Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции

У статті обгрунтовується застосування системного підходу до управління конкурентоспроможністю, пропонується розроблений механізм управління і шляху вдосконалення управління конкурентоспроможністю вінопродукції....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2006
1. Verfasser: Аблязова, С.А.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2006
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21717
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции / С.А. Аблязова // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 85. — С. 10-13. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-21717
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-217172025-02-23T17:22:52Z Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции Аблязова, С.А. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ У статті обгрунтовується застосування системного підходу до управління конкурентоспроможністю, пропонується розроблений механізм управління і шляху вдосконалення управління конкурентоспроможністю вінопродукції. В статье обосновывается применение системного подхода к управлению конкурентоспособностью, предлагается разработанный механизм управления и пути совершенствования управления конкурентоспособностью винопродукции. 2006 Article Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции / С.А. Аблязова // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 85. — С. 10-13. — Бібліогр.: 9 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21717 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Аблязова, С.А.
Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
Культура народов Причерноморья
description У статті обгрунтовується застосування системного підходу до управління конкурентоспроможністю, пропонується розроблений механізм управління і шляху вдосконалення управління конкурентоспроможністю вінопродукції.
format Article
author Аблязова, С.А.
author_facet Аблязова, С.А.
author_sort Аблязова, С.А.
title Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
title_short Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
title_full Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
title_fullStr Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
title_full_unstemmed Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
title_sort механизм управления конкурентоспособностью винопродукции
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2006
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/21717
citation_txt Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции / С.А. Аблязова // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 85. — С. 10-13. — Бібліогр.: 9 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT ablâzovasa mehanizmupravleniâkonkurentosposobnostʹûvinoprodukcii
first_indexed 2025-11-24T03:12:51Z
last_indexed 2025-11-24T03:12:51Z
_version_ 1849639799630069760
fulltext Аблязова С.А. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВИНОПРОДУКЦИИ 10 Аблязова С.А. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВИНОПРОДУКЦИИ Постановка проблемы. Переход украинской экономики к рыночной модели обусловил необходимость становления совокупности конкурентных отношений, предполагающих успешное функционирование кон- курентоспособного производства, приспосабливающегося к быстро меняющимся условиям рынка и предла- гающего потребителям конкурентоспособные товары. В этих условиях возникает объективная потребность в обеспечении заданного уровня конкурентоспособности продукции. Анализ публикаций. Вопросам управления конкурентоспособностью продукции, посвящены труды отечественных и зарубежных ученых. Существенный вклад в исследование управления конкурентоспособ- ностью сделан такими российскими учеными как Г. Л. Азоев [1], Р.А. Фатхутдинов [2], А.Ю. Юданов [3], О. Виханский, Г. Гольдштейн и др. и украинскими С.С. Гаркавенко [4], С.С. Брылев, Азарян и др. Среди за- рубежных ученых необходимо отметить работы Ф. Котлера, М. Портера, Е. Дихтля, И. Шумпетера, X. Хершгена, Л. Эрхарда, И. Ансоффа. Проблема обеспечения качества и конкурентоспособности винопродукции также привлекала внимание многих украинских ученых, в частности А.М. Авидзбы [5], А.Н. Бузни [6], А.М. Гаркуши, А.Б. Гульчака, И.Г.Матчиной [6], В.А. Рыбинцева [7], Е.В. Червена, И.