Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра
Gespeichert in:
| Datum: | 2009 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут соціології НАН України
2009
|
| Schriftenreihe: | Соціальні виміри суспільства |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/28822 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра / М. Диденко // Соціальні виміри суспільства: Зб. наук. пр. — К.: ІС НАН України, 2009. — Вип. 1 (12). — С. 105-119. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-28822 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-288222025-02-09T17:22:27Z Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра Public sphere transformation in the postmodern epoch: critical analysis of the Jean Baudrillard works Диденко, М. 2009 Article Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра / М. Диденко // Соціальні виміри суспільства: Зб. наук. пр. — К.: ІС НАН України, 2009. — Вип. 1 (12). — С. 105-119. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. 2078-6948 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/28822 ru Соціальні виміри суспільства application/pdf Інститут соціології НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| format |
Article |
| author |
Диденко, М. |
| spellingShingle |
Диденко, М. Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра Соціальні виміри суспільства |
| author_facet |
Диденко, М. |
| author_sort |
Диденко, М. |
| title |
Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра |
| title_short |
Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра |
| title_full |
Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра |
| title_fullStr |
Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра |
| title_full_unstemmed |
Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра |
| title_sort |
трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ жана бодрийяра |
| publisher |
Інститут соціології НАН України |
| publishDate |
2009 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/28822 |
| citation_txt |
Трансформация публичной сферы в эпоху постмодерна: критический анализ работ Жана Бодрийяра / М. Диденко // Соціальні виміри суспільства: Зб. наук. пр. — К.: ІС НАН України, 2009. — Вип. 1 (12). — С. 105-119. — Бібліогр.: 14 назв. — рос. |
| series |
Соціальні виміри суспільства |
| work_keys_str_mv |
AT didenkom transformaciâpubličnojsferyvépohupostmodernakritičeskijanalizrabotžanabodrijâra AT didenkom publicspheretransformationinthepostmodernepochcriticalanalysisofthejeanbaudrillardworks |
| first_indexed |
2025-11-28T14:52:01Z |
| last_indexed |
2025-11-28T14:52:01Z |
| _version_ |
1850046179085123584 |
| fulltext |
105
Ì.Äèäåíêî
ÒÐÀÍÑÔÎÐÌÀÖÈß ÏÓÁËÈ×ÍÎÉ ÑÔÅÐÛ
 ÝÏÎÕÓ ÏÎÑÒÌÎÄÅÐÍÀ: ÊÐÈÒÈ×ÅÑÊÈÉ
ÀÍÀËÈÇ ÐÀÁÎÒ ÆÀÍÀ ÁÎÄÐÈÉßÐÀ
Êàê è áîëüøèíñòâî ñîöèàëüíûõ ôåíîìåíîâ, ïóáëè÷-
íîñòü àíàëèçèðóåòñÿ â ðàìêàõ ìîäåðíèñòñêîé è ïîñòìî-
äåðíèñòñêîé òðàäèöèé. Íà îñíîâå àíàëèçà òåîðèé òàêèõ
èññëåäîâàòåëåé ñîöèàëüíîãî, êàê Þ.Õàáåðìàñ, Õ.Àðåíäò,
Ï.Áóðäüå è äð., íàì óäàëîñü îïðåäåëèòü äâå âçàèìîäîïîë-
íÿþùèå ïåðñïåêòèâû ðàññìîòðåíèÿ ïóáëè÷íîñòè – ïðî-
ñòðàíñòâåííóþ, ïîëàãàþùóþ åå â êà÷åñòâå ñòàòè÷íîé õà-
ðàêòåðèñòèêè “ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà”, è ôóíêöèîíàëü-
íóþ, ïðåäïèñûâàþùóþ èçó÷àòü åå ñîöèàëüíûå ôóíêöèè [1].
Öåëüþ æå äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àíàëèç èíîé, “íå ñòðóê-
òóðíîé” ïåðñïåêòèâû ðàññìîòðåíèÿ ñîöèàëüíûõ ôåíîìå-
íîâ â öåëîì è ïóáëè÷íîñòè â ÷àñòíîñòè, ïðåäñòàâëåííîé
â ïîñòìîäåðíèñòñêîì äèñêóðñå èäåÿìè ôðàíöóçñêîãî ñî-
öèîëîãà Æàíà Áîäðèéÿðà.
Îáñöåííîñòü êàê íîâàÿ ôîðìà îðãàíèçàöèè êîììóíèêà-
òèâíîãî ïðîñòðàíñòâà. Ïðèíöèïèàëüíîå îòëè÷èå äàííîé
ïåðñïåêòèâû ñâÿçàíî ñ ïîñòìîäåðíèñòñêîé òðàíñôîðìà-
öèåé ñðåäû îáèòàíèÿ ïóáëè÷íîãî, à èìåííî, ñ åãî ïåðåíî-
ñîì èç ïîëèòè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà â ïîëå ïîâñåäíåâíîñòè,
ãäå îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êëþ÷åâóþ îñîáåííîñòü ñîâðå-
ìåííîé êîììóíèêàöèè, ñòàíîâèòñÿ èíäèêàòîðîì èçìåíå-
íèé â ñòðóêòóðå îòíîøåíèé â ñîöèóìå. Ïóáëèêà, êîòîðàÿ
ðàíåå ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ìåõàíèçì îáùåñòâåííîãî êîíò-
ðîëÿ, ñòàíîâèòñÿ “ìîë÷àëèâûì áîëüøèíñòâîì”, “ìàññîé”,
êîòîðàÿ, õîòü è îáëàäàåò ïîòåíöèàëîì “ãëàâíûõ äåéñòâóþ-
ùèõ ëèö èñòîðèè», ïðåäïî÷èòàåò îñòàâàòüñÿ àíîíèìíûì
îáðàçîâàíèåì, ëèøü ñèìóëèðóÿ âûïîëíåíèå ñâîèõ îñíîâ-
íûõ ôóíêöèé è âñå áîëåå óõîäÿ ïîä ïðèêðûòèå “÷àñòíîé
æèçíè”. Ïîäîáíûé óõîä Æ.Áîäðèéÿð íàçûâàåò “íåïîñðåä-
106
Ðîçä³ë 1
ñòâåííûì âûçîâîì ïîëèòè÷åñêîìó, ôîðìîé àêòèâíîãî ñîïðî-
òèâëåíèÿ ïîëèòè÷åñêîé ìàíèïóëÿöèè” [2, c. 48]. Ïðàâäà,
ñëåäóÿ ìûñëè Áîäðèéÿðà, ìîæíî êîíñòàòèðîâàòü ðàñøè-
ðåíèå ïóáëè÷íîé ñôåðû áëàãîäàðÿ åå âûõîäó çà ïðåäåëû
íå òîëüêî ïðîñòðàíñòâà ïîëèòè÷åñêîãî, íî è îáëàñòè ñî-
öèàëüíîãî, ñàìî ñóùåñòâîâàíèå êîòîðîãî ïîäâåðãàåòñÿ
ñîìíåíèþ: “òåàòð ñîöèàëüíîãî è òåàòð ïîëèòèêè âñå áîëåå
è áîëåå ñâîäÿòñÿ ê îãðîìíîìó ìÿãêîìó òåëó ñ ìíîæåñò-
âîì ãîëîâ” [3, c. 129].
Èñïîëüçóåìûå çäåñü è â äàëüíåéøåì ïîíÿòèÿ “òåàòð”,
“ñöåíà”, “ñïåêòàêëü”, òðàäèöèîííî ñâîéñòâåííûå äðàìàòóð-
ãè÷åñêîé ñîöèîëîãèè, èìåþò â ïîñòìîäåðíèñòñêîì êîíòåê-
ñòå íåñêîëüêî èíîå çíà÷åíèå. Îíè ïðèçâàíû ëèøíèé ðàç
ïîä÷åðêíóòü ñèìóëÿòèâíóþ ïðèðîäó ñîöèàëüíîãî, íååñòå-
ñòâåííîñòü ðàçãðàíè÷åíèÿ åãî ïðèâàòíîé è ïóáëè÷íîé ñî-
ñòàâëÿþùèõ. Â äàííîì êîíòåêñòå óìåñòíî âñïîìíèòü ôðàí-
öóçñêîãî ïèñàòåëÿ Ãè Äåáîðà, àâòîðà ðàáîòû “Îáùåñòâî
ñïåêòàêëÿ”, îïðåäåëÿâøåãî ïîñëåäíåå êàê îáùåñòâî ôàëü-
ñèôèöèðîâàííîé îáùåñòâåííîé (ñîöèàëüíîé, ïîëèòè÷å-
ñêîé, ýêîíîìè÷åñêîé, êóëüòóðíîé) è ëè÷íîé æèçíè [4].
Îäíèì èç ïðèçíàêîâ òàêîé ôàëüñèôèêàöèè Äåáîð ñ÷èòàåò
óæå ñàìî ðàçäåëåíèå æèçíè íà “îáùåñòâåííóþ” è “èíäè-
âèäóàëüíóþ”.
