Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2008
1. Verfasser: Шуберт, А.Н.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України 2008
Schriftenreihe:Русская литература. Исследования
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/31008
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского / А.Н. Шуберт // Русская литература. Исследования: Сб. науч. тр. — 2008. — Вип. XII. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-31008
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-310082025-02-23T17:46:46Z Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского Шуберт, А.Н. Поэтика литературы ХХ века 2008 Article Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского / А.Н. Шуберт // Русская литература. Исследования: Сб. науч. тр. — 2008. — Вип. XII. — рос. XXXX-0092 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/31008 ru Русская литература. Исследования application/pdf Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Поэтика литературы ХХ века
Поэтика литературы ХХ века
spellingShingle Поэтика литературы ХХ века
Поэтика литературы ХХ века
Шуберт, А.Н.
Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского
Русская литература. Исследования
format Article
author Шуберт, А.Н.
author_facet Шуберт, А.Н.
author_sort Шуберт, А.Н.
title Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского
title_short Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского
title_full Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского
title_fullStr Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского
title_full_unstemmed Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского
title_sort концепция личности художника в новеллах т. манна и с. кржижановского
publisher Інститут літератури ім. Т.Г. Шевченка НАН України
publishDate 2008
topic_facet Поэтика литературы ХХ века
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/31008
citation_txt Концепция личности художника в новеллах Т. Манна и С. Кржижановского / А.Н. Шуберт // Русская литература. Исследования: Сб. науч. тр. — 2008. — Вип. XII. — рос.
series Русская литература. Исследования
work_keys_str_mv AT šubertan koncepciâličnostihudožnikavnovellahtmannaiskržižanovskogo
first_indexed 2025-11-24T05:24:35Z
last_indexed 2025-11-24T05:24:35Z
_version_ 1849648087190994944
fulltext А.Н. ШУБЕРТ (Киев) КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА В НОВЕЛЛАХ Т.МАННА И С.КРЖИЖАНОВСКОГО Особым интересом современных исследователей пользуется про- блема личности художника «переходных» культурных эпох. Осно- вательно разработанная и активно осмысляемая литературоведчес- кой наукой, данная тема, все же, оставляет простор для дальнейших поисков, прежде всего, в силу своей актуальности для творчества каждого писателя истекшего столетия. Нельзя не согласиться с мне- нием А.Панченко, писавшего об определяющей роли концепции че- ловека в кризисное время рубежа культурных эпох [9, 192]. На мате- риале русской литературы Серебряного века проблематика личности была исследована в ставшей уже классической монографии Л.А. Ко- лобаевой [4]. В целом исследователи данной темы констатируют, что в литературном процессе ХХ века мы имеем дело с синтетичес- кой противоречивой личностью художника, определяемой катаст- рофизмом окружающего мира. Поскольку культурно-исторические сдвиги, как в России, так и на территории Европы в начале ХХ-го века обнаруживают сходство и в сфере идейно-эстетической, особый интерес представляет сопоста- вительное исследование специфики индивидуальных художествен- ных концепций творческой личности, воплощенных в произведени- ях целого ряда художников. Попытка подобного исследования пред- принимается в данной работе на материале прозы Т.