Рынок услуг как сектор экономики

Сложность и противоречивость развития сферы услуг, а также недостатки в регулировании этого процесса подтолкнула к проведению научных исследований и разработке вопросов, касающихся данной сферы в рыночной экономике на современном этапе. Новизна исследования состоит в том, что здесь определяется мест...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2005
1. Verfasser: Круглова, М.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2005
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35924
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Рынок услуг как сектор экономики / М.В. Круглова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 64. — С. 63-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35924
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-359242025-02-09T14:21:08Z Рынок услуг как сектор экономики Круглова, М.В. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Сложность и противоречивость развития сферы услуг, а также недостатки в регулировании этого процесса подтолкнула к проведению научных исследований и разработке вопросов, касающихся данной сферы в рыночной экономике на современном этапе. Новизна исследования состоит в том, что здесь определяется место рынка услуг в системе рынков социальной экономики, его влияния на экономику региона, раскрывается процесс ценообразования, спроса и предложения. Даются некоторые рекомендации, которые должны помочь дальнейшему развитию рынка услуг в Украине. Складність і суперечливість розвитку сфери послуг, а також недоліки в регулюванні цього процесу підштовхнула до проведення наукових досліджень і розробці питань, що стосується даної сфери в ринковій економіці на сучасному етапі. Новизна дослідження полягає в тому, що тут визначається місце ринку послуг у системі ринків соціальної економіки, його впливу на економіку регіону, розкривається процес ціноутворення, попиту та пропозиції. Даються деякі рекомендації, що повинні допомогти подальшому розвитку ринку послуг в Україні. The complexity and antipathy of sphere services development, shortage of regulation of these prosecc encouraged to construction of scientific investigations and working up questions about these sphere in marketing economics on the present-day phase. The novelty of these research work consist in definition of place services market in system of social ekonomic markets, his influence on region ekonomics, disclose the process of pricing, demands and propositions. Here are recommendations which can help to subsequent development marceting of services in Ukraine. 2005 Article Рынок услуг как сектор экономики / М.В. Круглова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 64. — С. 63-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35924 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Круглова, М.В.
Рынок услуг как сектор экономики
Культура народов Причерноморья
description Сложность и противоречивость развития сферы услуг, а также недостатки в регулировании этого процесса подтолкнула к проведению научных исследований и разработке вопросов, касающихся данной сферы в рыночной экономике на современном этапе. Новизна исследования состоит в том, что здесь определяется место рынка услуг в системе рынков социальной экономики, его влияния на экономику региона, раскрывается процесс ценообразования, спроса и предложения. Даются некоторые рекомендации, которые должны помочь дальнейшему развитию рынка услуг в Украине.
format Article
author Круглова, М.В.
author_facet Круглова, М.В.
author_sort Круглова, М.В.
title Рынок услуг как сектор экономики
title_short Рынок услуг как сектор экономики
title_full Рынок услуг как сектор экономики
title_fullStr Рынок услуг как сектор экономики
title_full_unstemmed Рынок услуг как сектор экономики
title_sort рынок услуг как сектор экономики
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2005
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35924
citation_txt Рынок услуг как сектор экономики / М.В. Круглова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 64. — С. 63-66. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT kruglovamv rynokuslugkaksektorékonomiki
first_indexed 2025-11-26T19:54:11Z
last_indexed 2025-11-26T19:54:11Z
_version_ 1849883995335032832
fulltext Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 63 располагаются в горизонтальной плоскости, при этом ответственность за принимаемое управленческое ре- шение ложится непосредственно на определенное лицо, а не на координационный отдел или правление. 2. Направленность и количество потоков первичной агрегированной информации имеют большее зна- чение для проектирования информационной системы, чем потоки управляющей информации. Именно эти потоки определяют потребности того или иного структурного подразделения в информации, необходимой для анализа и выработки альтернатив управленческих решений. Из проведенного анализа следует, что наи- большее количество потоков первичной агрегированной информации определяется в модели системного подхода и ситуационном подходе. Перегруженность информационными потоками в данном случае не явля- ется излишней, а продиктована самой организационной структурой, которая должна функционировать эф- фективно. Для обеспечения такой эффективности использование информационных технологий и внедрение информационных систем является необходимостью для данных моделей организационного управления. Своевременная и максимально полная информация для этих моделей является основой эффективного функ- ционирования. В классической и бихевиористической моделях упор делается на администрирование и лич- ностные качества соответственно. 