Îá èñ÷åçíîâåíèè ïîäîáíîãî ðàçäåëåíèÿ â ñîâðåìåííîì
îáùåñòâå è ãîâîðèò Áîäðèéÿð, äåêëàðèðóÿ ñëèÿíèå ïóáëè÷-
íîé è ñîöèàëüíîé ñôåð â åäèíîå ìåòà-ïðîñòðàíñòâî: “îäíî —
óæå áîëåå íå ñïåêòàêëü, äðóãîå — óæå áîëåå íå òàéíà” [3,
c. 131]. Ñóùåñòâîâàâøàÿ ðàíåå ñöåíà, áóäó÷è íå â ñîñòîÿíèè
áîëüøå îïðåäåëÿòü ãðàíèöû æèçíåííîãî èíòåðüåðà è ýêñ-
òåðüåðà, ðóõíóëà, ñäåëàâ áîëüøèíñòâî èíòèìíûõ ïðîöåññîâ
íàøåé æèçíè “âèðòóàëüíîé ïî÷âîé äëÿ ìåäèà”. Íàèáîëåå
î÷åâèäíûì ñëåäñòâèåì ýòîãî ñòàíîâèòñÿ ïîâûøåíèå ìåäèà-
ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà íà ôîðìàò “ðåàëèòè-øîó”, îñíî-
âàííûé íà ïîïóëÿðèçàöèè íàèáîëåå èíòèìíûõ ñòîðîí
æèçíè îáû÷íûõ ëþäåé. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ìèð ïðèâàòíîñòè
ïîñòåïåííî çàïîëíÿåòñÿ áîëüøèìè îáúåìàìè èíôîðìàöèè
èçâíå, ïîêà “öåëûé óíèâåðñóì íå íà÷èíàåò ïðîèçâîëüíî
ðàçâîðà÷èâàòüñÿ íà íàøåì äîìàøíåì ýêðàíå” [3, c. 131].
107
Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà...
Áîäðèéÿð íàçûâàåò íîâûé ñïîñîá îðãàíèçàöèè ñîöèàëü-
íîãî ïðîñòðàíñòâà îáñöåííûì, òî åñòü òàêèì, â êîòîðîì
“âñå ñòàíîâèòñÿ ïðîçðà÷íûì è íåïîñðåäñòâåííî âèäèìûì,
ãäå âñÿêàÿ âåùü âûñòàâëåíà â æåñòêîì è áåçæàëîñòíîì
ñâåòå èíôîðìàöèè è êîììóíèêàöèè” [3, c.131]. Ïðè÷åì
ïîñëåäíåå óòâåðæäåíèå êàñàåòñÿ íå òîëüêî îáëàñòè ðàíåå
ñêðûòîãî, íî è îáëàñòè äîñòóïíîãî, êîòîðîå ñòàíîâèòñÿ
òåïåðü “áîëåå ÷åì äîñòóïíûì”. ×åëîâåê, íàõîäÿñü â ýêñòàçå
êîììóíèêàöèè, ëèøàåòñÿ ñâîåãî îòðàæåíèÿ â îêðóæàþ-
ùèõ åãî è ïîòðåáëÿåìûõ èì îáúåêòàõ: íà ìåñòî “ñöåíû”
è “çåðêàëà” ïðèõîäÿò íîâûå ñèñòåìîîáðàçóþùèå ñîöèàëü-
íîé ðåàëüíîñòè – ýêðàí è ñåòü, âñëåäñòâèå ÷åãî êîììóíèêà-
öèÿ òåðÿåò ñâîè ðåôëåêòîðíûå ñïîñîáíîñòè, ïðåâðàùàÿñü
â íåêóþ “íåîòðàæàþùóþ, èììàíåíòíóþ ïîâåðõíîñòü”.
Áîäðèéÿð îïèñûâàåò ñîîòíîøåíèå ñöåíû è îáñöåííîãî
ñëåäóþùèì îáðàçîì: “ñöåíà âîëíóåò íàñ, îáñöåííîå î÷àðî-
âûâàåò” [3, c. 132].
Ýòî îòíîøåíèå, íà íàø âçãëÿä, ÿâëÿåòñÿ áëèçêèì ñîîò-
íîøåíèþ ïîíÿòèé “ñòóäèóì” è “ïóíêòóì” â ïîíèìàíèè
ïðåäñòàâèòåëÿ ôðàíöóçñêîãî ïîñòñòðóêòóðàëèçìà Ðîëàíà
Áàðòà [5]. Áàðò èñïîëüçóåò äàííûå ïîíÿòèÿ â êîíòåêñòå
ñìûñëîâîãî àíàëèçà ôîòîãðàôèè, îïðåäåëÿÿ “ñòóäèóì” êàê
íåêèé êóëüòóðíûé background, “ñöåíó” äåéñòâèÿ ñ çàðàíåå
çàäàííûì ðîëåâûì ðàñïðåäåëåíèåì, êîòîðîå íå òîëüêî
ñïîñîáñòâóåò ïîíèìàíèþ òîãî, ÷òî çàïå÷àòëåíî íà ñíèìêå,
íî è äåëàåò çðèòåëÿ â êàêîé-òî ìåðå ê ýòîìó ïðè÷àñòíûì.
 òî æå âðåìÿ “ïóíêòóì” – ýòî òî, ÷òî “ðàññòðàèâàåò ñòó-
äèóì”, íåêàÿ ñëó÷àéíîñòü, êîòîðàÿ “óêàëûâàåò” çðèòåëÿ,
íàäåëÿÿ ñíèìîê èíäèâèäóàëüíîñòüþ. Ðàçíèöà ëèøü â òîì,
÷òî ïóíêòóì ñóùåñòâóåò âñëåäñòâèå ñâîåé óíèêàëüíîñòè,
â òî âðåìÿ êàê îáñöåííîå – áëàãîäàðÿ ñâîåé âñåîáùíîñòè.
Ïîëèòèêà “áåçîòâåòíîñòè” ñîâðåìåííûõ ìåäèà. Ñî-
ãëàñíî Áîäðèéÿðó, òåõíîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðèâîäèò ê
ôóíêöèîíàëüíûì èçìåíåíèÿì îñíîâíûõ àãåíòîâ êîììóíè-
êàöèè. Ìåäèà ñòàíîâÿòñÿ àíòèìåäèàòîðàìè, îíè áîëåå íå
òðàíçèòèâíû, òî åñòü íå â ñîñòîÿíèè îáåñïå÷èòü ïîëíîöåí-
íûé îáìåí ìåæäó ñóáúåêòàìè, ëèøü ñèìóëèðóÿ èõ êîììó-
108
Ðîçä³ë 1
íèêàòèâíîå ðàâíîïðàâèå. Ïîä îáìåíîì â äàííîì ñëó÷àå
ïîíèìàåòñÿ íå ïðîñòî âçàèìîñâÿçü ñëîâà è îòâåòà, íî è
îïðåäåëåííàÿ îòâåòñòâåííîñòü îáåèõ ñòîðîí, ÿâëÿþùàÿñÿ
ãàðàíòîì îòñóòñòâèÿ ìîíîïîëèè ñëîâà. Ïðè ýòîì ñîâåð-
øåííî íå èìååò çíà÷åíèÿ, êàêèì áóäåò ñîäåðæàíèå ýòîãî
“ñëîâà”, à ñëåäîâàòåëüíî, íåò è íåîáõîäèìîñòè â óñòàíîâ-
ëåíèè âëàñòíîãî êîíòðîëÿ íàä ÑÌÈ. Äèêòàòîðñêèå ñïî-
ñîáíîñòè ìåäèà, ïî ìíåíèþ Áîäðèéÿðà, çàëîæåíû â íèõ
ñàìèõ: ïðè óñëîâèè îòñóòñòâèÿ feed-back ìåäèà íå êîíò-
ðîëèðóþò, îíè ïðîñòî ñóùåñòâóþò, îáåñïå÷èâàÿ âëàñòü
èìóùèõ óâåðåííîñòüþ â òîì, ÷òî «ëþäè áîëüøå íå ðàçãî-
âàðèâàþò ìåæäó ñîáîé, ÷òî îíè îêîí÷àòåëüíî èçîëèðîâà-
íû — ïåðåä ëèöîì ñëîâà, ëèøåííîãî îòâåòà” [6, c. 200].
