Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века)

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2009
Автор: Аверина-Луговая, Д.Ю.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2009
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/24366
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века) / Д.Ю. Аверина-Луговая // Культура народов Причерноморья. — 2009. — № 155. — С. 82-84. — Бібліогр.: 23 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-24366
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-243662025-06-03T16:04:26Z Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века) Аверина-Луговая, Д.Ю. Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ 2009 Article Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века) / Д.Ю. Аверина-Луговая // Культура народов Причерноморья. — 2009. — № 155. — С. 82-84. — Бібліогр.: 23 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/24366 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Аверина-Луговая, Д.Ю.
Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века)
Культура народов Причерноморья
format Article
author Аверина-Луговая, Д.Ю.
author_facet Аверина-Луговая, Д.Ю.
author_sort Аверина-Луговая, Д.Ю.
title Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века)
title_short Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века)
title_full Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века)
title_fullStr Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века)
title_full_unstemmed Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века)
title_sort архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. симферополя (конец хiх – начало хх века)
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2009
topic_facet Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/24366
citation_txt Архитектурно-эстетический план как элемент архитектоники г. Симферополя (конец ХIХ – начало ХХ века) / Д.Ю. Аверина-Луговая // Культура народов Причерноморья. — 2009. — № 155. — С. 82-84. — Бібліогр.: 23 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT averinalugovaâdû arhitekturnoéstetičeskijplankakélementarhitektonikigsimferopolâkonechihnačalohhveka
first_indexed 2025-11-26T18:20:10Z
last_indexed 2025-11-26T18:20:10Z
_version_ 1849878080967933952
fulltext Аверина-Луговая Д.Ю. АРХИТЕКТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН КАК ЭЛЕМЕНТ АРХИТЕКТОНИКИ Г. СИМФЕРОПОЛЯ (конец ХIХ – начало ХХ века) 82 Аверина-Луговая Д.Ю. АРХИТЕКТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН КАК ЭЛЕМЕНТ АРХИТЕКТОНИКИ Г. СИМФЕРОПОЛЯ (конец ХIХ – начало ХХ века) Актуальность темы. Архитектоника городов (общее устройство городской территории) – перспектив- ное направление исторических исследований, независимо от того, поводится ли исследовательская работа в рамках профильного историко-архитектурного либо историко-культурологического направления или реа- лизуется как этап последовательного изучения отдельных аспектов повседневной жизни городского насе- ления. Следует отметить, что обращение к теме городского пространства в истории, актуально не только с сугубо утилитарной позиции (как средство выявления действенных ориентиров для создания гармоничного предметно-пространственного окружения), но закономерно и обосновано хронологической «универсально- стью» архитектуры: будучи современно, софункционально городу, градостроительство (по сути – эклектика строительных акций) стилистически «растягивает» пространство во времени, размывая хронологический эстамп повседневности, являя «(…) разрыв во временном масштабе различных компонентов среды» [1, С. 140]. В настоящее время комплексные исследования по истории градостроительства в Крыму не проводятся: проблема исторической эволюции городской застройки отдельных городов полуострова получила эпизоди- ческое освещение в работах таких авторов, как С.Л. Белова, В.В. Успенская, В.А. Широков и др. Объектом настоящего исследования является архитектурно-эстетический план архитектоники г. Симферополя в конце XIX-начале ХХ века. В качестве предмета исследования были рассмотрены такие составляющие визуального ряда городского пространства, как жилые дома, а также отдельные объекты «архитектуры малых форм» г. Симферополя. Целью статьи является реконструкция визуального образа г. Симферополя и анализ особенностей ар- хитектурно-эстетического плана города. Задачи исследования: − выявить отдельные элементы архитектурно-эстетического плана города, формировавшие визуальный ряд городского пространства; − сопоставить значимость экономических, функциональных, социально-технических и содержательно- художественных компонентов градообразования, − определить утилитарную и художественно-эстетическую целесообразность ведущих принципов градо- строительства. Архитектурно-эстетическое пространство городов Крымского полуострова формировалось в контексте разработки общероссийских утилитарных и содержательно-художественных приоритетов градостроитель- ства. Формально вопросы регуляции городской застройки решались следующим образом: в 1802 году заве- дывание строительными делами было передано из Сената в Министерство внутренних дел, с 1832 года про- блемами регулярного строительства занимались отдельные департаменты Главного управления путей со- общения и публичных зданий (департамент рассмотрения проектов и смет, департамент рассмотрения ис- кусственных дел и т.