Инновационные процессы в развитии туризма
В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма достигнут...
Saved in:
| Date: | 2004 |
|---|---|
| Main Authors: | , |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2004
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34796 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Инновационные процессы в развитии туризма / А. М. Клейменов, Б.И. Сергеев // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 62-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-34796 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-347962025-02-09T21:43:18Z Инновационные процессы в развитии туризма Клейменов, А.М. Сергеев, Б.И. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма достигнут 3 трлн. долл. [1. с. 191]. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а еще в 70 странах – одной из трех составных частей. 2004 Article Инновационные процессы в развитии туризма / А. М. Клейменов, Б.И. Сергеев // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 62-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34796 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Клейменов, А.М. Сергеев, Б.И. Инновационные процессы в развитии туризма Культура народов Причерноморья |
| description |
В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера
услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма достигнут 3 трлн. долл. [1. с. 191]. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а еще в 70 странах – одной из трех составных частей. |
| format |
Article |
| author |
Клейменов, А.М. Сергеев, Б.И. |
| author_facet |
Клейменов, А.М. Сергеев, Б.И. |
| author_sort |
Клейменов, А.М. |
| title |
Инновационные процессы в развитии туризма |
| title_short |
Инновационные процессы в развитии туризма |
| title_full |
Инновационные процессы в развитии туризма |
| title_fullStr |
Инновационные процессы в развитии туризма |
| title_full_unstemmed |
Инновационные процессы в развитии туризма |
| title_sort |
инновационные процессы в развитии туризма |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2004 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34796 |
| citation_txt |
Инновационные процессы в развитии туризма / А. М. Клейменов, Б.И. Сергеев // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 62-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT kleimenovam innovacionnyeprocessyvrazvitiiturizma AT sergeevbi innovacionnyeprocessyvrazvitiiturizma |
| first_indexed |
2025-12-01T02:54:59Z |
| last_indexed |
2025-12-01T02:54:59Z |
| _version_ |
1850272856000167936 |
| fulltext |
Загорулькин Александр Николаевич,
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-
РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО КУРОРТНОГО ГОРОДА
62
• создание маркетинговой информационной системы;
• обеспечение привлекательности вложения инвестиций в инновационную сферу со стороны нацио-
нальных и иностранных инвесторов.
Работа подразделения (службы) должна начаться с формирования, поддержки и улучшения имиджа
курорта и достижения успеха с помощью разных подходов, учитывающих не только интересы власти и
территориальной громады, но и интересы предприятий, внедряющих и реализующих инновационные про-
граммы и проекты и создающих условия для социально-экономического развития территории.
Источники и литература
1. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебное пособие – МИ: БГЭУ, 1999. – 644 с.
2. Процай А.Ф. Организация эффективной поддержки предпринимательства (на примере малых пред-
приятий АРК) – Автореферат, дис. к.э.н. ТНУ, г.Симферополь, 2003 г. – 20 с.
3. Поршнева А.Т., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией – М: ИНФА – М, 2000 –
669 с.
4. Бузні А.М. Методологія і практика формування інноваційної стратегії в державних і регіональних на-
уково-виробничих системах. Автореф. дис. доктора ек. наук 08.01.01. Інститут економіко-правових
досліджень МАН України – Донецьк, 2001. – 35 с.
5. Павлов Н.Н., Шремф Л.А. Метод проектирования как новая технология деятельности органов мест-
ной власти. Муніципальний рух України: досвід та перспективи розвитку: Зб. матеріалів та док. Все-
українських муніципальних слухань (Судак – Новий Світ 20-22 липня 1999 р.) та Всеукраїнської муні-
ципальної наради з питань освітнього та інформаційного забезпечення українського муніципального
руху (Ялта – Гаспра, 26-28 жовтня 1998 р.), К.Логос, 2000 – с.57-66
Клейменов А.М., Сергеев Б.И.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера
услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. соста-
вили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма
достигнут 3 трлн. долл. [1. с. 191]. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а
еще в 70 странах – одной из трех составных частей.
Крым, обладая большим туристическим потенциалом, является неотъемлемой составной частью ми-
рового туристического процесса. По высказыванию Н.В. Багрова [2. с. 157] Крым должен стать Причер-
номорской Швейцарией, а именно высокоразвитым курортно-рекреационным, торгово-финансовым ре-
гионом международного значения, обеспеченным современной инфраструктурой с развитым морехозяй-
ственным комплексом, эффективным, экологически чистым сельским хозяйством и перерабатывающей
промышленностью.
