Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы
Збережено в:
| Дата: | 2007 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Інститут сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України
2007
|
| Назва видання: | Китайська цивілізація: традиції та сучасність |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/31297 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы / Н. Котельникова // Китайська цивілізація: традиції та сучасність: Зб. ст. — К., 2007. — С. 54-58. — Бібліогр.: 10 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-31297 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-312972025-02-23T19:16:28Z Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы Котельникова, Н. 2007 Article Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы / Н. Котельникова // Китайська цивілізація: традиції та сучасність: Зб. ст. — К., 2007. — С. 54-58. — Бібліогр.: 10 назв. — рос. XXXX-0095 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/31297 ru Китайська цивілізація: традиції та сучасність application/pdf Інститут сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| format |
Article |
| author |
Котельникова, Н. |
| spellingShingle |
Котельникова, Н. Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы Китайська цивілізація: традиції та сучасність |
| author_facet |
Котельникова, Н. |
| author_sort |
Котельникова, Н. |
| title |
Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы |
| title_short |
Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы |
| title_full |
Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы |
| title_fullStr |
Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы |
| title_full_unstemmed |
Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы |
| title_sort |
семейное воспитание в китае: конфуцианские традиции и современные проблемы |
| publisher |
Інститут сходознавства ім. А.Ю. Кримського НАН України |
| publishDate |
2007 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/31297 |
| citation_txt |
Семейное воспитание в Китае: конфуцианские традиции и современные проблемы / Н. Котельникова // Китайська цивілізація: традиції та сучасність: Зб. ст. — К., 2007. — С. 54-58. — Бібліогр.: 10 назв. — рос. |
| series |
Китайська цивілізація: традиції та сучасність |
| work_keys_str_mv |
AT kotelʹnikovan semejnoevospitanievkitaekonfucianskietradiciiisovremennyeproblemy |
| first_indexed |
2025-11-24T15:32:34Z |
| last_indexed |
2025-11-24T15:32:34Z |
| _version_ |
1849686338503180288 |
| fulltext |
54
Цель статьи: Показать на примере КНР, страны с многовековыми конфуциан-
скими традициями, как под воздействием глобализационных процессов меняют-
ся некоторые ценностные ориентиры молодежи, возникают проблемы ранее не
свойственные этому обществу, происходит деформация национальных традиций
нравственного воспитания. Актуальность статье придает то обстоятельство, что
многие проблемы, которые приходится решать китайскому обществу, переклика-
ются с проблемами семейного воспитания в Украине.
Последние два десятилетия отмечены повышенным интересом к Китаю, лю-
дей привлекают не только успехи в экономическом развитии, но и духовная жизнь
этой восточной страны.
Китайская цивилизация существует уже пять тысяч лет, пережив многие дру-
гие цивилизации, оставшиеся в истории древнего мира. Она существует, преодо-
лев все вторжения внешних врагов и многочисленные внутренние катаклизмы. И
главным фактором столь поразительной живучести китайской цивилизации стало
этическое учение Конфуция – величайшего на Востоке мудреца и педагога. Кон-
фуций – это латинизированное имя, в китайском произношении оно звучит как
Кун-цзы или Кун-фу-цзы что значит “Учитель Кун” или “Мудрец Кун”. В древних
книгах его порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о вели-
ком наставнике, ставшем нравственным идеалом сотен миллионов людей. На вы-
сказывания Конфуция ссылаются философы, политики и учёные всего мира. По
конфуцианским принципам в наше время живёт не только Китай, но и Япония,
Корея, Вьетнам, Сингапур. Причём принципы эти настолько органично вошли в
ткань национальной культуры, что люди часто сами не замечают, как говорят сло-
вами Конфуция. Многие основные направления философии Китая объединялись
одним понятием цзяо, что в переводе означает “учение”, а точнее “духовное уче-
ние”. Конфуцианство, призывающее к бескорыстному служению людям и всеоб-
щей любви, является духовным учением о совершенствовании человека [1].
В VI веке до н.э. Конфуций стремился понять окружающее его общество и
человеческую природу. Он искал ответ на вопрос, который всегда интересует лю-
дей: как устроить человеческую жизнь, чтобы она была естественной и нормаль-
ной? И ему казалось, что ответ можно найти в глубине прошлого, в традициях.
Его тезис: “Нет ничего лучшего, чем следовать древним” – можно рассматривать
как вечный девиз воспитания по китайскому образцу. С самого детства китайцы
впитывают в себя традиции и наследие богатой духовной культуры своего наро-
да, следуя завету: “Из древних, чудесных камней сложите ступени будущего”.
