Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2009
1. Verfasser: Диденко, М.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут соціології НАН України 2009
Schriftenreihe:Соціальні виміри суспільства
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/28822
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра / М. Диденко // Соціальні виміри суспільства: Зб. наук. пр. — К.: ІС НАН України, 2009. — Вип. 1 (12). — С. 105-119. — Бібліогр.: 14 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-28822
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-288222025-02-09T17:22:27Z Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра Public sphere transformation in the postmodern epoch: critical analysis of the Jean Baudrillard works Диденко, М. 2009 Article Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра / М. Диденко // Соціальні виміри суспільства: Зб. наук. пр. — К.: ІС НАН України, 2009. — Вип. 1 (12). — С. 105-119. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. 2078-6948 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/28822 ru Соціальні виміри суспільства application/pdf Інститут соціології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
format Article
author Диденко, М.
spellingShingle Диденко, М.
Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра
Соціальні виміри суспільства
author_facet Диденко, М.
author_sort Диденко, М.
title Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра
title_short Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра
title_full Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра
title_fullStr Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра
title_full_unstemmed Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра
title_sort трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ жана бодрийяра
publisher Інститут соціології НАН України
publishDate 2009
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/28822
citation_txt Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра / М. Диденко // Соціальні виміри суспільства: Зб. наук. пр. — К.: ІС НАН України, 2009. — Вип. 1 (12). — С. 105-119. — Бібліогр.: 14 назв. — рос.
series Соціальні виміри суспільства
work_keys_str_mv AT didenkom transformaciâpubličnojsferyvépohupostmodernakritičeskijanalizrabotžanabodrijâra
AT didenkom publicspheretransformationinthepostmodernepochcriticalanalysisofthejeanbaudrillardworks
first_indexed 2025-11-28T14:52:01Z
last_indexed 2025-11-28T14:52:01Z
_version_ 1850046179085123584
fulltext 105 Ì.Äèäåíêî ÒÐÀÍÑÔÎÐÌÀÖÈß ÏÓÁËÈ×ÍÎÉ ÑÔÅÐÛ Â ÝÏÎÕÓ ÏÎÑÒÌÎÄÅÐÍÀ: ÊÐÈÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÀÍÀËÈÇ ÐÀÁÎÒ ÆÀÍÀ ÁÎÄÐÈÉßÐÀ Êàê è áîëüøèíñòâî ñîöèàëüíûõ ôåíîìåíîâ, ïóáëè÷- íîñòü àíàëèçèðóåòñÿ â ðàìêàõ ìîäåðíèñòñêîé è ïîñòìî- äåðíèñòñêîé òðàäèöèé. Íà îñíîâå àíàëèçà òåîðèé òàêèõ èññëåäîâàòåëåé ñîöèàëüíîãî, êàê Þ.Õàáåðìàñ, Õ.Àðåíäò, Ï.Áóðäüå è äð., íàì óäàëîñü îïðåäåëèòü äâå âçàèìîäîïîë- íÿþùèå ïåðñïåêòèâû ðàññìîòðåíèÿ ïóáëè÷íîñòè – ïðî- ñòðàíñòâåííóþ, ïîëàãàþùóþ åå â êà÷åñòâå ñòàòè÷íîé õà- ðàêòåðèñòèêè “ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà”, è ôóíêöèîíàëü- íóþ, ïðåäïèñûâàþùóþ èçó÷àòü åå ñîöèàëüíûå ôóíêöèè [1]. Öåëüþ æå äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àíàëèç èíîé, “íå ñòðóê- òóðíîé” ïåðñïåêòèâû ðàññìîòðåíèÿ ñîöèàëüíûõ ôåíîìå- íîâ â öåëîì è ïóáëè÷íîñòè â ÷àñòíîñòè, ïðåäñòàâëåííîé â ïîñòìîäåðíèñòñêîì äèñêóðñå èäåÿìè ôðàíöóçñêîãî ñî- öèîëîãà Æàíà Áîäðèéÿðà. Îáñöåííîñòü êàê íîâàÿ ôîðìà îðãàíèçàöèè êîììóíèêà- òèâíîãî ïðîñòðàíñòâà. Ïðèíöèïèàëüíîå îòëè÷èå äàííîé ïåðñïåêòèâû ñâÿçàíî ñ ïîñòìîäåðíèñòñêîé òðàíñôîðìà- öèåé ñðåäû îáèòàíèÿ ïóáëè÷íîãî, à èìåííî, ñ åãî ïåðåíî- ñîì èç ïîëèòè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà â ïîëå ïîâñåäíåâíîñòè, ãäå îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êëþ÷åâóþ îñîáåííîñòü ñîâðå- ìåííîé êîììóíèêàöèè, ñòàíîâèòñÿ èíäèêàòîðîì èçìåíå- íèé â ñòðóêòóðå îòíîøåíèé â ñîöèóìå. Ïóáëèêà, êîòîðàÿ ðàíåå ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ìåõàíèçì îáùåñòâåííîãî êîíò- ðîëÿ, ñòàíîâèòñÿ “ìîë÷àëèâûì áîëüøèíñòâîì”, “ìàññîé”, êîòîðàÿ, õîòü è îáëàäàåò ïîòåíöèàëîì “ãëàâíûõ äåéñòâóþ- ùèõ ëèö èñòîðèè», ïðåäïî÷èòàåò îñòàâàòüñÿ àíîíèìíûì îáðàçîâàíèåì, ëèøü ñèìóëèðóÿ âûïîëíåíèå ñâîèõ îñíîâ- íûõ ôóíêöèé è âñå áîëåå óõîäÿ ïîä ïðèêðûòèå “÷àñòíîé æèçíè”. Ïîäîáíûé óõîä Æ.