 ñâÿçè ñ ýòèì, âñëåä çà Áîäðèéÿðîì, âñïîìíèì òåîðèþ
ìåäèà êàíàäñêîãî ñîöèîëîãà Ìàðøàëëà Ìàêëþýíà, îñíîâ-
íûå ïîëîæåíèÿ êîòîðîé çàêëþ÷åíû â ôîðìóëó “the me-
dium is the message” [7]. Ìàêëþýí ïîëàãàë, ÷òî ñðåäñòâà
ìàññîâîé êîììóíèêàöèè îêàçûâàþò îãðîìíîå è âî ìíîãîì
íåèçâåñòíîå âîçäåéñòâèå íà ðàçâèòèå îáùåñòâà ñàìèì
ôàêòîì ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Ïîñëåäíåå, ïî åãî ìíåíèþ,
âîçìîæíî â äâóõ ôîðìàõ – “ãîðÿ÷åé” è “õîëîäíîé”. Ïåðâàÿ
ïðåäïîëàãàåò âûñîêóþ ñòåïåíü íàïîëíåííîñòè äàííûìè
â ñî÷åòàíèè ñ íèçêîé âîâëå÷åííîñòüþ ñóáúåêòà â êîììó-
íèêàòèâíûé ïðîöåññ è õàðàêòåðíà, íàïðèìåð, äëÿ òàêèõ
ìåäèóìîâ, êàê ôîòîãðàôèÿ, ðàäèî èëè êèíåìàòîãðàô.
“Õîëîäíûå” ìåäèà, íàïðîòèâ, õàðàêòåðèçóþòñÿ “íèçêîé
îïðåäåëåííîñòüþ”, à ñëåäîâàòåëüíî, îñòàâëÿþò ðåöèïèåíòó
äîñòàòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî çàïîëíå-
íèÿ èíôîðìàöèîííûõ ïðîáåëîâ áëàãîäàðÿ íå çàäåéñòâîâàí-
íûì â íåïîñðåäñòâåííîé êîììóíèêàöèè îðãàíàì ÷óâñòâ.
Òàê, ðå÷ü èëè òåëåôîí ÿâëÿþòñÿ îäíèìè èç íàèáîëåå “õî-
ëîäíèõ” ñðåäñòâ, ïîñêîëüêó “óõî ïîëó÷àåò ñêóäíîå êîëè-
÷åñòâî èíôîðìàöèè”, à îòñþäà ñóáúåêò âûíóæäåí ìíîãîå
“äîäóìûâàòü” è “äî÷óâñòâîâàòü” ñàìîñòîÿòåëüíî. ×òî æå
êàñàåòñÿ âñåìèðíîé ñåòè, âîçíèêíîâåíèå êîòîðîé â êà-
êîì-òî ñìûñëå ïðåäâèäåë Ìàêëþýí, òî îíà ÿâëÿåòñÿ, íà
íàø âçãëÿä, ãèáðèäîì íàçâàííûõ ôîðì – ïðåäîñòàâëÿÿ, ñ
109
Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà...
îäíîé ñòîðîíû, íåîãðàíè÷åííûé äîñòóï ê ëþáîãî ðîäà
àóäèîâèçóàëüíîé èíôîðìàöèè, ñ äðóãîé – íå îòðèöàÿ âîç-
ìîæíîñòü åå “äîìûñëèâàíèÿ”, ñâîáîäíîé èíòåðïðåòàöèè
è â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè äàæå îáìåíà.
Îòäåëüíî ñòîèò ðàññìîòðåòü è òåëåâèäåíèå, êîòîðîå
Ìàêëþýí îòíîñèò ê “õîëîäíîìó” êëàññó, ïðîòèâîïîñòàâ-
ëÿÿ åãî êèíåìàòîãðàôó; õîòÿ â êîíòåêñòå ñîâðåìåííîãî
òåëåñìîòðåíèÿ äàííàÿ îïïîçèöèÿ íå âûãëÿäèò áîëåå óáå-
äèòåëüíîé. Ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå òðàêòîâêó ìåäèà Áîä-
ðèéÿðîì, ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ïî ìåðå çàïîëíåíèÿ
òåëåýôèðà îäíîòèïíûì, òèðàæíûì ïðîäóêòîì, ðàññ÷èòàí-
íûì íà ìàññîâîå ïîòðåáëåíèå, íåîáõîäèìîñòü â äîìûñëè-
âàíèè èñ÷åçàåò: çðèòåëü ñ ãîòîâíîñòüþ ïîòðåáëÿåò ïðåä-
ëîæåííóþ åìó öåëîñòíóþ ìîäåëü, çà÷àñòóþ äàæå íå îò-
âëåêàÿñü íà åå ñîäåðæàíèå.
Èòàê, âîçâðàùàÿñü ê Áîäðèéÿðó, îòìåòèì, ÷òî, ðàññìàò-
ðèâàÿ ìåäèà àíàëîãè÷íî Ìàêëþýíó, â íåçàâèñèìîñòè îò
ñîäåðæàíèÿ òðàíñëèðóåìûõ èìè ñîîáùåíèé, îí íå óäîâëåò-
âîðÿåòñÿ ñóãóáî òåõíîëîãè÷åñêîé èõ òðàêòîâêîé. Äëÿ íåãî
ìåäèà – ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü ñðåäñòâî “íàâÿçûâàíèÿ
ìîäåëåé”. ×òî æå êàñàåòñÿ èõ ñîäåðæàòåëüíîãî àñïåêòà,
Áîäðèéÿð óòâåðæäàåò, ÷òî “ïåðåäà÷å ïîäëåæèò íå òî, ÷òî
ïðîõîäèò ÷åðåç ïðåññó, ÒÂ, ðàäèî, íî òî, ÷òî óëàâëèâàåòñÿ
ôîðìîé/çíàêîì, îêàçûâàåòñÿ àðòèêóëèðîâàíî â ìîäåëÿõ,
óïðàâëÿåòñÿ êîäîì” [6, ñ. 206]. Ñîîòâåòñòâåííî, ïóáëèêà,
èìåíóåìàÿ Áîäðèéÿðîì “ìîë÷àëèâûì áîëüøèíñòâîì”,
ÿâëÿåòñÿ ïàññèâíûì ïîòðåáèòåëåì äàííûõ ìîäåëåé. Ïðè-
÷èíà ïîäîáíîé ïàññèâíîñòè óñìàòðèâàåòñÿ èì íå â áåçðàç-
ëè÷èè ê ïîëó÷àåìîé îò ìåäèà èíôîðìàöèè, à ñêîðåå â
îáèëèè ïîñëåäíåé.
Ðåçþìèðóÿ ñêàçàííîå – ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê èíôîðìà-
öèîííî àòàêóåì (ïåðåæèâàÿ “ýêñòàç êîììóíèêàöèè”),
áåççàùèòåí ââèäó îòñóòñòâèÿ êàêîé-ëèáî ïðèâàòíîñòè â
ïðèâû÷íîì äëÿ íåãî ïîíèìàíèè (íàõîäÿñü â ïðîñòðàíñòâå
îáñöåííîãî) è ñëèøêîì îòñòðàíåí îò ñèñòåì ïðîèçâîäñòâà
(ëèøåííûé âîçìîæíîñòè “îòâåòà”).
Ïðåîäîëåíèå ïîäîáíûõ áàðüåðîâ ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè
ïðîèñõîäèò â ñîâðåìåííîì ñîöèóìå êðàéíå ðåäêî è íîñèò,
110
Ðîçä³ë 1
êàê ïðàâèëî, ðåâîëþöèîííûé õàðàêòåð: ïîìèìî ðàññìàò-
ðèâàåìûõ Áîäðèéÿðîì ñòóäåí÷åñêèõ âîëíåíèé â Íàíòåðå
â 1968 ã., ìîæåì ïðèâåñòè, õîòü è ïðèåâøèéñÿ, íî âñå æå
ïîêàçàòåëüíûé ïðèìåð èç ñîâðåìåííîé óêðàèíñêîé èñòî-
ðèè. Îðàíæåâàÿ ðåâîëþöèÿ áûëà ïðîòåñòîì íå ïðîòèâ
ñîäåðæàíèÿ, à ïðîòèâ ìîäåëè è èìåëà òàêîé îáùåñòâåí-
íûé ðåçîíàíñ â ïåðâóþ î÷åðåäü áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ïðåä-
ñòàâëÿëà ñîáîé “îòâåò” òàì, ãäå îí èçíà÷àëüíî (èñõîäÿ èç
ñàìîé ïðèðîäû ìåäèà) íå áûë ïðåäïîëàãàåì. Èñïîëüçóÿ
òåðìèíîëîãèþ Ìàêëþýíà, ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî â ñëó-
÷àå, êîãäà ìåäèà äîñòèãàþò ìàêñèìàëüíîé òåìïåðàòóðû,
“ïåðåãð³âàþòüñÿ”, ìàññû, îñîçíàâàÿ íèçêóþ ñòåïåíü ñâîåé
ïðè÷àñòíîñòè, íà÷èíàþò ñòðåìèòüñÿ ê “îõëàæäåíèþ” ïî-
ñðåäñòâîì ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ìåæëè÷íîñòíîé êîììóíè-
êàöèè. Åùå îäíèì áàðüåðîì íà ïóòè ïîäîáíîé èõ àêòè-
âèçàöèè ÿâëÿåòñÿ íîâûé ïîëíîïðàâíûé àãåíò ïóáëè÷íîãî
ïðîñòðàíñòâà (â äàííîì ñëó÷àå èìååòñÿ â âèäó ïðîñòðàíñò-
âî, èìåíóåìîå Áîäðèéÿðîì îáñöåííûì) – ðåêëàìà.