Учение Конфуция многогранно: оно включает в себя совокупность духовных
и социальных норм, передававшихся из поколения в поколение на протяжении
2,5 тысячелетий. Правила эти касались воспитания человека, определяли его по-
ведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали определённый способ
мышления. Цель конфуцианства – создать общественный порядок, основанный
на этике и культуре личности, достичь политической гармонии путем развития
внутренней гармонии самого человека [1].
ÑÅÌÅÉÍÎÅ ÂÎÑÏÈÒÀÍÈÅ Â ÊÈÒÀÅ:
ÊÎÍÔÓÖÈÀÍÑÊÈÅ ÒÐÀÄÈÖÈÈ
È ÑÎÂÐÅÌÅÍÍÛÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ
Í. Êîòåëüíèêîâà
55
Ценным кладезем мудрости Конфуция стала книга “Беседы и Суждения”
(“Луньюй”). Она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями,
из лаконичных афоризмов Конфуция и описаний важных эпизодов его жизни и
составлена учениками уже спустя много лет после его смерти. По признанию
ученых, эта книга с наибольшей достоверностью запечатлела “труды и дни” пер-
воучителя китайской нации.
В ней сформулирован смысл нравственной ответственности человека перед
самим собою и перед обществом. На протяжении всей истории Китая выпол-
нение нравственных и этических норм и правил, утвержденных конфуцианской
идеологией, являлось для жителей Поднебесной главным руководством их жиз-
ни. А “Четверокнижие” (“Сы шу”) – свод конфуцианских канонических текстов,
стало основой формирования китайского менталитета.
Главный принцип конфуцианской этики – “жэнь” – высший закон взаимоотно-
шений людей в обществе и семье. “Жэнь” трактуется многими китаеведами по-
разному: “человеколюбие”, “совершенная добродетель”, “благожелательность”,
“милосердие”, “человечность”, “любовь”, “гуманность”, “доброта”… Тем не ме-
нее, очевидно, что Конфуций оценивал людей, прежде всего с моральной точ-
ки зрения, считая, что нравственность составляет главную основу поведения
человека.
“Жэнь” достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе
соблюдения ли (“этикета”) – норм поведения, базирующихся на почтительности
и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей и умер-
ших предков, стремлении к истине, правдивости, преданности и т.д.
Конфуцианская традиция испокон веков отводила семье решающую роль в
воспитании морали и нравственности. Конфуцианские нормы поведения на пер-
вое место выдвигают уважение к старшему, преклонение перед его авторитетом
и подчинение ему. В свою очередь старший покровительствует младшему, учит
его и помогает ему в жизни.
Идеалом в конфуцианской традиции считалась обширная патриархальная
семья – многодетность воспринималась как гарантия обеспеченной старости.
Обычай жить нераздельными семьями ведет свое происхождение с очень давних
времен. В высших классах китайского общества семьи доходили до ста и более
человек, причем патриархальный образ жизни оставался незыблемым [2:141].
“Служа отцу и матери, их увещай помягче; а видишь, что не слушают, их чти,
им не перечь; а будут удручать, ты не ропщи [3:23]” – учил Конфуций.
Авторитет главы семьи всегда был абсолютным и выражался в полном под-
чинении его решениям всех членов семьи. Этому поклонению соответствует
следующий конфуцианский принцип: “Установлением корня рождается и путь.
Сыновья почтительность (сяо) и уважение к старшим (ди) – это и есть корень
милосердия” [4: 132].
Не только в теории, но и в жизни власть китайца-отца над детьми была чрез-
вычайно велика. Он имел право посадить сына в тюрьму за непослушание, под-
вергнуть телесному наказанию, несмотря на возраст сына, его семейное и обще-
ственное положение. Сын был обязан платить долги отца и при жизни, и после
его смерти. Если родители болели, то долг сына состоял не только в том, чтобы
ухаживать за ними, но и в воздержании во время болезни отца или матери от сыт-
ной пищи, вина и развлечений. Дети, согласно этике Конфуция, должны были в
случае необходимости жертвовать своей жизнью для спасения родителей и пред-
лагать себя для наказания, даже если отец был приговорён к смертной казни. Ки-
тайским детям ни в коем случае нельзя было напоминать своим родителям об их
преклонном возрасте. Ни один важный шаг в жизни благовоспитанный китаец
не совершал без предварительного совета с отцом или со старшим членом семьи,
56
если отца не было. Младший брат во всех случаях должен был показывать своё
почтение и послушание старшему.
Английский миссионер Д. Макгован, описывая Китай конца XIX – начала XX
веков, писал: “Если бы кто-нибудь спросил меня, что является самой характерной
чертой китайской жизни и какой долг строже всего исполняется здесь всеми клас-
сами населения, я, не задумываясь, ответил бы: сыновнее почтение или воздава-
ние почестей родителям со стороны детей. Нет добродетели, которая ценилась бы
в Китае выше, чем эта, и ничто не встречает здесь такого осуждения со стороны
населения, как пренебрежение этими обязанностями” [2:60].
