Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК

Цель статьи – сформулировать комплексный механизм обеспечения эффективности рыбохозяйственных предприятий в Автономной Республике Крым, предполагающий реформирование внутреннего и внешнего экономического механизма предприятий для стабилизации и формирования возможностей эффективного развития отрасл...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2010
Автор: Алексахина, Л.В.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2010
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36062
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК / Л.В. Алексахина // Культура народов Причерноморья. — 2010. — № 177. — С. 41-47. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-36062
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-360622025-02-23T20:05:10Z Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК Алексахина, Л.В. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Цель статьи – сформулировать комплексный механизм обеспечения эффективности рыбохозяйственных предприятий в Автономной Республике Крым, предполагающий реформирование внутреннего и внешнего экономического механизма предприятий для стабилизации и формирования возможностей эффективного развития отрасли. 2010 Article Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК / Л.В. Алексахина // Культура народов Причерноморья. — 2010. — № 177. — С. 41-47. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36062 338.43:639 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Алексахина, Л.В.
Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК
Культура народов Причерноморья
description Цель статьи – сформулировать комплексный механизм обеспечения эффективности рыбохозяйственных предприятий в Автономной Республике Крым, предполагающий реформирование внутреннего и внешнего экономического механизма предприятий для стабилизации и формирования возможностей эффективного развития отрасли.
format Article
author Алексахина, Л.В.
author_facet Алексахина, Л.В.
author_sort Алексахина, Л.В.
title Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК
title_short Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК
title_full Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК
title_fullStr Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК
title_full_unstemmed Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК
title_sort комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий арк
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2010
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36062
citation_txt Комплексный механизм обеспечения эффективного развития рыбохозяйственных предприятий АРК / Л.В. Алексахина // Культура народов Причерноморья. — 2010. — № 177. — С. 41-47. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT aleksahinalv kompleksnyjmehanizmobespečeniâéffektivnogorazvitiârybohozâjstvennyhpredpriâtijark
first_indexed 2025-11-24T22:03:37Z
last_indexed 2025-11-24T22:03:37Z
_version_ 1849710941154836480
fulltext Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 41 наблюдаться рост цен. Прогнозирование на более длительный период считается нецелесообразным, поскольку на стоимостные показатели влияют внешние факторы: ситуация сложившаяся на мировом рынке, экспортно- импортная политика государства, введение новых законопроектов. Тенденция роста цен и показателей, влияющих на цены реализации сельскохозяйственной продукции обуславливает необходимость регулирования ценообразования сочетая рыночное регулирование с государственным. Именно такой подход позволит устанавливать оптимальные цены на сельскохозяйственную продукцию. С целью устранения монопольного давления предприятий-поставщиков сырья и закупщиков продукции у сельхозпроизводителей необходимо применение адекватных мер со стороны антимонопольного комитета, местных районных госадминистраций и комитетов по контролю за ценами. Для решения социальных вопросов и предупреждения резких колебаний цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию на региональном уровне необходимо проводить ежедневный мониторинг, проверять качество и сроки хранения поставляемой сельхозпродукции возложив эту задачу на контролирующие органы, в частности, на комитет по защите прав потребителей и комитет по регулированию цен. Вместе с тем, регулирование цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию можно осуществлять путем обеспечения гарантированной цены реализации производителям сельхозпродукции. Одновременно государственное регулирование цен должно быть направлено на сглаживание и смягчение резкого падения цен в случае избыточного предложения внутреннего и внешнего производства. Литература 1. Галушко В.П. Ціноутворення і маркетинг в АПК розвинутих країн / В.П. Галушко, О.А. Ковтун // Економіка АПК. – 1995. – № 9. – С.89–93. 2. Глібов Р.В. Формування збалансованого цінового механізму в молокопродуктовому підкомплексі / Р.В. Глібов // Економіка АПК. – 2006. – № 7. – С.105 – 108. 3. Дем,яненко С.