Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией

Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значительным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализации услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом значительная часть предприятий остаетс...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2004
1. Verfasser: Малахова, В.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2004
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34799
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией / В.В. Малахова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 72-75. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-34799
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-347992025-02-23T17:22:15Z Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией Малахова, В.В. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значительным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализации услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом значительная часть предприятий остается убыточной. Такое положение свидетельствует о недостаточном качестве принимаемых управленческих решений и требует обоснования новых подходов к их экономической оценке. 2004 Article Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией / В.В. Малахова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 72-75. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34799 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Малахова, В.В.
Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
Культура народов Причерноморья
description Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значительным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализации услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом значительная часть предприятий остается убыточной. Такое положение свидетельствует о недостаточном качестве принимаемых управленческих решений и требует обоснования новых подходов к их экономической оценке.
format Article
author Малахова, В.В.
author_facet Малахова, В.В.
author_sort Малахова, В.В.
title Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
title_short Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
title_full Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
title_fullStr Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
title_full_unstemmed Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
title_sort подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2004
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34799
citation_txt Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией / В.В. Малахова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 72-75. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT malahovavv podhodykocenkeékonomičeskihposledstvijprinâtiâupravlenčeskihrešenijvstrategičeskomupravleniitransportnojorganizaciej
first_indexed 2025-11-24T03:19:32Z
last_indexed 2025-11-24T03:19:32Z
_version_ 1849640220395307008
fulltext Малахова В.В. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 72 Малахова В.В. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Постановка проблемы. Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значитель- ным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализа- ции услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом значительная часть предприятий остается убыточной. Такое положение свидетельствует о недостаточном качестве принимаемых управленческих решений и требует обоснования новых подходов к их экономиче- ской оценке. Анализ исследований и публикаций. В отечественной и зарубежной литературе относительно немного специальных публикаций по вопро- сам оценки эффективности управления предприятиями в условиях рынка. Вместе с тем, понятия, положе- ния, методы и модели, которые относятся к этим категориям, достаточно часто встречаются в литературе по менеджменту, экономическому и финансовому анализу. При этом можно выделить три основных на- правления в представлении таких проблем хозяйственной деятельности, которые требуют немедленного распознавания, идентификации и определения качественных и количественных характеристик. Придерживаясь традиционного направления, авторы исследований по управлению (Алдохин И.П., Баздникин А.С., Балабанов И.Т., Блейк Р.Р., Моутон Д.С., Планкетт Л., Хэйл Г. и др.) видят в оценке раз- личные стадии принятия решений. В публикациях по экономике и финансам, которые активизировались в последнее время, эти категории непосредственно связываются с целями и задачами экономического и (или) финансового анализа( Муравьев А.И., Менар Клод, Ковалев В.В., Калина А.В., Конева М.И. и др.) Первый подход можно определить как процедурный, второй – операционно-аналитический. В современных публикациях ряд авторов ( Вартанов А.С., Володькина М.В., Герасимчук В.Г., Нау- менко В.И., Панасюк В.Я. и др.) связывает экономическую оценку эффективности управления не столько с процессами принятия решений и их обоснования, сколько с общими задачами управления, осуществле- нием его общих и конкретных функций. Отраслевые особенности экономической оценки эффективности управления, в том числе и в транс- порте, освещаются, как правило, фрагментарно, в незначительном количестве публикаций, во время ис- следований общих вопросов управления предприятиями, отраслями, а также вопросов их экономического и финансового анализа. Критически воспринимая изложенное, необходимо отметить ценность данных ис- следований, которая состоит в комплексном подходе к изучению процесса оценки и его практической реа- лизации. Вместе с тем, отождествление оценки с управлением становится причиной неопределенности ре- альных приоритетов. Цели статьи. Основная цель исследований, состоит в определении ключевых характеристик содержа- ния функции анализа и оценки, что обеспечивает реализацию преимущества стратегического управления транспортными организациями. Для достижения данной цели необходимо, во-первых, определить особен- ности стратегического управления транспортными организациями в условиях Украины; во-вторых, выяс- нить возникающие в связи с этим общие и специфические требования к функции анализа и оценки хозяй- ственной деятельности транспортных организаций; в-третьих, решить задачу совмещения этих требований с соответствующими операциями и процессом (автономным элементом) в целом. Основной материал исследования. Одна из главных отличительных черт, стратегического управления состоит в непосредственной ори- ентации всех его функций на осуществление стратегии. Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, обеспечивающих конкурентное преимущество для достижения основополагающих целей [1, с. 43]. Это качественно новая ступень управления, которая базируется на современной модификации выра- ботки согласованных, на всех уровнях плановых решений и действий. В ней получил более полное во- площение один из основных принципов управления, который состоит в том, что «движение и действие больших масс или передача и преобразование больших количеств энергии направляется и контролируется с помощью малых количеств энергии, которые несут информацию. Этот принцип управления лежит в ос- нове организации и деятельности каких-либо управляемых систем: автоматических машин и живых орга- низмов» [2, с.3]. Этап стратегического управления предприятием определяется качественными характери- стиками информации, которые содержатся в выводах перспективного экономического анализа и в резуль- татах оценки альтернатив и решений по хозяйственной деятельности организаций, с учетом их отраслевой специфики, микро- и макросферы жизнедеятельности. На протяжении десятилетий в управлении транспортными организациями отрабатывались новые чер- ты, возникали новые подходы, которые обогащали его содержание и методы и определяли качественно новые структурные компоненты. Эти особенности в некоторой степени являются продуктом действия за- кона наследственности и присущего ему принципа ответственности, по которому разные ступени или эта- пы развития явления связаны между собой генетическими связями. Сущность наследственности также со- стоит в сохранении тех или иных составных частей целого, или отдельных его черт, при переходе к ново- му этапу. Под этим углом зрения должны рассматриваться особенности экономического анализа и оценки, как структурной составляющей нового этапа управления. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 73 Современный уровень управления является результатом трансформации его предыдущих форм. Ин- тегрированные в нем структурные элементы прошли испытание в процессе развития рыночных отноше- ний, унаследовали характерные функциональные особенности, которые обеспечивают целостность и це- ленаправленность системы управления предприятием, получили новое содержание. Вместе с тем, в управ- лении возникли новые проблемы, решение которых требует новых подходов, в значительной мере связан- ных с персонификацией выполнения его основных функций. Персонификация функций управления выяв- ляется через его стиль, которым определяется тип поведения менеджеров, управленческого персонала, субъективный характер их отношения к выполнению служебных функций, а также мотивы, формы и ори- ентация принимаемых решений. В стиле отображается идеология управления, которая в качестве целого влияет на функции как частички. Если считать менеджмент персонифицированной формой стратегическо- го управления, основной структурой субъекта управления, то стиль определяет черты и содержание этой структуры. Он раскрывает содержание, конкретные формы и направленность совокупности управленче- ских методов, реализация которых составляет целенаправленное воздействие на объект управления – управляемую подсистему предприятия. На анализ в стратегическом управлении транспортными организа- циями влияют некоторые особенности его стиля: - непосредственная нацеленность менеджмента на обеспечение оптимальной жизнеспособности транспортной организации в непостоянной рыночной среде, приспосабливание к его направлениям хозяй- ственной деятельности и внутренних факторов в организации, активные целенаправленные действия в по- исках инновационных и неординарных предпринимательских идей, и методов их осуществления. Проис- ходит расширение деловых контактов в стратегических зонах хозяйствования и за их границами. Для анализа и оценки это означает, что они должны дать реальные отчеты о достижениях конкурентов в использовании потенциальных возможностей рынка. Эта информация должна быть основой для объек- тивной оценки положения транспортной организации среди конкурентов, служить индикатором измене- ний этого положения в случае принятия тех или иных решений, которые касаются, прежде всего, транс- портных услуг и их технологии (рис. 1). В показателях жизнеспособности должны отображаться уровень прибыльности организации, надежность выбранного направления хозяйственной деятельности, стойкость к изменениям в соотношении предложение-спрос. Рис. 1. Обеспечение жизнедеятельности транспортной организации - предпринимательский подход управленческого персонала (субъекта управления) транспортной ор- ганизации к выполнению конкретных функций управления, который определяет ориентированное на ры- нок поведение персонала на всех уровнях управленческой иерархии. Основным мотивом такого поведения является желание удовлетворить запросы заказчика и конечного потребителя наиболее эффективным спо- собом, и вместе с тем, и за счет этого – получить наибольшую собственную выгоду. Если под собственной выгодой понимать эффективность использования собственного капитала, то заинтересованность клиентов – как заказчиков, так и конечных потребителей транспортных услуг – выявляется в признании ими (для себя) ценности транспортной организации и ее миссии (через потребление ее услуг). Управленческий персонал