Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2008
Автор: Прытова, М.Ю.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2008
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35599
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым / М.Ю. Прытова // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 128. — С. 32-34. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35599
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-355992025-02-23T18:19:44Z Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым Прытова, М.Ю. Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского 2008 Article Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым / М.Ю. Прытова // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 128. — С. 32-34. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35599 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
spellingShingle Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
Прытова, М.Ю.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым
Культура народов Причерноморья
format Article
author Прытова, М.Ю.
author_facet Прытова, М.Ю.
author_sort Прытова, М.Ю.
title Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым
title_short Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым
title_full Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым
title_fullStr Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым
title_full_unstemmed Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым
title_sort привлечение иностранных инвестиций в экономику ар крым
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2008
topic_facet Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35599
citation_txt Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым / М.Ю. Прытова // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 128. — С. 32-34. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT prytovamû privlečenieinostrannyhinvesticijvékonomikuarkrym
first_indexed 2025-11-24T09:39:56Z
last_indexed 2025-11-24T09:39:56Z
_version_ 1849664152926158848
fulltext Приз Е.И. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 32 Источники и литература 1. Власюк О.С., Базилюк Я.Б., Давиденко С.В. Забеспечення конкурентоспроможності економіки України на євразійському просторі // Економіка та держава.- 2004.- № 8.- С. 2-7. 2. Вступ до СОТ: чи скоро фініш? www.google.com.ua 3. Масловская Л. Управленческие аспекты внешнеэкономической деятельности Украины в переходный период // Экономика Украины.-2006.-№ 6.-С. 67-72. 4. Сиденко В., Барановский А. Нелегкий путь к рынку Европейского Союза // Зеркало недели.- 2004.- № 10. 5. http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=734328&IssueId=4122 6. http://www.rusnauka.com/ESPR_2006/Economics/2_kotljarova1.doc.htm 7. www.ukrstat.gov.ua Прытова М.Ю. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ АР КРЫМ Постановка проблемы. В настоящее время целесообразность привлечения иностранных инвестиций вызывает многочисленные дискуссии как среди специалистов и учёных, так и среди представителей орга- нов государственной власти и местного самоуправления. С одной стороны, наблюдается мощная линия на «канонизацию» иностранных инвестиций [1].С другой - существует основание для трактовки иностранных инвестиций как фактора поглощения внутреннего рынка западным капиталом своеобразной формой экс- пансии транснациональных корпораций на территории постсоциалистических стран[2]. Однако сегодня, инвестиционная способность предприятий, из-за хронической недостаточности обо- ротных средств близка к нулевой и надеяться на внутреннего инвестора не приходится. Экономический рост в Украине (за последние четыре года на 80% определяется увеличением загрузки уже существующих мощностей или восстановлением частично утраченных, а не вводом в эксплуатацию абсолютно новых. Степень использования мощностей в основных отраслях промышленности (металлургии, химии) уже равна 90% и более. Структура экономики сохраняет сырьевую направленность. По разным оценкам, для сохране- ния существующих темпов экономического роста, начиная уже с 2008 г, Украина должна будет привлекать ежегодно 5-7 миллиардов долларов при нынешних 1,3-1,5 миллиардов долларов США иностранных инве- стиций [2]. Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Отдельные вопросы иностранного инвестирования рассматривались в трудах таких авторов, как Колтынюк Б.А.[2], Чечетов М.[3]. В своих статьях они заявили о необходимости привлечения иностранных инвестиций, указали методику оценки ин- вестиций, определили проблемы привлечения иностранного капитала. Нерешённые части общей проблемы. В трудах названных ученых не рассматривались преимущества иностранного инвестирования в сравнении с использованием внешнего кредита, не были чётко и конкретно определены меры, направленные на стимулирование иностранных инвестиций в экономику Крыма. Формулирование целей статьи. 1.Установить необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику Крыма. 2.Выявить тенденцию распределения иностранного капитала по отраслям и районам полуострова. 3.