Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)

В статье на основе большого фактического материала рассматриваются приметы и поверья, зафиксированные на территории Ветковского и Добрушского районов Гомельской области. Автор классифицирует их по функционально-семантическим и тематическим группам, отмечает регионально-локальные особенности. In an a...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Veröffentlicht in:Матеріали до української етнології
Datum:2011
1. Verfasser: Кастрица, Е.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України 2011
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207942
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия) / Е. Кастрица // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 265-268. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-207942
record_format dspace
spelling Кастрица, Е.
2025-10-16T10:24:06Z
2011
Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия) / Е. Кастрица // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 265-268. — рос.
2313-8505
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207942
В статье на основе большого фактического материала рассматриваются приметы и поверья, зафиксированные на территории Ветковского и Добрушского районов Гомельской области. Автор классифицирует их по функционально-семантическим и тематическим группам, отмечает регионально-локальные особенности.
In an article based on the big actual material signs and the beliefs fixed in the territory of Vetkovsky and Dobrushsky areas of the Gomel area are considered. The author classifies them into functional-semantic and lexical sets, marking regional and local features.
ru
Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
Матеріали до української етнології
Духовна культура в контексті трансляції етнічної традиції
Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
Article
published earlier
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
title Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
spellingShingle Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
Кастрица, Е.
Духовна культура в контексті трансляції етнічної традиції
title_short Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
title_full Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
title_fullStr Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
title_full_unstemmed Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
title_sort приметы и поверья в ветковском и добрушском районах гомельской области беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия)
author Кастрица, Е.
author_facet Кастрица, Е.
topic Духовна культура в контексті трансляції етнічної традиції
topic_facet Духовна культура в контексті трансляції етнічної традиції
publishDate 2011
language Russian
container_title Матеріали до української етнології
publisher Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М.Т. Рильського НАН України
format Article
description В статье на основе большого фактического материала рассматриваются приметы и поверья, зафиксированные на территории Ветковского и Добрушского районов Гомельской области. Автор классифицирует их по функционально-семантическим и тематическим группам, отмечает регионально-локальные особенности. In an article based on the big actual material signs and the beliefs fixed in the territory of Vetkovsky and Dobrushsky areas of the Gomel area are considered. The author classifies them into functional-semantic and lexical sets, marking regional and local features.
issn 2313-8505
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/207942
citation_txt Приметы и поверья в Ветковском и Добрушском районах Гомельской области Беларуси (на материалах экспедиций последнего десятилетия) / Е. Кастрица // Матеріали до української етнології: Зб. наук. пр. — К.: ІМФЕ ім. М.Т. Рильського НАН України, 2011. — Вип. 10(13). — С. 265-268. — рос.
work_keys_str_mv AT kastricae primetyipoverʹâvvetkovskomidobrušskomraionahgomelʹskoioblastibelarusinamaterialahékspediciiposlednegodesâtiletiâ
first_indexed 2025-11-24T11:40:38Z
last_indexed 2025-11-24T11:40:38Z
_version_ 1850462475024072704
