ной одеж ды и её про па ган да скон-
цен три ро ва на не на от дель ной про дук ции,
а на сти ле жиз ни, для ко то ро го ха рак тер-
но быть мо ло дым, сво бод ным, здо ро вым; и
толь ко как- буд то меж ду про чим, упо ми-
на ет ся о том, ка кая одеж да под хо дит для
та ко го сти ля жиз ни, и ка кая биз нес- кор-
по ра ция её пред ла га ет. воз ни ка ет воп рос,
как в му зе ях от но сят ся к мыс ли о том, как,
нап ри мер, мо ло дёжь мог ла бы ис поль зо-
вать зна ния о куль тур ном нас ле дии, в чём
зак лю ча ет ся цен ность зна ний о на ци о-
наль ной куль ту ре, или что по се ти те ли
мог ли бы по лу чить от боль шо го те ат ра ли-
зи ро ван но го фес ти ва ля, кро ме ми мо лёт-
ных эмо ций? Я ду маю, что это не дол жно
быть иск лю чи тель но до су гом и пе ре жи ва-
ни я ми, т. к. уме ние це нить куль ту ру сво е-
го на ро да – это стиль жиз ни. Это сим во ли-
чес кий ка пи тал, ко то рый дол жна иметь
каж дая куль ту ра (упо ми наю тут уче ние
фран цу за пье ра бор дё). здесь мож но про-
вес ти па рал лель с т. н. дви же ни ем “зе лё-
ных”, чей об раз мыш ле ния счи та ет ся в
ми ре од ной из са мых прог рес сив ных со ци-
аль ных по зи ций. Но воз мож но ли рас-
смат ри вать че ло ве ка и при ро ду как про-
бле ма тич ных пар тнё ров от дель но друг от
дру га? Нель зя же их со су щес тво ва ние
изу чать по от дель нос ти. во вся ком слу чае
нуж но бу дет сю да до ба вить и куль тур но-
ис то ри чес кую тра ди цию, т. е. про па ган ду
все го раз но об ра зия куль тур но го нас ле дия
в ши ро ком смыс ле это го сло ва.
в смыс ле пи ра ми ды ие рар хий мас лоу
му зеи мог ли бы ви деть се бя в ро ли пе ре-
да ю щих не об хо ди мые на вы ки для фор-
ми ро ва ния оп ре де лён но го сти ля жиз ни,
ко то рый со от ветс тву ет ин ди ви ду аль ной
пот реб нос ти в бе зо пас нос ти че рез са мо о-
цен ку и оцен ку об щес тва; пот реб нос ти в
при над леж нос ти че рез уме ние иден ти-
фи ци ро вать ся во внеш ней сре де; пот реб-
пропаганда кУльтУрного наследИЯ
110
м. ланг
нос ти в ува же нии, опи ра ясь на до ве рие
оп ре де лён ной груп пы. та ким об ра зом,
кон ку рен тос по соб ность му зе ев по срав-
не нию с раз ны ми ви да ми изящ ных
ис кусств на хо дит ся на са мых ниж них
сту пе нях в пи ра ми де мас лоу. имен но,
ис хо дя из это го, му зей дол жен на по ми-
нать о се бе.
ко неч но, мы не мо жем ожи вить тра ди-
ци он ную ду хов ную куль ту ру, т. к. не нуж-
да ем ся в му зе о ло ги зиро ван ном об щес тве.
про па ган да куль тур но го нас ле дия – это
прив не се ние в пов сед нев ную жизнь цен-
нос тей на род ной куль ту ры. Это идея то го,
как че ло век мог бы пре о до леть слож нос ти
сов ре мен ной жиз ни. возь мем, к при ме ру,
пер вую при шед шую на ум пос ло ви цу или
на род ную пес ню, ко то рые в том или ином
слу чае по мог ли бы че ло ве ку из бе жать
ду шев но го сры ва. хо те лось бы так же
на пом нить о том, сколь ко бессловесного
сим во лиз ма нес ла в се бе на род ная куль ту-
ра, ко то рая бы ла единс твен ной со ло мин-
кой в ус ло ви ях да вя ще го со ци а лиз ма. в
сов ре мен ном ми ре ин ди ви ду а лис ти чес кой
изо ли ро ван нос ти мо жет воз ник нуть не об-
хо ди мость в тех же сим во лах, воз мож-
ность в иден ти фи ка ции са мо го се бя. Но
бы ло бы на ив но пред по ла гать, что му зеи в
оди ноч ку спра вят ся с этой мис си ей, т. к. с
те че ни ем вре ме ни для дос ти же ния этих
це лей при дет ся пре о до ле вать все боль ше
пре пятс твий.