Разработать рекомендации по стимулированию притока иностранных инвестиций и указать перспек- тивы их привлечения. Основной материал по проблеме. Необходимо отметить, что привлечение прямых иностранных инвестиций имеет определённые пре- имущества сравнительно с использованием внешних кредитных ресурсов, а именно: – плата дивидендов с иностранных инвестиций зависит от полученной прибыли, т.е., в отличие от креди- тов, они связаны с конечным результатом, с эффективностью капиталовложений. Риск неудачи несут корпорации, а не государство; – репатриация иностранного капитала или доходов регулируется страной, которая принимает, в отличие от конкретных условий предоставления кредита и процентных ставок международного денежного рын- ка; – большинство ТНК реинвестируют часть своей прибыли, в связи с чем нередко трансферт прибыли с инвестиций в количественном виде будет меньше, чем выплаты с обслуживания зарубежного кредита; – в отличие от банковских кредитов, особенно краткосрочных, материально-имущественные инвестиции ТНК, как правило, не ведут со временем к внезапному извлечению иностранных активов, поскольку они вложены в строительство, оборудование, материалы, т. е. в активы, которые не имеют такой высо- кой ликвидности, как деньги; – традиционным аргументом в пользу прямых иностранных инвестиций является то, что они не увеличи- вают задолженности страны, которая принимает, а наоборот, стимулируя экспортные доходы, создают условия для её уменьшения. Одним из наиболее значительных недостатков привлечения иностранных инвестиций является то, что предприятие теряет самостоятельность в принятии решений, а так же в своей деятельности в целом. Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского 33 Привлечение иностранных инвестиций становится важным фактором повышения конкурентоспособно- сти экономики Украины, Крыма в частности. Что касается ситуации, характеризующейся объёмом прямых иностранных инвестиций в АРК, то на- блюдается тенденция к их увеличению. Однако потребность Крымского региона в иностранных инвестици- ях, по данным Министерства экономики АР Крым, превышает 950 млн.долл. в год. Предлагаю проанализировать инвестиционный климат АР Крым [1]. По данным ГУ Статистики в АР Крым, за 2007 год в экономику региона по состоянию на 1.01.2008 года поступило инвестиций внешнеэкономической деятельности на сумму 794,9 млн. дол. США, в том числе прямых инвестиций-726,2 млн.дол., кредитов – 68,7 млн.дол. По объему полученных иностранных инвестиций Крым занимает восьмое место среди регионов Ук- раины после г. Киева, Днепропетровской, Харьковской, Донецкой, Киевской, Одесской и Запорожской областей. Результатом налаженных долгосрочных связей между странами является активное инвестиционное со- трудничество Крыма с партнерами из Российской Федерации, Германии, Кипра, Виргильских Островов, Британских, Объединенного Королевства, США, Сейшел, Венгрии и Узбекистана. На долю вышеперечис- ленных стран - инвесторов приходится 83,8% общего объема прямых иностранных инвестиций [2]. Основная доля иностранного капитала сосредоточена в промышленном комплексе, сфере охраны здо- ровья и социальной помощи , гостиничном хозяйстве Крыма. На протяжении 2007г. наиболее активно со- трудничали с предпринимателями АР Крым инвесторы Российской Федерации, сумма направленных в эко- номику республики прямых иностранных инвестиций за год составила 76,5 млн.долл.(объем увеличился по сравнению с 2006 годом на 42,3%),Сейшел- 24,3млн.долл.,что в 155 раз больше, Кипра-17,8 млн.долл.(на 33,4%),Белоруссии-11,63 млн.долл.(в 8,8 р.б), Объединенного Королевства-10,4 млн.долл.(на 36,0%),США- 6,2 млн. долл.(на 29,3%),Австрии-4,3 млн. долл.(в 1,7 р. б.),Белиза-2,4 млн.долл.(в 1,9 р.б.). Впервые посту- пили инвестиции из Индии-4,0 млн.долл., Британской территории в Индийском океане-1,7 млн.долл., Да- нии-1,3 млн.долл. Охрана здоровья 5,0 Сельское хозяйство 4,2 Деятельность гостиниц и ресторанов 23,1 Прочие 3,3 Промышленность 64,4 Рис.1. Поступление инвестиций в АР Крым с начала реализации инвестиционных проектов по видам экономической деятельности (в %, на 1.01.08.) Инвестиционная деятельность, по-прежнему, наиболее активно развивается в гг.Ялте, Симферополе, Армянске, Красноперекопске, и Алуште. Важно оценить эффективность инвестиций. Бюджетный эффект для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соот- ветствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта: Бt=Дt-Рt [2,c.269]. Интегральный бюджетный эффект (Бинт) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюд- жетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюд- жетными расходами (Ринт). Бюджетные поступления, имеющие место в результате реализации проекта, включают притоки от налогов, акцизов, пошлин и сборов, установленных существующим законодательст- вом. Основу расходов бюджета составляют средства, которые бюджет не дополучит в результате предос- тавления налоговых льгот. Таким образом, несмотря на высокий бюджетный и социальный эффект ещё остаются проблемы при- влечения иностранных инвестиций в экономику Крыма. Наиболее крупные из них: неэффективное и неста- бильное законодательство; игнорирование требований законодательства; высокий уровень коррупции; не- справедливая, политика лицензирования в Украине; проблемы ведения бухгалтерского учёта и отчетности. Выводы по данному исследованию и перспективы дальнейшего развития проблемы. Анализируя сложившуюся в Крыму ситуацию по привлечению и использованию инвестиций, можно сделать вывод, что она не отвечает современным требованиям, несмотря на положительную динамику объ- ёма инвестиций. Для стимуляции этого процесса нужно принять ряд мер: 1. Для помощи потенциальному инвестору быстро и правильно сориентироваться в выборе необходи- мого реципиента назрела необходимость создания единой национальной регистрационной системы (в пер- Прытова М.