Манна и С. Кржижановского, что и является целью статьи. Как известно, манновская концепция творящей личности разра- батывается в новеллистической триаде: «Тристан», «Тонио Крегер» и «Смерть в Венеции». Отметим, что авторская интенция в развитии образов художников нацелена на становление героев от первой но- веллы до третьей и выходит за пределы новеллистического творчес- тва (ее исчерпывающее воплощение обнаруживаем в позднем рома- не Т.Манна «Доктор Фаустус»). Обратимся к хронологически и логически первой новелле Т.Манна – «Тристан» (1902). Главный герой Детлеф Шпинель носит 2 печать своего времени – «претензию художника на заглавную роль» [2, 14]. Автор представляет подробное описание портрета художни- ка, в котором отметим лишь знаковые черты: «...брюнет лет три- дцати.., с заметно седеющими волосами, на круглом, белом, одут- ловатом лице нет даже намека на бороду. Лица он не брил – мягкое, гладкое, мальчишеское...выглядело это очень странно...один остряк прозвал его за глаза «гнилой сосунок» ...Он был нелюдим и ни с кем не общался...господин Шпинель впадал в эстетический восторг. На столе у него лежала книга собственного сочинения...не очень объе- мистый роман, напечатанный на бумаге...для процеживания кофе» [7, 28-29]. Указанные портретные черты героя позволяют опреде- лить физический и духовный «возраст» писателя: это промежуточ- ное положение между, казалось бы, зрелостью (30 лет – сакральная полнота, напоминающая о возрасте Иисуса Христа) и «вечным отро- чеством», на которое намекают физиологическая недоразвитость Шпинеля и последующая атрофия в нем сексуального начала. Тем самым в новелле формируется образ героя, в котором актуализиро- вана семантика дисгармоничной личности – причем, как внешне, так и внутренне. Профессионализм писателя представляется сомнительным: един- ственный труд, единственный читатель, примитивное качество изда- ния (кофейная бумага) и ироническая оценка «рафинированный» по адресу его романа позволяют говорить о слабости и редукции креа- тивных способностей Шпинеля. Удивительным представляется факт, что именно санаторий явля- ется жилищем писателя, при чем доктор Леандер вовсе не считает его своим пациентом и откровенно пренебрегает обществом писате- ля: «...он всего-навсего из Львова» [7, 30], что позволяет говорить о лейтмотиве отчужденности в образе Шпинеля. Все творчество Шпинеля, упорно называемое «работой», пред- ставляет собою созерцание эстетически прекрасного (в условиях общества больных) и приводит к мысли о невостребованности ху- дожника, его замкнутости на собственном бессмысленном и непло- дотворном искусстве. Шпинель исповедует отчаянное жизнененави- сничество. Поэтому обреченная Габриэла – истинное воплощение «красоты умирания» – становится главным объектом внимания пи- сателя. «Меня мучит неодолимое желание – в меру сил своих объяс- 3 нить, выразить, осознать окружающее меня бытие, и мне безраз- лично, помогу я этим или помешаю, принесу ли радость и облегчение или причиню боль» [7, 55]. Тем самым актуализируется конфронта- ция эстетического и этического в образе данного героя и в концеп- ции личности художника. Оставшись верным эстетическому крите- рию как заглавному, Шпинель «убивает» объект собственного обо- жания искусством же (исполнение Габриэлой вагнеровского «Три- стана» вопреки предупреждению врача завершается ее физической смертью). И даже тогда Шпинель не испытывает малейшего чувства эмпатии, жалости или скорби. Побеждает эстетического и этическо- го мертвеца (заставляет внутренне «пуститься наутек») искренний детский смех маленького сына умершей Габриэлы, что на символи- ческом уровне прочтения являет апофеоз полноценной человеческой жизни над мертвящим изяществом эстетики Шпинеля. Вторая новелла Т.