Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма

Активное участие государства в экономической жизни диктуется самим рыночным механизмом, порождающим ряд причин. Различным областям рыночной экономики соответствуют различные эффективные методы государственного регулирования, стабилизирующие рыночную экономику, что прослеживается во многих странах ми...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2005
Main Authors: Наливайченко, С. П., Наливайченко, Е.В.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2005
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35945
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма / С. П. Наливайченко, Е.В. Наливайченко // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 65. — С. 52-55. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-35945
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-359452025-02-09T17:11:43Z Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма Наливайченко, С. П. Наливайченко, Е.В. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Активное участие государства в экономической жизни диктуется самим рыночным механизмом, порождающим ряд причин. Различным областям рыночной экономики соответствуют различные эффективные методы государственного регулирования, стабилизирующие рыночную экономику, что прослеживается во многих странах мира. Изучение задач классической и современной экономической теории позволяет национальной государственной системе избрать правильные ориентиры в процессе влияния на рыночную экономику. 2005 Article Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма / С. П. Наливайченко, Е.В. Наливайченко // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 65. — С. 52-55. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35945 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Наливайченко, С. П.
Наливайченко, Е.В.
Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма
Культура народов Причерноморья
description Активное участие государства в экономической жизни диктуется самим рыночным механизмом, порождающим ряд причин. Различным областям рыночной экономики соответствуют различные эффективные методы государственного регулирования, стабилизирующие рыночную экономику, что прослеживается во многих странах мира. Изучение задач классической и современной экономической теории позволяет национальной государственной системе избрать правильные ориентиры в процессе влияния на рыночную экономику.
format Article
author Наливайченко, С. П.
Наливайченко, Е.В.
author_facet Наливайченко, С. П.
Наливайченко, Е.В.
author_sort Наливайченко, С. П.
title Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма
title_short Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма
title_full Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма
title_fullStr Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма
title_full_unstemmed Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма
title_sort государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2005
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/35945
citation_txt Государственное регулирование реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма / С. П. Наливайченко, Е.В. Наливайченко // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 65. — С. 52-55. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT nalivajčenkosp gosudarstvennoeregulirovanierealizaciirynočnyhinteresovsubʺektovrynočnogomehanizma
AT nalivajčenkoev gosudarstvennoeregulirovanierealizaciirynočnyhinteresovsubʺektovrynočnogomehanizma
first_indexed 2025-11-28T11:33:10Z
last_indexed 2025-11-28T11:33:10Z
_version_ 1850033680165109760
fulltext Мамонтова О.В. РОЛЬ СИСТЕМЫ ТРЕНИНГОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ КОНТРОЛЛИГА В УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 52 задачу – ознакомление управленческих работников со стратегическим контроллингом и пробуждение интереса к этому направлению экономической работы предприятия. Но для достижения более высокого уровня интеграции стратегического контроллинга не достаточно применять систему тренингов-семинаров, в этом случае необходимо так же использовать и другие методы. Выводы. Таким образом, проведенный в данной статье анализ результатов интеграции контроллинга в систему управления предприятиями ЮБК с помощью организации тренингов-семинаров для руководителей предприятий и работников финансово-экономических служб показывает, что использования данной методики позволяет существенно повысить уровень применения методов контроллинга в процессе подготовки и принятия управленческих решений на исследуемых предприятиях. Источники и литература 1. Гладких Н. Контроллинг в системе европейского менеджмента: уроки для Украины. // Вісник Тернопільської академії народного господарства. – 2000. – Спеціальний випуск № 15–4. –С. 85–89. 2. Дунаев В.Н., Шумов В.А. Автоматизация бюджетирования и контроллинга // Корпоративные системы. – 2002. – № 1. – С. 62–66. 3. Килимнюк В. Еволюція контролінгу. Його місце та роль в економіці підприємства. // Економіст. – 2004. - № 1. – С. 47-49. 4. Контроллинг как инструмент управления предприятием/ Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. – 297 с. 5. Красник Н. Перспективы создания службы контроллинга на украинских предприятиях. // Менеджмент и менеджер. – 2003. – № 4. – С. 25–29. 6. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова /Под ред. и с предисл. д- ра экон. Наук В.Б.Ивашкевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 304 с.: ил. 7. Новікова І.В. Шляхи застосування системи фінансового контролінгу у діяльності вітчизняних підприємств. // Актуальні проблеми економіки. – 2002. – № 4. – С. 35–40. 8. Пушкар М.С. Контролінг: Монографія. – Тернопіль: Карт-бланш, 1997. – 146 с. 9. Ряшенцев В. "Стратегический и оперативный контроллинг". // Менеджмент и менеджер. – 2003. – № 4. – С. 11–15. 10. Смирнов С.А. Контроллинг: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999. – 196 с. 11. Скударь Г.М., Канурная З.Ф. Управленческий учет в системе внутрифирменного менеджмента // Економіка промисловості. – 1999. – № 4. 12. Сухарева Л.А., Петренко С.Н. Контроллинг – основа управления бизнесом. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2002. – 208 с. 13. Сухарева Л., Петренко С. Проблемы адаптации и предпосылки организации контроллинга в отечественной теории и практике. // Бухгалтерский учет и аудит. – 2001. – № 8. – С. 32–36. 14. Терещенко О.А. Функциональный инструментарий контроллинга и его роль в организации антикризисного финансового менеджмента. // Экономика предприятия. – 2000. – № 2–3. – С. 46–58. 15. Терещенко О.О. Контролінг у системі антикризового управління підприємством. // Фінанси України. – 2001. – № 12. – С. 56–63. 16. Уткин Э.А., Мырынюк И.В. Контроллинг: российская практика. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 272 с. 17. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с. 18. Штрайт Б., Петрик Е. Контроллинг в реализации информационной функции. // Бухгалтерский учет и аудит. – 1995. – № 7. – С. 35–39. 19. Штрайт Б., Петрик Е. Контроллинг в реализации функций планирования и контроля. // Бухгалтерский учет и аудит. – 1995. – № 6. – С. 31–35. 20. Штрайт Б., Петрик Е. Контроллинг в управлении предприятием. // Бухгалтерский учет и аудит. – 1995. – № 5. – С. 32–36. 21. Шульга Н. Ризик-контролінг як складова інтегрованої системи управління банківськими ризиками. // Вісник Київського національного торговельно-економічного університету. – 2003. – № 6. – С. 91–96. 