Однако, сложившаяся в Крыму организация рекреационного хозяйства совершенно неконкурентоспо-
собна на мировом рынке: слабая материально-техническая база, на 70 % нуждается в реконструкции или в
новом строительстве привлекательных для туристов объектов, низкий уровень сервиса, отсутствие необ-
ходимой индустрии развлечений, запущенность памятников истории и культуры, экологические проблемы
и т.д.
Преодоление этих негативных тенденций возможно путем внедрения нововведений. Обоснование и
разработка инновационных процессов в туризме тесно связаны с решениями Верховного Совета Крыма по
развитию туризма.
Исследованию инновационных процессов в различных отраслях народного хозяйства посвящено
большое количество работ. Так А.С. Слепокуров в своей работе [3. с. 79] предлагает рассмотреть совре-
менные тенденции в научно-технической и инновационной деятельности в мире, государствах СНГ и в
Украине, сформулировать понятие сути инновационной политики страны. По сути речь идет об интегра-
ции науки, производства и потребления. Результатом инновационной деятельности является производство
нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами; внедрение новых средств производства;
освоение нового рынка; привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов; вне-
дрение новых организационных форм.
Низкая национальная инновационная способность – вот корень всех наших бед и проблем, связанных
с превращением результатов научных исследований в коммерческий продукт [4]. Доводы скептиков о не-
своевременности инновационных процессов в Украине не состоятельны. Именно в настоящее время в Ук-
раине сложилась благоприятная обстановка для создания инновационных структур. Этот вывод подтвер-
ждается опытом многих развитых стран мира, вступивших на инновационный путь развития, начиная с
США в послевоенный период, затем Англия, Франция, Германия и др. страны, а в настоящее время – Ки-
тай.
Важным аспектом управления инновационной деятельностью является развитие инновационной ин-
фраструктуры. Инновационная инфраструктура – отрасли экономики, научно-технических знаний, обслу-
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
63
живания, которые непосредственно обеспечивают развитие инновационных процессов в производстве.
Она включает комплекс инновационных, информационных, консультационных, вычислительных, учеб-
ных и других центров, инвестиционных, научно-технических бирж, организационных и других услуг по
сопровождению всех специфических этапов инновационной деятельности [5].
Изучение опубликованных по проблеме развития туризма научных работ, методических разработок и
практических рекомендаций подтверждает, что вопросы разработки и внедрения нововведений в туризме
исследованы недостаточно, что отрицательно сказывается на развитии туризма. Поэтому решение данной
проблемы в туризме в настоящее время имеет особую актуальность.
Целью данной статьи является разработка научно-методических основ обоснования и использования
рекреационно-туристических ресурсов, объективной необходимости законодательных нововведений в ту-
ристической деятельности, зарождения новых для Крыма видов туризма.
Многие виды туризма в нашей стране – пешеходный, конный, автобусный, спелеотуризм и спортив-
ное скалолазание зародились в Крыму, а первая в России туристическая организация была создана в 1890
году и носила название «Крымский горный клуб», а позднее «Крымско-Кавказский».
Туризм как активный вид отдыха и спорта получил общее признание и стал массовым и доступным, а
Крым превратился в курортный и туристический центр.
В настоящее время Крым представляет собой сложный многоотраслевой территориально-
хозяйственный регион, ведущим звеном которого является рекреационный комплекс, включающий 636
санаторно-куроротных и туристических учреждений, общей емкостью 115 тыс. мест, 11,5 тысяч памятни-
ков истории, культуры и архитектуры, 300 музеев, 6 государственных заповедников, 33 заказника, 87 па-
мятников природы, около 900 карстовых пещер и т.д. [6. с. 199].
С природными, археологическими, художественно-историческими памятниками Крыма курортников
и отдыхающих знакомят многочисленные бюро путешествий и экскурсий. Они проводят одно- и двух-
дневные пешеходные и автобусные групповые экскурсии, а также организуют увлекательные путешествия
по Черному морю. В Крым приезжают многочисленные спортивные группы туристов, спелеологов, скало-
лазов, совершающих походы и восхождения. По горному Крыму проложены маршруты I и II категорий
сложности, прохождение которых дает право на получение спортивного разряда по туризму. В Крыму из-
вестно более 800 пещер и шахт, что делает очень популярным путешествие по подземным лабиринтам.