п.), а в 1864 году строительная часть гражданского ведомства была возвращена под контроль Министерства внутренних дел, причем строительные комиссии были заменены строительными отделениями при губернских правлениях [2, л. 73]. Единообразие внешнего вида строений теоретически обеспечивалось рядом обязательных постановле- ний, касавшихся оформления фасадов зданий, внешнего вида тротуаров и объектов «архитектуры малых форм» (полицейских будок, фонарей, заборов и т.п.) [3, с. 97]. Обязательный характер репродуктивного (воспроизводящего одобренные образцы) строительства был законодательно закреплен еще в 1701 и 1702 годах указами о «Строении в Москве на погорелых местах достаточным людям каменных домов, а недоста- точным мазанок» [4, с. 12], а от строгого копирования фасадов постепенно отказались лишь в конце ХIХ века. В городах, где архитектор не руководил процессом застройки, жилые здания возводились в соответст- вии с многократно переиздававшимися «образцовыми» проектами (1838, 1854, 1870-х и 1880-х годов), а общественные и административные здания – по образцам, предложенным «нормальными» проектами. Постановления, задавая образцы эстетического насыщения городского пространства, настойчиво обра- щали внимание домовладельцев на необходимость соизмерять свои созидательные инициативы с требова- ниями безопасности населения. Соответствие зданий их функциональному назначению, соображения эко- номии средств и стройматериалов и, тем более, эстетические предпочтения заказчиков с точки зрения зако- нодательной власти, были второстепенны. На первый план выдвигались пожарная безопасность жилых и подсобных помещений, свобода перемещений в пределах тяготеющего к дому участка, а с начала ХХ века – и соображения гигиены. Но в действительности, триединству требований отвечал лишь небольшой процент городских строений. Показательно, что положение «О санитарных требованиях к городам с населением бо- лее 50 тысяч человек», детально описывавшее некую модель идеального дома, было отвергнуто гласными Симферопольской городской думы (1911 год) как несвоевременное с экономической точки зрения, и, сле- довательно, социально невостребованное и даже опасное [5, с. 1445-1450], а правила «О техническом над- зоре за вновь строящимися зданиями», утвержденные министром внутренних дел в том же 1911 году, были приняты городскими властями к сведению, но практической реализации не получили. Тем не менее, заве- домо утопичные статьи упомянутого положения «О санитарных требованиях …» были полны здравого смысла: заданная площадь квартир (9 м²), высота потолков (2,667 м), размер окон и внутреннего двора, температура жилых помещений (не менее 17,5˚ по Цельсию), отделочные материалы [6] – все без исключе- Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ 83 ния параметры соответствовали вневременному представлению о жилищных условиях, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Но сырые и холодные дома г. Симферополя, требующие ремонта прежде окончания строительных работ, возведенные «без прокладки изолирующего слоя, без применения вентиля- ционных фановых труб» [7, с. 68], имели мало общего с образом желаемого города, взлелеянным властями всех уровней. Пересмотру и уточнению подверглись и содержательно-художественные приоритеты градостроитель- ства. Так, к концу ХIХ века были определены некие универсальные принципы градостроительства: визу- альный фон повседневной активности горожан выстраивался в соответствии с концепциями соразмерности (четко выписанное соотношение масштабных характеристик), ясности функционального назначения по- строек и согласованности компонентов композиции, спаянных общностью смысловой трактовки одной те- мы [8, с. 157]. Интуитивно прочувствованные приемы застройки (например, метод постепенного раскрытия (распознавания) значимых архитектурных объектов через наслаивающиеся фрагменты первого плана, ши- рокое использование знаков, «драматизирующих пространство», «излучающих смысловые силовые поля» [9, с. 161], выстраивание особой перспективы улиц, фиксация изгибов улиц и проч.) позволяли эффективно восполнять недостаток эстетической информации в городской среде [10, с. 85]. Той же цели, облагорожен- ной национальной идеей, служило и сооружение общественных памятников, участвовавших в формирова- нии «фокусов» и «символических точек» городов [9, с. 232], а также их наиболее устойчивых структурно- функциональных компонентов – центров. Свойственное ХIХ веку отношение к городу, как книге, глубинный историзм общественного