Проблемы войны и мира в предфилософии
Свою первоначальную оценку война и мир получили в предфилософских произведениях, ядро которых составляли развитые формы мифологии.
Збережено в:
| Дата: | 2006 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2006
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21641 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Проблемы войны и мира в предфилософии / А.В. Гадеев // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 83. — С. 76-77. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-21641 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-216412025-02-09T12:45:47Z Проблемы войны и мира в предфилософии Гадеев, А.В. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Свою первоначальную оценку война и мир получили в предфилософских произведениях, ядро которых составляли развитые формы мифологии. Свою первинну оцінку війна і мир одержали в передфілософських творах, ядро яких складали розвинені форми міфології. 2006 Article Проблемы войны и мира в предфилософии / А.В. Гадеев // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 83. — С. 76-77. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21641 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Гадеев, А.В. Проблемы войны и мира в предфилософии Культура народов Причерноморья |
| description |
Свою первоначальную оценку война и мир получили в предфилософских произведениях, ядро которых составляли развитые формы мифологии. |
| format |
Article |
| author |
Гадеев, А.В. |
| author_facet |
Гадеев, А.В. |
| author_sort |
Гадеев, А.В. |
| title |
Проблемы войны и мира в предфилософии |
| title_short |
Проблемы войны и мира в предфилософии |
| title_full |
Проблемы войны и мира в предфилософии |
| title_fullStr |
Проблемы войны и мира в предфилософии |
| title_full_unstemmed |
Проблемы войны и мира в предфилософии |
| title_sort |
проблемы войны и мира в предфилософии |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2006 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21641 |
| citation_txt |
Проблемы войны и мира в предфилософии / А.В. Гадеев // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 83. — С. 76-77. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT gadeevav problemyvojnyimiravpredfilosofii |
| first_indexed |
2025-11-26T00:17:05Z |
| last_indexed |
2025-11-26T00:17:05Z |
| _version_ |
1849809937284202496 |
| fulltext |
Гадеев А.В.
ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В ПРЕДФИЛОСОФИИ
76
Гадеев А.В.
ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В ПРЕДФИЛОСОФИИ
Свою первоначальную оценку война и мир получили в предфилософских произведениях, ядро которых
составляли развитые формы мифологии. Уже в гомеровском эпосе, поэзии Гесиода и орфиков достаточно
четко ставится вопрос об источниках и причинах войны, намечаются первые варианты его решения. Так,
согласно Гомеру, и война, и мир находятся в руках богов-олимпийцев. Именно за ними остается последнее
слово: быть между людьми грозной брани и печальной распре или по-прежнему на земле будет царить
«возлюбленный мир» («Илиада»). В «Одиссее» просматриваются телеологические мотивы: боги устроили
Троянскую войну для того, чтобы у будущих поколений людей была славная песнь о ней.
По мнению Гесиода, происхождение свирепых войн и злой вражды связано с Эридой (богиня раздора),
которую люди вынуждены чтить даже вопреки своему желанию («Работы и дни»). В его «Теогонии» пер-
воначалом космического и земного зла объявляется Нюкта (ночь), породившая Танатос (смерть), жестокие
битвы и беззаконие.
У орфиков Нюкта становится источником дисгармонии в мире, общей причиной всех войн, но, с другой
стороны, она же рождает и справедливость. Орфический поэт Лин убежден, что жизнь людей постоянно
будет «сопряжена с мучительными страданиями и сонмом смертельных напастей», ибо все и всегда управ-
ляется через распрю [1 с. 71-72].
Помимо теогонических и религиозно-мистических мотивов, в предфилософских произведениях выска-
зывается идея о том, что главными виновниками войн являются сами люди, хотя они и пытаются возложить
ответственность за свои, деяния на богов. Их безумство, порой даже вопреки судьбе, влечет за собой гибель
(«Одиссея»). Выделяя эту мысль Гомера, Платон подчеркивает в «Государстве»: «...когда говорят, что бог...
становится для кого-нибудь источником зла, с этим всячески надо бороться» [2 с. 159-160].
У Гесиода возникновение войн связывается с нарушением справедливости, ибо Зевс-громовержец ни-
когда не шлет свирепых битв народам, не преступающим правды («Работы и дни»).
В орфических мифах причина войн усматривается в двойственной природе человека, соединившего в
себе противоположные; начала: титаническое (воинственное, неистовое) и дионисийское (мирное, светлое
божественное). По словам Плутарха («О плотоядении»), древние назвали «иррациональную, неупоря-
доченную и склонную к насилию часть нашего существа... Титанами», ибо «она не божественного, а демо-
нического происхождения». Именно «эта часть несет наказание и справедливое возмездие» [1 с. 58].
