Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости
Збережено в:
| Дата: | 2008 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2008
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35633 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости / В.А. Лось // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 18. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35633 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-356332025-02-23T18:09:29Z Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости Лось, В.А. Тезисы докладов 2008 Article Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости / В.А. Лось // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 18. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35633 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Тезисы докладов Тезисы докладов |
| spellingShingle |
Тезисы докладов Тезисы докладов Лось, В.А. Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Лось, В.А. |
| author_facet |
Лось, В.А. |
| author_sort |
Лось, В.А. |
| title |
Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости |
| title_short |
Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости |
| title_full |
Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости |
| title_fullStr |
Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости |
| title_full_unstemmed |
Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости |
| title_sort |
концепция в.и. вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2008 |
| topic_facet |
Тезисы докладов |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35633 |
| citation_txt |
Концепция В.И. Вернадского как стратегия преодоления глобальной социоприродной неустойчивости / В.А. Лось // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 18. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT losʹva koncepciâvivernadskogokakstrategiâpreodoleniâglobalʹnojsocioprirodnojneustojčivosti |
| first_indexed |
2025-11-24T07:29:38Z |
| last_indexed |
2025-11-24T07:29:38Z |
| _version_ |
1849655955332005888 |
| fulltext |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
18
КОНЦЕПЦИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО КАК СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИОПРИРОДНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ
Лось В.А.
г. Москва. Россия
В.И. Вернадский – выдающийся представитель русского космизма, который, во-первых, один из пер-
вых мыслителей ХХв. оценил проблему реальности перспективной напряженности в глобальной системе
«человек-биосфера-Космос», и, во-вторых, предложил основные направления развития цивилизации, обес-
печивающие ее позитивную историческую динамику. Перспективы цивилизации связываются им с форми-
рованием ноосферы.
Ему не удалось завершить в окончательной форме учение о ноосфере. В работах, опубликованных при
жизни ("Несколько слов о ноосфере"), а в особенности в материалах, извлеченных из его обширного архива
("Научная мысль как планетное явление" и др.), даются лишь общие соображения о процессе "перехода"
биосферы в ноосферу.
Учитывая, что подавляющая часть современных публикаций В.И.Вернадского не готовились им к печа-
ти, не все стороны процесса "оразумления" биосферы прочерчены в явной форме. Это касается и историче-
ской периодизации "вхождения" человечества в ноосферу.
В одном случае В.И.Вернадский связывает становление ноосферы с историческим появлением челове-
ка, когда на "самых низших стадиях развития" наш предок начинает использовать примитивные орудия
труда; в другом – указывает на "вхождение в ноосферу", рассматривает ноосферу как "состояние наших
дней".
Очевидно, что речь должна идти о "ступенчатости" продвижения цивилизации к ноосфере. Первые ее
"всплески" можно связать действительно с появлением человека современного вида, способного трансфор-
мировать (первоначально хаотично) природную среду. Процесс "перехода" биосферы в ноосферу становит-
ся реальностью лишь тогда, когда создаются соответствующие условия (экономические, социальные, тех-
нологические, информационные и др.). И ясно, что соответствующие условия формируются лишь к концу
ХХ в.
В.И.Вернадский стремился исходить из принципов "научного эмпиризма", т.е. из фактов, реальность
которых не поддается фальсификации. Поэтому в его работах немало положений, критически трактующих
возможности и методы гуманитарного знания. Впрочем, надо иметь в виду, что В.И.Вернадский критиче-
ски относился к лишь идеологически ангажированному гуманитарному знанию, к марксистской теории, а в
особенности – к ее абсолютизации.
И все же, будучи представителем классической науки, В.И. Вернадский отдавал предпочтение эмпири-
ческому факту, рациональному анализу объективного мира, отвергая, по существу, научный статус ирра-
ционального. В своих воззрениях В.И.Вернадский исходил, во-первых, из возможности познания природ-
ных закономерностей, и, во-вторых, из возможности их неуклонного использования для «благополучия че-
ловеческого рода». Его исторический оптимизм базировался на непреложной вере в величие и благо науч-
ной мысли.
Исторический анализ показывает, что любая научная теория с течением времени корректируется с уче-
том новых фактов, претерпевает модернизацию. Изменяется отношение научного сообщества и к теории
ноосферы.
Отношение к ней претерпело трансформацию: от жесткой, идеологически обусловленной, критики в
30-х годах – за "идеализм", "абстрактность" и т.п.; к относительному "замалчиванию" в 40-х–50-х годах; и к
возрождению в 50-х–70-х годах, когда рассматривали ее в качестве конструктивного развития коммунисти-
ческих идей; до критики в 80-х–90-х годах.
Крупнейшие отечественные ученые ХХ в., считавшие себя учениками В.И. Вернадского (Н.Н. Моисеев,
А.Л. Яншин и др.), развивали тезис, в соответствии с которым процесс перехода биосферы в ноосферу от-
нюдь не утопия, а реальная теория, обеспечивающая перспективную гармонизацию взаимоотношений че-
ловечества и биосферы, стратегия цивилизации будущего, путь коэволюции (соразвития) человечества, об-
щества и биосферы.
С другой стороны, критики идеи ноосферы, исходили (и исходят) из того, в частности, что отвергают
абсолютизацию рационализма, ее научный оптимизм; отмечают "социальный утопизм" представлений об
общественной гармонии и т.п. Некоторые указывают на то, что усиление технико-антропогенной деграда-
ции биосферы отнюдь не свидетельствует об ее "переходе" в ноосферу.
И, тем не менее, представления В.И.Вернадского, в целом, выдержали самое трудное испытание – про-
верку временем. Некоторые его воззрения, скажем, о том, что идеи ноосферы "созвучны" представлениям
социализма, исторически преодолены; к другим – современная научная мысль лишь приближается (соци-
альная глобализация, биосферная интеграция знания и др.).
На рубеже ХХ-ХХ1вв. происходит Ренессанс ноосферных представлений. По существу, именно их реа-
лизация воплощается в концепции устойчивого развития, которая рассматривается как реальная стратегия
позитивного развития цивилизации будущего. Устойчивая цивилизация ХХ1в. – структурное управление
глобализацией в соответствии с ноосферными воззрениями, основные контуры которых сформулированы в
рамках философии «русского космизма».
|