Áîäðèéÿð íàçûâàåò “íåïîñðåä- 106 Ðîçä³ë 1 ñòâåííûì âûçîâîì ïîëèòè÷åñêîìó, ôîðìîé àêòèâíîãî ñîïðî- òèâëåíèÿ ïîëèòè÷åñêîé ìàíèïóëÿöèè” [2, c. 48]. Ïðàâäà, ñëåäóÿ ìûñëè Áîäðèéÿðà, ìîæíî êîíñòàòèðîâàòü ðàñøè- ðåíèå ïóáëè÷íîé ñôåðû áëàãîäàðÿ åå âûõîäó çà ïðåäåëû íå òîëüêî ïðîñòðàíñòâà ïîëèòè÷åñêîãî, íî è îáëàñòè ñî- öèàëüíîãî, ñàìî ñóùåñòâîâàíèå êîòîðîãî ïîäâåðãàåòñÿ ñîìíåíèþ: “òåàòð ñîöèàëüíîãî è òåàòð ïîëèòèêè âñå áîëåå è áîëåå ñâîäÿòñÿ ê îãðîìíîìó ìÿãêîìó òåëó ñ ìíîæåñò- âîì ãîëîâ” [3, c. 129]. Èñïîëüçóåìûå çäåñü è â äàëüíåéøåì ïîíÿòèÿ “òåàòð”, “ñöåíà”, “ñïåêòàêëü”, òðàäèöèîííî ñâîéñòâåííûå äðàìàòóð- ãè÷åñêîé ñîöèîëîãèè, èìåþò â ïîñòìîäåðíèñòñêîì êîíòåê- ñòå íåñêîëüêî èíîå çíà÷åíèå. Îíè ïðèçâàíû ëèøíèé ðàç ïîä÷åðêíóòü ñèìóëÿòèâíóþ ïðèðîäó ñîöèàëüíîãî, íååñòå- ñòâåííîñòü ðàçãðàíè÷åíèÿ åãî ïðèâàòíîé è ïóáëè÷íîé ñî- ñòàâëÿþùèõ.  äàííîì êîíòåêñòå óìåñòíî âñïîìíèòü ôðàí- öóçñêîãî ïèñàòåëÿ Ãè Äåáîðà, àâòîðà ðàáîòû “Îáùåñòâî ñïåêòàêëÿ”, îïðåäåëÿâøåãî ïîñëåäíåå êàê îáùåñòâî ôàëü- ñèôèöèðîâàííîé îáùåñòâåííîé (ñîöèàëüíîé, ïîëèòè÷å- ñêîé, ýêîíîìè÷åñêîé, êóëüòóðíîé) è ëè÷íîé æèçíè [4]. Îäíèì èç ïðèçíàêîâ òàêîé ôàëüñèôèêàöèè Äåáîð ñ÷èòàåò óæå ñàìî ðàçäåëåíèå æèçíè íà “îáùåñòâåííóþ” è “èíäè- âèäóàëüíóþ”. Îá èñ÷åçíîâåíèè ïîäîáíîãî ðàçäåëåíèÿ â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå è ãîâîðèò Áîäðèéÿð, äåêëàðèðóÿ ñëèÿíèå ïóáëè÷- íîé è ñîöèàëüíîé ñôåð â åäèíîå ìåòà-ïðîñòðàíñòâî: “îäíî — óæå áîëåå íå ñïåêòàêëü, äðóãîå — óæå áîëåå íå òàéíà” [3, c. 131]. Ñóùåñòâîâàâøàÿ ðàíåå ñöåíà, áóäó÷è íå â ñîñòîÿíèè áîëüøå îïðåäåëÿòü ãðàíèöû æèçíåííîãî èíòåðüåðà è ýêñ- òåðüåðà, ðóõíóëà, ñäåëàâ áîëüøèíñòâî èíòèìíûõ ïðîöåññîâ íàøåé æèçíè “âèðòóàëüíîé ïî÷âîé äëÿ ìåäèà”. Íàèáîëåå î÷åâèäíûì ñëåäñòâèåì ýòîãî ñòàíîâèòñÿ ïîâûøåíèå ìåäèà- ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà íà ôîðìàò “ðåàëèòè-øîó”, îñíî- âàííûé íà ïîïóëÿðèçàöèè íàèáîëåå èíòèìíûõ ñòîðîí æèçíè îáû÷íûõ ëþäåé. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ìèð ïðèâàòíîñòè ïîñòåïåííî çàïîëíÿåòñÿ áîëüøèìè îáúåìàìè èíôîðìàöèè èçâíå, ïîêà “öåëûé óíèâåðñóì íå íà÷èíàåò ïðîèçâîëüíî ðàçâîðà÷èâàòüñÿ íà íàøåì äîìàøíåì ýêðàíå” [3, c. 131]. 107 Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà... Áîäðèéÿð íàçûâàåò íîâûé ñïîñîá îðãàíèçàöèè ñîöèàëü- íîãî ïðîñòðàíñòâà îáñöåííûì, òî åñòü òàêèì, â êîòîðîì “âñå ñòàíîâèòñÿ ïðîçðà÷íûì è íåïîñðåäñòâåííî âèäèìûì, ãäå âñÿêàÿ âåùü âûñòàâëåíà â æåñòêîì è áåçæàëîñòíîì ñâåòå èíôîðìàöèè è êîììóíèêàöèè” [3, c.131]. Ïðè÷åì ïîñëåäíåå óòâåðæäåíèå êàñàåòñÿ íå òîëüêî îáëàñòè ðàíåå ñêðûòîãî, íî è îáëàñòè äîñòóïíîãî, êîòîðîå ñòàíîâèòñÿ òåïåðü “áîëåå ÷åì äîñòóïíûì”. ×åëîâåê, íàõîäÿñü â ýêñòàçå êîììóíèêàöèè, ëèøàåòñÿ ñâîåãî îòðàæåíèÿ â îêðóæàþ- ùèõ åãî è ïîòðåáëÿåìûõ èì îáúåêòàõ: íà ìåñòî “ñöåíû” è “çåðêàëà” ïðèõîäÿò íîâûå ñèñòåìîîáðàçóþùèå ñîöèàëü- íîé ðåàëüíîñòè – ýêðàí è ñåòü, âñëåäñòâèå ÷åãî êîììóíèêà- öèÿ òåðÿåò ñâîè ðåôëåêòîðíûå ñïîñîáíîñòè, ïðåâðàùàÿñü â íåêóþ “íåîòðàæàþùóþ, èììàíåíòíóþ ïîâåðõíîñòü”. Áîäðèéÿð îïèñûâàåò ñîîòíîøåíèå ñöåíû è îáñöåííîãî ñëåäóþùèì îáðàçîì: “ñöåíà âîëíóåò íàñ, îáñöåííîå î÷àðî- âûâàåò” [3, c. 132]. Ýòî îòíîøåíèå, íà íàø âçãëÿä, ÿâëÿåòñÿ áëèçêèì ñîîò- íîøåíèþ ïîíÿòèé “ñòóäèóì” è “ïóíêòóì” â ïîíèìàíèè ïðåäñòàâèòåëÿ ôðàíöóçñêîãî ïîñòñòðóêòóðàëèçìà Ðîëàíà Áàðòà [5]. Áàðò èñïîëüçóåò äàííûå ïîíÿòèÿ â êîíòåêñòå ñìûñëîâîãî àíàëèçà ôîòîãðàôèè, îïðåäåëÿÿ “ñòóäèóì” êàê íåêèé êóëüòóðíûé background, “ñöåíó” äåéñòâèÿ ñ çàðàíåå çàäàííûì ðîëåâûì ðàñïðåäåëåíèåì, êîòîðîå íå òîëüêî ñïîñîáñòâóåò ïîíèìàíèþ òîãî, ÷òî çàïå÷àòëåíî íà ñíèìêå, íî è äåëàåò çðèòåëÿ â êàêîé-òî ìåðå ê ýòîìó ïðè÷àñòíûì.  