Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией
Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значительным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализации услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом значительная часть предприятий остаетс...
Gespeichert in:
| Datum: | 2004 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2004
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34799 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией / В.В. Малахова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 72-75. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-34799 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-347992025-02-23T17:22:15Z Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией Малахова, В.В. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значительным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализации услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом значительная часть предприятий остается убыточной. Такое положение свидетельствует о недостаточном качестве принимаемых управленческих решений и требует обоснования новых подходов к их экономической оценке. 2004 Article Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией / В.В. Малахова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 72-75. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34799 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Малахова, В.В. Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией Культура народов Причерноморья |
| description |
Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значительным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализации услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом
значительная часть предприятий остается убыточной. Такое положение свидетельствует о недостаточном качестве принимаемых управленческих решений и требует обоснования новых подходов к их экономической оценке. |
| format |
Article |
| author |
Малахова, В.В. |
| author_facet |
Малахова, В.В. |
| author_sort |
Малахова, В.В. |
| title |
Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией |
| title_short |
Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией |
| title_full |
Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией |
| title_fullStr |
Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией |
| title_full_unstemmed |
Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией |
| title_sort |
подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2004 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/34799 |
| citation_txt |
Подходы к оценке экономических последствий принятия управленческих решений, в стратегическом управлении транспортной организацией / В.В. Малахова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 52, Т. 2. — С. 72-75. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT malahovavv podhodykocenkeékonomičeskihposledstvijprinâtiâupravlenčeskihrešenijvstrategičeskomupravleniitransportnojorganizaciej |
| first_indexed |
2025-11-24T03:19:32Z |
| last_indexed |
2025-11-24T03:19:32Z |
| _version_ |
1849640220395307008 |
| fulltext |
Малахова В.В.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ, В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
72
Малахова В.В.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Постановка проблемы. Формирование рыночных отношений в Украине сопровождается значитель-
ным ухудшением состояния и результатов деятельности транспортных организаций. Так объемы реализа-
ции услуг предприятий автомобильного транспорта за последние десять лет снизились на 40%, при этом
значительная часть предприятий остается убыточной. Такое положение свидетельствует о недостаточном
качестве принимаемых управленческих решений и требует обоснования новых подходов к их экономиче-
ской оценке.
Анализ исследований и публикаций.
В отечественной и зарубежной литературе относительно немного специальных публикаций по вопро-
сам оценки эффективности управления предприятиями в условиях рынка. Вместе с тем, понятия, положе-
ния, методы и модели, которые относятся к этим категориям, достаточно часто встречаются в литературе
по менеджменту, экономическому и финансовому анализу. При этом можно выделить три основных на-
правления в представлении таких проблем хозяйственной деятельности, которые требуют немедленного
распознавания, идентификации и определения качественных и количественных характеристик.
Придерживаясь традиционного направления, авторы исследований по управлению (Алдохин И.П.,
Баздникин А.С., Балабанов И.Т., Блейк Р.Р., Моутон Д.С., Планкетт Л., Хэйл Г. и др.) видят в оценке раз-
личные стадии принятия решений. В публикациях по экономике и финансам, которые активизировались в
последнее время, эти категории непосредственно связываются с целями и задачами экономического и
(или) финансового анализа( Муравьев А.И., Менар Клод, Ковалев В.В., Калина А.В., Конева М.И. и др.)
Первый подход можно определить как процедурный, второй – операционно-аналитический.
В современных публикациях ряд авторов ( Вартанов А.С., Володькина М.В., Герасимчук В.Г., Нау-
менко В.И., Панасюк В.Я. и др.) связывает экономическую оценку эффективности управления не столько
с процессами принятия решений и их обоснования, сколько с общими задачами управления, осуществле-
нием его общих и конкретных функций.
Отраслевые особенности экономической оценки эффективности управления, в том числе и в транс-
порте, освещаются, как правило, фрагментарно, в незначительном количестве публикаций, во время ис-
следований общих вопросов управления предприятиями, отраслями, а также вопросов их экономического
и финансового анализа. Критически воспринимая изложенное, необходимо отметить ценность данных ис-
следований, которая состоит в комплексном подходе к изучению процесса оценки и его практической реа-
лизации. Вместе с тем, отождествление оценки с управлением становится причиной неопределенности ре-
альных приоритетов.