В античной мифологии наметились и первые подходы к пониманию характера войны, выраженные
прежде всего в сравнительной оценке главных богов-воителей. Так, Арес (Марс) олицетворяет собой жес-
токую, дикую, коварную и вероломную войну ради войны. Никому не мил этот неистовый «мужегубец».
Характерно, что безрассудный воитель неоднократно терпит поражение при столкновении с более органи-
зованным и упорядоченным началом. В качестве такого начала выступает прежде всего изобретательница
военных хитростей, богиня разума, войны и победы Афина (Минерва). Она является воплощением войны
разумной, честной и справедливой.
В предфилософских произведениях нашли отражение не только война, распря, борьба, занимавшие
значительное место в жизни древних греков, но и мир. Вековая мечта человечества о жизни без войн и со-
циальных потрясений у Гомера, Гесиода и орфиков приобрела черты социальной утопии в форме раз-
личных вариантов мифа о «золотом веке» Кроноса, о мирной и счастливой жизни людей «золотого рода».
Так, в «Илиаде» и «Одиссее» представлены несколько вариантов «географической утопии». Это, во-первых,
рассказ об идеальном государственном строе на острове Схерии, находящемся «на последних пределах
шумного моря». Остров населен миролюбивыми феакийцами, не нуждающимися ни в каком оружии и за-
ботящимися только о морском деле. Во-вторых, это краткое упоминание о Елисейских полях (Элизиуме,
островах блаженных), вынесенных за пределы земли, где ведут беспечальную жизнь герои, близкие богам.
Наконец, в-третьих, это описание жизни таких «идеальных» народов, как «справедливейшие абии», «непо-
рочные эфиопы» и вольно живущие киклопы, каждый из которых «властвует, зная себя самого, о других не
заботясь».
У Гесиода миф о «золотом веке» приобретает временную характеристику, «опрокидывается» в про-
шлое. Мирный период жизни человечества удаляется в седую древность, и, о нем теперь можно лишь меч-
тать. По словам К. Маркса, «...религиозная фантазия народов заклеймила всю историю в целом, поместив
век невинности, золотой век, в доисторические времена...» [3 с. 297].
Элементами утопического отрицания действительности пронизано и дуалистическое учение орфиков.
«Золотой род» людей они связывают не с Кроносом, а с Фанесом. Мифическая традиция свидетельствует,
что легендарный поэт Орфей укротил и искоренил заключенное в человеческих душах звериное начало,
обучил их посвящениям в таинства и воздержанию от убийств.
Идея «золотого века» как изначального мирного состояния человеческого общества постепенно эволю-
ционирует от эпоса и поэтических сказаний к философским и историческим произведениям, становится
важнейшим мотивом античной социально-политической мысли. Она нашла свое отражение в различных
вариантах этнографической утопии, связанной с идеализацией жизни первобытных народов (Геродот,
Эфор, Феопомп, Страбон, Тацит и др.), в теории «естественного состояния» (отдельные софисты, Платон
Теофраст, Дике-арх, киники, стоики и др.), в эсхатологических и хилиастических учениях.
Мечты народных масс о мире не только отразились в мифах и преданиях о «золотой» жизни при Кро-
носе, но и воплотились в образах богов, символизирующих мир, олицетворяющих его блага. В Древней
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
77
Греции это богиня мира Эйрена (Ирена, Ирина), которую изображали в виде молодой женщины с рогом
изобилия, оливковой ветвью или колосьями, а также Гармония – дочь Ареса и Афродиты,
В Риме это Паке, отождествленная с Эйреной, и Конкордия (богиня согласия). Во многих античных го-
сударствах, в том числе в Афинах и Риме, был учрежден культ Мира.
Мифологические представления античности пронизаны духом гармонии противоборствующих поляр-
ных противоположностей – добра и зла, света и тьмы, войны и мира. Так, Афина – богиня не только войны,
но и мира. Ее статуя в храме Ники Аптерос (бескрылой победы) символизировала успешное завершение
тяжелой войны с Персией и заключение мира. Грозная воительница изображена здесь без привычного ко-
пья, со снятым с головы шлемом и гранатовым яблоком в руках – атрибутом мира, плодородия и процвета-
ния. В «Эвменидах» Эсхила Афина призывает греков к единству и миру в Элладе: «Пусть граждане Враж-
ды друг к другу не питают дерзостной. Войну - за дверь» [4 с. 356].