Манна «Тонио Крегер» (1903) представляет иной тип художника, живущего на первый взгляд профессионально и этически полноценно. На самом же деле Крегер – «отщепенец» [7, 68], безнадежно пытающийся установить духовную общность хо- тя бы с близкими. Это истинный труженик, страдальчески претерпе- вающий свою жертвенность. Проблема его личности заключается скорее в двойственности противоположно направленных интересов и стремлений. Во-первых, сознавая свой творческий дар, Крегер не способен смириться с образом жизни истинного художника (будучи, подобно Шпинелю, чужаком, он внутренне стремится к определе- нию своей личности). Во-вторых, чуждаясь стихии жизни с ее бело- курыми представителями (Ганс Гансен и Инге Хольм), Тонио вполне осознает себе «аутсайдером» (заурядная внешность, неумение тан- цевать, восхищаться фотографиями лошадей и др.). Такое положение писателя заставляет искать некое уравновеши- вающее начало между двумя автономными потоками: творчества и жизни. Он его обретает, ему удается любить жизнь и творить: «От- сюда и моя нежность, граничащая с влюбленностью, ко всему при- митивному, простодушному, утешительно-нормальному, заурядно- му и благопристойному...моя любовь к человечному, живому, обы- денному» [7, 122-123]. Это и есть та любовь, о которой в Писании сказано: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а 4 любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1) [1, 1207]. Последним художником манновской «трилогии» является Г.Ашенбах – главный герой новеллы «Смерть в Венеции» (1911). Декадент, почитаемый и признанный художник, ассоциативно на- поминает И.Канта (исключительно дисциплинированную личность, по которой жители Кенигсберга сверяли собственные часы). Пройдя жизненный путь до середины (герою 50 лет), Ашенбах испытал не- преодолимое желание сбросить с себя бремя «служения искусству». Опытный, умудренный, испытавший славу, писатель идет на комп- ромисс с жизнью, не предполагая ни цены, ни последствий своего выбора. По мнению Т.Манна, данный компромисс – это путь, веду- щий не только к гибели творческих способностей писателя, но и к его физической смерти. Опасность жизненной стихии для Ашенбаха, как, впрочем, и для предыдущих художников, заключается в отсутс- твии нравственных преград, духовных ориентиров в жизни начала ХХ в. Ашенбах теряет суть своей личности – чувство собственного достоинства. Вначале поддавшись навязчивому желанию «осве- житься» и впоследствии позволив себе чувственную авантюру с мальчиком Тадзио, Ашенбах демонстрирует воплощение необрати- мых последствий своего выбора: – отказ от творчества (потеря писательского дара); – разрушение ценностного строя существования личности; – преступнические черты в «новом» облике бывшего писателя; – гомосексуальное извращение (от художественного созерцания до телесных вожделений); – синхронизация «концов» героев (взаиморазрушение художника и эстетики, замкнутых друг на друге). «Ашенбах чувствовал себя нездоровым...Он пытался побороть приступы дурноты, лишь отчасти носивший физический характер, которые сопровождались непрерывно нараставшим страхом, ощу- щением безнадежности и безысходности, распространявшимся и на внешний мир...он не был в состоянии разобраться» [7, 194]. Смерть Ашенбаха влечет мифологический уход в небытие (в мор- скую пену) и объект обожания – Тадзио. По мысли Т.Манна, эстетическое гармонизируется в этическом и воплощается в единственной сфере человеческой деятельности – 5 творчестве (искусстве), сохранившем прочные вековые основания и вечно ценные нравственные и духовные ориентиры. Творческая личность художника мыслится как далекая от жизненных бытийных реалий, а истинное бытие коренится исключительно в творчестве. Реальная современная жизнь может служить лишь источником впе- чатлений, но никогда не вдохновением. Жизнь своими имплицитно выраженными характеристиками во всех трех новеллах близка бо- лезни, от которой невозможно избавиться. К таким характеристикам относятся и место жительства Д.Шпинеля (санаторий), и слабое здо- ровье Крегера, и зараженная атмосфера Венеции во время путешест- вия Г.