fulltext 265 Åëåíà Êàñòðèöà (Ãîìåëü, Áåëàðóñü) ÏÐÈÌÅÒÛ È ÏÎÂÅÐÜß Â ÂÅÒÊÎÂÑÊÎÌ È ÄÎÁÐÓØÑÊÎÌ ÐÀÉÎÍÀÕ ÃÎÌÅËÜÑÊÎÉ ÎÁËÀÑÒÈ ÁÅËÀÐÓÑÈ (íà ìàòåðèàëàõ ýêñïåäèöèé ïîñëåäíåãî äåñÿòèëåòèÿ)*  ñòàòüå íà îñíîâå áîëüøîãî ôàêòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðèìåòû è ïîâåðüÿ, çàôèêñèðîâàííûå íà òåððèòîðèè Âåòêîâñêîãî è Äîáðóøñêîãî ðàéîíîâ Ãîìåëüñêîé îá- ëàñòè. Àâòîð êëàññèôèöèðóåò èõ ïî ôóíêöèîíàëüíî-ñåìàíòè÷åñêèì è òåìàòè÷åñêèì ãðóï- ïàì, îòìå÷àåò ðåãèîíàëüíî-ëîêàëüíûå îñîáåííîñòè. Êëþ÷åâûå ñëîâà: ïðèìåòà, ïîâåðüå, çàïðåò, ôóíêöèîíàëüíî-ñåìàíòè÷åñêèå ãðóïïû. In article on the basis of the big actual material signs and the beliefs fixed in territory of Vetkovsky and Dobrushsky areas of the Gomel area are considered. The author classifies them on is functional-semantic and to lexical sets, marks regionalno-local features. Keywords: sign, belief, prohibition, functional-semantic groups. *  ñòàòüå èñïîëüçîâàíû ìàòåðèàëû ôîëüêëîðíîãî àðõèâà êàôåäðû áåëîðóññêîé êóëüòóðû è ôîëüêëîðè- ñòèêè ÓÎ «Ãîìåëüñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èìåíè Ô. Ñêîðèíû». Çàôèêñèðîâàííûå âî âðåìÿ ôîëü- êëîðíûõ ýêñïåäèöèé ôàêòè÷åñêèå ìàòå- ðèàëû ïîçâîëÿþò ãîâîðèòü î õîðîøåé ñî- õðàííîñòè è áîëüøîé ïîïóëÿðíîñòè ñðåäè íàñåëåíèÿ Âåòêîâñêîãî è Äîáðóøñêîãî ðàéîíîâ Ãîìåëüñêîé îáëàñòè òàêèõ ìàëûõ ôîëüêëîðíûõ æàíðîâ, êàê ïðèìåòû è ïî- âåðüÿ, êîòîðûå òðàäèöèîííî ïåðåäàþòñÿ èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå â âèäå âåðáàëü- íûõ êëèøèðîâàííûõ îáðàçîâàíèé è îò- ðàæàþò ñïåöèôèêó ìèðîâîñïðèÿòèÿ, ýñòå- òè÷åñêèå îñîáåííîñòè è ýòè÷åñêèå íîðìû æèòåëåé ýòîé ÷àñòè Áåëàðóñè, äàþò âîç- ìîæíîñòü îöåíèòü âàæíîñòü òðàäèöèîí- íîãî íàðîäíîãî ìèðîâîççðåíèÿ è åãî ìó- äðîñòü. Ïðèìåòû è ïîâåðüÿ, çàôèêñèðîâàííûå íà òåððèòîðèè Âåòêîâñêîãî è Äîáðóøñêî- ãî ðàéîíîâ, îòëè÷àþòñÿ ôóíêöèîíàëüíî- ñåìàíòè÷åñêèì ðàçíîîáðàçèåì: - çàùèòíûå (îò ïëîõîé ïîãîäû è ñòè- õèéíûõ áåäñòâèé («Çàáàðàíÿåööà äà Áëàãà âåø÷àííÿ àãàðîä ãàðàäç³öü, áî ³ç-çà ãýòàãà çàñóõà áóäçå» (ä. Òåðåõîâêà Äî- áðóøñêîãî ð-íà), óïàäêà â õîçÿéñòâå («Íà Ðàæäçÿñòâî õàçÿ³í íå äî¢æàí âûõîäç³öü ç õàòû, øòîá íå ïàäîõë³ ÿãî àâå÷ê³» (ä. Ïðèñíî Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Íåëüãà, êàá íà ïóñòûì ñòàëå ëÿæà¢ àäç³í íîæ, áî http://www.etnolog.org.ua 