старается расширить это признание и на других субъектов инвестиционно- го рынка –поставщиков, инвесторов, конкурентов (рис. 2), творчески используя для этого имеющиеся ус- ловия и создавая новые возможности не только внутри организации, но и во внешней среде, прежде всего - в границах стратегических зон хозяйствования. Исходя из этого, анализ должен оповещать менеджмент транспортной организации о существующих возможностях внешнего окружения, которые могут быть использованы, в ее интересах. Речь идет не об оценке влияния факторов внешнего окружения и реакцию на него менеджмента, а о возможности оценки мастерства использования этого влияния для достижения стратегических целей. Рис.2. Схема рыночной направленности действий транспортной организации - рыночное, предпринимательское отношение менеджеров и персонала транспортных организаций к реализации стратегических решений. Стратегические решения конкретизируют стратегические цели предприятия в производстве продукции, контролировании сегментов рынка, программ и хозяйственной, финансовой деятельности, в структуре потенциала на долгосрочный период, и в то же время обеспечива- ют приспосабливание к изменениям. Такое приспосабливание гарантируется тем, что оперативные реше- ния, связанные с текущим бизнесом, рассматриваются как часть стратегических. Какая-либо предприни- МЕНЕДЖМЕНТ Услуги Технология - прибыльность - надежность - рыночная стой- кость ТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАПИТАЛ МИССИЯ - инвесторы - заказчики - потребители - конкуренты Малахова В.В. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 74 мательская идея реализуется как вклад в достижение стратегических целей. Поведение менеджмента под- чинено цели поиска конкурентных преимуществ транспортной организации, и их реализации всеми под- разделениями, которые к этому причастны. Перечисленные обстоятельства требуют такой конструкции анализа и оценки, в которой критериями становятся факторы, определяющие стратегию фирмы и ее конкурентные преимущества. По этим крите- риям должны непосредственно или косвенно определяться и оцениваться решения на всех уровнях руко- водства. Отсюда вытекает, что показатели анализа и оценки должны быть универсальными по содержа- нию, иерархичными по структуре, а также иметь единую генетическую основу, корни которой уходят в стратегию. Вместе с тем, они должны быть сопоставимыми, однородными по источникам информации об объекте управления и его составных элементах . Таким образом, стиль стратегического управления дает анализу и оценке четкую рыночную направ- ленность. Их главное предназначение, состоит в срочном выявлении конкурентных возможностей транс- портной организации, на фоне рыночной среды, и обосновании направлений их эффективного использо- вания в хозяйственной деятельности, как субъектом рыночных отношений среди других субъектов. Эти конкретные возможности для данной транспортной организации ставят не отдельные условия, а опреде- ленную хозяйственную ситуацию, которую она должна использовать в собственных интересах. Хозяйственная деятельность транспортной организации рассматривается, таким образом, в неразрыв- ной связи с экономическими обстоятельствами, которые сложились в организации и вокруг нее, имеют определенные тенденции развития, и одновременно оцениваются мерой использования этих обстоя- тельств, для достижения стратегических целей. Сформулированные подходы к экономическому анализу и оценке должны найти внедрение в разра- ботке соответствующей модели анализа, в которой необходимо объединить требования, которые выдви- гаются системой стратегического управления транспортными организациями, с функциональными осо- бенностями анализа и возможностями их осуществления в современных условиях. Эта модель должна имитировать функции анализа в стратегическом управлении относительно регулирования связей между элементами объекта управления, составными процесса управления и факторами, которые определяют со- держание и формы влияния субъекта на объект управления. В этой модели необходимо использовать со- временные информационные технологии, новые знания по экономике, финансам, науке управления, а также новые подходы к принятию управленческих решений, жизненную основу которых составляют идеи и цели предпринимательства. Стратегии многих транспортных организаций Украины сформулированы в их производственных про- граммах, где прослеживаются базовые, деловые направления управленческого влияния на производство, финансовую, маркетинговую деятельность. В зависимости от состояния инвестиционного рынка и потен- циала транспортных организаций они используют: - оборонные стратегии, нацеленные на обеспечение стабильности организаций в определенном перио- де; - стратегии поиска, которые связаны с внедрением технико-технологических инноваций и создания но- вых сегментов рынка; - стратегии ожидания, анализа собственных успехов и неудач; - стратегии реакции, приспосабливания к обстоятельствам в краткосрочном периоде. Для украинских транспортных организаций во многом типовой является ситуация, характерная для субъектов западного рынка, где «организации редко имеют однородную стратегию, которую легко уста- новить. Они характеризуются скорее веером целей, которые изменяются на протяжении долгого периода, и которые отражают интересы доминирующих групп, составляющих организацию» [ 3, с.111] В концепции стратегического управления стратегия часто определяется как “набор правил для согла- сования решения, которым организация руководствуется в своей деятельности, причем основными явля- ются правила, использованные при оценке результатов деятельности фирмы в настоящий период и в пер- спективе” [4, с.58]. Такой подход нацеливает менеджеров на соблюдение принципов, норм управленче- ской деятельности, которые , выполняют роль, своеобразных барьеров и фильтров принятия ошибочных решений. К типовым правилам в транспортных организациях Украины относятся : - правила, по которым складываются отношения транспортной организации с внешней средой, прежде всего – с заказчиками и инвесторами; - правила, которые составляют организационную концепцию фирмы, на основе которых устанавлива- ются отношения и процедуры внутри организации (между линейными и функциональными подразде- лениями иерархическими уровнями управления, внутри подразделений); - правила, которые определяют основные оперативные приемы деятельности фирмы, ее повседневную работу. Многие отечественные транспортные организации имеют свои наборы правил, т.