Скалы Главной гряды Крымских гор по техническим трудностям и препятствиям удовлетворяют са-
мые серьезные запросы спортсменов. Поэтому в Крыму проводятся республиканские и международные
соревнования по скалолазанию. Ежегодно по линии туристических клубов в походах выходного дня и
многодневных путешествиях принимают участие более 500 тыс. крымчан. В последние годы в Крыму ста-
новятся популярными зимние виды отдыха и спорта: катание на лыжах, санях. Центрами такого отдыха
стали Ангарский перевал и Аи-Петри.
Крым обладает огромными рекреационно-туристическими ресурсами. Туристическими ресурсами яв-
ляются такие предлагаемые или возможные к предложению, туристические услуги на основе и с исполь-
зованием объектов государственной, коммунальной и частной собственности.
По общей величине рекреационного потенциала Крым занимает лидирующие позиции. По разнообра-
зию рекреационно-туристических ресурсов у Крыма практически нет конкурентов. Уникальность Крыма
состоит в том, что здесь есть море, реки, горы, луга, степи, исторические и культурные памятники, горные
и горно-лесные ландшафты и природные заповедники, включающие водопады, пещеры, каньоны. Крым
богат бальнеологическими ресурсами. Запасы лечебных грязей, рапы и ила в Крыму значительны. Крым
также богат минеральными источниками различных видов: сульфатными, хлоридными, гидрокарбонат-
ными, которые пока освоены в небольших объемах.
Направления освоения и развития туристических ресурсов определяются органами государственной
власти, органами местного самоуправления в соответствии с программами развития туризма.
Классификация и оценка туристических ресурсов, режим их охраны, порядок использования с учетом
предельно допустимых нагрузок на объекты культурного наследия и окружающей среды, порядок сохра-
нения целостности туристических ресурсов, мероприятия для их восстановления определяются в соответ-
ствии с законами Украины.
Уникальные туристические ресурсы могут находиться на особом режиме охраны, что ограничивает
доступ к ним. Ограничение доступа к туристическим ресурсам определяется их реальной пропускной спо-
собностью, уровнем допустимой антропогенной нагрузки и другими условиями.
При градостроительном планировании, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции
объектов туризма на территориях рекреационных зон органы исполнительной власти, владельцы объектов
туризма должны предусматривать максимальную интеграцию сооружаемых объектов с местной социаль-
но-экономической, естественной и историко-культурной средой.
Туризм в Крыму обладает ярко выраженной сезонностью, в основном из-за того, что в период межсе-
зонья большинство предприятий туристической индустрии не готово в полной мере обслуживать туристов
и отдыхающих и предоставлять им тот уровень комфорта и развлечений, какой можно получить за рубе-
жом Это в целом значительно снижает возможности использования потенциала предприятий туристиче-
ской индустрии.
В туристической деятельности участниками отношений являются юридические и физические лица,
которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (перевозки, временное
размещение, питание, экскурсионное, курортное, спортивное, развлекательное обслуживание) или осуще-
ствляют посредническую деятельность, а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без
Клейменов А.М., Сергеев Б.И.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
64
гражданства, в интересах которых осуществляется туристическая деятельность.
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме», принятым Верховным Со-
ветом в ноябре 2003 года, вводится ряд нововведений. Туристический рынок согласно новому Закону с 01
января 2004 года претерпевает ряд значительных изменении, будет действовать по новым правилам [5].
Прежде всего новый Закон вводит разделение понятий субъектов туристической деятельности - «ту-
ристический оператор» и «туристический агент».
Туристические операторы (туроператоры) - это юридические лица, деятельностью которых является
организация и обеспечение создания туристического продукта (комплекса туристических услуг), а тури-
стические агенты (турагенты) - это юридические лица, а также физические лица - субъекты предпринима-
тельской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристиче-
ского продукта и туристических услуг других субъектов туристической деятельности.
Таким образом, новым Законом четко определены понятия субъектов туристической деятельности.
Хотя эти понятия употреблялись и ранее, теперь их значение закреплено на самом высоком уровне.