Ашенбаха. По поводу последней отметим, что тщательно скрываемая эпидемия холеры наполняет не только воздух медика- ментозными и трупными испарениями, но и символизирует жизнь начала ХХ в., охваченную антигуманистическими, нигилистически- ми, анархическими и, в конечном счете, апокалиптическими знака- ми, переполнившими мир. Таким образом, Т.Манн в своих новеллах о художниках разраба- тывает проблему катастрофических последствий «принесения этики в жертву эстетике» [2, 34]. Концепция личности художника, разрабатываемая русским писа- телем С.Кржижановским, носит знаковый характер для всего твор- чества писателя. Абсолютно в каждом сборнике новелл находим и новеллы о художнике и творчестве, так что можно квалифицировать образ художника как лейтобраз метатекста С.Кржижановского. В основе художественного моделирования Кржижановским твор- ческой личности лежит интертекстуальная составляющая. В частно- сти, писатель активно обращается к наследию русской классики (пушкинский комплекс пророческих мотивов и идея богоизбранно- сти поэта) и к опыту модернистов (В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый и другие с их всевозможными интерпретациями образа пи- сателя – от его сакрализации до полной дегуманизации и «диаволи- зации»). Разрабатывая образ художника, С.Кржижановский опирал- ся на различные мифопоэтические традиции, а также на библейский образ Художника Вселенной – Бога (комплекс мотивов истинной жертвенности, ответственности и др.). Одним из ранних текстов Кржижановского, посвященных данной теме, является новелла «Поэтому» (1922). Главный герой – безы- 6 мянный поэт, ведет очень скромный образ жизни: «...порыжелое, трепаное пальтецо; стоптанные сплошь в дырьях сапоги ...» [6, 178], и чаще всего испытывает одно чувство – стыд. Сделав предло- жение некой девушке, он получил отказ, а главное – упрек в его жизненной несостоятельности вследствие того, что он – поэт. Пыта- ясь освободиться от острой сердечной боли, поэт удаляется в лес к своей музе – Весне, сонеты которой составляют все его творчество. Но персонифицированная стихия леса брезгует художником, нака- зывает его: «...деревья презрительно тычут в него ветвями, травы и колючки дергают за бахромчатые края брюк: как пустили такого к нам, к Весне...» [6, 178]. Вселенская мифологизированная творческая стихия, разлитая и бушующая в лесу, воплощающая Весну в кон- кретное существо, не может примириться с поэтом, являющимся та- ковым лишь наполовину (попытка устроить свою личную жизнь ви- дится в контексте новеллы как предательство, неверность). А глубо- чайшее чувство отверженности поэта прочитывается как полное разочарование в себе, а впоследствии как отказ от собственного служения – творчества. Такие знаки вещного мира, как обручальное кольцо (метафора тюрьмы земного существования) [10, 104], и мира творчества, как листы сонетов – оставлены поэтом в лесу в качестве жертвы, но это жертва вынужденная, не естественная, совершаемая от бессилия и безысходности, сближающаяся с суицидом. Подлинному поэту жертвенность необходима, но ее основания иные – это всезнание, сверхмудрость, обостренное чувство ответственности. «Поэт преодолевает энтропические тенденции, элементы хаоса изгоняются и перерабатываются, мир космизируется... при этом поэт выступает... как жертвующий и жертва» [8, 327]. Безымянный поэт остается один на один с персонифицированной тишиной (пустотой как внутренней, так и внешней). Но во сне он переживает мифическую метаморфозу: «...что-то колющее и царап- ливое возится на груди... просверлилось сквозь... втиснулось все глубже и ближе к сердцу» [6, 181]. Здесь мы сталкиваемся с традиционной для С.