Инновационные процессы в развитии туризма

В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма достигнут...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2004
Main Authors: Клейменов, А.М., Сергеев, Б.И.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2004
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34796
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Инновационные процессы в развитии туризма / А. М. Клейменов, Б.И. Сергеев // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 62-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-34796
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-347962025-02-09T21:43:18Z Инновационные процессы в развитии туризма Клейменов, А.М. Сергеев, Б.И. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма достигнут 3 трлн. долл. [1. с. 191]. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а еще в 70 странах – одной из трех составных частей. 2004 Article Инновационные процессы в развитии туризма / А. М. Клейменов, Б.И. Сергеев // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 62-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34796 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Клейменов, А.М.
Сергеев, Б.И.
Инновационные процессы в развитии туризма
Культура народов Причерноморья
description В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма достигнут 3 трлн. долл. [1. с. 191]. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а еще в 70 странах – одной из трех составных частей.
format Article
author Клейменов, А.М.
Сергеев, Б.И.
author_facet Клейменов, А.М.
Сергеев, Б.И.
author_sort Клейменов, А.М.
title Инновационные процессы в развитии туризма
title_short Инновационные процессы в развитии туризма
title_full Инновационные процессы в развитии туризма
title_fullStr Инновационные процессы в развитии туризма
title_full_unstemmed Инновационные процессы в развитии туризма
title_sort инновационные процессы в развитии туризма
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2004
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34796
citation_txt Инновационные процессы в развитии туризма / А. М. Клейменов, Б.И. Сергеев // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 62-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT kleimenovam innovacionnyeprocessyvrazvitiiturizma
AT sergeevbi innovacionnyeprocessyvrazvitiiturizma
first_indexed 2025-12-01T02:54:59Z
last_indexed 2025-12-01T02:54:59Z
_version_ 1850272856000167936
fulltext Загорулькин Александр Николаевич, УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО- РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО КУРОРТНОГО ГОРОДА 62 • создание маркетинговой информационной системы; • обеспечение привлекательности вложения инвестиций в инновационную сферу со стороны нацио- нальных и иностранных инвесторов. Работа подразделения (службы) должна начаться с формирования, поддержки и улучшения имиджа курорта и достижения успеха с помощью разных подходов, учитывающих не только интересы власти и территориальной громады, но и интересы предприятий, внедряющих и реализующих инновационные про- граммы и проекты и создающих условия для социально-экономического развития территории. Источники и литература 1. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебное пособие – МИ: БГЭУ, 1999. – 644 с. 2. Процай А.Ф. Организация эффективной поддержки предпринимательства (на примере малых пред- приятий АРК) – Автореферат, дис. к.э.н. ТНУ, г.Симферополь, 2003 г. – 20 с. 3. Поршнева А.Т., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией – М: ИНФА – М, 2000 – 669 с. 4. Бузні А.М. Методологія і практика формування інноваційної стратегії в державних і регіональних на- уково-виробничих системах. Автореф. дис. доктора ек. наук 08.01.01. Інститут економіко-правових досліджень МАН України – Донецьк, 2001. – 35 с. 5. Павлов Н.Н., Шремф Л.А. Метод проектирования как новая технология деятельности органов мест- ной власти. Муніципальний рух України: досвід та перспективи розвитку: Зб. матеріалів та док. Все- українських муніципальних слухань (Судак – Новий Світ 20-22 липня 1999 р.) та Всеукраїнської муні- ципальної наради з питань освітнього та інформаційного забезпечення українського муніципального руху (Ялта – Гаспра, 26-28 жовтня 1998 р.), К.Логос, 2000 – с.57-66 Клейменов А.М., Сергеев Б.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999г. соста- вили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. К 2020 году доходы от туризма достигнут 3 трлн. долл. [1. с. 191]. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а еще в 70 странах – одной из трех составных частей. Крым, обладая большим туристическим потенциалом, является неотъемлемой составной частью ми- рового туристического процесса. По высказыванию Н.В. Багрова [2. с. 157] Крым должен стать Причер- номорской Швейцарией, а именно высокоразвитым курортно-рекреационным, торгово-финансовым ре- гионом международного значения, обеспеченным современной инфраструктурой с развитым морехозяй- ственным комплексом, эффективным, экологически чистым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. Однако, сложившаяся в Крыму организация рекреационного хозяйства совершенно неконкурентоспо- собна на мировом рынке: слабая материально-техническая база, на 70 % нуждается в реконструкции или в новом строительстве привлекательных для туристов объектов, низкий уровень сервиса, отсутствие необ- ходимой индустрии развлечений, запущенность памятников истории и культуры, экологические проблемы и т.д. Преодоление этих негативных тенденций возможно путем внедрения нововведений. Обоснование и разработка инновационных процессов в туризме тесно связаны с решениями Верховного Совета Крыма по развитию туризма. Исследованию инновационных процессов в различных отраслях народного хозяйства посвящено большое количество работ. Так А.С. Слепокуров в своей работе [3. с. 79] предлагает рассмотреть совре- менные тенденции в научно-технической и инновационной деятельности в мире, государствах СНГ и в Украине, сформулировать понятие сути инновационной политики страны. По сути речь идет об интегра- ции науки, производства и потребления. Результатом инновационной деятельности является производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами; внедрение новых средств производства; освоение нового рынка; привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов; вне- дрение новых организационных форм. Низкая национальная инновационная способность – вот корень всех наших бед и проблем, связанных с превращением результатов научных исследований в коммерческий продукт [4]. Доводы скептиков о не- своевременности инновационных процессов в Украине не состоятельны. Именно в настоящее время в Ук- раине сложилась благоприятная обстановка для создания инновационных структур. Этот вывод подтвер- ждается опытом многих развитых стран мира, вступивших на инновационный путь развития, начиная с США в послевоенный период, затем Англия, Франция, Германия и др. страны, а в настоящее время – Ки- тай. Важным аспектом управления инновационной деятельностью является развитие инновационной ин- фраструктуры. Инновационная инфраструктура – отрасли экономики, научно-технических знаний, обслу- Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 63 живания, которые непосредственно обеспечивают развитие инновационных процессов в производстве. Она включает комплекс инновационных, информационных, консультационных, вычислительных, учеб- ных и других центров, инвестиционных, научно-технических бирж, организационных и других услуг по сопровождению всех специфических этапов инновационной деятельности [5]. Изучение опубликованных по проблеме развития туризма научных работ, методических разработок и практических рекомендаций подтверждает, что вопросы разработки и внедрения нововведений в туризме исследованы недостаточно, что отрицательно сказывается на развитии туризма. Поэтому решение данной проблемы в туризме в настоящее время имеет особую актуальность. Целью данной статьи является разработка научно-методических основ обоснования и использования рекреационно-туристических ресурсов, объективной необходимости законодательных нововведений в ту- ристической деятельности, зарождения новых для Крыма видов туризма. Многие виды туризма в нашей стране – пешеходный, конный, автобусный, спелеотуризм и спортив- ное скалолазание зародились в Крыму, а первая в России туристическая организация была создана в 1890 году и носила название «Крымский горный клуб», а позднее «Крымско-Кавказский». Туризм как активный вид отдыха и спорта получил общее признание и стал массовым и доступным, а Крым превратился в курортный и туристический центр. В настоящее время Крым представляет собой сложный многоотраслевой территориально- хозяйственный регион, ведущим звеном которого является рекреационный комплекс, включающий 636 санаторно-куроротных и туристических учреждений, общей емкостью 115 тыс. мест, 11,5 тысяч памятни- ков истории, культуры и архитектуры, 300 музеев, 6 государственных заповедников, 33 заказника, 87 па- мятников природы, около 900 карстовых пещер и т.