3. Третий параметр – потоки оперативной информации – имеет большее значение для создания инфор- мационной системы, поскольку именно этот параметр определяет количество точек входа информации в информационную систему. На основе оперативной информации создается первичная агрегированная ин- формация, которая служит основой для выработки альтернатив и принятия решения. Поскольку потоки оперативной информации имеют очень сложную структуру и характеризуются большим количеством и вы- сокой интенсивностью их можно представить в виде сети. В современных условиях количество оператив- ной информации может стать узким местом в информационной деятельности предприятия, и как следствие, неэффективная экономическая деятельность предприятия. Решением этой проблемы является внедрение информационных систем для автоматизации потоков оперативной информации. В дальнейших исследованиях необходимо оценить интенсивность самих различных потоков. Это по- зволит дать количественные характеристики, на основе которых можно разрабатывать как сами информа- ционные системы, так и определить методы оценки эффективности существующих информационных сис- тем. Источники и литература 1. О’Шоннесси Дж. Принципы организационного управления фирмой. – М.: Изд-во МТ ПРОГРЕСС, 2001. – 250 с. 2. Поляков А.О. Инфородинамические основы управления предприятиями и холдинговыми компаниями. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. – 192 с. 3. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контрлинга. / Под ред. Турчака. А.А. – М.: Финансы и ста- тистика, 1997. – 280 с. Круглова М.В. РЫНОК УСЛУГ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ Сегодня Украина переживает сложный этап в своей истории, когда создаются институты независимо- го государства, складывается политическая система, создаются принципы внутренней и внешней полити- ки. Появляются новые виды услуг, которые призваны удовлетворять потребности населения. Однако сфе- ра услуг в Украине ещё далека от развитых стран. Причиной тому является наиболее низкий уровень раз- вития страны, недостаточное развитие материального обеспечения населения. Нынешние условия рыночной экономики подталкивают научных работников уделять большее внима- ние развитию услуг. Так, Л.В.Ткаченко в своей работе «Маркетинг услуг» отмечал, что в силу своей неопределенности и непостоянства сфера услуг требует государственное регулирование в большей степени, нежели рынки других товаров. Частые государственные вмешательства в функционирование рынка услуг объясняются не только политическими и социальными причинами, но и экономическими. М.В. Вачевский и В.Г. Скотный в «Маркетинге в сферах услуг» утверждают, что развитие рынка ус- луг должно опираться на новые механизмы хозяйствования, эффективные организационные структуры, экономическую свободу производства, что в условиях свободной конкуренции обеспечит насыщение рынка высококачественными услугами и будет содействовать экономическому прогрессу. Наблюдение за рынком – это постоянное наблюдение за всем, что происходит на рынке в его развитии, изменениях (в то- варах, ценах, покупателях и их интересах, конкурентах, политике, налогах, инвестициях и др., что непо- средственно влияет на производственно-хозяйственную и сбытовую деятельность предприятий услуг). Кандидаты экономических наук О. Васечко и И. Калачева в своей работе «Концептуальные подходы к формированию статистики производства товаров и услуг в рамках системы статистики предприятий» подчеркивают, что для отражения рыночной ситуации в целом, раскрытии действия рыночного механиз- ма, подборе инструментов, позволяющих на различных уровнях регулировать пропорции и темпы разви- тия рынка или его частей необходим обобщающий блок «конъюнктура рынка услуг», выступающий пока- зателем рынка услуг. Именно в данном блоке рассматриваются главные элементы рыночного механизма – спрос и предложение. Не смотря на то, что изучению рынка услуг посвящено достаточно много работ, необходимо отметить тот факт, что до сих пор эта сфера ещё не изучена до конца и требует пристального внимания к себе. Актуальность данной проблемы подтолкнула к проведению научных исследований и разработке во- просов, которые касаются сферы услуг в рыночной экономике на современном этапе. Целью работы является рассмотрение рынка услуг как сектора экономики, раскрытие его места, роли и функций, процесса ценообразования, спроса и предложения. Круглова М.В. РЫНОК УСЛУГ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 64 Исходя из этих целей вытекают следующие задачи: 1. Выявление экономических и финансовых показателей рынка услуг. 2. Определение места рынка услуг в системе рынков социальной экономики, его влияния на экономику региона. 