Принцип сыновней почтительности был представлен Конфуцием как суще-
ственно необходимое условие не только устойчивости семьи, но и крепости импе-
рии. Этот принцип китайская нация приняла почти как божественное откровение.
И сегодня семья в жизни китайцев играет гораздо большую роль, чем у ев-
ропейцев. Однако в настоящее время в Китае происходят значительные преоб-
разования – он становится частью глобального мира. Реформы, проводимые в
последние годы, затронули все стороны жизни общества и поставили китайцев
перед проблемой сохранения традиционной китайской культуры в условиях гло-
бализации. Поворот китайского общества к рыночной экономике вызвал острые
противоречия между традиционными представлениями и морально-нравствен-
ными представлениями нового типа. В ходе преобразования китайского общества
появилось много различных социальных проблем – наркомания, кризис семьи,
утрата духа гуманности и т.д. Отношения между людьми стали рассматриваться
через призму полезности, которая противопоставляется совести, долгу, ответ-
ственности, что, в свою очередь, приводит к утрате нравственных ограничений,
принижению моральных ценностей в общественной жизни. Кроме того, надви-
гавшаяся во второй половине ХХ века гуманитарная катастрофа, вызванная не-
имоверно быстрым ростом населения, заставила китайское правительство при-
нимать крайние меры. В конце семидесятых годов в Китае впервые прозвучала
формула, актуальная до сих пор: “Одна семья – один ребёнок”. Китайскому пра-
вительству в результате суровых административных и экономических мер уда-
лось втрое (с 24 до 8 миллионов человек в год) сократить естественный прирост
населения. Программа контроля над рождаемостью помогла снизить темпы роста
населения, но в то же время породила новую проблему – отдала страну под власть
всесильного “сяо хуанди” – “маленького императора” – единственного ребёнка в
китайской семье. Впервые в истории огромное государство фактически обожест-
вляло всех своих маленьких мальчиков и девочек, и с каждым годом их “диктату-
ра” становилась все сильнее [5:4].
За годы осуществления политики плановой рождаемости в Китае родились 90
миллионов единственных детей. Нынешний культ “маленьких императоров” по-
шатнул традиционные конфуцианские принципы сяо и ди, которые всегда созда-
вали стабильность в китайском обществе. Нынешние дети, зачастую являющиеся
надеждой двух поколений и трех семей, окружены беспредельной родительской
любовью. Сегодня в Китае зачастую можно увидеть капризных, своенравных и
чрезмерно раскормленных детей гуляющих в сопровождении папы, мамы, двух
бабушек и дедушек, спешащих выполнить любое желание своего тираничного
наследника. Эта ситуация стала символом совмещения традиционного домостроя
и современной политики ограничения рождаемости. Замедлив темпы рождаемо-
сти, Китай ускорил процесс старения нации. Доля людей старше 60 лет увели-
чилась, а способных трудиться – уменьшилась. И возросшее социальное бремя
должно будет лечь на поколение, наименее для этого подходящее. На “маленьких
императоров”, которые выросли без братьев и сестер, не привыкли ни с кем де-
литься и еще меньше – чем-либо жертвовать [6].
57
Правительственная политика “Одна семья – один ребёнок” привела к появ-
лению еще одной проблемы. В китайской семье, следующей конфуцианским за-
ветам, именно на сына ложится обязанность содержать родителей в старости,
поскольку дочь после замужества становится членом другой семьи и обязана за-
ботиться о свекре и свекрови. Поэтому, встав перед выбором пола своего един-
ственного “законного” ребенка, большинство будущих родителей хотят обзаве-
стись потомством мужского пола. Это привело к нарушению баланса между по-
лами. Эксперты ООН считают, что сейчас в Китае мальчиков рождается примерно
на 22% больше, чем девочек. На более богатом юге соотношение новорожденных
девочек и мальчиков составляет 100:130 [7]. Недостаток женщин привел к не-
гативным последствиям: торговцы живым товаром тысячами продают женщин,
привезенных контрабандой из Северной Кореи, Вьетнама и других азиатских
стран. Участились случаи похищения женщин и в самом Китае. По официальным
данным, в 2001 – 2002 годах полицией было освобождено более 42 тысяч жертв
похищений – почти все они женщины и дети [7]. Возникшая проблема может се-
рьезно пошатнуть устои китайской семьи и традиции семейного воспитания.