д. [6. с. 199]. С природными, археологическими, художественно-историческими памятниками Крыма курортников и отдыхающих знакомят многочисленные бюро путешествий и экскурсий. Они проводят одно- и двух- дневные пешеходные и автобусные групповые экскурсии, а также организуют увлекательные путешествия по Черному морю. В Крым приезжают многочисленные спортивные группы туристов, спелеологов, скало- лазов, совершающих походы и восхождения. По горному Крыму проложены маршруты I и II категорий сложности, прохождение которых дает право на получение спортивного разряда по туризму. В Крыму из- вестно более 800 пещер и шахт, что делает очень популярным путешествие по подземным лабиринтам. Скалы Главной гряды Крымских гор по техническим трудностям и препятствиям удовлетворяют са- мые серьезные запросы спортсменов. Поэтому в Крыму проводятся республиканские и международные соревнования по скалолазанию. Ежегодно по линии туристических клубов в походах выходного дня и многодневных путешествиях принимают участие более 500 тыс. крымчан. В последние годы в Крыму ста- новятся популярными зимние виды отдыха и спорта: катание на лыжах, санях. Центрами такого отдыха стали Ангарский перевал и Аи-Петри. Крым обладает огромными рекреационно-туристическими ресурсами. Туристическими ресурсами яв- ляются такие предлагаемые или возможные к предложению, туристические услуги на основе и с исполь- зованием объектов государственной, коммунальной и частной собственности. По общей величине рекреационного потенциала Крым занимает лидирующие позиции. По разнообра- зию рекреационно-туристических ресурсов у Крыма практически нет конкурентов. Уникальность Крыма состоит в том, что здесь есть море, реки, горы, луга, степи, исторические и культурные памятники, горные и горно-лесные ландшафты и природные заповедники, включающие водопады, пещеры, каньоны. Крым богат бальнеологическими ресурсами. Запасы лечебных грязей, рапы и ила в Крыму значительны. Крым также богат минеральными источниками различных видов: сульфатными, хлоридными, гидрокарбонат- ными, которые пока освоены в небольших объемах. Направления освоения и развития туристических ресурсов определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с программами развития туризма. Классификация и оценка туристических ресурсов, режим их охраны, порядок использования с учетом предельно допустимых нагрузок на объекты культурного наследия и окружающей среды, порядок сохра- нения целостности туристических ресурсов, мероприятия для их восстановления определяются в соответ- ствии с законами Украины. Уникальные туристические ресурсы могут находиться на особом режиме охраны, что ограничивает доступ к ним. Ограничение доступа к туристическим ресурсам определяется их реальной пропускной спо- собностью, уровнем допустимой антропогенной нагрузки и другими условиями. При градостроительном планировании, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции объектов туризма на территориях рекреационных зон органы исполнительной власти, владельцы объектов туризма должны предусматривать максимальную интеграцию сооружаемых объектов с местной социаль- но-экономической, естественной и историко-культурной средой. Туризм в Крыму обладает ярко выраженной сезонностью, в основном из-за того, что в период межсе- зонья большинство предприятий туристической индустрии не готово в полной мере обслуживать туристов и отдыхающих и предоставлять им тот уровень комфорта и развлечений, какой можно получить за рубе- жом Это в целом значительно снижает возможности использования потенциала предприятий туристиче- ской индустрии. В туристической деятельности участниками отношений являются юридические и физические лица, которые создают туристический продукт, предоставляют туристические услуги (перевозки, временное размещение, питание, экскурсионное, курортное, спортивное, развлекательное обслуживание) или осуще- ствляют посредническую деятельность, а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без Клейменов А.М., Сергеев Б.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА 64 гражданства, в интересах которых осуществляется туристическая деятельность. Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме», принятым Верховным Со- ветом в ноябре 2003 года, вводится ряд нововведений. Туристический рынок согласно новому Закону с 01 января 2004 года претерпевает ряд значительных изменении, будет действовать по новым правилам [5]. Прежде всего новый Закон вводит разделение понятий субъектов туристической деятельности - «ту- ристический оператор» и «туристический агент». Туристические операторы (туроператоры) - это юридические лица, деятельностью которых является организация и обеспечение создания туристического продукта (комплекса туристических услуг), а тури- стические агенты (турагенты) - это юридические лица, а также физические лица - субъекты предпринима- тельской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристиче- ского продукта и туристических услуг других субъектов туристической деятельности. Таким образом, новым Законом четко определены понятия субъектов туристической деятельности. Хотя эти понятия употреблялись и ранее, теперь их значение закреплено на самом высоком уровне. В числе других нововведений