266 íå áóäóöü âÿñö³ñÿ ãðîøû» (ä. Âàñèëüåâ- êà Äîáðóøñêîãî ð-íà) è äðóãèõ íåïðèÿò- íîñòåé («Êàá âåäçüìà íå çìàãëà ïðàéñö³ ç õëå¢, ïàä áðàìó êëàë³ çàìêíóòû çàìîê ö³ ñòàâ³ë³ âåí³ê äàãàðû íàãàì³, óâåðõ ìÿö¸ë- êàé» (ä. Ñèâèíêà Âåòêîâñêîãî ð-íà)); - ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå (äëÿ çäî- ðîâüÿ ÷åëîâåêà, æèâîòíûõ («×òîáû èç- áàâèòüñÿ îò áîðîäàâîê, áåðóò ëüíÿíóþ íèòêó, çàâÿçûâàþò íà íåé ñòîëüêî óçåë- êîâ, ñêîëüêî áîðîäàâîê è çàêàïûâàþò íèòêó â çåìëþ. Êîãäà íèòêà ñãíè¸ò, òîã- äà è áîðîäàâêà èñ÷åçíåò» (ä. Çàïðóäîâêà Äîáðóøñêîãî ð-íà); «Íà Þð’ÿ äà ñîíöà òðýáà âûãíàöü êàðî¢, êàá çäàðîâûÿ áûë³» (ä. Çîëîòîé Ðîã Âåòêîâñêîãî ð-íà)); - ïðîäóöèðóþùèå (äëÿ áëàãîïîëó- ÷èÿ â õîçÿéñòâå («Êàá áû¢ óðàäæàéíû ãîä, òðýáà, êàë³ ãðûì³öü ãðîì, «ñï³íîé ïå÷ ïàäûìàö³», ãýòà çíà÷ûöü, ñï³íîé ïà ïÿ÷û öåðö³ñÿ, ðîáÿ÷û âûãëÿä, ÷òî õî÷àø ïå÷ ïàäíÿö³» (ä. Çàïðóäîâêà Äîáðóøñêî- ãî ð-íà)); - ïðåäñêàçûâàþùèå (î çäîðîâüå («Êàë³ õâîðû ÷àëàâåê óáà÷ûöü íà ïëîöå ñàðîêó, ¸í õóòêà âûçäàðàâåå» (ä. Êðóãîâåö Äî- áðóøñêîãî ð-íà), íàäâîð’³ («Âàðîíû êàð- êàþöü – íàâàëüí³öó êë³÷óöü» (ä. Êðó- ãîâåö Äîáðóøñêîãî ð-íà); «Êàë³ íà íåáå ìíîãà çâ¸çä, çíà÷ûöü, áóäçå ö¸ïëû äçåíü» (ã. Âåòêà)), óðîæàå («Ñ³ëüíàÿ ðàñà íà ²âàíà – ê óðîæàþ ãóðê (ã. Äîáðóø); «Êàë³ äí¸ì ïàãîäà äîáðàÿ íà Ðàæàñòâî – ãýòà áóäçå íå¢ðàæàéíû ãîä, ãàëîäíû, à êàë³ ñíåã ïàäàå – ëåòàì áóäçå áàãàòû óðà- æàé» (ä. Øåðñòèí Äîáðóøñêîãî ð-íà)) è äð.). Ìíîãèå ïðèìåòû è ïîâåðüÿ ïðèóðî- ÷åíû ê ðàçëè÷íûì êàëåíäàðíûì ïðàçä- íèêàì è îðãàíè÷íî ñóùåñòâóþò â íèõ («Åñë³ ¢ ϳë³ïà¢êó ñíåãó íåò, òî ç³ìû íåò» (ä. Øåðñòèí Âåòêîâñêîãî ð-íà), «Êàá êóðû íå áåãàë³ íåñö³ñÿ ê ñóñåäó, ³õ íà Ãðàìí³öû êàðì³ë³ ¢ âîáðó÷ó, çíÿòûì ç äçåæê³» (ä. Ñèâåíêà Âåòêà¢ñêîãî ð-íà); «Àä Ñîðàêà¢, åñë³ Ñîðàê³ ¢ ö¸ïëû äçåíü, òî ÿø÷ý áóäçå ñîðàê ïà çàêîíó ìàðîçࢻ (ä. Äàíèëîâè÷è Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Ó ×ûñòû ÷àöâåð óñ¸ ïðûá³ðàë³ ¢ äîìå ³ äâàðý» (ä. Çîëîòîé Ðîã Âåòêîâñêî- ãî ð-íà); «Íà Þðüåâ äåíü ðîñó öåäèëêà- ìè ñîáèðàòü íàäî, ÷òîáû êîðîâû ìîëîêî õîðîøî äàâàëè» (ä. Íîñîâè÷è Äîáðóø- ñêîãî ð-íà); «Ïåðåä Òðîèöåé ðàñêàïû- âàëè ðîäíèê, ïåëè ïåñíè è êóâûðêàëèñü âîçëå íåãî – íà