В числе других нововведений Законом предусмотрено обязательство финансового обеспечения ответ-
ственности субъектов туристической деятельности перед туристами. Минимальный размер страхового
взноса туроператоров, занимающихся въездным и выездным туризмом, должен составлять сумму, эквива-
лентную не менее 20 тыс. евро. Туроператоры, предоставляющие услуги исключительно внутреннего и
въездного туризма, будут вносить 10 тыс. евро. Минимальный размер финансового обеспечения турагента
(посредника, перепродавца) - 2 тыс. евро. Возможно, что крымские участники туристического рынка, бу-
дучи в большинстве своем фирмами мелкими или средними не выдержат такого финансового прессинга и
могут покинуть туристический бизнес. Подобные гарантийные обязательства не позволят многим мелким
фирмам стать туроператорами и переведут их в разряд продавцов туристических услуг. Может произойти
и другое - ускорится консолидация мелких и средних фирм. В настоящее время по данным Министерства
курортов и туризма в Крыму действуют около тысячи турфирм, а финансово отчитываются только около
600 из них. Страховые взносы, эквивалентные 10 и 20 тыс. евро могут изменить подобную ситуацию.
Очевидно, что новый Закон принят в интересах крупных фирм, занимающихся выездным туризмом.
Поддерживая интересы крупных туроператоров, он не закрепляет никаких льгот для внутреннего туризма.
Поэтому крымские турфирмы, равно как и другие украинские, поставлены в такие условия, когда внут-
ренний туризм не является выгоднее выездного.
Законом также предусмотрено, что турагент не имеет права продавать крымские путевки другому ту-
роператору, хотя разрешено продавать путевки предприятиям. Таким образом перепродажа крымских пу-
тевок, спекуляция ими Законом отныне запрещена.
Кроме въездного и выездного туризма Закон в зависимости от целей выделяет следующие виды ту-
ризма: детский, молодежный, семейный, для людей пожилого возраста, для инвалидов, культурно-
познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический (зеленый), сель-
ский, подводный, горный, охотничий, автомобильный. Такая классификация туризма несколько дискуси-
онна, но классификация видов и процессов всегда придает им научность.
В новом законе отдельным пунктом оговорены полномочия Верховного Совета и Совета министров
Крыма в области туризма. Верховный Совет АРК имеет право утверждать региональные программы раз-
вития туризма, а Совет министров имеет право следить и контролировать выполнение программ.
Па сессии Верховного Совета Крыма (март 2004г.) обсуждена новая программа «Об основных на-
правлениях развития санаторно-курортного и туристического (рекреационного) комплекса Автономной
Республики Крым». Для Крыма эта программа имеет особо важное значение в развитии туризма. Потен-
циал Украины и Крыма в отрасли туризма огромен.
Использованию туристического потенциала способствует проведение ярмарок. В марте 2004 года в
Ялте проведена традиционная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм - 2004». Программой ярмарки преду-
смотрено проведение презентаций, семинаров, тематических заседаний. Опытом поделились не только
представители ведущих туристических фирм Крыма, но и других стран. Про организацию оздоровления
рассказали специалисты крымских здравниц, а работники министерств и ведомств дали советы, как быст-
ро и правильно оформить документацию с помощью юристов. Ведь туристический бизнес нуждается в
грамотном юридическом сопровождении. Для участников ярмарки составлена экскурсионная программа
по Южному берегу Крыма, предусмотрены горные и лесные прогулки, с тем, чтобы турпродукт был ши-
роко представлен.
Туризм - понятие, включающее в себя множество аспектов. В узком смысле это форма активного от-
дыха (путешествия, экскурсии, походы, спортивные мероприятия). В широком-отрасль экономики (обес-
печение занятости населения, увеличение денежных поступлений, формирование туристического рынка).
Во времена, когда существовал плановый туризм (до распада СССР), были разработаны интересные
пешеходные маршруты, развернуты стоянки. В то время по горной части и Южному берегу Крыма было
проложено 56 всесоюзных и республиканских пешеходных маршрутов, более 400 экскурсионных. В пред-
перестроечный период по спортивным пешеходным маршрутам проходило около 300 тыс. человек в год и
50 тыс. человек в составе самостоятельных спортивных групп. Эти цифры отражали потенциальные воз-
можности туристической инфраструктуры.
В период становления рыночной экономики, после того как часть населения оправилась от постпере-
строечной разрухи, возник ряд факторов, способствующих зарождению новых для Крыма видов туризма и
вовлечению в рекреационную деятельность новых ресурсов. Прежде всего, это фактор моды, то есть от-
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
65
ступление от традиционного купально-пляжного отдыха, переход от регламентированного характера ор-
ганизации отдыха к самостоятельному, мода на экстремальные виды туризма. Большую роль в становле-
нии этого фактора сыграла безработица, возможность самозанятости населения. Вторым фактором следу-
ет считать необходимость привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья, доступность исполь-
зования в целях рекреации гор, моря и воздушного пространства для частных лиц.