“Êîëëåêòèâèçàöèÿ” è “ïåðñîíèôèêàöèÿ” – îñíîâíûå
ìîäåëè ðåêëàìíîãî âîçäåéñòâèÿ. Ðåêëàìà, ñëåäóÿ ñâîåìó
îñíîâíîìó ôóíêöèîíàëüíîìó ïðåäíàçíà÷åíèþ, à èìåííî,
ïîâûøåíèþ ïîòðåáèòåëüñêîãî ñïðîñà, ñîçäàåò íåêèé ðåôå-
ðåíòíûé äëÿ ìàññ ñèìóëÿêð ïóáëèêè. Îíà, à òî÷íåå, ïðî-
äóöèðóåìîå åþ “âîîáðàæàåìîå ñîîáùåñòâî”, â ñâîþ î÷å-
ðåäü, ñèìóëèðóåò ýôôåêò ïðè÷àñòíîñòè ñóáúåêòà ê îïðå-
äåëåííîìó ñòèëþ æèçíè, æåëàåìîìó ñïîñîáó ïîòðåáëåíèÿ.
Áîäðèéÿð ïèøåò: “Ðåêëàìà â åå íîâîì èçìåðåíèè îâëà-
äåâàåò ÷åì óãîäíî, ïîñêîëüêó ïóáëè÷íîå ïðîñòðàíñòâî
(óëèöà, ìîíóìåíò, ðûíîê, ñöåíà) èñ÷åçàåò. Îíà ðåàëèçóåò-
ñÿ, èëè, åñëè óãîäíî, ìàòåðèàëèçóåòñÿ, âî âñåé ñâîåé îáñ-
öåííîñòè; îíà ìîíîïîëèçèðóåò ïóáëè÷íóþ æèçíü âî âñåõ
åå ïðîÿâëåíèÿõ” [3, c. 129]. Ïðè ýòîì ìû íå ïðîñòî ïîçâîëÿåì
åé ñòàíîâèòüñÿ ìîíîïîëèñòîì, íî è ïîäñîçíàòåëüíî æàæ-
äåì ýòîãî. Ïðè÷èíà ýòîãî, ñîãëàñíî Áîäðèéÿðó, ãëóáîêî
ïñèõîëîãè÷íà, âåäü “ëþáîå æåëàíèå, äàæå ñàìîå èíòèì-
íîå, îðèåíòèðîâàíî íà óíèâåðñàëüíîñòü» [8, ñ. 194], à ñëå-
äîâàòåëüíî, äîëæíî áûòü îïîñðåäîâàíî “êîëëåêòèâíûì
111
Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà...
âîîáðàæàåìûì”. Ïðèìåðîâ ñîâðåìåííûõ, ïðîäóöèðóåìûõ
ðåêëàìîé “âîîáðàæàåìûõ ñîîáùåñòâ” ìîæíî ïðèâåñòè
ìíîæåñòâî: ýòî è îðãàíèçàöèÿ ýíåðãè÷íûõ ïîòðåáèòåëåé
éîãóðòà Actimel (“àêòèìåëèñòîâ”), è ëèãà “íàñòîÿùèõ
ìóæ÷èí”, ïîëüçóþùèõñÿ îäåêîëîíîì Oldspice, è êîìïàíèÿ
“ñóïåð-ìàì”, êîòîðûå ñòèðàþò ïîðîøêîì Tide. Íà àíàëî-
ãè÷íîé ïðåçóìïöèè êîëëåêòèâíîãî æåëàíèÿ îñíîâàíà íå
òîëüêî ðåêëàìà â åå òðàäèöèîííîé ôîðìå, íî è ïðèîáðåòà-
þùèå ñåãîäíÿ ïîïóëÿðíîñòü èíòåðàêòèâíûå èãðû òèïà
“Àóêöèîí íàîáîðîò”, îñíîâíîé ìîòèâàöèåé ó÷àñòèÿ â êîòî-
ðûõ ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå âîîáðàæàåìîé êîíêóðåíöèè.
Ïîìèìî ïîòðåáíîñòè â “êîëëåêòèâíîì” ïîäòâåðæäåíèè
ñâîèõ æåëàíèé, ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê (ïîòðåáèòåëü, äîñ-
òèãøèé äîñòàòî÷íîãî óðîâíÿ áëàãîïîëó÷èÿ) èñïûòûâàåò
íåîáõîäèìîñòü â èõ ðåïðåçåíòàöèè â íåêèõ ïðèâû÷íûõ è
çíàêîìûõ åìó îáðàçàõ: ýòó “ïóñòóþ, ðåãðåññèâíóþ, íåñó-
ùåñòâåííóþ, íî òåì áîëåå ãëóáîêî íåîáõîäèìóþ” ôóíê-
öèþ òàêæå âûïîëíÿåò ðåêëàìà. Òàêèì îáðàçîì, ïîñëåä-
íÿÿ, ïðåñëåäóÿ èñêëþ÷èòåëüíî êîììåð÷åñêóþ öåëü, áåðåò
íà ñåáÿ ðîëü äâîéíîãî èíäåíòèôèêàòîðà: ñ îäíîé ñòîðîíû,
ïîñðåäñòâîì “ïðåçóìïöèè êîëëåêòèâíîãî æåëàíèÿ”, ñ
äðóãîé – ïîñðåäñòâîì àðòèêóëÿöèè ýòîãî æåëàíèÿ â êîí-
êðåòíîé âåùè (îáðàçå). Îíà çàñòàâëÿåò íàñ ïîâåðèòü â òî,
÷òî “âåùü íàöåëåíà íà íàñ, îíà íàñ ëþáèò”, à ïîñêîëüêó
îíà íàñ ëþáèò, “ìû è ñàìè ñåáÿ ÷óâñòâóåì ñóùåñòâóþùè-
ìè – ìû “ïåðñîíàëèçèðîâàíû” [8, ñ. 142]. Ýòîò ìåõàíèçì
ïî ñâîåé ñóòè ïðîòèâîïîëîæåí “êîëëåêòèâèçàöèè æåëà-
íèÿ”, òàê êàê îáåñïå÷èâàåò îïîñðåäîâàííîå (âåùüþ, à
òî÷íåå, åå îáðàçîì) ñîîòíåñåíèå èíäèâèäà íå ñ êàêîé-ëèáî
ðåôåðåíòíîé ãðóïïîé ïîòðåáèòåëåé, à ñ ñàìèì ñîáîé. Óäà÷-
íûì ïðèìåðîì åãî èñïîëüçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ, ñêàæåì, ðåê-
ëàìà íîóòáóêîâ “Hewlett Packard”, ãäå ïîòðåáèòåëÿ õî-
òÿò èñêóññòâåííî âåðíóòü â ÿêîáû èñ÷åçàþùóþ ñôåðó åãî
ïðèâàòíîñòè, ïðîâîçãëàøàÿ: “êîìïüþòåð ñíîâà ñòàë ïåð-
ñîíàëüíûì!”.