І. Особливості формування виробничих витрат і цін на продукцію сільського господарства / [В.І. Бойко, М.П. Коржинський, В.В. Лазня та ін.]; за ред. П.Т. Саблука, В.І. Бойка. – К.: ІАЕ УААН, 1996. – 277 с. 4. Гайдуцкий П.И. Регулирование аграрной сферы / П.И. Гайдуцкий // Економіка АПК, 2004. – № 7. – С.13 – 17. 5. Чечель О.М. Необхідність державного регулювання ціноутворення на продукцію сільського господарства / О.М. Чечель // Економіка АПК. – 2001. – № 6. – С.91 – 96. 6. Закон Украины: Про державну підтримку сільського господарства України: от 24.06.2004 г. № 1877-IV / Верховна Рада України // Відомості Верховної Ради України вiд 03.12.2004 – № 49. – ст. 527 із змін. та доп. № 1782-VI (1782-17 ) від 22.12.2009. – № 43. – ст.638. Алексахина Л.В. УДК 338.43:639 КОМПЛЕКСНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АРК Постановка проблемы – в современных условиях рыбохозяйственный комплекс Крыма находится в кризисном положении и только комплексный подход к данной проблеме способен стабилизировать ситуацию и создать условия для рационализации использования имеющегося потенциала. Специфика деятельности предприятий рыбного хозяйства обусловливает особенности механизма обеспечения их эффективного функционирования. Анализ последних исследований – в последних исследованиях деятельности рыбодобывающих и рыбообрабатывающих предприятий рассматриваются различные аспекты их функционирования, освещены основные отраслевые проблемы, изложены различные подходы к решению ряда этих проблем, в том числе по государственной поддержке отрасли. Цель статьи – сформулировать комплексный механизм обеспечения эффективности рыбохозяйственных предприятий в Автономной Республике Крым, предполагающий реформирование внутреннего и внешнего экономического механизма предприятий для стабилизации и формирования возможностей эффективного развития отрасли. 42 Алексахина Л.В. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АРК Основная часть. Ведение рыбного хозяйства является традиционным видом занятости населения в Автономной Республике Крым и связано с Азово-Черноморским бассейном и внутренними водоемами. Поддержание эффективного функционирования данной отрасли весьма актуально для обеспечения продовольственной безопасности государства, для приближения к физиологически обоснованной норме потребления белка водного происхождения на душу населения, что будет способствовать обеспечению сбалансированности питания населения региона и в итоге росту продолжительности жизни. В современных условиях рыбохозяйственный комплекс, представленный предприятиями разных форм собственности, находится в кризисном состоянии. Рыбное хозяйство Крыма в целом характеризуется отсутствием собственного оборотного капитала, низким уровнем концентрации собственного капитала, низким уровнем финансовой устойчивости и ликвидности разных видов активов. Это является следствием, а в будущих периодах причиной низкого уровня деловой активности предприятий. Причины сложившейся ситуации носят как экологический, так и экономический характер. В последние десятилетия акватория Азово-Черноморского бассейна, особенно в прибрежной зоне, подвержена значительной антропогенной нагрузке. Поэтому уменьшаются продукционные возможности бассейна [1, 2]. Поскольку на небольших промысловых участках сконцентрирован весь рыбопромысловый флот Украины, затруднена добыча рыбы-сырца, как начального этапа технологического цикла производства рыбопродукции. Это отражается на ухудшении качества исходного сырья, сокращении его количества и соответственно на росте затрат на добычу, как прямых, так и косвенных. Для предприятий рыбного хозяйства АРК, особенно для хозяйств рыболовецкой колхозной системы, характерно сочетание в рамках одного субъекта хозяйствования операций добычи и переработки рыбы-сырца в готовый продукт, а также реализация готовой продукции: Добыча => обработка => реализация готовой продукции. Коэффициент специализации этих предприятий на добыче рыбы-сырца по критерию доли вида деятельности в формировании валового дохода предприятий и хозяйств колеблется в пределах 29-38%, что в значительной степени определяет исходные экономические предпосылки снижения эффективности рыбопереработки. Взаимозависимость отраслей рыбного хозяйства очевидна, кроме того, только при нахождении определенного баланса их интересов возможно развитие всего этого сложного комплекса, поскольку чрезмерное развитие или упадок одной из отраслей влечет за собой негативные последствия для других, а как результат разрушаются условия эффективного функционирования всего рыбного хозяйства и процесс обеспечения сбалансированного питания населения государства силами отечественных предприятий, усиливая зависимость от импортируемой рыбопродукции, что ставит под угрозу продовольственную безопасность Украины. Мы считаем приоритетным принятие мер по стабилизации и развитию рыбного хозяйства в Крыму, поскольку это позволит обеспечить население минимально необходимыми нормами потребления белков и жиров водного происхождения, а нужды