Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий
Gespeichert in:
| Datum: | 2000 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Національна бібліотека України імені В.І. Вернадського НАН України
2000
|
| Schriftenreihe: | Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/33410 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий / И.Ю. Красильникова // Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития. — 2000. — Вип. 1. — С. 160-168. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-33410 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-334102025-02-09T21:50:56Z Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий Красильникова, И.Ю. Современные информационные технологии 2000 Article Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий / И.Ю. Красильникова // Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития. — 2000. — Вип. 1. — С. 160-168. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. XXXX-0096 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/33410 ru Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития application/pdf Національна бібліотека України імені В.І. Вернадського НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Современные информационные технологии Современные информационные технологии |
| spellingShingle |
Современные информационные технологии Современные информационные технологии Красильникова, И.Ю. Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития |
| format |
Article |
| author |
Красильникова, И.Ю. |
| author_facet |
Красильникова, И.Ю. |
| author_sort |
Красильникова, И.Ю. |
| title |
Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий |
| title_short |
Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий |
| title_full |
Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий |
| title_fullStr |
Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий |
| title_full_unstemmed |
Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий |
| title_sort |
проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий |
| publisher |
Національна бібліотека України імені В.І. Вернадського НАН України |
| publishDate |
2000 |
| topic_facet |
Современные информационные технологии |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/33410 |
| citation_txt |
Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании компьютерных технологий / И.Ю. Красильникова // Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития. — 2000. — Вип. 1. — С. 160-168. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. |
| series |
Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития |
| work_keys_str_mv |
AT krasilʹnikovaiû problemymežbibliotečnogoabonementapriispolʹzovaniikompʹûternyhtehnologii |
| first_indexed |
2025-12-01T04:22:41Z |
| last_indexed |
2025-12-01T04:22:41Z |
| _version_ |
1850278376082767872 |
| fulltext |
Красильникова И.Ю.
Проблемы межбиблиотечного абонемента при использовании
компьютерных технологий
За последнее десятилетие под влиянием процессов глобальной
информатизации общества произошли существенные изменения в
деятельности библиотек. Информация превращается в один из важных
ресурсов любой отрасли. И прогресс в любой сфере научной или технической
деятельности в большей мере зависит от ее информационного обеспечения.
Особую роль в обеспечении разнообразной и необходимой информацией
ученых и специалистов играет межбиблиотечный абонемент (МБА). Система
МБА занимает одно из значительных мест в доставке информации из
различных информационных учреждений и организаций. На современном
этапе развитие МБА обуславливается еще и тем, что он является одним из
каналов, который обеспечивает функционирование общего информационного
и научно-технического пространства и позволяет реализовать идеи открытого
общества о всеобщей доступности информации.
Сегодня все библиотечное сообщество и службы МБА, в частности,
существуют в довольно сложных условиях, пытаются адаптироваться в них
и, более того, развивать новые направления деятельности. Являясь
неотъемлемой частью целой информационно-библиотечной системы, службы
МБА России стали полноправными участниками инновационных технологий,
внедряемых в библиотеках. Процессы компьютеризации и автоматизации,
использование автоматизированных и электронных систем, быстрый доступ
к информации, поиск её в электронных каталогах (ЭК), сводных каталогах
(СК) при помощи Internet, передача сообщений по электронной почте (E-
mail), осуществление сканирования, электронной доставки документов (ЭДД)
- всё это является теми нововведениями, которые используются в МБА ГПНТБ
СО РАН. В связи с осуществлением новых видов работ возникают и новые
проблемы. Остановимся на некоторых из них:
1. Совместимость и адаптируемость автоматизированных систем и
программ.
2. Применение единых обменных форматов, универсальных рас-
кодировок и навигаторов информации при использовании сети
Internet.
3. Оперативность доступа к ЭК и СК.
4. Адаптация технологии ЭДД для МБА.
5. Переподготовка и обучение кадров МБА для работы по новым
информационным технологиям (НИТ).