Законом предусмотрено обязательство финансового обеспечения ответ- ственности субъектов туристической деятельности перед туристами. Минимальный размер страхового взноса туроператоров, занимающихся въездным и выездным туризмом, должен составлять сумму, эквива- лентную не менее 20 тыс. евро. Туроператоры, предоставляющие услуги исключительно внутреннего и въездного туризма, будут вносить 10 тыс. евро. Минимальный размер финансового обеспечения турагента (посредника, перепродавца) - 2 тыс. евро. Возможно, что крымские участники туристического рынка, бу- дучи в большинстве своем фирмами мелкими или средними не выдержат такого финансового прессинга и могут покинуть туристический бизнес. Подобные гарантийные обязательства не позволят многим мелким фирмам стать туроператорами и переведут их в разряд продавцов туристических услуг. Может произойти и другое - ускорится консолидация мелких и средних фирм. В настоящее время по данным Министерства курортов и туризма в Крыму действуют около тысячи турфирм, а финансово отчитываются только около 600 из них. Страховые взносы, эквивалентные 10 и 20 тыс. евро могут изменить подобную ситуацию. Очевидно, что новый Закон принят в интересах крупных фирм, занимающихся выездным туризмом. Поддерживая интересы крупных туроператоров, он не закрепляет никаких льгот для внутреннего туризма. Поэтому крымские турфирмы, равно как и другие украинские, поставлены в такие условия, когда внут- ренний туризм не является выгоднее выездного. Законом также предусмотрено, что турагент не имеет права продавать крымские путевки другому ту- роператору, хотя разрешено продавать путевки предприятиям. Таким образом перепродажа крымских пу- тевок, спекуляция ими Законом отныне запрещена. Кроме въездного и выездного туризма Закон в зависимости от целей выделяет следующие виды ту- ризма: детский, молодежный, семейный, для людей пожилого возраста, для инвалидов, культурно- познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический (зеленый), сель- ский, подводный, горный, охотничий, автомобильный. Такая классификация туризма несколько дискуси- онна, но классификация видов и процессов всегда придает им научность. В новом законе отдельным пунктом оговорены полномочия Верховного Совета и Совета министров Крыма в области туризма. Верховный Совет АРК имеет право утверждать региональные программы раз- вития туризма, а Совет министров имеет право следить и контролировать выполнение программ. Па сессии Верховного Совета Крыма (март 2004г.) обсуждена новая программа «Об основных на- правлениях развития санаторно-курортного и туристического (рекреационного) комплекса Автономной Республики Крым». Для Крыма эта программа имеет особо важное значение в развитии туризма. Потен- циал Украины и Крыма в отрасли туризма огромен. Использованию туристического потенциала способствует проведение ярмарок. В марте 2004 года в Ялте проведена традиционная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм - 2004». Программой ярмарки преду- смотрено проведение презентаций, семинаров, тематических заседаний. Опытом поделились не только представители ведущих туристических фирм Крыма, но и других стран. Про организацию оздоровления рассказали специалисты крымских здравниц, а работники министерств и ведомств дали советы, как быст- ро и правильно оформить документацию с помощью юристов. Ведь туристический бизнес нуждается в грамотном юридическом сопровождении. Для участников ярмарки составлена экскурсионная программа по Южному берегу Крыма, предусмотрены горные и лесные прогулки, с тем, чтобы турпродукт был ши- роко представлен. Туризм - понятие, включающее в себя множество аспектов. В узком смысле это форма активного от- дыха (путешествия, экскурсии, походы, спортивные мероприятия). В широком-отрасль экономики (обес- печение занятости населения, увеличение денежных поступлений, формирование туристического рынка). Во времена, когда существовал плановый туризм (до распада СССР), были разработаны интересные пешеходные маршруты, развернуты стоянки. В то время по горной части и Южному берегу Крыма было проложено 56 всесоюзных и республиканских пешеходных маршрутов, более 400 экскурсионных. В пред- перестроечный период по спортивным пешеходным маршрутам проходило около 300 тыс. человек в год и 50 тыс. человек в составе самостоятельных спортивных групп. Эти цифры отражали потенциальные воз- можности туристической инфраструктуры. В период становления рыночной экономики, после того как часть населения оправилась от постпере- строечной разрухи, возник ряд факторов, способствующих зарождению новых для Крыма видов туризма и вовлечению в рекреационную деятельность новых ресурсов. Прежде всего, это фактор моды, то есть от- Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 65 ступление от