 òðóäàõ ñîâðåìåííûõ òåîðåòèêîâ, òàê èëè èíà÷å çàòðà-
ãèâàþùèõ ïðîáëåìó òðàíñôîðìàöèè ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàí-
112
Ðîçä³ë 1
ñòâà, âñòðå÷àþòñÿ è áîëåå ðàäèêàëüíûå èíòåðïðåòàöèè
òåíäåíöèé “êîëëåêòèâèçàöèè” è “ïåðñîíèôèêàöèè”, îïè-
ñàííûõ Áîäðèéÿðîì â êà÷åñòâå ìåõàíèçìîâ ðåêëàìíîãî
äåéñòâèÿ. Ïåðâàÿ, â ÷àñòíîñòè, íàøëà ñâîå ïðîäîëæåíèå
â òåîðèè áåëîðóññêîãî èññëåäîâàòåëÿ Â.Ôóðñà, ïîñâÿòèâ-
øåãî ðÿä íàó÷íûõ ðàáîò èçó÷åíèþ ïîñòñîâåòñêîé ïóáëè÷-
íîñòè. Îïèðàÿñü íà ñîöèàëüíî-ôèëîñîôñêóþ òðàäèöèþ
èçó÷åíèÿ êàòåãîðèè “ñîöèàëüíîãî âîîáðàæàåìîãî” (îò Ê.Êàñ-
òîðèàäèñà äî ×.Òåéëîðà), Â.Ôóðñ ðàññìàòðèâàåò ïîñëåä-
íåå â êà÷åñòâå íîâîé, “áîëåå åìêîé è ìíîãîìåðíîé” ôîðìû
ñóùåñòâîâàíèÿ “îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ” (â òîì ñìûñëå, â
êîòîðîì åãî ïîíèìàë Þ.Õàáåðìàñ). Äàííûé êîíñòðóêò
îïåðàöèîíàëåí, òàê êàê îáëàäàåò ñòðîãîé èåðàðõè÷åñêîé
îðãàíèçàöèåé, îáúåäèíÿÿ â ñåáå ïîâñåäíåâíûé, ðàöèîíàëü-
íûé è ñïåêóëÿòèâíûé óðîâíè ñîöèàëüíûõ ïðàêòèê. Èõ ñî-
îòíîøåíèå îïèñûâàåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: “ðàöèîíàëü-
íîñòü è ïðîçðà÷íîñòü ñîöèàëüíûõ ïðàêòèê (è, ñîîòâåò-
ñòâåííî, ñîäåðæàíèé ñîöèàëüíîãî âîîáðàæàåìîãî) îãðàíè÷åíû
êàê ñíèçó (ïðåäðàññóäêàìè, ôîíîâûì êîíñåíñóñîì, ðó-
òèíîé âîñïðîèçâîäèòåëüíûõ ïðàêòèê), òàê è ñâåðõó (ìàãèåé
ñâåðõïðèáûëåé, ñãîâîðîì ñèëüíûõ, ñïåêóëÿòèâíîé èãðîé
íà íåîïðåäåëåííîñòÿõ)” [9, c. 16]. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü,
÷òî â ïîäîáíîé ñòðóêòóðå ðåêëàìà, ïîëàãàåìàÿ Áîäðèéÿ-
ðîì íàðÿäó ñ ìåäèà â êà÷åñòâå ìîíîïîëèñòà ïóáëè÷íîãî
(îáñöåííîãî) ïðîñòðàíñòâà, à ñëåäîâàòåëüíî, è ïðîäóöèðóå-
ìûå åþ “âîîáðàæàåìûå ñîîáùåñòâà”, ðàñïîëàãàþòñÿ â âåðõ-
íåì ñëîå, ñëîå ñïåêóëÿòèâíûõ ïðàêòèê. Â öåëîì æå äàííûé
“êîíöåïòóàëüíûé íàáðîñîê” (êàê õàðàêòåðèçóåò åãî ñàì
Â.Ôóðñ) ñîâðåìåííîãî áûòîâàíèÿ ïóáëè÷íîñòè áëèçîê èäå-
ÿì ïîñòìîäåðíà. Èñêëþ÷åíèåì ÿâëÿåòñÿ ëèøü ôàêò ðàç-
ëîæåíèÿ ñîöèàëüíîãî (õîòü è âîîáðàæàåìîãî!) íà íåêèå
óðîâíè, òàê êàê â êîíòåêñòå ïîñòìîäåðíèñòñêèõ òåîðèé,
è â ÷àñòíîñòè òåîðèè Æ.Áîäðèéÿðà, ëþáàÿ êëàññèôèêà-
öèÿ, è òåì áîëåå èåðàðõèÿ, ÿâëÿåòñÿ ñèìóëÿòèâíîé.
Ïðîòèâîïîëîæíàÿ ïî ñâîåé ñóòè èäåÿ “ïåðñîíèôèêàöèè”
ÿâëÿåòñÿ íå ïðîñòî ýëåìåíòîì, íî è ÿäðîì êîíöåïöèè
òåõíîñîëèïñèçìà, ðàçðàáîòàííîé ìîëîäûì ðîññèéñêèì
113
Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà...
èñêóññòâîâåäîì Ï.Ðîäüêèíûì, ñïåöèàëèçèðóþùèìñÿ íà
èññëåäîâàíèè âèçóàëüíûõ êîììóíèêàöèé. Â ñâîåé ðàáîòå
“Ýêçèñòåíöèàëüíûå èíòåðôåéñû. Îïûòû êîììóíèêàòèâ-
íîé îíòîëîãèè äåéñòâèòåëüíîñòè”, ññûëàÿñü â òîì ÷èñëå
è íà Æ.Áîäðèéÿðà, Ðîäüêèí äåêëàðèðóåò ñâîéñòâåííóþ
ñîâðåìåííîé ïóáëè÷íîé ñôåðå òåíäåíöèþ ïåðåõîäà îò
ìàññîâîé êóëüòóðû ê èíäèâèäóàëüíûì (ïåðñîíàëüíûì)
êîììóíèêàöèÿì, îáîçíà÷àÿ åå, êàê òåõíîñîëèïñèçì: “êîì-
ìóíèêàòèâíûé ýãîèçì êðàéíÿÿ, íî âìåñòå ñ òåì íåîáõîäè-
ìàÿ ôîðìà ñóùåñòâîâàíèÿ ñóáúåêòà â óñëîâèÿõ òåõíîãåí-
íîé ñðåäû” [10]. Èíòåðïðåòèðóåòñÿ äàííàÿ òåíäåíöèÿ
ñëåäóþùèì îáðàçîì: îáîñòðèâøååñÿ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü
ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó ìàññîâîñòüþ è èíäèâèäóàëèçìîì
ïîñòåïåííî äîñòèãíåò ñâîåé êðèòè÷åñêîé òî÷êè, è, â êîíå÷-
íîì ñ÷åòå, âñå ñðåäñòâà ìàññîâîé êîììóíèêàöèè ñòàíóò
èíäèâèäóàëüíûìè, ïåðñîíàëüíîîðèåíòèðîâàííûìè. Îá
ýòîì ñâèäåòåëüñòâóåò êàê àêòèâíîå ðàçâèòèå ñåãìåíòà
íèøåâîãî òåëåâèäåíèÿ, òàê è ðàñïðîñòðàíåííîå èñïîëüçî-
âàíèå â ðåêëàìíîé êîììóíèêàöèè “áîëåå ìÿãêèõ, ïî-íà-
ñòîÿùåìó èíòåðàêòèâíûõ óñòàíîâîê, ëèøåííûõ äâóñìûñ-
ëåííîñòè ðåêëàìíûõ âûðàæåíèé – “íà âàø âêóñ”, “ïî
âàøåé ìåðêå”, “ýòà îáñòàíîâêà ñòàíåò âàøåé” è ò.ä.” [10].
Áåçóñëîâíî, îïèñàííûå òåîðèè íå óíèêàëüíû â èñïîëüçî-
âàíèè è èíòåðïðåòàöèè äâóõ ðàçíîíàïðàâëåííûõ ïî ñâîåé
ïðèðîäå òåíäåíöèé “êîëëåêòèâèçàöèè” è “ïåðñîíèôèêà-
öèè”, íî, òåì íå ìåíåå, èìåííî â íèõ ïîñëåäíèå, íà íàø
âçãëÿä, ïðîÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå î÷åâèäíî, ïðèíèìàÿ ñâîè
êðàéíèå ôîðìû. Ïðè ýòîì ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî, ãîâîðÿ î
ðàçíîíàïðàâëåííîñòè, ìû âîâñå íå èìååì â âèäó ïðîòèâî-
ðå÷èâîñòü, âåäü îáå äàííûå òåíäåíöèè â íåêîòîðîì ñìûñëå
îïèñûâàþò ýâîëþöèþ ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà â ýïîõó
ïîñòìîäåðíà. Îïèñàííûé â ðàìêàõ âòîðîé èç íèõ ýòàï
èíäèâèäóàëèçàöèè, íà íàø âçãëÿä, íà ñåãîäíÿøíèé äåíü
çàêîíîìåðíî ïðåäâàðÿåòñÿ ýòàïîì ìàêñèìàëüíîé îòêðû-
òîñòè èíôîðìàöèîííîãî äîñòóïà.
Äîì, ãîðîä, àâòîìîáèëü: ìèð ïîâñåäíåâíîé îáñöåííîñòè.
 êà÷åñòâå îñíîâíûõ àðåàëîâ îáèòàíèÿ îáñöåííîãî ìû
114
Ðîçä³ë 1
áóäåì â äàëüíåéøåì ðàññìàòðèâàòü òå ñôåðû ñóùåñòâîâà-
íèÿ èíäèâèäà, â êîòîðûõ ðîæäàåòñÿ è ôîðìèðóåòñÿ åãî
ïîâñåäíåâíîñòü, à èìåííî, òå ïðîñòðàíñòâà, â êîòîðûõ îí
÷àùå âñåãî ñåáÿ ëîêàëèçèðóåò. Ýòî ïðåæäå âñåãî ïðîñòðàí-
ñòâà åãî ãîðîäà è äîìà, à â áîëåå øèðîêîì ñìûñëå – âñå
ïðîñòðàíñòâî îêðóæàþùèõ åãî âåùåé, òàê êàê, ïî ìíåíèþ
Áîäðèéÿðà, ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê ïîòðåáèòåëüñêîãî òèïà
áîëåå ñêëîíåí ïåðåæèâàòü “âðåìÿ è ïðîñòðàíñòâî âåùåé,
èõ ðèòì, èõ íåïðåðûâíóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü” [11], íå-
æåëè ïîñòåïåííî èñ÷åçàþùóþ öåëîñòíóþ è îðãàíè÷åñêóþ
ñðåäó ãîðîäà èëè óñêîëüçàþùóþ ïðèâàòíîñòü ñâîåãî æè-
ëèùà. Ãîâîðÿ â äàííîì ñëó÷àå î âåùàõ, ìû èìååì â âèäó
ñêîðåå íå èõ ìàòåðèàëüíîå èçìåðåíèå, à ñîâîêóïíîñòü
âçàèìîñâÿçàííûõ äðóã ñ äðóãîì îáðàçîâ è ñìûñëîâ, ïðè
ïîìîùè êîòîðûõ èíäèâèä, ëèøåííûé ïðèâû÷íîãî ðàçäå-
ëåíèÿ ïðèâàòíîé è ïóáëè÷íîé ñôåð, îñâàèâàåò è ñòðóêòó-
ðèðóåò îêðóæàþùèé åãî ìèð.