òî æå âðåìÿ “ïóíêòóì” – ýòî òî, ÷òî “ðàññòðàèâàåò ñòó- äèóì”, íåêàÿ ñëó÷àéíîñòü, êîòîðàÿ “óêàëûâàåò” çðèòåëÿ, íàäåëÿÿ ñíèìîê èíäèâèäóàëüíîñòüþ. Ðàçíèöà ëèøü â òîì, ÷òî ïóíêòóì ñóùåñòâóåò âñëåäñòâèå ñâîåé óíèêàëüíîñòè, â òî âðåìÿ êàê îáñöåííîå – áëàãîäàðÿ ñâîåé âñåîáùíîñòè. Ïîëèòèêà “áåçîòâåòíîñòè” ñîâðåìåííûõ ìåäèà. Ñî- ãëàñíî Áîäðèéÿðó, òåõíîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðèâîäèò ê ôóíêöèîíàëüíûì èçìåíåíèÿì îñíîâíûõ àãåíòîâ êîììóíè- êàöèè. Ìåäèà ñòàíîâÿòñÿ àíòèìåäèàòîðàìè, îíè áîëåå íå òðàíçèòèâíû, òî åñòü íå â ñîñòîÿíèè îáåñïå÷èòü ïîëíîöåí- íûé îáìåí ìåæäó ñóáúåêòàìè, ëèøü ñèìóëèðóÿ èõ êîììó- 108 Ðîçä³ë 1 íèêàòèâíîå ðàâíîïðàâèå. Ïîä îáìåíîì â äàííîì ñëó÷àå ïîíèìàåòñÿ íå ïðîñòî âçàèìîñâÿçü ñëîâà è îòâåòà, íî è îïðåäåëåííàÿ îòâåòñòâåííîñòü îáåèõ ñòîðîí, ÿâëÿþùàÿñÿ ãàðàíòîì îòñóòñòâèÿ ìîíîïîëèè ñëîâà. Ïðè ýòîì ñîâåð- øåííî íå èìååò çíà÷åíèÿ, êàêèì áóäåò ñîäåðæàíèå ýòîãî “ñëîâà”, à ñëåäîâàòåëüíî, íåò è íåîáõîäèìîñòè â óñòàíîâ- ëåíèè âëàñòíîãî êîíòðîëÿ íàä ÑÌÈ. Äèêòàòîðñêèå ñïî- ñîáíîñòè ìåäèà, ïî ìíåíèþ Áîäðèéÿðà, çàëîæåíû â íèõ ñàìèõ: ïðè óñëîâèè îòñóòñòâèÿ feed-back ìåäèà íå êîíò- ðîëèðóþò, îíè ïðîñòî ñóùåñòâóþò, îáåñïå÷èâàÿ âëàñòü èìóùèõ óâåðåííîñòüþ â òîì, ÷òî «ëþäè áîëüøå íå ðàçãî- âàðèâàþò ìåæäó ñîáîé, ÷òî îíè îêîí÷àòåëüíî èçîëèðîâà- íû — ïåðåä ëèöîì ñëîâà, ëèøåííîãî îòâåòà” [6, c. 200].  ñâÿçè ñ ýòèì, âñëåä çà Áîäðèéÿðîì, âñïîìíèì òåîðèþ ìåäèà êàíàäñêîãî ñîöèîëîãà Ìàðøàëëà Ìàêëþýíà, îñíîâ- íûå ïîëîæåíèÿ êîòîðîé çàêëþ÷åíû â ôîðìóëó “the me- dium is the message” [7]. Ìàêëþýí ïîëàãàë, ÷òî ñðåäñòâà ìàññîâîé êîììóíèêàöèè îêàçûâàþò îãðîìíîå è âî ìíîãîì íåèçâåñòíîå âîçäåéñòâèå íà ðàçâèòèå îáùåñòâà ñàìèì ôàêòîì ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Ïîñëåäíåå, ïî åãî ìíåíèþ, âîçìîæíî â äâóõ ôîðìàõ – “ãîðÿ÷åé” è “õîëîäíîé”. Ïåðâàÿ ïðåäïîëàãàåò âûñîêóþ ñòåïåíü íàïîëíåííîñòè äàííûìè â ñî÷åòàíèè ñ íèçêîé âîâëå÷åííîñòüþ ñóáúåêòà â êîììó- íèêàòèâíûé ïðîöåññ è õàðàêòåðíà, íàïðèìåð, äëÿ òàêèõ ìåäèóìîâ, êàê ôîòîãðàôèÿ, ðàäèî èëè êèíåìàòîãðàô. “Õîëîäíûå” ìåäèà, íàïðîòèâ, õàðàêòåðèçóþòñÿ “íèçêîé îïðåäåëåííîñòüþ”, à ñëåäîâàòåëüíî, îñòàâëÿþò ðåöèïèåíòó äîñòàòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî çàïîëíå- íèÿ èíôîðìàöèîííûõ ïðîáåëîâ áëàãîäàðÿ íå çàäåéñòâîâàí- íûì â íåïîñðåäñòâåííîé êîììóíèêàöèè îðãàíàì ÷óâñòâ. Òàê, ðå÷ü èëè òåëåôîí ÿâëÿþòñÿ îäíèìè èç íàèáîëåå “õî- ëîäíèõ” ñðåäñòâ, ïîñêîëüêó “óõî ïîëó÷àåò ñêóäíîå êîëè- ÷åñòâî èíôîðìàöèè”, à îòñþäà ñóáúåêò âûíóæäåí ìíîãîå “äîäóìûâàòü” è “äî÷óâñòâîâàòü” ñàìîñòîÿòåëüíî. ×òî æå êàñàåòñÿ âñåìèðíîé ñåòè, âîçíèêíîâåíèå êîòîðîé â êà- êîì-òî ñìûñëå ïðåäâèäåë Ìàêëþýí, òî îíà ÿâëÿåòñÿ, íà íàø âçãëÿä, ãèáðèäîì íàçâàííûõ ôîðì – ïðåäîñòàâëÿÿ, ñ 109 Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà... îäíîé ñòîðîíû, íåîãðàíè÷åííûé äîñòóï ê ëþáîãî ðîäà àóäèîâèçóàëüíîé èíôîðìàöèè, ñ äðóãîé – íå îòðèöàÿ âîç- ìîæíîñòü åå “äîìûñëèâàíèÿ”, ñâîáîäíîé èíòåðïðåòàöèè è â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè äàæå îáìåíà. Îòäåëüíî ñòîèò ðàññìîòðåòü è òåëåâèäåíèå, êîòîðîå Ìàêëþýí îòíîñèò ê “õîëîäíîìó” êëàññó, ïðîòèâîïîñòàâ- ëÿÿ åãî êèíåìàòîãðàôó; õîòÿ â êîíòåêñòå ñîâðåìåííîãî òåëåñìîòðåíèÿ äàííàÿ îïïîçèöèÿ íå âûãëÿäèò áîëåå óáå- äèòåëüíîé. Ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå òðàêòîâêó ìåäèà Áîä- ðèéÿðîì, ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ïî ìåðå çàïîëíåíèÿ òåëåýôèðà îäíîòèïíûì, òèðàæíûì ïðîäóêòîì, ðàññ÷èòàí- íûì íà ìàññîâîå ïîòðåáëåíèå, íåîáõîäèìîñòü â äîìûñëè- âàíèè èñ÷åçàåò: çðèòåëü ñ ãîòîâíîñòüþ ïîòðåáëÿåò ïðåä- ëîæåííóþ åìó öåëîñòíóþ ìîäåëü, çà÷àñòóþ äàæå íå îò- âëåêàÿñü íà åå ñîäåðæàíèå. Èòàê, âîçâðàùàÿñü ê Áîäðèéÿðó, îòìåòèì, ÷òî, ðàññìàò- ðèâàÿ ìåäèà àíàëîãè÷íî Ìàêëþýíó, â íåçàâèñèìîñòè îò ñîäåðæàíèÿ òðàíñëèðóåìûõ èìè ñîîáùåíèé, îí íå óäîâëåò- âîðÿåòñÿ ñóãóáî òåõíîëîãè÷åñêîé èõ òðàêòîâêîé. Äëÿ íåãî ìåäèà – ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü ñðåäñòâî “íàâÿçûâàíèÿ ìîäåëåé”. ×òî æå êàñàåòñÿ èõ ñîäåðæàòåëüíîãî àñïåêòà, Áîäðèéÿð óòâåðæäàåò, ÷òî “ïåðåäà÷å ïîäëåæèò íå òî, ÷òî ïðîõîäèò ÷åðåç ïðåññó, ÒÂ, ðàäèî, íî òî, ÷òî óëàâëèâàåòñÿ ôîðìîé/çíàêîì, îêàçûâàåòñÿ àðòèêóëèðîâàíî â ìîäåëÿõ, óïðàâëÿåòñÿ êîäîì” [6, ñ. 206]. Ñîîòâåòñòâåííî, ïóáëèêà, èìåíóåìàÿ Áîäðèéÿðîì “ìîë÷àëèâûì áîëüøèíñòâîì”, ÿâëÿåòñÿ ïàññèâíûì ïîòðåáèòåëåì äàííûõ ìîäåëåé. Ïðè- ÷èíà ïîäîáíîé ïàññèâíîñòè óñìàòðèâàåòñÿ èì íå â áåçðàç- ëè÷èè ê ïîëó÷àåìîé îò ìåäèà èíôîðìàöèè, à ñêîðåå â îáèëèè ïîñëåäíåé. Ðåçþìèðóÿ ñêàçàííîå – ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê èíôîðìà- öèîííî àòàêóåì (ïåðåæèâàÿ “ýêñòàç êîììóíèêàöèè”), áåççàùèòåí ââèäó îòñóòñòâèÿ êàêîé-ëèáî ïðèâàòíîñòè â ïðèâû÷íîì äëÿ íåãî ïîíèìàíèè (íàõîäÿñü â ïðîñòðàíñòâå îáñöåííîãî) è ñëèøêîì îòñòðàíåí îò ñèñòåì ïðîèçâîäñòâà (ëèøåííûé âîçìîæíîñòè “îòâåòà”). Ïðåîäîëåíèå ïîäîáíûõ áàðüåðîâ ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè ïðîèñõîäèò â ñîâðåìåííîì ñîöèóìå êðàéíå ðåäêî è íîñèò, 110 Ðîçä³ë 1 êàê ïðàâèëî, ðåâîëþöèîííûé õàðàêòåð: ïîìèìî ðàññìàò- ðèâàåìûõ Áîäðèéÿðîì ñòóäåí÷åñêèõ âîëíåíèé â Íàíòåðå â 1968 ã., ìîæåì ïðèâåñòè, õîòü è ïðèåâøèéñÿ, íî âñå æå ïîêàçàòåëüíûé ïðèìåð èç ñîâðåìåííîé óêðàèíñêîé èñòî- ðèè. Îðàíæåâàÿ ðåâîëþöèÿ áûëà ïðîòåñòîì íå ïðîòèâ ñîäåðæàíèÿ, à ïðîòèâ ìîäåëè è èìåëà òàêîé îáùåñòâåí- íûé ðåçîíàíñ â ïåðâóþ î÷åðåäü áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ïðåä- ñòàâëÿëà ñîáîé “îòâåò” òàì, ãäå îí èçíà÷àëüíî (èñõîäÿ èç ñàìîé ïðèðîäû ìåäèà) íå áûë ïðåäïîëàãàåì. Èñïîëüçóÿ òåðìèíîëîãèþ Ìàêëþýíà, ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî â ñëó- ÷àå, êîãäà ìåäèà äîñòèãàþò ìàêñèìàëüíîé òåìïåðàòóðû, “ïåðåãð³âàþòüñÿ”, ìàññû, îñîçíàâàÿ íèçêóþ ñòåïåíü ñâîåé ïðè÷àñòíîñòè, íà÷èíàþò ñòðåìèòüñÿ ê “îõëàæäåíèþ” ïî- ñðåäñòâîì ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ìåæëè÷íîñòíîé êîììóíè- êàöèè. Åùå îäíèì áàðüåðîì íà ïóòè ïîäîáíîé èõ àêòè- âèçàöèè ÿâëÿåòñÿ íîâûé ïîëíîïðàâíûé àãåíò ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà (â äàííîì ñëó÷àå èìååòñÿ â âèäó ïðîñòðàíñò- âî, èìåíóåìîå Áîäðèéÿðîì îáñöåííûì) – ðåêëàìà. “Êîëëåêòèâèçàöèÿ” è “ïåðñîíèôèêàöèÿ” – îñíîâíûå ìîäåëè ðåêëàìíîãî âîçäåéñòâèÿ. Ðåêëàìà, ñëåäóÿ ñâîåìó îñíîâíîìó ôóíêöèîíàëüíîìó ïðåäíàçíà÷åíèþ, à èìåííî, ïîâûøåíèþ ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà, ñîçäàåò íåêèé ðåôå- ðåíòíûé äëÿ ìàññ ñèìóëÿêð ïóáëèêè. Îíà, à òî÷íåå, ïðî- äóöèðóåìîå åþ “âîîáðàæàåìîå ñîîáùåñòâî”, â ñâîþ î÷å- ðåäü, ñèìóëèðóåò ýôôåêò ïðè÷àñòíîñòè ñóáúåêòà ê îïðå- äåëåííîìó ñòèëþ æèçíè, æåëàåìîìó ñïîñîáó ïîòðåáëåíèÿ. Áîäðèéÿð ïèøåò: “Ðåêëàìà â åå íîâîì èçìåðåíèè îâëà- äåâàåò ÷åì óãîäíî, ïîñêîëüêó ïóáëè÷íîå ïðîñòðàíñòâî (óëèöà, ìîíóìåíò, ðûíîê, ñöåíà) èñ÷åçàåò. Îíà ðåàëèçóåò- ñÿ, èëè, åñëè óãîäíî, ìàòåðèàëèçóåòñÿ, âî âñåé ñâîåé îáñ- öåííîñòè; îíà ìîíîïîëèçèðóåò ïóáëè÷íóþ æèçíü âî âñåõ åå ïðîÿâëåíèÿõ” [3, c. 129]. Ïðè ýòîì ìû íå ïðîñòî ïîçâîëÿåì åé ñòàíîâèòüñÿ ìîíîïîëèñòîì, íî è ïîäñîçíàòåëüíî æàæ- äåì ýòîãî. Ïðè÷èíà ýòîãî, ñîãëàñíî Áîäðèéÿðó, ãëóáîêî ïñèõîëîãè÷íà, âåäü “ëþáîå æåëàíèå, äàæå ñàìîå èíòèì- íîå, îðèåíòèðîâàíî íà óíèâåðñàëüíîñòü» [8, ñ. 194], à ñëå- äîâàòåëüíî, äîëæíî áûòü îïîñðåäîâàíî “êîëëåêòèâíûì 111 Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà... âîîáðàæàåìûì”. Ïðèìåðîâ ñîâðåìåííûõ, ïðîäóöèðóåìûõ ðåêëàìîé “âîîáðàæàåìûõ ñîîáùåñòâ” ìîæíî ïðèâåñòè ìíîæåñòâî: ýòî è îðãàíèçàöèÿ ýíåðãè÷íûõ ïîòðåáèòåëåé éîãóðòà Actimel (“àêòèìåëèñòîâ”), è ëèãà “íàñòîÿùèõ ìóæ÷èí”, ïîëüçóþùèõñÿ îäåêîëîíîì Oldspice, è êîìïàíèÿ “ñóïåð-ìàì”, êîòîðûå ñòèðàþò ïîðîøêîì Tide. Íà àíàëî- ãè÷íîé ïðåçóìïöèè êîëëåêòèâíîãî æåëàíèÿ îñíîâàíà íå òîëüêî ðåêëàìà â åå òðàäèöèîííîé ôîðìå, íî è ïðèîáðåòà- þùèå ñåãîäíÿ ïîïóëÿðíîñòü èíòåðàêòèâíûå èãðû òèïà “Àóêöèîí íàîáîðîò”, îñíîâíîé ìîòèâàöèåé ó÷àñòèÿ â êîòî- ðûõ ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå âîîáðàæàåìîé êîíêóðåíöèè. Ïîìèìî ïîòðåáíîñòè â “êîëëåêòèâíîì” ïîäòâåðæäåíèè ñâîèõ æåëàíèé, ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê (ïîòðåáèòåëü, äîñ- òèãøèé äîñòàòî÷íîãî óðîâíÿ áëàãîïîëó÷èÿ) èñïûòûâàåò íåîáõîäèìîñòü â èõ ðåïðåçåíòàöèè â íåêèõ ïðèâû÷íûõ è çíàêîìûõ åìó îáðàçàõ: ýòó “ïóñòóþ, ðåãðåññèâíóþ, íåñó- ùåñòâåííóþ, íî òåì áîëåå ãëóáîêî íåîáõîäèìóþ” ôóíê- öèþ òàêæå âûïîëíÿåò ðåêëàìà. Òàêèì îáðàçîì, ïîñëåä- íÿÿ, ïðåñëåäóÿ èñêëþ÷èòåëüíî êîììåð÷åñêóþ öåëü, áåðåò íà ñåáÿ ðîëü äâîéíîãî èíäåíòèôèêàòîðà: ñ îäíîé ñòîðîíû, ïîñðåäñòâîì “ïðåçóìïöèè êîëëåêòèâíîãî æåëàíèÿ”, ñ äðóãîé – ïîñðåäñòâîì àðòèêóëÿöèè ýòîãî æåëàíèÿ â êîí- êðåòíîé âåùè (îáðàçå). Îíà çàñòàâëÿåò íàñ ïîâåðèòü â òî, ÷òî “âåùü íàöåëåíà íà íàñ, îíà íàñ ëþáèò”, à ïîñêîëüêó îíà íàñ ëþáèò, “ìû è ñàìè ñåáÿ ÷óâñòâóåì ñóùåñòâóþùè- ìè – ìû “ïåðñîíàëèçèðîâàíû” [8, ñ. 142]. Ýòîò ìåõàíèçì ïî ñâîåé ñóòè ïðîòèâîïîëîæåí “êîëëåêòèâèçàöèè æåëà- íèÿ”, òàê êàê îáåñïå÷èâàåò îïîñðåäîâàííîå (âåùüþ, à òî÷íåå, åå îáðàçîì) ñîîòíåñåíèå èíäèâèäà íå ñ êàêîé-ëèáî ðåôåðåíòíîé ãðóïïîé ïîòðåáèòåëåé, à ñ ñàìèì ñîáîé. Óäà÷- íûì ïðèìåðîì åãî èñïîëüçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ, ñêàæåì, ðåê- ëàìà íîóòáóêîâ “Hewlett Packard”, ãäå ïîòðåáèòåëÿ õî- òÿò èñêóññòâåííî âåðíóòü â ÿêîáû èñ÷åçàþùóþ ñôåðó åãî ïðèâàòíîñòè, ïðîâîçãëàøàÿ: “êîìïüþòåð ñíîâà ñòàë ïåð- ñîíàëüíûì!”