прев ра ще нию ду хов ной куль ту ры в
куль ту ру пот реб ле ния во мно гом спо соб-
ство ва ли из ме не ния в тра ди ци он ных
се мей ных от но ше ни ях. из вес тно, что
се мья яв ля ет ся пер вич ной струк ту рой,
от ве ча ю щей за неп ре рыв ность куль тур-
но го нас ле дия. де ти по лу ча ют от сво их
ро ди те лей ос нов ные зна ния о жиз ни; до ма
фор ми ру ют ся по зи ции, ко то рые че ло век
про но сит с со бой че рез всю жизнь. об щес-
тво (в ос нов ном шко ла и куль тур ные
уч реж де ния) мо гут толь ко до ба вить к это-
му об ще куль тур ные зна ния. к со жа ле-
нию, се год ня нуж но приз нать, что се мья
по те ря ла свой ав то ри тет как еди ни ца
пе ре да чи ин фор ма ции о куль тур ном нас-
ле дии. роль стар ше го по ко ле ния (ба буш-
ки, де душ ки) те перь вто рос те пен на. ро ди-
те лей, за ня тых ра бо той, за ме ня ет ре бён-
ку ули ца или ком пью тер ная тех ни ка. в то
же вре мя сис те ма прос ве ще ния флег ма-
тич но про дол жа ет стро ить дом, у ко то ро го
или во об ще от сутс тву ет фун да мент, или
он неп ро чен.
Не сом нен но, му зей мо жет за пол нить и
за пол ня ет про бе лы, да ёт то, что вы хо дит
за рам ки ин те ре сов офи ци аль ной школь-
ной сис те мы. Но до тех пор, по ка сот руд-
ни чес тво со шко ла ми опи ра ет ся толь ко на
эн ту зи азм учи те лей, а не на отк ры то под-
дер жи ва е мую по ли ти ку прос ве ще ния или
в иде а ле на общ ность по ли ти ки прос ве-
ще ния и куль ту ры, уве ли чи ва ет ся и без
то го боль шая за ви си мость де я тель нос ти
му зе ев от су бъек тив ных фак то ров. как
пра ви ло, вос пи та ни ем взрос ло го че ло ве ка
уже ни ко му не уда ёт ся за ни мать ся. для
не го ау тен тич ность на ци о наль ной куль-
ту ры, ко то рая в со вер шенс тве отш ли фо-
ва на до ме ло чей и по ме ще на в нос таль ги-
чес кую сре ду му зея, ос та ёт ся иск лю чи-
тель но пред ме том для раз вле че ния. по се-
ти тель, при вык ший к изо би лию пред ло-
же ний, от но сит ся к ней, как к ве щи, име-
ю щей толь ко пот ре би тель скую цен ность.
сущ ность мис сии му зея в этом слу чае
ос та ёт ся ту ман ной. так как у му зе ев под
отк ры тым не бом од ни из са мых боль ших
шан сов в раз вле ка тель ной сфе ре, то, к
со жа ле нию, они и яв ля ют ся пер вы ми
му зе я ми, ко то рые поз на ют сущ ность жес-
то ко го биз не са.
в зак лю че ние хо те лось бы пов то рить,
что в про па ган де куль тур но го нас ле дия
(в све те не до по ни ма ния об щес твом)
му зе ям нуж но най ти свои мо де ли де я-
тель нос ти, ко то рые бы ли бы дос та точ но
гиб ки ми и обес пе чи ли бы про дол жи тель-
ный ин ди ви ду аль ный ди а лог с по се ти те-
ля ми. ин фор ма ция, ис хо дя щая от му зея
и на прав лен ная к оп ре де лён но му ад ре-
са ту, дол жна быть сов ре мен ной и про-
фес си о наль ной с точ ки зре ния пра вил
ком му ни ка ции, но и од нов ре мен но му зе-
о ло ги чес ки ос мыс лен ной. ис то рия в про-
цес се пос ред ни чес тва дол жна ос та вать-
ся ис то ри ей, а сов ре мен ность – сов ре-
мен нос тью. ес ли мы ду хов ную куль ту ру
из ла га ем пре и му щес твен но в ви де те ат-
ра ли зи ро ван но го раз вле ка тель но го
дейс твия и в рам ках мас со во го ме роп ри-
я тия, иск лю чи тель но для за пол не ния
до су га по се ти те ля, то дол жны осоз на-
|