животноводства, птицеводства, звероводства, товарного рыбоводства и других отраслей хозяйства - кормовой и технической рыбопродукцией. Однако, только комплексный подход к данной проблеме способен стабилизировать положение и создать условия для рационализации использования имеющегося потенциала, то есть необходимо проведение ряда разноплановых мероприятий по привлечению всех имеющихся резервов. Это приведет к качественной трансформации существующей хозяйственной системы. Для рыбной отрасли ее следует проводить на трех уровнях – общегосударственном, региональном (отраслевом) и на уровне отдельных предприятий (см. табл. 1). Альтернативным вариантом обеспечения рыбоперерабатывающих предприятий сырьем в современных условиях низкой эффективности добычи сырья и снижения ее объемов целесообразно считать рыбоводство (искусственное выращивание рыбы-сырца) [3]. Таблица 1 Комплекс мер по обеспечению стабилизации и эффективного развития рыбохозяйственных предприятий Крыма Сфера механизма функционирования Ресурсное обеспечение функционирования рыбохозяйственного комплекса (институциональные единицы, ресурсы и условия) Уровень влияния Необходимые мероприятия по формированию комплексного механизма обеспечения эффективного функционирования рыбохозяйственных предприятий Правовое обеспечение Законодательно- нормативная база функционирования Общегосударственный Ограничение импорта рыбопродукции на законодательном уровне; Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 43 рыбохозяйственного комплекса: Водный кодекс Украины последняя редакция от 01.01.2008; Закон Украины "О Национальной программе строительства судов рыбопромыслового флота Украины на 2002-2010 гг. от 17 января 2002 г. № 2987-III; Закон Украины "Об общегосударственной программе развития рыбного хозяйства Украины на период до 2010 года" от 19 февраля 2004 г. № 1516-IV; Закон Украины "О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них" № 1461-IV в редакции от 24 февраля 2004 г.; И другие нормативные акты Нормативно-правовые акты Госкомрыбхоза Отраслевой Принятие государственных программ на следующие периоды с учетом прогнозирования развития экономической конъюнктуры и недовыполнения поставленных целей и задач программами прошлых периодов; Обеспечение сопоставимости нормативно-правовых актов по развитию рыбного хозяйства и главного финансового документа государства - Государственного бюджета Украины - следующих периодов; Учет интересов хозяйствующих субъектов отрасли при определении статей расходов государства, в связи с особой ее значимостью для продовольственной безопасности Украины; Принятие подзаконных актов, способствующих повышению роли государственного регулирования рыболовства, повышению ответственности за принадлежащие государству морские живые ресурсы, за промысловую деятельность украинских судов, поддержке предпринимательства в области рыбного хозяйства Административные ресурсы Кабинет Министров Украины, Министерство Аграрной политики Украины; Государственный комитет рыбного хозяйства, в частности, управление стратегического развития рыбной отрасли, управление аквакультуры, использования и воспроизводства водных живых ресурсов, управление охраны водных живых ресурсов и регулирования рыболовства. (создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 ноября 2006 года № 1523, деятельность которого Общегосударственный Активизация усилий в сфере защиты интересов отрасли на общегосударственном уровне; привлечение внимания к разработкам научно-исследовательских учреждений отрасли и предлагаемых концепций эффективного развития; изыскание ресурсов для оказания поддержки рыбохозяйственных предприятий, в том числе адресной; Рассмотрение предлагаемых концепций реформирования, механизмов экономической поддержки предприятий отрасли; Обеспечение выполнения нормативно-правовых актов в рыбохозяйственной сфере: ужесточение контроля за использованием рыбных запасов с целью ликвидации 44 Алексахина Л.В. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АРК направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра аграрной политики) Главное государственное управление охраны, использования водных живых ресурсов в Автономной Республике Крым; Крымское Азово- Черноморское государственное бассейновое управление охраны, использования и воссоздания водных живых ресурсов и регуляции рыболовства; Восточно-Черноморское государственное бассейновое управление охраны, использования и воспроизводства водных живых ресурсов и регуляции рыболовства; Региональный, отраслевой промышленного браконьерства; за лицензированием, квотированием и использованием водных живых ресурсов; Изменение принципов распределения общеукраинского лимита на вылов рыбы (ликвидация "олимпийского" принципа распределения", который неэффективен) Научное обеспечение Научная ифраструктура рыбохозяйственного комплекса: Южный научно- исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии «ЮгНИРО», в том числе НИБЮгНИРО «Заветное»; Государственное учреждение "Крымский рыбный питомник" Отраслевой Введение государственного учреждения "Крымский рыбный питомник" в организационную структуру ЮгНИРО и создание условий для эффективного функционирования НИБЮгНИРО «Заветное» Природно- ресурсный потенциал Оскудение запасов рыбы в Азово-Черноморском бассейне; Наличие естественных водоемов (например, уникальное оз.