1. Персональные компьютеры стали появляться в МБА лишь последние
160
10 - 15 лет и начали их использовать только на отдельных направлениях (для
картотек абонентов, книговыдачи, предъявления задолженности). К концу
80-х годов уже функционировали целые автоматизированные системы.
Параллельно с ними велись и продолжают вестись традиционные ручные
технологии, которые зачастую дублируют операции, чтобы подстраховать
выполнение процессов, поскольку стопроцентная надежность систем не
гарантирована. Для создания и эксплуатации локальных вычислительных
систем (ЛВС) каждая библиотека на свое усмотрение добывала разнообразное,
порой устаревшее оборудование, имела свой штат инженеров и
программистов, они составляли собственные программы с учетом местных
условий. В лучшем случае разрабатываемые автоматизированные системы
МБА имели цель охватить какую-то сеть библиотек или регион. Дело не
доходило до общегосударственных разработок, не существовало единых
планов, проектов, технологий и перечня материально-технического оснащения
для быстрого и успешного проведения этого важного и трудоемкого вида
деятельности.
Работа проводилась и проводится в разных программных средах, на
компьютерах различных поколений и мощностей, поэтому в настоящее время
существуют проблемы аппаратной и программной совместимости. К
сожалению, не все библиотеки, даже одного ведомственного подчинения,
используют типовые разработки, единые международные протоколы и
стандарты. В результате разработанные ЛВС невозможно совместить,
объединить и широко использовать в других библиотеках. Совместимость и
адаптируемость систем становится еще более актуальной задачей после
прошествия определенного времени, когда происходит смена поколений вы-
числительной техники и программно-прикладных продуктов. К сожалению,
единого государственного подхода в этом вопросе для библиотек разных типов
и уровней не было. Возможно, положение изменится после реализации
федеральных планов и программ, выдвигаемых на 1999 - 2000 гг. Минис-
терством науки России по воссозданию Государственной системы научно-
технической информации (ГСНТИ) и Министерством культуры России в
программе ЛИБНЕТ “Создание общероссийской информационно-
библиотечной компьютерной сети” [1, 2]. Указанные проекты учитывают
информационные потребности общества и государства, а также многообразие
библиотечной системы страны.
2. Сегодня пользователи МБА - специалисты в разных областях
деятельности - предъявляют повышенные требования к оперативности
получения информации, спрос на нее возрастает. Существует несколько
условий для оперативного выполнения запросов МБА: быстрый поиск
информации и определение места хранения документа, срочное оформление
запроса и его передача, обеспечение оперативной доставки документа в
161
удобной для использования форме. Выполнить указанные условия в настоящее
время можно, имея онлайновый доступ к электронным и СК книг, журналов
и других документов, к справочно-библиографическим и проблемно-
ориентированным базам данных (БД), используя E-mail, выполняя
сканирование и ЭДД. Осуществить вышеизложенное многим библиотекам за
последние пять лет стало возможным при подключении МБА к глобальной
сети Internet для работы в телекоммуникационном режиме.
На первом этапе сеть Internet использовалась только для сверх-
быстрого направления сообщений и заказов МБА по E-mail. Двумя крупными
академическими библиотеками БЕН РАН и ГПНТБ СО РАН [3, 4] были
разработаны электронные варианты бланк-заказов, которые применялись в
первую очередь для своих сетевых библиотек. В дальнейшем одна часть
библиотек перешла на использование разработанных электронных форматов
бланков МБА, другая - присылает заказы по-прежнему в произвольной
форме письма, что требует дополнительного времени сотрудников МБА на их
оформление. К сожалению, следует отметить, что не все библиотеки сибирско-
дальневосточного региона могут использовать такой путь направления заказов
МБА. У многих парк вычислительных машин недостаточно укомплектован,
проблематичным является подключение МБА к Internet, из-за финансовых
трудностей происходит отключение E-mail и полностью электроэнергии.
