Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым
Збережено в:
| Дата: | 2008 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2008
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35599 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым / М.Ю. Прытова // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 128. — С. 32-34. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35599 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-355992025-02-23T18:19:44Z Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым Прытова, М.Ю. Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского 2008 Article Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым / М.Ю. Прытова // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 128. — С. 32-34. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35599 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского |
| spellingShingle |
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского Прытова, М.Ю. Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Прытова, М.Ю. |
| author_facet |
Прытова, М.Ю. |
| author_sort |
Прытова, М.Ю. |
| title |
Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым |
| title_short |
Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым |
| title_full |
Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым |
| title_fullStr |
Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым |
| title_full_unstemmed |
Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым |
| title_sort |
привлечение иностранных инвестиций в экономику ар крым |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2008 |
| topic_facet |
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35599 |
| citation_txt |
Привлечение иностранных инвестиций в экономику АР Крым / М.Ю. Прытова // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 128. — С. 32-34. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT prytovamû privlečenieinostrannyhinvesticijvékonomikuarkrym |
| first_indexed |
2025-11-24T09:39:56Z |
| last_indexed |
2025-11-24T09:39:56Z |
| _version_ |
1849664152926158848 |
| fulltext |
Приз Е.И.
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
32
Источники и литература
1. Власюк О.С., Базилюк Я.Б., Давиденко С.В. Забеспечення конкурентоспроможності економіки України
на євразійському просторі // Економіка та держава.- 2004.- № 8.- С. 2-7.
2. Вступ до СОТ: чи скоро фініш? www.google.com.ua
3. Масловская Л. Управленческие аспекты внешнеэкономической деятельности Украины в переходный
период // Экономика Украины.-2006.-№ 6.-С. 67-72.
4. Сиденко В., Барановский А. Нелегкий путь к рынку Европейского Союза // Зеркало недели.- 2004.- №
10.
5. http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=734328&IssueId=4122
6. http://www.rusnauka.com/ESPR_2006/Economics/2_kotljarova1.doc.htm
7. www.ukrstat.gov.ua
Прытова М.Ю.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ АР КРЫМ
Постановка проблемы. В настоящее время целесообразность привлечения иностранных инвестиций
вызывает многочисленные дискуссии как среди специалистов и учёных, так и среди представителей орга-
нов государственной власти и местного самоуправления. С одной стороны, наблюдается мощная линия на
«канонизацию» иностранных инвестиций [1].С другой - существует основание для трактовки иностранных
инвестиций как фактора поглощения внутреннего рынка западным капиталом своеобразной формой экс-
пансии транснациональных корпораций на территории постсоциалистических стран[2].
Однако сегодня, инвестиционная способность предприятий, из-за хронической недостаточности обо-
ротных средств близка к нулевой и надеяться на внутреннего инвестора не приходится. Экономический
рост в Украине (за последние четыре года на 80% определяется увеличением загрузки уже существующих
мощностей или восстановлением частично утраченных, а не вводом в эксплуатацию абсолютно новых.
Степень использования мощностей в основных отраслях промышленности (металлургии, химии) уже равна
90% и более. Структура экономики сохраняет сырьевую направленность. По разным оценкам, для сохране-
ния существующих темпов экономического роста, начиная уже с 2008 г, Украина должна будет привлекать
ежегодно 5-7 миллиардов долларов при нынешних 1,3-1,5 миллиардов долларов США иностранных инве-
стиций [2].
Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Отдельные вопросы иностранного
инвестирования рассматривались в трудах таких авторов, как Колтынюк Б.А.[2], Чечетов М.[3]. В своих
статьях они заявили о необходимости привлечения иностранных инвестиций, указали методику оценки ин-
вестиций, определили проблемы привлечения иностранного капитала.
Нерешённые части общей проблемы. В трудах названных ученых не рассматривались преимущества
иностранного инвестирования в сравнении с использованием внешнего кредита, не были чётко и конкретно
определены меры, направленные на стимулирование иностранных инвестиций в экономику Крыма.
Формулирование целей статьи.
1.Установить необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику Крыма.
2.Выявить тенденцию распределения иностранного капитала по отраслям и районам полуострова.
3.Разработать рекомендации по стимулированию притока иностранных инвестиций и указать перспек-
тивы их привлечения.
Основной материал по проблеме.