е. придерживаются определенных стратегий, не объявляя о них официально. Такой подход отвечает мировому опыту, кото- рый состоит в том, что стратегия фирмы может разрабатываться эксплицитно, т.е. гласно, открыто, через процесс планирования, или разворачиваться имплицитно (скрыто), через деятельность различных отделов фирмы. Подобное часто используется в Украине. Транспортные фирмы стараются не придавать гласности информацию о своей деятельности, опасаясь возможности ее недобросовестного использования. Поэтому Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 75 о конкретных стратегических целях таких фирм знают не много. Стратегическое управление представляет реальность для транспортных организаций Украины и имеет будущее. Оно ориентирует на достижение всесторонне обоснованных целей, прежде всего – глобальных. Глобальная стратегическая цель организа- ции – достижение стойкого преимущества в конкуренции. Эта цель характеризует имидж фирмы и ее биз- нес и определяет способы для преобразования глобальных стратегических намерений в конкурентные преимущества, которые реализуются через предпринимательство. Содержание стратегических решений определяет сферу деловой активности транспортного предприятия, действительный и желанный способ его экономической и социальной организации, характер экономического и внеэкономического содействия интересам собственников, персонала, заказчиков, клиентов, конечных потребителей. Выводы и перспективы дальнейших разработок. Проведенный анализ свидетельствует о разнооб- разии факторов, которые должны быть сопоставлены в процессе анализа и оценки деятельности транс- портных организаций при решении стратегических задач. Необходимо также учитывать, что в условиях рынка одной из основных целей управления является получение устойчивой прибыли, а предметом управления – экономическая деятельность, результатом ко- торой выступает экономическая эффективность и прибыльность фирмы. С этой точки зрения основные задачи анализа состоят в том, чтобы выявить источники возрастания прибыли, эффективности и конку- рентоспособности фирмы, оценить степень их важности и срочность принятия по ним решений. Причем, из интересов сокращения сроков, все эти операции должны исполняться не в режиме принятия решений, а в режиме сопровождения, быстро, без лишних затрат, которые не должны отражаться на качестве анализа и оценки сущности проблем, выяснении их генезиса, оценки влияния. Кроме того, руководство транспортных организаций должно учитывать информацию не только реаль- ной, но и прогнозной экономической оценки с позиций соответствия начерченных способов стратегии ор- ганизации. Процесс получения такой разноплановой информации усложняется тем, что с производствен- но-технологической точки зрения процесс транспортировки как производственная деятельность характе- ризуется динамизмом и неоднородностью. В странах с развитой материально-технической базой произ- водства, к которым относится и Украина, транспорт имеет большие возможности для расширения и мо- дернизации. Сложности усугубляются еще и тем, что в условиях рыночной конъюнктуры технологическая структура транспортных организаций характеризуется большим разнообразием. В Украине постепенно проявляется тенденция, когда отдельные производственные звенья транспортного цикла функционируют в административных и финансово-правовых рамках вертикально интегрированных межотраслевых корпораций. В этой ситуации экономическая оценка выходит за отраслевые рамки и должна быть приспособлена к межотраслевому уровню. Источники и литература 1. Демидов В.Е., Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. - М.: «Международные отношения». 1991 - 416 с. 2. Гаврилов А. Об управлении предприятиями в трансформационном периоде// Общество и экономика. – 2000. - № 7. С.186. 3. Менар Клод. Экономика организаций. Пер. с фр./ Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 160с. 4. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519с. 5. М.Планкетт Л., Хэйл Г. Выработка и принятие управленческих решений. Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 168. 6. Радченко Я. Об экономической оценке эффективности управленческих решений.// Экономические науки. 1991. №3. С.42 – 50 7. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 206с.: ил. Миронова Т.Л., Полонская Н.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Введение. В условиях распределительно-отраслевой системы управления, когда социально- экономическое развитие регионов по существу было результатом принятия отраслевых решений, востре- бованность теоретических основ региональной экономики была ограниченной. Переход к рыночной эко- номике принципиально меняет положение регионов в общей системе управления. Современные условия хозяйствования диктуют необходимость поиска новых подходов к формированию системы управления на региональном уровне и разработки методов экономического регулирования процессов социально- экономического развития региона. В связи с этим в статье поставлена цель исследовать структуру региона и связей ее элементов как внутри региона, так и за его пределами, используя, как основной метод, воспроизводственный подход к управлению социально-экономическим развитием региона. Термин «регион» в отечественной литературе появился сравнительно недавно, хотя в русском языке