Интеллигенция как социокультурный феномен
Saved in:
| Date: | 2008 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2008
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35715 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Интеллигенция как социокультурный феномен / О.Г. Мормуль // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 77. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35715 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-357152025-02-23T17:03:55Z Интеллигенция как социокультурный феномен Мормуль, О.Г. Тезисы докладов 2008 Article Интеллигенция как социокультурный феномен / О.Г. Мормуль // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 77. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35715 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Тезисы докладов Тезисы докладов |
| spellingShingle |
Тезисы докладов Тезисы докладов Мормуль, О.Г. Интеллигенция как социокультурный феномен Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Мормуль, О.Г. |
| author_facet |
Мормуль, О.Г. |
| author_sort |
Мормуль, О.Г. |
| title |
Интеллигенция как социокультурный феномен |
| title_short |
Интеллигенция как социокультурный феномен |
| title_full |
Интеллигенция как социокультурный феномен |
| title_fullStr |
Интеллигенция как социокультурный феномен |
| title_full_unstemmed |
Интеллигенция как социокультурный феномен |
| title_sort |
интеллигенция как социокультурный феномен |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2008 |
| topic_facet |
Тезисы докладов |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35715 |
| citation_txt |
Интеллигенция как социокультурный феномен / О.Г. Мормуль // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 134. — С. 77. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT mormulʹog intelligenciâkaksociokulʹturnyjfenomen |
| first_indexed |
2025-11-24T03:20:06Z |
| last_indexed |
2025-11-24T03:20:06Z |
| _version_ |
1849640255261507584 |
| fulltext |
90-летию Таврического национального университета им. В.И. Вернадского посвящается
77
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Мормуль О.Г.
г. Керчь. Украина
Интеллигенция – это один из феноменов, который так и или иначе привлекает к себе внимание в любой
исторический период. Причина такого внимания заключается не только в уникальности самого феномена,
не только в попытке интеллигенции самоопределиться и самореализоваться при любых политических и
экономических перипетиях, но и прочувствовать свою значимость и внести весомый вклад в культурное,
социально-экономическое, политическое и научное развитие. По мысли Г. И. Успенского, интеллигенция –
это «свет, и только то, что светит, или тот, кто светит, и будет исполнять интеллигентное дело, интелли-
гентную задачу».
Необходимость осознания феномена «интеллигенция» особенно остро проявляется в настоящее время.
К этому подталкивает политическая трансформация переходной эпохи, смена ценностных парадигм, гло-
бальность проблем, формирование нового человека (или человека новой формации). Интеллигенция как со-
циокультурный феномен объединяет в себе духовный и интеллектуальный уровень, толерантность и «ры-
царство», элитность и коммуникабельность. Феномен интеллигенции понимается в контексте:
– нравственных начал (Н. Н. Моисеев),
– процессов возрожденчества «как птица Феникс <…> из пепла революций» (А. А. Горелов, Т. А. Горе-
лова),
– «формального» понимания как определенной позиции в структуре общественных отношений (В. И.
Ленин, А. Грамши),
– восприятия самой себя как философии, так как претендует на статус самосознания культуры как мыс-
лительных процессов «за всех остальных» (В. Кузнецов),
– соотношения интеллигенции и религии (А. А. Лазарева).
Понимание интеллигенции как социокультурного феномена требует научного осмысления в контексте
культурологии, философии, психологии, истории, что позволит осознать новую аксиологическую потреб-
ность и значимость интеллигенции «на почве синтеза знаний и веры, синтеза, удовлетворяющего положи-
тельно ценную потребность интеллигенции в органическом соединении теории и практики, «правды-
истины» и «правды-справедливости» (Н. А. Бердяев), воспринимать интеллигенцию как педагогическую
проблему (М. С. Каган), в которой видится как образовательный процесс, так и воспитательный, и аксиоло-
гический.
На рубеже XX-XXI столетий появились новые понятия в отношении интеллигенции – это новая интел-
лигенция как «слой новой интеллигенции» (О. И. Карпухин), которая борется за свои идеалы; «интеллиген-
ция массы», то есть остальная часть образованного народа. В. Третьяков акцентирует внимание на таком
феномене, как «суд интеллигенции», хотя этот «суд» не является голосом всей интеллигенции, а представ-
ляет только ее малую телевизионную часть.
Современные общественно-политические процессы сформировали понятие «мнимой интеллигенции»
(А. С. Архангельская) или «полуинтеллигенции» (Ю. Ф. Олещук), где, с одной стороны, понимается обра-
зованный человек, занимающий определенную должность, с другой стороны, человек, в котором ощущает-
ся недостаток воспитания и культурных запросов. Это «человек с улицы» (Ю. Ф. Олещук) с поверхност-
ным интеллигентским лоском. «Мнимый интеллигент» или полуинтеллигент «не способен не столько ста-
вить, сколько решать старые в своей очевидности вопросы» (А. С. Архангельская), не в состоянии само-
стоятельно мыслить, особенно на общественные темы, хотя проявляет свою воинственность, очень активно
создает кумиров, авторитетов и поклоняется им. В целом полуинтеллигент выступает «имитатором интел-
лигента» (Ю. Ф. Олещук).
Однако феномен полуинтеллигента не в состоянии уничтожить одну из главных социокультурных
функций интеллигенции – это обеспечивать постоянство социальной памяти и организованность ее содер-
жания, будучи «мыслящим и чувствующим аппаратом нации» (П. Н. Милюков). Наиболее остро эта про-
блема выявила себя в постмодернистской культуре, в «бескультовости культурного человека», «в простран-
стве абсурдности, духовной маргинальности, нравственной охлократичности» (П. Н. Милюков), виртуаль-
ности и семиотичности, массовизации и клиповости культуры. Интеллигенция выступает «чувствилещем»
общества (П. Н. Милюков), сторонником традиций и новаций, является многомерным феноменом социо-
культурного развития, укрепляющим позиции народности, нравственных ориентиров. Интеллигент – это
тот, кто способен сдерживать агрессивность, подозрительность, комплекс неполноценности; тот, кто умеет
быть ответственным за свои поступки; тот, кто умеет проявлять уважение к другим. По мысли современно-
го исследователя Р. Пайпс, «интеллигент – это тот, кто не поглощен целиком и полностью своим собствен-
ным благополучием, а хотя в равной, но предпочтительно и большей степени печется о процветании всего
общества и готов в меру своих сил потрудиться на его благо».
Это еще раз подтверждает необходимость более глубокого осознания интеллигенции как социокуль-
турного феномена, особенно на рубеже XX-XXI столетий.
|