Цели статьи. Основная цель исследований, состоит в определении ключевых характеристик содержа-
ния функции анализа и оценки, что обеспечивает реализацию преимущества стратегического управления
транспортными организациями. Для достижения данной цели необходимо, во-первых, определить особен-
ности стратегического управления транспортными организациями в условиях Украины; во-вторых, выяс-
нить возникающие в связи с этим общие и специфические требования к функции анализа и оценки хозяй-
ственной деятельности транспортных организаций; в-третьих, решить задачу совмещения этих требований
с соответствующими операциями и процессом (автономным элементом) в целом.
Основной материал исследования.
Одна из главных отличительных черт, стратегического управления состоит в непосредственной ори-
ентации всех его функций на осуществление стратегии. Под стратегией принято понимать набор правил и
приемов, обеспечивающих конкурентное преимущество для достижения основополагающих целей [1, с.
43]. Это качественно новая ступень управления, которая базируется на современной модификации выра-
ботки согласованных, на всех уровнях плановых решений и действий. В ней получил более полное во-
площение один из основных принципов управления, который состоит в том, что «движение и действие
больших масс или передача и преобразование больших количеств энергии направляется и контролируется
с помощью малых количеств энергии, которые несут информацию. Этот принцип управления лежит в ос-
нове организации и деятельности каких-либо управляемых систем: автоматических машин и живых орга-
низмов» [2, с.3]. Этап стратегического управления предприятием определяется качественными характери-
стиками информации, которые содержатся в выводах перспективного экономического анализа и в резуль-
татах оценки альтернатив и решений по хозяйственной деятельности организаций, с учетом их отраслевой
специфики, микро- и макросферы жизнедеятельности.
На протяжении десятилетий в управлении транспортными организациями отрабатывались новые чер-
ты, возникали новые подходы, которые обогащали его содержание и методы и определяли качественно
новые структурные компоненты. Эти особенности в некоторой степени являются продуктом действия за-
кона наследственности и присущего ему принципа ответственности, по которому разные ступени или эта-
пы развития явления связаны между собой генетическими связями. Сущность наследственности также со-
стоит в сохранении тех или иных составных частей целого, или отдельных его черт, при переходе к ново-
му этапу. Под этим углом зрения должны рассматриваться особенности экономического анализа и оценки,
как структурной составляющей нового этапа управления.
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
73
Современный уровень управления является результатом трансформации его предыдущих форм. Ин-
тегрированные в нем структурные элементы прошли испытание в процессе развития рыночных отноше-
ний, унаследовали характерные функциональные особенности, которые обеспечивают целостность и це-
ленаправленность системы управления предприятием, получили новое содержание. Вместе с тем, в управ-
лении возникли новые проблемы, решение которых требует новых подходов, в значительной мере связан-
ных с персонификацией выполнения его основных функций. Персонификация функций управления выяв-
ляется через его стиль, которым определяется тип поведения менеджеров, управленческого персонала,
субъективный характер их отношения к выполнению служебных функций, а также мотивы, формы и ори-
ентация принимаемых решений. В стиле отображается идеология управления, которая в качестве целого
влияет на функции как частички. Если считать менеджмент персонифицированной формой стратегическо-
го управления, основной структурой субъекта управления, то стиль определяет черты и содержание этой
структуры. Он раскрывает содержание, конкретные формы и направленность совокупности управленче-
ских методов, реализация которых составляет целенаправленное воздействие на объект управления –
управляемую подсистему предприятия. На анализ в стратегическом управлении транспортными организа-
циями влияют некоторые особенности его стиля:
- непосредственная нацеленность менеджмента на обеспечение оптимальной жизнеспособности
транспортной организации в непостоянной рыночной среде, приспосабливание к его направлениям хозяй-
ственной деятельности и внутренних факторов в организации, активные целенаправленные действия в по-
исках инновационных и неординарных предпринимательских идей, и методов их осуществления. Проис-
ходит расширение деловых контактов в стратегических зонах хозяйствования и за их границами.