За последние два года, после информации об МБА на home page
ГПНТБ СО РАН, активизировались индивидуальные заказчики, которым
требуется информация из фондов крупной региональной библиотеки. С
обслуживанием частных потребителей возникают также проблемы, связанные
с регистрацией, определением населенного пункта, названия организации,
установлением суммы оплаты для выполнения копии, информированием
заказчика, контролем за получением денег. Для четкости обслуживания
индивидуальных заказчиков требуется дополнительное время для ведения учёта
данных.
С 1998 г. в МБА ГПНТБ СО РАН есть возможность получать заказы
через сеть Internet. Нажимая кнопку “Заказ по МБА”, можно заказать книги,
сборники статей и другие документы, которые отражаются в ЭК с 1992 года.
При этом вся информация о заказе автоматически попадет в электронный
бланк-заказ МБА и распечатывается по форме идентичной той, которая
выводится из E-mail [3]. Для заказа книг, сборников, журналов, статей из них,
поступивших до 1992 г., выбирается также режим работы “Заказ по МБА”
сразу после “Регистрированного входа”. В этом случае сведения о заказываемом
документе вручную вносятся в машинную форму бланка МБА. Для
использования указанной возможности необходимо внести абонементную
плату за услуги МБА, зарегистрироваться и получить санкционированный
доступ у администратора автоматизированной сети ГПНТБ СО РАН.
162
Данная услуга пока используется немногими абонентами, в их число
входят библиотеки НИУ СО РАН, а также областные и университетские
библиотеки региона. С сожалением приходится констатировать, что не все
абоненты региона имеют технические и финансовые возможности для
направления заказов МБА через Internet, что не позволяет сократить им срок
ожидания заказа, исключая дни почтовой пересылки. По техническим
причинам абонентам не всегда удается подключиться к серверу ГПНТБ СО
РАН и провести сеанс связи, это вызвано общим недостаточным качеством
связи и тем оборудованием, на котором работают библиотеки. При получении
заказов, посланных электронным путем, возникает и такая сложность, как
раскодирование поступившей информации. Вызвано это тем, что для
представления кириллической информации в электронной форме в настоящее
время используется 128 кодов для формата обмена ASII и ещё 8-ми битные
расширения. Кроме того, пользователями и узлами связи сети Internet
эксплуатируются различное оборудование и программные средства, которые
в ходе передачи информации преобразуют ее. Решением этой проблемы
занимаются специалисты Internet-серверов, но пока универсального и
однозначного выхода не найдено [5].
Ограничения в финансировании библиотек привели к тому, что
информационные ресурсы стали терять полноту, комплектование фондов
ведется выборочно. При использовании электронных технологий в этих
условиях специалистами прогнозируется не увеличение коллекций, а
обеспечение доступа к необходимой информации [6]. Используя МБА,
заказчику важно получить информацию, а она может быть из любого места. В
этом случае важную роль играют информационные ресурсы, представленные
различными организациями в глобальной сети Internet, которая расширяет
доступ к выставленным ресурсам и помогает ориентироваться в мировом
информационном потоке по интересующей области знания.
Однако эта информация не всегда хорошо организована, её поиск
представляет определенные трудности как для библиотечных работников, так
и для других категорий пользователей. Так, специалисты и служащие, которые
составляют 50% от общего числа российских пользователей Internet [7]
вынуждены большую часть рабочего исследовательского времени тратить на
поиск нужных сведений и источников [8] в том числе в Internet. Библиотечные
работники, ведущие библиографический поиск, озабочены тем, что
информация в Internet не систематизирована, ее поиск занимает длительное
время. Для того, чтобы можно было легко выйти на нужный сервер и найти
интересующую информацию, необходимы навигаторы, отражающие разные
алгоритмы поиска.