.  òðóäàõ ñîâðåìåííûõ òåîðåòèêîâ, òàê èëè èíà÷å çàòðà- ãèâàþùèõ ïðîáëåìó òðàíñôîðìàöèè ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàí- 112 Ðîçä³ë 1 ñòâà, âñòðå÷àþòñÿ è áîëåå ðàäèêàëüíûå èíòåðïðåòàöèè òåíäåíöèé “êîëëåêòèâèçàöèè” è “ïåðñîíèôèêàöèè”, îïè- ñàííûõ Áîäðèéÿðîì â êà÷åñòâå ìåõàíèçìîâ ðåêëàìíîãî äåéñòâèÿ. Ïåðâàÿ, â ÷àñòíîñòè, íàøëà ñâîå ïðîäîëæåíèå â òåîðèè áåëîðóññêîãî èññëåäîâàòåëÿ Â.Ôóðñà, ïîñâÿòèâ- øåãî ðÿä íàó÷íûõ ðàáîò èçó÷åíèþ ïîñòñîâåòñêîé ïóáëè÷- íîñòè. Îïèðàÿñü íà ñîöèàëüíî-ôèëîñîôñêóþ òðàäèöèþ èçó÷åíèÿ êàòåãîðèè “ñîöèàëüíîãî âîîáðàæàåìîãî” (îò Ê.Êàñ- òîðèàäèñà äî ×.Òåéëîðà), Â.Ôóðñ ðàññìàòðèâàåò ïîñëåä- íåå â êà÷åñòâå íîâîé, “áîëåå åìêîé è ìíîãîìåðíîé” ôîðìû ñóùåñòâîâàíèÿ “îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ” (â òîì ñìûñëå, â êîòîðîì åãî ïîíèìàë Þ.Õàáåðìàñ). Äàííûé êîíñòðóêò îïåðàöèîíàëåí, òàê êàê îáëàäàåò ñòðîãîé èåðàðõè÷åñêîé îðãàíèçàöèåé, îáúåäèíÿÿ â ñåáå ïîâñåäíåâíûé, ðàöèîíàëü- íûé è ñïåêóëÿòèâíûé óðîâíè ñîöèàëüíûõ ïðàêòèê. Èõ ñî- îòíîøåíèå îïèñûâàåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: “ðàöèîíàëü- íîñòü è ïðîçðà÷íîñòü ñîöèàëüíûõ ïðàêòèê (è, ñîîòâåò- ñòâåííî, ñîäåðæàíèé ñîöèàëüíîãî âîîáðàæàåìîãî) îãðàíè÷åíû êàê ñíèçó (ïðåäðàññóäêàìè, ôîíîâûì êîíñåíñóñîì, ðó- òèíîé âîñïðîèçâîäèòåëüíûõ ïðàêòèê), òàê è ñâåðõó (ìàãèåé ñâåðõïðèáûëåé, ñãîâîðîì ñèëüíûõ, ñïåêóëÿòèâíîé èãðîé íà íåîïðåäåëåííîñòÿõ)” [9, c. 16]. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî â ïîäîáíîé ñòðóêòóðå ðåêëàìà, ïîëàãàåìàÿ Áîäðèéÿ- ðîì íàðÿäó ñ ìåäèà â êà÷åñòâå ìîíîïîëèñòà ïóáëè÷íîãî (îáñöåííîãî) ïðîñòðàíñòâà, à ñëåäîâàòåëüíî, è ïðîäóöèðóå- ìûå åþ “âîîáðàæàåìûå ñîîáùåñòâà”, ðàñïîëàãàþòñÿ â âåðõ- íåì ñëîå, ñëîå ñïåêóëÿòèâíûõ ïðàêòèê.  öåëîì æå äàííûé “êîíöåïòóàëüíûé íàáðîñîê” (êàê õàðàêòåðèçóåò åãî ñàì Â.Ôóðñ) ñîâðåìåííîãî áûòîâàíèÿ ïóáëè÷íîñòè áëèçîê èäå- ÿì ïîñòìîäåðíà. Èñêëþ÷åíèåì ÿâëÿåòñÿ ëèøü ôàêò ðàç- ëîæåíèÿ ñîöèàëüíîãî (õîòü è âîîáðàæàåìîãî!) íà íåêèå óðîâíè, òàê êàê â êîíòåêñòå ïîñòìîäåðíèñòñêèõ òåîðèé, è â ÷àñòíîñòè òåîðèè Æ.Áîäðèéÿðà, ëþáàÿ êëàññèôèêà- öèÿ, è òåì áîëåå èåðàðõèÿ, ÿâëÿåòñÿ ñèìóëÿòèâíîé. Ïðîòèâîïîëîæíàÿ ïî ñâîåé ñóòè èäåÿ “ïåðñîíèôèêàöèè” ÿâëÿåòñÿ íå ïðîñòî ýëåìåíòîì, íî è ÿäðîì êîíöåïöèè òåõíîñîëèïñèçìà, ðàçðàáîòàííîé ìîëîäûì ðîññèéñêèì 113 Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà... èñêóññòâîâåäîì Ï.Ðîäüêèíûì, ñïåöèàëèçèðóþùèìñÿ íà èññëåäîâàíèè âèçóàëüíûõ êîììóíèêàöèé.  ñâîåé ðàáîòå “Ýêçèñòåíöèàëüíûå èíòåðôåéñû. Îïûòû êîììóíèêàòèâ- íîé îíòîëîãèè äåéñòâèòåëüíîñòè”, ññûëàÿñü â òîì ÷èñëå è íà Æ.Áîäðèéÿðà, Ðîäüêèí äåêëàðèðóåò ñâîéñòâåííóþ ñîâðåìåííîé ïóáëè÷íîé ñôåðå òåíäåíöèþ ïåðåõîäà îò ìàññîâîé êóëüòóðû ê èíäèâèäóàëüíûì (ïåðñîíàëüíûì) êîììóíèêàöèÿì, îáîçíà÷àÿ åå, êàê òåõíîñîëèïñèçì: “êîì- ìóíèêàòèâíûé ýãîèçì êðàéíÿÿ, íî âìåñòå ñ òåì íåîáõîäè- ìàÿ ôîðìà ñóùåñòâîâàíèÿ ñóáúåêòà â óñëîâèÿõ òåõíîãåí- íîé ñðåäû” [10]. Èíòåðïðåòèðóåòñÿ äàííàÿ òåíäåíöèÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: îáîñòðèâøååñÿ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó ìàññîâîñòüþ è èíäèâèäóàëèçìîì ïîñòåïåííî äîñòèãíåò ñâîåé êðèòè÷åñêîé òî÷êè, è, â êîíå÷- íîì ñ÷åòå, âñå ñðåäñòâà ìàññîâîé êîììóíèêàöèè ñòàíóò èíäèâèäóàëüíûìè, ïåðñîíàëüíîîðèåíòèðîâàííûìè. Îá ýòîì ñâèäåòåëüñòâóåò êàê àêòèâíîå ðàçâèòèå ñåãìåíòà íèøåâîãî òåëåâèäåíèÿ, òàê è ðàñïðîñòðàíåííîå èñïîëüçî- âàíèå â ðåêëàìíîé êîììóíèêàöèè “áîëåå ìÿãêèõ, ïî-íà- ñòîÿùåìó èíòåðàêòèâíûõ óñòàíîâîê, ëèøåííûõ äâóñìûñ- ëåííîñòè ðåêëàìíûõ âûðàæåíèé – “íà âàø âêóñ”, “ïî âàøåé ìåðêå”, “ýòà îáñòàíîâêà ñòàíåò âàøåé” è ò.ä.” [10]. Áåçóñëîâíî, îïèñàííûå òåîðèè íå óíèêàëüíû â èñïîëüçî- âàíèè è èíòåðïðåòàöèè äâóõ ðàçíîíàïðàâëåííûõ ïî ñâîåé ïðèðîäå òåíäåíöèé “êîëëåêòèâèçàöèè” è “ïåðñîíèôèêà- öèè”, íî, òåì íå ìåíåå, èìåííî â íèõ ïîñëåäíèå, íà íàø âçãëÿä, ïðîÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå î÷åâèäíî, ïðèíèìàÿ ñâîè êðàéíèå ôîðìû. Ïðè ýòîì ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî, ãîâîðÿ î ðàçíîíàïðàâëåííîñòè, ìû âîâñå íå èìååì â âèäó ïðîòèâî- ðå÷èâîñòü, âåäü îáå äàííûå òåíäåíöèè â íåêîòîðîì ñìûñëå îïèñûâàþò ýâîëþöèþ ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà â ýïîõó ïîñòìîäåðíà. Îïèñàííûé â ðàìêàõ âòîðîé èç íèõ ýòàï èíäèâèäóàëèçàöèè, íà íàø âçãëÿä, íà ñåãîäíÿøíèé äåíü çàêîíîìåðíî ïðåäâàðÿåòñÿ ýòàïîì ìàêñèìàëüíîé îòêðû- òîñòè èíôîðìàöèîííîãî äîñòóïà. Äîì, ãîðîä, àâòîìîáèëü: ìèð ïîâñåäíåâíîé îáñöåííîñòè.  