22. Юркевич Я. "От контроля к контроллингу и не только" // Менеджмент и менеджер. – 2003. – № 4. – С. 4–10. Наливайченко С.П., Наливайченко Е.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА I.Введение. Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил К. Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 53 последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим, более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной экономической теории, на наш взгляд, считается вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства [1, 2, 3, 4, 5]. II.Постановка задачи. Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами. Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма-конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентноспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции [6]. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением. Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания работоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет спасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения. Ш.Результаты. В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов. Административное регулирование. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях: - прямой контроль государства над монопольными рынками; - административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов; - обеспечение экономической безопасности производства; - разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением; - определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека; - защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений. Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно работают на повышение эффективности экономических отношений. Однако воздействие государства на экономику не может носить произвольный характер. Рыночный механизм диктует экономическим действием государства свои требования. Применение внешних регуляторов не должно вести к ослаблению рыночных стимулов. В противном случае общество Наливайченко С. П., Наливайченко Е. В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА 54 сталкивается с такими явлениями, как разрегулирование кредитно-денежной системы и государственных финансов, рост безработицы и инфляции и т.д. Экономическое регулирование. В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы – это системы «смешанные». Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Но во всех случаях, экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль. Ряд экономических задач правительства имеют целью поддержать и облегчить функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести: -обеспечение правовой базы, регулирующей функционирование инфраструктуры рынка, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; -защита экономической самостоятельности, конкуренции и обеспечения равноправия всех форм собственности; -перераспределение общественного продукта в интересах социально незащищенного и экономически не самостоятельного населения; -корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры и сбалансированности национального продукта и национальной экономики; -стабилизация экономических процессов, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста; -содействие и поддержание рыночного механизма демонополизации экономики. С целью достижения экономического роста любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, с целью стимулирования совокупного спроса, а с другой стороны – сокращать налоги с целью стимулирования инвестиций частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если государство попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики, производящие совокупный общественный продукт. Когда совокупные расходы превышают величину совокупного продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен и раскручивание механизма инфляции. Государственное предпринимательство. Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно. В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится до 25% национального богатства. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40% вместо 5–10% в начале века. Государственные инвестиции в экономику в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции – до 25%, Италии и Великобритании – до30%, в Австрии и Франции – свыше 40% общего объема капитальных вложений. Практически, на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования [6]. Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму. Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: -обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; -стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; -координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; -создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; -выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; -поддержание в нормальном состоянии кредитно-денежной и финансовой системы. Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 55 хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства. Налоговая политика и бюджетное регулирование. В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие: Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производственного капитала, позволяют ему взять под свой контроль практически весь совокупный общественный спрос . В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в разных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике на Украине. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития. Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает при перераспределении через бюджет, более 30% от суммы всех доходов предпринимателей и населения [7, 8]. В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системы Украины и несовершенства законодательной базы, для большинства промышленных и агропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, что привело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же время посреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на «дорогом» кредите, получают многомиллионные прибыли. Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста. Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики – защиту накоплений предприятий и населения. IV.Выводы. Изучение данной темы дает обильную пищу для полемики и дискуссий. Государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели, в большинстве случаев, тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадает с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно благоприятствовать реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма на современном этапе развития национальной экономики является достижение оптимального соотношения административных и демократических мер в процессе влияния на рыночную экономику. Источники и литература 1. Гурне Б. Державне регулювання. – К.,1993. 2. Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки. – К.: Т-во “Знання”, 2000. 3. Мочерний С.В. Основи економічних знань. – Львів, 2000. 4. Башнянин Г.І., Лазур Л.Ю., Медведєв В.С. Політична економія. – К., Видавництво “Ніка-Центр Ельга”, 2000. 5. Мочерный С.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. Основы экономической теории. – К., Издательство «Знання», 2000. 6. Наливайченко С.П. Основи теорії державного регулювання економіки. – Сімферополь: Таврія, 2003. – 420 с. 7. Юхименко П.І., Леоненко П.М. Історія економічних учень. – К., 2000. 8. Wilson J.O. The Power Economy Building an Economy thet Works. – Boston, 1995. – 226p.