Кржижановского персонификацией слова. Слово «поэтому» из письма отказавшей де- вушки воплощается в образе червя, символическим смыслом кото- рого становится не привычное «сомнение» («поиск»), а бесчувст- 7 венное строго-логическое (Декартово) мышление. С такой «логиче- ской червоточиной» в сердце герой из ранее безымянного обобщен- но-типического поэта становится «эх-поэтом»[6, 184] (значение час- тицы «эх» здесь двойственно: «эх» как [экс] (бывший) и «эх» как междометие с семантикой «потери, сожаления»). Смена «имени» влечет за собой изменение сущности творчества от креации к диаволизации и позволяет говорить о развивающемся мотиве мертвенности в образе «эх-поэта». Отметим, что в следую- щем эпизоде новеллы герой представлен своим двойником – мухой. Автор неслучайно акцентирует выбор образа мухи из всего мно- гообразия насекомых, используемых в качестве элементов животно- го кода эпохой модернизма (обилие пчел, ос, бабочек, пауков и др.). По мнению зарубежного исследователя русского символизма А.Ханзен-Леве, образ мухи актуализирует дионисийскую сферу и связан с тлением и смертью [10, 102]. Противостояние аполлонического и дионисийского начал разра- батывается Т.Манном (финальный сон-видение Ашенбаха, знаме- нующий его нравственно-физическую гибель – вакханалия, посвя- щенная Дионису). С.Кржижановский имплицитно вскрывает противостояние апол- лонического и дионисийского начал как сложный синтез рациональ- но-абстрактной силы и стихийно-чувственной сферы. Тем самым обнажается двойственная природа личности поэта (а двуприрод- ность, в свою очередь, означает посредничество, связь между оппо- зиционными по отношению друг к другу сферами). «Эх-поэт» и муха, прежде всего, наделены сходными физиологи- ческими характеристиками. В частности, «сложногранные» глазки мухи, видящие все сразу, коррелируют с «сверхвидящими» глазами поэта (одухотворение леса, Весны и прочей утвари, не замеченное миром). А несчастье, случившееся с мухой и перевернувшее всю ее жизнь («...кто-то изловил...и оторвал одно, потом другое крылыш- ко» [6, 183]), соотносится с потерей героем поэтических «крыльев». Мотив необычайного зрения варьируется, и его семантическим ядром выступает оппозиция «зрячесть-слепота» [3, 75]. «Мир пере- вернулся и выпал вон из сложногранных глазок, как невидящая полз- ла бескрылая, тычась головой... А через неделю, меж листьев, там за окном, раскрылись тысячи и тысячи... будто ищущих кого-то 8 глаз... окно теперь было настежь в весну, но весна была уже чужая и ненужная, не для нее...» [6, 183]. Параллельно автор описывает но- вое состояние «эх-поэта»: «...сердце стучало методическим дят- лом...не хотелось, ни супа, ни весны» [6, 183-184]. Отныне муха – «бескрылый уродец», а поэт – критик и антагонист своего истинного творческого «эх-бытия». Поскольку писательское бремя больше не тяготит «эх-поэта», его холодное «глухо бьющееся» сердце вновь стремится к земному счастью с Митти. Но творческая стихия – пер- сонифицированный лес – твердо держится этических норм. И прояв- ляет свою власть над бывшим, но все же поэтом. С.Кржижановский активно осмысляет концепцию взаимозависи- мости творца, источника вдохновения и результата творчества как сложнейшего механизма, охватывающего все сферы личности (ра- ционально-логическую и эмоционально-чувственную), причем эти- ческий компонент выполняет здесь нередко заглавную роль. Поэтому недопустимо «двоеженство» поэта на Весне и реальной земной девушке. Первое обручальное кольцо, оставленное в луже мартовского леса, проецируется на мифологическое обручение, предвосхищающее брак поэта и Весны. Коннотация «брака» с Вес- ной как символа выхода из земного мира приобретает ключевое зна- чение: «Иди за мной... от вещного к вечному» [6, 193]. С.Кржижа- новский обыгрывает известный сюжет литературы русского модер- низма (особенно поэзии) – любви поэта к персонифицированной Весне. Античная традиция нередко представляет в образе Весны во- площение поэзии («женщину в небесно-голубой одежде, украшен- ную звездами, лавровым венком с арфой и лебедью» [8, 327]). Мо- дернизм актуализирует иную символику образа Весны, который здесь, по наблюдениям А.