êà÷åñòâå îñíîâíûõ àðåàëîâ îáèòàíèÿ îáñöåííîãî ìû 114 Ðîçä³ë 1 áóäåì â äàëüíåéøåì ðàññìàòðèâàòü òå ñôåðû ñóùåñòâîâà- íèÿ èíäèâèäà, â êîòîðûõ ðîæäàåòñÿ è ôîðìèðóåòñÿ åãî ïîâñåäíåâíîñòü, à èìåííî, òå ïðîñòðàíñòâà, â êîòîðûõ îí ÷àùå âñåãî ñåáÿ ëîêàëèçèðóåò. Ýòî ïðåæäå âñåãî ïðîñòðàí- ñòâà åãî ãîðîäà è äîìà, à â áîëåå øèðîêîì ñìûñëå – âñå ïðîñòðàíñòâî îêðóæàþùèõ åãî âåùåé, òàê êàê, ïî ìíåíèþ Áîäðèéÿðà, ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê ïîòðåáèòåëüñêîãî òèïà áîëåå ñêëîíåí ïåðåæèâàòü “âðåìÿ è ïðîñòðàíñòâî âåùåé, èõ ðèòì, èõ íåïðåðûâíóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü” [11], íå- æåëè ïîñòåïåííî èñ÷åçàþùóþ öåëîñòíóþ è îðãàíè÷åñêóþ ñðåäó ãîðîäà èëè óñêîëüçàþùóþ ïðèâàòíîñòü ñâîåãî æè- ëèùà. Ãîâîðÿ â äàííîì ñëó÷àå î âåùàõ, ìû èìååì â âèäó ñêîðåå íå èõ ìàòåðèàëüíîå èçìåðåíèå, à ñîâîêóïíîñòü âçàèìîñâÿçàííûõ äðóã ñ äðóãîì îáðàçîâ è ñìûñëîâ, ïðè ïîìîùè êîòîðûõ èíäèâèä, ëèøåííûé ïðèâû÷íîãî ðàçäå- ëåíèÿ ïðèâàòíîé è ïóáëè÷íîé ñôåð, îñâàèâàåò è ñòðóêòó- ðèðóåò îêðóæàþùèé åãî ìèð.  ñâîåé ëåêöèè “Ãîðîä è íåíàâèñòü”, ïîñâÿùåííîé àíàëèçó “ñîâðåìåííîé ìåòðîïîëèè”, Áîäðèéÿð õàðàêòåðè- çóåò ïîñëåäíþþ ñëåäóþùèì îáðàçîì: “ ìåãàïîëèñå ïðåä- ñòàâëåíû âñå ýëåìåíòû ñîöèàëüíîñòè, îíè ñîáðàíû çäåñü â èäåàëüíûé êîìïëåêñ: ïðîñòðàíñòâåííàÿ áëèçîñòü, ëåã- êîñòü âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîîáìåíà, äîñòóïíîñòü èí- ôîðìàöèè â ëþáîå âðåìÿ. Íî âîò ÷òî ïðîèñõîäèò: óñêîðå- íèå è èíòåíñèôèêàöèÿ âñåõ ýòèõ ïðîöåññîâ ïîðîæäàåò â èíäèâèäàõ áåçðàçëè÷èå è ïðèñòóïû çàìåøàòåëüñòâà” [12]. Èíûìè ñëîâàìè, è áåç òîãî ïðîâîöèðóåìîå ìàññ-ìåäèà ðàñòâîðåíèå èíäèâèäóàëüíîñòè â ìàññå óñèëèâàåòñÿ èñ- êóññòâåííîé îáðàçöîâîñòüþ ãîðîäñêîé ñðåäû, åå “ñàòåëëè- çàöèåé”. Ñîâðåìåííàÿ îðãàíèçàöèÿ ãîðîäñêîãî ïðîñòðàí- ñòâà, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò èäåîëîãèÿ îáúåäèíåíèÿ ìàêñèìàëüíîãî êîëè÷åñòâà “ôóíêöèé ñîöèàëüíîãî òåëà (ðàáîòû, ðàçâëå÷åíèé, ìåäèà, êóëüòóðû)” â åäèíîì îáúåêòå, ñïîñîáñòâóåò îáåññìûñëèâàíèþ ïóáëè÷íîé ñôåðû. Ïðèìåðû ïîäîáíûõ îáúåêòîâ ïðèâîäèò êàê ñàì Áîäðèéÿð, òàê è åãî àìåðèêàíñêèé êîëëåãà Ð.Ñåííåò â ñâîåé ðàáîòå “Ïàäå- íèå ïóáëè÷íîãî ÷åëîâåêà”. Ïåðâûé êðèòèêóåò èçâåñòíûå 115 Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà... ãîðîäñêèå àíñàìáëè Ïàðèæà – Áîáóð, Äåôàíñ, Ôîðóì, Âèëüåò – çà èõ êîñìîïîëèòè÷íîñòü, ñèìóëÿöèþ êóëüòóðíîé çíà÷èìîñòè è ÷ðåçìåðíóþ “îáðàçöîâîñòü”, âåäóùóþ ê òîìó, ÷òî “âñå îñòàëüíîå ïðåâðàùàåòñÿ êàê áû â îñòàòêè, â îòáðîñû, â áåñïîëåçíîå íàñëåäèå ïðîøëîãî” [12]. Âòîðîé æå íà îñíîâå àíàëèçà ñïîñîáîâ ôóíêöèîíàëüíîãî ðàñïðå- äåëåíèÿ ïðîñòðàíñòâà â íåêîòîðûõ îáðàçöàõ ñîâðåìåííîé àìåðèêàíñêîé è åâðîïåéñêîé àðõèòåêòóðû – Ëèâåð-Õàóñ â Íüþ-Éîðêå, Áðþíñâèê-öåíòð â Ëîíäîíå, êîìïëåêñ çäà- íèé Ìèíèñòåðñòâà îáîðîíû â Ïàðèæå – òàêæå êîíñòàòè- ðóåò ñèìóëÿòèâíóþ ïðèðîäó “îòêðûòîãî ïðîñòðàíñòâà” è “çàïóñòåíèå ïóáëè÷íîé ñôåðû” [13, c. 19–23]. Îñîáî î÷åâèäíàÿ äèôôóçèÿ ïðèâàòíîãî è ïóáëè÷íîãî èçìåðåíèé ïðîèñõîäèò, ïî ìíåíèþ îáîèõ èññëåäîâàòåëåé, áëàãîäàðÿ èñïîëüçîâàíèþ â ñîâðåìåííûõ ñòðîèòåëüíûõ ïðîåêòàõ ñòåêëà – ìàòåðèàëà, “öåëèêîì âáèðàþùåãî â ñåáÿ ïîíÿòèå “ñðåäû” [8, c. 35]. Áîäðèéÿð ïîëàãàåò, ÷òî îíî “äàåò âîçìîæíîñòü óñêîðèòü ñîîáùåíèå ìåæäó âíóò- ðåííèì è âíåøíèì ïðîñòðàíñòâîì, íî îäíîâðåìåííî è âîçâîäèò ìåæäó íèìè íåçðèìóþ ìàòåðèàëüíóþ ïåðåãîðîä- êó, íå ïîçâîëÿþùóþ ýòîé ñîîáùàåìîñòè ïðåâðàòèòüñÿ â ðåàëüíóþ îòêðûòîñòü ìèðó” [8, c. 36]. Ð.