3. Наиважнейшей задачей для МБА всегда была и остается проблема
адресного направления заказа по месту хранения документа. Оперативное
163
опубликование СК позволяет эффективно определять место, куда направить
заказ. Современные условия работы в новой информационно-технологической
среде позволяют создавать сводные ЭК. В настоящее время многие
библиотеки пытаются приблизиться к решению данной задачи, но реально
существует и может использоваться только продукт ГПНТБ России “Сводный
каталог научно-технической литературы” [9]. Данный каталог представлен
на сервере ГПНТБ России и существует на CD-ROM ( компакт-дисках).
Некоторые специалисты МБА считают, что использование компакт-дисков СК
значительно оперативнее позволяет найти требуемую информацию (при
условии ее актуализации), чем осуществлять онлайновый доступ через Internet,
который зависит от качества связи, погодных условий и времени суток.
В настоящее время, кроме упомянутого выше СК, для доработки
запросов на смену привычным печатным источникам приходят и другие БД на
CD-ROM: Российская национальная библиография, Books in print, Science
Citation Index, Current Contents и многие другие. Недостатка в новых формах
информации нет, главная задача специалистов - как их организовать, чтобы
разумно воспользоваться ими, поскольку они частично и дополняют, и
повторяют друг друга. В полной мере эффективно сделать это пока не удается,
т. к. ощущается дефицит кадров и времени.
По мере становления библиотечной информатизации в масштабах
страны становится ясно, что без кооперации усилий и ресурсов положительных
результатов достичь невозможно. Во многих развитых странах объединяются
библиотеки, информационные, учебные и научные организации и создают
национальные, межнациональные, региональные корпоративные компью-
терные сети и онлайновые центры, например, OCLC (США), RLIN (США),
PICA (Нидерланды), CURL (Великобритания) и другие. Сейчас перед
библиотеками России стоит задача подобной интеграции в рамках программы
ЛИБНЕТ и планов ГСНТИ [1, 2]. Предусматривается по-новому организовать
в библиотеках процесс каталогизации изданий, что поможет созданию элек-
тронных каталогов, сведя к минимуму дублирование трудовых, финансовых и
материальных затрат за счет разделения труда каталогизаторов и совместного
использования его результатов. Смысл работы заключается в том, что
библиографическое описание создается в электронной форме, в режиме
удаленного доступа только один раз той библиотекой, которая первой
обрабатывает данное издание. Все другие библиотеки используют уже готовую
запись для своих ЭК. Таким образом, возникает единый ЭК библиотек-
участниц системы корпоративной каталогизации, выполняющий в
дальнейшем роль СК и позволяющий оперативно определить местонахождение
изданий при заказе по МБА и адресно направить запрос [1]. Для организации
такой службы, которая называется Российский центр корпоративной
каталогизации (РЦКК), в ГПНТБ России проводятся эксперименты с 25
164
библиотеками страны. Создание РЦКК базируется на 10-летнем опыте
разработки и эксплуатации единственной действующей в стране
автоматизированной кооперативной библиотечной системы “Российский
сводный каталог научно-технической литературы” [9]. В ГПНТБ СО РАН
также проводятся подготовительные работы по организации регионального
центра корпоративной каталогизации с участием библиотек разных типов (в
том числе академических) Новосибирска.
4. Найти информацию об издании и заказать его - это ещё половина
требуемого для удовлетворения запроса по МБА. Другая половина - это
быстрая доставка документа, особенно для иногородних пользователей. В
настоящее время широко используются почтовые пересылки, которые
осуществляются в длительные сроки, и не гарантируют полной сохранности
документов. С использованием телекоммуникационных сетей и ин-
формационных технологий появился новый способ доставки - электронный,
который является альтернативным по отношению к традиционному почтовому.
В библиотечных и информационных учреждениях России накапливается опыт
по созданию нового вида услуг как для коллективных, так и для индивидуальных
заказчиков.