сознания способствовали гармоничному включению археологических объектов в предметно-пространственную сре- ду. Осознание зависимости смены зрительных впечатлений от быстроты движения наблюдателя и выбор адекватного композиционного решения застройки – характерный признак «доавтомобильного» провинци- ального города, от которого, как и от всех вышеперечисленных градостроительных принципов, к середине ХХ века постепенно отказались. В начале ХХ века изменились принципы членения внутреннего и внешнего пространства в рамках квартала. Площадь «дворового места», внутреннего двора, ширина улиц – все было рассчитано и законода- тельно закреплено документами регионального значения. Двор и улица, «два четко выраженных и взаимно противоположных пространственных стереотипа» [9, с. 206], строительными правилами и объяснительны- ми записками к правилам были противопоставлены друг другу как «орган» (эксплуатационно- хозяйственная единица городской застройки) и «среда» (стихийное образование узкофункционального на- значения) [11, с. 48]. По сути, документально был зафиксирован заключительный этап протяженного во времени и неминуемого с позиции социально-экономического развития дробления квазиоднородной город- ской общности. Психологический аспект выделения двора как первичной экоструктуры (сферы гармонич- ной и поэтапной социализации ребенка [12, с. 141]) был оценен значительно позднее, уже в советский пе- риод, когда двор, гарант коллективной безопасности, был утрачен: изменение масштабов построек, потеря визуальной и физической связи с территорией жителями многоэтажных домов породили явление марги- нальности, изгнания из обособленного дворового мира, тоски по двору. Дореволюционный двор берег, но не изолировал, пространство двора в своей полноте и самодостаточности было сопоставимо скорее не с от- дельным органом, а с универсальным клеточным пространством, «двуличие» фасадов, воспринимаемых с улицы и изнутри по-разному, визуализировало и подчеркивало особый статус двора. Техническая эстетика провинциального города, создававшаяся для обеспечения приемлемых бытовых условий средствами промышленного и кустарного производства, в конце ХIХ – начале ХХ века находилась в стадии стихийного складывания принципов наполнения предметной среды. Визуальный фон, в который «заполняла» городская повседневная жизнь, был «заказан» самой повседневностью. Одним из ведущих элементов городской наглядности, выполнявшим информационно-справочную функцию, были афиши и объявления. Право расклейки афиш и объявлений, принадлежащее Городской управе, могло передаваться в арендное содержание частным лицам, которые, в зависимости от суммы взноса, могли устанавливать рек- ламу на отдельной улице или по всему городу. Киоски для объявлений – конструкции из досок треугольной формы – устанавливались на базарной площади, при входе в городскую управу, афиши наклеивали на ци- линдрические тумбы и доски, прикрепленные к стенам зданий [13, с.827]. Информацию об условиях найма квартир, складов, магазинов и торговых помещений, имевшихся вакансиях на рынке труда и порядке оформления различной документации предоставляли так называемые «справочные места», для открытия которых желающие обязывались внести залог в сумме 500-5000 рублей [14, 15]. Своеобразная «графика» дореволюционного города легко идентифицируема и аскетична: водосточные трубы серого цвета, по которым вода, минуя желоб (подвесной или настильный) и громоздкую воронку (округлой или четырехугольной формы) стекала на тротуар [16]. Крыши большинства городских строений были крыты черепицей местного производства: заводы предлагали черепицу «желобоватую» и «местную» (высота и того, и другого образца составляла 9 вершков (40,05 см) [17, с.4]. Цветовая гамма лакокрасочных материалов, широко использовавшихся в быту, была достаточно однообразна: для окраски помещений и различных объектов использовали охру разных оттенков, железный сурик, умбру, сажу, графит нескольких тонов. С начала ХХ века для окраски больших площадей стали использовать специальные приспособления (поршневые пульверизаторы), цена на которые была демократична (от 35 до 90 рублей) [18, с. 10]. Одним из символов ушедшей в прошлое повседневности была печная труба (в указанный период повсеместное распространение получили голландская прямоугольная печь и утермарковская круглая печь, которые были модернизированы Свиязевым, Лукашевичем, Грум-Гржимайло и Кржижановским [19, с. 13]). Ответствен- ность за своевременную очистку домовых труб лежала на домохозяевах, привлекавших к осуществлению данной процедуры состоящих в арестантском отделении трубочистов. Существовавший порядок не мог удовлетворить городские власти: так, в 1902 году гласные Симферопольской городской думы сетовали на Аверина-Луговая Д.