Ñåííåò æå, âèäèìî ïðîäîëæàÿ ýòó èäåþ, ïðèïèñûâàåò ïîäîáíîé êîíöåïöèè äèçàéíà åäèíåíèå “ýñòåòèêè çðèìîñòè è ñîöèàëüíîé èçî- ëÿöèè” [13, c.22]. Êðîìå òîãî, îáà òåîðåòèêà êîíñòàòèðóþò ïðîèçâîäíîñòü “ñòèðàåìîãî” ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà îò äâèæåíèÿ, ïðè- âîäÿ â ïðèìåð îïóñòîøåíèå îêîëîìàãèñòðàëüíûõ çîí è ïðåâðàùåíèå òåððèòîðèé êðóïíûõ ñòðîèòåëüíûõ êîìïëåê- ñîâ (óíèâåðñèòåòîâ, ìèíèñòåðñòâ è ïð.) ñêîðåå â “ìåñòà äëÿ ïåðåäâèæåíèÿ, íåæåëè äëÿ ïðåáûâàíèÿ”. Èäåàëîì ïîäîáíîãî ïîäâèæíîãî ñîâìåùåíèÿ ïóáëè÷íîé è ïðèâàò- íîé ñôåð ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè ÿâëÿåòñÿ, ïî èõ ìíåíèþ, ëè÷íûé àâòîìîáèëü. Åãî ñïåöèôèêà ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãè- ìè ëîêàöèÿìè èíäèâèäà ñîñòîèò â òîì, ÷òî îí ñïîñîáåí åãî èçîëèðîâàòü, îáåñïå÷èâàÿ åìó ïðè ýòîì ñâîáîäó ïåðå- äâèæåíèÿ. Ïî ñëîâàì Áîäðèéÿðà, “îñóùåñòâëÿåòñÿ íåîáû- 116 Ðîçä³ë 1 ÷àéíûé êîìïðîìèññ: îñòàâàÿñü ó ñåáÿ äîìà, ìû âñå áîëåå óäàëÿåìñÿ îò äîìà” [8, c. 59]. Ââèäó ýòîãî ôðàíöóçñêèé ïîñòìîäåðíèñò íàçûâàåò àâòîìîáèëü “öåíòðîì íîâåéøåé ñóáúåêòèâíîñòè”, îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé êîòîðîé ÿâëÿåò- ñÿ îòñóòñòâèå êàêèõ-ëèáî ïðîñòðàíñòâåííûõ îãðàíè÷åíèé.  òî æå âðåìÿ, ïî ìíåíèþ Ñåííåòà, ïðåáûâàíèå â ëîêàëü- íîì ìèðå àâòî àáñòðàãèðóåò íàñ è îò âíåøíåé ñðåäû – “ïîñêîëüêó íåêòî ìîæåò èçîëèðîâàòü ñåáÿ â ëè÷íîì àâòî- ìîáèëå ðàäè ñâîáîäû ïåðåäâèæåíèÿ, îí ïåðåñòàåò äóìàòü, ÷òî îêðóæàþùèé ìèð èìååò êàêîé-ëèáî ñìûñë, ïîìèìî ñðåäñòâà, íàïðàâëåííîãî íà äîñòèæåíèå öåëè åãî ñîáñòâåí- íîãî äâèæåíèÿ” [13, c. 22]. Òàêèì îáðàçîì, ìàøèíà â ñî- ñòîÿíèè àâòîíîìíî ïðîòèâîñòîÿòü êàê êëàññè÷åñêîé ïðè- âàòíîé ñôåðå (äîìó), òàê è òåðÿþùåìó ñìûñë ïóáëè÷íîìó ïðîñòðàíñòâó, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé íîâóþ ôîðìó ñóùåñòâî- âàíèÿ ïîâñåäíåâíîñòè. Íåñìîòðÿ íà ñõîæåñòü ïîçèöèé ôðàíöóçñêîãî è àìåðè- êàíñêîãî ñîöèîëîãîâ, ïîíèìàíèå èìè êîíå÷íîãî ðåçóëüòà- òà îïóñòîøåíèÿ ãîðîäñêîé ïóáëè÷íîé ñôåðû ðàçëè÷íî. Äëÿ Áîäðèéÿðà – ýòî áåçðàçëè÷èå è íåíàâèñòü (åãî êðàéíÿÿ ôîðìà), ïîðîæäàåìûå ðàçâèâàþùåéñÿ â óñëîâèÿõ “ñèìâî- ëè÷åñêîé íåçàùèùåííîñòè” äèñôóíêöèåé àïïàðàòà ïðè- íÿòèÿ ðåøåíèé. Îí õàðàêòåðèçóåò ïîäîáíîå ñîñòîÿíèå ñëå- äóþùèì îáðàçîì: “...ïðåáûâàÿ â íåäèôôåðåíöèðîâàííîì ìèðå, ÿ íå â ñîñòîÿíèè ðåøèòü, ÷òî ïðåêðàñíî, à ÷òî áåçî- áðàçíî, ÷òî õîðîøî, à ÷òî ïëîõî, ÷òî îðèãèíàëüíî, à ÷òî íåò...  ñèòóàöèè íåâîçìîæíîñòè ïðèíÿòü êàêîå-ëèáî ðå- øåíèå ëþáîé ïðåäìåò äåëàåòñÿ ïëîõèì, è åäèíñòâåííîé çàùèòîé ñòàíîâèòñÿ ïðîòèâîðåàêöèÿ, íåïðèÿòèå è îòâðà- ùåíèå” [12]. Ó Ñåííåòà æå èñõîä íå ñòîëü òðàãè÷åí, òàê êàê ïðåäïîëàãàåò ëèøü óïðî÷íåíèå ìûøëåíèÿ â êàòåãî- ðèÿõ “èíòèìíîñòè”, à òàêæå ïðåäøåñòâóþùóþ åìó “èçî- ëÿöèþ ïðè ïîëíîé ïóáëè÷íîé çðèìîñòè”. Ïîñëåäíÿÿ, ïî åãî ìíåíèþ, êîìïåíñèðóåòñÿ “÷ðåçìåðíûì âíèìàíèåì ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó âçàèìîäåéñòâèþ” ñ ëþäüìè, êîòîðûå ïîïàäàþò â ñôåðó êîììóíèêàòèâíîé àêòèâíîñòè èíäèâè- äà, ñîãëàñíî åãî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ. 117 Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà... Ðàññìîòðåâ ãîðîä êàê ñðåäîòî÷èå íåêîãäà ïóáëè÷íîãî, íåëüçÿ îáîéòè âíèìàíèåì è äîìàøíþþ ñôåðó, âñå åùå ïûòàþùóþñÿ ñîõðàíèòü íåêèå ðóäèìåíòû ñâîåé ïðèâàò- íîñòè. Êàê êðèòè÷åñêè îòìå÷àåò Áîäðèéÿð, “åñëè ðàíüøå äîìàøíèé ìèðîê âñåãäà ñîñðåäîòî÷èâàëñÿ â âåùàõ, ñòðåìÿñü óñêîëüçíóòü îò æèçíè ñîöèàëüíîé, òî òåïåðü îí, íàïðîòèâ, îêàçûâàåòñÿ ÷åðåç èõ ïîñðåäñòâî ïðèêîâàí ê ñòðóêòóðàì è óñëîâèÿì ñîöèàëüíîãî ìèðà” [8, c. 136].  êà÷åñòâå íàè- áîëåå ÿðêîé èëëþñòðàöèè ïîäîáíîé “ïðèêîâàííîñòè” ïîñò- ìîäåðíèñò íàçûâàåò ðàñïðîñòðàíåííóþ ñåãîäíÿ ñèñòåìó êðåäèòîâàíèÿ, êîòîðàÿ ïðèäàåò âåùàì îïðåäåëåííóþ ñî- öèàëüíóþ íàãðóçêó. Òîò æå ýôôåêò ìîæíî íàáëþäàòü è â ñëó÷àå ñîçíàòåëüíîãî ïîìåùåíèÿ â äîìàøíåå ïðîñòðàíñòâî âåùåé, èìåþùèõ îïðåäåëåííóþ “ñîöèàëüíóþ ðåïóòàöèþ”, à èìåííî, ðàçëè÷íûõ ìàëî ôóíêöèîíàëüíûõ, íî êðàéíå äîðîãîñòîÿùèõ ïðåäìåòîâ, â îñíîâå ïîêóïêè êîòîðûõ – ñòðåìëåíèå èíäèâèäà ê ïîâûøåíèþ ñâîåãî ñòàòóñà. Êðîìå òîãî, â ñâÿçè ñ îáùåé òðàíñôîðìàöèåé îòíîøåíèé èíäè- âèäà è îáùåñòâà èçìåíÿåòñÿ è âåùåñòâåííîå íàïîëíåíèå äîìàøíåé îáñòàíîâêè: “â íåé ïîñëåäîâàòåëüíî óñòðàíÿþò- ñÿ êàê öåíòðàëüíûå, ñëèøêîì âèäíûå èñòî÷íèêè ñâåòà, òàê è îòðàæàâøèå èõ çåðêàëà, òî åñòü îäíîâðåìåííî è ôîêóñ èçëó÷åíèÿ è âîçâðàòíàÿ îòñûëêà ê öåíòðó” [8, c. 19]. Òàêèì îáðàçîì, ìû êàê áóäòî ñàìè ëèøàåì ñåáÿ èíäèâèäóàëü- íîñòè, íåêîãäà ñìîäåëèðîâàâøåé íàø ïîâñåäíåâíûé áûò. Íî âñå æå ñóùåñòâóþò åùå íåêèå ïðåäìåòû, íà êîòîðûå íå ïîäíèìàåòñÿ ðóêà ó ñîâðåìåííîãî “÷åëîâåêà ïåðåñòà- íîâêè”. Èõ ìîæíî â ïðÿìîì ñìûñëå íàçâàòü “ïåðåæèò- êàìè” ïðèâàòíîñòè, òàê êàê îíè ÿâëÿþòñÿ íå ïðîñòî îäíè- ìè èç ïîñëåäíèõ ñîõðàíèâøèõñÿ, íî è èñêîííûìè åå íî- ñèòåëÿìè. Ðå÷ü èäåò î âåùàõ, ñèìâîëèçèðóþùèõ ïðîøëîå ÷åëîâåêà, åãî ïðîèñõîæäåíèå, à ñëåäîâàòåëüíî, è åãî ñåãîä- íÿøíþþ áûòíîñòü. Áîäðèéÿð ñ÷èòàåò, ÷òî ïîäîáíûå âåùè “ñëóæàò áåãñòâîì îò ïîâñåäíåâíîñòè, à ñàìîå ðàäèêàëüíîå è ãëóáîêîå áåãñòâî – ýòî áåãñòâî âî âðåìåíè, â ñâîå ñîáñò- âåííîå äåòñòâî” [8, c. 68]. Î çíà÷åíèè òàêèõ ïðåäìåòîâ òàêæå óïîìèíàë Ðîëàí Áàðò â êîíòåêñòå àíàëèçà èñòîðè÷å- 118 Ðîçä³ë 1 ñêîãî äèñêóðñà. Îí ïðèïèñûâàë èì “ýôôåêò ðåàëüíîñòè”, ïðèñòðàñòèå èíäèâèäà ê êîòîðîìó ïîäòâåðæäàåò “ìàññî- âîå ðàçâèòèå ôîòîãðàôèè, ÷üÿ åäèíñòâåííàÿ îòëè÷èòåëü- íàÿ ÷åðòà (ïî ñðàâíåíèþ ñ ðèñóíêîì) – èìåííî îáîçíà÷åíèå òîãî, ÷òî èçîáðàæåííîå ñîáûòèå äåéñòâèòåëüíî èìåëî ìåñòî” [14, c. 440]. Òàêèì îáðàçîì, îïóñòèâøèñü ñ óðîâíÿ “ïîëèòè÷åñêîãî” è “ñîöèàëüíîãî” íà “äîìàøíèé” óðîâåíü ñóùåñòâîâàíèÿ ìàêñèìàëüíîé èíòèìíîñòè, ìîæåì ïîäâåñòè ñëåäóþùèå èòîãè èçëîæåíèÿ ïîñòìîäåðíèñòñêîé òðàêòîâêè Áîäðèéÿ- ðîì ñîâðåìåííîé ñôåðû ïóáëè÷íîãî. Ïîñêîëüêó âçàèìîñâÿçü (ðå÷ü â äàííîì ñëó÷àå èäåò îá îòíîøåíèÿõ îáìåíà) ìåæäó ïóáëèêîé è ìåäèà íà ñåãîäíÿø- íèé äåíü îòñóòñòâóåò, ïîñòîëüêó íåâîçìîæíî ãîâîðèòü è î êàêîé-ëèáî ñòðóêòóðå ïóáëè÷íîé ñôåðû, àíàëîãè÷íîé òîé, êîòîðóþ ïûòàþòñÿ ñôîðìóëèðîâàòü òåîðåòèêè ìîäåð- íà (Õàáåðìàñ, Àðåíäò è ïð.). Êðîìå òîãî, èñïîëüçîâàíèå ñàìîãî ïîíÿòèÿ “ïóáëè÷íàÿ ñôåðà” íå ÿâëÿåòñÿ áîëåå ïðàâîìåðíûì, òàê êàê óäàëåíèå ãðàíèöû ìåæäó ïóáëè÷- íûì è ïðèâàòíûì âåäåò ê îáðàçîâàíèþ íîâîãî ñîöèàëü- íîãî ïðîñòðàíñòâà, èìåíóåìîãî Áîäðèéÿðîì “îáñöåííûì”. Ñðåäà îáèòàíèÿ îáñöåííîãî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðî- ñòðàíñòâî âåùåé (ãîðîä, äîì è ëþáûå äðóãèå öåíòðû îá- ðàçîâàíèÿ ïîâñåäíåâíîñòè), ôóíêöèîíèðóþùåå àíàëîãè÷íî êîììóíèêàòèâíîìó ïðîñòðàíñòâó, ìîäåëèðóåìîìó ìåäèà (êàê òðàäèöèîííûìè ÑÌÈ, òàê è ñàìèì “ìîë÷àëèâûì áîëü- øèíñòâîì”, “ìàññîé”) è ðåêëàìîé. ×òî êàñàåòñÿ èíòåð- ïðåòàöèè çíà÷åíèÿ “ìàññ”, ïîçèöèÿ Áîäðèéÿðà äâîÿêà – ñ îäíîé ñòîðîíû, îí íàçûâàåò ïóáëèêó “ìîë÷àëèâûì áîëü- øèíñòâîì”, íåñïîñîáíûì ê ñàìîñòîÿòåëüíîé àêòèâíîñòè, ñ äðóãîé æå – íàäåëÿåò åå ôóíêöèÿìè ìåäèà, óòâåðæäàÿ, ÷òî îíà ìåäèóì ãîðàçäî áîëåå ìîùíûé, ÷åì âñå ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè, âìåñòå âçÿòûå: “mass(age) is mes- sage”. Îáúÿñíÿåòñÿ ýòî òåì, ÷òî ìàññû íå ÿâëÿþòñÿ “íåìû- ìè” ïî îïðåäåëåíèþ, îíè ñòàíîâÿòñÿ òàêîâûìè â ñèòóàöèè íåïðåðûâíîãî ïîòðåáëåíèÿ îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà ìåäèà- ìîäåëåé, êîòîðûå íå ïîäëåæàò ðåôëåêñèè è íå ïðåäïîëàãà- þò îòâåòà.  âèäó ýòîãî íàèáîëüøèé îáùåñòâåííûé ðåçî- 119 Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà... íàíñ èìååò íèêåì íå ðåãëàìåíòèðóåìàÿ ñèòóàöèÿ “îòâåòà”, âíå çàâèñèìîñòè îò ôîðìû è ñîäåðæàíèÿ ïîñëåäíåãî.  çàêëþ÷åíèå íà îñíîâå àíàëèçà ðàáîò Æ.Áîäðèéÿðà ïðåäïðèìåì ïîïûòêó îïðåäåëèòü ïîñòìîäåðíèñòñêóþ ïóá- ëè÷íîñòü: ýòî íîâûé îáùåñòâåííûé äèñêóðñ, ñïîñîá ñó- ùåñòâîâàíèÿ ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà, ïðîäóêò âñåîáúåìëþ- ùåé (êîììóíèêàòèâíîé è íå òîëüêî) äåÿòåëüíîñòè ìåäèà, ðåêëàìû è ñàìèõ “ìàññ”. Ëèòåðàòóðà 1. Äèäåíêî Ì. Êîíöåïòóàëèçàöèÿ ïóáëè÷íîñòè: îñíîâíûå ïîäõîäû // Ñîö³àëüí³ âèì³ðè ñóñï³ëüñòâà. – Ê., 2007. – Âèï. 11. 2. Áîäðèéÿð Æ.  òåíè ìîë÷àëèâîãî áîëüøèíñòâà, èëè Êî- íåö ñîöèàëüíîãî. – Åêàòåðèíáóðã, 2000. 3. Áîäðèéÿð Æ. Ýêñòàç êîììóíèêàöèè // http://ivanem.chat.ru/ extaz.htm 4. Äåáîð Ãè. Îáùåñòâî ñïåêòàêëÿ. – Ì., 1999. 5. Ëèòè÷åâñêèé Ã. Ðîëëàí Áàðò. Ðåôåðàòèâíûé ïåðåâîä çíà- ìåíèòîãî ýññå î ïðèðîäå ôîòîãðàôèè // http://nova.iatp.by/03/ barthes_camera_lucida_short.pdf 6. Áîäðèéÿð Æ. Ðåêâèåì ïî ìàññ-ìåäèà // Ïîëèòèêà è ïîýòè- êà. – Ì., ÑÏá., 1999. 7. Ìàêëþýí Ì. Ïîíèìàíèå ìåäèà: âíåøíèå ðàñøèðåíèÿ ÷åëîâåêà. – Ì., 2003. 8. Áîäðèéÿð Æ. Ñèñòåìà âåùåé. – Ì., 2001. 9. Ïîñòñîâåòñêàÿ ïóáëè÷íîñòü: Áåëàðóñü, Óêðàèíà / Ïîä ðåä. Âë.Ôóðñà. – Ìèíñê, 2008. 10. Ðîäüêèí Ï. Ýêçèñòåíöèàëüíûå èíòåðôåéñû // Îïûòû êîììóíèêàòèâíîé îíòîëîãèè äåéñòâèòåëüíîñòè. – Ì., 2004 (http://www.prdesign.ru/text/eface/solipsism.html) 11. Áîäðèéÿð Æ. Îáùåñòâî ïîòðåáëåíèÿ. Åãî ìèôû è ñòðóêòó- ðà. – Ì., 2006. 12. Áîäðèéÿð Æ. Ãîðîä è íåíàâèñòü. Ëåêöèÿ, ïðî÷èòàííàÿ â Ìîñêâå âî Ôðàíöóçñêîì óíèâåðñèòåòñêîì Êîëëåäæå ïðè ÌÃÓ èì. Ì.Â.Ëîìîíîñîâà // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ Philos/Bodr/Gor_Nas.php 13. Ñåííåò Ð. Ïàäåíèå ïóáëè÷íîãî ÷åëîâåêà. – Ì., 2002. 14. Áàðò Ð. Äèñêóðñ èñòîðèè // Ñèñòåìà ìîäû. Ñòàòüè ïî ñåìèîòèêå êóëüòóðû. – Ì., 2003.