традиционного купально-пляжного отдыха, переход от регламентированного характера ор- ганизации отдыха к самостоятельному, мода на экстремальные виды туризма. Большую роль в становле- нии этого фактора сыграла безработица, возможность самозанятости населения. Вторым фактором следу- ет считать необходимость привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья, доступность исполь- зования в целях рекреации гор, моря и воздушного пространства для частных лиц. Расслоение общества требует создания новых форм рекреационной деятельности, рассчитанные на разные категории людей с учетом их потребностей и финансовой обеспеченности (3 фактор). В Крыму существуют реальные возможности поднятия уровня и эффективности туристических услуг, имеется ряд скрытых рекреационных ресурсов, но, из-за отсутствия массовости, когда турпродукт себя коммерчески оправдывает, на рынке туристических услуг медленно внедряются не только нетрадиционные туры и вос- создаются традиционные. За последние несколько лет довольно быстрыми темпами развивается активный туризм. В настоящее время активный туризм получает развитие в новой форме. Маршрут разрабатывается «под клиента», когда в результате индивидуального подхода к клиенту определяется стоимость туристических услуг. Развитие новых видов туризма наложило отпечаток на внешний облик отдельных населенных пунктов и районов. Побережье Тарханкута, Судака, Балаклавы формируется как центры развития подводного ту- ризма, окрестности Судака, Ялты, Фороса ориентированы на скалолазание, карстовые массивы Чатырдаг, Долгоруковская яйла, Айпетринская яйла – на спелеотуризм. Коктебель стал местом развития сравнитель- но нового вида спорта-парапланеризма. Популярность парапланов превзошла все остальные воздушные виды спорта. В прошлом столетии в Крыму широко развивался велосипедный туризм благодаря развитой сети шос- сейных дорог. Ныне у обладателей горных велосипедов дороги с асфальтовым покрытием уже не пользу- ются популярностью. Их больше привлекают простор высокогорных лугов, крутые спуски, заросли, не- приступные обрывы. Сдерживает развитие горного велотуризма отсутствие материальной базы - нет спе- циализированных мастерских со стоянками. Но есть другой выход – развивать велотуризм в рамках авто- номных групп, когда организуются походы для групп из 6-7 человек с транспортным сопровождением. Остается только сожалеть, что количество отдыхающих - около 10 млн. человек в советское время - это уже «золотая» история, причем продолжительность отдыха составляла 24 дня. Ныне условия измени- лись. В 2003 году в Крыму зарегистрировано 4,5 млн. отдыхающих, причем средняя продолжительность отдыха сократилась почти втрое, до 7, 8 и 10 дней. Крым нацелен на рекреационно-туристическую деятельность, но организация рекреационно- туристической сферы такова, что она терпит убытки. И показатель «количество отдыхающих» в настоя- щее время не сравним с подобным показателем 15-20 лет назад. Очевидно, что современные реалии тако- вы, что измерять результативность рекреационно-туристической сферы нужно другим показателем - «койко-дни». Социальная, политическая и экономическая ситуация в стране требует решения проблем администра- тивно-управленческого характера; нармативно-регуляторного характера; материально-технической базы туризма; информационного обеспечения отрасли; финансово-экономического характера. Что касается инновационных процессов в туризме, то они заключаются в следующем: 1. Разработка и принятие комплекса законодательных актов и распоряжений, обеспечивающих благоприятную правовую среду для развития инновационной деятельности в туризме. 2. Формирование в Крыму системы взаимодействующих инновационных структур (инновационные центры, технопарки, технополисы, инкубаторы инновационного бизнеса, центры оценки технологий, агенства по трансферу технологий, региональные центры инновационного развития, биржи разработок и технологий, бизнес-центры, бюро патентной и юридической защиты, интелектуальной собственности, бюро независимой экспертной оценки проектов, отделы маркетинга и рекламы продукции, центры меж- дународной связи и телекоммуникации, лизинговые и транспортные компании, центры подготовки и по- вышения квалификации кадров и т.д.). 3. Формирование в Крыму системы взаимосвязанных по инновационному циклу финансовых инсти- тутов (программ, бюджетных и внебюджетных фондов, представительств зарубежных фондов и т.д.), предназначенных для финансирования инфраструктуры инновационной деятельности и инновационных проектов на возвратной и безвозвратной основе. 4. Формирование инновационно-инвестиционных структур, обеспечивающих единство инноваци- онного цикла и логистику ресурсов в пределах этого цикла. 