И. Червена и др. Несмотря на наличие несомненных достижений в этой области, непрерывность процесса развития эко- номики и ее современное состояние требует разработки механизма управления конкурентоспособностью винопродукции в рыночных условиях. Цель и задачи статьи. Значительные резервы повышения эффективности функционирования товаро- производителя заложены во внутреннем механизме управления конкурентоспособностью продукции, обес- печивающем способность производителей адаптироваться к быстроменяющейся внешней и внутренней среде предприятия. В свою очередь управление конкурентоспособностью требует постоянного совершенст- вования методического инструментария и технологий, позволяющих проводить мониторинг способности предприятия к конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики. Поэтому в статье ставятся следую- щие задачи: - обосновать использование системного подхода к управлению конкурентоспособностью винопродук- ции; - разработать механизм управления конкурентоспособностью винопродукции; - предложить пути совершенствования управления конкурентоспособностью винопродукции. Обеспечение конкурентоспособности продукции является очень сложным процессом. Поэтому возни- кает потребность в применении к управлению конкурентоспособностью научных подходов, каждый из ко- торых более глубоко освещают свой аспект управления. Выделяют более 20 научных подходов к управле- нию конкурентоспособностью [2]. Безусловно, все они должны дополнять друг друга, но определяющим, на наш взгляд, должен быть системный подход. Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух состав- ляющих: 1) окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воз- действия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы. Сущность управления конкурентоспособностью рассматривается как совокупность следующих поня- тий: организация управления, процесс управления и информация. Эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления. Применение системного подхода к обеспечению конкурентоспособности продукции создает два парал- лельных коррелирующих направления, основанных на факторах внутренней и внешней среды. В соответст- вии с этим необходима разработка методических основ по формированию и последующему совершенство- ванию системы управления конкурентоспособностью винопродукции, направленных, с одной стороны, на обеспечение нормального протекания производственного процесса на предприятиях виноградарско- винодельческой отрасли, и, с другой стороны, на организацию эффективных действий предприятий на рын- ке. Таким образом, процесс формирования конкурентоспособности винопродукции в современных рыноч- ных условиях состоит из двух взаимосвязанных частей: первая часть ориентирована на внутреннюю среду предприятия с точки зрения оптимальной организации производства и описывается последовательным пе- речнем этапов в соответствии с жизненным циклом товара; вторая направлена на внешнюю среду и рас- крывается функциями управления конкурентоспособностью продукции. Очевидно, что важным моментом при формировании системы управления конкурентоспособностью винопродукции является создание эффективного механизма управления, обеспечивающего достижение по- ставленных целей. Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции в виде пространственной модели представлен на рис.1. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 11 Рис. 1. Механизм управления конкурентоспособностью винопродукции Основная вертикаль АВСDЕFG показывает этапы процесса обеспечения конкурентоспособности. Вер- тикаль А1-G1, образуют элементы, отражающие мероприятия по обеспечению конкурентоспособности, на- правленные на производство, вертикаль А2-G2 - направленные на рынок. Горизонтали А1-А-А2....G1-G-G2 данной модели являются локальными действиями на каждом конкретном участке, выступая в роли связую- щих звеньев между производством и рыночной средой. Результатом процесса обеспечения конкурентоспо- собности винопродукции являются конкурентные преимущества. Поподробнее остановимся на инструментарии обеспечения конкурентоспособности винопродукции, а именно на управлении качеством и ценовой политике. Формирование системы качества винопродукции на предприятии может быть основано на трех направ- лениях хозяйствования [8]: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества. Обеспечение качества, в соответствии со стандартом ISO-9001 [9], можно определить как совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполне- ния каждого этапа жизненного цикла товара (винопродукции) таким образом, чтобы продукция удовлетво- ряла определенным требованиям по качеству. Конъюнктура рынка – A2 Миссия – A Возможности предпри- ятия – A1 Исследование конъ- юнктуры рынка – B2 Исследование произ- водства –B1 Генерация новой ви- нопродукции – B Политика обес- печения конку- рентоспособности винопродукции на производстве –C1 Стратегия обеспечения конкурентоспособности винопродукции-C Политика обес- печения конку- рентоспособ- ности винопро- дукции на рынке– C2 Реализация меро- приятий по обес- печению конку- рентоспособнос-ти винопродук-ции на рынке –D2 Тактика обеспечения кон- курентоспособности ви- нопродукции -D Реализация меро- приятий по обес- печению конку- рентоспособности ви- нопродукции на про- изводстве -D1 Стимулирование дальнейших поку- пок – G2 Организация продвижения и реализации ви- нопродукции- F2 Инструментарий обеспечения кон- курентоспособности винопродукции -F Производст- венный ме- неджмент – F1 В не ш ни е фа кт ор ы В не ш ни е фа кт ор ы В нутренние факторы В нутренние факторы У пр ав ле ни е пе рс он ал ом Ф ин ан со вы й ме не дж ме нт У пр ав ле ни е ка че ст во м Ц ен ов ая п о- ли ти ка Реакция обще- ства Реакция потре- бителей Послепродажный ин- струментарий управления конкурентоспособностью винопродукции - G Анализ жизнен-ного цикла товара и раз- работка новых ви- дов винопродукции – G1 Реакция кон- курентов П РО И ЗВ О Д С Т В О Оперативное управление конкурентоспособностью винопродукции - Е Воздействие рынка – Е2 Контроль производст- ва – Е1 РЫ Н О К Аблязова С.А. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВИНОПРОДУКЦИИ 12 Управление качеством – это управление технологическими процессами, выявление различного рода не- соответствий в продукции, производстве или самой системе качества и устранение не только выявленных несоответствий, но и причин их возникновения. Улучшение качества – это постоянная управленческая деятельность предприятия, направленная на по- вышение качественного уровня продукции, совершенствование элементов производства и самой системы качества предприятия. Система управления качеством должна быть разработана с учетом специфики деятельности предпри- ятия виноградарско-винодельческой отрасли и соответствующих элементов, приведенных в Международ- ных стандартах ISO серии 9001. Руководство предприятия должно чётко определить, какие именно стан- дарты или нормативные документы будут являться базой для системы менеджмента. На сегодняшний день для предприятий виноградарско-винодельческой отрасли применимы следующие международные стандар- ты: Ø ISO 9001:2000 – «Системы менеджмента качества. Требования»; Ø ISO 14001:2004 – «Системы экологического менеджмента. Требования»; Ø НАССР – Анализ рисков и критические точки контроля; Ø OHSAS 18001:1999 – «Система управления безопасностью и здоровьем на производстве»; Ø ISO 22000:2005 – «Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования к любой орга- низации пищевой цепи». Руководство может принять решение использовать один или группу стандартов. По нашему мнению, наиболее подходящим является следующий подход: за основу системы менеджмента качества принимается стандарт ISO 9001:2000 как наиболее комплексный и охватывающий большую часть системы управления предприятием, но его требования дополняются стандартом ISO 22000:20005 или принципами HACCP, а за- тем система может интегрироваться с ISO 14001 и OHSAS 18001. В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от пра- вильной ценовой политики на товары и услуги. Сложность управления ценами на винопродукцию состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс поли- тических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Поэтому ценовая политика многих предприятий виноградарско-винодельческой отрасли нередко ока- зывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: - ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки производителей винопродукции; - цены на винопродукцию слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; - цены недостаточно структурируются по различным видам винопродукции, сегментам рынка и другие. Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизво- дителях, а для них цены – решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономи- чески выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предпри- ятия. Предприятия виноградарско-винодельческой отрасли, стремящиеся проводить грамотную ценовую по- литику, прежде всего, должны решить ряд задач: - получение максимальной прибыли; - завоевание рынка сбыта; - снижение затрат; - борьба с конкурирующими товарами; - рост объема производства и продаж. Таким образом, управление конкурентоспособностью винопродукции предполагает реализацию ком- плекса мероприятий, направленных на создание и поддержание конкурентных преимуществ данной про- дукции, заключающегося в том, чтобы, оказывая управляющее воздействие на производственно- экономическую систему, изменять составляющие конкурентоспособности винопродукции в зависимости от стадии жизненного цикла. Выводы. С целью совершенствования управления конкурентоспособностью винопродукции рекомен- дуется: - применять разработанный комплекс методов и моделей для всесторонней оценки конкурентоспособно- сти винопродукции; - внедрять сформированную систему менеджмента качества и механизм управления конкурентоспособ- ностью продукции на предприятии виноградарско-винодельческой отрасли; - изучать конкурентные стратегии производителей винопродукции; - внедрять методику оценки перспективности выпускаемой винопродукции с использованием эксперт- ных методов; - разрабатывать методический инструментарий и технологии в области маркетинга, позволяющие прово- дить мониторинг способности предприятия к конкурентной борьбе и его адаптации к условиям рынка; - выбрать грамотную тактику формирования цен на винопродукцию. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 13 Источники и литература 1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 280 с. 2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 544 с. 3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Акалис, 1998. – 384с. 4. Гаркавенко С.С. Маркетинг. – К.: Лібра., 1996. – 384 с. 5. Авидзба А.М., Черемисина С.Г. Экономика виноградарства Крыма: теория и практика функционирова- ния. – Ялта: Адонис, 2003. – 247 с. 6. Матчина И.Г., Бузни А.Н. Экономика виноделия. – Симферополь: «Таврида», 2003. – 256 с. 7. Рыбинцев В.А. Маркетинг винограда и вина. – К.: ИАС, 2000. – 347 с. 8. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 312 с. 9. Управление качеством на базе стандартов ISO 9001:2000. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с. Астафьев Д.С. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ РЕКРЕАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Постановка проблемы. Рекреационные учреждения имеют целью способствовать воспроизводству физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Рекреация необходима как с точки зрения индивидуума, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботиться о воспроиз- водстве трудовых ресурсов общества. Управление финансами санаторно-туристического комплекса имеет две позиции : а) государственное регулирование функционирующих рекреационных учреждений разных форм собственности; б) управление финансами санаторного или туристического учреждения. Центральное место в этой статье занимает теория управления финансами в двух указанных направле- ниях. Содержание статьи входит в план НИР Крымского государственного инженерно-педагогического уни- верситета. Обзор литературы по теме исследования. Маслова Р.А.[1] считает, что можно управлять финансо- вой сферой санаторно-курортного комплекса. Но это утверждение не совсем правильно. Дело в том, что в условиях становления рыночных отношений и полной самостоятельности субъектов рынка санаторно- курортных услуг, обладающих разными формами собственности, финансовую сферу их деятельности мож- но только регулировать. Каждое учреждение санаторно-туристической отрасли является субъектом рыноч- ной экономики и живет на принципе самофинансирования. Правильно рассмотрены в книге Живицкого А.В. вопросы ценообразования на продукцию и услуги санаторно-курортных и туристических учреждений, организация материально-технического снабжения и сбыта, отдельные элементы налоговой системы, соци- альная защита работников и ряд других аспектов [2]. В книге Хаксвера К. верно подчеркнуто, что при фор- мировании и реализации валютно-финансового налогового механизма функционирования организацион- ных формирований рекреационного назначения следует учитывать показатели экономического эффекта от деятельности рекреационных учреждений, а также убытки от деградации естественных ресурсов [3]. Мы придерживаемся точки зрения Куценко И., что «характерной особенностью экономической эффек- тивности деятельности рекреационных предприятий является их прямая зависимость не только от финансо- вой политики, которая проводится государством в сфере рекреационных услуг, но и от успешности прове- дении общегосударственной бюджетно-финансовой политики [4]. Из анализа точек зрения авторов следует вывод, что понятие государственного регулирования санаторно-курортного комплекса и управления фи- нансами рекреационных учреждений требует дополнительного исследования. Целью статьи является теоретическое обоснование принципов управления финансами учреждений и принципов государственного регулирования санаторно-курортного комплекса. Содержание статьи. Санаторно-курортное лечение и туристский отдых направлен на активизацию об- менных процессов, происходящих в человеке, с помощью воздушно-солнечных ванн, морских целебных купаний, естественных песочных ванн и в случае необходимости грязевых аппликаций, использования ми- неральных источников. Огромное эмоциональное воздействие на психику, нервную системы уставшего или больного человека оказывают морские и горные пейзажи, экзотическая тропическая растительность, посе- щение памятников культуры и истории. Отдыхающие сами того, не замечая, принимают от природы успо- каивающие средства – бром, аэроионы, соли и другие вещества, необходимые организму для борьбы с их недугами. В системе этапной реабилитации (больница-поликлиника-курорт), санаторно-курортное лечение – это неотъемлемая часть единой системы охраны здоровья и важнейшее звено в комплексе лечебно- профилактических заболеваний, восстановления трудоспособности и укреплению здоровья населения. Несмотря на процветание отдельных здравниц, в целом санаторно-курортное хозяйство находится в сложном финансовом состоянии. По данным Украинского НИИ курортологии эффективность комплексных оздоровительных мероприя- тий при анализе десятков тысяч человек установлено, что 11,8 % – больных выписались со значительными улучшениями, 85,8 % – с улучшениями, 2,2% – без существенных изменений и только 0,2% больных име-