Еще одна проблема, с которой столкнулось китайское общество – это значи-
тельный разрыв между благосостоянием богатых и бедных семей. Богатые роди-
тели всячески потакают повышенным материальным запросам своих “маленьких
императоров”, способствуют появлению у них чувства превосходства и сознания
привилегированности. В результате чего, обучающиеся в высших учебных за-
ведениях Китая студенты из бедных семей испытывают огромную эмоциональ-
ную нагрузку. Итоги опроса, проведенного недавно Китайским фондом развития
подростков среди материально нуждающихся учащихся пекинских вузов, пока-
зывают: 60 процентов респондентов заявляют, что очень стыдятся своего финан-
сового положения, 22,5 процента опрошенных испытывают унижение по при-
чине бедности. Под этим психологическим давлением студенты из бедных семей
идут на самоизоляцию, отказываясь от общения со сверстниками, от участия в
общественных мероприятиях. Согласно опросу, почти 20 процентов студентов по
причине бедственного положения и плохого финансового состояния семьи при-
держиваются очень жестких взглядов в отношении общества [8]. Статистические
данные свидетельствуют, что среди правонарушений, допущенных молодыми
людьми, немалая доля приходится на проступки, вызванные неблагополучием в
семье. Итоги недавнего обследования в Китае показали, что в настоящее время
около 20 процентов всех 367 млн. несовершеннолетних страны в той или иной
степени имеют проблемы психологического или поведенческого характера [9].
Сегодня в Китае растёт поколение, кардинально отличающееся от любого
другого из предшествующих. К проблемам семьи, семейного воспитания и по-
явлению феномена “сяо хуанди” в китайском обществе относятся противоречиво.
Пессимисты утверждают: “эти эгоисты взирают на мир лишь как на материал для
удовлетворения амбиций, и своих детей они будут воспитывать в обстановке та-
кой же вседозволенности. Многие из “маленьких императоров” вообще откажут-
ся от супружества и потомства, а некоторые даже и от заботы о стариках”. Опти-
мисты же – а их большинство – с таким мнением не согласны, и приводят чисто
китайский аргумент: “время, в котором мы живём, – лишь мгновение в пятитыся-
челетней истории китайской цивилизации, а наш народ никогда не забывал своих
корней и всегда передавал ценности своей культуры от поколения к поколению”
[5:4]. Подтверждением позиции оптимистов могут служить и результаты опроса,
в котором участвовали более тысячи китайских школьников в возрасте 13 – 19
лет. Опрос показал, что у современных подростков образ героя по-прежнему ас-
социируется с человеком “добрым и благородным”, отмечает агентство “Синь-
хуа”. Большинство опрошенных сказало, что звание героя следует присуждать
58
за “справедливость, бескорыстие или самопожертвование”. Неожиданностью для
китайских социологов стало то, что на второе место в десятке героев подростки
поставили “своих родителей”. “Родители – люди, которых мы любим, без кото-
рых не мыслим своей жизни. Они ведут нас по жизни, вселяют в нас смелость
и уверенность в будущем” – ответили школьники [10]. По результатам анализа
изучения социологами КНР системы нравственных ценностей у современных
молодых китайцев была выделена следующая иерархия наиболее важных для ре-
спондентов моральных ценностей: честность, патриотизм, почитание родителей,
цельность, выполнение обещаний, вежливость, скромность, чувство благодарно-
сти.
Статья освещает лишь некоторые из множества проблем, возникших в ходе
преобразования китайского общества, которое привело к противоречиям между
сохранением традиционной культуры и формированием морально-нравственных
представлений нового типа. Приведенные в статье статистические данные свиде-
тельствуют о том, что, несмотря на наличие негативных проявлений, старинные
традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали её неот-
ъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью пре-
емственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конфуций. Конфуцианство / http: //www.newacropol.ru/Alexandria/philosop-
hy/ Philosofs /Konphutsii/ Uchenie_Konf.
2. Жизнь и нравы старого Китая /Д. Макгован. Китайцы у себя дома / И. Коро-
стовец. Китайцы и их цивилизация. – Смоленск: Русич, 2003.
3. Изречения. Книга песен и гимнов: Пер. с китайского / Конфуций. – Харьков:
Фолио, 2002.
4. Афонасенко Е. Особенности этнического самосознания современных ки-
тайцев // Развитие личности – 2004. – №1.
5. Гусев И. Китайчата: дети в китайской семье раньше и теперь // Татарский
мир – 2005. – №3.
6. Овчинников В. 90 миллионов “маленьких императоров” / http://www.
rg.ru/2006/01/27/china.html
7. Харальд Маас. Только маленькие императоры / http://www.inopressa.ru/tages
spiegel/2004/04/16/16:10:48/pol
8. Итоги опроса о психологическом состоянии материально нуждающихся
учащихся вузов тревожат общество// Жэньминь Жибао – 07.05.2006.
9. Министр просвещения КНР о необходимости усиления идейно-нрав-
ственного воспитания несовершеннолетних / http://russian.xinhuanet.com/htm/
06111613481.htm.
10. На кого равняется молодое поколение Китая? / http://www.mignews.com/
print/300505_161014_36021.html.
|