5. Организация государственной и региональной поддержки процесса адаптации научно- технического потенциала к современным потребностям Крыма. 6. Дальнейшее развитие территорий приоритетного развития. В качестве выводов следует отметить, что результаты курортных сезонов за прошедшие несколько лет улучшаются. Так, в 2003 году реализация мероприятий по организации курортного сезона позволила уве- личить поступления платежей от курортных районов на 10,8 %. Однако восстановить рекреационно- туристическую сферу до ее былых масштабов - дело сложное. Необходимы нововведения, инвестиции, надо разработать и отладить механизм по расширению кооперации в сфере предоставления туристических услуг. Но самое важное - поднять уровень жизни населения. Клейменов А.М., Сергеев Б.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА 66 Источники и литература 1. Л.И. Бороденко. Улучшение качества гостиничных услуг // Культура народов Причерноморья. – 2002. - № 34. – с. 191. 2. Н.В. Багров. Геополитическая модель трансграничного региона // культура народов Причерноморья – 2002. - № 34. – с. 157. 3. А.С. Слепокуров. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. – Симфе- рополь: СОНАТ, 2000. – с. 79. 4. В.Е. Шукшунов. Технопарки России. – М., 1996. 5. Закон Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О туризме», К., 18.11.2003г., № 1282-IV. 6. М.К. Ильясова. Основные направления развития туризма в Крыму. // культура народов Причерномо- рья – 2002. - № 34. – с. 199. Ковпак Е.П. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. РЕЙТИНГ УКРАИНЫ И КРЫМА В МИРЕ ПО УРОВНЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Украина, вступая в век информационных технологий для успешного развития должна учитывать, что в настоящее время конкурентоспособность национальной экономики на мировом уровне всё больше зави- сит от уровня образования населения. Исследованиям в этом направлении в Украине были посвящены работы :Белова А., Демкив И., Элагиной Т., Иванова Ю., Костэнко И., Коцё О., Павко А., Курило Л., Твер- доступ О., Шутова М., и других. И хотя в последнее время исследованиям проблем образования в Украи- не уделяется значительно больше внимания, чем десять лет назад, всё же их объемы и размеры значитель- но меньше, чем в России и несравнимо меньше, чем в Европе, где этой проблемой помимо государства за- нимается широкая сеть общественных организаций. Цель данной статьи – проанализировать роль образования в развитии современного общества и по данным международной статистики определить положение Украины среди стран мира по уровню обра- зования и индексу человеческого развития и положение Крыма по этим показателям среди регионов Ук- раины. Исходя из современных мировых тенденций, в последние десятилетия в мировом сообществе всё больше внимания уделяется проблемам образования, так как оно постепенно занимает главенствующие позиции среди факторов экономического развития государств, и становится « основным видом труда и одновременно основным ресурсом развития цивилизации »[1]. Предпосылками возрастающей роли образования становится: 1.Движение современной цивилизации к постиндустриальному обществу – информационной, науко- емкой, высокотехнологичной, инновационной экономике, что ведет к изменению содержания и характера трудовой деятельности. Так за последние 100 лет доля физического труда снизилась с 90 до 10 %, а к 2005г. составит менее 5% [2]. 2. Все большую значимость приобретает сфера услуг. Так на сегодняшний день, на ее долю в США приходится 73% рабочих мест, из числа оставшихся после вычета тех, кто занят в сельском хозяйстве; в странах ЕС приблизительно – 66%; в Японии и Англии – 63% [3]. 3. Главным конкурентоспособным ресурсом становятся высокая квалификация и совокупность зна- ний ее работников, а главным видом инвестиций - вложения в образование. «В наше время преимущест- ва в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурса- ми, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных об- ществом знаний» [4]. Как следствие, образование становится объектом внимания международной статистики, и одним из основных показателей определяющих рейтинг страны в мире, и как ключевая составляющая входит в со- став таких показателей развития общества как: индекс человеческого капитала на душу населения (отражающего уровень затрат государства, фирмы и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу насе- ления); индекс интеллектуального потенциала общества (объединяющего в числовом выражении уровень об- разования взрослого населения страны, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в научном обслуживании в общей численности за- нятых, и удельный вес затрат по науке в ВВП). коэффициент научного развития общества (измеряющийся вкладом в мировой информационный про- цесс на душу населения). А. Индекс человеческого развития (ИЧР).