3. Описание экономических закономерностей и особенностей механизма функционирования рынка ус- луг. Становление и развитие рынка услуг как отрасли характеризуется системой определенных экономи- ческих показателей, которые отражают количественный объем реализации услуг и их качественную сто- рону: - общий объем потребителей услуг; - средняя величина расходов потребителей услуг; - состояние и развитие материально-технической базы; - показатели финансово-экономической деятельности предприятия услуг; - показатели развития международного рынка услуг. Показатели финансово-экономической деятельности предприятия услуг включают: объемы реализо- ванных услуг и выручку от реализации услуг; показатели использования рабочей силы (производитель- ность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.); показатели использования производственных фон- дов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств); себестоимость услуг; прибыль; рентабельность; финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самооку- паемость и др.) Все вышеперечисленные показатели имеют определённое влияние на регион, в котором развивается сфера услуг. Развитие рынка услуг и увеличение объема услуг требует взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений. Рынок услуг оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д. Для получения мак- симальной выгоды от рынка услуг каждое государство разрабатывает свою политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Особенно в нынешних условиях переход Украины к рыночной экономике требует соответствующих подходов, разработки государственных программ развития и предоставление населению широкого спек- тра услуг в образовании, здравоохранении, в финансовых отношениях, в социальной защите и главное создание возможности повышения эффективности и качества социальной сферы услуг. При любой экономической системе нельзя пренебрегать социальной политикой. Государственные ор- ганы законодательной и исполнительной власти разрабатывают законы, которые защищают интересы на- селения, не только как потребителей услуг, но и их отношения с государственными органами власти. Прямое влияние рынка услуг на экономику страны или региона – это результат расходов потребите- лей услуг на покупку той или иной услуги. Кроме прямого влияния потребительских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или эффект мультипликатора, который вступает в силу по мере циркуляции потребительских расходов в регионе. Действие мультипликатора дохода от рынка услуг можно продемонстрировать на следующем приме- ре. Государственные архивы и их хранилища, государственные музеи, картинные галереи, историко- культурные заповедники, украинская фондовая биржа, государственные предприятия ювелирной про- мышленности, предприятия, которые производят ценные государственные бумаги и т.д. подлежат обяза- тельной охране подразделениями Государственной службы охраны при ГУ МВД Украины (УГСО) на до- говорной основе. Они, согласно договору, обязуются производить соответственную оплату за охранные услуги. Доход подразделений УГСО – это их выручка от продажи охранных услуг и товаров. В состав до- хода региона будут включены налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении регио- на. Деньги потребителей услуг начинают полностью работать на экономику региона, когда предприятие услуг покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от потребителей услуг, выплачивают из них заработную плату своим сотрудникам, которые, в свою оче- редь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т.д. Однако если работники, получив зарплату, тратят её на приобретение импортных товаров или отправляются за рубеж, где они приобретают ту или иную ус- лугу, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона. Для получения максимальной экономической прибыли от расходов потребителей услуг необходимо вкладывать как можно больше денежных или материальных средств, предназначенных для удовлетворе- ния потребностей потребителей услуг, в местную экономику путем покупки национальных товаров и ус- луг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способ- ствует развитию данного региона. Например, отсутствие денежных средств у населения приводит к следующему, вместо того, чтобы сделать приблизительно на 25–30% покупки одежды, обуви, и других предметов домашнего потребления, люди покупают их в магазинах «second-hand» по низким ценам. Эти товары, завезенные в Украину за бес- ценок, наносят большой ущерб отечественному товарному производству и развитию сферы услуг. Вся классическая наука исходит из того, что одним из основных законов рынка является закон стои- мости, который действует и на рынке услуг. Закон стоимости в условиях рынка услуг выступает как своеобразная «невидимая рука», которая на- правляет производителей услуг к достижению поставленной цели – получению личной выгоды и удовле- творению собственного интереса. Действия потребителей услуг определяются действием закона спроса и предложения. Этот закон ус- танавливает прямую зависимость между ценой и предложением и обратную зависимость между ценой и спросом. Известно, что чем больше покупательская способность населения, тем активнее товарооборот, тем Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 65 быстрее население тратит деньги, полностью удовлетворяется и увеличивается спрос на сферу услуг. Си- туация, которая сложилась в отношениях товаропроизводителей нельзя назвать желаемым результатом в области торговли. В основном, рынок сводится к реализации продуктов питания, чаще всего первой необ- ходимости, а рынок в сфере услуг оттесняется на второй план. В общем, рынок услуг считается эластичным по доходу ( 1>Υε ). Он связан с необязательными (дис- кретными) расходами, и поэтому очень подвержен влиянию изменений в доходах потребителей. Услуги – это одна из первых статей расходов, которая сокращается вслед за уменьшением дохода и зачастую уве- личивается в большей пропорции по мере повышения дохода. Тем не менее, существует мнение, что ры- нок услуг неэластичен по доходу ( 1<Υε ), по крайней мере, в процветающих странах. Однако, фактиче- ски значительная часть эмпирических оценок эластичности по доходу дала значения гораздо больше еди- ницы. Это означает, что спрос на услуги является эластичным по доходу. Спрос подвержен сильному влиянию предложения и ограничивается им. При использовании в про- цессе планирования показателей спроса необходимо учитывать и аспекты предложения. Обмен спроса на предложение на рынке услуг означает обмен денег потребителя услуг на сами услу- ги. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производите- ля (продавца) и конкретного потребителя, а с другой стороны – создаются условия для расширенного вос- производства. Данный процесс зависит от цены на ту или иную услугу. Ценообразование в сфере услуг имеет целый ряд особенностей: 1. Услуги представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены. 2. Устойчивость спроса на услуги зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при ус- тановлении цен на них следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вы- зывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей. 3. Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере ус- луг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов; например, спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер. 4. Услуги реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынках, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования. 5. Цены на услуги должны включать потребительские стоимости, которые на принимают непосредст- венно товарную или не являются продуктами труда, а созданы природой. Цена на услуги имеет два предела: нижний – себестоимость произведенного товара, и верхний – опре- деляется спросом на данный товар. Следовательно, величина цены на ту или иную услугу определяется её стоимостью и спросом. Кроме того, на цену влияет целый ряд факторов: класс обслуживания, используемое транспортное средство, форма обслуживания (групповая и индивидуальная), конъюнктура рынка услуг, сезонность предоставле- ния услуг, эффективность рекламы и т.п. Расчет цены производится исходя из нормативной себестоимо- сти услуг. Следует учитывать, что цена должна быть гибкой, то есть обладать маневренностью и дина- мичностью. Таким образом, на современном этапе развития рынка услуг существуют две тенденции: подвержен- ность рынка влиянию политических и экономических факторов и способность его к быстрому восстанов- лению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Все эти тенденции оказывают определенное влияние на развитие сферы услуг, затрагивая и экономические аспекты развития рынка услуг. Анализ экономиче- ских аспектов развития сферы услуг позволяет сделать следующие выводы: Рынок услуг обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития. Однако необходимо приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли, принимая во внимание не только социальные выгоды, но и все издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Система показателей развития рынка услуг для региона включает: общий объем потребителей услуг, средняя величина расходов потребителей услуг, состояние и развитие материально-технической базы, по- казатели финансово-экономической деятельности предприятия услуг, показатели развития международно- го рынка услуг. Можно сделать следующие рекомендации, которые должны помочь дальнейшему развитию рынка ус- луг в Украине в современных рыночных условиях: - государственным органам применять системный подход к решению проблем сферы услуг, позво- ляющий выявить и стимулировать те виды услуг, которые приносили бы всем участникам рынка услуг возможно большую экономическую пользу при одновременной минимизации недостатков затрат, будь они экономического, экологического или социального характера, а также создавать и реализовывать ком- плексные государственные программы регионального развития; - разработать методику учета и расчета вклада сферы услуг в экономику региона; - в условиях современной экономической ситуации консолидировать свои усилия и финансовые воз- можности по разработке и продвижению новых услуг, внедрять современные международные информа- ционные и коммуникационные технологии в целях обеспечения более эффективной деятельности субъек- тов предпринимательской деятельности в сфере услуг. Источники и литература 1. Вачевський М.В., Скотний В.Г. Маркетинг в сферах послуг: Навчальний посібник. – Київ: «Центр на- вчальної літератури», 2004. – 232 с. 2. Васечко О., Калачева И. Концептуальные подходы к формированию статистики производства товаров и услуг в рамках системы статистики предприятий // Экономика Украины. – №2. – 2003. – С. 23–31. 3. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М. Финансы и статистика, 2000. – 320 с. Круглова М.В. РЫНОК УСЛУГ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 66 4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.2: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.– XV, 528 с. 5. Постановление Кабинета министров Украины «О мероприятиях по совершенствованию охраны объ- ектов государственной и других форм собственности» № 615 от 10 августа 1993 г. 6. Ткаченко Л.В. Маркетинг послуг: Підручник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 1992 с. Наливайченко Е.В. ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ В настоящее время экономический национализм с его жесткими ограничениями на международные обме- ны, перелив капиталов и товаров сменяется международным деловым сотрудничеством. Глобальная экономика базируется на свободном передвижении информации, денег, рабочей силы, происходит интеграция рынков, по которым ежедневно «проходит» капиталов на сумму свыше 1 трлн. долл. США [1]. В последние десятилетия не раз доказывали свою эффективность зоны свободной торговли. В мировой практике зона свободной торговли – это форма экономической интеграции нескольких государств, при которой упраздняются таможенные пошлины и прочие торговые ограничения между отдельными странами- участницами. ЗСТ способствует развитию инфраструктуры, повышает экспортные возможности, позволяет преодолевать трудности на рынке по сбыту продукции и оказанию услуг. Наибольшее число зон свободной торговли действует в индустриально развитых странах: в Европе насчитывается около 130 таких зон, в США – более 190 [2]. Всеобщее признание экономической эффективности ЗСТ и их повсеместное распространение привели к созданию национальных и международных организаций, регламентирующих и контролирующих развитие сво- бодной экономической деятельности. Крупнейшими из них являются такие институты, как Национальная ассо- циация зон свободной торговли в США (National Association of Foreign Trade Zones, NAFTZ) и Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЕС). В современной экономике для зон свободной торговли в США характерен необычайно быстрый рост. Уси- ливающаяся конкуренция в международном масштабе заставила многие компании, связанные с экспортом и импортом, по-новому оценить свою деятельность и подумать над преимуществами зон свободной торговли. За период между 1934 г., когда конгресс США принял Закон о зонах свободной торговли, и 1970 г. в Со- единенных Штатах существовало всего 12 таких зон. Но в последующие 20 лет их число быстро росло и к 1990 г. составило уже 158 зон общего назначения и 168 филиалов, которые предназначались под производственные объекты. В настоящее время количество зон общего назначения увеличилось до 194, а филиалов – до 255. Управление зонами свободной торговли в Вашингтоне сообщает о том, что ежегодно оно получает около 70 заявок на получение статуса зоны свободной торговли [1]. В качестве типичного примера американской свободной торговой зоны можно привести порт Хьюстон (штат Техас), который получил статус зоны свободной торговли в 1983 г. Многосторонний характер этой зоны свободной торговли № 84, известной также как зона Малькольм Болдридж, привлек к ней большой интерес де- ловых кругов и способствовал дальнейшему экономическому росту Хьюстона. Действуя под началом администрации порта Хьюстона, зона обеспечивает клиентам широкий спектр ус- луг, включая складирование жидких грузов, предоставление пакгаузов, крытых стоянок автомобилей и др. Только зона общего назначения насчитывает 12 участков, четырьмя из них владеет администрация порта. Они могут быть сданы в аренду для строительства различных объектов, в том числе административных и промыш- ленных. Эти четыре участка включают в себя технический парк, расположенный вдоль судоходного канала, контейнерный терминал и предприятие по обработке грузов. Другие восемь участков предназначены для ока- зания услуг частным компаниям. Три из них используются для складирования жидких химических веществ и нефтепродуктов, четыре – для гаражного хранения автомобилей, складирования стальных изделий, труб, про- ката. За последние годы статус зоны свободной торговли получили семь филиалов хьюстонской зоны № 84, что позволило развернуть там деятельность различных промышленных компаний, в частности, компании «Дюпон» – по производству фтористоводородной кислоты; компании «Фибро Рифайнери» – по очистке нефтехимиче- ских продуктов, компании «Гудмен маньюфакчери» – по производству холодильных агрегатов, компании «Варко Шафер» – по сборке нефтеперегонного оборудования и т. д. [1, 3]. В последнее время зоны свободной торговли уже не ограничиваются портами или небольшими районами, они начинают захватывать в сферу своего влияния регионы и даже целые континенты. С 1993 г. действует со- глашение о создании североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), подписанное США, Канадой и Мексикой. HAФTA предусматривает создание самого крупного в мире единого торгово-экономического про- странства. Внутри торговой зоны осуществляется свободное от любых пошлин перемещение товаров, инвести- ций и услуг. С 1994 г. началась поэтапная, рассчитанная на 15 лет, отмена национальных тарифов [4, 5]. На наш взгляд, при формировании ЗСТ на территории СНГ необходимо учесть тот факт, что для решения проблем, которые могли возникнуть на первом этапе интеграции в результате противоречия национальных за- конодательств, США, Канада и Мексика договорились при необходимости формировать специальные двусто- ронние арбитражные комитеты, которые вправе накладывать на сторону, признанную виновной, штраф. В 1991 г. президентами Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая был подписан договор о создании на территории этих стран к началу 1995 г. зоны свободной торговли (МЕРКОСУР). МЕРКОСУР стал первым примером механизма интеграционного сотрудничества в Латинской Америке, принесшего осязаемый результат в весьма короткие сроки – только за первые 12 месяцев после подписания соглашения южноамериканские го- сударства смогли на 45% увеличить торговый оборот между собой (с 4 до 6 млрд. долл. США). За первый год таможенные налоги были снижены на 47% и понижались впоследствии каждые полгода еще на 7% [1]. Как и страны СНГ, все государства этого объединения значительно отличаются степенью открытости сво- их экономик и темпами осуществляемых реформ.