Ю. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ АР КРЫМ 34 спективе возможно, на основе Лицензионной палаты Украины), как это сделано во многих развитых стра- нах. 2. В будущем планируется создать агентства по инвестициям в регионах, которые будут заполнять ин- формационный и организационный вакуум. Их действия должны включать: разработку чёткой и понятной стратегии экономического развития региона на длительный период, определение отраслевых приоритетов, оценку существующих инвестиционных ценностей региона и публикацию стоимости активов предприятий региона с указанием методик расчёта, создание и введение перечня предприятий, находящихся в состоянии банкротства. 3. Действующая законодательная база содержит относительно прав инвестора лишь декларативные ста- тьи. Необходимо обеспечить, как минимум, пять основных прав инвестора: голоса, участие в прибылях, проверку всех документов эмитента, приобретения новых эмиссий акций и получение части имущества при ликвидации эмитента. 4. Следует разработать и законодательно закрепить процедуру слияния и поглощения коммерческих структур, в активах которых имеются инвестиционные капиталы. 5. Развитие и использование в интересах региона научно-технического потенциала целесообразно по направлениям: – производство и переработка сельскохозяйственной продукции и продукции моря; – здравоохранение и курортология, развитие нетрадиционных видов туризма; – эфирные масла и продукты их переработки; – машиностроение, приборостроение и судостроение; – рациональное природопользование. В перспективе для достижения этой цели планируется создание в Крыму Технологического парка «Таврида» с инфраструктурой развития инновационной деятельности (инкубаторы бизнеса и технологий, муниципальные инновационные финансово-кредитные учреждения, базовые инновационные центры и др.). При этом главными принципами осуществления инвестиционной политики должны стать следующие: – политическая стабильность государства и его прогнозируемость как субъекта международных отноше- ний; – стабильное законодательство относительно условий иностранного инвестирования; – гибкость налогообложения, исходя из объёмов форм инвестирования; – адекватность организационно-правового и информационного обеспечения привлечения иностранных инвестиций; – оптимальная достаточность – глубина проникновения иностранного капитала должна нивелироваться исходя из интересов национальной безопасности [3, c.15]. Таким образом, проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику АРК остаются чрезвы- чайно актуальными, особенно в контексте обострения конкуренции на рынках капитала. В дальнейшем мои исследования будут касаться привлечения иностранных инвестиций в инновационные проекты следующих отраслей: здравоохранения, нетрадиционных видов туризма, пищевой промышленности. Источники и литература 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций АРК в 2003-2007гг.// Сборник Гос- комстата Украины главного управления статистики в АРК. – Симферополь, 2008. –37 с. 2. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. – СПб. Издательство Михайлова В.А.,2002. – 622 c. 3. Чечетов М. Иностранные инвестиции: макроэкономический аспект // Экономика Украины. “Cвет” 2000.–15 с Ткаченко С.А. АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИТАЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Введение Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики развитых стран. Особый статус данной отрасли определяется способностью генерировать инновации и активно их внедрять, являясь тем самым двигателем экономического развития. Мировой автомобильный рынок находится в по- стоянной динамике – непрерывно изменяется количество производителей, их доля на рынке, ассортимент выпускаемой продукции, а также сами подходы к организации производства. Заметной тенденцией на со- временном этапе развития является изменение географии автомобильной промышленности, а именно зна- чительное повышение доли развивающихся стран – Китая, Индии, России и Бразилии. Исследованиями мирового автомобильного рынка, его динамики и структуры, занимаются крупнейшие корпорации, работающие в данной отрасли, аудиторские компании и маркетинговые агентства во всем ми- ре. Комплексным изучением экономики Китая занимались А.А. Давыдов, А.В.Шитов, В.В. Ильин, Д.В. Поляков, китайские ученые Чжан Вэйминь, Чжан Хун Цзи, Чжан Сянго и др., однако автомобильной про- мышленности при этом не уделялось достаточно внимания. Несмотря на высокие показатели роста китай- ского автопрома причины этого роста и дальнейшие перспективы отрасли изучены слабо.