Ханзен-Леве, раскрывает «женскую при- роду «вечности», объединяет в себе связанный с землей полюс Веч- но-женственного и его небесное соответствие» [10, 70]. Весна предлагает поэту переход от «вещного к вечному». Отказ от земного, уничтожающего писателя, в обмен на вечность – это вы- ход из ограниченности жизни, ассоциативно напоминающий «по- кой» М.Булгакова как удел мастера. Фантастическая атмосфера пер- сонифицированного леса раскрывает границы потустороннего мира вечного инобытия. Особую смысловую нагрузку в контексте новел- лы выполняет мотив бракосочетания: это одновременно и стойкое 9 земное желание поэта, и единственно возможный вариант абсолют- ного слияния двух элементов мира искусства – творца и предмета творчества, что обеспечит полноценное истинное мироощущение и адекватное последующее бытие поэта. В художественном мире новеллы подобное слияние поэта и Вес- ны осуществляется трансцендентным вмешательством мастера. Именно ему удается хирургическим путем извлечь из сердца «ех- поэта» червячка, воплощающего «потерю способности страдать» [6, 189]. Теперь «в сердце он чувствовал острую лезвийную боль, но боли этой он бы не отдал и за иное счастье: например, за счастье с Митти» [6, 191]. Лишь теперь поэт приобретает «имя» (его индиви- дуальность, самобытность и самоотверженность подтверждаются наличием мощного этического комплекса, воссозданного в нем) – Жених. Тем самым, автор выводит на первый план мифический образ торжества стихии искусства над стихией жизни. Но метатекст С.Кржижановского содержит и обратный вариант разрешения ситуации выбора между творчеством (истинным «быти- ем») и жизнью («быт-бы») [см. подробнее: 5, 43-88], разработанный в новелле «Квадрат Пегаса». Обе новеллы входят в состав сборника «Сказки для вундеркин- дов». Новелла «Поэтому» расположена в самом центре сборника, «Квадрат Пегаса» – «на окраине», видимо, соответственно постули- руемой концепции. Композиционно произведение разделено на семь глав, название каждой является знаковым. Первая глава – «Звезды», представляет юного поэта, восхищающегося созвездиями и своей девушкой одно- временно. Тем самым заявлено равновесие земного и поэтического начал во внутреннем мире юноши, в начале повествования неслу- чайно безымянного (то есть, пока не состоявшегося как личность), как и поэт в «Поэтому»: это равновесие неустойчиво, оно может развиться в подлинную гармонию, но может трансформироваться и в глубокий внутриличностный конфликт. Последующие главы новеллы знаменуют постепенную деграда- цию творческого начала, но «эволюцию» человеческого земного становления героя. Так, например, «Гнезда» – помолвка героя, «Сед- ла» – семейная жизнь, представленная метафорой «тесьмы»: руки 10 жены, «точно тесьмы легли, стянулись мягко, но властно...» [6, 96]. Значим также и сон поэта об измученной лошади, оседланной так сильно, что тесьмы вдавливались в ее тело. Явленный герою в сно- видении образ лошади коррелирует с мифическим образом Пегаса (символом творчества), вынесенным в название новеллы – «Квадрат Пегаса». Животное, приснившееся поэту, имплицитно выражает его духовное состояние. Впоследствии герой смиряется с прозой жизни под натиском же- ны. Оригинально воплощается данное состояние героя как духовное «запечатление» мертвецом Ивана Ивановича (появление тавтологи- ческого имени героя говорит о его полной обезличенности и опус- тошенности) небесным архивариусом: «свидетельствую смерть души, мне врученной... И стало тихо, а у порога нового, с непросох- шей зеленой кровлею домика... стучали колеса телег: это Иван Ива- нович, с семьей, на четырех площадках переезжал в свой собствен- ный дом» [6, 101-102]. Несмотря на благополучное физическое состояние героя, он объ- явлен «мертвецом», что позволяет говорить о продлении мотива мертвенности и в новелле «Квадрат Пегаса». Кроме того, своеобраз- ной скрепой анализируемых новелл является мотив взаимозависи- мости всех составляющих творческой жизни: Весна уводит поэта, вступая в брак, то есть подчеркивается мысль о вечном единении творца и его музы, а в следующей новелле «смерть» поэта влечет за собой и смерть ангела-хранителя («бывший ангел-хранитель» – именно так представляется небесный вестник). В проблематике двух новелл С.