Тесную взаимосвязь войны и мира воплощает Феб-Аполлон. Его неизменными атрибутами являются
смертоносный лук и мирная лира, звуки которой усмиряют даже неистового Ареса. Золотые стрелы Апол-
лона нередко несут смерть, но с их же помощью утверждается и мир. В орфических гимнах Феб все прими-
ряет и согласует, выступая как устроитель мирового единства. В платоновском диалоге «Кратил» образ
Аполлона используется как символ гармонии и освобождения от всякого зла, а у неоплатоников – Плотина
и Прокла он становится принципом структурного единства.
Таким образом, мифология стала одним из важнейших предфилософских источников формирования
взглядов на войну и мир, характерных для античного способа мышления. Будучи включенными в качест-
венно иные, более развитые системы знаний, мифологические образы, мотивы и сюжеты продолжали в ка-
кой-то мере играть этиологическую роль, делая «понятными» сложные природные и социальные явления.
Определенные рационалистические подходы к пониманию войны и мира намечаются в античной лири-
ке, которая пришла на смену героическому эпосу, а также в высказываниях древнегреческих мудрецов
(Питтак, Биант, Клеобул, Солон и др.). Главное внимание в них уделяется выявлению источников и причин
войны, ставшей постоянной спутницей рабовладельческого общества. Так, Пиндар требует оставить войну
вне удела бессмертных богов. Алкей, Феогнид, Эзоп, Солон и другие называют в качестве основных при-
чин внутренних раздоров и междоусобиц деньги - универсальную и разрушительную причину всех зол,
стремление людей к богатству и власти, своеволие и спесивость демагогов, пытающихся извлечь пользу из
народных страстей, беззаконие, неравноправие и т. п. Многими из них состояние мятежа, царящего в поли-
се, начинает восприниматься как закон природы.
Внешние войны мотивируются, как правило, необходимостью защиты интересов отечества и народа,
соображениями славы и чести (Архилох, Каллин, Тиртей и др.). Вероятно, это связано с заменой родовых
связей новым единством - общностью граждан полиса.
Острые коллизионные ситуации, возникающие в этот период во многих городах Эллады и нередко пе-
рерастающие в вооруженные конфликты, выдвинули на передний план вопрос о мире. «Муж-властитель
пусть направляет народ свой к согласию, к миру»,- призывает Пиндар. «Яркого блеска пышного мира»
должен искать, по его мнению, и «каждый из граждан». Поэт Стесихор высказывает убеждение в преходя-
щем характере вражды и просит музу, «о войнах забыв», славить услады мирной жизни. Политический ре-
форматор и законодатель Солон пытается убедить сограждан в пагубности кровавых раздоров, в которых
многие теряют «юность златую». Путь к миру он видит в установлении и соблюдении всеми гражданами
законности, которая «губит насилие», «прекращает раздор», погашает злобу «жестокой вражды».
Несмотря на постоянные распри и военные столкновения между полисами, эллины не переставали счи-
тать себя единым народом. Еще ко временам Троянской войны относятся, по сообщению Плутарха, древ-
ние письмена на медной доске, призывавшие греков «хранить мир и спокойствие», отложить оружие и
вдохновляться «музами и разумом» [5 с. 503, 507].
Близкий по своему мировоззрению к орфикам, Ферекид Сиросский (VII в. до н.э.) считает мир изна-
чальным состоянием человеческого общества, ибо Зевс, создавая космос из противоположностей, «привел
его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум» [1 с.
88].
Древней эллинской традицией является «священное перемирие» (экехирия) на время олимпийских
праздников, установленное, согласно Павсанию, Ифитом из Элей («Описание Эллады»). Город Элея стал по
всеобщему согласию греков, скрепленному клятвой, своеобразной зоной мира, так как никто не имел права
войти в него с оружием в руках, не говоря уже о нападении на полис. Впоследствии основатели города даже
оставили его без стен. В силу всех этих обстоятельств «население Элиды достигло процветания, ибо, в то
время как другие племена постоянно воевали друг с другом, одни элейцы пользовались продолжительным
миром...» [6 с. 340].
Источники и литература
1. Фрагменты ранних греческих философов. – М.:Наука,1989. – Ч. 1.
2. Платон. Соч.: В 3 т. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3.4.1.
3. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. – Т. 4. – С. 297.
4. Эсхил. Трагедии. – М.: Худож. лит., 1971.
5. Плутарх. Соч. – М.: Худож. лит., 1983.
6. Страбон. География. – Л.: Наука, 1964.
|