Необходимо отметить, что привлечение прямых иностранных инвестиций имеет определённые пре-
имущества сравнительно с использованием внешних кредитных ресурсов, а именно:
– плата дивидендов с иностранных инвестиций зависит от полученной прибыли, т.е., в отличие от креди-
тов, они связаны с конечным результатом, с эффективностью капиталовложений. Риск неудачи несут
корпорации, а не государство;
– репатриация иностранного капитала или доходов регулируется страной, которая принимает, в отличие
от конкретных условий предоставления кредита и процентных ставок международного денежного рын-
ка;
– большинство ТНК реинвестируют часть своей прибыли, в связи с чем нередко трансферт прибыли с
инвестиций в количественном виде будет меньше, чем выплаты с обслуживания зарубежного кредита;
– в отличие от банковских кредитов, особенно краткосрочных, материально-имущественные инвестиции
ТНК, как правило, не ведут со временем к внезапному извлечению иностранных активов, поскольку
они вложены в строительство, оборудование, материалы, т. е. в активы, которые не имеют такой высо-
кой ликвидности, как деньги;
– традиционным аргументом в пользу прямых иностранных инвестиций является то, что они не увеличи-
вают задолженности страны, которая принимает, а наоборот, стимулируя экспортные доходы, создают
условия для её уменьшения.
Одним из наиболее значительных недостатков привлечения иностранных инвестиций является то, что
предприятие теряет самостоятельность в принятии решений, а так же в своей деятельности в целом.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
33
Привлечение иностранных инвестиций становится важным фактором повышения конкурентоспособно-
сти экономики Украины, Крыма в частности.
Что касается ситуации, характеризующейся объёмом прямых иностранных инвестиций в АРК, то на-
блюдается тенденция к их увеличению. Однако потребность Крымского региона в иностранных инвестици-
ях, по данным Министерства экономики АР Крым, превышает 950 млн.долл. в год.
Предлагаю проанализировать инвестиционный климат АР Крым [1].
По данным ГУ Статистики в АР Крым, за 2007 год в экономику региона по состоянию на 1.01.2008 года
поступило инвестиций внешнеэкономической деятельности на сумму 794,9 млн. дол. США, в том числе
прямых инвестиций-726,2 млн.дол., кредитов – 68,7 млн.дол.
По объему полученных иностранных инвестиций Крым занимает восьмое место среди регионов Ук-
раины после г. Киева, Днепропетровской, Харьковской, Донецкой, Киевской, Одесской и Запорожской
областей.
Результатом налаженных долгосрочных связей между странами является активное инвестиционное со-
трудничество Крыма с партнерами из Российской Федерации, Германии, Кипра, Виргильских Островов,
Британских, Объединенного Королевства, США, Сейшел, Венгрии и Узбекистана. На долю вышеперечис-
ленных стран - инвесторов приходится 83,8% общего объема прямых иностранных инвестиций [2].
Основная доля иностранного капитала сосредоточена в промышленном комплексе, сфере охраны здо-
ровья и социальной помощи , гостиничном хозяйстве Крыма. На протяжении 2007г. наиболее активно со-
трудничали с предпринимателями АР Крым инвесторы Российской Федерации, сумма направленных в эко-
номику республики прямых иностранных инвестиций за год составила 76,5 млн.долл.(объем увеличился по
сравнению с 2006 годом на 42,3%),Сейшел- 24,3млн.долл.,что в 155 раз больше, Кипра-17,8 млн.долл.(на
33,4%),Белоруссии-11,63 млн.долл.(в 8,8 р.б), Объединенного Королевства-10,4 млн.долл.(на 36,0%),США-
6,2 млн. долл.(на 29,3%),Австрии-4,3 млн. долл.(в 1,7 р. б.),Белиза-2,4 млн.долл.(в 1,9 р.б.). Впервые посту-
пили инвестиции из Индии-4,0 млн.долл., Британской территории в Индийском океане-1,7 млн.долл., Да-
нии-1,3 млн.долл.
Охрана здоровья
5,0
Сельское
хозяйство
4,2
Деятельность
гостиниц и
ресторанов
23,1
Прочие
3,3
Промышленность
64,4
Рис.1. Поступление инвестиций в АР Крым с начала реализации инвестиционных проектов
по видам экономической деятельности (в %, на 1.01.08.)
Инвестиционная деятельность, по-прежнему, наиболее активно развивается в гг.Ялте, Симферополе,
Армянске, Красноперекопске, и Алуште. Важно оценить эффективность инвестиций.
Бюджетный эффект для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соот-
ветствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта:
Бt=Дt-Рt [2,c.269].
Интегральный бюджетный эффект (Бинт) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюд-
жетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюд-
жетными расходами (Ринт). Бюджетные поступления, имеющие место в результате реализации проекта,
включают притоки от налогов, акцизов, пошлин и сборов, установленных существующим законодательст-
вом. Основу расходов бюджета составляют средства, которые бюджет не дополучит в результате предос-
тавления налоговых льгот.
Таким образом, несмотря на высокий бюджетный и социальный эффект ещё остаются проблемы при-
влечения иностранных инвестиций в экономику Крыма. Наиболее крупные из них: неэффективное и неста-
бильное законодательство; игнорирование требований законодательства; высокий уровень коррупции; не-
справедливая, политика лицензирования в Украине; проблемы ведения бухгалтерского учёта и отчетности.