äîæäü» (ä. Íîñîâè÷è Äî- áðóøñêîãî ð-íà); «Êîëîñüÿ íîñèëè ñâÿ- òèòü íà Ñïàñà (19 àâãóñòà). Íà Ìàêîâüå ñâåòèëè ïîëûíü» (ä. Íîñîâè÷è Äîáðóø- ñêîãî ð-íà)) è äð. Êàëåíäàðíûå ïðèìå- òû è ïîâåðüÿ ïðåäñòàâëåíû ñëåäóþùèìè ãðóïïàìè: - ïðèìåòû è ïîâåðüÿ î æèçíè è çäîðî- âüå ëþäåé («Íà âòàðóþ êóööþ ïàë³ë³ êà- ñòðû ³ ñêàêàë³ ÷ýðàç àãîíü, øòîá çäàðîâûÿ áûë³» (ä. Îãîðîäíÿ Äîáðóøñêîãî ð-íà); «Òðýöÿÿ êóööÿ íà Õðàø÷ýííå. Óðàíí³ áå- ãàþöü óñå çà âàäîé ïàñâÿöîíàé ó öàðêâó. Ïðûíÿñóöü ç öàðêâû, àäàï’þöü, êàá íå áàëåöü, à òóþ, øòî àñòàíåööà, õàâàþöü. ßê õòî çàáàëåå, òàê âàäó òóþ ï³öü äàþöü» (ä. Íîâûé Ìèð Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Êàë³ ïðà÷ûíàë³ñÿ (ðàí³öàé), òî àêóíàë³ ÿéê³ ¢ âàäó, ³ äçåö³ âàäç³ë³ ÿéêàì³ ïà ñâàéìó öåëó, ïà ø÷îêàõ, êàá áûë³ çäàðîâû, êàá ø÷îê³ áûë³ ðîçàâåíüê³ÿ ³ ñàì³ êðýïåíüê³ÿ» (ã. Äîáðóø)); - ïðèìåòû, ïîâåðüÿ è ñâÿçàííûå ñ íèìè ìàãè÷åñêèå äåéñòâèÿ îá îáåñïå÷åíèè áëàãî ïîëó÷èÿ â õîçÿéñòâå («Êàøó ç êóöö³ íàäà ñêàðì³öü êóðàì – äîáðà íåñö³ñÿ áó- äóöü (ä. Ïðèñíî Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Íà äðóã³ äçåíü (14 ñòóäçåíÿ), óðàíí³ ÷àñî¢ ó ñåì-âîñåì, äçåö³ ³øë³ çàñÿâàöü. À ýòà çÿð- íî õàçÿéêà íå ¢á³ðàå äà âå÷àðà. Âå÷àðàì ÿíà âûìÿòàå ³ äàå êóðàì, øòîá õàðàøî íåñë³ñü» (ä. Çíàìÿ Äîáðóøñêîãî ð-íà)); - ïðèìåòû è ïîâåðüÿ îá îáåñïå÷åíèè è ñîõðàíåíèè õîðîøåãî óðîæàÿ («Óâå÷àðû ïåðàä Ñàðàêàì³ õàçÿéê³ ñà ñêëåïࢠóíî- ñÿöü ó õàòó êàðç³íó ç áóëüáàé, à íàçà¢òðà, íà Ñàðàê³, íÿñóöü íàçàä ó ñêëåï ³ ðàññû- ïàþöü ïà ¢ñ¸é áóëüáå, ÿêóþ áóäóöü ñåÿöü. Êàá óðàäæàé áû¢ ïà 40 áóëüá³í ç àäíîé» (ã. ï. Òåðåõîâêà Äîáðóøñêîãî ð-íà)); - ïîâåðüÿ î ñïîñîáàõ çàùèòû îò íåáëàãî ïðèÿòíîãî âîçäåéñòâèÿ çíàõà- ðåé, êîëäóíîâ, îêðóæàþùåé ñðåäû, («Íà Þð’ÿ êàðî¢ âûãàíÿë³ âåòêàé ë³ïû, êàá í³õòî ìàëàêî íå çàáðà¢. À òî æýíø÷û- íû òàê³ÿ ¸ñöü, ÿíû ìîãóöü ³ çàáðàöü, êàá íà¢ðàäç³öü» (ä. Çîëîòîé Ðîã Âåòêîâñêî- ãî ð-íà); «Êàë³ áûëà ãðàçà, âåðáà÷êó ñâå- ÷àíóþ, íà ÿêîé êâåòà÷ê³ äçåëàë³, öâÿòî÷ê³ çí³ìàë³ ³ ïàë³ë³ ³õ ñÿðîä õàòû. Ðàá³ë³ ãýòà äëÿ òàãî, êàá ãðîì íå ¢äàðû¢ í³êóäû» (ä. Êðóãîâåö Äîáðóøñêîãî ð-íà); «Ïåð- âûé äçåíü, êàãäà âûãàíÿþöü ñêîò, ïàñòóõ³ íå ÿäçÿöü, øòîá óñ¸ ëåòà ¢ ñòàäçå íå áûëî í³ÿê³õ çäàðýííÿ¢, øòîá âîëê³ íå íàïàë³ íà ñòàäà» (ä. Óñîõñêàÿ-Áóäà Äîáðóøñêî- ãî ð-íà)); http://www.etnolog.org.ua 267 - ïðèìåòû î ïîãîäå («Àä Ñîðàêà¢, åñë³ Ñîðàê³ ¢ ö¸ïëû äçåíü, òî àä Ñîðàêࢠÿø÷ý áóäçå ñîðàê (ïà çàêîíó) ìàðàç (ä. Äà- íèëîâè÷è Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Ëàìàþöü âåòà÷ê³ êë¸íó ³ ïåðàä Òðîéöàé, íå íà Òðîé- öó, à ïåðàä Òðîéöàé. Åñë³ âåòà÷êà êë¸íó çàâÿëà çà ñóòê³, çíà÷ûööà, ëåòà áóäçå ñó- õîå, à åñë³ íå çàâÿëà – áóäçå äàæäë³âàå» (ä. Øåðñòèí Âåòêîâñêîãî ð-íà)). Áîëüøîå êîëè÷åñòâî èññëåäóåìûõ íàìè ìàëûõ ôîëüêëîðíûõ æàíðîâ ñâÿ- çàíî ñ ñåìåéíûìè îáðÿäàìè, â ðàìêàõ êîòîðûõ ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå òåìàòè÷åñ êèå ãðóïïû ïðèìåò è ïîâåðèé: ñâàäåáíûå («Ïåðàä íÿâåñòàé ³ æàí³õîì êëàë³ ðóøí³ê, à ïàä ðóøí³ê ðàñ÷ýïëåíû çàìîê. Êàë³ ÿíû ïðàõîäç³ë³ ïà ðóøí³êó, áàáà áðàëà çàìîê, çàìûêàëà ÿãî ³ àääà- âàëà æàí³õó, à êëþ÷ íÿâåñöå, øîá íå ðàçëó÷àë³ñÿ» (ä. Êðóãîâåö Äîáðóøñêî- ãî ð-íà); «Ìàëàäûõ ñàäç³ë³ ¢ ïà÷îòíûì ìåñöå íà êàæóõ, êàá æûöö¸ áûëî áàãà- òàå» (ä. Ãëûáîâêà Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Ó ïîñò ìàãë³ ³ñö³ çàìóæ òîëüê³ ¢äîâû, à äçå¢ê³ íå ìàãë³» (ä. Çîëîòîé Ðîã Âåò- êîâñêîãî ð-íà)), ðîäèëüíî-êðåñòèëüíûå («Öÿæàðíàé æàí÷ûíå çàáàðàíÿëàñÿ á³öü æûâ¸ëó, áî ó äç³öÿö³ çàñòàíåööà ïëÿìà íà òûì ìåñöû, êóäû ¢äàðûöü æûâ¸ëó áóäó÷àÿ ìàö³. Öÿæàðíàé æàí÷ûíå çàáà- ðàíÿëàñÿ ïàäûìàöü ðóê³ ¢ãàðó, áî ìîæà íàðàäç³ööà äç³öÿ, àáìîòàíàå ïóïàâ³íàé» (ä. Âàñèëüåâêà Äîáðóøñêîãî ð-íà); «Êàã- äà áàáà ðàæàå, óñå âóçëû ðàçâÿçâàþöü ³ çàìê³ àäï³ðàþöü, êàá àáëåã÷ûöü ìóê³» (ä. Êîëáîâêà Âåòêîâñêîãî ð-íà)), ïîõî- ðîííûå («Äî ñîðîêîâîãî äíÿ äóøà ïîêîé- íèêà ëåòàåò ïî çåìëå. Åñëè â äîì âëåòàåò áàáî÷êà, øìåëü, ï÷åëà – ýòî äóøà. Ïîñëå ñîðîêà äíåé äóøà óëåòàåò íà íåáî. Åñëè íà ñîðîêîâîé äåíü ïàäàåò ëîæêà âî âðåìÿ ïîìèíàëüíîãî îáåäà, çíà÷èò, óìðåò åùå êòî-òî èç áëèçêèõ» (ä. Çàïðóäîâêà Äî- áðóøñêîãî ð-íà)).  