Кржижановского особую роль иг- рает понятие вечности. Отсутствие религиозной ассоциации прово- цирует осмыслять данное понятие в его микроконтексте. По мысли писателя, именно вечность – один из атрибутов творчества или даже показатель его истинности. Поскольку физическая жизнь поэта ог- раничена неким временным отрезком, то жизнь его произведений может длиться бесконечно. Лишение же вечности представляется следствием сознательного отказа от творчества. Данное значение расширяется и охватывает нравственно-духовную суть личности, так что потерявшие вечность духовные «мертвецы» обречены на аб- сурдное существование. Поскольку жизнь в художественном мире исследуемых новелл представляется проекцией современности пи- 11 сателей, то основной ее характеристикой является девальвация цен- ностных ориентиров, что четко выразил С.Кржижановский: «Черт берет у Бога в аренду Землю, но законов Божьих не соблюдает» [6, 69]. Очевидно, что в подобной ситуации крайне сложно сохранить человеческий нравственный облик. Отсюда и постулирование Т.Манном и С.Кржижановским ценно- сти творческого мира как хранилища этих высших нравственных за- конов, которые, с точки зрения обывателя являются тяжким бреме- нем. А с точки зрения творческой личности – единственно возмож- ным убежищем. Проблема художника в рассматриваемых новеллах Т.Манна и С.Кржижановского, таким образом, заключается в двойственности, амбивалентности героев в ситуации нравственного выбора: их стремление к достижению земного счастья не гармонизировано с осознанием своей избранности и следующим за ним отчуждением от реальности. Указанное противоречие представляется неразреши- мым. Вопрос выбора ценностных приоритетов у Т.Манна и С.Кржижановского играет решающую роль в идентификации ху- дожника. В обоих случаях отказ героя от подлинного, нравственно напряженного творчества осмысляется как потеря индивидуально- сти с одновременным обрывом всех духовных связей. Сакрализиро- ванное же служение искусству гармонизирует личность и приводит к соприкосновению с вечностью, но влечет к полной несовместимо- сти с земным миром и его житейскими благами. Сближение фило- софско-эстетических комплексов Т.Манна и С.Кржижановского в осмыслении проблемы художника позволяет выявить типологиче- скую общность, наглядно демонстрирующую актуализацию в начале ХХ – го века идущую от Платона концепцию божественной эмана- ции таланта. Перспектива дальнейших поисков видится в последующем уг- лубленном исследовании оригинального художественного мира С.Кржижановского в контексте русской и европейских литератур. ЛИТЕРАТУРА 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Кано- нические. – Российское библейское общество. – М., 2003. 12 2. Волощук Е.В. Труды и соблазны святого Себастиана ХХ века / Вікно в світ. – 1999. – №2(5). – С.14-36. 3. Ганзя Ю.Е. Многоликость слова (образы и принципы их построения в прозе С.Кржижановского) / Русский язык в школе. – 1998. – №1. – С.69-76. 4. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-ХХ вв. – М., 1990. – 330с. 5. Кржижановский С. Собрание сочинений: В 5-ти т. – Т. 4. – СПб., 2006. – 848 с. 6. Кржижановский С. Собрание сочинений: В 5-ти т. – Т.1. – СПб., 2001. – 687 с. 7. Манн Т. Новеллы. Лота в Веймаре. Роман: Пер. с нем. Н.Павловой – М., 1986. – 560с. 8. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М., 1992. – Т.2. – 719с. 9. Панченко А.Н. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984. – 205 с. 10. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. – СПб., 2003. – 816 с.