Выводы по данному исследованию и перспективы дальнейшего развития проблемы.
Анализируя сложившуюся в Крыму ситуацию по привлечению и использованию инвестиций, можно
сделать вывод, что она не отвечает современным требованиям, несмотря на положительную динамику объ-
ёма инвестиций.
Для стимуляции этого процесса нужно принять ряд мер:
1. Для помощи потенциальному инвестору быстро и правильно сориентироваться в выборе необходи-
мого реципиента назрела необходимость создания единой национальной регистрационной системы (в пер-
Прытова М.Ю.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ АР КРЫМ
34
спективе возможно, на основе Лицензионной палаты Украины), как это сделано во многих развитых стра-
нах.
2. В будущем планируется создать агентства по инвестициям в регионах, которые будут заполнять ин-
формационный и организационный вакуум. Их действия должны включать: разработку чёткой и понятной
стратегии экономического развития региона на длительный период, определение отраслевых приоритетов,
оценку существующих инвестиционных ценностей региона и публикацию стоимости активов предприятий
региона с указанием методик расчёта, создание и введение перечня предприятий, находящихся в состоянии
банкротства.
3. Действующая законодательная база содержит относительно прав инвестора лишь декларативные ста-
тьи. Необходимо обеспечить, как минимум, пять основных прав инвестора: голоса, участие в прибылях,
проверку всех документов эмитента, приобретения новых эмиссий акций и получение части имущества при
ликвидации эмитента.
4. Следует разработать и законодательно закрепить процедуру слияния и поглощения коммерческих
структур, в активах которых имеются инвестиционные капиталы.
5. Развитие и использование в интересах региона научно-технического потенциала целесообразно по
направлениям:
– производство и переработка сельскохозяйственной продукции и продукции моря;
– здравоохранение и курортология, развитие нетрадиционных видов туризма;
– эфирные масла и продукты их переработки;
– машиностроение, приборостроение и судостроение;
– рациональное природопользование.
В перспективе для достижения этой цели планируется создание в Крыму Технологического парка
«Таврида» с инфраструктурой развития инновационной деятельности (инкубаторы бизнеса и технологий,
муниципальные инновационные финансово-кредитные учреждения, базовые инновационные центры и др.).
При этом главными принципами осуществления инвестиционной политики должны стать следующие:
– политическая стабильность государства и его прогнозируемость как субъекта международных отноше-
ний;
– стабильное законодательство относительно условий иностранного инвестирования;
– гибкость налогообложения, исходя из объёмов форм инвестирования;
– адекватность организационно-правового и информационного обеспечения привлечения иностранных
инвестиций;
– оптимальная достаточность – глубина проникновения иностранного капитала должна нивелироваться
исходя из интересов национальной безопасности [3, c.15].
Таким образом, проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику АРК остаются чрезвы-
чайно актуальными, особенно в контексте обострения конкуренции на рынках капитала. В дальнейшем мои
исследования будут касаться привлечения иностранных инвестиций в инновационные проекты следующих
отраслей: здравоохранения, нетрадиционных видов туризма, пищевой промышленности.
Источники и литература
1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций АРК в 2003-2007гг.// Сборник Гос-
комстата Украины главного управления статистики в АРК. – Симферополь, 2008. –37 с.
2. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты. – СПб. Издательство Михайлова В.А.,2002. – 622 c.
3. Чечетов М. Иностранные инвестиции: макроэкономический аспект // Экономика Украины. “Cвет”
2000.–15 с
Ткаченко С.А.
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИТАЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Введение
Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики развитых стран.
Особый статус данной отрасли определяется способностью генерировать инновации и активно их внедрять,
являясь тем самым двигателем экономического развития. Мировой автомобильный рынок находится в по-
стоянной динамике – непрерывно изменяется количество производителей, их доля на рынке, ассортимент
выпускаемой продукции, а также сами подходы к организации производства. Заметной тенденцией на со-
временном этапе развития является изменение географии автомобильной промышленности, а именно зна-
чительное повышение доли развивающихся стран – Китая, Индии, России и Бразилии.
Исследованиями мирового автомобильного рынка, его динамики и структуры, занимаются крупнейшие
корпорации, работающие в данной отрасли, аудиторские компании и маркетинговые агентства во всем ми-
ре.
Комплексным изучением экономики Китая занимались А.А. Давыдов, А.В.Шитов, В.В. Ильин, Д.В.
Поляков, китайские ученые Чжан Вэйминь, Чжан Хун Цзи, Чжан Сянго и др., однако автомобильной про-
мышленности при этом не уделялось достаточно внимания. Несмотря на высокие показатели роста китай-
ского автопрома причины этого роста и дальнейшие перспективы отрасли изучены слабо.
|