 ñâîåé ëåêöèè “Ãîðîä è íåíàâèñòü”, ïîñâÿùåííîé
àíàëèçó “ñîâðåìåííîé ìåòðîïîëèè”, Áîäðèéÿð õàðàêòåðè-
çóåò ïîñëåäíþþ ñëåäóþùèì îáðàçîì: “Â ìåãàïîëèñå ïðåä-
ñòàâëåíû âñå ýëåìåíòû ñîöèàëüíîñòè, îíè ñîáðàíû çäåñü
â èäåàëüíûé êîìïëåêñ: ïðîñòðàíñòâåííàÿ áëèçîñòü, ëåã-
êîñòü âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîîáìåíà, äîñòóïíîñòü èí-
ôîðìàöèè â ëþáîå âðåìÿ. Íî âîò ÷òî ïðîèñõîäèò: óñêîðå-
íèå è èíòåíñèôèêàöèÿ âñåõ ýòèõ ïðîöåññîâ ïîðîæäàåò â
èíäèâèäàõ áåçðàçëè÷èå è ïðèñòóïû çàìåøàòåëüñòâà” [12].
Èíûìè ñëîâàìè, è áåç òîãî ïðîâîöèðóåìîå ìàññ-ìåäèà
ðàñòâîðåíèå èíäèâèäóàëüíîñòè â ìàññå óñèëèâàåòñÿ èñ-
êóññòâåííîé îáðàçöîâîñòüþ ãîðîäñêîé ñðåäû, åå “ñàòåëëè-
çàöèåé”. Ñîâðåìåííàÿ îðãàíèçàöèÿ ãîðîäñêîãî ïðîñòðàí-
ñòâà, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò èäåîëîãèÿ îáúåäèíåíèÿ
ìàêñèìàëüíîãî êîëè÷åñòâà “ôóíêöèé ñîöèàëüíîãî òåëà
(ðàáîòû, ðàçâëå÷åíèé, ìåäèà, êóëüòóðû)” â åäèíîì îáúåêòå,
ñïîñîáñòâóåò îáåññìûñëèâàíèþ ïóáëè÷íîé ñôåðû. Ïðèìåðû
ïîäîáíûõ îáúåêòîâ ïðèâîäèò êàê ñàì Áîäðèéÿð, òàê è
åãî àìåðèêàíñêèé êîëëåãà Ð.Ñåííåò â ñâîåé ðàáîòå “Ïàäå-
íèå ïóáëè÷íîãî ÷åëîâåêà”. Ïåðâûé êðèòèêóåò èçâåñòíûå
115
Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà...
ãîðîäñêèå àíñàìáëè Ïàðèæà – Áîáóð, Äåôàíñ, Ôîðóì,
Âèëüåò – çà èõ êîñìîïîëèòè÷íîñòü, ñèìóëÿöèþ êóëüòóðíîé
çíà÷èìîñòè è ÷ðåçìåðíóþ “îáðàçöîâîñòü”, âåäóùóþ ê
òîìó, ÷òî “âñå îñòàëüíîå ïðåâðàùàåòñÿ êàê áû â îñòàòêè,
â îòáðîñû, â áåñïîëåçíîå íàñëåäèå ïðîøëîãî” [12]. Âòîðîé
æå íà îñíîâå àíàëèçà ñïîñîáîâ ôóíêöèîíàëüíîãî ðàñïðå-
äåëåíèÿ ïðîñòðàíñòâà â íåêîòîðûõ îáðàçöàõ ñîâðåìåííîé
àìåðèêàíñêîé è åâðîïåéñêîé àðõèòåêòóðû – Ëèâåð-Õàóñ
â Íüþ-Éîðêå, Áðþíñâèê-öåíòð â Ëîíäîíå, êîìïëåêñ çäà-
íèé Ìèíèñòåðñòâà îáîðîíû â Ïàðèæå – òàêæå êîíñòàòè-
ðóåò ñèìóëÿòèâíóþ ïðèðîäó “îòêðûòîãî ïðîñòðàíñòâà” è
“çàïóñòåíèå ïóáëè÷íîé ñôåðû” [13, c. 19–23].
Îñîáî î÷åâèäíàÿ äèôôóçèÿ ïðèâàòíîãî è ïóáëè÷íîãî
èçìåðåíèé ïðîèñõîäèò, ïî ìíåíèþ îáîèõ èññëåäîâàòåëåé,
áëàãîäàðÿ èñïîëüçîâàíèþ â ñîâðåìåííûõ ñòðîèòåëüíûõ
ïðîåêòàõ ñòåêëà – ìàòåðèàëà, “öåëèêîì âáèðàþùåãî â
ñåáÿ ïîíÿòèå “ñðåäû” [8, c. 35]. Áîäðèéÿð ïîëàãàåò, ÷òî
îíî “äàåò âîçìîæíîñòü óñêîðèòü ñîîáùåíèå ìåæäó âíóò-
ðåííèì è âíåøíèì ïðîñòðàíñòâîì, íî îäíîâðåìåííî è
âîçâîäèò ìåæäó íèìè íåçðèìóþ ìàòåðèàëüíóþ ïåðåãîðîä-
êó, íå ïîçâîëÿþùóþ ýòîé ñîîáùàåìîñòè ïðåâðàòèòüñÿ â
ðåàëüíóþ îòêðûòîñòü ìèðó” [8, c. 36]. Ð.Ñåííåò æå, âèäèìî
ïðîäîëæàÿ ýòó èäåþ, ïðèïèñûâàåò ïîäîáíîé êîíöåïöèè
äèçàéíà åäèíåíèå “ýñòåòèêè çðèìîñòè è ñîöèàëüíîé èçî-
ëÿöèè” [13, c.22].
Êðîìå òîãî, îáà òåîðåòèêà êîíñòàòèðóþò ïðîèçâîäíîñòü
“ñòèðàåìîãî” ïóáëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà îò äâèæåíèÿ, ïðè-
âîäÿ â ïðèìåð îïóñòîøåíèå îêîëîìàãèñòðàëüíûõ çîí è
ïðåâðàùåíèå òåððèòîðèé êðóïíûõ ñòðîèòåëüíûõ êîìïëåê-
ñîâ (óíèâåðñèòåòîâ, ìèíèñòåðñòâ è ïð.) ñêîðåå â “ìåñòà
äëÿ ïåðåäâèæåíèÿ, íåæåëè äëÿ ïðåáûâàíèÿ”. Èäåàëîì
ïîäîáíîãî ïîäâèæíîãî ñîâìåùåíèÿ ïóáëè÷íîé è ïðèâàò-
íîé ñôåð ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè ÿâëÿåòñÿ, ïî èõ ìíåíèþ,
ëè÷íûé àâòîìîáèëü. Åãî ñïåöèôèêà ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãè-
ìè ëîêàöèÿìè èíäèâèäà ñîñòîèò â òîì, ÷òî îí ñïîñîáåí
åãî èçîëèðîâàòü, îáåñïå÷èâàÿ åìó ïðè ýòîì ñâîáîäó ïåðå-
äâèæåíèÿ. Ïî ñëîâàì Áîäðèéÿðà, “îñóùåñòâëÿåòñÿ íåîáû-
116
Ðîçä³ë 1
÷àéíûé êîìïðîìèññ: îñòàâàÿñü ó ñåáÿ äîìà, ìû âñå áîëåå
óäàëÿåìñÿ îò äîìà” [8, c. 59]. Ââèäó ýòîãî ôðàíöóçñêèé
ïîñòìîäåðíèñò íàçûâàåò àâòîìîáèëü “öåíòðîì íîâåéøåé
ñóáúåêòèâíîñòè”, îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé êîòîðîé ÿâëÿåò-
ñÿ îòñóòñòâèå êàêèõ-ëèáî ïðîñòðàíñòâåííûõ îãðàíè÷åíèé.