Комплексная технология электронного копирования и пересылки
копий по сетям или ЭДД была апробирована и реализована на базе ИНИОН
РАН и ГПНТБ СО РАН в соответствии с заключенным договором. Последние
10 лет в ИНИОН РАН иногородней службы МБА нет, обслуживание
иногородних абонентов (удаленных пользователей) осуществляется с
использованием БД по общественной тематике, издаваемых на CD-ROM. По
ним заказываются копии из источников, специально разработанное
программное обеспечение позволяет заказчикам осуществлять дальнейший
просмотр готовых копий. 40% тематических запросов читателей ГПНТБ СО
РАН, использующих БД ИНИОН РАН, могут быть удовлетворены по новому
каналу - ЭДД [10].
Параллельно с использованием БД на компакт-дисках, названные
учреждения стали налаживать технологию ЭДД с первоисточниками для заказа
и получения копий. Был определен и апробирован комплекс необходимых
программ и технических средств для получения качественных копий, их
транспортировки по E-mail или Internet с использованием протокола File Trans-
fer Protocol (FTP). В настоящее время отлаженная схема действует как для
читателей ГПНТБ СО РАН и ИНИОН РАН, так и для абонентов МБА ГПНТБ
СО РАН. С 1999 г. отдел МБА открывает своим абонентам виртуальный
абонемент и совместно с лабораторией информационно-системного анализа
организуют электронную доставку копий из первоисточников, хранящихся в
фондах ГПНТБ СО РАН. Выполняется электронное копирование статей из
журналов, сборников и небольших фрагментов книг объемом не более 10
165
страниц в одном заказе. Ввиду того, что выделенные каналы связи в Internet
работают с перебоями, технические и кадровые возможности МБА не
позволяют осуществлять полный технологический процесс, одним из условий
обслуживания является то, что копии в форматах TIF или PDF заказчик сам
получает с сервера ГПНТБ СО РАН. В том случае, если копия небольшого
объема, она может быть послана по адресу E-mail-заказчика. Срок выполнения
заказов 1 - 5 дней.
Из опыта, приобретённого за последние два года сотрудниками
ИНИОН РАН и ГПНТБ СО РАН, можно определить, что технологический
процесс ЭДД включает следующие операции: 1) получение и обработка заказов;
2) поиск первоисточника; 3) изготовление электронной копии; 4) отправка
копии или отказа заказчику; 5) ведение учета работы; 6) взаиморасчет с
заказчиком и подразделениями, участвующими в процессе. Важной сос-
тавляющей процесса ЭДД является: наличие библиографической информации
в электронной форме об имеющихся документах в фондах библиотечных и
информационных учреждений страны. Немаловажное значение имеют также
оперативность предоставления информации заказчикам, транспортировка
файлов большого объема, качество копий после распечатки, проблемы оплаты
услуги, а также защиты интеллектуальной собственности и авторских прав.
Адаптация технологии ЭДД возможна в службах МБА при условиях
технического, программного и кадрового обеспечения.
5. Для выполнения в МБА новых видов работы, связанных с ЭК, БД
на CD-ROM, ЭДД, Internet, E-mail, требуются совершенно другие навыки и
уровень квалификации кадров, отличные от тех, которыми располагают
сегодня многие библиотекари. Повышение компьютерной грамотности
сотрудников МБА зачастую происходит в процессе производственной
деятельности, при консультировании у программистов или инженеров. Для
обслуживания абонентов в новой электронной среде необходимо умение
владеть компьютером, использовать различные программы и алгоритмы
поиска информации, знать английский язык. Основной массе работников
сегодня требуется проведение интенсивного обучения с использованием
различных форм: стажировок, практикумов, курсов, школ. Для их проведения
важно иметь программы обучения в новых условиях труда. После
прослушивания и овладения каким-либо курсом, библиотекари должны сдавать
зачеты и получать допуск, дающий право на работу с компьютерными
технологиями. Центр непрерывного образования, созданный при ГПНТБ
СО РАН, вероятно, восполнит недостающий пробел в образовании
специалистов библиотечного дела региона [11].