ñâàäåáíîé îáðÿäíîñòè ñóùåñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïðèìåò è ïîâåðèé, ïðèóðî÷åííûõ ê ðàçíûì ýòàïàì ñâàäüáû: ñâàòàíüþ («Ó ñâàòû õàäç³ë³ íå ¢ ïîñò» (ã. Äîáðóø); âûïå÷êå êîðîâàÿ («Ïà ïðûê- ìåòàõ, êàë³ êàðàâàé ïàëó÷ûööà õàðîøû, òî ³ æûöö¸ áóäçå äîáðûì. À êàë³ âûïÿ- ÷ýööà ïëîõà, òî – áÿäà! Êàë³ ðàñêîëåö- öà êàðàâàé – ìàëàäûÿ íå áóäóöü óìåñöå (â. Æãóíü Äîáðóøñêîãî ð-íà); âåí÷àíèþ («Êàë³ ìàëàäûÿ ³äóöü ç öýðêâû ³ íà÷û- íàåööà äîæäæ, òî àíû áóäóò áàãàòûÿ, õàðàøî áóäóò æûöü» (ã. Âåòêà); ñîá- ñòâåííî ñâàäüáå è ïîñëåñâàäåáíîé ÷àñòè («Øóáó âûâàðà÷âàþöü, øòîá áàãàòûÿ áûë³» (â. Áàðø÷î¢êà Äîáðóøñêîãî ð-íà); «Íà äðóã³ äçåíü ãîñö³ áÿë³ë³ ïå÷êó, êàá æûöö¸ ìàëàäûõ áóëî ñâåòëàå ³ ÷ûñòàå, ÿê ïàáåëåíàÿ ïå÷» (ä. Íîñîâè÷è Äîáðóøñêî- ãî ð-íà)). Ðÿä òåìàòè÷åñêèõ ôóíêöèîíàëüíî-ñå- ìàíòè÷ñêèõ ãðóïï çàïðåòîâ, ïðèìåò, ïî- âåðèé è ñâÿçàííûõ ñ íèìè ìàãè÷åñêèõ äåéñòâèé öåëåñîîáðàçíî âûäåëèòü â ðî- äèëüíî-êðåñòèëüíîì êîìïëåêñå: - çàïðåòû äëÿ áåðåìåííûõ («Íåëü- çÿ ¢ ïðàçí³ê³ ñåê÷û í³÷îãà òàïàðîì, áî ¢ äç³öÿ áóäçå ãóáà ðàññå÷àíàÿ, àñîáåííà åñë³ íà ïàðîãå ñåê÷û»; «Óäç³¢ëÿööà íåëü- çÿ ç íåêðàñ³âàãà ö³ ³íâàë³äà, áî äç³ö¸ áóä- çå òàêîå æ» (ä. Äàíèëîâè÷è Âåòêîâñêî- ãî ð-íà)); - ïðàâèëà äëÿ ë¸ãêèõ ðîäîâ («Åñë³ äçå¢êà äîìà ðàæàëà, òàãäà âñÿãäà àäêðûâàë³ âîêíû, ³ äçå ÿê³ çàìîê, êàá óñ¸ ÷ûñòà áûëî àäêðûòà» (ä. Ñòàðîå Ñåëî Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Êàë³ áàáà ðàæàå, óñå âóçëû ðàçâÿçâàþöü, çàìê³ àäêðûâàþöü, êàá àáëåã÷ûöü ìóê³. Äëÿ ë¸ãê³õ ðîäࢠñöÿë³ë³ øòàíû ìóæ÷ûíû íà ïàðîçå ³ áÿðý- ìåííàÿ ïàâ³ííà áûëà ïåðàñòóï³öü ïðàç ³õ, äëÿ ë¸ãê³õ ðîäࢻ (ä. Ïåðåðîñò Äîáðóø- ñêîãî ð-íà)); - çàïðåòû è ïðàâèëà, êîòîðûõ äîëæíà ïðèäåðæèâàòüñÿ æåíùèíà è å¸ ðîäíûå, ÷òîáû èçáåæàòü ñãëàçà è ïëîõîé ñóäüáû äëÿ ðåá¸íêà («Êàë³ íàðàäæàåööà äç³öÿ, òî ÿãî íåëüãà í³êîìó ïàêàçâàöü ñîðàê äíåé, øòîá ÿíî íå áàëåëà, øòîá çëîå âîêà íå ãëÿíóëà» (ã. Âåòêà); «Íà ïðàöÿãó òðîõ äíåé ïàñëÿ íàðàäæýííÿ äç³öÿö³ í³âîäíû ç ÷ëåíࢠñÿì’³ àáñàëþòíà í³êîìó í³÷îãà íå àääàëæà¢, êàá íå÷àÿííà íå àääàöü äîëþ íîâàíàðîäæàíàãà» (ä. Êèðîâî Äîáðóø- ñêîãî ð-íà)); - ïîâåðüÿ î êð¸ñòíûõ ðîäèòåëÿõ («Äçå¢ê³ ç óäàâîëüñòâ³ÿì õàäç³ë³ õðûñ- ö³öü, ïàòàìó øòî êàãäà ðàá¸íà÷àê íà÷íå õàäç³öü, àíà çàìóæ ïàéäçå» (ä. Ñòàðîå Ñåëî Âåòêîâñêîãî ð-íà); «Í³êîë³ íå âûá³ðàë³ êóìî¢ ç àäç³íàêàâûì³ ³ì¸íàì³. Ìóæà ³ æîíêó í³êîë³ íå áðàë³ ¢ êó ìî¢. Ó õðîñíûõ ìîæíà áðàöü òîëüê³ õðûø- ÷îíûõ. Êàë³ âûá³ðàë³ êóìî¢, àäêàçâàööà íåëüãà