Донузлав), удобных лиманов на Азовском и Черноморском побережье Крыма для размещения садков с целью разведения рыбы; Благоприятные климатические условия Все уровни влияния Широкомасштабное искусственное воспроизводство редких и ценных видов гидробионтов; организация интенсивного товарного выращивания рыб на базе естественных водоемов, прудовых, бассейновых и садковых хозяйств Финансовое обеспечение Низкая степень участия государства в Общегосударственный и региональный Привлечению в развитие марикультуры иностранных Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 45 (поддержка) рыбопромышленн ых предприятий государством финансовой поддержке таких государственных программ: "Национальная программа строительства судов рыбопромыслового флота Украины на 2002-2010 гг."; "Общегосударственная программа развития рыбного хозяйства Украины на период до 2010 года"; Недостаточная степень финансирования научных учреждений; Отсутствие комплексной поддержки национальных рыбопромышленных предприятий, что делает их неконкурентоспособными по сравнению с субсидируемыми и дотационными рыбохозяйственными предприятиями других стран инвестиций по Международной экологической программе по Черному морю (BSEP); Установление специальных тарифов для предприятий рыбного хозяйства, господдержка экспорта, установление системы контроля цен, государственные субсидии на топливо, льготные ссуды, кредиты; государственное предпринимательство в сфере марикультуры, зарыбления естественных водоемов; государственный заказ на производство товарной рыбы; привлечение инвестиций в форме создания акционерных обществ с участием государства Рыночный потенциал Рынок рыбной продукции в Украине существенно деформирован в пользу импортеров; Отсутствие оптовых рынков рыбопродукции; Несовершенство логистических схем Общегосударственный, региональный, локальный Внедрение инновационных продуктов: Выращивание морских и пресноводных макро- и микроводорослей и производство из них ценной пищевой, кормовой, фармакологической и косметической продукции; белково-углеводные концентраты из мидий широкого спектра лечебного и профилактического действия и другие Производственны й потенциал Производственные мощности рыбохозяйственных предприятий, в частности, предприятий рыболовецкой колхозной системы, которые нуждаются в обновлении и совершенствовании Уровень предприятия Освоение товарного выращивания рыб на базе естественных водоемов, прудовых, бассейновых и садковых хозяйств как возможности самообеспечения рыбой- сырцом и другими гидробионтами; Глубокая безотходная переработка выращиваемых морепродуктов с целью получения пищевой, кормовой и лечебно- профилактической продукции Организационный На предприятиях рыболовецкой Уровень предприятия Реформирование структуры предприятий и внутреннего 46 Алексахина Л.В. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АРК потенциал колхозной системы отношения собственности не урегулированы: отсутствует учет паевой части имущества каждого члена производственного кооператива; Должностные инструкции и инструкции по вопросам аппаратной работы устарели, несовершенны; Выявлены случаи задержки рассмотрения, принятия и исполнения решений, игнорирования информации от отделов и служб из-за неправильного распределения компетенции и ответственности; Управленческие кадры имеют низкий уровень квалификации; Политика предприятий в целом неэффективна механизма функционирования: Ликвидация убыточных и непрофильных подразделений; Персонификация собственности на предприятиях рыболовецкой колхозной системы, преобразование производственных кооперативов в акционерные общества, как более совершенные организационные структуры; Пересмотр распределения обязанностей, ответственности и распределения доходов собственников имущества предприятий; Внедрение системы менеджмента качества на предприятиях рыболовецкой колхозной системы Кадровое обеспечение Высокий профессиональный уровень научных сотрудников и специалистов-рыбоводов ЮгНИРО; Наличие отраслевого ВУЗа - Керченского государственного морского технологического университета - для подготовки и переподготовки специалистов в данной сфере Региональный, уровень предприятия Аттестация и переподготовка кадров функционирующих предприятий, прежде всего, управленческих Мы считаем первоочередной задачей организацию широкомасштабного искусственного воспроизводства редких и ценных видов, а также организацию интенсивного товарного выращивания деликатесных и пользующихся массовым спросом видов рыб на базе естественных водоемов, прудовых, бассейновых и садковых хозяйств, что позволяет и научный и природно-ресурсный потенциал региона. Эффективность мер на мезо- и микроуровнях будет зависеть от