 òî æå âðåìÿ, ïî ìíåíèþ Ñåííåòà, ïðåáûâàíèå â ëîêàëü-
íîì ìèðå àâòî àáñòðàãèðóåò íàñ è îò âíåøíåé ñðåäû –
“ïîñêîëüêó íåêòî ìîæåò èçîëèðîâàòü ñåáÿ â ëè÷íîì àâòî-
ìîáèëå ðàäè ñâîáîäû ïåðåäâèæåíèÿ, îí ïåðåñòàåò äóìàòü,
÷òî îêðóæàþùèé ìèð èìååò êàêîé-ëèáî ñìûñë, ïîìèìî
ñðåäñòâà, íàïðàâëåííîãî íà äîñòèæåíèå öåëè åãî ñîáñòâåí-
íîãî äâèæåíèÿ” [13, c. 22]. Òàêèì îáðàçîì, ìàøèíà â ñî-
ñòîÿíèè àâòîíîìíî ïðîòèâîñòîÿòü êàê êëàññè÷åñêîé ïðè-
âàòíîé ñôåðå (äîìó), òàê è òåðÿþùåìó ñìûñë ïóáëè÷íîìó
ïðîñòðàíñòâó, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé íîâóþ ôîðìó ñóùåñòâî-
âàíèÿ ïîâñåäíåâíîñòè.
Íåñìîòðÿ íà ñõîæåñòü ïîçèöèé ôðàíöóçñêîãî è àìåðè-
êàíñêîãî ñîöèîëîãîâ, ïîíèìàíèå èìè êîíå÷íîãî ðåçóëüòà-
òà îïóñòîøåíèÿ ãîðîäñêîé ïóáëè÷íîé ñôåðû ðàçëè÷íî.
Äëÿ Áîäðèéÿðà – ýòî áåçðàçëè÷èå è íåíàâèñòü (åãî êðàéíÿÿ
ôîðìà), ïîðîæäàåìûå ðàçâèâàþùåéñÿ â óñëîâèÿõ “ñèìâî-
ëè÷åñêîé íåçàùèùåííîñòè” äèñôóíêöèåé àïïàðàòà ïðè-
íÿòèÿ ðåøåíèé. Îí õàðàêòåðèçóåò ïîäîáíîå ñîñòîÿíèå ñëå-
äóþùèì îáðàçîì: “...ïðåáûâàÿ â íåäèôôåðåíöèðîâàííîì
ìèðå, ÿ íå â ñîñòîÿíèè ðåøèòü, ÷òî ïðåêðàñíî, à ÷òî áåçî-
áðàçíî, ÷òî õîðîøî, à ÷òî ïëîõî, ÷òî îðèãèíàëüíî, à ÷òî
íåò... Â ñèòóàöèè íåâîçìîæíîñòè ïðèíÿòü êàêîå-ëèáî ðå-
øåíèå ëþáîé ïðåäìåò äåëàåòñÿ ïëîõèì, è åäèíñòâåííîé
çàùèòîé ñòàíîâèòñÿ ïðîòèâîðåàêöèÿ, íåïðèÿòèå è îòâðà-
ùåíèå” [12]. Ó Ñåííåòà æå èñõîä íå ñòîëü òðàãè÷åí, òàê
êàê ïðåäïîëàãàåò ëèøü óïðî÷íåíèå ìûøëåíèÿ â êàòåãî-
ðèÿõ “èíòèìíîñòè”, à òàêæå ïðåäøåñòâóþùóþ åìó “èçî-
ëÿöèþ ïðè ïîëíîé ïóáëè÷íîé çðèìîñòè”. Ïîñëåäíÿÿ, ïî
åãî ìíåíèþ, êîìïåíñèðóåòñÿ “÷ðåçìåðíûì âíèìàíèåì ê
ïñèõîëîãè÷åñêîìó âçàèìîäåéñòâèþ” ñ ëþäüìè, êîòîðûå
ïîïàäàþò â ñôåðó êîììóíèêàòèâíîé àêòèâíîñòè èíäèâè-
äà, ñîãëàñíî åãî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ.
117
Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà...
Ðàññìîòðåâ ãîðîä êàê ñðåäîòî÷èå íåêîãäà ïóáëè÷íîãî,
íåëüçÿ îáîéòè âíèìàíèåì è äîìàøíþþ ñôåðó, âñå åùå
ïûòàþùóþñÿ ñîõðàíèòü íåêèå ðóäèìåíòû ñâîåé ïðèâàò-
íîñòè. Êàê êðèòè÷åñêè îòìå÷àåò Áîäðèéÿð, “åñëè ðàíüøå
äîìàøíèé ìèðîê âñåãäà ñîñðåäîòî÷èâàëñÿ â âåùàõ, ñòðåìÿñü
óñêîëüçíóòü îò æèçíè ñîöèàëüíîé, òî òåïåðü îí, íàïðîòèâ,
îêàçûâàåòñÿ ÷åðåç èõ ïîñðåäñòâî ïðèêîâàí ê ñòðóêòóðàì
è óñëîâèÿì ñîöèàëüíîãî ìèðà” [8, c. 136].  êà÷åñòâå íàè-
áîëåå ÿðêîé èëëþñòðàöèè ïîäîáíîé “ïðèêîâàííîñòè” ïîñò-
ìîäåðíèñò íàçûâàåò ðàñïðîñòðàíåííóþ ñåãîäíÿ ñèñòåìó
êðåäèòîâàíèÿ, êîòîðàÿ ïðèäàåò âåùàì îïðåäåëåííóþ ñî-
öèàëüíóþ íàãðóçêó. Òîò æå ýôôåêò ìîæíî íàáëþäàòü è â
ñëó÷àå ñîçíàòåëüíîãî ïîìåùåíèÿ â äîìàøíåå ïðîñòðàíñòâî
âåùåé, èìåþùèõ îïðåäåëåííóþ “ñîöèàëüíóþ ðåïóòàöèþ”,
à èìåííî, ðàçëè÷íûõ ìàëî ôóíêöèîíàëüíûõ, íî êðàéíå
äîðîãîñòîÿùèõ ïðåäìåòîâ, â îñíîâå ïîêóïêè êîòîðûõ –
ñòðåìëåíèå èíäèâèäà ê ïîâûøåíèþ ñâîåãî ñòàòóñà. Êðîìå
òîãî, â ñâÿçè ñ îáùåé òðàíñôîðìàöèåé îòíîøåíèé èíäè-
âèäà è îáùåñòâà èçìåíÿåòñÿ è âåùåñòâåííîå íàïîëíåíèå
äîìàøíåé îáñòàíîâêè: “â íåé ïîñëåäîâàòåëüíî óñòðàíÿþò-
ñÿ êàê öåíòðàëüíûå, ñëèøêîì âèäíûå èñòî÷íèêè ñâåòà,
òàê è îòðàæàâøèå èõ çåðêàëà, òî åñòü îäíîâðåìåííî è ôîêóñ
èçëó÷åíèÿ è âîçâðàòíàÿ îòñûëêà ê öåíòðó” [8, c. 19]. Òàêèì
îáðàçîì, ìû êàê áóäòî ñàìè ëèøàåì ñåáÿ èíäèâèäóàëü-
íîñòè, íåêîãäà ñìîäåëèðîâàâøåé íàø ïîâñåäíåâíûé áûò.
Íî âñå æå ñóùåñòâóþò åùå íåêèå ïðåäìåòû, íà êîòîðûå
íå ïîäíèìàåòñÿ ðóêà ó ñîâðåìåííîãî “÷åëîâåêà ïåðåñòà-
íîâêè”. Èõ ìîæíî â ïðÿìîì ñìûñëå íàçâàòü “ïåðåæèò-
êàìè” ïðèâàòíîñòè, òàê êàê îíè ÿâëÿþòñÿ íå ïðîñòî îäíè-
ìè èç ïîñëåäíèõ ñîõðàíèâøèõñÿ, íî è èñêîííûìè åå íî-
ñèòåëÿìè. Ðå÷ü èäåò î âåùàõ, ñèìâîëèçèðóþùèõ ïðîøëîå
÷åëîâåêà, åãî ïðîèñõîæäåíèå, à ñëåäîâàòåëüíî, è åãî ñåãîä-
íÿøíþþ áûòíîñòü. Áîäðèéÿð ñ÷èòàåò, ÷òî ïîäîáíûå âåùè
“ñëóæàò áåãñòâîì îò ïîâñåäíåâíîñòè, à ñàìîå ðàäèêàëüíîå
è ãëóáîêîå áåãñòâî – ýòî áåãñòâî âî âðåìåíè, â ñâîå ñîáñò-
âåííîå äåòñòâî” [8, c. 68]. Î çíà÷åíèè òàêèõ ïðåäìåòîâ
òàêæå óïîìèíàë Ðîëàí Áàðò â êîíòåêñòå àíàëèçà èñòîðè÷å-
118
Ðîçä³ë 1
ñêîãî äèñêóðñà. Îí ïðèïèñûâàë èì “ýôôåêò ðåàëüíîñòè”,
ïðèñòðàñòèå èíäèâèäà ê êîòîðîìó ïîäòâåðæäàåò “ìàññî-
âîå ðàçâèòèå ôîòîãðàôèè, ÷üÿ åäèíñòâåííàÿ îòëè÷èòåëü-
íàÿ ÷åðòà (ïî ñðàâíåíèþ ñ ðèñóíêîì) – èìåííî îáîçíà÷åíèå
òîãî, ÷òî èçîáðàæåííîå ñîáûòèå äåéñòâèòåëüíî èìåëî
ìåñòî” [14, c. 440].