áûëî, ë³÷ûëàñÿ ãðýõàì. Êàë³ çàâóöü êóìî¢, ðîáÿöü ãýòà ñòîÿ÷û, êàá äç³öÿ íàâó÷ûëàñÿ õóò÷ýé õàäç³öü» (ä. Ïåðåðîñò Äîáðóøñêîãî ð-íà)). http://www.etnolog.org.ua 268 Âî âðåìÿ ïîëåâûõ ýêñïåäèöèé ïî Äî- áðóøñêîìó è Âåòêîâñêîìó ðàéîíàì çàïè- ñàíî ìíîãî ïðèìåò è ïîâåðèé, êîòîðûå ñóùåñòâóþò âíå îáðÿäîâ. Ñðåäè íèõ âû- äåëÿþòñÿ ñëåäóþùèå òåìàòè÷åñêèå ãðóï- ïû: æåíñêèå («Êàë³ ìàëàäàÿ äçÿ¢÷ûíà ìûå ìîñò ³ ðàçë³âàå øìàò âàäû – ìóæ áóäçå ï’ÿí³öà. Êàë³ íà ãàëàâå ¢ äçÿ¢÷ûíû äî¢ãà ñîõíóöü âàëàñû ïàñëÿ ìûööÿ – ìóæ áóäçå ï’ÿí³öà» (ä. Êðóãîâåö Äîáðóøñêî- ãî ð-íà); «Êàë³ äçå¢êà íàâ³âàå ïà÷àòàê òóãà ³ êðýïêà, òî äîáðà áóäçå æûöü ç ìó- æàì» (ä. ßíîâî Âåòêàâñêîãî ð-íà); ïî- ãîäíûå («Ñàëàâåé óñþ íî÷ü ïà¸ò – áóäçå äçåíü ÿñíû. Âåðàá’³ ãàìîíÿöü – òàêñà- ìà ñîíöà áóäçå» (ã. Äîáðóø); áûòîâûå («×îðíûÿ æóê³, êðûñû, ìóðࢳ – ê âû- ñÿëåííþ. Êàë³ ñà ñòàëà âûö³ðàåø áó- ìàãàé – áûöü øóìó (ñâàðöû) ó õàöå» (ä. Âàñèëüåâêà Äîáðóøñêîãî ð-íà); «Êàë³ âûõîäç³ø ç äîìó ³ çà÷ýï³øñÿ, ñêî- ðà áóäçåø òàì çí (ä. ßíîâî Âåòêàâ- ñîãî ð-íà)) è äð. Áåçóñëîâíî, ñëåäóåò ðàçãðàíè÷èâàòü ïðèìåòû è ïîâåðüÿ íà òå, êîòîðûå ñîçäàíû íà îñíîâå ðåàëüíûõ íàáëþäåíèé è ðàöèîíàëüíûõ âûâîäîâ, è òå, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò íå îïûò, à ìèôîëîãè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ, ïî- ñêîëüêó ÿâëåíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà äëÿ ïðåäñòàâèòåëåé äðåâíåãî îáùåñòâà èìåëè íåñêîëüêî èíîå çíà÷åíèå, ÷åì äëÿ íàñ: äëÿ íàñ îíè – îáúåêòû âîñïðèÿòèÿ, äëÿ íàøèõ ïðåäêîâ – ñóáúåêòû, íà êîòîðûå íàïðàâëåíû ìûñëè è äåéñòâèÿ. Íà óðîâ- íå õóäîæåñòâåííîé ñòóêòóðû äëÿ òåêñòîâ ïðèìåò è ïîâåðèé õàðàêòåðíû ìåòàôîðè- çàöèÿ, ïåðñîíèôèêàöèÿ, ñèìâîëèçàöèÿ, øèðîêàÿ ïðåäñòàâëåííîñòü ïàðàëëåëèç- ìîâ, ïîâòîðîâ îäíîêîðåííûõ ñëîâ, çâóêî- âûõ àññîöèàöèé. Î÷åâèäíî, ÷òî çàïðåòû, ïðàâèëà, ïðèìåòû è ïîâåðüÿ è ñâÿçàííûå ñ íèìè ìàãè÷åñêèå äåéñòâèÿ îòðàæàþò îòíîøåíèå ÷åëîâåêà ê îðóæàþùåìó ìèðó è îïðåäåë¸ííûå ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèå íîð- ìû, èëëþñòðèðóþò îðãàíè÷íîå åäèíñòâî èððàöèîíàëüíûõ è ïðàãìàòè÷åñêèõ äåé- ñòâèé, îñíîâàííûõ íà íàðîäíîì ïðàêòè- ÷åñêîì îïûòå è çíàíèÿõ. http://www.etnolog.org.ua