Ю. АРХИТЕКТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН КАК ЭЛЕМЕНТ АРХИТЕКТОНИКИ Г. СИМФЕРОПОЛЯ (конец ХIХ – начало ХХ века) 84 отсутствие в городе подготовленных трубочистов и возложили на городскую управу обязанность создать в городе артель, которую бы возглавил заведующий городским обозом [20, с. 516]. В идеальном варианте очистка труб и печей казенных зданий должна была производиться один раз в неделю (трубы хлебопекар- ной печи и сама печь), один раз в две недели (дымовые трубы от кухонных, банных и прачечных очагов), один раз в месяц (дымовые трубы голландских и утермарковских печей) [21, с. 1]. Чистили печные трубы метлой с привязанным к ней чугунным ядром, что требовало определенных навыков владения рабочим ин- струментом, т.к. неумелое пользование метлой могло стать причиной повреждения трубы. Атрибутом улиц и дворов г. Симферополя был мусор. Мусор ссыпали или выливали в небрежно сколо- ченные ящики, покрытые изнутри смолой или краской, снабженные крышкой (или без нее) и нижней за- слонкой – «лядой», крепившейся петлями (в Европе использовали железные ящики). Опустошали ящики недостаточно часто: вместо желаемого 1 раза в 1-2 недели – раз в 1-2 месяца, перевозили содержимое на одноконных возках, дрогах, огороженных с боков приставленными досками, при этом мусор сыпался на дорогу. Те же возки использовались и для перевозки стройматериалов, а в разгар сезона – овощей и фрук- тов «второго» сорта. За вывоз мусора взималась плата в размере 30-40 копеек (до 1 рубля) [22, с.716-724]. В городе функционировали также стихийные и постоянно действовавшие свалки, выглядевшие крайне не эс- тетично: «Как на мусорных свалках, так и на ассенизационных полях роются бедняки, преимущественно женщины и дети, в целях выбрать из мусора тряпки, кости и другие предметы» [23, с. 11]. Таким образом, указанный период представляет собой важный этап формирования городской застрой- ки. Выстраивание архитектурно-эстетического плана г. Симферополя в конце ХIХ – начале ХХ века проис- ходило под влиянием общероссийских и региональных социально-экономических и культурных процессов. Городское жилище трансформировалось под воздействием изменяющихся условий жизнедеятельности на- селения, несколько отставая во времени от эволюции представлений горожан о комфортном и безопасном месте обитания. Источники и литература 1. Иконников А.В. Искусство, среда, время. (Эстетическая организация городской среды). – М.: Сов. Ху- дожник, 1984. – 336 с. 2. Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). – Ф. 26. – Оп. 1. – Д.26789. 3. Известия Симферопольской городской думы. – 1910. – № 4. 4. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины ХIХ – начала ХХ века. НИИ теории архитектуры и градостроительства. Под общей ред. Е.И. Кириченко. – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 340 с. 5. Симферопольская Городская Дума. Известия. – Симферополь: тип. Эпеля и Коршунова, 1911. – [ок- тябрь]. – 907 с 6. Симферопольская Городская Дума. Известия. – Симферополь: тип. Эпеля и Коршунова, 1911. – [июнь- июль]. – 907 с. 7. Симферопольская Городская Дума. Известия. – Симферополь: тип. Коршунова и Эпеля, 1910. – [июль – декабрь]. – 907 с. 8. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. – М.: Стройиздат, 1984. – 256 с. 9. Аскаров Ш.Д. Регион – пространство – город. – М.: Стройиздат, 1988. – 200 с. 10. Теория архитектуры и градостроительства: (Психология восприятия архитектурных объектов): Учебное пособие / И.И.Лошаков. – К.: УМК ВО при Минвузе УССР, 1988. – 92 с. 11. Михайлов Д.Р. К анализу сращенности субъекта и среды (Опыт теоретической реконструкции) // Пси- хология и архитектура: Тез.конф./ Под ред. Т. Нийта, М. Хедметса, Ю. Крусвалла. – Таллин, 1983. Ч.1. – 203 с. 12. Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. – М.: Мысль, 1987. – 278 [2] с. 13. Систематический свод постановлений Симферопольской Городской Думы за 41 год (составил Л.Я. Александров) (1871-1911 гг.). Том I. – Симферополь: Типография Г.М. Эпеля и Ф.Т. Коршунова, 1912. – 881 с. 14. Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). – Ф. 26, Оп. 1, Д. 27399. 15. Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). – Ф. 26, Оп. 1. Д. 27658. 16. Романович М.Е. Гражданская архитектура. Части зданий. Издание 2-ое. – СПб.: Паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1896. 17. Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). – Ф. 61, Оп. 1, Д. 262. 18. ГААРК. – Ф. 125, Оп. 1, Д. 44. 19. Кржижановский П.К. Комнатные печи и их устройство. Крым. гос. издательство, 1931. – 58 с. 20. Систематический свод постановлений Симферопольской городской думы за 41 год (составил Л.Я. Александров) (1871 – 1911 гг.). Том II. – Симферополь: Типография Г.М. Эпеля и Ф.Т. Коршунова, 1912. – 1066 с. 21. Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). – Ф. 27, Оп. 13, Д. 4464. 22. Симферопольская Городская Дума. Известия. – Симферополь: тип. Эпеля и Коршунова, 1911. – [январь – июнь]. – 849 с. 23. Сведения о состоянии санитарного и медицинского дела в Симферополе за 1911 год заведующего сани- тарным бюро г. Симферополя И.К. Кондорского. – 68 с.