Òàêèì îáðàçîì, îïóñòèâøèñü ñ óðîâíÿ “ïîëèòè÷åñêîãî”
è “ñîöèàëüíîãî” íà “äîìàøíèé” óðîâåíü ñóùåñòâîâàíèÿ
ìàêñèìàëüíîé èíòèìíîñòè, ìîæåì ïîäâåñòè ñëåäóþùèå
èòîãè èçëîæåíèÿ ïîñòìîäåðíèñòñêîé òðàêòîâêè Áîäðèéÿ-
ðîì ñîâðåìåííîé ñôåðû ïóáëè÷íîãî.
Ïîñêîëüêó âçàèìîñâÿçü (ðå÷ü â äàííîì ñëó÷àå èäåò îá
îòíîøåíèÿõ îáìåíà) ìåæäó ïóáëèêîé è ìåäèà íà ñåãîäíÿø-
íèé äåíü îòñóòñòâóåò, ïîñòîëüêó íåâîçìîæíî ãîâîðèòü è
î êàêîé-ëèáî ñòðóêòóðå ïóáëè÷íîé ñôåðû, àíàëîãè÷íîé
òîé, êîòîðóþ ïûòàþòñÿ ñôîðìóëèðîâàòü òåîðåòèêè ìîäåð-
íà (Õàáåðìàñ, Àðåíäò è ïð.). Êðîìå òîãî, èñïîëüçîâàíèå
ñàìîãî ïîíÿòèÿ “ïóáëè÷íàÿ ñôåðà” íå ÿâëÿåòñÿ áîëåå
ïðàâîìåðíûì, òàê êàê óäàëåíèå ãðàíèöû ìåæäó ïóáëè÷-
íûì è ïðèâàòíûì âåäåò ê îáðàçîâàíèþ íîâîãî ñîöèàëü-
íîãî ïðîñòðàíñòâà, èìåíóåìîãî Áîäðèéÿðîì “îáñöåííûì”.
Ñðåäà îáèòàíèÿ îáñöåííîãî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðî-
ñòðàíñòâî âåùåé (ãîðîä, äîì è ëþáûå äðóãèå öåíòðû îá-
ðàçîâàíèÿ ïîâñåäíåâíîñòè), ôóíêöèîíèðóþùåå àíàëîãè÷íî
êîììóíèêàòèâíîìó ïðîñòðàíñòâó, ìîäåëèðóåìîìó ìåäèà
(êàê òðàäèöèîííûìè ÑÌÈ, òàê è ñàìèì “ìîë÷àëèâûì áîëü-
øèíñòâîì”, “ìàññîé”) è ðåêëàìîé. ×òî êàñàåòñÿ èíòåð-
ïðåòàöèè çíà÷åíèÿ “ìàññ”, ïîçèöèÿ Áîäðèéÿðà äâîÿêà –
ñ îäíîé ñòîðîíû, îí íàçûâàåò ïóáëèêó “ìîë÷àëèâûì áîëü-
øèíñòâîì”, íåñïîñîáíûì ê ñàìîñòîÿòåëüíîé àêòèâíîñòè,
ñ äðóãîé æå – íàäåëÿåò åå ôóíêöèÿìè ìåäèà, óòâåðæäàÿ,
÷òî îíà ìåäèóì ãîðàçäî áîëåå ìîùíûé, ÷åì âñå ñðåäñòâà
ìàññîâîé èíôîðìàöèè, âìåñòå âçÿòûå: “mass(age) is mes-
sage”. Îáúÿñíÿåòñÿ ýòî òåì, ÷òî ìàññû íå ÿâëÿþòñÿ “íåìû-
ìè” ïî îïðåäåëåíèþ, îíè ñòàíîâÿòñÿ òàêîâûìè â ñèòóàöèè
íåïðåðûâíîãî ïîòðåáëåíèÿ îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà ìåäèà-
ìîäåëåé, êîòîðûå íå ïîäëåæàò ðåôëåêñèè è íå ïðåäïîëàãà-
þò îòâåòà. Â âèäó ýòîãî íàèáîëüøèé îáùåñòâåííûé ðåçî-
119
Ì.ÄèäåíêîÒðàíñôîðìàöèÿ ïóáëè÷íîé ñôåðû â ýïîõó ïîñòìîäåðíà...
íàíñ èìååò íèêåì íå ðåãëàìåíòèðóåìàÿ ñèòóàöèÿ “îòâåòà”,
âíå çàâèñèìîñòè îò ôîðìû è ñîäåðæàíèÿ ïîñëåäíåãî.
 çàêëþ÷åíèå íà îñíîâå àíàëèçà ðàáîò Æ.Áîäðèéÿðà
ïðåäïðèìåì ïîïûòêó îïðåäåëèòü ïîñòìîäåðíèñòñêóþ ïóá-
ëè÷íîñòü: ýòî íîâûé îáùåñòâåííûé äèñêóðñ, ñïîñîá ñó-
ùåñòâîâàíèÿ ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà, ïðîäóêò âñåîáúåìëþ-
ùåé (êîììóíèêàòèâíîé è íå òîëüêî) äåÿòåëüíîñòè ìåäèà,
ðåêëàìû è ñàìèõ “ìàññ”.
Ëèòåðàòóðà
1. Äèäåíêî Ì. Êîíöåïòóàëèçàöèÿ ïóáëè÷íîñòè: îñíîâíûå
ïîäõîäû // Ñîö³àëüí³ âèì³ðè ñóñï³ëüñòâà. – Ê., 2007. – Âèï. 11.
2. Áîäðèéÿð Æ.  òåíè ìîë÷àëèâîãî áîëüøèíñòâà, èëè Êî-
íåö ñîöèàëüíîãî. – Åêàòåðèíáóðã, 2000.
3. Áîäðèéÿð Æ. Ýêñòàç êîììóíèêàöèè // http://ivanem.chat.ru/
extaz.htm
4. Äåáîð Ãè. Îáùåñòâî ñïåêòàêëÿ. – Ì., 1999.
5. Ëèòè÷åâñêèé Ã. Ðîëëàí Áàðò. Ðåôåðàòèâíûé ïåðåâîä çíà-
ìåíèòîãî ýññå î ïðèðîäå ôîòîãðàôèè // http://nova.iatp.by/03/
barthes_camera_lucida_short.pdf
6. Áîäðèéÿð Æ. Ðåêâèåì ïî ìàññ-ìåäèà // Ïîëèòèêà è ïîýòè-
êà. – Ì., ÑÏá., 1999.
7. Ìàêëþýí Ì. Ïîíèìàíèå ìåäèà: âíåøíèå ðàñøèðåíèÿ
÷åëîâåêà. – Ì., 2003.
8. Áîäðèéÿð Æ. Ñèñòåìà âåùåé. – Ì., 2001.
9. Ïîñòñîâåòñêàÿ ïóáëè÷íîñòü: Áåëàðóñü, Óêðàèíà / Ïîä ðåä.
Âë.Ôóðñà. – Ìèíñê, 2008.
10. Ðîäüêèí Ï. Ýêçèñòåíöèàëüíûå èíòåðôåéñû // Îïûòû
êîììóíèêàòèâíîé îíòîëîãèè äåéñòâèòåëüíîñòè. – Ì., 2004
(http://www.prdesign.ru/text/eface/solipsism.html)
11. Áîäðèéÿð Æ. Îáùåñòâî ïîòðåáëåíèÿ. Åãî ìèôû è ñòðóêòó-
ðà. – Ì., 2006.
12. Áîäðèéÿð Æ. Ãîðîä è íåíàâèñòü. Ëåêöèÿ, ïðî÷èòàííàÿ â
Ìîñêâå âî Ôðàíöóçñêîì óíèâåðñèòåòñêîì Êîëëåäæå ïðè ÌÃÓ
èì. Ì.Â.Ëîìîíîñîâà // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/
Philos/Bodr/Gor_Nas.php
13. Ñåííåò Ð. Ïàäåíèå ïóáëè÷íîãî ÷åëîâåêà. – Ì., 2002.
14. Áàðò Ð. Äèñêóðñ èñòîðèè // Ñèñòåìà ìîäû. Ñòàòüè ïî
ñåìèîòèêå êóëüòóðû. – Ì., 2003.
|