Для анализа и оценки это означает, что они должны дать реальные отчеты о достижениях конкурентов
в использовании потенциальных возможностей рынка. Эта информация должна быть основой для объек-
тивной оценки положения транспортной организации среди конкурентов, служить индикатором измене-
ний этого положения в случае принятия тех или иных решений, которые касаются, прежде всего, транс-
портных услуг и их технологии (рис. 1). В показателях жизнеспособности должны отображаться уровень
прибыльности организации, надежность выбранного направления хозяйственной деятельности, стойкость
к изменениям в соотношении предложение-спрос.
Рис. 1. Обеспечение жизнедеятельности транспортной организации
- предпринимательский подход управленческого персонала (субъекта управления) транспортной ор-
ганизации к выполнению конкретных функций управления, который определяет ориентированное на ры-
нок поведение персонала на всех уровнях управленческой иерархии. Основным мотивом такого поведения
является желание удовлетворить запросы заказчика и конечного потребителя наиболее эффективным спо-
собом, и вместе с тем, и за счет этого – получить наибольшую собственную выгоду. Если под собственной
выгодой понимать эффективность использования собственного капитала, то заинтересованность клиентов
– как заказчиков, так и конечных потребителей транспортных услуг – выявляется в признании ими (для
себя) ценности транспортной организации и ее миссии (через потребление ее услуг).
Управленческий персонал старается расширить это признание и на других субъектов инвестиционно-
го рынка –поставщиков, инвесторов, конкурентов (рис. 2), творчески используя для этого имеющиеся ус-
ловия и создавая новые возможности не только внутри организации, но и во внешней среде, прежде всего
- в границах стратегических зон хозяйствования.
Исходя из этого, анализ должен оповещать менеджмент транспортной организации о существующих
возможностях внешнего окружения, которые могут быть использованы, в ее интересах. Речь идет не об
оценке влияния факторов внешнего окружения и реакцию на него менеджмента, а о возможности оценки
мастерства использования этого влияния для достижения стратегических целей.
Рис.2. Схема рыночной направленности действий транспортной организации
- рыночное, предпринимательское отношение менеджеров и персонала транспортных организаций к
реализации стратегических решений. Стратегические решения конкретизируют стратегические цели
предприятия в производстве продукции, контролировании сегментов рынка, программ и хозяйственной,
финансовой деятельности, в структуре потенциала на долгосрочный период, и в то же время обеспечива-
ют приспосабливание к изменениям. Такое приспосабливание гарантируется тем, что оперативные реше-
ния, связанные с текущим бизнесом, рассматриваются как часть стратегических. Какая-либо предприни-
МЕНЕДЖМЕНТ
Услуги
Технология
- прибыльность
- надежность
- рыночная стой-
кость
ТРАНСПОРТНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
КАПИТАЛ
МИССИЯ
- инвесторы
- заказчики
- потребители
- конкуренты
Малахова В.В.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ, В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
74
мательская идея реализуется как вклад в достижение стратегических целей. Поведение менеджмента под-
чинено цели поиска конкурентных преимуществ транспортной организации, и их реализации всеми под-
разделениями, которые к этому причастны.
Перечисленные обстоятельства требуют такой конструкции анализа и оценки, в которой критериями
становятся факторы, определяющие стратегию фирмы и ее конкурентные преимущества. По этим крите-
риям должны непосредственно или косвенно определяться и оцениваться решения на всех уровнях руко-
водства. Отсюда вытекает, что показатели анализа и оценки должны быть универсальными по содержа-
нию, иерархичными по структуре, а также иметь единую генетическую основу, корни которой уходят в
стратегию. Вместе с тем, они должны быть сопоставимыми, однородными по источникам информации об
объекте управления и его составных элементах .