степени государственной поддержки реформирования рыбохозяйственного комплекса. Вывод. Одной из приоритетных задач в современных условиях целесообразно считать принятие комплекса мер по стабилизации и развитию рыбного хозяйства в Крыму, который предполагает внесение изменений в механизм функционирования рыбохозяйственного комплекса на макро-, мезо- и микроуровнях одновременно для осуществления качественного "скачка" в развитии отрасли. Причем в современных условиях низкой эффективности добычи сырья и снижения ее объемов необходимо сосредоточить усилия на рыбоводстве как альтернативе обеспечения сырьем с соответствующим этому реформированием производственных и организационных структур предприятий, в первую очередь, предприятий рыболовецкой Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 47 колхозной системы. Литература: 1. Серобаба И.И. Современное состояние и использование промысловых ресурсов Азово-Черноморского бассейна/ Серобаба И.И. // Экологические проблемы Черного моря. – Одесса: ОЦНТЭИ, 1999. – С. 268-273. 2. Zaitsev Yu. P. Bioloqical diversity in the Black Sea/ Zaitsev Yu. P. Mamaev V. A. // United Natioons Publications. – New York. - 1997. – 208 p. 3. Туркулова В. Н. Результаты и перспективы исследований ЮгНИРО в области марикультуры/ Туркулова В. Н., Солодовников А. А., Крючков В. Г., Битютская О. Е.//Труды ЮгНИРО. - 2008. - Т.46. - С. 9-17. Бурлакова Ю.В. УДК – 657 / 336. 717 ОСОБЕННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА НА УКРАИНЕ Проблема исследования роли маркетинга в функционировании банковских институтов постоянно обогащается новыми научными доработками, но теоретическая целостность и практическая результативность ее разработки еще достаточно мала. Постановка проблемы и связь с научными программами. В современных условиях отличается актуальностью, обусловлено появлением новых тенденций деятельности банковского маркетинга, данное направление исследования нашло отображение учеными: І.В. Новикова Л. М. Худолий М.П. Денисенко, В.Г. Кабанов. Цель статьи – определить перспективы и изучить банковский маркетинг как один из институтов экономической системы и объяснить прямое влияние маркетинговой деятельности в отношении банков, выявить проблематику данных отношений и изучить принцип их функционирования. Задачей данной статьи является определение главные проблемы функционирования банков, рассмотрение целей банковской деятельности, объяснить взаимоотношение «банк - маркетинг», получить ответ на вопрос: «нужен ли маркетинговый инструментарий для развития банковской системы?». В Украине значимость банковской системы растет, что и влечет за собой широкое рассмотрение таких экономических категорий как спрос, предложение, конкуренция. Маркетинг является главным инструментом в рассмотрении данных категорий и с помощью своих функциональных возможностей способен проанализировать и дать оценку одной из этих категорий, или уровнять эти три компонента. Актуальность данной статьи состоит в том, что с развитием банковской системы необходимо развивать и структуру банковского рынка со всеми прилагающими к нему компонентами, что не возможно без маркетингового исследования. Из-за сложных обстоятельств и рисками, связанными с нестабильностью финансово-кредитной систем Украины, проблема внедрения и эффективного применения потенциала стратегии банковского маркетинга становится более чем актуальной, если не единой возможностью обеспечить надежность коммерческого банка. Для рассмотрения этих проблем они должны интенсифицировать маркетинговую деятельность по таким направлениям: 1.усовершенствование банковских продуктов, 2.расширение программ развития отношений с клиентами, 3.мониторинг деятельности конкурентов, 4.формирование маркетинговой культуры в организации и ее корпоративного имиджа. Необходимость использования маркетинга сегодня в банковском деле, в частности, никем не подвергается сомнению. В практике зарубежных коммерческих банков появление концепции маркетинга было связано с осознанием банками необходимости придать рыночную ориентацию деятельности всех подразделений. Если рассматривать маркетинг только с точки зрения инструментарии рыночной политики (т.е. маркетинг-микс), то его банки применяли уже давно. Они осуществляли разработку товара (например, определяли размер кредита, срок кредитования, условия выдачи и погашения), устанавливали цену (процентную ставку, комиссионное вознаграждение), определяли систему сбыта (например, через собственную филиальную сеть или банки-партнеры) и, наконец, прилагали усилия по реализации (в основном, по средствам персональной продажи). Банки стали ориентироваться на приоритетные группы клиентов и секторы рынка, ставить на первое место интересы не только акционеров, но и бороться за каждого клиент. Для этого необходимо было определить нужды и потребности, разрабатывать и внедрять товары и услуги, удовлетворяющие эти потребности, усовершенствовать структуру обслуживания с таким расчетом, чтобы эффективно удовлетворять запрос клиентов. [6, с 44-45.]