Расслоение общества требует создания новых форм рекреационной деятельности, рассчитанные на
разные категории людей с учетом их потребностей и финансовой обеспеченности (3 фактор). В Крыму
существуют реальные возможности поднятия уровня и эффективности туристических услуг, имеется ряд
скрытых рекреационных ресурсов, но, из-за отсутствия массовости, когда турпродукт себя коммерчески
оправдывает, на рынке туристических услуг медленно внедряются не только нетрадиционные туры и вос-
создаются традиционные.
За последние несколько лет довольно быстрыми темпами развивается активный туризм. В настоящее
время активный туризм получает развитие в новой форме. Маршрут разрабатывается «под клиента», когда
в результате индивидуального подхода к клиенту определяется стоимость туристических услуг.
Развитие новых видов туризма наложило отпечаток на внешний облик отдельных населенных пунктов
и районов. Побережье Тарханкута, Судака, Балаклавы формируется как центры развития подводного ту-
ризма, окрестности Судака, Ялты, Фороса ориентированы на скалолазание, карстовые массивы Чатырдаг,
Долгоруковская яйла, Айпетринская яйла – на спелеотуризм. Коктебель стал местом развития сравнитель-
но нового вида спорта-парапланеризма. Популярность парапланов превзошла все остальные воздушные
виды спорта.
В прошлом столетии в Крыму широко развивался велосипедный туризм благодаря развитой сети шос-
сейных дорог. Ныне у обладателей горных велосипедов дороги с асфальтовым покрытием уже не пользу-
ются популярностью. Их больше привлекают простор высокогорных лугов, крутые спуски, заросли, не-
приступные обрывы. Сдерживает развитие горного велотуризма отсутствие материальной базы - нет спе-
циализированных мастерских со стоянками. Но есть другой выход – развивать велотуризм в рамках авто-
номных групп, когда организуются походы для групп из 6-7 человек с транспортным сопровождением.
Остается только сожалеть, что количество отдыхающих - около 10 млн. человек в советское время -
это уже «золотая» история, причем продолжительность отдыха составляла 24 дня. Ныне условия измени-
лись. В 2003 году в Крыму зарегистрировано 4,5 млн. отдыхающих, причем средняя продолжительность
отдыха сократилась почти втрое, до 7, 8 и 10 дней.
Крым нацелен на рекреационно-туристическую деятельность, но организация рекреационно-
туристической сферы такова, что она терпит убытки. И показатель «количество отдыхающих» в настоя-
щее время не сравним с подобным показателем 15-20 лет назад. Очевидно, что современные реалии тако-
вы, что измерять результативность рекреационно-туристической сферы нужно другим показателем -
«койко-дни».
Социальная, политическая и экономическая ситуация в стране требует решения проблем администра-
тивно-управленческого характера; нармативно-регуляторного характера; материально-технической базы
туризма; информационного обеспечения отрасли; финансово-экономического характера.
Что касается инновационных процессов в туризме, то они заключаются в следующем:
1. Разработка и принятие комплекса законодательных актов и распоряжений, обеспечивающих
благоприятную правовую среду для развития инновационной деятельности в туризме.
2. Формирование в Крыму системы взаимодействующих инновационных структур (инновационные
центры, технопарки, технополисы, инкубаторы инновационного бизнеса, центры оценки технологий,
агенства по трансферу технологий, региональные центры инновационного развития, биржи разработок и
технологий, бизнес-центры, бюро патентной и юридической защиты, интелектуальной собственности,
бюро независимой экспертной оценки проектов, отделы маркетинга и рекламы продукции, центры меж-
дународной связи и телекоммуникации, лизинговые и транспортные компании, центры подготовки и по-
вышения квалификации кадров и т.д.).
3. Формирование в Крыму системы взаимосвязанных по инновационному циклу финансовых инсти-
тутов (программ, бюджетных и внебюджетных фондов, представительств зарубежных фондов и т.д.),
предназначенных для финансирования инфраструктуры инновационной деятельности и инновационных
проектов на возвратной и безвозвратной основе.
4. Формирование инновационно-инвестиционных структур, обеспечивающих единство инноваци-
онного цикла и логистику ресурсов в пределах этого цикла.
5. Организация государственной и региональной поддержки процесса адаптации научно-
технического потенциала к современным потребностям Крыма.