Таким образом, стиль стратегического управления дает анализу и оценке четкую рыночную направ-
ленность. Их главное предназначение, состоит в срочном выявлении конкурентных возможностей транс-
портной организации, на фоне рыночной среды, и обосновании направлений их эффективного использо-
вания в хозяйственной деятельности, как субъектом рыночных отношений среди других субъектов. Эти
конкретные возможности для данной транспортной организации ставят не отдельные условия, а опреде-
ленную хозяйственную ситуацию, которую она должна использовать в собственных интересах.
Хозяйственная деятельность транспортной организации рассматривается, таким образом, в неразрыв-
ной связи с экономическими обстоятельствами, которые сложились в организации и вокруг нее, имеют
определенные тенденции развития, и одновременно оцениваются мерой использования этих обстоя-
тельств, для достижения стратегических целей.
Сформулированные подходы к экономическому анализу и оценке должны найти внедрение в разра-
ботке соответствующей модели анализа, в которой необходимо объединить требования, которые выдви-
гаются системой стратегического управления транспортными организациями, с функциональными осо-
бенностями анализа и возможностями их осуществления в современных условиях. Эта модель должна
имитировать функции анализа в стратегическом управлении относительно регулирования связей между
элементами объекта управления, составными процесса управления и факторами, которые определяют со-
держание и формы влияния субъекта на объект управления. В этой модели необходимо использовать со-
временные информационные технологии, новые знания по экономике, финансам, науке управления, а
также новые подходы к принятию управленческих решений, жизненную основу которых составляют идеи
и цели предпринимательства.
Стратегии многих транспортных организаций Украины сформулированы в их производственных про-
граммах, где прослеживаются базовые, деловые направления управленческого влияния на производство,
финансовую, маркетинговую деятельность. В зависимости от состояния инвестиционного рынка и потен-
циала транспортных организаций они используют:
- оборонные стратегии, нацеленные на обеспечение стабильности организаций в определенном перио-
де;
- стратегии поиска, которые связаны с внедрением технико-технологических инноваций и создания но-
вых сегментов рынка;
- стратегии ожидания, анализа собственных успехов и неудач;
- стратегии реакции, приспосабливания к обстоятельствам в краткосрочном периоде.
Для украинских транспортных организаций во многом типовой является ситуация, характерная для
субъектов западного рынка, где «организации редко имеют однородную стратегию, которую легко уста-
новить. Они характеризуются скорее веером целей, которые изменяются на протяжении долгого периода,
и которые отражают интересы доминирующих групп, составляющих организацию» [ 3, с.111]
В концепции стратегического управления стратегия часто определяется как “набор правил для согла-
сования решения, которым организация руководствуется в своей деятельности, причем основными явля-
ются правила, использованные при оценке результатов деятельности фирмы в настоящий период и в пер-
спективе” [4, с.58]. Такой подход нацеливает менеджеров на соблюдение принципов, норм управленче-
ской деятельности, которые , выполняют роль, своеобразных барьеров и фильтров принятия ошибочных
решений.
К типовым правилам в транспортных организациях Украины относятся :
- правила, по которым складываются отношения транспортной организации с внешней средой, прежде
всего – с заказчиками и инвесторами;
- правила, которые составляют организационную концепцию фирмы, на основе которых устанавлива-
ются отношения и процедуры внутри организации (между линейными и функциональными подразде-
лениями иерархическими уровнями управления, внутри подразделений);
- правила, которые определяют основные оперативные приемы деятельности фирмы, ее повседневную
работу.
Многие отечественные транспортные организации имеют свои наборы правил, т.е. придерживаются
определенных стратегий, не объявляя о них официально. Такой подход отвечает мировому опыту, кото-
рый состоит в том, что стратегия фирмы может разрабатываться эксплицитно, т.е. гласно, открыто, через
процесс планирования, или разворачиваться имплицитно (скрыто), через деятельность различных отделов
фирмы. Подобное часто используется в Украине. Транспортные фирмы стараются не придавать гласности
информацию о своей деятельности, опасаясь возможности ее недобросовестного использования. Поэтому
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
75
о конкретных стратегических целях таких фирм знают не много. Стратегическое управление представляет
реальность для транспортных организаций Украины и имеет будущее. Оно ориентирует на достижение
всесторонне обоснованных целей, прежде всего – глобальных. Глобальная стратегическая цель организа-
ции – достижение стойкого преимущества в конкуренции. Эта цель характеризует имидж фирмы и ее биз-
нес и определяет способы для преобразования глобальных стратегических намерений в конкурентные
преимущества, которые реализуются через предпринимательство. Содержание стратегических решений
определяет сферу деловой активности транспортного предприятия, действительный и желанный способ
его экономической и социальной организации, характер экономического и внеэкономического содействия
интересам собственников, персонала, заказчиков, клиентов, конечных потребителей.