В дальнейшем необходимо будет проводить аттестации рабочих
мест и сотрудников, вносить изменения и дополнения в должностные и
технологические инструкции, определять нормы времени и выработки. В
166
результате неизбежно должно последовать повышение заработной платы. К
сожалению, в настоящих условиях работа библиотекарей, связанная с
использованием компьютера, можно сказать не стимулируется: выплачиваются
лишь незначительные почасовые суммы за вредные условия работы и только.
Оплата труда программистов, работающих в библиотеках, осуществляется по
той же тарифной сетке, что и библиотекарей, поэтому хороших специалистов
найти сложно.
Проблемы в деятельности МБА, вызванные процессами
информатизации, новыми компьютерными технологиями и онлайновыми
режимами имеют несколько аспектов: социальный, технический и
организационный. Избежать их невозможно, а их решение зависит от
финансового, материально-технического и кадрового обеспечения библиотек.
Литература
1. Программа ЛИБНЕТ 1998-2001 гг. “Создание общероссийской
информационно-библиотечной компьютерной сети” // Библиотечные
компьютерные сети: Россия и Запад: Современные тенденции корпоративной
работы библиотек в сетях передачи данных. - М., 1998. - С.35-56.
2. Нечипоренко В.П. Государственная система научно-технической
информации. Основные задачи на 1999-2000 гг. // Интеграция,
информационные технологии, телекоммуникации: Материалы 4-й Междунар.
конф. (НТИ-99, Москва, 17-19 марта, 1999 г.). - М., 1999. - С. 150-152.
3. Баженов С.Р., Баженов И.С., Красильникова И.Ю. Разработка и применение
программ для работы МБА с использованием электронной почты // Библиотеки
и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы
сотрудничества: Материалы 3-й междунар. конференции “Крым - 96” (Форос;
Ялта, Авт. Респ. Крым, Украина, 1- 9 июня 1996 г.). - М.: ГПНТБ России,
1996. - Т. 2. - С. 172.
4. Власова С.И., Каленов Н.Е. Использование сетевых технологий в службе
МБА БЕН РАН // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые
технологии и новые формы сотрудничества: Материалы 6-й Междунар. конф.
“ Крым -99” (Судак; Ялта, Авт. Респ. Крым, Украина, 5-13 июня 1999 г.) - М.:
ГПНТБ России, 1999. - Т. 1. - С.269-271.
5. Шрайберг Я.Л, Гончаров М.В., Хохлов Ю.Е., Ершова Т.В. Проблемы
представления кириллической информации в электронной форме //
Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад: Современные тенденции
корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных. - М., 1998. - С.
97-106.
6. Земсков А.И. Научно-технические библиотеки на пороге информационного
167
общества: взгляд инженера // Интеграция, информационные технологии,
телекоммуникации. Материалы 4-й Междунар. конф. (НТИ-99, Москва, 17-19
марта, 1999 г.) - М., 1999. - С. 95-96.
7. Цветкова В.А. Система научной и технической информации в условиях
формирования информационного рынка в России // Там же. - С. 207-210.
8. Петров Р.В., Княжев В.А., Борисова Л.Ф. Основные требования к информа-
ционному обеспечению наук о жизни // Там же. - С.252-253.
9. Шрайберг Я.Л, Гончаров М.В. Состояние и перспективы развития техноло-
гий в российских библиотеках //Библиотечные компьютерные сети: Россия и
Запад: Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях
передачи данных. - М., 1998. - С. 64-72.
10. Глухов В.А., Лаврик О.Л., Свирюкова В.Г. Обслуживание читателей в
новой электронной среде // Там же. - С. 118-125.
11. Соболева Е.Б., Артемьева Е.Б., Жданова Т.А. Сибирский библиотечный
центр непрерывного образования приглашает к сотрудничеству //
Информационный бюллетень РБА. - 1999. - №. 15.
168
|