6. Дальнейшее развитие территорий приоритетного развития.
В качестве выводов следует отметить, что результаты курортных сезонов за прошедшие несколько лет
улучшаются. Так, в 2003 году реализация мероприятий по организации курортного сезона позволила уве-
личить поступления платежей от курортных районов на 10,8 %. Однако восстановить рекреационно-
туристическую сферу до ее былых масштабов - дело сложное. Необходимы нововведения, инвестиции,
надо разработать и отладить механизм по расширению кооперации в сфере предоставления туристических
услуг. Но самое важное - поднять уровень жизни населения.
Клейменов А.М., Сергеев Б.И.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
66
Источники и литература
1. Л.И. Бороденко. Улучшение качества гостиничных услуг // Культура народов Причерноморья. – 2002.
- № 34. – с. 191.
2. Н.В. Багров. Геополитическая модель трансграничного региона // культура народов Причерноморья –
2002. - № 34. – с. 157.
3. А.С. Слепокуров. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. – Симфе-
рополь: СОНАТ, 2000. – с. 79.
4. В.Е. Шукшунов. Технопарки России. – М., 1996.
5. Закон Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О туризме», К., 18.11.2003г., № 1282-IV.
6. М.К. Ильясова. Основные направления развития туризма в Крыму. // культура народов Причерномо-
рья – 2002. - № 34. – с. 199.
Ковпак Е.П.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. РЕЙТИНГ
УКРАИНЫ И КРЫМА В МИРЕ ПО УРОВНЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Украина, вступая в век информационных технологий для успешного развития должна учитывать, что
в настоящее время конкурентоспособность национальной экономики на мировом уровне всё больше зави-
сит от уровня образования населения. Исследованиям в этом направлении в Украине были посвящены
работы :Белова А., Демкив И., Элагиной Т., Иванова Ю., Костэнко И., Коцё О., Павко А., Курило Л., Твер-
доступ О., Шутова М., и других. И хотя в последнее время исследованиям проблем образования в Украи-
не уделяется значительно больше внимания, чем десять лет назад, всё же их объемы и размеры значитель-
но меньше, чем в России и несравнимо меньше, чем в Европе, где этой проблемой помимо государства за-
нимается широкая сеть общественных организаций.
Цель данной статьи – проанализировать роль образования в развитии современного общества и по
данным международной статистики определить положение Украины среди стран мира по уровню обра-
зования и индексу человеческого развития и положение Крыма по этим показателям среди регионов Ук-
раины.
Исходя из современных мировых тенденций, в последние десятилетия в мировом сообществе всё
больше внимания уделяется проблемам образования, так как оно постепенно занимает главенствующие
позиции среди факторов экономического развития государств, и становится « основным видом труда и
одновременно основным ресурсом развития цивилизации »[1].
Предпосылками возрастающей роли образования становится:
1.Движение современной цивилизации к постиндустриальному обществу – информационной, науко-
емкой, высокотехнологичной, инновационной экономике, что ведет к изменению содержания и характера
трудовой деятельности. Так за последние 100 лет доля физического труда снизилась с 90 до 10 %, а к
2005г. составит менее 5% [2].
2. Все большую значимость приобретает сфера услуг. Так на сегодняшний день, на ее долю в США
приходится 73% рабочих мест, из числа оставшихся после вычета тех, кто занят в сельском хозяйстве; в
странах ЕС приблизительно – 66%; в Японии и Англии – 63% [3].
3. Главным конкурентоспособным ресурсом становятся высокая квалификация и совокупность зна-
ний ее работников, а главным видом инвестиций - вложения в образование. «В наше время преимущест-
ва в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурса-
ми, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных об-
ществом знаний» [4].
Как следствие, образование становится объектом внимания международной статистики, и одним из
основных показателей определяющих рейтинг страны в мире, и как ключевая составляющая входит в со-
став таких показателей развития общества как:
индекс человеческого капитала на душу населения (отражающего уровень затрат государства, фирмы
и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу насе-
ления);
индекс интеллектуального потенциала общества (объединяющего в числовом выражении уровень об-
разования взрослого населения страны, удельный вес студентов в общей численности населения, доля
расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в научном обслуживании в общей численности за-
нятых, и удельный вес затрат по науке в ВВП).
коэффициент научного развития общества (измеряющийся вкладом в мировой информационный про-
цесс на душу населения).
А. Индекс человеческого развития (ИЧР).
|