Выводы и перспективы дальнейших разработок. Проведенный анализ свидетельствует о разнооб-
разии факторов, которые должны быть сопоставлены в процессе анализа и оценки деятельности транс-
портных организаций при решении стратегических задач.
Необходимо также учитывать, что в условиях рынка одной из основных целей управления является
получение устойчивой прибыли, а предметом управления – экономическая деятельность, результатом ко-
торой выступает экономическая эффективность и прибыльность фирмы. С этой точки зрения основные
задачи анализа состоят в том, чтобы выявить источники возрастания прибыли, эффективности и конку-
рентоспособности фирмы, оценить степень их важности и срочность принятия по ним решений. Причем,
из интересов сокращения сроков, все эти операции должны исполняться не в режиме принятия решений, а
в режиме сопровождения, быстро, без лишних затрат, которые не должны отражаться на качестве анализа
и оценки сущности проблем, выяснении их генезиса, оценки влияния.
Кроме того, руководство транспортных организаций должно учитывать информацию не только реаль-
ной, но и прогнозной экономической оценки с позиций соответствия начерченных способов стратегии ор-
ганизации. Процесс получения такой разноплановой информации усложняется тем, что с производствен-
но-технологической точки зрения процесс транспортировки как производственная деятельность характе-
ризуется динамизмом и неоднородностью. В странах с развитой материально-технической базой произ-
водства, к которым относится и Украина, транспорт имеет большие возможности для расширения и мо-
дернизации.
Сложности усугубляются еще и тем, что в условиях рыночной конъюнктуры технологическая
структура транспортных организаций характеризуется большим разнообразием. В Украине постепенно
проявляется тенденция, когда отдельные производственные звенья транспортного цикла функционируют
в административных и финансово-правовых рамках вертикально интегрированных межотраслевых
корпораций. В этой ситуации экономическая оценка выходит за отраслевые рамки и должна быть
приспособлена к межотраслевому уровню.
Источники и литература
1. Демидов В.Е., Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. - М.: «Международные отношения». 1991 -
416 с.
2. Гаврилов А. Об управлении предприятиями в трансформационном периоде// Общество и экономика. –
2000. - № 7. С.186.
3. Менар Клод. Экономика организаций. Пер. с фр./ Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА – М,
1996. – 160с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519с.
5. М.Планкетт Л., Хэйл Г. Выработка и принятие управленческих решений. Сокр. пер. с англ. – М.:
Экономика, 1984. – 168.
6. Радченко Я. Об экономической оценке эффективности управленческих решений.// Экономические
науки. 1991. №3. С.42 – 50
7. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.: Финансы и статистика,
1989. – 206с.: ил.
Миронова Т.Л., Полонская Н.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
Введение. В условиях распределительно-отраслевой системы управления, когда социально-
экономическое развитие регионов по существу было результатом принятия отраслевых решений, востре-
бованность теоретических основ региональной экономики была ограниченной. Переход к рыночной эко-
номике принципиально меняет положение регионов в общей системе управления. Современные условия
хозяйствования диктуют необходимость поиска новых подходов к формированию системы управления на
региональном уровне и разработки методов экономического регулирования процессов социально-
экономического развития региона.
В связи с этим в статье поставлена цель исследовать структуру региона и связей ее элементов как
внутри региона, так и за его пределами, используя, как основной метод, воспроизводственный подход к
управлению социально-экономическим развитием региона.
Термин «регион» в отечественной литературе появился сравнительно недавно, хотя в русском языке
|